→ Кафедральный собор святого яна варшава. Кафедральный собор святого яна в варшаве

Кафедральный собор святого яна варшава. Кафедральный собор святого яна в варшаве

Если пойти на юг от Карловой площади прямо по Вышеградской улице, то можно выйти к величественному строению - костёлу Святого Яна Непомуцкого. Церковь по праву считается лучшим творением архитектора Килиана Игнаца Динценгофера. Многие специалисты в области архитектуры и искусства отмечали удачные решения создателя, а саму церковь признали вершиной пражского барокко.

Немного истории

Ян Непомуцкий, чьим именем названа церковь, для чешского народа стал святым и мучеником в XV веке, практически сразу после ужасной смерти по приказу короля Вацлава IV. Официально к лику святых Яна Непомуцкого причислили в 1729 году. Именно тогда и было решено отстроить просторный костёл в его честь. Место выбирать не пришлось, так как около Карловой площади находилась тесная и маленькая часовня под именем Яна Непомуцкого. Вместо нее, уже неспособной к тому времени вмещать новых прихожан, и было решено построить новый величественный костёл. Первый камень был положен в 1730 году, а строительство закончилось через восемь лет.

Экстерьер

Костёл Святого Яна Непомуцкого построен в стиле барокко. Его богато декорированный фасад обращен на Вышеградский проспект, откуда видно, что к главному его входу ведет широкая открытая лестница, отстроенная в 1776 году. Изначально лестница не была украшена скульптурами святых, их добавили позже. Сам фасад отмечен двумя башнями, слегка повернутыми друг к другу. Они украшены уникальными вогнутыми и выгнутыми лепными элементами, отделанными под мрамор. Высота башен достигает 35 метров, а на их вершинах купола отмечены декоративными позолоченными крестами. В башнях до самой колокольни тянутся винтовые лестницы в стиле барокко.

Интерьер

Внутренне убранство костёла не уступает внешней красоте. В большом зале своды церкви украшены фреской, сюжет которой посвящен легенде о Святом Яне Непомуцком. Фреска создана руками художника Карла Коваржа в 1748 году. Главный алтарь интересен деревянной статуей Святого Яна Непомуцкого, которую сделал Ян Брокофф. Статуя вскоре стала моделью, по которой создали ее знаменитую бронзовую «сестру». Она стоит на Карловом мосту, привлекая толпы туристов.

Захватывающий своим внешним обликом, костёл Святого Яна Непомуцкого является прекрасным образцом пражского барокко, а история его может показаться интересной для тех, кто желает лучше узнать чешскую столицу.

Костёл Святы́х Иоа́ннов - костёл Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста в Вильнюсе , памятник архитектуры виленского барокко , входящий в ансамбль Вильнюсского университета . Выстроен в 1738-1749 годах по проекту И. К. Глаубица на средства Т. Ф. Огинского .

Располагается на скрещении улиц Пилес (Замковая, в советское время - улица Горького) и Швянто Йоно (Святого Иоанна, в советское время - Сруоги), главным фасадом выходит на университетский Большой двор (прежнее название - двор Скарги). Официальный адрес: улица Швянто Йоно, 12 (Šv. Jono g. 12 ).

Костёл и колокольня (входящие в комплекс зданий Вильнюсского университета) включены в Регистр культурных ценностей Литовской Республики (код храма 26848, колокольни - 26849), охраняются государством как объекты национального значения .

История

Главный алтарь

Строительство костёла было начато в 1387 году по распоряжению Ягайлы сразу же после крещения Литвы (по другой версии, ещё до крещения в 1386 году ). Предположительно деревянный костёл был возведён на старой рыночной площади в центре тогдашнего города, по-видимому, на месте прежнего языческого святилища . Предполагается, что вскоре был выстроен каменный собор, освящённый в 1427 году . Готический храм в три нефа неоднократно ремонтировался и перестраивался. В нынешнем храме сохранились отдельные элементы готики.

Капелла Святой Анны

Фрагмент алтаря и статуя Григория Великого

Наибольшим изменениям здание подверглось при восстановлении после пожара 1737 года . По проекту Иоганна Кристофа Глаубица были выведены новые своды, установлены органные хоры , сооружён большой алтарь , декорирован главный фасад , фронтон пресвитерия . Благодаря этой реконструкции костёл стал выдающимся произведением архитектуры и искусства барокко .

Изредка устраиваются концерты и регулярно происходят торжественные церемонии имматрикуляции студентов, вручения дипломов бакалавров и магистров, окончания учебного года, другие университетские торжества. 5 сентября 1993 года в костёле состоялась встреча интеллигенции с папой римским Иоанном Павлом II .

В костёле проходят прощания с покойными, имевшими выдающиеся заслуги в области науки и искусства, например, с журналистом, писателем, историком литературы Йонасом Булотой в июне 2004 года , писательницей Бируте Пукялявичюте - 24 сентября 2007 года , певцом, актёром и телеведущим Витаутасом Кярнагисом 16 марта 2008 года .

Фасад

Главный фасад

Главный западный фасад обращён к университетскому Большому двору (прежнее название - двор Скарги). Его относят к наиболее оригинальным произведениям архитектуры позднего барокко. Архитектор Глаубиц , не нарушая общего готического характера, облёк фасад в барочную оболочку. Барочные черты приданы прежним дверным и оконным проёмам. Основу композиции главного фасада составляет гармоничный ритм горизонтальных и вертикальных элементов при усложнении форм снизу вверх.

Главный фасад членится на четыре части широкими волнистыми линиями сложного профиля. Портал центрального входа украшают две небольшие колонны, поддерживающие декоративный балкон . Нижний сравнительно скромный ярус скупо украшен рустом ; на нём выделяется пышный портал и установленные позднее таблицы в память второго ректора иезуитской коллегии Якуба Вуека и первого ректора виленской иезуитской академии и университета Петра Скарги .

Центральный портал

Северный фасад

Отделка второго яруса фасада пышнее. В глубокие ниши помещены три высоких узких окна. Четыре группы пилястр и декоративных колонн в простенках продолжают ризалиты нижнего яруса. Две из них продолжаются в третьем, более узком и низком ярусе, соединённым крупными волютами , что придаёт фасаду стройность и устремлённость ввысь. Между колоннами третьего яруса установлены скульптурные фигуры Иоанна Крестителя , евангелиста Иоанна , святого Игнатия и святого Ксаверия скульптора Яна Геделя. В центре третьего яруса расположена ниша, по боком - характерные улиткообразные волюты. В верхней части фасада также помещена ниша. Украшают верхний ярус барельефы , скульптурные детали, ажурный крест и ажурные вазы из кованого металла. Два верхних яруса образуют динамический контур пластичных форм.

Аналогичным образом решён относящийся к тому же периоду барочный фронтон (фацита) восточного фасада костёла, который наилучшим образом обозревается со скрещения улиц Пилес и Шв. Йоно (в советское время Горького и Сруогос). Как и главный фасад, он украшен обильными колоннами, пилястрами, изломанными карнизами , скульптурами, картушами и произведениями металлической пластики. Волнистые плоскости стен и поставленные под углом колонны и пилястры придают фронтону ещё большую динамику. Боковые фасады отчасти сохранили готические формы и конструкции.

На внешней стене пресвитерия с улицы Замковой (ныне Пилес) вмурована большая мраморная памятная таблица семейства Хрептовичей, украшенная в стиле рококо (). Над ней прежде находилось распятие с позолоченной фигурой Спасителя. На восточном фасаде костёла была большая фреска с изображением сцен эпидемии чумы года, закрашенная в XIX веке .

Интерьер

Центральный неф и алтарь

В интерьере сохранилась торжественность готического храма, усугублённая барочной пышностью. Алтарь костёла образует ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, у которых располагаются другие алтари. Главный алтарь сооружён на средства маршалка Альберта Войцеха Радзивилла. У колонн установлены скульптуры Иоанна Златоуста , папы римского Григория Великого , святого Ансельма и святого Августина . Главный алтарь соединён с алтарями святого Игнатия и святого Ксаверия . За этой группой у южной стены на высоком располагается алтарь Марии Лоретской, окружённый декоративной изгородью кованого железа с воротами. В боковых северном и южном нефах располагаются полукругом, повторяющим форму апсиды , ещё шесть алтарей, - святого Иосафата , святого Казимира , Христа Распятого и святых Петра и Павла, святого Николая и скорбящей Божией Матери. Ансамбль считается шедевром искусства, не имеющим аналогов в мире .

Капелла Огинских

Ещё тринадцать барочных алтарей XVIII века находились у пилонов , поддерживающих своды. Они были разрушены во время реконструкции интерьера в двадцатых годах XIX века . Вместо алтарей на консолях в 1826 году были установлены скульптуры святых с алтарей, разрушенных при реконструкции (по другим сомнительным сведениям, статуи перенесёны из прежних костёлов Святого Казимира , Святого Игнатия и францисканского костёла, конфискованных российскими властями . 18 гипсовых фигур установлены по две у каждой колонны в центральном нефе, обращены одна к входу, другая внутрь храма. Из них 12 изображают различных святых Иоаннов - Иоанна Непомука , Иоанна Дамаскина , Иоанна Крестителя , Иоанна Златоуста , Иоанна Климака , Иоанна Капистрана и других, а также святого Бонавентуру , Игнатия Лойолу , Станислава Костки и других. Статуи относятся ко второй половине XVIII века . .

Своды центрального нефа были расписаны фресками, закрашенными при реконструкции 1820-х годов. В костёле сохранилось семь боковых капелл разного объёма, форм и стилей, украшением которых служат скульптуры, фрески, алтари, колонны и пилястры. Из них наибольший интерес представляет капелла Тела Господня, иначе капелла-мавзолей магнатов Огинских , сооружённая в 1768 году . Её портал выполнен в стиле классицизма . В капеллу Святой Анны ведёт изящный портал в стиле рококо .

Механику Брунеру было поручено демонтировать орган и организовать его доставку в Вильну; отправленный в Полоцк в июне 1835 года , он там умер. После этого доставкой органа, которая потребовала дополнительных расходов (до 1000 рублей серебром) и связанных с ними переговоров, занимался органный мастер Антоний Гуринович. Орган был доставлен в феврале 1836 года в 84 ящиках и весил 1264 пуда (20,25 т). С августа 1837 года до октября 1839 года монтажом и восстановлением повреждённых деталей занимались органные мастера Теодор Тидеманн и его сыновья Теодор и Франц Тидеманн, за что им было заплачено 3000 рублей серебром. У отреставрированного органа было 40 голосов, или регистров, и 2438 труб. Прежний орган Медико-хирургическая академия в декабре 1839 года безвозмездно передала в часовню Виленского благотворительного общества .

Восстановленный после многолетних трудов к июлю 2000 года нынешний орган на 65 голосов и с 3600 трубами - самый большой в Литве. На органных хорах установлен бюст композитора Станислава Монюшко , который в -1858 годах жил в Вильне и несколько лет был органистом костёла (годовое жалованье составляло 100 рублей серебром).

Колокольня

Колокольня (ул. Шв. Йоно)

В конце XVI -XVII веках рядом с костёлом была возведена на средства магистрата колокольня с характерным для ренессансных построек ритмичным членением ярусов и расположением проёмов. В нижнем этаже колокольни жил кантор костёла. У колокольни в четыре яруса было три колокола; в пожарах и войнах колокола неоднократно повреждались и уничтожались, взамен отливались новые. Один был подарен Львом Сапегой после пожара года. Во время Первой мировой войны перед вступлением в Вильну германской армии были вывезены все колокола. При реставрации колокольни в - годах был поднят барочный медный колокол известного виленского мастера Яна Деламарса, отлитый в году для костёла Святого Михаила . Высота колокола 58 см, диаметр 92 см.

Один из интересных и незабываемых памятников Варшавы – собор Святого Яна, входит в число объектов, которые стоит посетить каждому гостю польской столицы. Пожалуй, его многие считаю главный храм города.

Любопытные факты о соборе Святого Яна

Собор Святого Яна в Варшаве воздвигнут на месте деревянной часовни в XIV веке в жанре кирпичной готики. Он был построен как место для коронации и похорон князей. Изначально культовое строение было обычной церковью, но со временем оно приобретало все большее значение. К XVI веку собор Святого Яна становится самой важной церковью страны.

В XVII веке готический храм меняется в духе того времени на стиль барокко. Собор Варшавы становится одним из самых богатых польских культовых зданий. А это стало возможным потому, что при оформлении интерьера, использованные уникальные произведения, подаренные королями и знатью. К примеру, алтарь украсила картина «Мадонна со Святыми Иоаном Крестителем и Станиславом» художника Джакомо Пальмы. В XVII столетии базилика связана коридором с Королевским замком.

Собор Варшавы – свидетель многих событий, подобных коронации короля Станислава Августа Понятовского в 1764 году. Здесь похоронены деятели польской культуры и истории – Стефан Вышинский (архиепископ), Габриэль Нарутович (первый президент Польши), мазовецкие князья, Генрик Сенкевич (писатель) и еще многие другие. Особое значение имеет факт, что именно здесь в мае 1791 года принята первая европейская Конституция.

Базилика значительно пострадала уже в 1939 году от налетов, а в 1944 она стала ареной боевых действий – немецкие танки дважды врывались в здание. После восстания ее вновь взорвали, разрушив 90% построек. На стене вновь выстроенного храма можно видеть любопытную деталь – часть гусеницы танка. Это напоминание о том, что пришлось претерпеть культовому зданию в годы войны.

После войны оригинальная форма варшавского храма была восстановлена, оставили и прежнюю высоту крыши и форму фасада. Когда заходишь с людной шумной улицы под своды портала, попадаешь в совершенно иную Варшаву, кажется, что попал в прошлое.в июне 1960 года кардинал Стефан Вышинский освятил реконструированный храм.

Что посмотреть в соборе Святого Яна

Внимание туристов привлекает прекрасная часовня с захватывающим звездчатым потолком, средневековый Святой крест, необыкновенная фигура Христа с натуральными волосами (ее подарил Юрга Боричко) и интересная мраморная скульптура над гробницей Малаховского (работа Торвальдсена). В конце XX века в храм перенесли прах Станислава Понятовського – последнего польского короля.

Сегодня варшавский собор Святого Яна является международным центром для продвижения духовной органной музыки, здесь проходят фестивали и концерты. Часто в храме проводят и свадебные церемонии. Принято считать, что заключенный здесь брак благословляет сам Иоанн Креститель.

Собор Святого Яна во время войны был полностью разрушен. Его восстановили в том виде, в каком он был построен в 14-м веке. Разрушали его танки «Голиафы». Точнее, это были не совсем танки, а передвижные «лёгкие носители зарядов», как указано в некоторых немецких документах. А в русской и польской литературе одно из названий этой машины – танк «Голиаф». Короче, это 75 килограммов взрывчатого вещества на гусеницах. Мотоциклетный мотор и дистанционное управление (дистанционное в то время, значит при помощи кабеля). Эти машины должны были применяться для разрушения вражеских укреплений, ДОТов, ДЗОТов, а так же против танков. В Варшаве «Голиафы» въезжали в святыни и изнутри разрушали их. Сколько ненависти надо иметь ко всему на свете кроме себя, чтобы взрослому человеку такими вещами изощрённо заниматься?
Сразу приходят на ум разрушения храмов в революционные годы в России. Но там было другое, там была война с религией. Группа людей не верила в бога, в чём нет ничего предосудительного в нормальном светском обществе. Но они насильно хотели запретить верить всем остальным людям, на тот момент глубоко верующим. А здесь, в Польше, вроде бы христиане варварски танками разрушают христианские же храмы. Хотя о фашистах чего говорить? На их совести миллионы человеческих жизней на фабриках смерти. Что им задумываться о каких-то исторических реликвиях? Они собирались строить тысячелетний рейх. А если не получилось, то гори всё синим пламенем. И это взрослые трезвые люди?!
Так вот, в стену собора Святого Яна впечатан кусок гусеницы танка «Голиаф», который разрушал этот храм. А в этом соборе в 1791 году была подписана конституция. Это была первая конституция в Европе и вторая в мире, после конституции США. В этом соборе захоронены многие епископы и архиепископы, последний польский король Август Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, который за роман о раннем христианстве «Камо грядеши?» в 1905 году был удостоен нобелевской премии.
И ещё в храме есть знаменитое распятие. Было время, когда в Германии насаждалось протестантство, католические реликвии уничтожались. Только что вспоминали об уничтожении атеистами церквей в России, и об уничтожении мини-танками храма, о котором, собственно, и идёт речь. Ничто не вечно, а уж детское желание что-нибудь сломать и подавно! Тем более, если не сам это что-то сделал. Когда уже человечество вырастет из коротких штанишек? И вырастет ли вообще? Так вот, во времена уничтожения католицизма в Нюрнберг приехали польские шляхтичи. Они увидели разбитое распятие, выброшенное на улицу. Они собрали это распятие, сложили его, привезли в Варшаву, установили его в соборе Святого Яна. И, по преданиям, начались чудеса. На голове у спасителя начали отрастать волосы. И каждый год волосы отрастают ровно на сантиметр. Девушка-девственница золотыми ножницами подрезает эти отросшие волосы. Конечно, установить истину, отрастают эти волосы или нет, трудно. Как можно установить факт, если учёных к этому распятию не допускают? Так же как и ко многим чудесам, вплоть до возникновения священного огня в Иерусалиме. Но все верующие люди верят, что волосы отрастают. На то они верующие, чтобы верить.
Это распятие находится слева от алтаря, за решёткой. Вокруг него и возле него развешаны и лежат какие-то вещицы, в основном драгоценности, кольца, ожерелья. Это подарки прихожан за то, что сбылось, о чём они просили бога возле этого распятия.
В случае с распятием – сила веры. У кого не сбывается, тот естественно, не приносит ничего. Но у кого-то по статистике обязательно должно всё получиться, даже самые смелые мечты. И вера очень помогает. Кстати, мы будем в поездке встречать множество таких скульптур и в церквях, и у церквей. Мол, дотроньтесь до ноги или руки такого-то изображения, и будет вам счастье. Более того, мы будем встречать такие скульптуры и нецерковной тематики. Например, в Берлине у знаменитого фонтана надо дотронуться до пятки одной из полуобнажённых, да почти обнажённых, бронзовых фигур, и будет вам удача в путешествиях. И у того же фонтана, если взять за рога козла, тоже бронзового, которого пасёт другая бронзовая нимфа, то с деньгами у вас обязательно всё будет хорошо, а если и было плохо, то наладится. И в Люксембурге, у памятника местной знаменитой принцессе Шарлотте, всегда есть желающие потрогать её бронзовую ладонь. Местное население очень уважало деловую смётку своей правительницы. Считалось, что, образно выражаясь, к чему бы она ни прикоснулась, всё превращается в золото. Вот до этой-то ладони и дотрагиваются досужие туристы, желая, очевидно, чтобы и к ним перешла такая способность. Обо всём этом я обязательно упомяну, когда буду рассказывать о других городах.
Кстати, в Москве в метро на станции Площадь Революции много скульптурных композиций из бронзы. Одна из них изображает зоркого пограничника с собакой. Так вот, говорят, (когда хотят сказать, что есть легенда, то чаще говорят «говорят»), что если у бронзовой собаки потереть нос, то в этот день будет вам удача. И у собаки этой постоянно нос натёрт до блеска. Такое шутливое поверье. Кстати, я в последнее время придумал для себя мини-обряд: если бываю на Площади Революции, поглаживаю бронзовую книгу, которая развёрнута на коленке у одной из скульптур.
А сейчас вернёмся к распятию в соборе Святого Яна. Ведь если бог действительно существует, то это распятие работает как антенна передатчика ваших мыслей, просьб, чаяний, проще сказать, как мобильный телефон, как программа скэйп, с помощью которых вы дозваниваетесь до бога. И если дозвонились, то этот телефон становится счастливым талисманом.
Так что, если зайдёте в собор Святого Яна, можете подойти к этому распятию и мысленно попросить бога о чём-то. Только просьба обязательно должна быть нематериального плана. И, говорят, что желание обязательно сбудется. У меня есть одно заветное желание, но, подумав, я решил, что если оно сбудется, то материальная сторона всё равно будет присутствовать, хотя и не является основой желания. Посему я решил не беспокоить распятие мыслями, даже немного связанными с меркантильностью. Пусть положит все свои силы на помощь в осуществлении нематериальных желаний. Это очень достойное занятие.
Возле собора стоит колокол. Этот колокол висел на колокольне собора Святого Яна, но когда гитлеровцы снимали колокола, этот упал и раскололся. Горожане его собрали, склеили и поставили около собора. И считается, что колокол тоже выполняет желания. Точнее – желание, если вам понравилось в Варшаве, и вы хотите ещё когда-нибудь сюда вернуться. Нужно взяться за верхушку колокола, обойти вокруг него и, когда-нибудь обязательно вернётесь в Варшаву.
Заметили схожесть ситуаций? Распятие разбито, но его склеили, сохранили; и колокол разбит, но и его склеили, сохранили. Именно тому, во что порядочные люди вложили свою добрую волю, верят многие миллионы людей, и ждут чуда именно от доброй воли и созидания.
И, типа, резюме. Распятья разбивают, храмы разрушают. У католиков - распятья, у нас – иконы. Иконы воруют и продают, чтобы они в частных коллекциях играли роль дорогих русских матрёшек. И всё же, эти неодушевлённые вроде бы предметы и здания имеют неоспоримое право на жизнь (никакого каламбура я тут не придумывал), потому что они помогали, помогают, и будут помогать людям: разобраться в себе, иметь именно нематериальные желания, и, может быть, достучаться до небес.

Кафедральный собор Святого Яна (пол. Archikatedra Św. Jana Chrzciciela) считается одной из главных достопримечательностей Варшавы. Это главный католический храм Варшавы и Варшавской архиепархии. Он расположен на Свентояньской улице, в Старом городе рядом с Королевским замком, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Костел служит местом захоронения ряда выдающихся деятелей польской истории и культуры. В стенах этого храма короновали польских монархов, ратифицировали Конституцию страны и похоронили последнего из польских королей, Станислава Августа Понятовского. Здесь похоронены первый президент Польши Габриэль Нарутович, писатель Генрих Сенкевич, мазовецкие князья, художник Марчелло Бачиарелли, архиепископ Варшавы Стефан Вышинский и многое другие знаменитые личности.


Кафедральный собор Святого Яна был возведен на рубеже XIII-XIV вв. и является старейшим храмом Варшавы. В XIII в. на месте нынешнего собора стояла деревянная часовня, построенная князьями Мазовии из династии Пястов. В 1339 г. в ее стенах состоялся судебный процесс против Тевтонского ордена, по приговору которого орден обязали вернуть Польше захваченные земли и выплатить денежную компенсацию.


В 1390 году на месте часовни по инициативе князя Януша I Старшего был построен кирпичный готический храм, ставший главной приходской церковью Варшавы и местом коронаций и захоронений князей Мазовецких. В 1406 г. по указу Папы Римского Бонифация IX храм стал соборной церковью. В XVI в. храм пострадал от сильного урагана и был перестроен в стиле барокко.


В XVII в. собор служил для коронации и был соединен с Королевским замком специальным коридором. В этот же период интерьеры собора были оформлены в стиле барокко, а алтарь - украшен картиной «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Станиславом» кисти Джакомо Пальмы-младшего. После возвращения независимости Польши собор приобрел статус Национального пантеона.


Храм был свидетелем многих важных исторических событий. В 1705 г. в нем состоялась коронация Станислава Лещинского, в 1764 г. Станислава Августа Понятовского. В 1798 г. храм был возведен в сан Собора, а в 1817 г. стал Кафедральным собором.


В 1944 г. вместе с историческим центром города Кафедральный собор Святого Яна был разрушен в ходе подавления Варшавского восстания. После войны восстановлен в первоначальном виде. К его главным достопримечательностям относятся часовня Боричко со звездчатым потолком и чудотворный Святой крест XVI в. из Нюрнберга с уникальным распятием. Посещение храма включено в этот экскурсионный тур в Польшу.

 

 

Это интересно: