→ Борис Пастернак. Роман "Доктор Живаго"

Борис Пастернак. Роман "Доктор Живаго"

Роман «Доктор Живаго» - что это? Борьба за сохранение своего личного и частного в водовороте катастрофических событий?
Так ребёнок пытается спасти свою игрушку, когда горит дом. Но то ребёнок.
Есть ли ценность в этой безнадёжной борьбе?
Кому адресован этот роман?
Входит ли он в число 50 или 100 книг, которые стоит прочитать внимательно?

Бывают разные состояния души, одно из которых - увлечённость. В литературе часто описывается подобное чувство. Например, Герман из «Пиковой дамы». Он был настолько захвачен мыслями про три карты, что говорил:

«Тройка, семёрка, туз - не выходили из его головы и шевелились на его губах. Увидев молодую девушку, он говорил: - Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная. У него спрашивали: который час, он отвечал: - без пяти минут семёрка. - Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семёрка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком».

А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

Другое произведение - «Защита Лужина», главный герой - шахматист, он видел жизнь сквозь призму шахматной игры.

Поэты и писатели тоже увлечены, иначе сложно перевести душевное состояние на обычный язык. Литературовед Ролан Барт говорил, что каждый может понять сложность работы автора, когда нужно сказать слова соболезнования человеку, потерявшему близких. Можно обнять и похлопать по плечу, но выразить свои эмоции словами тяжело.

Борис Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» десять лет, с 1945 по 1955 гг. Начиная читать другие произведения, понимаешь, что автор втягивает тебя в другой мир, в котором ты должен понять героев, их отношения. Например, «Дар» Набокова.

«Облачным, но светлым днём, в исходе четвёртого часа, первого апреля 192... года (иностранный критик заметил как-то, что, хотя многие романы, все немецкие, например, начинаются с даты, только русские авторы - в силу оригинальной честности нашей литературы - не договаривают единиц), у дома номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился мебельный фургон, очень длинный и очень жёлтый, запряжённый жёлтым же трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией».

В. Набоков. «Дар»

Набоков даёт ненужные читателю подробности: «У дома номер семь». Нет принципиальной разницы, седьмой номер или девятый. При этом пишет, что русские авторы «не договаривают единиц», и тогда в нарочитой подробности проглядывается юмор или ирония. В «Докторе Живаго» не так. Даётся много деталей, с которыми читатель не знает, как поступать: запоминать или нет, важны ли они и какое отношение имеют к дальнейшим событиям. По компьютеру проверяешь, сколько раз будет употребляться определенное слово. И вдруг оказывается, что оно в романе больше не появится. Пример.

«Стоячий, заблудившийся запах цветов, пригвожден был зноем неподвижно к клумбам. Это напоминало Антибы и Бордигеру!»

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Кому напоминало, мне или автору? Может, в этих городках был Пастернак или его герой и об этом будет еще разговор? Но в произведении больше не будут упоминаться Антибы и Бордигера. Читатель находится в смятении, нужно ли расшифровывать такие подробности?

Одни авторы помогают войти читателю в мир, который создают в произведении, а другие - нет. Просто доверяешься, читаешь и тратишь часть своей жизни на понимание текста. В данном случае можно сказать себе, что Пастернак (см. рис. 1) получил Нобелевскую премию, он великий человек, поэтому нужно ознакомиться с его творчеством. Но это неправильный подход. Нужно понять, для тебя ли написано произведение.

Рис. 1. Б.Л. Пастернак

Так же и в живописи, и в других видах творчества, что-то создано для вас, а что-то совсем не ваше (см. рис. 2).

Рис. 2. И.И. Шишкин. «Березовая роща»; В.В. Кандинский. «Секущая линия»

«Когда из приволжского захолустья Николай Николаевич переехал в Петербург, он привёз Юру в Москву в родственный круг Веденяпиных, Остромысленских, Селявиных, Михаелисов, Свентицких и Громеко. Для начала Юру водворили к безалаберному старику и пустомеле Остромысленскому, которого родня запросто величала Федькой. Федька негласно сожительствовал со своей воспитанницей Мотей и потому считал себя потрясателем основ, поборником идеи».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Набираем в компьютере «Остромысленский», чтобы понять, важный ли это персонаж. Вновь нет повторов. Очевидно, важно что-то другое, возможно, настроение, которое создают эти слова и образы. Крайний подобный пример.

«Юра был рад, что дядя взял его в Дуплянку. <…> Юре было приятно, что он опять встретится с Никой Дудоровым, гимназистом, жившим у Воскобойникова, который, наверное, презирал его, потому что был года на два старше его, и который, здороваясь, с силой дёргал руку книзу и так низко наклонял голову, что волосы падали ему на лоб, закрывая лицо до половины».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Не ясно, почему Юре было приятно встретиться с человеком, который его презирает. И дальше нет пояснений, конец раздела. Вот такой язык.

Примеры взяты из начала произведения. Нужно решить, хотите ли вы погружаться во все это. Читателя никто не ведёт, как, например, Набоков постепенно, заинтересовывая, вводит в мир, созданный в произведении.

«Доктор Живаго» - роман про поэта. Возможно, это такой специальный язык образов? Но Пастернак не создавал что-то специально, он просто писал. Вероятно, его язык будет понятен другим писателям.

«И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет, как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь. <…> Ручательством правильности моего взгляда на роман “Доктор Живаго” как на лирическую исповедь самого Бориса Леонидовича служит то, что Живаго - поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго - это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой».

С.В. Лихачев

Попробуйте спросить биолога, как он видит сад, по которому вы гуляете. Его интерпретация будет иной. И в произведении поэт так описывает свои мысли.

«Они занимались в полутьме стеклянной террасы. Глаз различал валявшиеся в беспорядке лейки и садовые инструменты. <…> Из палисадника тянуло самоварной гарью, заглушавшей запах табака и гелиотропа. Туда проносили из флигеля каймак, ягоды и ватрушки. Вдруг пришло сведенье, что Павел отправился купаться и повел купать на реку лошадей. Николаю Николаевичу пришлось покориться».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Представьте дачу, люди работают, детишки купаются… И вдруг «пришло сведение» … Обычно сведение оповещает о начале каких-либо военных действий, но точно не в данном случае.

Почему много поэтов и писателей? Ведь в жизни нам нужно усвоить не так много истин. Законов физики немного, а учебников масса. Мы как замок, а произведения – ключи, мы должны найти свой уникальный ключ, который нас откроет. Этот роман не является ключом во внутренний мир. Хотя именно к нему обращается автор, когда пишет про гнев, боль и смятение. Эти чувства неизмеримы. Нельзя определить размер боли. Ее либо ощущаешь, либо нет. Задача писателя – создать те обстоятельства, которые вызовут необходимые чувства, и мы поймём, что хотел донести до нас автор. Поэтому писатель должен говорить на языке, близком читателю. А в «Докторе Живаго» поэт пишет про жизнь поэта и для поэта.

Суть произведения в том, что главный герой обороняется от действительности, пытается сохранить свою частную жизнь, личное видение окружающего мира. А вокруг война и революция, которые не способствуют его желаниям. Роман о борьбе.

Хочется верить, что отношения между героями схожи с обычными человеческими.

«- Что с тобою, ангел мой? Которую уже ночь ты не спишь, не дотрагиваешься за столом до пищи, весь день ходишь как шальная. И всё думаешь, думаешь. Что преследует тебя? Нельзя давать такой воли тревожным мыслям. <…>

Он совершенно прав. Опасность назрела и уже у порога. Надо немедленно исчезнуть. Вопрос только в том, куда именно. Пытаться уехать в Москву нечего и думать. Это слишком сложные сборы, и они привлекут внимание. А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю. Пускай этим местом будет Варыкино. Уедем туда недели на две, на месяц.

Спасибо, родной, спасибо. О как я рада. Я понимаю, как всё в тебе должно быть против этого решения. Но речь ведь не о вашем доме. Жизнь в нем была бы для тебя действительно немыслима. <…>

Но перейдем к Варыкину. Разумеется, забираться в эту одичалую глушь суровой зимой без запасов, без сил, без надежд - безумие из безумий. Но давай и безумствовать, сердце моё, если ничего, кроме безумства, нам не осталось».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Разве так разговаривают? Я не слышал. Может просто не для меня написано… Поэт своей увлечённостью похож на Германа, который во всём видел три карты. Возможно автор, который всегда в поиске пограничного состояния, своего перевода внутренних переживаний на обычный язык именно так и разговаривает? В таком бы случае меня бы это удивило.

«В это время на поляну въехала длинная порожняя подвода с высокими боками, на каких в Польше и Западной России возят снопы. Парою лошадей в дышельной упряжке правил военнослужащий, по старинной терминологии фурлейт, солдат конного обоза».

Б. Пастернак. «Доктор Живаго»

Зачем нужна эта фраза и слова «по старинной терминологии фурлейт»?

Фурлейт (нем. Fuhrleiter, от Fuhre - поклажа, транспортировка и Leiter - вожатый). Солдат при фурах при военном обозе.

Но это же поэт, и слово «фурлейт» ему показалось важным, интересным. Он пишет для себя.

Роман о личности, о том, как сберечь себя в условиях турбулентности, войны и революции.

Одно из стихотворений нам хорошо известно.

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Не задернутых гардин.

Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.

И опять кольнут доныне
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.

Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, -
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.

Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.

Борис Пастернак

Автор заставляет задуматься. Но нужно ли читать этот роман? Алгоритм такой же, как и с людьми. С кем-то мы общаемся и продолжаем разговор, с кем-то сразу прекращаем. В произведении важно, как оно написано. Поймёт ли читатель язык и мысли автора? Или можно прочитать другую книгу получив те же впечатления? По нескольким отрывкам я могу определить, моё ли это произведение. Когда понимаю, что это не моё, оцениваю объём и задумываюсь, может, за это время прочитать, что-нибудь другое? Из романа «Доктор Живаго» я привел много цитат, которые мне не понравились. С другой стороны, в конце произведения замечательные стихи, которые через весь роман и всю жизнь пронес автор и его герой. На мой взгляд большая часть романа заменяется одним стихотворением Пушкина «Из Пиндемонти».

ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспаривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова 1
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...

А.С. Пушкин «Из Пиндемонти»

Входит ли этот роман в 100 книг, которые стоит прочитать внимательно? Возможно эта книга для особенных читателей - литературоведов. Как учебник физики для физиков. Книг можно причитать много, но важно делать это внимательно. Если после книги остается одно общее смутное впечатление, значит вы читали неправильно.

Уроки 83–84 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БОРИСА ПАСТЕРНАКА (ОБЗОР). ФИЛОСОФСКАЯ ГЛУБИНА РАЗДУМИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

30.03.2013 27345 0

Уроки 83–84
Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).
Философская глубина раздумий
в стихотворениях поэта

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака; определить тематику и основные мотивы его лирики; дать понятие об особенностях романа «Доктор Живаго»; научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

Ход уроков

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Борис Пастернак

I. Вступительное слово.

Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития.

Аналогично думали и писали в это время многие. Композитор А. Н. Скрябин всерьез рассчитывал преобразовать мир и объединить человечество силою музыки. Определяющей становилась и сила обновляющегося живого слова, которая в литературе связывалась с именами Толстого, Достоевского, Чехова.

Воплощением духа своего времени стал и Борис Пастернак. Он сумел передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво…»

II. Художественный мир Бориса Пастернака (лекция).

1. История жизни и творчества поэта .

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года. Дом, в котором его родители снимали квартиру, находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживленное предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.

В необеспеченной семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневным домашним обиходом, а окружающие переулки, дворы и сады в окрестностях Каретного ряда были местом ежедневных прогулок, где жизнь врывалась в сознание всей яркостью своих нравственных и пластических крайностей.

Мальчик отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны. Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа – осознания и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому. Няня Акулина Гавриловна брала его с собой в церковь, рассказывала о божественном и чудесном.

Творческая атмосфера семьи Пастернаков, где частыми гостями бывали многие известные художники, музыканты, писатели, с детства развила у мальчика отношение к искусству как к повседневной, привычной части жизни.

Борис Пастернак считал обстановку родительского дома самой значимой в художественном становлении. «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней. И к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме…» – напишет Б. Пастернак в письме к А. Форману в 1927 году. Теплые чувства ко многим художникам, бывавшим в семье Леонида Осиповича, Борис Пастернак пронесет через всю свою жизнь.

Будущий поэт в детстве рисовал красками. Его отец, всегда строгий к детям, отмечал явные художественные задатки сына. «Мог бы быть художником», – не без сожаления говорил о нем Леонид Осипович. Потом будут серьезные увлечения музыкой и философией. Свою разнообразную одаренность Б. Пастернак считал особенностью поколения.

Обстоятельства детства и отрочества подробно описаны в двух автобиографических повестях Бориса Пастернака. Яркость этих впечатлений определила умение писать с натуры, которое он в поздние годы называл субъективно-биографическим реализмом. Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведенного дня, когда бы он не работал.

«Что делает художника реалистом, что его создает? Ранняя впечатлительность в детстве, – думается нам, – и своевременная добросовестность в зрелости», – писал он о своем опыте в 1945 году. Эту мысль о ценности каждого дня поэт свяжет с необходимостью понимания и выполнения предназначенного ему свыше, требовательности к себе.

Галина Нейгауз свидетельствует, как «однажды Пастернак заметил: «Талант дается Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному. По этому поводу у меня есть стихи». Он позвал меня к себе в кабинет и прочел стихотворение «Не спи, не спи, художник…» Эта важная мысль в последних двух строфах стихотворения 1956 года «Ночь» звучит как призыв:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Это был человек необыкновенной работоспособности. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако требования, которые он предъявлял к себе, были невыполнимы, и он с болью отказался от завершения музыкального образования и профессии композитора.

Сменив первоначально выбранный за легкость юридический факультет университета на философское отделение историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу. Было принято решение бросить философскую карьеру.

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах». Молодой поэт решительно искал самостоятельный путь в литературе.

Освобожденный от военной службы в годы войны, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону. К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака «Поверх барьеров».

Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра моя – жизнь» поставила Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Задолго до её опубликования она приобрела известность, а её издание вызвало восторженные отзывы Брюсова, Цветаевой, Маяковского.

С революционных лет Пастернак задумал большую прозаическую работу. Отделанное начало этого замысла было напечатано как повесть «Детство Люверс». О ней с похвалой писали Тынянов, Горький, ставя эту прозу выше стихов Пастернака.

В своих лирических произведениях поэт обращается и к историческим личностям (поэма «Лейтенант Шмидт»), и к людям, чья судьба тогда касалась и трогала его (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду). В 20-е годы поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!..

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Выражением этих намерений и взглядов стала написанная в 1930–1932 годах книга стихов «Второе рождение».

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился.

«Именно в 36 году, – вспоминал поэт через 20 лет, – когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. (Известны замечательные переводы Шекспира – примечание учителя.) Личное творчество кончилось…» Так продолжалось все годы войны и сталинского террора.

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 года книга была отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала К. М. Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. Последовали зарубежные издания произведения и переводы практически на все языки мира.

С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Вслед за этим разразился политический скандал. Пастернак был вынужден отказаться от премии. Были остановлены все издания его переводов.

Нелегкая двойственность существования не нарушала ритм его работы. В 1959 году поэт пишет стихи своей последней книги «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия продолжает писать драму «Слепая красавица» о жизни крепостного актера (и о судьбе искусства в условиях крепостного права в России).

С начала 1960 года, преодолевая постепенно нарастающие боли в спине, Пастернак переписывал первые сцены пьесы. С середины апреля наступило ухудшение, и, отчетливо сознавая неизлечимость своей болезни, он оставил неоконченную работу и позволил себе лечь в постель.

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Пророческими стали слова, сказанные поэтом за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2. Художественные особенности поэзии Пастернака.

– Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.

Стихи Пастернака отличаются живописностью, его картины узна-
ваемы:

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник греб

По липам. И все это были подобья.

Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.

Образы-символы глубоки и ощутимы.

Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».

В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» – часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».

Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

«Когда разгуляется», 1956

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней», 1941

Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.

В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.

3. Работа с текстом .

– А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.

Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

III. Роман Пастернака «Доктор Живаго».

Можно начать с сообщений учащихся о необычности сюжета и композиции произведения.

Мы обратимся лишь к нескольким страницам этого необычного произведения.

Весь роман – это откровение Пастернака, его послание к нам, ныне живущим, послание, заставляющее увидеть то, чего раньше не замечали. Это своеобразное письмо, покоряющее открытостью, любовью к жизни, умение видеть поэзию в прозе. В нем присутствуют и записки, и дневниковые заметки, и стихи, и письма как таковые.

Мы обратимся к такому письму – прощальному письму Тони.

Анализ страниц романа (глава 13, часть 18).

– Как вы думаете, письмо это написано по правилам?

В нем нет адреса, нет обращения, начала, нет слов прощания. Мысли Тони прыгают: то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам… Кажется, уже попрощалась, а письмо все продолжается.

– В каком жанре написано это письмо? (Это крик души, который заставляет трепетать и наши души.)

– Что было в этом письме, что заставило Юрия Андреевича забыть, в каком он городе и у кого в доме? Забыть, где он и что кругом него? В чем сила письма?

Это письмо о любви, у которой нет будущего. Тоня никогда не говорила мужу: «А я люблю тебя… Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении… Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя». Но «все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь».

Нет, он любил Тоню, но опоздал это сказать…

Письмо, о котором идет речь, не первое, полученное Юрием Живаго от жены. Но как не похоже оно на другие! Оно – прощальное. И в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны: огромная, умеющая любить, жертвенная. Мы как будто по-новому видим эту женщину, которая до этого письма казалась иной.

– Вспомните в литературе другие примеры женского письма.

Учащиеся могут выступить с сообщениями о примерах женского письма, что обобщит знания.

Пастернак любил и умел писать. Широко известен его эпистолярный роман с Мариной Цветаевой: «Мы были музыкой во льду…» Так вот и это письмо, о котором мы говорим сегодня, – музыка, которая потрясает до глубины души своей искренностью, обилием чувств и – полным самоотречением.

Заканчивая работу над романом, Пастернак признавался в одном из писем: «Вы не можете представить, что при этом достигнуто! Найдены и даны имена всему тому колдовству, которое мучило… Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…»

Два человека – он и она – могут обрести друг друга лишь в письмах, и тем трагичнее ситуация, когда письмо остается без ответа, как обнаженная душа среди холода и ветра, душа, которую некому согреть и спасти.

Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение Бориса Пастернака, выполнить его анализ.

Этапы работы 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1945 – 1955 г.г.Работа над романом 1945 – 1955 г.г.Работа над романом Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе 1988 г. Роман напечатан в России г. Роман напечатан в России.


«Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» Б.Л.Пастернак Б.Л.Пастернак




Временные рамки романа Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы. Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.


Варианты названия Свеча горела Свеча горела Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Нормы нового благородства Нормы нового благородства Записки Живульта Записки Живульта История духа живого История духа живого Смерти не будет Смерти не будет Доктор Живаго (1948) Доктор Живаго (1948)


Доктор Живаго Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Профессия врача. Тема гуманизма. Профессия врача. Тема гуманизма. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно.


Форма повествования События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго». Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго».


Композиция Начало – мотив смерти Начало – мотив смерти «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.


Диалоги Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. События изображаются через восприятие героев События изображаются через восприятие героев


Взгляд на историю «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни.


Система персонажей Юрий Живого Юрий Живого Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Антонина – жена, мать. Антонина – жена, мать. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России.


Основные мотивы Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Искусство Искусство История. Революция История. Революция Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Метафора свечи Метафора свечи


Православные праздники Мать Юрия умерла накануне Покрова, Мать Юрия умерла накануне Покрова, Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности. Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности.


«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» Важный символ романа - свеча «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)


«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.


Соотношение с другими романами М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: 1. христианские мотивы 1. христианские мотивы 2. композиция «роман в романе» 2. композиция «роман в романе» 3. панорама Москвы 3. панорама Москвы 4. образ творца 4. образ творца М.А.Шолохов «Тихий Дон»: М.А.Шолохов «Тихий Дон»: 1. изображение исторических катаклизмов 1. изображение исторических катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 3. утверждение самоценности жизни 3. утверждение самоценности жизни

Урок литературы в 11 классе.

Цели и задачи: 1) через чтение и анализ стихотворений из 17 главы романа «Доктор Живаго» открыть знание всего текста:
а) работа с текстом; определить место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа;
б) культурологический аспект - разобрать символы романа в стихотворении «Зимняя ночь» и в книге первой части третьей в главах девятой, десятой «Ёлка у Свентицких» - образ свечи; в стихотворении «Чудо» и в книге третьей части одиннадцатой, в главе четвёртой «Лесное воинство» - образ дерева, бесплодной смоковнице;
в) взаимоотношения персонажей (этимология);
2) развить путём эвристической беседы элементы логического мышления;
3) актуализация современной жизни, примеры из произведений современников Б. Пастернака (А.А. Фурманов «Разгром» - образ Мечика) и в произведениях XIX века (Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»);
4) нравственно - этический аспект, нравственные традиции – христианские мотивы в романе, отношение к Богу;
5) значение романа «Доктор Живаго»; значение творчества Б.Л. Пастернака.
Эпиграф к уроку: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.
Методы и приёмы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Материалы и оборудование: Портрет Б.Л. Пастернака, Роман «Доктор Живаго», мульти видео фильм, mp-3 песня А.Б. Пугачевой «Свеча горела», подсвечник с горящей свечой, видеофильм Дэвида Линна «Доктор Живаго» в двух частях.

План и ход урока.
Орг. момент.
Вступительное слово учителя.

***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,

Свершать открытья

В этом отрывке из стихотворения 1956 года Борис Леонидович Пастернак рассказывает о сути и смысле своего творчества, о желании не оставаться на поверхности явлений, а проникнуть в их сущность.
III. - Сегодня на уроке мы с вами будет работать над вершинным произведением прозы Б.Л. Пастернака - романом «Доктор Живаго». О характеристике замысла книги, данной в письме О. Фрейденберг осенью 1946 года Б.Пастернак сообщает: «Начал писать роман в прозе «Мальчики и девочки», который в десяти главах должен охватить сорокалетие 1902-1946 годов, и с большим увлечением написал четверть всего задуманного или пятую его часть Я уже стар, скоро, может быть, умру, и нельзя до бесконечности откладывать свободного выражения настоящих своих мыслей». И немного позже в письме к О. Фрейденберг писал: «Я в ней хочу дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие, и в тоже время всеми сторонами своего сюжета, тяжёлого, печального и подробно разработанного – эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
К концу 1947 года написано уже 10 стихотворений к будущему роману.
Роман первоначально был назван «Мальчики и девочки», потом «Рыньва» (судоходная река, упоминаемая во второй части романа), «Свеча горела» и только намного позже роман стал называться «Доктор Живаго».
В феврале 1956 года Пастернак предложил рукопись своего романа сразу двум журналам – «Знамени» и «Новому миру». Только в сентябре пришёл официальный отказ, подписанный А. Агаповым, Б. Лавреневым, к. Фединым, К Симоновым и А. Кривицким: «Дух Вашего романа – дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа – пафос утверждения, что Октябрьская революция, Гражданская война и связанные с ними последующие перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или моральноВаш роман глубоко несправедлив. Исторически необъективен и чужд какого бы то ни было понимания интересов народа » Хотя в это время Европа и Америка зачитывались романом «Доктор Живаго» - в 1957 году роман вышел в Милане, а 1958 году – в Англии, США, ФРГ и Швеции.
23 октября 1958 года секретарь Нобелевского фонда Андерес Эстрелинг телеграммой сообщил Пастернаку о присуждении ему премии и пригласил прибыть в Стокгольм 10 декабря на официальную церемонную вручения. Пастернак в ответ послал телеграмму с благодарностью: «Бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён». Вскоре на заседании правления Союза писателей рассматривался вопрос «О действиях члена СП СССР Б.Л. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя».
В газетах началось открытое шельмование автора «Доктора Живаго». И под давлением всего происходящего Пастернак вынужден был публично отказаться от Нобелевской премии. Но скандал не утихал. Пастернак в стихотворении «Нобелевская премия» об этом писал так:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
Весной 1960 года смертельная болезнь приковала Пастернака к постели - инфаркт, а дальнейшее обследование подтвердили ещё один диагноз – рак лёгких. 30 мая 1960 года Бориса Леонидовича не стало.
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, почему роман был так воспринят советской общественностью, хотя с уверенностью можно сказать, что многие современники Пастернака, участвующие в его травле, даже не читали роман, а многие вообще не были знакомы с творчеством Пастернака.
Поэзия и проза в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» образуют живое, неразложимое единство, являющее собой, по сути дела, новую жанровую форму. Поэтому на уроке нас с вами будет интересовать то поэтико-функциональное значение, которое имеет в общем контексте пастернаковского романа «тетрадь Юрьевых писаний»- поэтический цикл, являющийся семнадцатой, заключительной частью его, состоящий из 25 стихотворений.
Живаговский цикл включает в себя стихотворения, написанные в период с 1946 по 1953 год, чрезвычайно разнообразные по жанру и лирической тематике. Стихот-
ворения Юрия Живаго необходимо рассматривать лишь с точки зрения единства прозаического текста и поэтической частей романа, с точки зрения единства самого цикла и его соотнесённости с прозаическим текстом.
И в этом контексте стихотворения цикла выполняют две основные функции. Сущность первой определяется тем, что многие «сквозные» образы находят своё эстетическое завершение и символическое переосмысление в том или ином стихотворении цикла, то есть, являясь элементом композиционной структуры текста. Вторая функция – выявление оценочных суждений, концептуальных идей, глубинных содержательных пластов, скрытых в прозаическом тексте.
Роман о земном пути Юрия Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью, похоронами. Юрий Андреевич Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 г., после него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы, отделанные стихи, часть которых составляют последнюю, заключительную часть романа.
Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности. Герой Пастернака – врач духовный, подобно евангельскому Иисусу, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в воскресение. Весь роман пронизан христианскими идеями. Сама фамилия героя ассоциируется с образом Христа («Ты есть сын бога живаго»: «живаго»- форма родительного и винительного падежей в древнерусском языке). Имя Юрий также символично – вариант имени Георгий (Георгий Победоносец).
С горящей свечи начинается, по сути, основное действие романа, сюжетная динамика которого, по словам критика А. Лаврова, «зиждется на сюжетных узлах, образуемых случайными встречами и совпадениями».
Давайте, прочитаем стихотворение «Зимняя ночь».

Зимняя ночь(15)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног.
Судьбы скрещенье.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле.
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Что символизирует свеча? (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного »).
- Когда в романе появляется образ свечи? (Образ свечи в романе появляется дважды. Первый раз - в метель, в морозную рождественскую ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед ёлкой у Свентицких. Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне. Лара, в намерении бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с её глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределённостью отношений с Пашей Антиповым, приходит к Паше в комнату с предложением как можно скорее обвенчаться. Паша, по просьбе Лары, поставил свечу на подоконник, эту свечу и видит Юрий Живаго, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому. От близкого пламени свечи образуется кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. Образ свечи рождает в его уме первое стихотворение – "Свеча горела на столе".)
-Этот момент романа глубоко символичен, ему невозможно дать однозначную трактовку. Ясно одно: данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и целый ряд аспектов его проблематики. Стихотворение «Зимняя ночь» – первое стихотворение Юрия Живаго, значит, образ свечи способствует рождению поэта.
- Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в переломный момент их судьбы: зарождаются две новые семьи, и световой лучик показывает, что связь эта не случайна.
Очередное пересечение судеб Юрия и Лары знаменуется первым приходом к нему вдохновения. Отныне Лара станет, тайно или явно для Живаго, его Музой, с этой свечи начнётся путь Живаго как поэта.
- Давайте вспомним, в каком эпизоде романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи, как образ Бога. (В 4 части в 4 главе романа «Преступление и наказание» тоже упоминается образ свечи. Когда Раскольников приходит к Соне Мармеладовой, чтобы рассказать о преступлении, поднимается в Капернаумов дом, где живёт Соня. И долго шарит в темноте, прежде чем находит нужную дверь. И первое, что он видит в комнате Сони - на продавленном стуле – зажжённая свеча. Значит, в этой темноте, только у Сони есть свет, только у неё в квартире живёт Бог).
Давайте обратимся к ещё одному стихотворению Юрия Живаго – «Гамлет».
Стихотворение «Гамлет» (1)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислоняясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
- Ребята, прежде чем мы будем работать с этим стихотворением, давайте выясним, что обозначает слово фарисейство или кто такие фарисеи?
Фарисеи (др. - евр.) 1. Члены религиозно-политической секты, представляющие интересы зажиточных слоёв городского населения, отличающиеся фанатизмом и лицемерным исполнением благочестивых правил.
2. В настоящее время – имя нарицательное для лицемеров и ханжей. (Энциклопедия русского языка. Словарь иностранных слов.- Москва.- Мир книги.- 2003.- с. 381-382.)
Это стихотворение можно считать ключевым для всей книги, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа. Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено это стихотворение, даёт ключ к пониманию всего романа. Стихотворение допускает следующие прочтения:
- само название стихотворения, как и заданная в нём ситуация неизбежности предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить, говорят о том, что это – внутренний монолог Гамлета – датского принца из одноимённой трагедии У. Шекспира;
- упоминание о фарисействе и об одиночестве героя: таким образом, вводится тема жизни как искупительной жертвы и тема начала с рождения Христа новой эпохи – начала современной истории, нашей эры;
- это стихотворение включается в идейную структуру «Доктора Живаго», позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесённости с путями Гамлета, художника – актёра, по своему положению должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Христа, сказавшего миру новое слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (возможность такого прочтения подкрепляется фамилией героя – печать Бога Живаго (Откр.7,2); кстати мать Юрия звали Мария).
- но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то прояснятся особенности биографизма романа: каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора героя романа и его главного героя. Прояснятся слова, сказанные об этом произведении Д.С. Лихачёвым: «Доктор Живаго» - «духовная автобиография Пастернака». Дело здесь не в общности фактов биографии, а в общности духовного пути, выбранного однажды Христом и во все времена с тех пор выбираемого лучшими представителями человечества, - пути жертвенного.
Своеобразие и стихотворения, и романа в том, что Пастернак не прямо переносит обстоятельства двухтысячной давности в современность: эти обстоятельства как бы просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое, «как образ входит в образ, / И как предмет сечёт предмет» («Мне хочется домой, в огромность»). Этим преодолевается само время: случившееся века назад происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдёт, будет вечно.
-Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одно стихотворение из живаговского цикла – стихотворение «Чудо». Мы будем рассматривать проблему, поднятую в этом произведении – проблема революции и интеллигенции.
Стихотворение «Чудо» (20)
Он шёл из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мёртвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шёл с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чьё-то подворье,
Шёл в город на сборище учеников.

И так углубился Он в мысли Свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один Он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Всё перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая Мне радость в твоём столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило до тла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.
Во время одной из стычек партизанского отряда с белогвардейцами доктор, вопреки международной конвенции, запрещающей врачам участвовать в боевых действиях, взял винтовку убитого телефониста и, чтобы не стрелять в наступающих, преимущественно совсем ещё юных ребят, стал целиться в мёртвое обгорелое дерево.
-А для чего он это сделал? И что дальше произошло?
(Это дерево было настоящим спасением для атакующих, но все они не позволяли себе прятаться за его стволом и шли дальше. Но как доктор не оберегался, двух белогвардейцев он всё же ранил, а ещё одному его выстрел стоил жизни).
- Этот эпизод заключает в себе целый ряд существеннейших проблем романа. Добро-
вольное участие в бою доктора Живаго, насильно захваченного партизанами, задаёт тему интеллигенции и революции. Автор показывает, что в эпоху революционных потрясений невозможно оставаться в позиции «над схваткой»: даже подневольное положение во враждебном лагере, «пассивное» сотрудничество с одной из воюющих сторон есть уже участие в борьбе. Отдающий себе в этом отчёт Живаго, при всей его «невоинственности», осознаёт всю иллюзорность, и даже лживость позы «невмешательства»: он подчиняется логике схватки, не позволяющей кому бы то ни было оставаться в стороне.
- Ребята, давайте вспомним в каком произведении, из недавно изученных вами, очень остро поднимается вопрос интеллигенции и революции?
(Роман Александра Фадеева «Разгром». В этом романе, также как и в романе Б. Пастернака, поднимается проблема интеллигенции и революции).
- На примере двух этих романов можно выявить авторскую позицию каждого писателя, сравнив описание Мечика и Живаго (11-12 главы).
- Как Мечик попал в партизанский отряд?
(Мечик попал в партизанский отряд по путёвке от партии максималистов).
- А как Живаго попал в партизанский отряд?
(Юрий Живаго был захвачен в партизанский отряд в качестве «полезного» человека).
- Каково самоощущение Павла Мечика и Юрия Живаго в обстановке партизанского отряда?
(Оба героя «не прижились» в отряде. Если Мечик постепенно приходит в отчаяние по мере отдаления от отрядной жизни и от созданного им в воображении эталона, то Живаго не совместим с этой жизнью, так как изначально не принимает законов разыгравшейся народной драмы.)
- Оба писателя убеждают нас в том, что колеблющая часть интеллигенции в 20-е годы могла «колебаться» только в сторону неприятия «эпохи революционных боёв». Оба героя убегают из отряда. Мечик убегает, сбрасывая с плеч непосильную ношу революционного борца. Его мысли – это мысли, это начало того конца, который ведёт к преступлению, предательству. Из этого вытекает авторский приговор «чистеньким» интеллигентам, боящимся крови и только мешающий другим выполнять свой революционный долг.
Для Мечика уйти из отряда – значит предать то знамя, под которое он стал. Для Живаго это означает предаться стихии красоты и духовности, без которой для него не мыслима жизнь. Фадеев выносит Мечику такой приговор: «Всё не способное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается». Совсем другая тенденция проступает в позиции Пастернака: это взгляд писателя другого полюса, других измерений, ставящих художника «над схваткой» в воссоздании облика исторического Времени.
Давайте обратимся к тексту стихотворения «Чудо». В стихотворении упоминается бесплодная смоковница, испепелённая Христом.
Чтение притчи «Засохшая смоковница».
Возвращаясь рано утром в город, Иисус почувствовал сильный голод. При дороге Он увидел смоковницу. Он подошёл к ней, но, кроме листьев, ничего на дереве не нашёл. Тогда Иисус сказал дереву:
- Пусть же на тебе никогда больше не будет плодов!
Дерево сразу же засохло. Когда ученики это увидели, то удивились:
- Как это дерево могло так быстро засохнуть?
Иисус ответил:
- Говорю вам истину: если вы будете без сомнения верить, то сможете сделать не только то, что было сделано с деревом, вы даже сможете сказать этой горе: «Пойди и бросься в море», и она вам подчинится. Если вы верите, то всё, о чём бы вы ни попросили в молитве, получите. (Слово жизни/ Новый Завет в современном переводе.- М. «Протестант».- 1992.- с.30.)
В романе Живаго стреляет по дереву, которое «было обуглено молниями или пламенем костра, или расщеплено и опалено предшествующими сражениями», имеет символический смысл и в общем целом романа перекликается со стихотворением «Чудо». Это дерево является искушением для наступающих белогвардейцев как возможность уберечься от пуль и спастись от смерти. Однако они понимают бесплодность такого поведения и предпочитают путь жертвы – путь подлинный. Единственная их ошибка – излишняя театральность, бравирование своей удалью, которая была бы простительна по молодости, если бы не вела к бессмысленным жертвам.
IV. Итог урока.
Мы ограничились анализом трёх стихотворений, но даже это служит ярким примером и доказательством того, насколько тесно взаимодействуют в романе Пастернака поэзия и проза.
«Доктор Живаго» - произведение уникальное во всех отношениях: философском, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства. Поэтическое слово героя в романе – не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтических частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный приём, но, прежде всего как символ истинного искусства – искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображённой им жизнью.
И в конце урока ещё раз обратимся к эпиграфу, к словам Андрея Вознесенского о Борисе Пастернаке: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
На мой взгляд, эти слова как нельзя лучше характеризуют личность и творчество Б.Л. Пастернака. Каждое столетие рождает своего гения: в XIX веке – это А.С. Пушкин, а в XX веке – это, безусловно, Б.Л. Пастернак. И закончить урок мне бы хотелось стихотворением
***
Во всём мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывается нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях. О грехах,
Бегах, погонях.
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях,

Я вывел бы её закон.
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд.
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.

Оформление на доске:
Тема урока: «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л.Пастернака.

«Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни. Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творения Мировозданья».
Андрей Вознесенский.

Юрий Андреевич Живаго свеча Лара Гишар
Живаго = Иисус Христос Гишар = тюремное окошко
Юрий = Георгий Победоносец Лариса = чайка Тоня Громеко – сын Шура Павел Антипов – поездка на дочь Катя Урал, учительствовать, дочь
Катя
война
госпиталь – Февральская революция
дочь Танька Безочерёдова

Смерть Юрия Живаго, неизвестна судьба Лары Гишар
Смерть матери Юрия Живаго

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть образы Юрия и Ларисы. Анализ произведения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сердцевина романа, его душа – любовь - трепетная любовь Юрия Андреевича и Лары.

Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. После смерти родителей Юрий Андреевич рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом. Наряду с этим он с гимназических лет мечтал написать большую по объему и по значению прозу. Пастернак делает важное автобиографическое признание: «Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к большой задуманной картине».

Врач и писатель – сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Андреевич в романе показан как гениальный поэт. Юрий Андреевич имеет и третью область деятельности, он – религиозный философ. Образ оказывается сильно перегружен: автор отдал своему герою духовный опыт всей жизни и, более того поставил под угрозу художественное единство его личности. Он остается, верен себе в браке с Тоней Громеко, на войне, потом в попытках спасти свою семью в годы революции и гражданской войны в Москве и на Урале, наконец, в любовной связи с Ларой и в отношениях с Мариной.

А рядом разворачивается жизнь «девочки из другого круга» Лары Гишар. Дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца, она видит мир с изнанки и мучается этим. Против воли она гимназисткой становится, как и ее мать, любовницей Комаровского, пытается застрелить его – и подчиняется ему. Девушка с чистой душой мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова, сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым.

При всей разнице социального положения жизнь с самого начала как бы подталкивает Юрия Андреевича и Лару друг к другу. Гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью лары. Тут же впервые видит Лару. Тогда же замечает, какой абсолютной властью обладает над нею Комаровский. И в этот же вечер узнает, что адвокат Комаровский, овладевший душой и телом Лары, -это тот самый человек, который содействовал разорению, спаивал и погубил его отца. Над Юрием и Ларой отяготил один и тот же рок.

Через несколько лет соединяет их снова. Лара приходит к своему жениху Антипову, он зажигает свечку – она любит разговаривать в полумраке, при одной единственной свече – и ставит подсвечник на подоконник. А в это время Юрий уже студент, проезжает в санях мимо этого дома.

Здесь автор рассказывает, как зарождается одно из самых пронзительных и знаменитых стихотворений Юрия Живаго – Пастернака «Зимняя ночь». Таким образом, он подчеркивает таинственную значительность этой встречи Юрия Андреевича и Лары, скрытой от них самих.

И вслед за этим в тот же вечер судьба сводит их в третий раз: Юрий Андреевич становится свидетелем неудавшегося покушения Лары на Комаровского.

Во время мировой войны Юрий Андреевич врачом попадает на Юго – Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене, и на первый взгляд в припадке болезненной беспричинной ревности, а в действительности пророчески проницая будущее, в ответном письме, «в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути».

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялась неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Просто автор еще раз – в который раз – осторожно подтолкнул их навстречу друг другу.

Сразу же Лара возникает вновь, чтобы постепенно оттеснить, мягко и властно, всех остальных персонажей. Однажды в Варыкине Юрий просыпается от женского голоса, услышанного во сне, - грудного, тихого от тяжести, влажного – и никак не может вспомнить, кому он принадлежит. Вскоре он встречается с Ларисой Федоровной в библиотеке Юрятина и сразу вспоминает: ее это был голос.

Юрий Андреевич в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его все равно охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство. Он бежит от партизан к своей Ларе, в Юрятин, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье.

Пока Юрий находился в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими деятелями старой либеральной интеллигенции – носителями религиозного сознания была выслана из Советской России. Антипов – Стрельников, как это постоянно случалось, попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Юрий и Лариса остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они ощущают себя на земле, последним воспоминанием обо всей тысячелетней деятельности человечества. В память о многих тысячах лет чудес, порожденных бесконечными тысячами людей и поколений, Юрий Андреевич и Лариса дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь.

В Юрятине над Юрием и Ларисой нависла смертельная опасность: новая власть готовилась их арестовать. И тут в который раз появляется старый искуситель Комаровский. В Приморье возникла Дальневосточная республика, призванная служить буфером между Советской Россией и внешним миром. Комаровский едет туда, чтобы занять пост министра юстиции, и зовет Юрия Андреевича и Ларису Федоровну с собой. Оба они относятся к Комаровскому настороженно – враждебно и предложение его отвергают. Вместо этого они решают спрятаться в Варыкине, и здесь начинается последний эпизод скорбного пути их любви.

Им страшно было уезжать с Комаровским, а теперь страшно в Варыкине, в заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме. Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого.

Лариса находит в себе силы просить Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память. И на краю гибели, посреди евразийских снегов, Юрий записывает старые и создает новые стихотворения – «Сказку», «Рождественскую звезду», «Зимнюю ночь» и много других. Он чувствует, что в такие минуты им говорит то, что выше его, находится над ним и им управляет, традиция мировой поэзии, звеном которой он ощущает свои стихи, из которых в свою очередь произойдет поэзия завтрашняя. А себя он ощущает только точкой приложения сил исторического развития поэзии.

Творчество Юрия трудноуловимым образом связано с его чувством к Ларе и ее дочери Катеньке, к природе и Богу. Он работает ночами. Все совершается на самом краю вечной разлуки, под угрозой гибели от волков и людей и оттого становится неразрешимо мучительным. Появляется Комаровский. Муж Лары схвачен и расстрелян, сообщает он, арест Лары – вопрос дней, если она немедленно не уедет с ним на Дальний Восток. Правительственный поезд, наполовину состоящий из международных стальных вагонов, вчера пришел в Юрятин из Москвы и завтра отправляется дальше.

И вот уже Юрий в накинутой на одно плечо шубе, сам себя не помня, стоит на крыльце, всматривается в даль и шепчет: «Прощай, единственно любимая, навсегда утраченная!»

Это прощание все длится и длится, переплескивает через границы прозаического текста романа и отзывается в рвущем сердце стихотворении «Разлука».

В Варыкино вдруг явился Стрельников. Комаровский в который раз солгал, обманул Лару, чтобы запугать и увезти ее. Двое мужчин, любивших ее больше всего в жизни, говорят о ней и не могут наговориться. А потом Стрельников, разочаровавшийся в революции и потерявший жену и дочь, кончает свою жизнь, ставшую вполне бессмысленной, самоубийством.

Юрий все больше опускается, ходит в обмотках, обросший многодневной щетиной и грязный. Таким он появляется в Москве и неожиданно обретает новое лицо. Он пишет тоненькие книжки философского и религиозного содержания, они расходятся среди знатоков. Юрий Андреевич как – то по инерции соединяет свою жизнь с дочерью дворника Мариной, доброй и любящей женщиной. У них родилось 2 детей. Юрий с Мариной ходили по зажиточным домам, пилили и кололи дрова. Однажды они вносили дрова в кабинет хозяина, который оскорбительно их словно не замечал, погруженный в чтение и изучение какой – то книжки. Обходя с дровами письменный стол, Юрий увидел, что это его книжечка лежит перед хозяином дома.

Лара родила еще одну дочь, дочь Юрия, и при неясных обстоятельствах ее с этой дочерью навсегда разлучили. Когда развалилась Дальневосточная республика, вырвалась, наконец, Лара из – под власти Комаровского. Через несколько лет она вернулась в Москву.

Юрию Андреевичу и Ларе суждена была еще одна встреча на земле. В 1929 году Юрий Андреевич скоропостижно скончался прямо на московской улице. А в день его похорон из далекой Сибири приехала в Москву Лариса. Судьба привела ее – или автор привел, Пастернак любил такие совпадения – в ту самую комнату, в которой стоял гроб с телом Юрия Андреевича. Их страстная любовь заслуживала еще одной, самой последней, такой трагической встречи.

Не на этой лирической, пусть трагической ноте кончается тема Лары в «Докторе Живаго». Читателя поджидает трагедия иного рода. В отстраненной, почти протокольной манере автор сообщает: «Однажды Лариса Федоровна ушла из дома и больше не возвращалась. Видимо, ее арестовали в те дни на улице, и она умерла или пропала неизвестно где, забытая под каким–нибудь безымянными номером из впоследствии запропастившихся списков, в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».

 

 

Это интересно: