→ Церковь людмилы чешской в барвихе. Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной

Церковь людмилы чешской в барвихе. Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По одной из версий она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель.

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности - входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага.

Супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако, под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава.

За время своего регентства Людмила смогла сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия, его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава), в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и, по решению сейма, до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность . Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной… Митрополит Христофор передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей чешских святых Вячеслава и Людмилы.

В дар Русской Православной Церкви в пятницу 15 августа переданы частицы мощей чешских святых - благоверного князя Вячеслава и мученицы Людмилы. Святыню из собора святого Вита в Праге привез в Россию Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, который и передал ковчег с мощами митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Владыка Ювеналий от лица Русской Церкви выразил Митрополиту Христофору благодарность за этот дар. Мощи святых будут пребывать в единственном в России храме в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского, расположенном в подмосковной деревне Барвиха.

Перед мощами был совершен торжественный молебен. Святые Людмила и Вячеслав происходили из чешского княжеского рода. Людмила была бабушкой князя Вячеслава и воспитала внука в христианской вере. Князь отличался особым благочестием - строил храмы, щедро одаривал милостыней нищих, по-христиански обустраивал государство, охраняя покой своих подданных. Святой Вячеслав принял мученическую смерть от рук своего завистливого брата, а святую Людмилу задушили бояре из ее собственного окружения.

Храм построен в стиле архитектуры петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты нового барвихинского храма - восемь приходится на шпили.

При церкви планируется открыть храмовый центр, его создание уже благословили архиепископ Григорий и архимандрит Нестор. Нестор лично курировал, а случалось - и лично руководил строительством нового храма в честь св.кн. Вячеслава Чешского, духовно предвосхитившего подвиг святых русских князей Бориса и Глеба. Григорий и Нестор представили прихожанам и благословили настоятеля храма - отца Максима. Сейчас новый храм передан на баланс Одинцовскому благочинию.

В конце торжественной литургии архимандрит Григорий наградил членов попечительского совета церкви: Вячеслава Агаджанова - орденом Святого Благоверного Даниила Московского, а Татьяну Сагура - медалью Даниила Московского».

http://rublevka.lonru.ru/Culture-and-Art/Churches-and-Temples/122/



Надвратный храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского находится в дер. Барвиха на землях, принадлежавших ранее Свято-Зачатьевскому монастырю, разрушенному в 1932 г.

В Подмосковье не было храма, посвященного этому святому. Святой Вячеслав приходился внуком св. мц. Людмиле, княгине Чешской, распространявшей веру Христову в Чехии. Подобно святым русским страстотерпцам кнн. Борису и Глебу , был убит своим братом Болеславом в X в. на пороге церкви, куда шел для утренней молитвы. Вскоре, после совершенного злодеяния, Болеслав осознал свой тяжкий грех и, раскаявшись, отдал приказ о перенесении мощей св. Вячеслава в г. Прагу, где их с честью положили в соборе святого Вита, построенного самим Вячеславом.

Строительство храма в Барвихе закончено в 2004 г. Память св. Вячеслава Чешского совершается дважды в году: в день его мученической кончины — 17 марта и в день обретения и перенесения св. мощей — 11 октября.

http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/odinzovskii_raion_vyacheslava_cheshskogo_zerkov_barviha.html

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Храм св. блгв. кн. Вячеслава Чешского

Деревня Барвиха

История. Надвратный храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского находится в дер. Барвиха на землях, принадлежавших ранее Свято-Зачатьевскому монастырю, разрушенному в 1932 г.

В Подмосковье не было храма, посвященного этому святому. Святой Вячеслав приходился внуком св. мц. Людмиле, княгине Чешской, распространявшей веру Христову в Чехии. Подобно святым русским страстотерпцам кнн. Борису и Глебу , был убит своим братом Болеславом в X в. на пороге церкви, куда шел для утренней молитвы. Вскоре, после совершенного злодеяния, Болеслав осознал свой тяжкий грех и, раскаявшись, отдал приказ о перенесении мощей св. Вячеслава в г. Прагу, где их с честью положили в соборе святого Вита, построенного самим Вячеславом.

Строительство храма в Барвихе закончено в 2004 г. Память св. Вячеслава Чешского совершается дважды в году: в день его мученической кончины - 17 марта и в день обретения и перенесения св. мощей - 11 октября.

Изданная брошюра "Святые благоверные князь Вячеслав и княгиня Людмила Чешские. Акафисты" распостраняется и дарится по монастырям и храмам.

Но возник у меня вопрос: "Есть ли в России храмы посвященные благоверному князю Вечеславу Чешскому?"

Ответ нашла на сайте
...

Храм святого благоверного Вячеслава князя Чешского

Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной

Придомовая церковь на Рублёвке стала уникальной… Митрополит Христофор передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей чешских святых Вячеслава и Людмилы.

В дар Русской Православной Церкви в пятницу 15 августа (2008 года) переданы частицы мощей чешских святых - благоверного князя Вячеслава и мученицы Людмилы. Святыню из собора святого Вита в Праге привез в Россию Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, который и передал ковчег с мощами митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Владыка Ювеналий от лица Русской Церкви выразил Митрополиту Христофору благодарность за этот дар. Мощи святых будут пребывать в единственном в России храме в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского, расположенном в подмосковной деревне Барвиха.

Перед мощами был совершен торжественный молебен.Святые Людмила и Вячеслав происходили из чешского княжеского рода. Людмила была бабушкой князя Вячеслава и воспитала внука в христианской вере. Князь отличался особым благочестием - строил храмы, щедро одаривал милостыней нищих, по-христиански обустраивал государство, охраняя покой своих подданных. Святой Вячеслав принял мученическую смерть от рук своего завистливого брата, а святую Людмилу задушили бояре из ее собственного окружения.

«Я родился и учился в Праге. Очень трогательно, что в России чтят память святых Вячеслава и Людмилы. Я рад возможности побывать в храме Святого князя Вячеслава, передать вам мощи и вместе помолиться», - сказал митрополит Чешский и Словацкий Христофор.

Храм построен в стиле архитектуры петровских морских церквей, поэтому из 27 метров высоты нового барвихинского храма - восемь приходится на шпили.

При церкви планируется открыть храмовый центр, его создание уже благословили архиепископ Григорий и архимандрит Нестор. Нестор лично курировал, а случалось - и лично руководил строительством нового храма в честь св.кн. Вячеслава Чешского, духовно предвосхитившего подвиг святых русских князей Бориса и Глеба. Григорий и Нестор представили прихожанам и благословили настоятеля храма - отца Максима. Сейчас новый храм передан на баланс Одинцовскому благочинью.

В конце торжественной литургии архимандрит Григорий наградил членов попечительского совета церкви: Вячеслава Агаджанова - орденом Святого Благоверного Даниила Московского, а Татьяну Сагура - медалью Даниила Московского».+

Http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=529

Церковь св. Вячеслава, князя Чешского
пос. Новь, 3-я линия, д. 95-а

Настоятель
священник Василий Егорович Лосев

Надвратный храм во имя святого благоверного князя Вячеслава Чешского расположен в подмосковной деревне Барвиха на землях, ранее принадлежавших Свято-Зачатьевскому монастырю, который был разрушен в 1932 г.

В Подмосковье немного приходских храмов, а храмов, посвященных святому Вячеславу, не было вообще.

Строительство храма закончено в 2004 г.

Память святого Вячеслава совершается дважды в году:
в день его мученической кончины - 17 марта
и в день обретения и перенесения его святых мощей - 11 октября.

Еще один храм в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Http://www.nne.ru/news.php?id=3495

11 октября 2006 года 15:06
Храм во имя святого Вячеслава Чешского в селе Васильевка отмечает престольный праздник

11 октября Православная Церковь отмечает память святого благоверного князя Вячеслава Чешского. В Нижегородской епархии существует единственный храм в селе Васильевка Сеченовского района, главный престол которого освящен во имя святого Вячеслава Чешского.
Сегодня в храме была совершена праздничная Божественная литургия.

Москва.
Донской монастырь.

Храм с престолами в честь свт. Тихона и св. блгв. кн. Вячеслава Чешского.

После обретения мощей, в 1997 году, был построен храм во имя святителя Тихона. Он представляет собой образец нового храмового строительства; внутри расписан и украшен новыми иконами. Росписи храма повествуют о жизненном пути Патриарха и его подвижничестве. В храме помещены также иконы царственных мучеников -членов царской семьи, причисленных Русской Церковью к лику святых.

Нижний храм во имя св. блгв. кн. Вячеслава Чешского освящен в честь небесного покровителя донатора храма. Современный иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства.

Http://www.vidania.ru/bookdonskoy.html

Возможно в России еще где-то освящен храм в честь святого благоверного князя Вячеслава, но нам пока об этом не известно.

 

 

Это интересно: