→ Характеристика митрофана из комедии недоросль коротко. Цитаты

Характеристика митрофана из комедии недоросль коротко. Цитаты

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка - один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие - основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать - госпожа Простакова - боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него - это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Отношение к учебе

Образ Митрофанушки, говоря кратко, олицетворяет негативное отношение к образованию. В «Недоросле» рассказ об учебе Митрофана очень комичен. Герой занимался образованием только из-за того, что так было положено в обществе. Сама госпожа Простакова, которая решила нанять Митрофану учителей, считала науку пустотой. Это сильно повлияло и на мировоззрение ребенка, который, как и мать, стал считать образование пустой тратой времени. Если бы можно было оставить образование, Митрофан с радостью это бы сделал. Однако указ Петра I, о котором негласно упоминается в «Недоросле», обязывал всех дворян проходить учебный курс. Образование и получение знаний для Митрофанушки становится обязанностью. Мать героя не смогла привить желание у своего сына, поэтому он стал считать, что он обойдется и без знаний. За четыре года обучения он не достиг никаких результатов. Необразованности способствуют и учителя Митрофанушки, для которых важны были только материальные ценности. К своим учителям Митрофанушка относится неуважительно, называя их различными обзывательствами. Он видел свое превосходство над ними, поэтому позволял вести себя так.

Митрофанушка основными чертами характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем, так как слово «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Образ Митрофанушки - это действительно образ «маменькиного сынка».

Интересующий нас герой обрисован многосторонне, в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого и не могло быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.

У этого героя, как и у матери, мы водим полное отсутствие духовных интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный, т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки, подовые пирожки, солонина, голубятня — вот чем ограничиваются его потребности.

Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда. Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей» в XVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте, счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум, видно из того, что слова "дверь" и "дурак" у него — имена прилагательные. За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Всем известно категорическое заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Этот герой, однако, не лишен хитрости. Зная, что все его благополучие напрямую зависит от Простаковой, он явно подделывается к ней и до поры до времени по отношению к ней ласков и угодлив.

Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он, как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка. Уж я те отделаю», — кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник матушки. Митрофанушка незаметно становится тираном всех окружающих.

В последнем действии обнаруживается еще одна черта образа Митрофанушки — его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, тот резко отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Уродливое воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Этот герой, как мы выдели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной и с Цыфиркиным. Приблизительно так же он разговаривает и со своим дядюшкой Скотининым:« Что ты, дядюшка, белены объелся?»

Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало того, само слово "недоросль", служившее в XVIII веке официальным термином для обозначения подростков из дворян возрастом до 16 лет, приобрело благодаря комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть вообще людей, которые не обнаруживают охоты к ученью.

Писателя и драматурга Д.И. Фонвизина, комедия «Бригадир» которого на сходила со сцены, сравнивали с Мольером. Поэтому пьеса «Недоросль», поставленная на сцене Московского театра «Медокс» 14 мая 1783 года, имела также огромный успех.

Одним из главных героев этой комедии стал Простаков Митрофан Терентьевич, сын Простаковых, попросту Митрофанушка.

Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и тупого неуча. До этой комедии слово «недоросль» не несло в себе ироничного смысла. Во времена Петра I так называли дворянских подростков, которые не достигли 15 лет. После появления пьесы это слово стало нарицательным.

Сам главный герой - Митрофанушка - лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия в жизни, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой. «Поди порезвись, Митрофанушка», - так она отвечает сыну, когда тот собирается идти гонять голубей.

Шестнадцатилетний юноша в ту пору должен был в этом возрасте идти на службу, но мать никак не хотела его отпускать от себя. Она желала держать его при себе до 26 лет.

Простакова не чаяла души в сыне, любила слепой материнской любовью, которая только вредила ему: Митрофанушка до колик в животе объедался, а Простакова уговаривала съесть еще. Няня говорила на это, что он и так пять штук пирожков съел. А Простакова отвечала: «Так тебе жаль шестой».

Когда обижали Митрофанушку, она вставала на его защиту, и он для нее был единственным утешением. Все делалось только ради сына, даже чтобы обеспечить ему беззаботное будущее, решила женить его на богатой невесте.

Она старалась его ничем не утруждать, даже учебой. В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова наняла ему учителей, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Фамилии учителей говорили сами за себя: кучер немец Вральман, отставной солдат Цыфиркин, недоучившийся семинарист Кутейкин. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться - хочу жениться». И Простакова была с ним согласна, потому что сама был неграмотна, тупа. «Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Не учись этой дурацкой науке!»

Все родные раздражали Митрофанушку, он никого не любил - ни отца, ни дядю. Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда его защищала от дядюшки, пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.

Все заботы матери о сыне не находили ответа. Митрофанушка относился к матери пренебрежительно. Он нисколько ее не уважал и играл на ее чувствах: Его слова: «Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали» или «Ночь всю така дрянь в глаза лезла. -Какая же дрянь, Митрофанушка? - Да то ты, матушка, то батюшка», -доказывают это.

Даже в трудный момент для матери сын отказывается от нее. «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», - с такими словами бросается Простакова к сыну. Она как бы ищет поддержки в единственном близком для нее человеке. Митрофан же равнодушно бросает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».

Мне кажется, что смысл этой комедии в протесте драматурга против Простаковых и Скотининых. Таких бесчеловечных, грубых, тупых людей должно быть как можно меньше. Они не должны составлять большинство общества. Я разделяю точку зрения писателя.


Митрофан Простаков - один из главных героев комедии Фонвизина „Недоросль”. Это избалованный, невоспитанный и необразованный молодой дворянин, который относился ко всем очень неуважительно.

Он всегда был окружен заботой матери, которая и избаловала его. Митрофанушка перенял у своих близких самые плохие черты характера: лень, грубость в общении со всеми людьми, жадность, корыстолюбие.

В конце этого произведения Стародум сказал:« Вот злонравия достойные плоды», а это очень точно описывает ситуацию, происходящую в семье.

Митрофанушка не проявляет никакого желания и интереса к учебе, а хочет только резвиться да голубей гонять. При любой сложной ситуации прячется за мамину спину, но даже её в последней сцене он повергает в шок своим хамским поведением.

Мне кажется, что Фонвизин создал Простакова Митрофана для того, чтобы заострить внимание на проблеме безграмотности молодого дворянства и межклассовых отношений в крепостной Российской Империи.

Обновлено: 2013-09-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина - это комедия о недоросле Митрофанушке (от греч. «подобный своей матери»), о пороках его воспитания, превращающем юношу в избалованное и глупое создание. Ранее не было ничего дурного в этом слове и лишь со временем оно стало словом нарицательным. В те времена недорослями называли подростков, не достигших возраста пятнадцати лет, необходимого для вступления на службу.

Указ о вольности дворянской, подписанный Петром I, давал дворянам право выбора: служить или не служить. Но так или иначе обучение становилось обязательным. Госпожа Простакова старается следовать закону, но хочет удержать сына «при себе» еще лет на десять: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите».

Будучи единственным сыном помещиков Простаковых, Митрофан Терентьевич в шестнадцать лет живет с родителями, не зная забот. Всё за него решает властная маменька: кого в жены взять, кого в ручку целовать.

Характеристика героя

(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981 )

Наш главный герой - избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.

Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.

Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.

Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.

Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека - Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.

Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: "Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок - даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком - и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия - это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он - раб своей матери, он - ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

 

 

Это интересно: