И. А

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953), прозаик, поэт, переводчик.

Родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детские годы Бунин провёл частью в Воронеже, частью в наследственном поместье под Ельцом (ныне в Липецкой области).

Впитывая от , от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Поступив в 1881 г. в Елецкую гимназию, Бунин был вынужден в 1886 г. её оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета проходил дома под руководством старшего брата, народовольца Юлия.

Первый сборник стихотворений Бунин выпустил в 1891 г., а через пять лет напечатал перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который, вместе с более поздним стихотворным сборником «Листопад» (1901 г.), принёс ему в 1903 г. Пушкинскую премию Петербургской академии наук.

В 1909 г. Бунин получает вторую Пушкинскую премию и избирается почётным академиком. На исходе XIX в. он всё чаще выступает с рассказами, поначалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится всё более заметен и как поэт, и как прозаик.

Широкое признание пришло к нему с выходом в свет повести «Деревня» (1910 г.), где показана современная писателю сельская жизнь. Разрушение патриархального быта и стародавних устоев изображено в произведении с редкой по тем временам жёсткостью. Конец повести, где свадьба описана как похороны, обретает символическое звучание. Вслед за «Деревней», на основе семейных преданий, была написана повесть «Суходол» (1911 г.). Здесь с величественной мрачностью изображено вырождение русского дворянства.

Сам писатель жил предчувствием надвигающейся катастрофы. Он ощущал неотвратимость нового исторического излома. Это чувство заметно в рассказах 10-х гг. «Иоанн Рыдалец» (1913 г.), «Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско» (оба 1915 г.), «Лёгкое дыхание» (1916 г.), «Сны Чанга» (1918 г.).

Революционные события Бунин встретил с крайним неприятием, запечатлев «кровавое безумие» в дневнике, позже изданном в эмиграции под названием «Окаянные дни» (1918 г., опубликован в 1925 г.).

В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции, главным образом в Париже и Грассе. В эмиграции говорили о нём как о первом среди современных русских писателей.

Повесть «Митина любовь» (1925 г.), рассказов «Солнечный удар» (1927 г.) и «Божье древо» (1931 г.) современники воспринимали как живую классику. В 30-е гг. стали появляться коротенькие рассказы, где Бунин показал исключительное умение сжимать огромный материал в одну-две страницы, а то и в несколько строк.

В 1930 г. в Париже вышел роман с очевидной автобиографической «подкладкой» - «Жизнь Арсеньева». В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это - событие, за которым, по существу, стоял факт признания литературы эмиграции.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своём доме евреев, радовался победам советских войск. В это время он писал рассказы о любви (вошли в книгу «Тёмные аллеи», 1943 г.), которые сам считал лучшим из всего им созданного.

Послевоенное «потепление» писателя к советской власти было недолгим, но оно успело поссорить его с многими давними друзьями. Последние годы Бунин провёл в бедности, работая над книгой о своём литературном учителе А. П. Чехове.

В октябре 1953 года состояние Ивана Алексеевича резко ухудшилось, и 8 ноября писатель скончался. Причиной , по словам доктора В. Зернова, наблюдавшего больного последние недели, стала астма и склероз лёгких. Похоронили Бунина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Памятник на могиле был сделан по рисунку художника Александра Бенуа.

1870-1953 известный русский писатель и поэт. Лауреат Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Много лет жил в эмиграции, став писателем русского зарубежья.

Иван Алексеевич Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Сам Бунин отмечал, что его род дал России “немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы, сын Афанасия Бунина…”.

Раннее детство будущий писатель провел в небольшом фамильном поместье(хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (в связи с неуплатой денег за обучение) и вернулся в деревню. Получил домашнее образование, в основе которого лежало прежде всего страстное чтение. Уже в детстве проявилась необычайная впечатлительность и восприимчивость Бунина, качества, которые легли в основу его художественной личности и вызвали дотоле невиданное в русской литературе по остроте и яркости, а также по богатству оттенков изображение окружающего мира. Бунин вспоминал: “Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги”.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. Затем Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. В 1891 году вышла его первая книга стихов. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901). В последние годы жизни Бунин создал прекрасные книги воспоминаний.

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге.

Бунин не принимает революцию, и навсегда покидает Россию.

В эмиграции Бунин путешествует по Европе, Азии, Африке и заниматься литературной деятельностью, пишет произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год была присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.

Иван Алексеевич Бунин краткая информация.

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Отец - Алексей Николаевич Бунин (1827-1906), помещик. Мать - Людмила Александровна (1835? - 1910). В 1886 году бросил учёбу в Елецкой мужской гимназии, где проучился 5 лет. В 1899 году женился на Анне Цакни. В 1906 году познакомился со своей второй женой - Верой Муромцевой. В 1920 году уехал в Париж. В 1933 году получил Нобелевскую премию. Умер 8 ноября 1953 года в возрасте 83 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевье-де-Буа в Париже. Основные произведения : «Жизнь Арсеньева», «Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско» и другие.

Краткая биография (подробно)

Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель и поэт, удостоившийся Нобелевской премии по литературе. Писатель родился 22 октября 1870 года в Воронеже в знатной дворянской семье. До 11 лет он воспитывался дома, а затем был отправлен на обучение в Елецкую уездную гимназию. По возвращении обучался под руководством старшего брата, любил читать мировую и отечественную классику, а также занимался самообразованием. Первые стихи Бунина появились в печати, когда ему было 17 лет.

В 19 лет он переехал в Орёл, где работал корректором в местной газете. В 1891 году вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом» и «Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия. В 1895 году Иван Алексеевич познакомился с Чеховым, с которым неоднократно состоял в переписке.

В 1899 году писатель женится на Анне Цакни. Однако этот брак оказался быстротечным. С 1906 года он стал сожительствовать с Верой Муромцевой, с которой позднее зарегистрировал гражданский брак.

Для работ Бунина начала XX века были характерны ностальгические настроения. В этот период появлялись рассказы и повести «Антоновские яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско». В 1909 году он удостоился второй Пушкинской премии.

К начавшейся революции в России он отнесся отрицательно и начал вести дневник «Окаянные дни», который был частично утерян. Зимой 1920 года он эмигрировал во Францию, где активно занимался общественно-политической деятельностью. Он не только регулярно печатал свои публицистические статьи, но и выступал с лекциями, сотрудничал с националистическими и политическими организациями.

В 1833 году, получив Нобелевскую премию, Бунин стал одним из главных представителей Русского Зарубежья. Лучшие работы писателя были написаны именно во время эмиграции. Среди них, «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» и цикл рассказов «Тёмные аллеи». Сам он считал, что его творчество относится скорее к поколению Толстого и Тургенева. Несмотря на то, что долгое время его произведения в СССР не печатались, после 1955 года он был самым издаваемым писателем-эмигрантом в стране.

Умер Иван Бунин 8 ноября 1953 года в возрасте 83 лет. Был похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевье-де-Буа.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Имя: Иван Бунин (Ivan Bunin)

Возраст: 83 года

Место рождения: Воронеж, Россия

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: русский писатель и поэт

Семейное положение: был женат на Вере Николаевне Муромцевой

Иван Бунин - биография

Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Он принадлежал к древнему, но обедневшему роду, давшему России Василия Жуковского - незаконного сына помещика Афанасия Бунина. Отец Ивана Бунина, Алексей Николаевич, в молодости воевал в Крыму, потом зажил в своем имении обычной, многократно описанной помещичьей жизнью - охота, радушный прием гостей, выпивка и карты. Его беспечность в итоге привела семью на грань разорения.

Все хозяйственные заботы лежали на плечах матери, Людмилы Александровны Чубаровой - тихой богомольной женщины, пять из девяти детей которой умерли в младенчестве. Смерть любимой сестренки Саши показалась маленькому Ване страшной несправедливостью, и он навсегда перестал верить в доброго Бога, о котором говорили и матушка, и в церкви.

Через три года после рождения Вани семья переехала в дедовское имение Бутырки в Орловской губернии. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, - вспоминал позже писатель о начале своей биографии, - и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной». Его детские впечатления отразились в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», который сам Бунин считал главной своей книгой.

Он отмечал, что рано обрел удивительную чувствительность: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Родители уделяли сыну мало внимания, и его воспитателем стал брат Юлий, окончивший университет, успевший поучаствовать в революционных кружках чернопередельцев, за что год отсидел в тюрьме и был на три года выслан из Москвы.

В 1881 году Бунин поступил в Елецкую гимназию. Учился он средне, а из шестого класса его выгнали за неуплату - дела семьи стали совсем плохи. Имение в Бутырках было продано, и семья переехала в соседние Озерки, где Ивану и пришлось заканчивать гимназический курс экстерном, под руководством старшего брата. «Не прошло и года, - рассказывал Юлий, - как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы». Помимо занятий языками, философией, психологией, общественными и естественными науками Иван благодаря брату, литератору и журналисту, особенно увлекся литературой.

В 16 лет Иван Бунин начал «особенно рьяно писать стихи» и «необыкновенно много исписал бумаги», прежде чем решился послать стихотворение в столичный журнал «Родина». К его удивлению, оно было напечатано. Он навсегда запомнил восторг, с которым шел с почты со свежим номером журнала, поминутно перечитывая свои стихи. Они были посвящены памяти модного поэта Надсона, умершего от чахотки.

Слабые, откровенно подражательные вирши ничем не выделялись среди сотен им подобных. Прошло немало лет, прежде чем в стихах проявился подлинный талант Бунина. Сам он до конца жизни считал себя прежде всего поэтом и очень сердился, когда друзья говорили, что его сочинения изысканны, но старомодны - «теперь так никто не пишет». Он и правда избегал всяких новомодных течений, оставаясь верным традиции XIX века

Ранний, чуть видный рассвет, Сердце шестнадцати лет.
Сада дремотная мгла Липовым светом тепла.
Тих и таинственен дом С крайним заветным окном.
Штора в окне, а за ней Солнце вселенной моей.

Это воспоминание о самой первой юношеской любви к Эмилии Фехнер (прообраз Анхен в «Жизни Арсеньева»), молоденькой гувернантке дочерей жившего по соседству O.K. Туббе, винокура помещика Бахтиярова. На падчерице Туббе, Насте, в 1885 году женился брат писателя Евгений. Эмилией молодой Бунин увлекся настолько, что Туббе счел за благо отправить ее назад, домой.

Вскоре из Озерок, получив на то согласие родителей, отправился во взрослую жизнь и молодой поэт. На прощание мать благословила сына, которого считала «особенным от всех своих детей», родовой иконкой с изображением трапезы Трех Странников у Авраама. Это была, как писал Бунин в одном из своих дневников, «святыня, связующая меня нежной и благоговейной связью с моим родом, с миром, где моя колыбель, мое детство». Из родного дома 18-летний юноша уходил уже почти вполне сложившимся человеком, «с известным жизненным багажом - знанием народа подлинного, а не вымышленного, со знанием мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, почти знатоком русского языка, литературы, с сердцем, открытым для любви».

Любовь он встретил в Орле. 19-летний Бунин обосновался там после долгих скитаний по Крыму и югу России. Устроившись в газету «Орловский вестник», он сдружился с юной дочерью врача Варей Пащенко - она работала в той же газете корректором. На деньги брата Юлия они сняли в Полтаве квартиру, где жили гражданским браком -против венчания был отец Вари. Через три года доктор Пащенко, видя безмерную страсть Бунина, свое разрешение на брак все-таки дал, но письмо отца Варя скрыла. Она предпочла неимущему литератору его обеспеченного друга Арсения Бибикова. «Ах, ну к черту их, - писал Бунин брату, - тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки».

С 1895 года Бунин бросил службу и, перебравшись в Москву, целиком отдался литературе, зарабатывая стихами и небольшими рассказами. Его кумиром тех лет был Лев Толстой, и он даже ездил к графу спрашивать совета - как жить. Постепенно он стал вхож в редакции литературных журналов, познакомился с известными писателями, с Чеховым даже подружился и многому научился у него. Его ценили и реалисты-народники, и новаторы-символисты, но ни те, ни другие не считали «своим».

Сам он больше склонялся к реалистам и постоянно посещал «среды» у писателя Телешова, где бывали Горький, Скиталец, Леонид Андреев. Летом - Ялта с и Станюковичем и Люстдорф под Одессой с писателями Федоровым и Куприным. «Это начало моей новой жизни было самой темной душевной порой, внутренне самым мертвым временем всей моей молодости, хотя внешне я жил тогда очень разнообразно, общительно, на людях, чтобы не оставаться наедине с самим собой».

В Люстдорфе Бунин неожиданно для всех, даже для себя, женился на 19-летней Анне Цакни. Она была дочерью одесского издателя-грека, владельца газеты «Южное обозрение», с которой Бунин сотрудничал. Поженились они после нескольких дней знакомства. «В конце июня уехал в Люстдорф к Федорову. Куприн, Карташевы, потом Цакни, жившие на даче на 7-й станции. Внезапно сделал вечером предложение», - записал Бунин в дневнике 1898 года.

Его очаровали ее большие черные глаза и загадочное молчание. После свадьбы выяснилось, что Аня весьма говорлива. Вдвоем со своей матерью она нещадно бранила мужа за безденежье и частые отлучки. Меньше чем через год у них с Анной произошел разрыв, через два года этот «водевильный» брак распался. Родившийся у них сын Николай умер от скарлатины в возрасте пяти лет. В отличие от Варвары Пащенко Анна Цакни никаких следов в творчестве Бунина не оставила. Варвару же можно узнать и в Лике из «Жизни Арсеньева», и во многих героинях «Темных аллей».

Первый успех в творческой биографии пришел к Бунину в 1903 году. За сборник стихов «Листопад» он получил Пушкинскую премию, высшую награду Академии наук.

Признали критики и его прозу. Рассказ «Антоновские яблоки» закрепил за писателем звание «певца дворянских гнезд», хотя жизнь русской деревни он изображал отнюдь не благостно и не уступал по части «горькой правды» самому Горькому . В 1906 году на литературном вечере у писателя Зайцева, где Бунин читал свои стихи, он познакомился с Верой Муромцевой, племянницей председателя первой Государственной думы. «Тихая барышня с леонардовскими глазами» сразу приглянулась Бунину. Вот как Вера Николаевна рассказывала об этой их встрече:

«Я остановилась в раздумье: не отправиться ли домой? В дверях появился Бунин. «Как вы сюда попали?» - спросил он. Я рассердилась, но спокойно ответила: «Так же, как и вы». - «Но кто вы?» -«Человек». - «Чем вы занимаетесь?» - «Химией. Учусь на естественном факультете Высших женских курсов». - «Но где же я могу вас увидеть еще?» -«Только у нас дома. Мы принимаем по субботам. В остальные дни я очень занята». Наслушавшись разговоров о распутной жизни людей искусства,

Вера Николаевна откровенно побаивалась писателя. Тем не менее она не смогла устоять перед его настойчивыми ухаживаниями и в том же 1906 году стала «госпожой Буниной», хотя официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 года во Франции.

В свадебное путешествие они надолго уехали на Восток - в Египет, Палестину, Сирию. Добрались в своих скитаниях до самого Цейлона. Маршрутов для путешествий заранее не намечали. Бунин был настолько счастлив с Верой Николаевной, что признавался, что бросит писать: «А мое дело пропало -писать я больше, верно, не буду... Поэт не должен быть счастлив, должен жить один, и чем лучше ему, тем хуже для писания. Чем лучше ты будешь, тем хуже...» - говорил он жене. «Я в таком случае постараюсь быть как можно хуже», - отшучивалась она.

Тем не менее следующее десятилетие стало самым плодотворным в творчестве писателя. Он был удостоен еще одной премии Академии наук и избран ее почетным академиком. «Как раз в час, когда пришла телеграмма с поздравлениями Ивану Алексеевичу в связи с избранием в академики по разряду изящной словесности, - рассказывала Вера Бунина, - у нас обедали Бибиковы. К Арсению у Бунина не осталось дурного чувства, они даже, можно сказать, были приятелями. Бибикова встала из-за стола, была бледна, но спокойна. Через минуту раздельно и сухо сказала: "Поздравляю вас"».

После «резкой заграничной оплеухи», как он называл свои путешествия, Бунин перестал бояться «сгустить краски». Первая мировая война не вызвала у него патриотического подъема. Он видел слабость страны, боялся ее гибели. В 1916 году он написал много стихов, включая и такие:

Вот рожь горит, зерно течет.
Да кто же будет жать, вязать?
Вот дым палит, набат гудет.
Да кто ж решится заливать?
Вот встанет бесноватых рать, и как Мамай, всю Русь пройдет...
Но пусто в мире - кто спасет? Но Бога нет - кому карать?

Вскоре это пророчество исполнилось. После начала революции Бунин с семьей уехал из орловского имения в Москву, откуда с горечью наблюдал за гибелью всего, что было ему дорого. Эти наблюдения отразились в дневнике, опубликованном позже под названием «Окаянные дни». Виновниками революции Бунин считал не только «бесноватых» большевиков, но и прекраснодушную интеллигенцию. «Не народ начал революцию, а вы. Народу было совершенно наплевать на все, чего мы хотели, чем мы были недовольны...

Даже помощь голодающим происходила у нас как-то литературно, только из жажды лишний раз лягнуть правительство, подвести под него лишний подкоп. Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди: как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать?»

В мае 1918 года Бунин с женой с трудом выбрались из голодной Москвы в Одессу, где пережили смену множества властей. В январе 1920-го они бежали в Константинополь. В России Бунина уже ничто не держало - родители умерли, брат Юлий был при смерти, былые друзья стали врагами или еще раньше уехали из страны. Покидая родину на перегруженном беженцами пароходе «Спарта», Бунин ощущал себя последним жителем затонувшей Атлантиды.

Осенью 1920-го Бунин прибыл в Париж и сразу же взялся за работу. Впереди были 33 года эмиграции, за которые он создал десять книг прозы. Старый друг Бунина Зайцев писал: «Изгнание даже пошло ему на пользу. Оно обострило чувство России, невозвратности, сгустило и прежде крепкий сок его поэзии».

О явлении нового таланта узнали и европейцы.

В 1921 году на французском вышел сборник рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско». Парижскую прессу заполнили отклики: «настоящий русский талант», «кровоточащий, неровный, но мужественный и правдивый», «один из самых больших русских писателей». От рассказов пришли в восторг Томас Манн и Ромен Роллан, который в 1922 году впервые выдвинул Бунина кандидатом на Нобелевскую премию. Однако тон в культуре того времени задавал авангард, с которым писатель не желал иметь ничего общего.

Мировой знаменитостью он так и не стал, зато эмиграция читала его взахлеб. Да и как было не залиться ностальгической слезой от таких строк: «И через минуту появились перед нами рюмки и фужеры, бутылки с разноцветными водками, розовая семга, смугло-телесный балык, блюао с раскрытыми на ледяных осколках раковинами, оранжевый квадрат честера, черная блестящая глыба паюсной икры, белый и потный от холода ушат с шампанским... Начали с перцовки...»

Былые пиры казались еще изобильнее в сравнении с эмигрантской скудостью. Бунин много печатался, но и его существование было далеко от идиллии. Напоминал о себе возраст, парижская зимняя сырость вызывала приступы ревматизма. Они с женой решили на зиму уезжать на юг и в 1922 году сняли в городке Грасс виллу с пышным названием «Бельведер». Там их гостями были ведущие писатели эмиграции - Мережковский, Гиппиус, Зайцев, Ходасевич с Ниной Берберовой.

Здесь подолгу жили Марк Алданов и бунинский секретарь, писатель Андрей Цвибак (Седых). Бунин охотно помогал из небогатых своих средств нуждающимся землякам. В 1926 году к нему приехала в гости из Парижа молодая писательница Галина Кузнецова. Скоро между ними завязался роман. Тонкая, деликатная, все понимающая Вера Николаевна хотела думать, что любовные переживания необходимы ее «Яну» для нового творческого подъема.

Скоро треугольник в «Бельведере» превратился в четырехугольник - это случилось, когда за Верой Николаевной стал ухаживать поселившийся в бунинском доме литератор Леонид Зуров. Сложные перипетии их отношений стали темой эмигрантских пересудов, попали на страницы мемуаров. Бесконечные ссоры и примирения попортили немало крови всем четверым, а Зурова и вовсе довели до сумасшествия. Однако этот «осенний роман», длившийся целых 15 лет, вдохновил все позднее творчество Бунина, включая роман «Жизнь Арсеньева» и сборник рассказов о любви «Темные аллеи».

Этого не случилось бы, окажись Галина Кузнецова пустоголовой красоткой - она же стала для писателя настоящим помощником. В ее «Грасском дневнике» можно прочесть: «Я счастлива тем, что каждая глава его романа была предварительно как бы пережита нами обоими в долгих беседах». Роман закончился неожиданно - в 1942 году Галина увлеклась оперной певицей Маргой Степун. Бунин не находил себе места, восклицая: «Как она отравила мне жизнь - до сих пор отравляет!»

В разгар романа пришло известие о присуждении Бунину Нобелевской премии. Вся русская эмиграция восприняла ее как свой триумф. В Стокгольме Бунина встречали король с королевой, потомки Альфреда Нобеля, разодетые светские дамы. А он смотрел только на глубокий белый снег, которого не видел со времен отъезда из России, и мечтал пробежаться по нему, как мальчишка... На церемонии он говорил, что впервые в истории премия присуждается изгнаннику, за которым не стоит его страна. Страна устами своих дипломатов настойчиво протестовала против вручения премии «белогвардейцу».

Премия того года составляла 150 тысяч франков, но Бунин очень быстро раздал их просителям. В годы войны он прятал в Грассе, куда не добрались немцы, нескольких литераторов-евреев, которым грозила смерть. О том времени он писал: «Плохо мы живем, очень плохо. Ну, картошку мерзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живем мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой». Несмотря на лишения, Бунин отвергал все предложения немцев перейти к ним на службу. Ненависть к советской власти была временно забыта -как и другие эмигранты, он напряженно следил за событиями на фронте, передвигая флажки на карте Европы, висевшей у него в кабинете.

Осенью 1944-го Франция была освобождена, и Бунин с женой вернулись в Париж. На волне эйфории он посетил советское посольство и сказал там, что гордится победой своей страны. Разнеслась весть, что он пил за здоровье Сталина. Многие русские парижане от него отшатнулись. Зато начались визиты к нему советских писателей, через которых передавались предложения вернуться в СССР. Ему обещали обеспечить царские условия, получше тех, что были у Алексея Толстого. Одному из искусителей писатель ответил: «Мне некуда возвращаться. Нет уже ни мест, ни людей, которых я знал».

Заигрывания советской власти с писателем закончились после выхода в Нью-Йорке его книги «Темные аллеи». В них увидели чуть ли не порнографию. Он жаловался Ирине Одоевцевой: «Я считаю «Темные аллеи» лучшим, что я написал, а они, идиоты, считают, что я ими опозорил свои седины... Не понимают, фарисеи, что это новое слово, новый подход к жизни». Жизнь расставила точки - хулители давно забыты, а «Темные аллеи» остаются одной из самых лирических книг в русской литературе, подлинной энциклопедией любви.

В ноябре 1952-го Бунин написал последнее стихотворение, а в мае следующего года сделал последнюю запись в дневнике: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!» В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин скончался в съемной квартире в Париже в присутствии жены и своего последнего секретаря Алексея Бахраха.

Он работал до последних дней - на столе осталась рукопись книги о Чехове. Все крупные газеты поместили некрологи, и даже в советской «Правде» появилось краткое сообщение: «В Париже скончался эмигрантский писатель Иван Бунин». Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, а через семь лет рядом с ним нашла последний приют Вера Николаевна. К тому времени произведения Бунина после 40 лет забвения начали вновь издаваться на родине. Его мечта сбылась - соотечественники смогли увидеть и узнать сбереженную им Россию, давно канувшую в историю.

Родина хорошо узнала его только в 60-е годы, во времена “хрущевской оттепели”. Книги его снова стали печатать, но редко. Между тем, писатель был удостоен нескольких серьезных литературных наград, включая Нобелевскую премию. Историческую справедливость удалось восстановить только после перестройки. Сейчас книги Бунина издаются огромными тиражами, их читают, по ним снимают фильмы и ставят театральные спектакли, а памятные даты отмечают по всему миру. Библиография исследований о нем составляет несколько сотен томов.

Воронежское детство Бунина

Биография Бунина началась в Воронеже 10 октября 1870 года. По новому стилю день его рождения приходится на 22 число этого же месяца. Иван Алексеевич родился в старинной, титулованной и уважаемой, но к концу XIX в. уже практически разоренной семье. Среди его предков есть и титулярные советники, и предводители дворянства, и известные деятели культуры. Однако семья настолько обеднела, что отец писателя, Алексей Бунин, не смог получить даже приличного образования. Он вынужден был после года в гимназии зарабатывать себе на жизнь в канцелярии, потом отправился на Крымскую войну. Вернувшись домой, он женился на Людмиле Чубаровой. От этого брака родилось девять детей, но выжило только четверо. Иван позднее писал в своей автобиографии, что отец был сильным и добродушным, но сильно пил, а мать – тихой, нежной и впечатлительной. Когда мальчику было четыре года, семейство переехало в родовую усадьбу недалеко от Ельца. Старшие братья учились в гимназии, а младшему - наняли гувернера-студента Николая Ромашкова. Детские годы, равно как и своего воспитателя, писатель вспоминал с благодарностью. В семье любили читать, а гувернер обучал его языкам, в том числе классическим (латыни и древнегреческому).

Годы учебы Бунина

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отдали в гимназию. Находилась она в Ельце. Обучение было платным. Кроме того, мальчики, чьи родители жили не в городе, снимали квартиру. Учился будущий писатель средне, и на вопрос, какой предмет он любит меньше всего, отвечал, что математика приводит его в ужас. Гимназию юноша так и не окончил, он продолжил домашнее образование под руководством старшего брата. Математику они из курса обучения исключили, отдав предпочтение гуманитарным дисциплинам. Стихи Бунин писал и раньше, а, оказавшись дома, решил писать романы. К этим же годам относится и первая журнальная публикация – стихотворение “Над могилой С.Я.Надсона”, посвященное памяти известного петербургского поэта - кумира тогдашней молодежи. Оно было напечатано в февральском выпуске журнала “Родина” за 1887 год..

Работа в журнале и путешествия

В конце 80-х годов Иван Алексеевич собрался в Орел, где ему предложили место помощника редактора в местном журнале. Но вместо этого отправился в Харьков к старшему брату Юлию, с мнением которого привык считаться. Несколько месяцев молодой человек служил мелким чиновником, тем же летом съездил в Крым. В конце концов, он добрался до Орла и занял предложенное ему место в редакции “Орловского вестника”. В Орле Иван Алексеевич написал и в 1891 году издал свой первый поэтический сборник “Стихотворения”. Это время было важным и для личной жизни, в которую вошла девушка, работавшая корректором того же издания. Ее звали Варвара Пащенко, и это была его первая серьезная любовь. Создать семью тогда Бунину не удалось, отец девушки был против, а его родители к тому моменту практически окончательно разорились. Не помог даже переезд молодых людей в Полтаву. Кончилось тем, что Варвара уехала. Иван тяжело переживал этот разрыв. Эти события нашли свое отражение в одном из самых значительных прозаических произведений Бунина – романе “Жизнь Арсеньева”.

Петербург, Москва и новая семья

Провинциальная литературная жизнь не устраивала молодого человека. Новое направление его поездок - Петербург, где он познакомился с некоторыми известными литераторами. Среди его тогдашних знакомых – и Григорович. Затем он отправился в Москву, навестил , познакомился с и Брюсовым, и даже вступил в литературный кружок “Среда”. Словом, провинциальный поэт попал в новый мир, который его очень увлек. Но страсть к путешествиям не прошла. В конце 90-х Иван Алексеевич отправился в Одессу, где и познакомился со своей будущей первой женой – Анной Цакни, дочерью редактора популярного альманаха. Молодые люди поженились, отправились в свадебное путешествие, у них родился сын Николай. Мальчик тяжело заболел скарлатиной и умер, но это было уже после того, как супруги расстались. Их брак продлился всего два года.

Бунин - лауреат Пушкинской премии

Несмотря на то, что даже самые ранние произведения Бунина свидетельствуют о его недюжинном таланте, критики на него внимания почти не обращали. Литературных агентов, способных организовать шумиху, у провинциала не было. Первый петербургский сборник рассказов отклики вызвал, но их все равно было мало.

Сотрудничество Бунина с символистами не особенно помогло делу. Сборник, вышедший в “Скорпионе”, вызвал резонанс, но продавался плохо. “Листопад”, а также перевод “Песни о Гайавате” были номинированы на Пушкинскую премию. Голосование проходило сложно, в результате Бунин получил только половину премии. Он еще раз выставлял свои произведения на эту награду, но ему снова доставалась половина, вторую получил его ближайший друг Александр Куприн.
Важно! После первой попытки получить премию известность пришла, но материальное положение не улучшилось. В итоге писатель выбрал себе нового издателя, и дело пошло лучше. Книги, изданные в “Знании”, начали расходиться. Критики их тоже заметили.
Неугомонный Бунин в конце 1906 года снова отправился в Москву. На одном из литературных вечеров он познакомился с Верой Муромцевой. Это была спокойная девушка из хорошей семьи, очень образованная и красивая. Она знала языки, изучала химию, но была далека от литературы. Молодые люди полюбили друг друга, но пожениться не могли, поскольку Иван Алексеевич к тому моменту еще не смог получить развод. Обвенчались они позднее, уже в эмиграции. В предреволюционные годы они много ездили, побывали не только в европейских странах, но даже в Палестине и на Цейлоне. Впечатления о путешествиях вдохновили Бунина на новые произведения. Появилась новая проза - “Господин из Сан-Франциско” и другие рассказы. Бурные события в стране оказали на Ивана Алексеевича тягостное воздействие, писал он мало, самая значительная книга – “Окаянные дни”. В середине 1918 года Иван и Вера уехали – сначала в Одессу, где прожили около полутора лет, а затем и за границу.

Эмиграция

В Одессе Бунин зарабатывал на жизнь в основном статьями для местных газет. На литературное творчество очень сильно повлияли политические события. Революцию Бунин не принял, но воевать с большевиками тоже не пошел. В начале 1920 года они с Верой на французском корабле отправились в Константинополь. Корабль сбился с курса, путешествие, во время которого беженцы терпели всяческие лишения, заняло не три дня, а целую неделю. Но им удалось все же добраться до Парижа. Во Франции стало не до литературы, но дореволюционные стихи и рассказы начали издаваться практически сразу, причем в нескольких странах.

Новый подъем творчества Бунина и Нобелевская премия

Бунин снова начал писать в 1924 году после парижского литературного вечера “Миссия русской эмиграции”, на котором, кроме Бунина, выступили Иван Шмелев, и другие литераторы. Иван Алексеевич рассказал о том, какие задачи стоят перед теми, кто покинул Россию. Короткие р ассказы, написанные в эмиграции, вышли в том же 1924 году в Берлине, они вошли в сборник “Роза Иерихона”. Была закончена повесть “Митина любовь”, вызвавшую большой интерес, и начата “Жизнь Арсеньева”, самый значительный роман в его творческой биографии.

Рис. 5. , Н. Д. Телешов и И. А. Бунин Первые десятилетия парижской жизни шли спокойно. Зимой чета обитала в парижской квартире, лето проводила в Грасе. Здесь периодически гостили выходцы из России, в том числе Галина Кузнецова, которую исследователи считают музой Бунина тех лет. В 1922 году Бунина впервые попытались выдвинуть на Нобелевскую премию , вместе с другими деятелями эмигрантской литературы. Но первая попытка оказалась неудачной, как и вторая, восемь лет спустя. Наконец, в 1933 году труды его были оценены по достоинству. Это была первая в истории премия, которую получил писатель, вынужденный уехать из своей страны из-за политических событий. Больше половины полученных денег нобелевский лауреат раздал тем, кто находился в трудной ситуации.

Вторая мировая война

После начала Второй мировой войны чета Буниных уехала в относительно спокойное место – высоко в Альпы. Там образовалась своеобразная русская колония – те, кто вынужден был покинуть Берлин и захваченный к тому времени Париж. Компания, состоявшая в основном из литераторов, художников и музыкантов, напряженно следила за новостями с фронтов. Сводки передавало английское радио. Война чувствовалась и в мирном Грасе – жизнь писателя и его окружения была тяжелой: не было отопления, периодически пропадали вода и электричество. От самой престижной литературной премии не осталось и следа. Ивана Алексеевича звали на работу, но преимущественно в те издательства, что находились в оккупированных районах. Он такие предложения не принимал. В эти годы даже самые известные произведения не печатались. Немного помогли американские друзья – книга “Темные аллеи” была издана в военные годы в Штатах, и за нее прислали небольшой гонорар. В целом же это был один из самых тяжелых моментов биографии Бунина.

Последние годы жизни писателя

После освобождения Парижа семья переехала во французскую столицу, где и жила почти до смерти Ивана Алексеевича. В это время советское правительство объявило, что возвращает гражданство эмигрантам “первой волны”, находящихся во Франции. Некоторые эмигранты решили вернуться, но Бунин отнесся к этой идее с большим сомнением. Зато улучшение отношений между Советским Союзом и Францией дало возможность встретиться русским писателям, жившим в этих двух странах. У Бунина дома побывали многие советские литераторы. Вскоре после окончания войны Бунин тяжело заболел. Врачи нашли у Ивана Алексеевича эмфизему легкого. Его лечили на курорте. Друзья выхлопотали писателю небольшое содержание, они не оставляли его до последних дней. Но здоровье все ухудшалось, и 8 ноября он умер. Похоронен Бунин на “русском” парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Просмотрите также интересное видео на тему биографии Бунина, чтобы закрепить материал и узнать еще несколько фактов о его жизни.

 

 

Это интересно: