→ Маленький человек в романе Достоевского «Преступление и наказание. Маленькие люди в «Преступлении и наказании Человек в романе достоевского преступление и наказание

Маленький человек в романе Достоевского «Преступление и наказание. Маленькие люди в «Преступлении и наказании Человек в романе достоевского преступление и наказание

Тема урока: «Маленькие люди» в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.

Ход урока.

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний.

Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступление, по мере работы Достоевского над романом?

В чем заключается жанровое своеобразие романа?

Каково значение цвета и чисел в романе?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин.

Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.

    Работа над темой урока.

    Объяснение учителя

Имена и фамилии героев тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла.

Имя

Его значение в романе

Раскольников

Раскол – раздвоение: с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

София

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Соню и раскрывает замысел Лужина

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»

Лизавета Ивановна

Значение имени Елисавета – «почитающая Бога»

    Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»

    Беседа

Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?

    Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: портреты жены и детей, описание комнаты, жильцы дома.

Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

Какие художественные приемы использует писатель в этих эпизодах?

На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

    Обобщение учителя.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живет семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Мармеладова к пьянству.

Катерина Ивановна – женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотного офицера по любви и бежала с ним из родительского дома.

3.Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»

Почему о Раскольниковых читатель узнает не сразу, а из письма?

Каковы отношения между членами семьи?

Что мы узнаем о матери Раскольникова?

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

    Работа с карточками.

5.Подведение итогов урока.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. «Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами.

Домашнее задание.

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман "Преступление и наказание". В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: "Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя". Раскольников - один из этой толпы: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу".

Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния "маленьких людей" начинают появляться различные фантастические "идеи", не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова "идея" Раскольникова о Наполеонах и "тварях дрожащих", "обыкновенных" и "необыкновенных" людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия "маленьких людей".

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?.." - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов "униженных и оскорбленных". Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали "сверхчеловека", чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

" Маленькие люди" в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге "новой жизни", "постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.Достоевский … В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич… Только если уж слишком была невыносима шутка, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Изображение человеческих страданий в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

5 слайд

Описание слайда:

План работы 1. Викторина «Внимательный ли Вы читатель»? (1 часть романа) 2. Ваши впечатления о прочитанном. 3. Анализ содержания 1 главы. Работа над таблицей. 4. Анализ содержания 2 главы. Записи в тетрадях. 5. Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос) 6. Выводы. Записи в тетрадях.

6 слайд

Описание слайда:

Внимательный ли Вы читатель? 1. Действие романа «Преступление и наказание» начинается глубокой осенью. 2. Раскольников шёл делать пробу своему предприятию. 3. Уходя от Алёны Ивановны, Раскольников заходит в распивочную и встречает Мармеладова – титулярного советника. 4. Возвратившись домой, Раскольников читает письмо, которое написала ему сестра Авдотья Романовна. 5. Из письма Раскольников узнает, что сестра Дуня собирается выйти замуж за Петра Петровича Лужина по любви. 6. Встретив на улице с пьяную девушку, герой решил помочь ей добраться до дома. 7. Раскольников пошёл было к Разумихину, одному из прежних товарищей по университету, но передумал. 7. До преступления Раскольников видит два сна. 8. Около года назад Родион невольно подслушал разговор студента и офицера в трактире о старухе-процентщице и Лизавете. 9. Раскольников задумал и совершил убийство старухи процентщицы и её сестры Лизаветы.

7 слайд

Описание слайда:

План первой части романа 1. Знакомство с Раскольниковым (1 глава). 2 Исповедь Мармеладова (2 глава). 3. Письмо матери (3-4 главы). 4. Встреча с пьяной девочкой на бульваре (4 глава). 5. Сны Раскольникова до убийства (5-6 главы). 6. Разговор студента и офицера в трактире, подслушанный Раскольниковым (6 глава). 7. Убийство процентщицы и её сестры Лизаветы (7 глава).

8 слайд

Описание слайда:

Знакомство с героем «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке…» Сенная площадь

9 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников … С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься… …Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

10 слайд

Описание слайда:

Родион Раскольников Что вызывает симпатию? Что вызывает неприязнь к нему? замечательно хорош собою угрюмый занимался усердно необщительный отзывчивость на чужое горе скрытный любит мать и сестру высокомерный жажда добра и справедливости с презрением относится к людям

11 слайд

Описание слайда:

Бывают иные встречи… Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное…

12 слайд

Описание слайда:

Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было… И отсюда питейное! Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! Но... такова уже черта моя, а я прирожденный скот! Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу... Пью, ибо сугубо страдать хочу! Ну, кто же такого, как я, пожалеет?

13 слайд

Описание слайда:

Причины гибели Мармеладова социальная (бедность, нищета) нравственно- психологическая (нет поддержки в семье) философская («я прирожденный скот»)

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, – вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога – в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И – еще один важный для Достоевского момент — упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти – свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

Здесь искали:

  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему мир маленьких людей в романе преступление и наказание
  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание

(398 слов) Типичный образ «маленького человека» представлен во многих произведениях русских классиков: «Шинели» Н.В.Гоголя, «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Их персонажи – слабые, нецелеустремленные, неспособные к решительным действиям, занимающие низкое положение в обществе. «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского немного отличаются от них.

С первых страниц произведения «Преступление и наказание» читатель знакомится с главным героем романа. Родион Раскольников – бывший студен, «задавленный бедностью». Из-за нищеты персонажу пришлось бросить свою учебу и постоянно искать средства, чтобы выжить. Условия его обитания ужасны. Комната Раскольникова похожа на «гроб», «клетушку», «шкаф», но не на квартиру. Герой живёт в грязном районе, где постоянно на улицах можно встретить пьяных. Но Раскольников не подстраивается под обстоятельства, как Башмачкин, он стремится найти выход из этого низкого положения. Создав собственную теорию, он воплощает свои идеи в жизнь.

Образ маленького человека в романе Достоевского раскрывается и на примере семьи Мармеладова. Раскольников знакомится с Семёном Захаровичем в трактире. Он узнаёт все подробности его нищей жизни. Мармеладов не может противостоять тяготам свалившихся на него трудностей, единственный выход он видит в пьянстве. Персонаж остался без работы, его дочери – Соне — приходится идти «по жёлтому билету», чтобы заработать деньги на существование (которые впоследствии Мармеладов пропьёт). Катерина Ивановна больна, маленьких детей кормить нечем. Это безвыходное положение морально подавляет бывшего титулярного советника. Но, несмотря на нищету, Мармеладов не утратил лучших черт человеческого характера. Персонаж признается Раскольникову в том, что он искренне любит и Катерину Ивановну, и своих детей. Ему стыдно за свое безволие, он заявляет герою: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?». Вместе с автором мы сострадаем несчастному герою, а не глумимся над ним.

Соню также можно отнести к «маленьким людям». Ее комната походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника» — «бедность была видимая». Соне приходится «грязным» способом зарабатывать деньги, которых все время недостаёт. Но, несмотря на такое положение, с помощью веры она сохранила свою душевную чистоту. Любовь Сони возродила Раскольникова, благодаря ней персонаж раскаялся в своём преступлении.

Так, «маленькие люди» Достоевского не имеют одного привычного нам образа забитого и несчастного человека. Все они разные, у каждого своя история, где трагизм переплетается с героизмом, которого мы не привыкли видеть ни в Башмачкине, ни в Вырине. Каждый из них по-своему восстает против судьбы, неуклюже борется с ней, но все же не сдается, принимая удар за ударом. Даже слабовольный Мармеладов ищет наслаждения в побоях жены, а горе – на дне стакана. Они не согласны смириться со своей незначительностью и живут полной эмоциональной жизнью, спасая себя в надежде спасти других.

Многомудрый Литрекон просит Вас подмечать недочеты работы и жаловаться на краткое сочинение-рассуждение, если оно Вам не подошло.

 

 

Это интересно: