→ Образ Екатерины. Её душевная трагедия

Образ Екатерины. Её душевная трагедия

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Современные психологи используют специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление двух списков. В один список записываются позитивные последствия решения, в другой - негативные последствия, давайте попробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте пьесы. Составляем таблицу, используя цитаты:


Позитивные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно - создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от его матери...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»

Негативные стороны

«Найдут, силой поволокут домой...»

«Свекровь заест совсем...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

(Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Еще тверже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Даже Варвара, не особенно считающаяся с домостроевскими нравами, говорит Катерине: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена».

Если сама Варвара бежит из дома матери, то ведь она не замужем. Положение Катерины куда сложнее. И все же она уходит из дому, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Теперь она в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. «Возьми меня с собой, отсюда!» - просит она Бориса и получает отказ. Для нее оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.)

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

Повесть «Детство», первая часть автобиографической трилогии Горького, была написана в 1913 году. В ней зрелый писатель обратился к теме своего прошлого.

В центре повести — мальчик Алеша, волею судеб «заброшенный» в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Но, кроме них, в жизни Алеши было множество людей — многочисленные дяди и тети, жившие все под одной крышей, двоюродные братья, постояльцы… Все они воспитывали героя, влияли на него, подчас сами того не желая.

Жизнь Алеши и его семьи сложна, наполнена многими трудностями. Главное ее качество — это неспокойность, нестабильность. Одно время семья деда была довольно богата, но когда Алеша пошел в школу, все разладилось. Мальчику пришлось собирать ветошь, воровать дрова. За это в школе его невзлюбили, хотя герой хорошо учился. Доходило до того, что у Алеши не было денег купить книгу, и священник не пускал его на свои занятия.

Но и кроме материальных проблем, на долю Алеши в детстве выпало много и других испытаний. Горький описывает нам жизнь и нравы купеческой среды, где царили жестокие законы: дед избивал бабушку, дяди мальчика постоянно воевали из-за наследства его матери, дети жестоко издевались над более слабыми. Смерть и горе преследовали Алешу с самого рождения. На его глазах умирали близкие: отец, братья, Цыганок, мать. Все это не могло не оставить своего следа в душе героя.

Но и такое детство закончилось для Алеши очень рано. После смерти матери дед заявил ему, что не может содержать внука и что Алеше нужно идти «в люди».

Но ребенок есть ребенок, он везде может найти радость и счастье, потому что это в его природе: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».

Светлым пятном в жизни Алеши была его бабушка, по-настоящему нравственный и духовный человек. Именно она больше всего была близка Алеше. Именно бабушка, как мне кажется, помогла мальчику сохранить в его душе свет и пронести его потом во взрослую жизнь.

Светлым человеком в судьбе Алеши стал и Хорошее Дело. Это был довольно образованный человек, к которому Алеша тянулся всей душой. Вообще, мальчик был очень способным, многие науки, которым его учил дед и мать, герою давались легко. Но, к сожалению, в детстве мальчик не получил систематического образования.

В чем же заключается идея повести «Детство»? Автор пишет в ней: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».

Итак, Горький уверен, что детство — очень важная пора в жизни каждого человека. Именно в детстве — истоки характера, мировоззрения, психического состояния. Другими словами, именно тогда формируется личность. И так важно, чтобы именно в эту пору ребенку на пути встретились хорошие, добрые, понимающие люди, чтобы ребенка любили и оберегали от житейских невзгод.

На страницах романа-эпопеи «Война и мир» можно встретить около 600 действующих лиц, каждое из которых имеет свое особое место в произведении. Роман создавался писателем практически семь лет и на сегодняшний день является величайшим достоянием русской литературы девятнадцатого века. По словам литературного критика П. Анненкова, роман «отличается мастерским изображением автором сцен военного быта и психологии человека на войне, сложностью композиции, органически сочетающей историческое повествование с рассказом о частной жизни героев».

В центре сюжета разворачиваются события, относящиеся к войне 1812 года. Параллельно с ними светскую жизнь общества девятнадцатого века. Читателю представлены основные действующие лица, принадлежавшие дворянским родам, важные исторические персоны а также малочисленные персонажи, сгруппированные по сословной принадлежности.

Среди этого многообразия фигурирующих героев хочется уделить внимание особенной личности, обладающей «красотой, очарованием и изяществом». толстой ростова роман

Речь пойдет о молодой княгине Наташе Ростовой, любимой героине Льва Николаевича Толстого.

Частичными прототипами Наташи послужили жена писателя Софья Толстая и его свояченица Татьяна Берс -- музыкальная, с редким по красоте голосом женщина. Толстому приписывается такой отзыв о «моделях» Наташи: «Я взял Таню, перетолок её с Соней, и вышла Наташа» .

Внешность Наташи в начале романа описывается так:

Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстренькие ножки. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…»

Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры. Наташа -- любимая героиня Толстого. Мир Наташи исполнен живости и очарования молодости, но и ограничен.

Пьер говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной». Её отличительные черты -- эмоциональность, естественность, непосредственность, отзывчивость вплоть до самозабвения, интуитивное и внерациональное понимание жизни «умом сердца».

Об уме же героини судить сложно. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, возрождая их к жизни. Эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни.

Во многих сценах романа она помогает окружающим, знакомым и незнакомым, представляя собой пример действенной любви к ближнему. «Сущность её жизни -- любовь» -- так характеризует свою героиню Толстой. Писатель подчеркивает, что то истинное понимание жизненных ценностей, причастность к народному чувству, которое достигается Пьером Безуховым и Андреем Болконским в результате сложнейших нравственных исканий, для Наташи является врожденным, естественным; в романе она служит его воплощением.

Самые точные характеристики других героев зачастую исходят именно от Наташи. В то же время Наташе, как и другим героям Толстого, свойственно ошибаться. Её естественное, инстинктивное стремление к счастью делает Наташу эгоистичной, что выражается в увлечении Анатолем Курагиным.

В эстетике Толстого сложность испытаний сама придает духовные силы героям. На примере Наташи, описывая её духовный кризис после смерти князя Андрея, Толстой описывал силу её переживаний как причину её нравственного выздоровления:

«И все три причины упадка её духа носили в себе причины возрождения ».

В характере Наташи Толстым показана большая внутренняя сила. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на описание её глаз: “любопытные”, “умоляющие”, “сияющие”, “несколько насмешливые” или “печально-вопросительные”.

В конце романа Наташа показана как жена и мать семейства, полностью погруженная в его заботы.

Наташа выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, притворства. В общении Наташа ведет себя легко и непринужденно, использует простые, понятные слова. Её речь эмоциональна, выразительна. Во время, когда «когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка», маленькая княгиня вела себя несдержанно, высказывала внешнюю грубость манеры, была «чутка и ловка».

С матерью она была добра и ласкова, умела найти к ней подход, когда та была недовольна:

«…Как бы она не обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно,ни неприятно, ни неловко.»

В мысленных монологах Наташа выражает все свои эмоции, переживания и искренние чувства. Читая ее мысли, мы как будто слышим каждое ее слово, произносимое ею шепотом, выражающее искренность и неподдельные чувства:

«Иначе разве все это могло бы быть? -- думала она. -- Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, могла улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?»

Эпизод первого бала Наташи раскрывает для читателя всю сущность героини, ее мысли, ее характер, темперамент. Вместе с ней мы переживаем самые волнительные моменты:

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины?...»

В минуты наивысшего счастья душа ее открыта для всех, она готова подарить свою любовь и князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру «передать ему излишек своего счастья», дарит счастливые улыбки отцу.

Наташа обладает чувствительностью и внимательностью ко всему окружающему. Ее манеры, настроение и поступки характеризуют скорее маленькую девочку, наивного ребенка, который всегда останется внутри, помогая смотреть на мир добрыми, доверчивыми глазами.

В эпизоде первого бала автор всячески подчеркивает по-детски возбужденное состояние Наташи, используя в его описании слово «девочка» и изображая ее с «благодарной детской улыбкой». Кажется, что даже будучи хранительницей домашнего очага, являясь женой и матерью она до конца этой истории остается ребенком в душе.

Хочется отметить склонность героини к завышенной самооценке. Вероятно, это обусловлено воспитанием истинной, благородной дамы, которая всегда должна держать себя уверенно и чувствовать себя на высоте.

А может быть это связано с той же детской наивностью и желанием быть замеченной и вызывать восхищение. Курагин говорит о ней:

-Очень мила!

«Наташа знала, что он говорил про нее и это доставляло ей удовольствие»

На протяжении всего произведения подобные мысли часто повторяются:

«Наташа несомненно знала, что он восхищается ею…»

Образ Наташи напрямую связан с образом одухотворенной, чистой и милосердной русской женщины. Об этом говорит ее отношение к природе, ко всему живому. Писатель отмечает поэтичность своей героини. Находясь в Отрадном, Наташа созерцает звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она.

"Соня! Соня! -- послышался опять первый голос.

--...Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда, душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки... и полетела бы. Вот так!"

Этот момент передает истинную сущность героини. В этом проявляется близость героини к природе.В своей речи она использует такие выразительные средства как междометия, что подчеркивает ее простоту и искренность её слов.

В Наташе изначально заложен русский национальный характер. В сцене после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который «пел так, как поет народ», а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке.

Дни, проведенные в Отрадном были полны радостных событий: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение.

В этом эпизоде мы снова встречаем подтверждение того, что Наташа способна понять каждого человека, готова выслушать его и поддержать:

«Она умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери,и во всяком русском человеке».

Она понимает чувства Николеньки, когда тот проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал».

Обладая способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

Обращая внимание на имя Наташи Ростовой можно сделать следующие выводы.

Полное имя - Наталья Ильинична Ростова. Имя Наташа, в переводе с греческого означает «родная».

Она могла быть и Наталией, и Натали, но Толстой представляет героиню с нежно произносимым именем- Наташа. Вариации этого имени могли быть самыми разнообразными, однако автор не случайно выбирает из всего множества именно это. Благозвучность и мягкость несет за собой имя Ростовой. Носящая его героиня представляется светлой и доброй, живущей с радостью и легкостью. В произведении можно отметить такую черту классицизма в литературе, как говорящие имена и фамилии. Например, как уже было сказано, Наташа Ростова - добрая, мягкая натура. Сочетание имени и фамилии очень приятно слуху. Фамилия говорит о духовном «росте» персонажа. Личность Наташи на протяжении всего произведения действительно «растет» и развивается.

Наташа - очаровательна, мила и способна к чистой, бескорыстной и светлой любви. Первой влюбленностью девушки стал Борис Друбецкой-друг семейства, человек, стремящийся к высокому положению в обществе, заботящийся о своей карьере и статусе. Наташа не испытывала к нему пылких чувств. Рядом с ним, она игриво кокетничала и смеялась, как дитя и чувствовала себя свободно. Борис создавал впечатление “дипломата” и серьезного, делового человека совершенно не подходящего юной барышне, которая стремится любить всем сердцем.

Пройдя это первое испытание в жизни молодой девушки, Наташа вновь влюбляется. Вторым её избранником становится князь Андрей Болконский. Их первая встреча состоялась в 1809-м году в Отрадном, где жил граф Илья Андреевич. Болконского привлекает Наташа буквально с первой встречи. «Болконский увидел бегущую толпу девушек. Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, черноглазая девушка.»

В дальнейшем мы видим насколько эта встреча переменила жизнь Андрея, помогла забыть тяжелое горе-потерю жены и воспрянуть духом вновь, снова жить для любви. Его поражает невероятная чуткость и близость Наташи с природой, её доброта и чувствительность. Он слышит её слова о красоте той ночи и это заставляет его снова испытывать сильные чувства:

«Старый дуб, весь преображенный… млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца». «В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни.»

Эпизод первого бала, на котором Наташа и Андрей танцуют вдвоем, становится предисловием к их истории любви. На этом балу присутствует и Борис Друбецкой, которого Наташа больше не воспринимает,как любовное увлечение. Это становится символичным эпизодом произведения, ведь именно в этот момент Наташа будто «отпускает» детскую влюбленность и предчувствует новую встречу:

"То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты…»

Этим новым и необыкновенным в жизни девушки становится князь Андрей. Когда князь Андрей танцует с Наташей «один из веселых котильонов перед ужином», он напоминает ей об их встрече в Отрадном. Эта взаимосвязь объединяет молодых людей и они чувствуют друг к другу некое притяжение. «Давно я ждала тебя»,- думает Наташа. Танцуя с ней, князь чувствует себя «ожившим и помолодевшим», а сама Наташа находится «на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия, горя». Наташа привлекает князя Андрея своей молодостью и естественностью. Сама Наташа чувствует, насколько сильно влюблена в князя.

После происходит важный момент, отделяющий её прекрасную юность, наполненную сильным, искренним чувством любви, от беспечного детства озорной девицы.

Князь Андрей решается признаться девушке в своих чувствах. В этом эпизоде переданы самые яркие эмоции, подтверждающие готовность Наташи «жить ради любви».

Когда князь Андрей уехал к отцу за благословлением, девушка три недели ходила «как тень, праздная и унылая…вечером тайком от всех плакала и не являлась по вечерам к матери».

Когда же ее возлюбленный вернулся, она не помнила себя от счастья, не понимала ничего, что он говорил во время объяснения с ней:

«Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. «Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» …Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, что нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?»

Они втайне помолвились. За долгий год ожидания Андрея со службы, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, соблазнившим её на предательство и позволившим забыться и даже попытаться сбежать с ним. Этот период в жизни Наташи изображен особенно ярко, переданы все чувства героини, выражавшее её забвение и душевные муки, муки совести перед любовью. В тексте произведения слова и мысли героини как нельзя близко выражают внутреннюю борьбу молодой девушки.

Автор через реплики героини показать всю ее тревогу, волнения, стыд и искреннее раскаяние. В диалогах с Соней Наташа смело заявляет, что её любит Анатоль и она готова ответить ему взаимностью. Она твердо убеждена в своем мнении:

«Да, да я люблю его!» думала Наташа, перечитывая в двадцатый раз письмо и отыскивая какой-то особенный глубокий смысл в каждом его слове.»

Писатель старается подчеркнуть явное чувство стыда героини перед собой и перед князем Андреем. В сценах близости с Анатолем, Наташа опускает глаза, « ничего не понимая и не говоря.»

Вскоре, вернувшись со службы, будучи раненым, Андрей погибает буквально на руках у Наташи. Автор очень точно показывает страдания первой юношеской любви, подчеркивая состояние депрессии героини, сопереживая вместе с ней и как можно ближе передавая её чувства.

Эпизод объяснения в любви Пьера Наташе является решающим в любовной сюжетной линии романа. Трогательный момент признания подкрепляется искренними, добрыми словами, выражающими принятие и прощение. Наташа испытывает теплые чувства к Пьеру сама того не ожидая от себя.

По мере развития событий романа Наташа Ростова превращается из живущей в атмосфере постоянной влюбленности непосредственной девочки, в обаятельную и чутко реагирующую на все происходящее девушку. Её естественное обаяние, проживание полноты жизни, внутренняя красота, -- противопоставляется в романе холодной красоте светских дам. В молодой Наташе, Толстой воплотил свое понимание идеальной женской натуры, как гармонии духовного и телесного.

Толстой описывает жизнь Наташи, будто ставя себя на её место. С поразительной точностью и проницательностью он показывает всё чувства героини, наполняя каждое особой искренностью, сочетая с самыми смелыми действиями и сопровождая глубокими мыслями. Он удивительно близко передает истинные женские чувства. Наташа «вырастает» на глазах читателя с помощью описания перемен в её душе. Автор с трепетом и будто заботой пишет о её мыслях в моменты самых напряженных событий. Он «прощает» её сам прежде, чем прощает её Андрей и Пьер. Он дает ей возможность почувствовать угрызения совести, передавая через множество деталей самые важные мысли.

Автор будто ведет под руку свою героиню, сопровождая её на всем жизненном пути и страницах произведения. Он преподносит нам описание её образа, с любовью описывая самые мельчайшие детали, показывая и раскрывая весь смысл существования персонажа с первых страниц. Писатель ведет её через множество препятствий, на каждом подводя итог в контексте произведения. Эти жизненные уроки и делают героиню еще более привлекательной в глазах читателя. Мы видим, с каким вниманием Толстой следит за описанием всех перемен в душе Наташи. И то, что упомянуто в начале романа - Наташа живет ради любви, в конце его подтверждается и становится будто наградой за все испытания судьбой. Счастливый конец и долгожданный “мир” характеризуют произведение,как надежду на светлое будущее для каждого человека. Через образ Наташи Ростовой Толстой рассказывает какими чертами характера и внешности должна обладать истинная женщина того времени. Способная к самопожертвованию, честная, искренняя, милосердная, внимательная и умеющая по-настоящему любить - такой рисует нам Толстой очаровательную Наташу. И именно за её простоту, доброе сердце и умение радоваться жизни, посвящая всю себя любви Толстой любит свою героиню.

Использованные источники

  • 1. wikipedia.org
  • 2. http://citaty.info
  • 3. wikiquote.org
  • 4. http://loveread.ws

Разделы: Литература

Цели урока:

Обучающая:

  • Проверить знания учащихся фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Воспитательная:

  • Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.
  • Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.
  • Формировать умение ценить прекрасное.

Развивающая:

    азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.
  • Умение выделять главное из второстепенного.
  • Развивать культуру общения.
  • Развивать интерес к театральному искусству.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации.

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, стенд “Толстой – это целый мир”, иллюстрации Д.Шмаринова, учащихся; аудиозаписи оперы

С. Прокофьева “Война и мир”, Л.В.Бетховена “Лунная соната”.

Ход урока

Урок начинается с чтения наизусть сонета № 130 Вильяма Шекспира. (Читает ученик под музыку Л.В.Бетховена)

Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьётся прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк,
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней современных линий,
Особенного света на челе…

Это сонет великого Шекспира. Его называли певцом любви. Но не с меньшим основанием можно и Льва Толстого назвать певцом возвышенной любви. Сегодня на уроке вместе с автором “Войны и мира” мы отправимся в Москву, заглянем в гости к дядюшке, побываем на именинах у Ростовых, в вихре вальса закружимся на первом балу, испытаем тяготы и невзгоды военного времени 1812 года. И это всё мы увидим глазами любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой.

“Поэтической, преисполненной жизнью, прелестной девушкой” назвал Наташу князь Андрей. “Волшебницей” казалась она Денисову.

“Она обворожительна”, - говорил о ней Пьер. Так почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним Катюшу Маслову из романа “Воскресенье”; умную, с “лучистыми глазами” Марью Болконскую; Анну Каренину, красивейшую женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина, ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Тема урока: Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.

Прежде, чем перейдем к теме, проведем литературоведческую разминку:

роман-эпопея
антитеза
композиция
прототип
народность
конфликт
эпилог
прекрасное в искусстве
безобразное в искусстве

А что же означает имя Наташа? (На факультативе мы не раз проводили исследовательскую работу).

В книге Г. Успенского “Ты и твоё имя” мы читаем: “Наталия (Наталья) – от лат. “наталист” – родной, но также от латинского названия праздника Рождества: диэс натали – день рождества, рождения. Существует и иное толкование, возводящее это имя к тому же европейскому корню, что и в имени Натан (дарованный)”.

А кто же послужил прототипом для Наташи Ростовой? (сообщение

учащихся).

Используя алгоритм “Образ героя в литературном произведении”, мы видим, что изучение литературного героя начинается с портретной характеристики:

    1. Имя героя (“говорящие фамилии”)
    2. Возможный прототип героя
    3. Портретная характеристика:
    4. Цельность портрета или противоречивость;
      -типологизм портрета;
      -социальный портрет;

    5. Самохарактеристика героя
    6. Авторская характеристика героя
    7. Характеристика другими персонажами
    8. Художественные детали, характеризующие героя литературного произведения
    9. Речевые особенности персонажа
    10. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя)
    11. Значение образа для раскрытия идеи и проблематики произведения

Вспомните, какой предстает перед нами Наташа-девочка? Зачитайте, пожалуйста. (“Бег… Несколько мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула”, - и вот она: “В комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка…”).

Лев Толстой неисчерпаем. Многие художники иллюстрировали произведения великого мастера. Назовите, пожалуйста, кто из великих живописцев обращался к произведениям Толстого? (А.Н.Николаев, Н.Ге, Д.Кардовский, М.С.Башилов, И.Репин, Л.О.Пастернак, И.Н.Крамской, В.А.Серов, П.М.Боклевский).

Сегодня мы обратимся к творчеству Дементия Алексеевича Шмаринова, народному художнику, которому удалось в своих иллюстрациях раскрыть образы бессмертной эпопеи Л.Н. Толстого, исторически верно воссоздать колорит эпохи. (Сообщение учащихся).

Один из самых поэтических образов русской литературы – образ Наташи Ростовой – также воссоздан Д.А.Шмариновым с большим мастерством. Д.А.Шмаринов иллюстрирует образ любимой героини Толстого в отдельных портретах и в жанровых сценах, выделяя на первый план не обстановку, а внутренний мир героини.

Вот групповой портрет: молодежь дома Ростовых выбегает из задних комнат в гостиную. (Рисунок1) Остановимся только на портрете Наташи, чтобы показать эволюцию характера героини.

Посмотрите внимательно на рисунок, в рисунке есть небольшое отступление от текста. Какое? Назовите, пожалуйста. (Нет куклы Мими ).

Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом, некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках…” Этот рисунок позволяет представить внешний облик Наташи, ее яркий душевный мир, ее живую непосредственность. Как мы видим, портреты художника насыщены глубоким психологическим содержанием и раскрывают внутренний мир действующих лиц.

Л.Н. Толстой беспощадно подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен; она бывает просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и Петю. В 13 лет Наташа хочет быть взрослой, как все девочки в 13 лет. Она боится упустить что-то из манящей и недоступной жизни взрослых; ей надо скорей, немедленно все решить и определить, ей хочется любить.

А какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? (В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи, даже слезы слышатся в её голосе. Она тонко чувствует прелесть природы, живо воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”. Происходит первый своеобразный дуэт этих героев, когда их объединяет, сближает именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью) .

Обратимся к портрету художника Д.А.Шмаринова. (Рисунок 2)

Наташа изображена сидящей на окне в лунную ночь в Отрадном. Она смотрит в сад, освещенной луной. На лице её застыла улыбка счастья, она мечтает. Мы видим поэтичность героини, её любовь к природе.

Литературовед и педагог Н.Г. Долинина, написавшая книгу о романе

Л.Н. Толстого “По страницам “Войны и мира”, заканчивает её так: “И снова я открываю “Войну и мир” - и перечитываю много раз читанные страницы… Но каждый раз в них открывается новое, неизведанное, их нельзя исчерпать, их можно только читать снова и снова…”

Так давайте же еще раз попробуем пережить, почувствовать лунную ночь в Отрадном. (Инсценировка). (Приложение 1 , Приложение 2 , Приложение 3)

Так велики в Наташе любовь к жизни, к природе, что князь Андрей оказался во власти её веры в жизнь. “Нет, жизнь в 31 год ещё не кончена”, - окончательно решает князь Андрей. Появилась вера в свою нужность людям, желания общения с ними – этому он обязан Наташе.

Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Почему князь Андрей захотел еще раз увидеть Наташу, не потерять её, найти её? (В Петербурге на балу, он второй раз встречается с Наташей. Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью, полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, увидев в нем замечательного человека, почувствовав его внутреннюю чистоту, силу и благородство. И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” - убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность, чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”. Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”).

Так началась эта большая любовь, которую никогда не мог понять старый князь Болконский и так хорошо понял Пьер Безухов. Так началась эта странная любовь двух очень, очень разных людей, - может, потому они и полюбили друг друга, что такие разные. Вся жизнь Наташи до встречи с князем Андреем оказалась только ожиданием чуда любви. Весь свой свет, всю радость, все добро, всю чуткость она копила для него. Она взяла на себя ответственность за человека, которого полюбила.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолием? (В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ним”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л. Толстой говорил даже, что здесь “узел всего романа” ). (Главное для Наташи - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , - все жили, согласно своим характерам, и это не могло кончиться благополучно. Если бы князь Андрей не уехал… Если бы княжна Марья и старый князь приветливо приняли Наташу! Если бы не вмешалась Элен и не стала сводить брата с Наташей. Если бы не Анатоль… И ничего они не знают, эти “если бы”: князь Андрей выбрал эту девушку с жаждой жизни, эту девушку, понимавшую его, как никто до сих пор, - и он не понял, что её - то нельзя заставлять ждать и мучиться).

“Князь Андрей не понял, что значит каждое данное мгновенье для Наташи ” - писал В. Ермилов. А ведь целый год наполнен такими мгновениями. Минуты проходят без оправдания, без целеустремленности, пусто, даром. Но именно Наташа различает жизнь по минутам, каждая из которых сама по себе, имеет неповторимую цену и должна быть прожита полно, максимально, насыщенно. Вся вина в том, что князь Андрей много думал о своей любви и мало о том, что чувствует она. А в любви нельзя думать только о себе, это неоспоримый закон. В Наташе преобладают чувства, ей надо кого-то любить, кому-то нравиться. На вопрос матери: “Что ты ходишь как бесприютная?” Наташа, блестя глазами и не улыбаясь, сказала: “Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо”. При этом голос её оборвался, слезы брызнули из глаз”.

Как всегда у Л. Толстого, подлинным зеркалом души его героев служат глаза. Именно глаза Наташи сделали её неузнаваемой.

Русский композитор Сергей Прокофьев создал оперу “Война и мир”. Сейчас прозвучит фрагмент из этой оперы. Ваша задача - записать, какой предстает перед нами в любви Наташа Ростова. (Нежной, взволнованной, мечтательной, бурной, страстной, неудержимой) . Этот материал вы сможете использовать в сочинении.

Л.Н. Толстой писал: “Люди как реки, вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди . Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставляя все между тем одним и самим собою”. Мастерство художника-психолога, отмеченное Н.Г.Чернышевским еще при появлении первых произведений Л. Толстого, в романе “Война и мир” достигло совершенства. Изображение психологического процесса и едва уловимых явлений внутренней жизни – “диалектика души” с особенной яркостью проявилась в раскрытии характеров героев. Любимые герои Л.Н. Толстого ищут свой путь в жизни, ее глубинный смысл, путаются, ошибаются и начинают сначала. И на этом пути нет предела.

Всегда ли Наташа была такой? Назовите, пожалуйста, эпизоды из жизни Наташи Ростовой, где мы видим другую Наташу? (Смерть Андрея, гибель брата Пети, война 1812 года) . Испытания жизни смертью – излюбленная сюжетная ситуация у Л. Толстого. “Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта рана – потеря любимого брата для Наташи – вызвала её к жизни”. Только новая рана – известие о гибели Пети и забота о матери, обезумевшей от этого горя, – вернули Наташу к жизни. “Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни – любовь – ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

Иллюстрируя III том романа, Д. Шмаринов раскрывает образ Наташи на фоне грозных событий Отечественной войны. В облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и горячая, бескорыстная любовь к людям. В рисунке “Наташа пускает раненых во двор своего дома” героиня показана в новой обстановке. Иными стали глаза Наташи: если раньше мы видели в них детский задор и оживление, а в сцене в Лунную ночь в Отрадном мечтательность, то теперь они полны боли и сострадания. Наташа смотрит, как одна за другой въезжают телеги с ранеными во двор. Создается впечатление непрерывного движения. (Рисунок 3)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце Наташи новым глубоким и сильным чувством тревоги за родину, за судьбу людей, сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). Очень характерно для душевного состояния Наташи переосмысление слов молитвы, которую она слышала в церкви. “Миром все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа.)

Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? Нашла ли она свое счастье? (Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась. Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу 3 – год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже… И материалы, из которых построено это счастье самые некрасивые – дети, которые кричат и мараются; жена, которая кормит одного, водит другого…”. У Л. Толстого свой особый взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в высоком назначении быть женой и матерью. (Ограничены взгляды на роль женщины в обществе, но эпоха большего не давала).

Перед вами опорный конспект. Озвучить его.

В центре сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте – все гнилое нездоровое отталкивает к берегу: Берга сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречен … Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки - и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми… Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По – настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Так почему же Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого? “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвышает к жизни убитую горем – после гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы помочь умирающему Андрею и его сестре, а после замужества с той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает её найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Образ Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

А что такое любовь? Как вы понимаете значение этого слова? Дома я попросила вас найти значение этого слова в словарях. Зачитайте, пожалуйста.

На доске записаны цитаты, прочитайте, пожалуйста, ту цитату, которая послужит эпиграфом к уроку

  • Сущность её жизни – любовь.

Л.Н. Толстой

  • Эта девушка такое сокровище…

Это редкая девушка.

  • Все любовались ею…

Л.Н. Толстой

  • У неё и характер плохой, и ума нет, и эдакое…

Домашнее задание: написать письмо

“Ах, Наташа Ростова, Наташа Ростова…”

Итоги урока.

  • Почему Наташа Ростова нравится сегодня?
  • Почему её любят сегодня?
  • Почему образ Наташи Ростовой является классическим?
  • Есть ли сегодня Наташи Ростовы?

На фоне музыки Л.В.Бетховена “Лунная соната” звучит заключительное слово учителя.

Живут, размножаются, продолжают свой род тысячи живых существ, но любит только Человек! Это вечная красота и сила человеческая. Поколения людей сменяют друг друга. Каждому из нас доведется превратиться в горсть праха, но живой, не отцветающей связью рода человеческого остается любовь! И, собственно, когда человек умеет любить по-человечески, он и Человек!

Если же любить не умеет, не смог возвыситься до этой вершины человеческой красоты, значит, он лишь существо, способное стать Человеком, но ещё не ставшее таковым.

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

Автопортрет Михаила Лермонтова. 1837–1838 год

Грузинки на крыше сакли. Рисунок Михаила Лермонтова. 1837 год Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН) / Getty Images

1. Соберите роман из отдельных новелл — тем более если у вас долго не по-лучается написать большую вещь в прозе. Не отчаивайтесь; в конце концов, может быть, исторический роман про демонического горбуна — это просто не ваше? А серия коротких повестей, объединенных историей загадочного и одновременно узнаваемого героя-современника, — это, в сущности, тот же роман, ничуть не хуже.

2. Рассказывайте не историю жизни героя, а историю его души. Сами знаете : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»

3. Заинтересуйте читателя своим персонажем — для этого раскрывайте его постепенно. Пусть первым о нем расскажет кто-то совсем на него непохожий, человек другого поколения и иного душевного склада, добрый, честный и, конечно же, не понимающий тайных мотивов эффектных и неординарных поступков вашего героя. Дальше дайте слово тому, кто по социальным, поко-ленческим и прочим качествам стоит гораздо ближе к нему, — например, себе. Но пусть ваша встреча будет мимолетна и по-своему странна. И только после всего этого пусть о себе рассказывает сам герой. Записки нынче пишет всякий — так пусть и ваш герой тоже ведет дневник.

4. Пусть читателя не оставляет ощущение недоговоренности: герой все-таки должен остаться тайной. Пусть его намерения, характер и поступки пробуют истолковать видавший виды старый служака, влюбленная девушка, проницательный друг, давняя возлюбленная и, наконец, он сам, — но все равно никто не сможет объяснить до конца. Ведь «душу можно ль рассказать »?

5. Сделайте героя одновременно и интеллектуально-притягательным, и цинично-ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии (чем беспощаднее они будут, тем эффектнее), умением прозревать женское сердце, шерлок-холмсовской дедукцией и способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней. Но все это не должно мешать тому же герою убить на дуэли своего приятеля, разрушить жизнь былой возлюбленной, погубить целую семью горского князя, встрево-жить спокойствие мирного круга контрабандистов и многажды обидеть сочувствующего ему пожилого и «простого» давнего знакомого.

6. Запутайте хронологию событий до невозможности. Самое раннее происшествие можно смело рассказывать в начале второй части, а события, произошедшие в одном месте (например, в крепости за Тереком), можно разделить между первой и последней новеллами. И пусть потом филологи, придумав разделить сюжет и фабулу , с удовольствием используют ваш роман в качестве примера.

7. Наполните ваш роман самыми отчаянными и головокружительными приключениями, которые могут произойти с русским человеком, следующим по казенной надобности, в главном экзотическом пространстве отечественной литературы XIX века — на Кавказе. Пусть ваш герой столкнется с дикими и коварными горцами, «честными контрабандистами», бесчестными офице-рами и юнкерами, загадочными иностранцами. Пусть он множество раз будет на волосок от гибели — от черкесской винтовки или кинжала, от рук прелест-ной Ундины-контрабандистки, от шашки пьяного казака, от дуэльного вы-стрела, но из каждой переделки пусть выходит живой, спасаясь от опасности в кульминационный момент. Такие сверхспособности затмят в глазах чита-телей известие о смерти героя (если вы захотите его уморить), особенно если сообщить об этом скупо, в одной фразе , в каком-нибудь рамочном фрагменте.

8. Наведите «мостики» между разными сюжетами. Пусть некоторые эпизоды и фразы из одних повестей «отсвечивают» в других, а действующие лица разных новелл соотносятся друг с другом. Вот, к примеру, говорит ваш герой в первой новелле, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…», — покажите любовь героинь обоих типов; вот мрачно бросает: «…авось где-нибудь умру на дороге», — так пусть и умрет на пути из Персии.

9. Щедро пользуйтесь поэтическими приемами, раз уж вы не только прозаик, но и поэт. Они пригодятся вам в создании напряженных внутренних монологов героя, в описаниях экзотических горных и морских пейзажей, в эффектных аллегорических концовках отдельных новелл . Не забывайте про риторические приемы и отточенные афоризмы — они запомнятся не хуже поэтических цитат.

10. Следите за реакцией читателей — и реагируйте в ответ. Вас, конечно, обвинят в том, что вы нарисовали свой портрет и портреты своих знакомых, что вы защищаете своего безнравственного героя. Но вы не обращайте на это внимания, а лучше напишите остроумное предисловие ко второму изданию, где, чтобы еще больше озадачить читателей, скажите, что «Герой нашего времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Да и вообще, острая полемика о герое вам только на руку: чем жарче спорят рецензенты, тем больше читателей обратят внимание на ваше сочинение.

11. Поручите издание романа опытному участнику книготоргового бизнеса и умелому редактору. Очень ценно, если он еще и издает журнал, в котором печатается симпатизирующий вам темпераментный критик. В таких руках ваша книга наверняка не пропадет, и если не успеет обогатить вас самих, то принесет некоторый доход вашим дальним пожилым родственникам .

 

 

Это интересно: