→ Волшебная гора краткое содержание. «Волшебная гора

Волшебная гора краткое содержание. «Волшебная гора

Волшебная гора
Краткое содержание романа
Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в плену у богини Венеры.
Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий “Берггоф” навестить своего двоюродного брата

Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лег прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.
Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей – в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает “Берггоф”, кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.
Среди тех, с кем Гане Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини – потомок карбонариев, масон, гуманист, убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.
Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша – любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной – это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.
За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники – грамзапись и т. д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.
С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенный в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.
Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж – иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении – слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.
Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого – богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория “Берггоф” попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на “ты”, несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий – на этот раз, видимо, навсегда.
С определенного момента в душах обитателей санатория “Берггоф” начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки – датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умею щей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.
Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.
И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.
В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя – повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.


(No Ratings Yet)

Ви зараз читаєте: Краткое содержание Волшебная гора – Манн Томас

Начало века

Действия романа Томаса Манна "Волшебная гора" разворачиваются в Германии в начале XX века. Все начинается за несколько лет до начала Первой мировой войны. Неподалеку от швейцарского Давоса стоит туберкулезный санаторий. Название всего произведения отсылает читателя к горе Герзельберг, известной также как Волшебная или Греховная. Там, согласно старинной легенде, миннезингер Тангейзер провел 7 лет, находясь в плену у богини Венеры.

Главный герой романа Манна "Волшебная гора" - молодой немец, которого зовут Ганс Кастроп. В санаторий под названием "Берггоф" он приезжает из Гамбурга, чтобы навестить своего кузена Иоахима Цимсена. Ганс рассчитывает провести в санатории несколько недель, но вскоре начинает чувствовать сам недомогание, его состояние ухудшается из-за высокой температуры. Врачи находят у него симптомы туберкулеза. Доктор Беренс настаивает, чтобы тот остался в санатории на более длительный срок.

Томас Манн в "Волшебной горе" отмечает, что Ганс с самого начала заметил, что в горах время течет совершенно иначе. Из-за этого становится совершенно невозможно установить, сколько дней и недель проходит между какими-то происшествиями. Так и читатель не понимает, какой срок охватывает действие всего романа. Правда, в финале упоминается, что всего Ганс провел в санатории семь лет, но даже эту цифру исследователи склонны считать определенной художественной условностью.

Сюжет как повод

Рассказывая краткое содержание романа Манна "Волшебная гора", стоит отметить, что все происходящие в нем события практически не важны для понимания смысла произведения. Сюжет становится только поводом, который помогает автору обозначить жизненные принципы персонажей, высказаться по серьезным проблемам - о смерти, жизни, любви, болезнях, политике и судьбе цивилизации, оказавшейся на пороге XX века.

Персонажи, которые встречаются в "Волшебной горе" Манна, - пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория. Кто-то из них умирает, кто-то, выздоровев, уезжает домой, на их место постоянно приезжают новые постояльцы.

Знакомые Ганса

В первые же дни пребывания в санатории Ганс знакомится с масоном и потомком карбонариев Лодовико Сеттембрини. Он характеризует себя как ярого сторонника прогресса и гуманиста. При этом, будучи итальянцем по национальности, он ненавидит Австро-Венгрию. Лодовико в язвительной форме постоянно высказывает парадоксальные идеи, которые оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения Ганса. Со временем он начинает искренне считать Сеттембрини своим наставником.

Большую роль играют и его чувства к русской пациентке по имени Клавдия Шоша. Ганс влюбляется в нее, но из-за строгого религиозного воспитания поначалу пытается унять в себе эти чувства. В "Волшебной горе" Т. Манн уточняет, что прошло много месяцев, прежде чем Ганс решился с ней заговорить. Происходит это перед великим постом во время карнавала, когда Клавдия собирается уже уезжать из санатория.

Увлечение философскими идеями

Годы, проведенные в санатории, не проходят зря для молодого человека. Он увлекается разнообразными естественнонаучными и философскими идеями. Читает литературу по медицине, ходит на лекции по психоанализу, его привлекает современная музыка, вопросы жизни и смерти. Со временем он совершенно забывает про свою жизнь на равнине, где его ждут родственники и работа. Он практически разрывает со всеми ними любые отношения. Жизнь в санатории кажется ему единственно возможной формой существования.

В другом положении оказывается его кузен Иоахим, который давно готовит себя к карьере военного. Поэтому каждый лишний месяц, проведенный в горах, он воспринимает как препятствие на пути к своей мечте. Однажды он даже покидает санаторий, игнорируя советы врачей, поступает на службу и получает чин офицера. Но через какое-то время его болезнь обостряется, ему приходится вернуться в горы. Его состояние ухудшилось настолько за это время, что лечение не помогает, он умирает.

Иезуит Нафта

В "Волшебной горе" Томас Манн отмечает, что у Ганса появляется новый знакомый - оппонент Сеттембрини иезуит Нафта. Он превозносит средневековую Европу, осуждает прогресс и буржуазную цивилизацию. Слушая их споры, Ганс не может решить, чью сторону выбрать. По очереди соглашается с каждым, а потом находит у них противоречия.

В это время в санаторий возвращается мадам Шоша в сопровождении состоятельного голландца Пеперкорна. Он покоряет практически всех постояльцев санатория своей мощной, загадочной и в тоже время косноязычной личностью. Ганс и вовсе чувствует с ним родство, ведь их объединяет любовь к одной женщине.

Жизнь Пеперкорна обрывается трагически. Будучи уже смертельно больным, он отправляется на прогулку к водопаду, развлекая по дороге своих спутников. Вечером он пьет с Гансом на брудершафт, начинают общаться на "ты", несмотря на разницу в возрасте. Глубокой ночью голландец принимает яд и умирает. Через несколько дней после этой трагедии мадам Шоша уезжает из санатория, теперь уже, по всей видимости, навсегда.

Беспокойная датчанка

В книге Т. Манна "Волшебная гора" читатель ощущает беспокойство, которое тревожит всех постояльцев санатория, когда среди них появляется новая пациентка - датчанка Элли Бранд. Она обладает сверхъестественными способностями, например, умеет вызывать духов и читать мысли на расстоянии.

С ее подачи все пациенты начинают увлекаться спиритизмом, начинают проводить таинственные сеансы, на которые приходит и Ганс. Он туда решает отправиться, не обращая внимания даже на предостережения и откровенно язвительные насмешки со стороны Сеттембрини.

Как раз после одного из таких сеансов размеренный и привычный ход времени в санатории оказывается нарушен. Пациенты постоянно ссорятся и ругаются между собой, самое удивительное, что конфликты возникают практически по любому, даже самому ничтожному поводу.

Дуэль

Все более ожесточенными становятся споры между Сеттембрини и Нафтой. Во время одного из них Лодовико заявляет, что иезуит своими рассуждениями развращает молодежь и юношество. Конфликт перерастает в словесную перепалку, которая заканчивается вызовом на дуэль. Сеттембрини категорически против того, чтобы стреляться, тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

На этом фоне всех еще больше поражают новости о начавшейся Первой мировой войне. Пациенты в срочном порядке разъезжаются по своим домам. Ганс тоже отправляется на равнину. При прощании Сеттембрини его напутствует, советуя сражаться там, где он найдет близких себе по крови людей. При этом сам Лодовико, по всей видимости, собирается принять противоположную сторону.

Финал романа

В последней сцене романа "Волшебная гора" Томаса Манна (по отзывам, она становится одной из кульминационных), Ганс изображен на передовой. Он бежит, падает, ползает вместе с другими молодыми людьми, которые волей случая оказались в солдатских шинелях в самой мясорубке жуткой войны.

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулезном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провел семь лет в плену у богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий “Берггоф” навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего

Там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трех недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулеза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остается в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течет совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провел в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определенную художественную условность.

Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей – в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает “Берггоф”, кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.

Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини – потомок карбонариев, масон, гуманист, убежденный сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша – любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной – это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведенное в санатории, Ганс Касторп серьезно увлекся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьезно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники – грамзапись и т. д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждет работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.

С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведенный в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.

Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж – иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении – слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врожденное недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого – богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория “Берггоф” попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на “ты”, несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий – на этот раз, видимо, навсегда.

С определенного момента в душах обитателей санатория “Берггоф” начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки – датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.

Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображен бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя – повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Вариант 2

Молодой немец по имени Ганс Кансторп едет в санаторий с целью навестить своего больного брата Иоахима Цимсена. Там у него поднимается температура и в результате осмотра выявляются признаки туберкулеза. В романе описывается, что Ганс в санатории “Берггоф” провел около семи лет.

Пребывая на лечении, Кансторп знакомится с Лодовико Сеттембрини. Этот господин был гуманистом, убежденным сторонником прогресса. Его идеи оказали огромное значение на сознание молодого Ганса, и тот начинает считать его своим наставником.

Тут же он влюбился в русскую пациентку мадам Клавдию. Поначалу он отвергал это чувство, так имел строгое воспитание. Но спустя несколько месяцев, накануне ее отъезда, он осмеливается с ней заговорить.

Ганс увлекался философскими идеями, посещал лекции по психоанализу, изучал медицинскую литературу. Он задумывается над жизнью и смертью, увлекается современной музыкой. В горах он забывает о своей прежней жизни, работе, близких людях.

Его же двоюродный брат совсем иначе воспринимал эту картину. Он мечтал о военной карьере, и поэтому рассматривал каждый месяц, проведенный в санатории как препятствие к своей мечте. В один прекрасный день, он не выдерживает и, не смотря на предупреждение врачей, покидает “Берггоф”. На воинской службе получает звание офицера. Его самочувствие ухудшается и вскоре он умирает.

В это период Ганс знакомится с иезуитом Нафта. Он идеализирует прошлое и осуждает прогресс. Кансторп, слушая споры Нафты и Сеттембрини, большее предпочтение отдает, идейным мыслям второго.

В санаторий возвращается Клавдия Шоша в сопровождении богатого голландца Пеперкорна. Он был интересной и загадочной личностью, которая без сомнений заинтересовала многих пациентов, часто устраивал прогулки, развлекая своих спутников. Однажды безнадежно больной Пеперкорн после очередной прогулки ночью выпивает яд и умирает. Мадам Клавдия уезжает из санатория навсегда.

После приезда датчанки Элли Бранд в санатории поселяется определенное беспокойство. Элли обладала сверхъестественными способностями и умела читать мысли. Многие пациенты начинают увлекаться спиритическими сеансами, между ними возникают частые ссоры и непонимание.

Так однажды спор между Нафтой и Сеттембрини перерастает в дуэль и заканчивается тем, что Нафта пускает себе пулю в голову.

Началась мировая война. Многие пациенты разъезжаются по домам. Ганс также отправляется домой и участвует в войне. Удалось ли ему выжить, остается загадкой, хотя как показывает автор, шансы у него были небольшие.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Волшебная лавка “Волшебная лавка” Герберта Джоржа Уэллса является одной из известных, а главное интересных новелл писателя. В произведении писатель изображает реальность чуда, которое преобладает в нашем мире. Однако не каждого оно может постичь. Все мы выросли на сказках, которые вселили Read More ......
  2. Молодые годы короля Генриха IV XVI век. Генрих, мальчик из знатной французской семьи, выросший в захолустном Беарне, пройдя через опасности Варфоломеевской ночи, испытания и интриги, становится королем Франции Генрихом IV. Часть I. Пиренеи Мальчика звали Генрих. Мать поручила Генриха заботам Read More ......
  3. Верноподданный Центральный персонаж романа Дидерих Геслинг родился в немецкой семье среднего буржуа, владельца бумажной фабрики в городе Нетциг. В детстве он довольно часто болел, всего и всех боялся, особенно отца. Его мать, фрау Геслинг, также живет в страхе рассердить супруга. Read More ......
  4. Будденброки В 1835 г. семейство Будденброков, весьма почитаемое в маленьком немецком торговом городе Мариенкирхе, перебирается в новый дом на Менгштрассе, недавно приобретенный главой фирмы “Иоганн Будденброк”. Семейство состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и Read More ......
  5. Доктор Фаустус Рассказ ведется от лица доктора философии Серенуса Цейтблома. Родившись в 1883 г., он оканчивает гимназию городка Кайзерсашерна, потом университет, становится преподавателем классических языков и обзаводится семьей. Адриан Леверкюн на два года моложе. Раннее детство он проводит в родительском Read More ......
  6. Иосиф и его братья В основе произведения – библейские сказания о роде Израилевом. У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца – Исав и Иаков. Первым появился на свет волосатый Исав, у Иакова же не было на теле волос, он считался Read More ......
  7. Смерть в Венеции Густав Ашенбах в теплый весенний вечер 19… года вышел из своей мюнхенской квартиры и отправился на дальнюю прогулку. Возбужденный дневным трудом, писатель надеялся, что прогулка его приободрит. Возвращаясь назад, он устал и решил сесть на трамвай у Read More ......
  8. Непокоренная Двое немецких солдат – Ганс и Вилли – зашли на французскую ферму, чтобы спросить как проехать к Суассону (один из округов Франции). Дверь им открыла молодая девушка, которая ответила, что не знает дороги. Тогда солдаты зашли в дом и Read More ......
Краткое содержание Волшебная гора Манн П. Т

О романе Томаса Манна "Волшебная гора"

Вадим Руднев

"Волшебная гора" - роман Томаса Манна (1924), классическое произведение европейского модернизма и неомифологизма.

Сюжет романа разыгрывается в горном туберкулезном санатории (знаменитом Давосе), куда главный герой, молодой человек по имени Ганс Касторп, только что закончивший университет и готовящийся стать инженером на судоверфи, приезжает на три недели отдохнуть и заодно навестить своего достаточно серьезно больного двоюродного брата Иоахима Цимсена. Однако по мере своего короткого пребывания "здесь наверху", как выражаются местные пациенты, Ганс Касторп понемногу заражается особой атмосферой, царящей здесь, между жизнью и смертью, атмосферой физического безделья и интеллектуального насыщения книгами и разговорами, вначале с итальянским гуманистом Лодовико Сетембрини и потом его другом и оппонентом евреем-иезуитом Лео Нафтой. К тому же у Ганса Касторпа обнаруживается легкая форма туберкулеза, и он остается в санатории еще на некоторое время, потом еще на некоторое время, в результате он переживает самовольный отъезд и возвращение своего кузена, его смерть, так же как и смерть многих своих соседей по столу. Приехав на три недели, Ганс Касторп проживает "здесь наверху" в общей сложности семь лет.

Название романа имеет однозначный мифологический подтекст. На волшебной горе Герзельбург находился семь лет в эротическом плену у богини Венеры средневековый миннезингер Тангейзер, герой одноименной оперы Рихарда Вагнера, музыканта и теоретика, оказавшего существенное влияние на всю культуру ХХ в. и на Томаса Манна в частности.

Все эти годы Ганс Касторп живет, по выражению своего наставника Сеттембрини, в атмосфере "герметической педагогики". Вначале он полностью попадает под обаяние образованного и либерального итальянца-гуманиста, который в своем уединении, также будучи больным, трудится над "Словарем человеческих страданий". Но через некоторое время (через несколько лет - время здесь измеряется годами) появляется другой наставник-соблазнитель, иезуит Лео Нафта, чьи провокативные речи о тоталитарном большинстве масс и жесткая и постоянная полемика с Сеттембрини, также влияют на мыслительные способности Ганса Касторпа, обычного молодого немецкого буржуа, попавшего в необычные условия и понемногу начинающего заниматься и самообразованием, и философствованием.

Вскоре, опять-таки через несколько лет (Томас Манн вообще называет "В. г." романом о времени - см. ниже), Ганс Касторп убеждается, что оба его наставника просто болтуны, хотя и умные болтуны, и герой целиком отдается своей всепоглощающей болезненной любви к "русской Венере" мадам Шоша, жене русского чиновника, живущего где-то далеко на Кавказе, которая уже очень долго пребывает на Волшебной горе, то уезжая, то возвращаясь вновь.

Подогреваемый лекциями психоаналитка Кроковского, который раз в неделю рассказывает о психоанализе всем желающим, Касторп вначале весьма робко ухаживает за своей избранницей, но наконец в карнавальную ночь на масленицу добивается у нее ночи любви, после чего она на следующий же день уезжает, а он остается - уже не из-за болезни, но чтобы ждать ее возвращения.

И она возвращается, но не одна. Ее спутник, третий "педагог" Ганса Касторпа, огромный старый голландец мингер Пеперкорн, вовсе не вызывает у нашего героя ревности, наоборот, он чувствует, что величественный старик может дать его воспитанию новый поворот. Несмотря на свое подчеркнутое косноязычие, на первый взгляд невыгодно отличающее мингера Пеперкорна от Сеттембрини и Нафты, он чувствует себя в любом обществе царем и божеством (отчасти из-за своего огромного богатства), и почти все оставшиеся к этому времени в живых сотрапезники Ганса Касторпа, а также новички поклоняются этому экзотическому божеству. Только Сеттембрини и Нафта воротят нос, но и их побеждает обояние чудаковатого, но величественного старца. Даже любовь к вернувшейся вместе с мингером Клавдии Шоша отступает перед дружбой с таким значительным человеком, который, впрочем, вскоре кончает жизнь самоубийством, не выдержав собственной философии преклонения перед "простыми радостями жизни": обильной едой, еще более обильными возлияниями, женской любовью и активным приятием всего естественного и сильного в жизни. С кончиной мингера и окончательным отъездом мадам Шоша действие на Волшебной горе как будто замедляется, и последние три-четыре года пролетают совсем незаметно и почти бессобытийно.

В. г. является своеобразной энциклопедией начала ХХ в. (Время действия романа - семь лет. Начиная с 1907 г. и кончая 1914-м, началом первой мировой войны, которая поднимает наконец героя из его "герметической реторты" и заставляет вернуться на равнину прошедшим полный курс воспитания, который одновременно был обрядом инициации - В. г., с одной стороны, относится к традиции "романа воспитания", но, будучи неомифологическим произведением, обряду инициации тоже придает определенную роль.) Психоанализ, исследующий сексуальность и "расчленяющий душу", рассуждения о природе времени в духе модной тогда философии Анри Бергсона, столоверчение и вызывание духов, которым увлекались в конце ХIХ и начале ХХ в., граммофон с записями классической музыки и, наконец, одно из главных чудес начала ХХ в. - кинематограф (см. кино).

Как уже говорилось, на творчество Томаса Манна большое влияние оказали теоретические взгляды и художественная практика Рихарда Вагнера создавшего в своих зрелых операх так называемую технику лейтмотивов (ср. мотивный анализ), когда определенная мелодия или аккорд устойчиво ассоциируется с определенным персонажем.

Так, например, свое эротическое увлечение Клавдией Шоша Ганс Касторп соотносит с неожиданно выплывшим ярким воспоминанием детства, когда он учился в школе и был влюблен в мальчика из соседнего класса, тоже славянина по происхождению, - Пшибыслава Хиппе. Как вспоминает Ганс Касторп, у этого мальчика были такие же "раскосые азиатские глаза", как у Клавдии. В свое время, чтобы познакомиться с Пшибыславом, Ганс попросил у него карандаш, сославшись на то, что свой он забыл дома. Через много лет на карнавале в санатории он повторил эту просьбу (карандаш, конечно, фаллический символ - см. психоанализ).

Наиболее важной мифологической фигурой романа является безусловно мингер Пеперкорн. - Вот что пишет об этом исследователь мифологизма в литературе ХХ в. Е. М. Мелетинский:

"Любовная связь Ганса Касторпа с Клавдией Шоша во время карнавала (его прямо называют карнавальным рыцарем) на масленицу, ее исчезновение на следующий день и возвращение через определенный срок с новым любовником - богачом Пеперкорном - хорошо укладывается в схему "священной свадьбы" богини, приуроченной к календарным аграрным празднествам. К этому надо прибавить, что Пеперкорн тут же устраивает для всех веселую попойку, имеющую характер ванхического пиршества и названную им самим праздником жизни. Да он и сам, прославляющий иррациональные силы жизни, парадоксальным образом ассоциируется с Вакхом-Дионисом, разумеется не без ницшевской оглядки на антитезу Диониса и Аполлона.

Самоубийство Пеперкорна из-за наступившего бессилья ("поражения чувства перед лицом жизни", как он выражается (...)) ведет к другой, но весьма близкой ритуально-мифологической параллели - к описанной Фрейзером в его знаменитой "Золотой ветви" ритуальной смене царя-жреца путем умерщвления одряхлевшего царя, у которого иссякла половая и магическая сила. "Царственность" Пеперкорна всячески подчеркивается. Ритуальное умерщвление царя-жреца, согласно реконструкции Фрейзера, совершается после поединка с более молодым соперником. В романе Томаса Манна ситуация как бы перевернута: здесь сначала старый Пеперкорн занимает место молодого Касторпа, и последний с этим примиряется, а после того, как Пеперкорн своим самоубийством расчищает ему место, он не пытается этим воспользоваться. Вместо ритуального поединка - борьба великодуший".

Волшебная гора является одновременно царством любви и смерти. Как показал Фрейд, "бессознательно" опиравшийся на Шопенгауэра и Вагнера, любовь - инстинкт жизни - переплетается в бессознательных установках человека с влечением к смерти: эрос всегда соседствует с танатосом. Такова и любовь больного Ганса Касторпа к больной Клавдии Шоша, любовь, протекающая на фоне то и дело умирающих пациентов санатория.

Поначалу Ганс Касторп увлекается идеей, в соответствии с которой болезненная любовь-смерть есть нечто позитивное и захватывающее - нечто в духе Тристана и Изольды. Но после самоубийства Лео Нафты, который энергично отстаивал именно эту точку зрения, Ганс Касторп пересматривает свои взгляды и принимает гуманистическую точку зрения Сеттембрини, согласно которой "смерть как самостоятельная духовная сила - это в высшей степени распутная сила, чья порочная притягательность, без сомнения, очень велика" и "смерть достойна почитания, как колыбель жизни, как материнское лоно обновления" (см. миф,трансперсональная психология). Так, перед лицом смерти Ганс Касторп познает ценность жизни, хотя происходит это как раз перед тем, как ему, возможно, суждено умереть на поле первой мировой войны, где его оставляет Томас Манн в эпилоге.

Как уже говорилось, большую роль в В. г. играют рассуждения Ганса Касторпа о природе времени, что несомненно также является частью интеллектуальной энциклопедии жизни культуры начала ХХ в. В начале ХХ в. интерес к философской проблеме природы времени был огромным и разнообразным (см. время). И хотя в романе не называются ни Альберт Эйнштейн, ни Анри Бергсон, ни Эдмунд Гуссерль, ни Фрэнсис Брэдли, ни Джон МакТаггарт - все эти мыслители, так или иначе, анонимно присутствуют в рассуждениях Ганса Касторпа о времени, которое то отождествляется с пространством в духе общей теории относительности, то, наоборот, интерпретируется как сугубо внутренний феномен сознания (в духе Гуссерля и Бергсона), недоступный количественному анализу. Можно сказать, что в В. г. мифологическое циклическое время обряда инициации переплетается со становящимся линейным временем романа воспитания. Так или иначе, Ганс Касторп прошел семилетнюю инициацию и вернулся на равнину зрелым мужчиной, правда, не для совершения брака, как это предполагается после инициации, а для возможной гибели на войне, но такова уж новая мифологическая логика столетия, только начинающего показывать свои "страшные зубы".

В начале XX столетия в Швейцарии, перед началом первой мировой войны, разворачиваются действия в туберкулезном санатории, близ Давоса. Название произведения ассоциируется с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где по легенде миннезингер Тангейзер провёл семь лет в плену у богини Венеры.

Главный герой Ганс Касторп, молодой немец, приехавший из Гамбурга в санаторий «Берггоф», для того, чтобы навестить двоюродного брата Иоахима Цимсена. В планах Ганса пробыть в санатории не более трех недель, но под конец отдыха, у него резко ухудшается здоровье. Поднимается температура, чувствуется недомогание. После осмотра врачей, ему ставят диагноз туберкулез. После рекомендаций главного врача Беренса, Гансу приходится остаться на более долгий срок. Молодой человек, сразу после прибытия в горы, замечает, что время здесь совсем не так течет, как на равнине. По этому, не известно сколько времени здесь провел Ганс. Правда, в конце романа речь идет о том, что в общей сложности, он провел в горах около семи лет.

Сюжет и события, которые развиваются в произведении - это повод, чтобы противопоставить разные жизненные ситуации, которые волнуют писателя: здоровье и болезнь, жизнь и смерть, любовь. Чтобы автор мог высказать свою позицию устами героев. В романе очень много персонажей, это пациенты, выздоравливающие, либо умирающие, врачи, обслуживающий персонал. И на места исцелившихся, либо умерших постоянно поступают новые.

Уже с первых дней Касторп знакомится с разными людьми, среди них и господин Лодовико Сеттембрини - потомок карбонариев, убежденный сторонник прогресса, гуманист. К тому же он ненавидит Австро-Венгрию, как коренной итальянец. Огромное влияние оказывают на молодого человека необычные, парадоксальные идеи, которые высказываются в язвительной форме. Постепенно господин Сетгембрини становится своеобразным наставником для Ганса.

Еще один немаловажный фактор в его жизни сыграла любовь к пациентке той же клиники, русской женщине, мадам Шоша. Любовь, которую не хочет принимать как дар, поскольку он был строго воспитан в кальвинистской семье.

Спустя много месяцев, Ганс набирается храбрости, чтобы первым заговорить со своей возлюбленной. Это происходит на карнавале, на кануне великого поста и отъезда Клавдии.

За время лечения, молодой человек увлекается разными философскими и естественнонаучными идеями. Увлекается медицинской литературой, проходит курсы психоанализа. Его начинают интересовать вопросы жизни и смерти. Используя грамзапись, он изучает современную музыку. И вообще, Касторп уже не представляет своей жизни на равнине. Жизнь в санатории для него теперь главнее родственников, работы, которая. Он разрывает связь с тем миром, в котором жил раньше, теперь проживание в санатории это единственная возможная форма существования.

А кузен Иоахим, наоборот, не желает задерживаться в горах, так, как всю жизнь мечтал быть военным и считает это тратой своего времени, препятствием к достижению цели. В один прекрасный день, не обращая внимания на предупреждения докторов, он покидает санаторий и поступает на воинскую службу, получив офицерский чин. Но совсем скоро его здоровье ухудшается, и возврат в горы не спасает от смерти.

В то время, Ганс знакомится с новым персонажем, иезуитом Нафтой, который является неизменным оппонентом господина Сеттембрини. Он осуждает понятие прогресса и всю буржуазную цивилизацию, идеализирует средневековое прошлое Европы. Присутствуя при спорах Сеттембрини и Нафты, молодой человек то соглашается как ни с одним, так с другим, то находит противоречия у каждого из них. Поэтому уже и не знает у кого можно найти правду. Но все же, врожденное недоверие к иезуитам очень высоко, а влияние Сеттембрини на Касторпа столь велико, что главный герой стоит на стороне второго.

Спустя некоторое время, в санаторий возвращается россиянка, мадам Шоша, в сопровождении богатого голландца Пеперкорна, который является ей очень близким знакомым. Почти каждый из пациентов санатория «Берггоф» попадает под влияние этого сильного, загадочного типа. А молодой немец чувствует с ним какое-то родство, ведь любят они одну и ту же женщину. Но жизнь голландца трагически заканчивается. В один прекрасный день, Пеперкорн, который был уже неизлечим, ведет всех на прогулку к водопаду, развлекая спутников. Вечером они с Гансом выпивают на брудершафт и, несмотря на большую разницу в возрасте, переходят на более близкое знакомство, разрешая обращаться друг к другу на «ты». Той же ночью, спутник россиянки выпивает яд и умирает, после чего мадам Шоша уезжает из гор навсегда.

После этого происшествия, в душах пациентов «Берггоф» ощущается беспокойство. Все это совпадает с приездом датчанки Элли Бранд, которая умеет не только читать мысли на расстоянии и вызывать духов, но и обладает сверхъестественными способностями. Растет интерес пациентов к новой личности, они начинают увлекаться сеансами спиритизма, где так же присутствует и Ганс Касторп. Но наставнику, мистеру Сеттембрини это очень не нравится и он начинает язвительно насмехаться и предостерегать своего подопечного. Со временем пациенты начинают разделяться на две группы: противников и приемников. Многие ссорятся по пустякам, начинают возникать конфликтные ситуации.

После очередного спора между Нафтой и Сеттембрини, завязывается словесная перепалка, которая приводит к дуэли. Господин Лодовико отказывается стрелять, тогда иезуит делает выстрел себе в голову.

С этого момента обитатели пансионата начинают разъезжаться по домам. Ганс тоже уезжает на равнину, выслушав напутствия Сеттембрини, сражаться там, где близкие по крови, хотя сам поддерживает другую мысль.

В заключении романа, Ганс Касторп изображается ползущим, бегущим с такими же солдатами, которые попали на мировую войну. Автор не уточняет о судьбе героя, потому, что повесть о нем уже закончена, а жизнь его интересовала только как фон для повествования. Хотя, как было отмечено в последнем абзаце, шансы выжить у Ганса Касторпа небольшие.

Краткое содержание романа «Волшебная гора» пересказала ОсиповаА. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Волшебная гора». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

 

 

Это интересно: