→ Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А. Н

Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А. Н

Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение "Детство Никиты".

Замысел автобиографического произведения

Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя - мальчика Никиту - писатель наделил собственным богатым воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого - Александрой Леонтиевной. Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности - репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства - Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть "Детство Никиты". Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.

Увлекательный мир Никиты

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава...

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение "Детство Никиты". Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

Начало повести

С главы "Солнечное утро", начинается "Детство Никиты". Краткое содержание повести - об играх с деревенской ребятней посреди очарования сугробов, покрывающих избы до самых дымоходов; шалый поток весенних вод; темный сад, освещаемый июльскими молниями; сентябрьские плотные, как молоко, туманы. Мальчик видел, как вся жизнь людей посреди этого повторяющегося хоровода времен года проходит органично и естественно, а рождение и смерть подобны восходу и закату солнца.

Специфическую детскую логику повествования в этом произведение не может не отметить написанное нами краткое содержание. Толстого "Детство Никиты", во время работы над ним, самого ввело в особое восторженно-ностальгическое настроение, что он и сам отмечал в воспоминаниях. Очень трепетно автор рассказывает историю о том, как он, небезразлично относящийся к сестре Лиле, вместе с ней обнаружил в пустующей комнате имения кольцо, которое прадедушка когда-то подарил своей любимой. Кольцо лежало внутри вазочки со львиными головами, стоявшей на стенных часах несколько десятков лет. Причем сама Лиля (Никита надел ей колечко на пальчик) удивительно напоминала прабабушку, портрет которой в амазонке с вуалью висел на стене в тайной комнате. Проникновенно написал об этом эпизоде Алексей Толстой.

Произведение автобиографического характера

Что мы заметим, если выделим из авторского повествования о самом романтическом году жизни главного героя сжатое, краткое содержание? Толстого "Детство Никиты", следуя правилам жанра, продолжило традицию Льва Николаевича Толстого («Детство, отрочество, юность»), М. Горького ("Детство", "В людях."), С. Аксакова ("Детские годы Багрова внука").

Все эти книги ценны для прочтения взрослыми людьми, особенно родителями. Они - автобиографичны и помогают осознать, как мыслит ребенок, поясняют мотивы его поступков. Впрочем, если говорить об авторском стиле этих художественных автобиографий, то следует указать, что Алексей Толстой - единственный из всех вышеупомянутых классиков, который повествовал о детстве от третьего лица.

Поэтизация мальчиком времен года

Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги "Детство Никиты", поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг - родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним "острым и чистым" воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам "Детство Никиты". Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе "На возу" использовано столь романтичное сравнение: "На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры".

Заключение

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.

Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".

Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (первоначально название «Повесть о многих превосходных вещах») впервые была опубликована в отдельном издании в 1922 году. Повесть написана в 1919–1920 годах. Осенью 1918 года он эмигрировал за границу. В 1920 году писатель еще находился в эмиграции и очень тосковал по России. Живя в Париже и Берлине, Толстой чуждался эмигрантской среды и начинал более глубоко вникать в смысл исторических событий. Воспоминаниями о родине, о невозвратных днях детства, о русской природе и было вызвано появление повести. «Детство Никиты» - произведение, полное подкупающего лиризма, неотразимого обаяния и правды, высокой поэзии народной жизни, живого восприятия природы, красоты родного языка. Все свое внимание автор отдает воплощению поэтических начал очарования невозвратной поры детства. Писатель говорил: «За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть была написана для парижского журнала «Зеленая палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и сын А.Н. Толстого Никита, которому посвящено произведение и именем которого назван главный герой, остро нуждались в русских впечатлениях. Его интересовала реальная жизнь, он хотел опереться на опыт своих личных наблюдений: "Начал – и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 563). В отличие от большинства произведений А. Толстого здесь почти не играет роли сюжет, последовательная цепочка событий, потому что все в мире превосходно. Детский писатель К. Чуковский по этому поводу писал в 1924 г.: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя».

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 557–558). Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.
Глава 2. Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты»
§ 2.1. Родительская любовь – основа воспитания ребенка
«Детство Никиты» рассказывает о детстве русского мальчика из дворянской помещичьей семьи, когда-то богатой и знатной, но уже находящейся на грани разорения, доживающей последние дни в деревне. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка.

Уже с первых страниц повести мы видим, какая доброжелательная, нормальная обстановка окружала Никиту, как складывались его первые представление о жизни. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера..." Так мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окруженный книгами, занятиями с учителем, в атмосферу добра и заботы о девятилетнем мальчике. Взаимоотношения Никиты с матерью, отцом, учителем носят такой характер, что они воспитывают в мальчике здравый ум, прямоту и честность.

Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Все члены семьи очень разные по характеру, темпераменту, у многих разные взгляды на жизнь, но, несмотря на это, это дружная любящая семья. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Она воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Прототипом этого образа послужила мать А. Толстого. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь, переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его. Однажды жизнь отца висела на волоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннего наводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, то общее, что объединяет настоящую семью – любовь. Иногда между родителями мальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда были разногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение, которое не вредило Никите, а наоборот, развивало его. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа, к участию в общем деле можно воспитать крепкого, сильного мужчину.

Семья Никиты была всегда очень гостеприимна и рада гостям. Один из таких приездов гостей стал настоящим событием в жизни Никиты, тогда он встретил свою первую любовь. В доме всегда очень любили праздники. Один из самых ярких был чудесный новый год. В описании приготовлений к празднику, самодельных поделок, украшений, стойкого хвои, ожидания долгожданных подарков, пышного стола с угощениями, хороводов вокруг елки с приглашенными деревенскими детьми чувствуется любовь автора к традициям старинного дворянского уклада жизни. Так ярко, зримо подмечены А.Н. Толстым детали приготовлений детей к новому году.

В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо, не смотря на то, что есть барин и крестьяне. Отец Никиты - очень простой в общении и поведении человек, дружески относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для него понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

§ 2.2. Дружба с деревенскими ребятами

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда было противостояние одних дворов и других, драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже составляло его детство, счастливое детство, закаляло характер, подвергало испытаниям.

У Никиты никогда не было проблем в общении из-за разного социального положения, даже напротив, он считал, что его деревенские друзья никогда не заменят ему ни одного дворянского мальчика, в чем он убедился после общения с гимназистом второго класса Виктором, гостившим у Никиты на Рождество. Виктор тоже подружился с деревенскими, старался быть своим, но так и не стал. А вот Никита был своим среди ребят, не боялся ходить

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь, - садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, - после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: «Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю».

Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, А со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы, - садись и лети…

Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу…

В это время дверь приотворилась, и в комнату просунулась голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой. Голова подмигнула и сказала:

Встаешь, разбойник?

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ

Человек с рыжей бородкой - Никитин учитель, Аркадий Иванович, все пронюхал еще с вечера и нарочно встал пораньше. Удивительно расторопный и хитрый был человек этот Аркадий Иванович. Он вошел к Никите в комнату, посмеиваясь, остановился у окна, подышал на стекло и, когда оно стало прозрачное, - поправил очки и поглядел на двор.

У крыльца стоит, - сказал он, - замечательная скамейка.

Никита промолчал и насупился. Пришлось одеться и вычистить зубы, и вымыть не только лицо, но и уши и даже шею. После этого Аркадий Иванович обнял Никиту за плечи и повел в столовую. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье. Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала.

Хорошо спал, Никита?

Затем она протянула руку Аркадию Ивановичу и спросила ласково:

А вы как спали, Аркадий Иванович?.

Спать-то я спал хорошо, - ответил он, улыбаясь непонятно чему, в рыжие усы, сел к столу, налил сливок в чай, бросил в рот кусочек сахару, схватил его белыми зубами и подмигнул Никите через очки.

Аркадий Иванович был невыносимый человек: всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало. Например, кажется, ясно спросила мама: «Как вы спали?» Он ответил: «Спать-то я спал хорошо», - значит, это нужно понимать: «А вот Никита хотел на речку удрать от чая и занятий, а вот Никита вчера вместо немецкого перевода просидел два часа на верстаке у Пахома».

Аркадий Иванович не жаловался никогда, это правда, но зато Никите все время приходилось держать ухо востро.

За чаем матушка сказала, что ночью был большой мороз, в сенях замерзла вода в кадке и когда пойдут гулять, то Никите нужно надеть башлык.

Мама, честное слово, страшная жара, - сказал Никита.

Прошу тебя надеть башлык.

Щеки колет и душит, я, мама, хуже простужусь в башлыке.

Матушка молча взглянула на Аркадия Ивановича, на Никиту, голос у нее дрогнул:

Я не знаю, в кого ты стал неслухом.

Идем заниматься, - сказал Аркадий Иванович, встал решительно и быстро потер руки, будто бы на свете не было большего удовольствия, как решать арифметические задачи и диктовать пословицы и поговорки, от которых глаза слипаются.

В большой пустой и белой комнате, где на стене висела карта двух полушарий, Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.

Ну-с, - сказал он бодро, - на чем остановились? - И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.

«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна…» - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми, неживыми глазами на Никиту.

Ну, что же ты думаешь, Никита? - спросил Аркадий Иванович. - Всего купец продал восемнадцать аршин. Сколько было продано синего сукна и сколько черного?

Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью…

Аркадий Иванович сказал: «Аи-аи!» - и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: «Одна в уме, две в уме». Никите казалось, что во время умножения - «одна в уме» или «две в уме» быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли. Это было очень неприятно. А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку».

Как же давно я ждала качественного переиздания этой чудесной повести! В её основе лежат воспоминания Алексея Николаевича Толстого о собственном детстве, а посвятил её автор своему сыну. Она и начинается с трогательного посвящения: «Моему сыну Никите Алексеевичу Толстому с глубоким уважением посвящаю». Именно глубокое уважение писателя к внутреннему миру маленького человека и его чувствам мы наблюдаем в книге. Ему удалось проникнуть в суть переживаний ребёнка, в самую глубину детской души, найти такие простые, но самые правильные слова, которые сумели передать хрупкий, трогательный и до краев наполненный чувствами и ощущениями, яркими событиями и впечатлениями мир детства.
Это замечательная, добрая и светлая история об одном годе из жизни маленького девятилетнего мальчика Никиты. Она о детских радостях и огорчениях, открытиях и приключениях, о взрослении, сомнениях и преодолении собственных страхов, о первом проявлении чувств. В одной из глав мальчишке как раз исполнилось десять, и отец устроил сыну «морской» праздник, так шутливо и мило его поздравив: «Имею честь, ваше превосходительство, донести вам, что по сведениям грегорианского календаря, равно как по исчислению астрономов всего земного шара, сегодня вам исполнилось десять лет, во исполнение чего имею вручить вам этот перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять».

Язык повествования чист и лёгок, стиль красив – это великолепная проза, пронизанная лирическим, поэтическим чувством прекрасного. А какие волшебные у Толстого описания природы! Никита очень внимателен к изменениям, происходящим в природе, он ощущает себя её неотъемлемой частью, она его завораживает, делает счастливым. Так описывает Толстой момент, когда Никита пошёл провожать домой деревенских детишек, праздновавших в их доме Рождество: «Никита пошел провожать детей до плотины. Когда он один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. Деревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выросли, вытянулись под лунным светом. Направо уходила в неимоверную морозную мглу белая пустыня. Сбоку Никиты передвигала ногами длинная большеголовая тень. Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
В книге так интересно и дивно описан усадебный быт, празднование Пасхи, Сочельника и детской рождественской Ёлки в дворянском доме, забавы и игры деревенских ребятишек, с которыми дружит Никита. Читать – одно удовольствие!

Иллюстрации Нины Алексеевны Носкович – хорошее изобразительное переложение истории. Они необычные, неяркие, в них использованы оттенки только трёх цветов – жёлтого, синего и коричневого. Но они так интеллигентны и скромны, деликатны и романтичны. На мой взгляд, рисунки замечательно передают лирическое настроение повести и подчёркивают разницу между современным миром и миром дворянской усадьбы XIX века, восприятием людьми той культуры и нынешними - природы, течения времени, жизни вообще.

Исполнена книга качественно: твёрдая обложка, прошитый переплёт, плотный офсет, некрупный, но легко читаемый шрифт. Устаревшие слова разъясняются в сносках внизу страницы.
Меня несколько огорчили опечатки, ведь от «Речи» всегда ждёшь только безупречного качества. На стр. 43 в слово «полозья» прокралась ненужная буква «р», превратив их в «полрзья», а стр. 13 как-то у корректора совсем не задалась – там сразу две ошибки:
«А стёкла-то в футляре нет…»
«В комнате – два морозные окна; сквозь стёкла видна странная, больше обыкновенной, луна».
Из-за этого вынуждена снизить оценку книги.

 

 

Это интересно: