→ История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои "Грозы", в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис (образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против "темного царства" самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть "темного царства", пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, "протест, доведенный до конца": отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность "темного царства": Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Образы хозяев жизни

Дикой Савел Прокофьич - богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Дикой - типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься", -- объясняет Кабаниха поведение Дикого.

Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!" Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.

Этот "жестокий ругатель" и "пронзительный мужик" не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа "дармоед", "езуит", "аспид"

Пьеса, как известно, начинается с разговора о Диком, который "как с цепи сорвался", не может жить без ругани. Но тут же из слов Кудряша становится ясно, что не так уж страшен Дикой: мало парней "на мою стать, а то бы мы его озорничать - то отучили… Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался". Кудряш уверенно говорит: "я его и не боюсь, а пущай же он меня боится"; "нет, уж я перед ним рабствовать не стану".

Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. "Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить -- обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека". Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что "сердце у него такое!"

Дикой только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. "Я отдать - отдам, а обругаю!" И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость её, тем сильнее ругается Дикой… Ясно что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединится осязательная до него внешняя сила: Кулигина он ругает; а когда его самого однажды на перевозе гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели прятались от него по чердакам и чуланам…

Такие отношения показывают, что положение Дикого и всех подобных ему самодуров далеко уж не так спокойно и твердо, как было некогда, во времена патриархальных нравов.

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) -- "богатая купчиха, вдова", свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Семья Кабановых соблюдает традиционный порядок жизни. Во главе семьи представительница старшего поколения. Кабаниха живет "как принято", как жили отцы и дети в старину. Патриархальная жизнь типична своей неподвижностью. Устами Кабанихи говорит весь многовековой домостроевский уклад.

У Кабановой твердая убежденность в том, что она обязана, в этом её долг - наставлять молодых для их же блага. Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды. Она говорит сыну и снохе: "Ведь от любви родители и строги _ то к вам бывают, от любви вас и бранят _ то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится". "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать - то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете".

Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там - пусть будет что угодно - она уже не увидит.

Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется - надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не "приказывает", как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : "Молодость _ то что значит! Смешно смотреть _ то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего _ то не знают, никакого порядка. Проститься - то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом _ то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю - то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться _ то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так - то вот старина _ то и выводится. В другой дом и взойти _ то не хочется. А и взойдешь _ то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего".

Кабанихе нужно, чтобы всегда нерушимо сохранялись именно те порядки, которые она признает хорошими.

Пьеса была создана накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины - не идеальность наивной души. Она уже приобрела опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности - все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям - «гроза». Гроза в пьесе - понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда. Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но слабовольному человеку, - путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни свободное чувство обречено на смерть.

Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его. Катерину сражает не удар молнии.

Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение, нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить: да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей. Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н. А. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.

ГРОТЕСК - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины» из стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся».

главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, ...История создания драмы Островского «Гроза» Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего: таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана...Луч света в темном царстве в пьесах Островского Добролюбов отмечал, что в них звучит протест против самых основ существующего строя - деспотизма, лжи, угнетения человека. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». «Гроза», - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном...Система счисления Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков цифр. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа не...

Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес.

Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других представителей поколения молодого.

Рассмотрим подробнее характеристики основных действующих героев.

Действующие лица Характеристика Примеры из текста
«Старшее» поколение.
Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) Богатая купеческая вдова, проникнутая староверческими убеждениями. «Всё под видом благочестия», по словам Кудряша. Заставляет чтить обряды, слепо во всём следовать старым обычаям. Домашний тиран, глава семьи. Понимает в то же время, что рушится патриархальный уклад, заветы не соблюдаются - и потому ещё жестче насаждает свой авторитет в семье. «Ханжа», по словам Кулигина. Считает, что перед людьми надо изображать пристойность во что бы то ни стало. Её деспотизм является главной причиной развала семьи. Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 3, 5; Действие 2, явление 6; Действие 2, явление 7.
Дикой Савел Прокофьевич Купец, самодур. Привык всех запугивать, брать нахрапом. Брань - вот что приносит ему истинное наслаждение, нет для него большей радости, чем унижение людей. Попирая человеческое достоинство, испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие. Если же этот «ругатель» сталкивается с кем-то, кого не смеет обругать, то срывается на домашних. Грубость - неотъемлемая часть его натуры: «дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать». Брань же является у него и своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах. Скуп, несправедлив, о чём говорит его поведение по отношению к племяннику и племяннице. Действие 1, явление 1 - разговор Кулигина с Кудряшом; Действие 1, явление 2 - разговор Дикого с Борисом; Действие 1, явление 3 - слова о нём Кудряша и Бориса; Действие 3, явление 2;Действие 3, явление 2.
Молодое поколение.
Катерина Жена Тихона, не перечит мужу, относится к нему ласково. Первоначально в ней живы традиционная покорность и послушание мужу и старшим в семье, но острое чувство несправедливости позволяет шагнуть навстречу «греху». Она говорит о себе, что «неизменна по характеру и на людях, и без них». В девушках Катерина жила вольно, маменька её баловала. Истово верит в Бога, потому тяжело переживает из-за грешной любви вне брака к Борису. Мечтательна, но мироощущение у неё трагическое: она предчувствует свою гибель. «Горячая», бесстрашная с детства, она бросает вызов домостроевским нравам и своей любовью, и своей гибелью. Страстная, полюбив, отдаёт сердце без остатка. Живёт скорее эмоциями, а не разумом. Не может жить во грехе, скрываясь и таясь, как Варвара. Потому и признается в связи с Борисом мужу. Она проявляет мужество, на которое не всякий способен, одерживая победу над собой и бросаясь в омут. Действие 1, явление 6; Действие 1, явление 5; Действие 1, явление 7; Действие 2, явление 3, 8; Действие 4, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 3, сцена 2, явление 3; Действие 4, явление 6; Действие 5, явление 4, 6.
Тихон Иванович Кабанов. Сын Кабанихи, муж Катерины. Тихий, робкий, покорный во всём матери. Из-за этого часто несправедлив к жене. Рад хоть ненадолго выйти из-под пяты матери, избавиться от постоянно снедающего страха, для чего едет в город, чтоб напиться. По-своему, он любит Катерину, но ни в чём не может противостоять матери. Как слабая натура, лишённая всякой воли, он завидует решительности Катерины, оставаясь «жить да мучиться», но при этом проявляет своеобразный протест, обвиняя мать в гибели Катерины. Действие 1, явление 6; Действие 2, явление 4; Действие 2, явление 2, 3; Действие 5, явление 1; Действие 5, явление 7.
Борис Григорьевич. Племянник Дикого, возлюбленный Катерины. Воспитанный молодой человек, сирота. Ради наследства, оставленного бабушкой ему и сестре, поневоле терпит брань Дикого. «Хороший человек», по словам Кулигина, он не способен на решительные действия. Действие 1, явление 2; Действие 5, явление 1, 3.
Варвара. Сестра Тихона. Характер более бойкий, чем у брата. Но, так же, как и он, открыто не протестует против произвола. Предпочитает осуждать мать втихую. Практична, приземлена, не витает в облаках. Втайне встречается с Кудряшом и не видит ничего дурного в том, чтоб свести вместе и Бориса с Катериной: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Но и она не терпит произвола над собой и убегает с любимым из дома, несмотря на всю наружную покорность. Действие 1, явление 5; Действие 2, явление 2; Действие 5, явление 1.
Кудряш Ваня. Конторщик Дикого, имеет репутация грубияна, по его же словам. Ради Варвары готов на всё, но считает, что мужние бабы должны дома сидеть. Действие 1, явление 1; Действие 3, сцена 2, явление 2.
Прочие герои.
Кулигин. Мещанин, самоучка-механик, разыскивает перпетуум-мобиле. Самобытен, искренен. Проповедует здравый смысл, просвещенность, разум. Разносторонне развит. Как художник, наслаждается естественной красотой природы, глядя на Волгу. Сочиняет стихи, по его собственным словам. Ратует за прогресс на благо обществу. Действие 1, явление 4; Действие 1, явление 1; Действие 3, явление 3; Действие 1, явление 3; Действие 4, явление 2, 4.
Феклуша Странница, которая подлаживается под понятия Кабанихи и стремится испугать окружающих описанием неправедного образа жизни за пределами города, внушая, что жить счастливо и в добродетели они могут только «в земле обетованной» Калинова. Приживалка и сплетница. Действие 1, явление 3; Действие 3, явление 1.
    • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Роман писался с конца 1862 года по апрель 1863 года, т. е. написан за 3,5 месяца на 35-м году жизни автора.Роман разделил читателей на два противоположных лагеря. Сторонниками книги были Писарев, Щедрин, Плеханов, Ленин. Но такие художники, как Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков считали, что роман лишен истинной художественности. Для ответа на вопрос «Что делать?» Чернышевский поднимает и разрешает с революционной и социалистической позиции следующие жгучие проблемы: 1. Социально-политическая проблема […]
    • Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

    Цели:

    определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

    Ход урока.

    Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

    Дайте определение слову «гроза»?

    Какое значение имеет в пьесе?

    (Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

    Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

    Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

    – Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

    – Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

    Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

    "Хозяева жизни"

    "Жертвы"

    Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

    Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

    Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

    Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

    Кулигин. Лучше уж стерпеть.

    Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

    Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

    Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

    Вопросы для обсуждения

    Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

    Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

    Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

    Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

    Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

    Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

    Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

    Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

    Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

    Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

    Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

    Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

    Кудряш. А что?

    Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

    Борис. Праздник; что дома-то делать!

    Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

    Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

    Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

    Варвара. Не уважишь тебя, как же!

    Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

    Использование приема контраста и сопоставления:

    монолог Феклуши - монолог Кулигина;

    жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

    Катерина - Варвара;

    Тихон - Борис.

    Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

    Домашнее задание:

    1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
    2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

    В том же 1859 году появилась «Гроза», прославленная пьеса Островского. Работа была напряженной и краткой по времени: начав в июне-июле, драматург закончил ее в октябре 1859 года.

    «Гроза» - произведение, в какой-то мере загадочное. Во-первых, она оказалась исключительно жизнеспособной, репертуарной в разные эпохи истории русского театра. Во-вторых, она необычна в жанровом отношении. Это трагедия с элементами острого комизма, едва ли не фарса: рассказы Феклуши о заморских странах, где правят «салтаны» и обитают люди с песьими головами, бредни, которым с изумлением и страхом внимают обыватели, или действительно дикие выходки Дикого, богатого купца, в котором самодурное начало представлено в гротесковых формах ничем не обузданного произвола.

    За время, которое прошло после триумфа комедий «Банкрот» и «Бедность не порок», многое изменилось в творческой манере драматурга, хотя как будто бы сохранились в неприкосновенности те же самые образы-типы, какие были и прежде. Однако все это то, да не так, можно сказать. Что самодуры (Дикой, Кабаниха), как две капли воды, похожи на прежних, - лишь внешнее впечатление. Пространство конфликта резко изменилось. Там («Банкрот», «Бедность не порок») действие ограничено узкими рамками семьи, здесь сфера приложения сил самодурной воли неизмеримо расширилось. Семья остается, но не только она. В авторской ремарке, характеризующей Савела Прокофьевича Дикого, значится определение не просто его социального («купец»), а еще и общественного положения: «значительное лицо в городе». В разговорах упоминается городничий, с ним Дикой на короткой ноге и даже не считает нужным скрывать от него свои проделки с не заплаченным или урезанным по своему произволу жалованьем рабочих.

    Это новый поворот в художественном исследовании типа самодура, который, наконец, выходит из своих замоскворецких покоев и «куражится» не только над семейством, а над чужими ему людьми. Дикой не будет забыт: и спустя 10 лет появится в «Горячем сердце» (1869), превратившись в вечно пьяного Курослепова, а городничий выйдет в той же пьесе из-за кулис и станет уже не внесюжетным персонажем, как в «Грозе», а центральным героем, городничим Градобоевым – классический сатирически-комедийный персонаж Островского.

    Еще одна особенность новой пьесы заключалась в том, что краски в освещении самодурства в «Грозе» оказались еще более сгущены. Дикой вполне отвечает своему имени – ничем не обузданная, дикая сила, чисто русская, есть вполне безобразная в своих проявлениях. Другой тип самодурных отношений – сдержанный, но тоже очень жестокий – Кабанова. В составе действующих лиц подчеркивается: «богатая купчиха»; ее побаивается сам Дикой. В этом образе дает себя знать замечательная особенность драматургической манеры Островского: он всегда оставляет простор для режиссерской и актерской импровизации, для поисков оригинальных решений в разработке того или иного характера. Так, в постановках «Грозы» уже в эпоху 90-х годов ХХ века в трактовке образа Марфы Игнатьевны Кабановой появились совершенно новые режиссерские и актерские подходы: вместо тяжеловесной, грубо вылепленной, суровой купчихи на сцене оказывалась в целом ряде столичных и провинциальных театров относительно молодая, изящная, «домашняя», милая женщина, но настоящий ад для своей невестки из-за безоглядной, слепой любви к своему сыну. Психологический парадокс, заложенный в образе, проявился в том, что материнская любовь оказывается способной разрушить не одну семью и превратить жизнь близких людей в непрекращающуюся пытку.

    Существенные изменения претерпел и конфликт пьесы. Раньше носители положительного нравственного начала были противополагаемы героям отрицательным: благородный, любящий Ваня Бородкин – Вихореву («Не в свои сани не садись»), приказчик Митя – Гордею Карпычу Торцову и Коршунову. Но даже в таких случаях противоборство в конфликте исключалось: первые слишком унижены и забиты, чтобы протестовать, вторые – безгранично уверены в своей необузданной воле, в праве, не колеблясь, творить суд и расправу.

    В «Грозе» группировка персонажей и их конфликтное взаимодействие резко изменились. Здесь происходит – впервые у Островского – нешуточное противостояние грубой силе, притом на уровне почти бессознательном, стихийном. Катерина – слабое, неразвитое существо – купеческая дочь и купеческая жена. Плоть от плоти этой среды. Поэтому «лучом света», как это сделал Добролюбов (статья «Луч света в темном царства») ее можно было бы назвать с большой натяжкой. Критик использовал образ Катерины, чтобы завуалированно высказать идею революционного преобразования общества: пьеса, как он пояснял читателям, «служит» отголоском стремлений, требующих лучшего устройства».

    Между тем конфликт, заканчивающийся катастрофой, смертью героини, был не социальным, а скорее психологическим. В душе Катерины живут мучительное чувство вины и чувство страха за содеянное (супружеская измена). Эти мотивы усиливает еще одна черта героини: ее искренность, открытость, доброта. Она не умеет лгать и действовать по принципу: делай, что угодно, лишь бы все было, шито-крыто (правило жизни Варвары, сестры ее мужа). Весело идти по пути порока для Катерины невозможно: без любви, без участия для нее жить нельзя, и она так жить не будет. Дом Кабановых для нее, где даже муж не может ответить на ее чувство, хотя по-своему любит ее, - это живая могила, смерть легче, - и она идет на смерть в состоянии полубреда, полуяви: только природа может дать ей свой молчаливый отклик–сочувствие, и она обращается к ней (явление 2, 3, 4 пятого действия), люди же безжалостно истязают и мучают ее на каждом шагу.

    В конфликте «Грозы» уже не доминировал фактор социальный, на чем настаивал Добролюбов и что было в прежних пьесах: приказчик Митя – и его хозяин, богатый купец Торцов, и такой же Коршунов; Ваня Бородкин – и дворянин Вихорев. Здесь, в «Грозе», лица, создающие острый конфликт, - ровня друг другу. Взывная сила протеста сосредоточена прежде всего в характере героини, каким его создал Островский.

    Правда, выход у Катерины все-таки есть: можно было бы жить по примеру Варвары и Кудряша. Но ей с ними не по пути, она не может лгать, изворачиваться, да и Борису далеко до Кудряша, который признается, что дешево свою голову не продаст, и с простым конторщиком вынужден считаться его крутой хозяин, Дикой. Борис же в точности повторяет тех безропотных резонеров, которых зрители знали по прежним пьесам Островского.

    Еще одна особенность, отличающая этот необычный характер героини, - чувство свободы, живущее в нем. Судя по всему, в семье, где прошло детство и молодость Катерины, при глубоко религиозном воспитании не было и следа деспотизма и самодурного уклада жизни, чем отмечены все персонажи Островского, выходцы из купеческой среды. Ощущение свободы, близость к природе, добрые человеческие отношения отличают героиню во всем, и она воспринимается окружающими, как чуждая этой жизни, необычная, «странная», по словам Варвары, женщина.

    Таким образом, трагическое начало в пьесе обусловлено прежде всего счастливо найденным и тонко разработанным драматургом образом его героини. Ничего подобного по силе трагедийного звучания Островскому уже никогда не удастся создать, хотя он стремился к этому всеми силами души и приближался к успеху «Грозы» в разные периоды творчества: в «Бесприданнице» (1869) и в «Снегурочке» (1873).

    39. героя в изображении Салтыкова-Щедрина («Господа Психология Головлевы»)

    Головлевская хроника первоначально не мыслилась Щедриным как самостоятельное произведение, а входила в цикл «Благонамеренные речи». Выделение отдельных очерков о «ветхих людях» в самостоятельное произведение было обусловлено теми изменениями в общественной жизни страны, которые нагляднее всего проявились в сфере семейных отношений. К началу 70-х годов Щедрин утверждается в мысли о том, что «роман утратил свою прежнюю почву с тех пор, как семейственность и все, что принадлежит к ней, начинает изменять свой характер», что «разрабатывать по-прежнему помещичьи любовные дела сделалось немыслимым». Отказавшись от традиционного истолкования семейной темы, от романического сюжета, писатель тем не менее имел право рассматривать «Головлевых» как роман. Несмотря на то, что он составлен из отдельных рассказов, они представляют собой целое, обусловленное замыслом писателя и центральной фигурой Порфирия Головлева. Щедрин поставил перед собой сложную задачу: раскрыть внутренний механизм разложения семьи, обусловленный нравственной несостоятельностью как крепостнического, так и буржуазного идеалов. От главы к главе прослеживается трагический уход из семьи, а затем и из жизни Степки-балбеса, Анны, Павла, самой Арины Петровны.

    В каждом из героев писатель отмечает черты характера, порожденные крепостничеством: безалаберность и неспособность к осмысленному труду в Степане Головлеве, крайнее равнодушие к людям и цинизм в Павле, жажду приобретательства и ханжеское благолепие в Арине Петровне, лицемерие и пустословие в Иудушке. Наиболее полно и последовательно процесс разрушения помещичьего клана представлен в образе Порфирия Головлева.

    Портрет Иудушки Щедрин пишет, используя яркие краски психологической сатиры. Один из основных способов характеристики внутреннего мира героя – его речь. «Обманное слово», по образному выражению Н.Михайловского, становится ключом к раскрытию противоречия между созданными общественными мифами и реальностью. Словесные формулы, общепринятые понятия, которыми пользуется Иудушка в той или иной ситуации, оказываются ложью, бессодержательной фразой.,Пустословие. Иудушки («ах, Володя, Володя! Не добрый ты сын! Дурной! Видно, не молишься богу за папу, что он даже память у него отнял!»), вовсе не свидетельствует о его душевных переживаниях. Гораздо больше его волнует обрядовая сторона события, необходимость соблюсти приличия даже перед маменькой: «Ах, грех какой! Хорошо еще, что лампадки в образной зажжены». Самооправдание Иудушки строится как набор расхожих моральных формул, которые, соединяясь в образе-переживании героя, изобличают в нем бессознательного лжеца, впитавшего общественное. Оно оправдывает жестокость отца по отношению к сыну-самоубийце: «Жил хорошохонько да смирнехонько… чего ему не доставало? Денег, что ли? Коли мало денег – умей себя сдерживать. Не все сладенького, не все с сахарцом, часком и с кваском покушай!». Слово Иудушки имитирует благородные идеи, высокие душевные побуждения, но оно утрачивает настоящее содержание. Герой не переживает мучительный процесс рождения слова, чтобы выразить чувства, он берет готовое чужое.

    После появления первых глав «Господ Головлевых» критика стала именовать Иудушку «русским Тартюфом».Автор романа дважды в отступлениях дает психологическую характеристику типу Порфирия Головлева (гл. «Семейные итоги», «Расчет»), так как для писателя разница между двумя типами лицемеров: сознательным (Тартюф) и бессознательным (Иудушка) была принципиальной. Бессознательное лицемерие, пустословие в сатире Щедрина приобретают характер особой формы социального и духовного обнищания господствующего класса. Поэтому столь важным в психологической характеристике героя оказывается «нетартюфский» финал Иудушки.

    Путь Иудушки к прозрению в финале – путь совершенствования героем «запоя празднословия», когда из формы жизни он становится её целью. Последний всплеск его сопровождал удаление сына Евпраксеюшки из Головлева. «Агония» Иудушки, пишет Щедрин, началась с того, что «ресурс празднословия, которым он до сих пор так охотно злоупотреблял, стал видимо сокращаться».

    Главы «Выморочный» и «Расчет» постепенно раскрывают трагедию Порфирия Головлева, обретающего наконец человеческий язык именно потому, что все, что он мог уничтожить, погибло, исчезли даже предметы его фантазий. Последнее, что произносит герой, обращаясь к Анниньке, воспринимается как прощание с жизнью: «Надо меня простить! - продолжал он, - за всех… И за себя… и за тех, которых уж нет… Что такое! что такое сделалось?!.. где… все?» Пробудившееся на минуту сознание заставило Иудушку почувствовать себя человеком и понять, что никаких возможностей для «воскресения» у него нет. Толчком к «расчету» героя с жизнью становится евангельская притча об искуплении вины страданием, её нравственный эффект совпал с переживаемой Иудушкой душевной смутой и гибель героя стала неизбежностью.

    Не следует видеть в сентиментально-христианском финале романа стремление Щедрина «простить» своего героя. Демократизм Щедрина был характерным явлением для 60-х годов, когда в социальной среде видели источник формирования человеческой личности. Лицемерие Иудушки имело корни в социальных условиях его жизни, а не только в дурных наклонностях его личности. В «оправдании» героя значительную роль сыграло представление Щедрина о функции нравственного суда. Проснувшаяся в финале совесть» героя характеризует не только состояние Головлева. Она становится символом пробуждения общественного сознания.

     

     

    Это интересно: