→ "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? Сочинение-рассуждение по поэме М

"мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова. Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? Сочинение-рассуждение по поэме М

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению


Мечта и суровая реальность оказались весьма противоречивыми понятиями для главного героя произведения М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Реальность Мцыри – это монастырь, где Мцыри провел свою юность и детские годы, то есть для него он ассоциируется с тюрьмой, он не видел красот своих земель, да и, вообще, не видел свободы. В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества. А в мечтах он как свободная птица, которая имеет возможность полететь в свои родные края, в край своих отцов. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа. В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Мцыри сталкивается, казалось бы, с невозможными ситуациями, но он готов ее преодолеть, лишь бы увидеть свою родину.

Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку. Он борется с окружающим миром, как будто бы, Мцыри отстранен от общества, от человеческого общения, а главное - от природы.

Все люди стремятся к служению к Богу, чтобы стать светлей душой, а он, наоборот, хочет уйти от этого «жилища Бога». То есть мы можем сказать, что для него не ценно, что ценят люди, а, наоборот, он ценит то, что другие люди не ценят. Это говорит, об отличие его внутреннего мира от других.

Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.

Столкновение реальности и мечты главного героя, отличие Мцыри от других говорит, что Мцыри – настоящий романтический герой.

Поэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы Михаила Юрьевича Лермонтова. Еще в юности воображение поэта рисовало образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85

Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: От Лермонтова до Маяковского. - М.: Русская речь, 2001. - С. 163

Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 98

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.- М.,1941. - С. 35

Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.

Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал... ") Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. - М., 1986. - С. 85 - 126

Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною и творческою мыслью". Русская литература 19 века: Большой учебный справочник. М.:Дрофа, 2004. - С. 325

Михаил Юрьевич Лермонтов, известный русски поэт, является одним из самых ярких представителей направления романтизма в литературе. Его произведения часто посвящается чувствам отчаяния и душевной неволи, которые обусловлены тяжестью земной жизни и невозможности жить свободно.

Лермонтова всегда привлекала мощь стихии человеческого духа и желания оставаться самим собой, несмотря на обстоятельства и испытания. Романтическая поэма "Мцыри" тоже посвящена этой теме. Поэт придает романтическому образу главного героя то жгучее отчаяние и ту жажду свободной воли и жизни, которая и придает поэме атмосферу мрачного отчаяния и безысходности.

Образ Мцыри в поэме

Жизнь Мцыри тяжела и несносна - он заточен в монастыре, и отчаянно жаждет вернуться на свою Родину и наслаждаться ее просторами и свежим воздухом. Нахождение в заточении он переносит крайне тяжело, и решает сбежать, несмотря на то, что это может привести к его смерти.

Душевные мучения невыносимы, и Мцыри понимает, что лучше погибнуть, чем жить так дальше. Лермонтов поднимает тему Кавказа, которая характерна для русской литературы того периода. Дикая и прекрасная природа этого края соответствует тем людям, которые в нем живут - это свободолюбивый народ, сильный и смелый.

Таким представлен и Мцыри, который ценит, прежде всего, свою свободу и свои идеалы, а не смиряется с действительностью. А величественная и впечатляющая природа Кавказа подчеркивает романтическое настроение поэмы, и черты характера главного героя Мцыри.

Противопоставление мечты и действительности

Описание природы говорит о романтическом идеале и стремлении стать духовно богаче, о страсти, которая есть в человеческой душе и которая ведет героя в мир, кажущийся ему идеальным и настоящим. Сам герой Мцыри представляет собой противопоставление всему миру, поэтому он не похож на других людей, в его душе живут настоящие пылкие чувства, которые не позволяет ему терпеть заточение.

Он стремится познать что-то исключительное, и готов увидеть это в окружающем его мире. Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности.

Его герой сбегает из монастыря, и пройдя множество испытаний, так и не дошел до своего родного дома. Он погибает, но важно каким именно Мцыри уходит из жизни - счастливым и умиротворенным. Мцыри благодарит судьбу и за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на природе, и понимает, что ради этих моментов и стоило рискнуть - покинуть монастырь и достойной встретить смерть.

Трагический конец поэмы - это торжество внутренней свободы главного героя, который несмотря на смерть и препятствия, чувствует себя по-настоящему счастливым. Его стремление к свободе - это главный урок, который хочет преподнести Лермонтов читателям, поэт указывает на то, что именно ради этого стоит жить и преодолевать трудности.

Этот внутренний ориентир Мцыри является символом смысла жизни человека. А его мятежная натура, которая раскрывается в тоске по Родине, говорит о том, что в жизни стоит искать что-то исключительное и необычное, и то, что наполнить человеческое существование истинными душевными чувствами.

 

 

Это интересно: