→ Некролог францу шуберту. Краткая биография шуберта Краткая биография франца шуберта самое главное

Некролог францу шуберту. Краткая биография шуберта Краткая биография франца шуберта самое главное

Прекрасная звезда в знаменитой плеяде, что породила плодородная на музыкальных гениев австрийская земля – Франц Шуберт. Вечно молодой романтик, много страдавший на своем недолгом жизненном пути, сумевший выразить все свои глубокие чувствования в музыке и научивший слушателей любить такую «не идеальную», «не образцовую» (классическую) музыку, полную душевных терзаний. Один из ярчайших основоположников музыкального романтизма.

Краткую биографию Франца Шуберта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шуберта

Биография Франца Шуберта – одна из самых непродолжительных в мировой музыкальной культуре. Прожив всего 31 год, он оставил после себя яркий след, подобный тому, что остается после кометы. Рожденный стать еще одним венским классиком, Шуберт, в силу перенесенных страданий и лишений, привнес в музыку глубокие личные переживания. Так зарождался романтизм. На смену строгим классическим правилам, признающим лишь образцовую сдержанность, симметрию и спокойные консонансы, пришли протестные, взрывные ритмы, выразительные, полные подлинных чувств мелодии, напряженные гармонии.

Он родился в 1797 году в бедной семье школьного учителя. Судьба его была заранее предопределена – продолжить отцовское ремесло, ни слава, ни успех здесь не предполагались. Однако в раннем возрасте у него проявились высокие способности к музыке. Получив первые музыкальные уроки в родном доме, обучение он продолжил в приходской школе, а затем в венском конвикте – закрытом интернате для певчих при церкви. Порядок в учебном заведении был схож с армейским – воспитанники должны были часами репетировать, а затем исполнять концерты. Позднее Франц с ужасом вспоминал проведенные там годы, он надолго разочаровался в церковных догмах, хотя и обращался к духовному жанру в своем творчестве (написал 6 месс). Знаменитая «Ave Maria », без которой не обходится ни одно рождество, и которую чаще всего связывают с прекрасным образом Девы Марии, на самом деле задумывалась Шубертом как романтическая баллада на стихи Вальтера Скотта (в переводе на немецкий).

Он был очень талантливым учеником, учителя от него отказывались со словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего». Из биографии Шуберта мы узнаём, что его первые композиторские опыты начались в возрасте 13 лет, а с 15 с ним стал заниматься контрапунктом и композицией сам маэстро Антонио Сальери.


Из хора Придворной певческой капеллы («Hofsengecnabe») он был отчислен после того, как начал ломаться голос. В этот период уже пора было определяться с выбором профессии. Отец настаивал на поступлении в учительскую семинарию. Перспективы работы музыкантом были весьма смутны, а работая учителем можно было худо-бедно быть уверенным в завтрашнем дне. Франц уступил, выучился и даже успел поработать в школе 4 года.

Но вся деятельность и устройство жизни тогда не соответствовали душевным порывам молодого человека – все мысли его были только о музыке. Он сочинял в свободное время, много музицировал в узком кругу друзей. И однажды принял решение оставить постоянную работу и посвятить себя музыке. Это был серьезный шаг – отказаться до гарантированного, пусть и скромного, дохода и обречь себя на голод.


С этим же моментом совпала первая влюбленность. Чувство было ответным – юная Тереза Гроб явно ожидала предложения руки и сердца, но его так и не последовало. Доходов Франца не хватало на его собственное существование, не говоря уже о содержании семьи. Он так и остался одиноким, его музыкальная карьера так и не получила развития. В отличие от пианистов-виртуозов Листа и Шопена , Шуберт не обладал яркими исполнительскими навыками, и не мог себе снискать славу исполнителя. В должности капельмейстера в Лайбахе, на которую он рассчитывал, ему отказали, а иных сколько-нибудь серьезных предложений он так и не получил.

Издание сочинений ему самому практически не приносило денег. Издатели весьма неохотно брались печатать произведения малоизвестного композитора. Как сейчас сказали бы, он не был «раскручен» для широких масс. Иногда его приглашали выступать в небольшие салоны, члены которых чувствовали себя скорее богемой, чем по-настоящему интересовались его музыкой. Небольшой круг друзей Шуберта поддерживал молодого композитора финансово.

Но по большому счету, именно на большую публику Шуберт практически никогда не выступал. Он никогда не слышал оваций после какого-либо удачного финала произведения, он не чувствовал, на какие его композиторские «приемы» чаще всего откликается аудитория. Не закреплял успех в последующих произведениях – ведь ему не нужно было думать о том, как снова собрать большой концертный зал, чтобы билеты купили, чтобы его самого запомнили и т.д.

По сути, вся его музыка – это бесконечный монолог с тончайшей рефлексией зрелого не по годам человека. Здесь нет диалога с публикой, попытки понравиться и произвести впечатление. Вся она очень камерная, даже интимная в каком-то смысле. И наполнена бесконечной искренностью чувств. Глубокие переживания своего земного одиночества, лишений, горечь поражений наполняли его мысли ежедневно. И, не находя иного выхода, выливались в творчестве.


После знакомства с оперным и камерным певцом Иоганном Микаэлем Фоглем дела пошли чуть лучше. Артист исполнял песни и баллады Шуберта в венских салонах, а сам Франц выступал аккомпаниатором. В исполнении Фогля песни и романсы Шуберта быстро завоевали популярность. В 1825 году они предприняли совместное путешествие-турне по верхней Австрии. В провинциальных городах их встречали охотно и с восторгом, но денег заработать снова не удалось. Как и прославиться.

Уже в начале 1820-х годов Франца стало тревожить здоровье. Достоверно известно, что болезнью он заразился после визита к женщине, и это добавило разочарования к этой стороне жизни. После незначительных улучшений болезнь прогрессировала, иммунитет слабел. Даже обычные простуды ему было тяжело переносить. А в 1828 году осенью он заболел брюшным тифом, от которого скончался 19 ноября 1828 года.


В отличие от Моцарта , Шуберта похоронили в отдельной могиле. Правда, заплатить за столь пышные похороны пришлось деньгами от продажи его рояля, купленного после единственного большого концерта. Признание к нему пришло посмертно, причем значительно позднее – через несколько десятков лет. Дело в том, что основная часть сочинений в нотном варианте хранилась у друзей, родственников, в каких-то шкафах за ненадобностью. Известный своей забывчивостью Шуберт никогда не вел каталога своих произведений (как Моцарт), не пытался их как-то систематизировать или хотя бы держать в одном месте.

Большую часть рукописного нотного материала отыскали Джорд Гроув и Артур Салливан в 1867 году. В 19-м и 20-м веке музыку Шуберта исполняли значимые музыканты, а такие композиторы как Берлиоз , Брукнер, Дворжак , Бриттен, Штраус признавали абсолютное влияние Шуберта на свое творчество. Под руководством Брамса в 1897 году увидело свет первое научно выверенное издание всех сочинений Шуберта.



Интересные факты о Франце Шуберте

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, - чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. Согласно биографии Шуберта, в придворной певческой капелле композитор обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».


  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном , которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище.


  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Творчество Франца Шуберта


Биография Шуберта гласит, что для современников он так и остался в памяти автором песен и лирических фортепианных пьес. Даже ближайшее окружение не представляло масштаб его творческих работ. А в поиске жанров, художественных образов творчество Шуберта сопоставимо с наследием Моцарта . Он великолепно освоил вокальную музыку – написал 10 опер, 6 месс, несколько кантатно-ораториальных произведений, некоторые исследователи, в том числе, известный советский музыковед Борис Асафьев, считал, что вклад Шуберта в развитие песни столь же значителен, как вклад Бетховена – в развитие симфонии.

Сердцем его творчества многие исследователи считают вокальные циклы «Прекрасная мельничиха » (1823), «Лебединая песнь » и «Зимний путь » (1827). Состоящие из разных песенных номеров, оба цикла объединены общим смысловым наполнением. Надежды и страдания одинокого человека, ставшие лирическим центром романсов, во многом автобиографичны. В особенности, песни из цикла «Зимний путь», написанного за год до смерти, когда Шуберт был уже тяжело болен, и ощущал свое земное существование сквозь призму холода и перенесенных невзгод. Образ шарманщика из заключительного номера «Шарманщик» аллегорически описывает монотонность и бесплодность усилий бродячего музыканта.

В инструментальной музыке он также осветил все существующие в то время жанры – написал 9 симфоний, 16 фортепианных сонат, множество произведений для ансамблевого исполнения. Но в инструментальной музыке отчетливо слышна связь с песенным началом – большинство тем имеют ярко-выраженную мелодику, лирический характер. Лиричностью тем он схож с Моцартом. В разработке и развитии музыкального материала также преобладает мелодический акцент. Взяв у венских классиков лучшее в понимании музыкальной формы, Шуберт наполнил ее новым содержанием.


Если у Бетховена, жившего в одно с ним время, буквально на соседней улице, музыка имела героический, патетический склад, отражала социальные явления и настроения целого народа, то у Шуберта музыка – это личностное переживание разрыва между идеальным и реальным.

Его произведения почти не исполнялись, чаще всего он писал «в стол» - для себя и тех самых верных друзей, которые его окружали. Они собирались вечерами на так называемых «шубертиадах» и наслаждались музыкой и общением. Это ощутимо сказалось на всем творчестве Шуберта – он не знал своей публики, он не стремился понравиться некоему большинству, он не думал, чем поразить слушателей, пришедших на концерт.

Он писал для любящих и понимающих его внутренний мир друзей. Они с большим почтением и уважением относились к нему. И вся эта камерная душевная атмосфера свойственна его лиричным композициям. Тем удивительнее осознавать, что большая часть произведений писалась без надежды услышать их. Словно он был начисто лишен честолюбия и амбиций. Какая-то непостижимая сила заставляла его творить, не создавая положительного подкрепления, не предлагая взамен ничего, кроме дружеского участия близких.

Музыка Шуберта в кино

Сегодня существует огромное количество всевозможных обработок музыки Шуберта. Этим занимались как академические композиторы, так и современные музыканты, использующие электронные инструменты. Благодаря своей изысканной и вместе с тем простой мелодике, эта музыка быстро «ложится на слух» и запоминается. Большинству людей она знакома с детства, и вызывает «эффект узнавания», которым любят пользоваться рекламщики.

Ее можно услышать повсюду – на торжественных церемониях, филармонических концертах, на ученических зачетах, а также в «легких» жанрах – в кино и на телевидении в качестве фонового сопровождения.

В качестве саундтрека к художественным и документальным фильмам и телесериалам:


  • «Моцарт в джунглях» (т/с 2014-2016);
  • «Секретный агент» (к/ф 2016);
  • «Иллюзия любви» (к/ф 2016);
  • «Хитмен» (к/ф 2016);
  • «Легенда» (к/ф 2015);
  • «Лунная афера» (к/ф 2015);
  • «Ганнибал» (к/ф 2014);
  • «Сверхъестественное» (т/с 2013);
  • «Паганини: Скрипач дьявола» (к/ф 2013);
  • «12 лет рабства» (к/ф 2013);
  • «Особое мнение» (т/с 2002);
  • «Шерлок Холмс: Игра теней» (к/ф 2011); «Форель»
  • «Доктор Хаус» (т/с 2011);
  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (к/ф 2009);
  • «Темный рыцарь» (к/ф 2008);
  • «Тайны Смолвилля» (т/с 2004);
  • «Человек-Паук» (к/ф 2004);
  • «Умница Уилл Хантинг» (к/ф 1997);
  • «Доктор Кто» (т/с 1981);
  • «Джейн Эйр» (к/ф 1934).

И бесчисленное множество других, привести все не представляется возможным. Также снимали биографические фильмы о жизни Шуберта. Наиболее известны к/ф «Шуберт. Песнь любви и отчаяния» (1958), телеспектакль 1968 года «Неоконченная симфония», «Шуберт» /Schubert. Das Dreimäderlhaus/ Биографический художественный фильм, 1958 год.

Музыка Шуберта понятна и близка абсолютному большинству людей, радости и скорби, выраженные в ней, составляют основу человеческой жизни. Даже спустя столетия после его жизни эта музыка актуальна как никогда и, вероятно, никогда не будет предана забвению.

Видео: смотреть фильм о Франце Шуберте

Шуберт Франц

Биография Шуберта Франца – Молодые годы.
Франц родился 31 января 1797 года. Место рождения: пригород Вены. Его папа работал учителем в школе и был очень старательным и культурным. Он старался дать и своим чадам соответствующее воспитание, которое отвечало его мировосприятию. Два старших брата Франца также как и отец пошли в учителя. Такую же судьбу должен был разделить с ними и будущий композитор. Но было одно обстоятельство, в соответствии с которым биография Шуберта пошла по тропе музыки. Постоянно в семье Шуберта по праздникам собиралось общество музыкантов-любителей, да и папа Франца учил своего сына игре на скрипке и параллельно с ним другого брата играть на клавире. Нотной грамоте Шуберта обучал церковный регент, который преподавал и уроки по органу.
Практически всю свою жизнь Франц провёл в Вене, которая на протяжении всего XIX века бесспорно была музыкальной столицей мира. Тут бывали с концертами многочисленные мастера, постоянно с аншлагом проходили оперы Россини, раздавались звуки коллективов Ланнера и Штрауса-старшего, которые донесли до всех уголков Европы венский вальс. Но не смотря на всю красоту произведений, противоречивость мечты и реальной жизни, которые были ясно видны, создавали у людей состояние хандры и уныния.
В скором времени все увидели, что Франц не просто мальчик умеющий играть на инструментах, а настоящий талант! В результате когда мальчику было уже 11 лет, он был отправлен на обучение в церковно-певческую школу «Конвикт». Биография Шуберта была настолько стремительна, что вскоре в бывшем там ученическом оркестре он исполнял первую скрипку, и даже время от времени дирижировал.
Уже в 13 лет Франц сочинил своё первое произведение. Тяга к творению музыки всё сильнее затягивала Шуберта и он всё меньше интересовался прочими сферами жизни. Он очень тяготился обязательством учить что-либо, что не касалось музыки. Спустя 5 Франц покинул конвикта, не окончив в нём образования. После этого он с трудом общался со своим отцом, который до сих пор считал, что его сын должен вести праведную жизнь. Не желая в конец разругаться с папой, Франц отправился получать образование в учительской семинарии, а после этого он был помощником учителя в школе где работал и его папа. Но несмотря на временное согласие с отцом, Франц так и не стал учителем со стабильным доходом.
С 1814 года биография Шуберта оказывается в наиболее плодотворном периоде, который длится 3 года. За это время Франц пишет множество произведений, которые знают многие люди того времени. И в тот момент композитор решает оставить службу в школе, а отец в знак протеста перекрывает сыну всякий поток денег и более с ним не разговаривает.
Биография Шуберта Франца – Зрелые годы.
На протяжении некоторого времени Франц живёт поочерёдно у друзей, среди которых также есть музыканты, есть художники, поэты и певцы. Создаётся небольшое общество, в центре которого оказывается именно Шуберт. Для более полной картины стоит представить внешность композитора: невысокий, коренастый, близорукий, скромный и привлекательный. Именно тогда Франц начинает устраивать так называемые "шубертиады", когда друзья собирались вечером для прослушивания и обсуждения музыки Шуберта. По вечерам Франц всё время сидел за фортепьяно, исполняя свою старую музыку и импровизируя. Что-то новое выходит у него постоянно, круглые сутки. Бывало, что он вставал среди ночи, чтобы быстро записать привидевшиеся ему композиции.
Но несмотря на весь талант и помощь соратников, усилия отца делали своё: композитор жил в холодных комнатах и давал уроки, которые он терпеть не мог, чтобы получить хоть немного денег. У Шуберта была возлюбленная, но он так и не смог связать с ней свою жизнь, поскольку та предпочла ему обеспеченного кондитера.
В 1822 году из под пера Шуберта выходит одно из лучших его сочинений - седьмая "Неоконченная симфония". Ещё через год он пишет изумительный пример вокальной лирики "Прекрасная мельничиха". В этих двух сочинениях в полной мере было показано при помощи музыки такое направление как романтизм.
С этого времени кажется, что биография Шумана должна была пойти на лад, за счёт усилий своих соратников Франц примирился таки со своим папой и вернулся домой. Но тем не менее вскоре он опять отправляется жить отдельно, что даётся ему с трудом. Из-за своей душевной доброты и доверчивости его постоянно обманывают издатели. Большинство сочинений и произведений Шуберта оказались знаменитыми ещё в его бытность, но сам он жил в полной нищете. В отличие от многих композиторов-современников Шуберт редко осмеливался публично играть свои произведения и лишь изредка был аккомпаниатором своих же песен. Что касается симфоний, то они вообще не исполнялись пока композитор был жив, а 7-я и 8-я вообще были утеряны. Партитуру 8-й через спустя 10 лет после смерти Шуберта достал Шуман, а "Неоконченная" симфония в первый раз исполнялась только в 1865 году.
В последующем общество собиравшееся вокруг Франца распалось и существование композитора было всё более тяжёлым. Несмотря на возможность работать, композитор не прилагал никаких усилий чтобы занять должность, которая дала бы ему средства для существования.
Когда Шуберту оставалось жить совсем недолго, он сильно болел, но поток произведений не прекращался. Биография Шуберта как композитора отличается тем, что со временем его сочинения становились всё вдумчивее.
Незадолго перед смертью друзья Франца устроили в Вене концерт, который восхитил всех, кто там присутствовал. Голову композитора захватили новые планы, которым не суждено было сбыться, поскольку Франц заразился тифом. Его слабый иммунитет не мог противостоять болезни и он умирает 19 ноября 1828 года.
Композитор Франц Шуберт был похоронен на кладбище в Вене. На памятнике посвящённом ему находится надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».
Как правило, искусство Бетховена, более взрослого но жившего в то же время, было наполнено прогрессивными идеями, которые просто обожало общество Европы того времени. А вот пик творчества Шуберта оказался во времена реакции, когда для людей собственная жизнь стояла выше, чем героизм направленный на пользу обществу, и так заметно прослеживающийся в репертуаре Бетховена.

Смотрите все портреты

© Биография Шуберта Франца. Биография австрийского композитора Шуберта. Биография венского композитора Шуберта

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучаябиографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.

Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном , а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.

Болезнь и смерть

1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важноереализовать свой удивительный дар.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Еще долгое время после кончины музыканта никто не мог собрать воедино все его рукописи. Некоторые из них были утеряны навсегда.
  • Одним из интересных фактов является то, что большая часть его сочинений начала издаваться только в конце XX века. По количеству созданных произведений Шуберт нередко сравнивается с

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Франц родился 31 января 1797 года. Место рождения: пригород Вены. Его папа работал учителем в школе и был очень старательным и культурным. Он старался дать и своим чадам соответствующее воспитание, которое отвечало его мировосприятию. Два старших брата Франца также как и отец пошли в учителя. Такую же судьбу должен был разделить с ними и будущий композитор. Но было одно обстоятельство, в соответствии с которым биография Шуберта пошла по тропе музыки. Постоянно в семье Шуберта по праздникам собиралось общество музыкантов-любителей, да и папа Франца учил своего сына игре на скрипке и параллельно с ним другого брата играть на клавире. Нотной грамоте Шуберта обучал церковный регент, который преподавал и уроки по органу.
Практически всю свою жизнь Франц провёл в Вене, которая на протяжении всего XIX века бесспорно была музыкальной столицей мира. Тут бывали с концертами многочисленные мастера, постоянно с аншлагом проходили оперы Россини, раздавались звуки коллективов Ланнера и Штрауса-старшего, которые донесли до всех уголков Европы венский вальс. Но не смотря на всю красоту произведений, противоречивость мечты и реальной жизни, которые были ясно видны, создавали у людей состояние хандры и уныния.
В скором времени все увидели, что Франц не просто мальчик умеющий играть на инструментах, а настоящий талант! В результате когда мальчику было уже 11 лет, он был отправлен на обучение в церковно-певческую школу «Конвикт». Биография Шуберта была настолько стремительна, что вскоре в бывшем там ученическом оркестре он исполнял первую скрипку, и даже время от времени дирижировал.
Уже в 13 лет Франц сочинил своё первое произведение. Тяга к творению музыки всё сильнее затягивала Шуберта и он всё меньше интересовался прочими сферами жизни. Он очень тяготился обязательством учить что-либо, что не касалось музыки. Спустя 5 Франц покинул конвикта, не окончив в нём образования. После этого он с трудом общался со своим отцом, который до сих пор считал, что его сын должен вести праведную жизнь. Не желая в конец разругаться с папой, Франц отправился получать образование в учительской семинарии, а после этого он был помощником учителя в школе где работал и его папа. Но несмотря на временное согласие с отцом, Франц так и не стал учителем со стабильным доходом.
С 1814 года биография Шуберта оказывается в наиболее плодотворном периоде, который длится 3 года. За это время Франц пишет множество произведений, которые знают многие люди того времени. И в тот момент композитор решает оставить службу в школе, а отец в знак протеста перекрывает сыну всякий поток денег и более с ним не разговаривает.
Биография Шуберта Франца – Зрелые годы.
На протяжении некоторого времени Франц живёт поочерёдно у друзей, среди которых также есть музыканты, есть художники, поэты и певцы. Создаётся небольшое общество, в центре которого оказывается именно Шуберт. Для более полной картины стоит представить внешность композитора: невысокий, коренастый, близорукий, скромный и привлекательный. Именно тогда Франц начинает устраивать так называемые «шубертиады», когда друзья собирались вечером для прослушивания и обсуждения музыки Шуберта. По вечерам Франц всё время сидел за фортепьяно, исполняя свою старую музыку и импровизируя. Что-то новое выходит у него постоянно, круглые сутки. Бывало, что он вставал среди ночи, чтобы быстро записать привидевшиеся ему композиции.
Но несмотря на весь талант и помощь соратников, усилия отца делали своё: композитор жил в холодных комнатах и давал уроки, которые он терпеть не мог, чтобы получить хоть немного денег. У Шуберта была возлюбленная, но он так и не смог связать с ней свою жизнь, поскольку та предпочла ему обеспеченного кондитера.
В 1822 году из под пера Шуберта выходит одно из лучших его сочинений — седьмая «Неоконченная симфония». Ещё через год он пишет изумительный пример вокальной лирики «Прекрасная мельничиха». В этих двух сочинениях в полной мере было показано при помощи музыки такое направление как романтизм.
С этого времени кажется, что биография Шумана должна была пойти на лад, за счёт усилий своих соратников Франц примирился таки со своим папой и вернулся домой. Но тем не менее вскоре он опять отправляется жить отдельно, что даётся ему с трудом. Из-за своей душевной доброты и доверчивости его постоянно обманывают издатели. Большинство сочинений и произведений Шуберта оказались знаменитыми ещё в его бытность, но сам он жил в полной нищете. В отличие от многих композиторов-современников Шуберт редко осмеливался публично играть свои произведения и лишь изредка был аккомпаниатором своих же песен. Что касается симфоний, то они вообще не исполнялись пока композитор был жив, а 7-я и 8-я вообще были утеряны. Партитуру 8-й через спустя 10 лет после смерти Шуберта достал Шуман, а «Неоконченная» симфония в первый раз исполнялась только в 1865 году.
В последующем общество собиравшееся вокруг Франца распалось и существование композитора было всё более тяжёлым. Несмотря на возможность работать, композитор не прилагал никаких усилий чтобы занять должность, которая дала бы ему средства для существования.
Когда Шуберту оставалось жить совсем недолго, он сильно болел, но поток произведений не прекращался. Биография Шуберта как композитора отличается тем, что со временем его сочинения становились всё вдумчивее.
Незадолго перед смертью друзья Франца устроили в Вене концерт, который восхитил всех, кто там присутствовал. Голову композитора захватили новые планы, которым не суждено было сбыться, поскольку Франц заразился тифом. Его слабый иммунитет не мог противостоять болезни и он умирает 19 ноября 1828 года.
Композитор Франц Шуберт был похоронен на кладбище в Вене. На памятнике посвящённом ему находится надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».
Как правило, искусство Бетховена, более взрослого но жившего в то же время, было наполнено прогрессивными идеями, которые просто обожало общество Европы того времени. А вот пик творчества Шуберта оказался во времена реакции, когда для людей собственная жизнь стояла выше, чем героизм направленный на пользу обществу, и так заметно прослеживающийся в репертуаре Бетховена.

 

 

Это интересно: