→ Описание войны в повести судьба человека. Изображение народного характера войны в рассказе м.шолохова «судьба человека

Описание войны в повести судьба человека. Изображение народного характера войны в рассказе м.шолохова «судьба человека

«В ВАЖНЫЕ ЭПОХИ ЖИЗНИ ИНОГДА В САМОМ ОБЫКНОВЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ РАЗГОРАЕТСЯ ИСКРА ГЕРОЙСТВА»

(по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины.

В рассказе поднята проблема психологии русского солдата — человека, воплотившего в себе типические черты национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же, как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся как бы пошла под откос. На солдата обрушились все тяготы военной поры, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдание Соколова — это не эпизод, связанный с судьбой одного человека. Это судьба России. В этом и заключается «Судьба человека».

Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил все тяготы войны, бесчелове чные издевательства фашистского плена. И не раз находил в себе мужество и, несмотря ни на что, до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление человеческого в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты. Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье… Суровая судьба не оставила солдату даже пристанище на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…». Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог озлобиться, ожесточиться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил Ваню именно потому, стал понемногу возвращаться к жизни.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил главное — свое человеческое достоинство, любовь к жизни, человечность, помогающие жить, трудиться. Андрей Соколов естественно следует «золотому правилу» нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям. Нравственные связи с людьми не смогли оборвать никакие жизненные перипетии.

И еще на одну интересную черту характера героя обращает наше внимание писатель. Соколов, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед людьми. Когда однажды Шолохова спросили, можно ли «Судьбу человека «считать полемикой с рассказом Э. Хемингуэя «Старик и море», он ответил утвердительно. Но полемичность рассказа гораздо шире. Здесь — полемика со всеми, кто изображает «маленького человека «, лишенного больших жизненных устремлений и человеческих радостей, обреченного, не понимающего смысла тех событий, в которых участвует или от которых бежит. Герой Шолохова знает свое место в жизни и строит ее своими руками. Жизнеутверждающее искусство, народность и великий гуманизм Шолохова раскрылись в этом рассказе с неувядающей силой. Нравственная сила главного героя и высочайшее мастерство художника, сумевшего в небольшом рассказе с потрясающей силой обрисовать трагическую историю жизни обычного человека, покорили весь мир.

марта 02 2011

О гуманизме размышляли писатели во все времена. В XX веке гуманистическая тема звучала и в произведениях, посвященных событиям Великой Отечественной .

Война - это . Она приносит разрушения и жертвы, разлуку и гибель. Миллионы людей осиротели в то время. Война бесчеловечна: ведь убивает человека. От него требуется быть жестоким и злым, забыть о нравственных законах и божьих заповедях.

Ответ на этот вопрос можно найти в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения - шофер Андрей Соколов. Именно в его действиях находит свое отражение гуманистическая тема.

Многое пришлось пережить рядовому солдату. Был он ранен трижды, попал в плен («кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука»), все ужасы концлагерей («Били запросто для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.»). Погибла семья Андрея: «Тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… не нашли от них и следа.» Сына, «последнюю радость и последнюю надежду» , убивает немецкий снайпер «аккурат девятого мая, в День Победы. «От такого удара у Андрея «в глазах потемнело, сердце сжалось в комок и никак не разжимается».

Эти тяжелые беды и лишения стали для шолоховского героя настоящим испытанием - испытанием на человечность. Его глаза, которые, как известно, являются зеркалом души, хоть «словно и присыпаны пеплом», но все же в них нет ни мстительного человеконенавистничества, ни ядовито-скетического отношения к жизни, ни циничного равнодушия. Судьба «исказнила» Андрея, но не смогла сломить, убить в нем живую душу.

Своим рассказом Шолохов опровергает мнение тех, кто считает, что стойкость, мужество не уживаются с нежностью, отзывчивостью, лаской, добротой. Наоборот, считает, что только сильные и непреклонные люди способны проявлять человечность, словно это «примета» такого характера.

Шолохов специально не показывает подробностей фронтового быта, лагерных мытарств, желая сконцентрировать внимание на изображении «кульминационных» моментов, когда характер героя, его гуманность проявляются наиболее сильно и ярко.

Так, Андрей Соколов с честью выдерживает «поединок» с лагерфюррером. Герою удается, пусть даже на мгновение, пробудить в гитлеровцах что-то человеческое: Мюллер в знак признания его солдатской доблести («Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!») сохраняет Андрею и даже преподносит «небольшую буханку хлеба и кусок сала». Но герой понимал: враг способен на любое коварство и жестокость, и в тот момент, когда вот-вот мог прогреметь выстрел в спину, в его голове мелькнуло: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток и не донесу ребятам этих харчей». В минуту смертельной опасности герой думает не о своей жизни, а о судьбе товарищей. Подарок Мюллера «поделили без обиды» («всем поровну»), хотя и досталось «каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку… ну а сала … - только губы помазать.» И такой великодушный поступок шолоховский герой совершает не задумываясь. Для него это даже не единственно верное, а единственно возможное решение.

Война бесчеловечна, поэтому возникают ситуации, которые требуют решений на грани жестокости и гуманизма, на грани дозволенного и недозволенного… в обычных условиях. Такому испытанию нравственных принципов подвергся Андрей Соколов, оказавшись вынужденным расправиться с Крыжневым, чтобы спасти взводного - «курносенького мальчишку.» Гуманно ли убийство человека? У Шолохова в сложившихся обстоятельствах удушение Крыжнева - предателя, руководствующегося принципом «своя рубашка ближе к телу», имеет «гуманистическую правомерность». Писатель убежден, что душевная отзывчивость и нежность, спсобность к деятельной (именно деятельной) любви, проявляемые Андреем Соколовым, когда он сталкивается с людьми добрыми, справедливыми, нуждающимися в его защите, - это и есть нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твердости (способности перешагнуть через нравственный закон - убить) по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, и алодушию и трусости.

Именно поэтому, пытаясь убедить читателя в гуманности поступка Андрея, Шолохов создае «товарища Крыжнева» как исключительно отрицательный, стараясь вызвать презрение, ненависть к предателю «мордастому», «толстому мерину». И после убийства Андрею «стало нехорошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека.

Но герой совершает и истинно гуманистический и гражданский подвиг. Он усыновляет «маленького оборвыша», малышку сироту: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать.» «Исказненный», «искалеченный жизнью» Андрей Соколов свое решение усыновить Ванюшку не пытается мотивировать философски, для него этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для героя рассказа «защитить ребенка» - это естественное проявление души, желание, чтобы глаза мальчика оставались ясными, «как небушко», а хрупкая душа не потревоженной.

Всю свою неистраченную любовь и заботу дарит Андрей сынишке: «Пойди, милок, поиграйся возле воды… Только гляди, ноги не промочи!» С каким умилением он смотрит на его голубые «глазенки». И «сердце отходит», и «становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Усыновив мальчика, который никому не нужен, но в чьей душе оставалась надежда на «добрую долю», Соколов сам становится олицетворением неуничтожимой человечности мира. Таким образом, в рассказе «Судьба человека» показал, что несмотря на все тяготы войны, личные утраты, люди не зачерствели сердцем., они способны делать добро, стремятся к счастью, любви.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха», сражался в гражданскую . Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди - он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…»

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со «светлыми, как небушко, глазами». И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны. Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема войны и гуманизма в рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

>Сочинения по произведению Судьба человека

Человек на войне

О Великой Отечественной войне было написано немало художественных произведений, в том числе масштабных и эпических. Казалось бы, на их фоне небольшой рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» должен был затеряться. Но он не только не затерялся, а стал одним из наиболее популярных и полюбившихся читателям. Этот рассказ до сих пор изучают в школе. Такой долгий век произведения свидетельствует о том, что оно талантливо написано и отличается художественной выразительностью.

Этот рассказ повествует о судьбе обычного советского человека по имени­ Андрей Соколов , прошедшего через гражданскую войну, индустриализацию, Великую Отечественную войну, концлагерь и прочие испытания, но сумевшего остаться человеком с большой буквы. Он не стал предателем, не сломался перед лицом опасности, проявил всю свою силу воли и мужество в плену у врага. Наглядным эпизодом является происшествие в лагере, когда ему пришлось стоять лицом к лицу к лагерфюреру. Тогда Андрей был всего на волосок от смерти. Одно неверное движение или шаг, он был бы расстрелян во дворе. Однако, увидев в нем сильного и достойного противника, лагерфюрер просто отпустил его, в награду угостив буханкой хлеба и куском сала.

Другой случай, свидетельствующий об обостренном чувстве справедливости и нравственной силе героя, произошел в церкви, где ночевали пленные. Узнав, что среди них есть предатель, пытающийся выдать фашистам одного взводного в качестве коммуниста, Соколов собственноручно задушил его. Убивая Крыжнева, он не испытал жалости, ничего кроме омерзения. Таким образом, он спас неизвестного ему взводного и наказал предателя. Сила характера помогла ему бежать из фашистской Германии. Это произошло, когда он устроился на работу шофером к одному немецкому майору. Как-то по дороге он оглушил его, отобрал пистолет и сумел выехать за пределы страны. Оказавшись на родной стороне, он долго целовал землю, не мог надышаться ею.

Война не раз отбирала у Андрея все самое дорогое. Во время Гражданской войны он потерял родителей и сестру, которые умерли от голода. Сам он спасся только благодаря отъезду на Кубань. Впоследствии он сумел создать новую семью. У Андрея была прекрасная жена и трое детей, но и их у него отняла война. Немало горестей и испытаний выпало на долю этого человека, но он смог найти в себе силы жить дальше. Ключевым стимулом для него стал маленький Ванюша , такой же осиротевший человек, как и он. Война отобрала у Вани отца и мать, а Андрей подобрал его и усыновил. Это также свидетельствует о внутренней силе главного героя. Пройдя через череду таких тяжелых испытаний, он не упал духом, не сломался и не ожесточился. Именно эта его личная победа над войной.

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» посвящен теме Отечественной войны, в частности судьбы человека, который пережил это тяжелое время. Композиция произведения выполняет определенную установку: автор делает короткое вступление, рассказывая о том, как он встретился со своим героем, как они разговорились, и завершает описанием своих впечатлений от услышанного. Таким образом, каждый читатель будто лично слушает рассказчика - Андрея Соколова. Уже из первых строк становится понятно, какая тяжелая судьба этого человека, так как писатель делает замечание: «Видели вы когда-нибудь глаза, будто присыпленные пеплом, наполненные такой невыразимой тоской, что в них тяжело смотреть?» Главный герой, на первый взгляд, - обычный человек с простой судьбой, которую имели миллионы людей, - воевал в рядах Красной армии во время Гражданской войны, работал на богатеев, чтобы помочь семье не умереть с голода, но смерть все же забрала всю его родню. Дальше работал в артели, на заводе, выучился на слесаря, со временем пришел в восхищение машинами, стал водителем. И семейная жизнь, как у многих других, - вступил в брак с красивой девушкой Ириною (сиротой), родились детки. Трое детей было у Андрея: Настуня, Олечка и сын Анатолий. Сыном особенно гордился, так как тот был настойчивым в обучении и способным к математике. И недаром говорят, что счастливые все одинаковое, а горе у каждого свое. Оно пришло в дом Андрея с объявлением войны. Во время войны Соколову пришлось испытать горя «по ноздре и выше», пережить невероятные испытания на грани жизни и смерти. Во время боя его тяжело ранило, он попал в плен, несколько раз старается убежать, тяжело работает в каменоломне, убегает, прихватив с собой немецкого инженера. Блеснула надежда на лучше, и так же внезапно и угасшая, так как пришли две страшные вести: от взрыва бомбы погибла жена с девочками, а в последний день войны погиб сын. Соколов выстоял среди этих ужасных испытаний, которые ему послала судьба. Он имел жизненную мудрость и мужество, которые опирались на человеческое достоинство, которое невозможно ни уничтожить, ни укротить. Даже тогда, когда он за миг был от смерти, все равно оставался достойным высокого звания человека, не уступил своей совестью. Это узнал даже немецкий офицер Мюллер: «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных неприятелей. Стрелять в тебя я не буду». Это была победа жизненных принципов, так как война обожгла его судьбу, и не смогла сжечь душу. Для врагов Андрей был страшным и несокрушимым, и совсем другим возникает он возле маленького сироты Вани, которого встретил после войны. Соколова поразила судьба мальчика, так как он сам так много имел боли в сердце. Андрей решил приютить этот ребенка, который даже родного отца не помнил, кроме его кожаного пальто. Он становится родным отцом для Вани - заботливым, любящим, которым уже не мог быть для своих детей. Обычный человек - это, наверное, слишком упрощенно сказано о герое произведения, точнее было бы указать - полноценный человек, для которого жизнь - это внутренняя гармония, что основана на правдивых, чистых и светлых жизненных принципах. Соколов никогда не принизился до приспособленчества, это противоречило его натуре, однако как самодостаточная личность он имел чуткое и доброе сердце, и это не прибавляло снисхождения, так как он прошел все ужасы войны. Но и после пережитого не услышишь от него сетований, только «…сердце уже не в груди, а в горлянке бьется, и тяжело становится дышать». Михаил Шолохов решил проблему тысяч людей - маленьких и взрослых, - которые стали сиротами после войны, потеряв своих близких и родных. Главная мысль произведения формируется в течение знакомства с главным героем - люди должны помогать друг другу в любой беде, которая бывает на жизненном пути, именно в этом - настоящий смысл жизни.

 

 

Это интересно: