→ Почему умирает евгений базаров. Символическое значение смерти Базарова

Почему умирает евгений базаров. Символическое значение смерти Базарова

Эпизод смерти Базарова - один из самых главных в произведении. Будучи развязкой идеи произведения, данный эпизод играет ключевую роль в романе, являясь ответом на вопрос: «Возможно ли жить, отвергая все человеческие чувства и признавая только лишь разум?».

Базаров возвращается домой к родителям человеком отличным от того, каким он был ранее. Он начинает избегать одиночества, раньше являвшегося неотъемлемой частью его жизни и помогавшее ему работать.

Он все время ищет компании: пьет чай в гостиной, гуляет в лесу с отцом, потому что оставаться одному для него становится невыносимым. В одиночестве его мыслями овладевает Одинцова, женщина, которую он любит, разрушившая его непоколебимую веру в отсутствие романтических чувств. Из-за этого Базаров становится менее внимательным и менее сосредоточенным на работе. И, по этой самой невнимательности, он получает легкий порез, впоследствии ставший для него роковым.

Базаров, как опытный врач, прекрасно понимает, что жить ему остается немного. Понимание скорой неизбежной смерти срывает с него маску бесчувствия. Он беспокоится о своих родителях и пытается оградить их от переживаний, до последнего скрывая болезнь от них. Когда же состояние Базарова совсем ухудшается, и он перестает вставать с постели, ему не приходит в голову даже мысли пожаловаться на боль. Он размышляет о жизни, иногда вставляя свои характерные ироничные шутки.

Понимая, что времени ему осталось совсем мало, Базаров просит прислать Одинцову, чтобы увидеть ее в последний раз перед смертью. Она приезжает, одетая полностью в черное, словно на похороны. Увидев умирающего Базарова, А. С. окончательно осознает, что не любит его. Базаров рассказывает ей все о том, что у него в душе. Он по-прежнему не жалуется, а лишь рассуждает о жизни и своей роли в ней. Когда Е. Б. просит Одинцову подать ему стакан с водой, она даже не снимает перчаток и боязливо дышит в страхе заразиться. Это еще раз доказывает отсутствие в ней романтических чувств по отношению к Базарову. У умирающего Базарова все же зарождается маленький огонек надежды на взаимность любви, и он просит ее поцелуя. А. С. выполняет его просьбу, но целует его лишь в лоб, то есть так, как обычно целуют покойников. Для нее смерть Базарова не является важным событием, и она уже мысленно попрощалась с ним.

Анализируя данный эпизод, мы видим, что болезнь и понимание скорой смерти окончательно превращает Базарова из независимого нигилиста в обычного человека со своими слабостями. В свои последние дни он уже не таит в себе никаких чувств и открывает свою душу. И умирает он сильным человеком, не жалуясь и не показывая боли. Поведение Одинцовой показывает отсутствие у нее любви Базарову. Ее визит к умирающему – лишь вежливость, но никак не желание увидеть героя в последний раз и попрощаться.

Данный эпизод неразрывно связан с другими в данном произведении. Он является развязкой главного конфликта произведения, логически продолжая всю идею романа, а особенно 24 главу. В этой главе происходит дуэль между Кирсановым и Базаровым, из-за чего последнему и приходится уехать обратно домой к родителям.

Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что данный эпизод играет одну из ключевых ролей в произведении. Являясь развязкой, он подводит к концу историю человека, отвергавшего все чувства, и показывает, что жить, отрицая человеческие радости и руководствуясь лишь разумом, - всё-таки невозможно.

Художественный мир писателя-классика всегда содержит ряд образов особо крупной концептуальной смысловой емкости, вызывающих у читателя рой ассоциаций. У Тургенева это будут любовь, природа, мироздание. На примере Евгения Базарова можно рассмотреть, как рушатся эти ценности, вызывая в итоге разрушение, а точнее, физическую невозможность его существования. Можно сказать иначе - Бог посмеялся над всеми убеждениями Евгения Базарова и привел его к неотвратимому итогу, который он так и не осознал. Вот почему умер Базаров.

Любовь

В жизни Тургенева и его персонажей любовь занимает воистину главенствующее место. Показательно общее определение Тургеневым этой первичной человеческой симпатии. «Я полагаю, - говорил писатель Гюставу Флоберу, - что только любовь вызывает такой расцвет всего человеческого существа». На любви тургеневских героев уже изначально лежит печать внутреннего драматизма, предсказывающая этим лицам неминуемое скорое расставание. В самом деле, сколько-нибудь долгого союза не возникнет у и волевого и решительного Евгения Базарова, который, по его признанию, полюбил «глупо, безумно», то есть страстно и, добавим, навсегда. Метафора, которую вводит в свои произведения Тургенев, - «любовь-свеча», «любовь-лампада», - не случайна, потому что свеча, помимо других ее значений, символизирует канал связи человека с иными мирами, определяет точку встречи посюстороннего и потустороннего.

А Евгений Базаров, будучи принципиальным атеистом, не ждет продолжения жизни души, но где-то внутри себя безотчетно надеется на слияние с чем-то безграничным. Исчезнет тело свечи, но никогда не исчезает огонь, куда он уходит и откуда возвращается - это загадка. Нереальность союза с возлюбленной - одна из причин, почему умер Базаров.

Атеизм

Базаров - убежденный атеист. Но это момент моды того времени, когда проходил системный кризис России в 60-е годы. Он был и кризисом религиозного сознания, органичного для феодального общества, где возглавляющий царь-батюшка носит сакральный смысл помазанника божьего, отблеск которого отражается и на помещике, и на главе любого патриархального семейства. Это сознание рушится с наступлением капиталистического предпринимательства, базирующегося уже на сознании юридически-правовом. Причиной неверия Базарова явился максималистский личностный пафос, опасающийся растворения индивидуальности в Боге. В самой сути это стремление означало желание одолеть саму смерть. Неверие Евгения Базарова делало его круглым сиротой. Это вторая причина, почему умер Базаров.

Природа

И будто бы случайная фатальная смерть в 28 лет настигнет Евгения Базарова. Они - люди весьма разные, но родственные в их личностной незаурядности. Это не приветствуется природой, вот почему умер Базаров. Природа в ее новом состоянии к человечеству, когда оно силится быть бессмертным, становится враждебной, и тогда она даже не торжествует над человеком, а идет вперед, все пожирая.

Мироздание

Это последняя часть триады Тургенева. Считал ли возможным сам автор равноправный союз с ним? Вот знаменитое горькое раздумье Евгения Базарова в сцене под стогом, где он вместе с Аркадием Кирсановым предается прекрасному занятию, лежа на земле и глядя в небо. Он задумывается о свой ничтожности по сравнению с космосом, человек-песчинка, до которого никому нет дела. Он понимает, что ему отмерено чрезвычайно мало времени. И это он воспринимает как безобразие.

Это прямой бунт гордого плебея против глухих и слепых законов мироздания, так жестоко распорядившихся человеком. Невозможность справиться с закономерностями - это причина, почему Базаров умирает в конце романа у Тургенева.

Если внимательно прочитать хотя бы рассказы и повести Тургенева, то выявится именно эта триада - любовь, природа, мироздание, немилосердные к человеку силы, превосходящие все его тщетные попытки что-либо продлить. Вот на этом может базироваться сочинение «Почему умер Базаров». Хотя можно со скрупулезной тщательностью, не обобщая, перечислять мелкие факты.

Испытание смертью. Это последнее испытание Базарову тоже предстоит пройти параллельно своему антагонисту. Несмотря на благополучный исход дуэли, Павел Петрович давно духовно умер. Расставание с Фенечкой разорвало последнюю нить, привязывавшую его к жизни: «Освещенная ярким дневным светом, его красивая исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца… Да он и был мертвец». Уходит из жизни и его противник.

Удивительно настойчивы в романе упоминания об эпидемии, которая не щадит никого и от которой нет спасения. Мы узнаем, что мать Фенечки, Арина, «умерла от холеры». Сразу по приезде Аркадия и Базарова в имение Кирсановых «наступили лучшие дни в году», «погода стояла прекрасная». «Правда, издали грозилась опять холера, - многозначительно оговаривается автор, - но жители ***…губернии успели привыкнуть к ее посещениям». В этот раз холера «выдернула» двоих крестьян из Марьина. Опасности подвергся сам помещик - «с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок». И вновь известие не изумляет, не пугает, не тревожит Базарова. Единственное, что задевает его как врача - отказ от помощи: «Зачем же он не послал за ним?» Даже когда собственный отец хочет поведать «любопытный эпизод чумы в Бессарабии» - Базаров решительно прерывает старика. Герой ведет себя так, словно для него одного холера не представляет никакой опасности. Меж тем эпидемии всегда считались не только крупнейшей из земных невзгод, но и выражением Божьей воли. Любимая басня любимого тургеневского баснописца Крылова начинается словами: «Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах». Но Базаров убежден, что сам строит свою судьбу.

«У каждого человека есть своя судьба! - размышлял писатель. - Как облака сперва слагаются из паров земли, восстают из недр ее, потом отделяются, отчуждаются от нее и несут ей, наконец, благодать или гибель, так около каждого из нас самих образуется <…> род стихии, которая потом разрушительно или спасительно воздействует на нас же <…>. Говоря просто: каждый делает свою судьбу и каждого она делает…» Базаров понимал, что создан для «горькой, терпкой, бобыльей» жизни общественного деятеля, быть может, революционера-агитатора. Он принимал это как свое призвание: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними», «Нам других подавай! нам других ломать надо!» Но как быть теперь, когда прежние идеи подверглись справедливому сомнению, а наука не дала ответа на все вопросы? Чему учить, куда звать?

В «Рудине» проницательный Лежнев заметил, какой кумир всего вернее «действует на молодежь»: «Ей выводы подавай, итоги, хоть неверные, да итоги! <…> Попытайтесь сказать молодежи, что вы не можете дать ей полной истины, потому что сами не владеете ею <…>, молодежь вас и слушать не станет…>. Надобно, чтобы вы сами <…> верили, что обладаете истиной…» А Базаров уже - не верит. Он попробовал было найти истину в разговоре с мужиком, но ничего не получилось. Слишком снисходительно, барски-высокомерно обращается нигилист к народу с просьбой «изложить свои воззрения на жизнь». И мужик подыгрывает барину, представляясь тупым, покорным идиотом. Выходит, не стоит ради такого жизнью жертвовать. Только в разговоре с другом отводит крестьянин душу, обсуждая «шута горохового»: «Известно, барин; разве он что понимает?»

Остается - работа. Помощь отцу в крохотном именьице из нескольких душ крестьян. Можно представить, каким все это ему должно казаться мелким и ничтожным. Базаров совершает ошибку, тоже мелкую и ничтожную - забывает прижечь порез на пальце. Ранку, полученную от анатомирования разлагающегося трупа мужика. «Демократ до мозга костей», Базаров вторгался в жизнь народа смело и самоуверенно <…>, что и обернулось против самого «врачевателя». Так можно ли сказать, что смерть Базарова случайна?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг», - заметил Д.И. Писарев. С этим наблюдением нельзя не согласиться. Смерть Евгения Базарова, в своей постели, в окружении родных, не менее величественна и символична, чем гибель Рудина на баррикаде. С полным человеческим самообладанием, по-врачебному кратко, герой констатирует: «…Дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…» Пришлось убедиться в своей человеческой уязвимости: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» «Все равно: вилять хвостом не стану», - заявляет Базаров. Хотя «никому до этого дела нет», герой не может себе позволить опуститься - пока «он еще не потерял памяти <…>; он еще боролся».

Близость смерти для него не означает отказ от заветных идей. Таких, как атеистическое неприятие Божьего существования. Когда религиозный Василий Иванович, «опустившись на колени», умоляет сына совершить исповедь и очиститься от грехов, тот внешне беззаботно отвечает: «Спешить еще не к чему…» Он опасается обидеть отца прямым отказом и лишь просит отсрочить обряд: «Ведь и беспамятных причащают… Я подожду». «Когда его соборовали, - рассказывает Тургенев, - когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника <…>, кадила, свеч <…> что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Кажется парадоксом, но смерть во многом освобождает Базарова, побуждает не скрывать более своих настоящих чувств. Просто и спокойно может он теперь выразить свою любовь к родителям: «Кто там плачет? …Мать? Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?..» Ласково подтрунивая, он просит пораженного горем Василия Ивановича быть и в этих обстоятельствах философом. Теперь можно не скрывать своей любви к Анне Сергеевне, попросить ее приехать принять его последний вздох. Оказывается, можно впустить в свою жизнь простые человеческие чувства, но при этом не «рассыропиться», а стать духовно сильнее.

Умирающий Базаров произносит романтические слова, которыми выражает истинные чувства: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Для героя это выражение только любовных переживаний. Но автор в этих словах видит большее. Стоит напомнить, что подобное сравнение приходит на уста Рудину на пороге гибели: «…Уже все кончено, и масла в лампаде нет, и сама лампада разбита, и вот-вот сейчас докурится фитиль...» У Тургенева трагически оборванная жизнь уподобляется лампаде, как в старинном стихотворении:

Пылал полуночной лампадой Перед святынею добра.

Уходящего из жизни Базарова ранит мысль об его бесполезности, ненужности: «Думал: не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!», «Я нужен России… нет, видно не нужен!.. Сапожник нужен, портной нужен, мясник…» Уподобляя его Рудину, Тургенев вспоминает общего их литературного «предка», такого же самоотверженного скитальца Дон-Кихота. В своей речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860) автор перечисляет «родовые черты» Дон-Кихотов: «Дон-Кихот энтузиаст, служитель идеи, и потому обвеян ее сиянием», «Он весь живет вне себя, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам». Легко заметить, что эти качества составляют основу базаровского характера. По самому крупному, «донкихотовскому» счету его жизнь прожита недаром. Пусть Дон-Кихоты кажутся смешными. Именно такого склада люди, по мысли писателя, двигают человечество вперед: «Если их не станет, пусть закроется навсегда книга истории: в ней нечего будет читать».

Вопрос о том, почему Тургенев убил своего героя романа «Отцы и дети» - Евгения Базарова, интересовал многих. Герцен говорил по этому поводу, что автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом, потому что многое не принимал в нем. Так ли это? Может быть, причина кроется гораздо глубже? Так почему умер Базаров?

Почему Тургенев убил Базарова

А кроется ответ в самой жизни, в политической и социальной обстановке того времени. Возможности для того, чтобы осуществлять стремления разночинцев к демократическим преобразованиям, общественные условия России тех лет не давали. Кроме этого, они оставались оторванными от народа, к которому тянулись и за который боролись. Они не в состоянии были осуществить ту титаническую задачу, которую ставили перед собой. Бороться они могли, а вот побеждать - нет. На них лежала печать обреченности. Получается, что Евгений и был обречен на гибель и поражение, на то, что дела его не осуществятся. Тургенев был уверен в том, что Базаровы пришли, а вот их время - еще нет.

Смерть главного героя «Отцы и дети»

Отвечая на вопрос о том, от чего умер Базаров, можно сказать, что причиной стало заражение крови. Он поранил палец, когда вскрывал труп больного тифом, которого лечил. Но скорее всего, причины кроются гораздо глубже. Как принял герой свою смерть, как относился к ней? Как умирал Базаров?

Сначала Базаров попытался побороться с болезнью, попросив для этого у отца адский камень. Поняв, что умирает, за жизнь он перестает цепляться и отдает себя в руки смерти довольно пассивно. Ему ясно, что утешать и себя, и других надеждой на исцеление – напрасное дело. Теперь главное – достойно умереть. А это означает – не расслабляться, не хныкать, не предаваться отчаянию, не поддаваться панике и сделать все, чтобы страдания родителей-стариков облегчить. Такая забота о близких перед смертью возвышает Базарова.

У него самого страха перед смертью нет, расстаться с жизнью он не боится. В эти часы он очень мужествен, что подтверждается его словами о том, что хвостом он все равно вилять не станет. Но не покидает его обида за то, что силы его богатырские напрасно гибнут. Он демонстрирует свою мощь. Поднимая стул за ножку, ослабленный и гаснущий, он произносит «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!». Он преодолевает свое полузабытье и говорит при этом о своем титанизме.

То, как умер Базаров, выглядит случайно и нелепо. Он молод, сам - врач и анатом. Поэтому смерть его выглядит символично. Медицина и естественные науки, на которые так надеялся Базаров, оказываются недостаточными для жизни. Его народолюбие оказалось непонятым, ведь погибает-то он как раз из-за обычного мужика. Необъясним и его нигилизм, потому что теперь его самого отрицает жизнь.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Наверняка, многие помнят знаменитого тургеневского героя нигилиста Базарова из классического произведения «Отцы и…

Все живые смертны, и люди, и животные. Смерть приходит по разным причинам, перечисленным в статье От чего умирают люди.…

Криминалисты не раз подмечают, что часы умерших людей останавливаются точно в момент их смерти. Этот факт даже заносят…

Толкователи снов и ученые по-разному отвечают на вопрос о том, что означает умереть во сне. Многое зависит от того, как…

Во многих сонниках одновременно рассматривают несколько видов "смерти во сне". Давайте попробуем разобрать все виды и…

Говорят, что если человеку приснилось, что он умер, то этот человек будет жить долго и счастливо. Но не все так…

На сегодняшний день человечество обладает большим количеством знаний о медицине, постоянно появляются новые лекарства,…

Известный деятель кино, мастер боевых искусств и философ Брюс Ли скончался 20 июля 1973 года в возрасте 32 лет. Его…

Смерть домашнего любимца вне зависимости от его веса и размера всегда очень неприятна и трагична для большинства членов…

Не так давно в новостях люди увидели и услышали, как в разных уголках мира умирают птицы. Это событие не могло не…

Основателем СССР был В.И. Ленин (Ульянов). Известный революционер и будущий крупный политический деятель появился на…

Иван Сергеевич Тургенев свое произведение «Муму» написал под впечатлением событий, которые его волновали в…

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца…


“Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг, ” – отметил Д.И. Писарев. Можно ли согласиться с этим высказыванием? Конечно же, можно. Попытаемся доказать правдивость слов известного критика.

Почему же умер Базаров? Главный герой порезал свой палец, пока вскрывал труп тифозного мужика, и к тому же Евгений смог прижечь ранку спустя четыре часа после вскрытия. Довольно-таки большой промежуток времени.…Очевидно, что произошло заражение крови.

И Базаров понимал это очень хорошо. Нигилист попросил у своего отца адского камня, проявив очень маленькую надежду на свое спасение. Но он был уверен, что заразился. Реплики самого героя подтверждают мои слова. Базаров говорит: “…а теперь, по-настоящему, и адский камень не нужен. Если я заразился, так уж теперь поздно”.

Стоит сравнить реакции отца и сына. Отец, Василий Иванович, понимал все ужасные последствия заражения, но он не хотел принимать мысль о неизбежной смерти Евгения, стараясь тешить себя всякими надеждами. Например, Василий Иванович говорил Базарову: “Бог с тобою! Ты простудился…”. Когда Евгений показал отцу красные пятна, Василий Иванович ответил: “…А все-таки мы тебя вылечим! ”.

Что касается самого Базарова, то здесь совсем иная ситуация. Евгений понимал, что рано или поздно он умрет. В отличие от Василия Ивановича главный герой не тешил себя пустыми надеждами и иллюзиями и старался не тешить своих близких. Так, например, он говорил своему отцу: “Старина….дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь”. Анализируя данные слова Базарова, можно заметить, что у Евгения не было страха перед смертью, он был готов умереть, расстаться с жизнью, в нем отсутствовало какое-либо волнение. Доказательством моих слов являются следующие реплики героя: “Завтра или послезавтра мозг мой…в отставку подаст”, ”…вилять хвостом не стану”. Умирая, Базаров оставался верен самому себе и своим убеждениям. Например, он согласился на причащение, но только в состоянии беспамятства, когда он не будет способен отвечать за свои действия. Базаров говорил: ”…ведь и беспамятных причащают”.

Базаров не боялся умереть. Но Евгению было досадно, что он умрет очень рано, так и не сделав ничего полезного для России, для народа, для общественного блага. Герой говорил: “Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная…”. Он очень сожалел, что так и не сумел использовать все свои силы по назначению. “Сила-то, сила…вся еще тут, а надо умирать”, - сказал Базаров. У героя было много планов на будущее, но, увы, эти планы уже никогда не осуществятся… Евгений с жалостью говорил: “И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант…”.

Таким образом, мне удалось доказать, что смерть Базарова является подвигом.

Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

 

 

Это интересно: