→ Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии. Сборник познавательных задач по зоологии Задания по зоологии

Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии. Сборник познавательных задач по зоологии Задания по зоологии

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.

Управление общего и профессионального образования Чайковского муниципального района

Летние задания по зоологии для

обучающихся 7 классов

Калмыкова Вера Викторовна,

учитель биологии МАОУ СОШ № 7,

ПДО МАОУ ДО СДЮТЭ,

г. Чайковский Пермского края

Чайковский, 2017

Введение

Животный мир Пермского края – удивителен и загадочен, его невозможно познать по школьным учебникам, с ним можно познакомиться только в живую.

Алексей Иванов

Огромная роль в накоплении зоологических знаний и формировании воспитания подрастающего поколения принадлежит зоологическим лабораторным работам. Каждая лабораторная работа с живым объектом предоставляет отличный материал для воспитания эстетических чувств и экологического мировоззрения. Только при работе с живыми зоологическими объектами у обучающихся развивается наблюдательность, умения и навыки определения, сравнения, выявления взаимосвязей и описания процессов жизнедеятельности организма.

Обоснованием разработки данного пособия являются следующие факты:

    школьные уроки идут в течение учебного года, когда:

    активность животных минимальна (сентябрь – февраль),

    неблагоприятные условия межсезонья (октябрь-ноябрь, апрель-март).

    пик клещевого энцефалита (май);

в этот период зоологические экскурсии не целесообразны;

    в курсе «Зоология» классы малощетинковых червей, двустворчатых моллюсков, насекомых изучаются поздней осенью и зимой; в это время невозможно предоставить обучающимся живые объекты для наблюдения и описания их процессов жизнедеятельности.

Новизна и актуальность :

    в основу пособия положено содержание регионального компонента (животный мир Чайковского района);

    осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода: освоение предметных знаний обучающимися идет через систему учебных задач (лабораторных заданий), который можно представить следующим алгоритмом: мотивация – целеполагание – планирование обучающимися своей деятельности – выполнение работы, самоконтроль – представление результатов – транслирование приобретенных способов деятельности и знаний;

    пособие содержит обязательное (отчет по лабораторной работе) и необязательное задания (творческие задачи), позволяя обучающемуся определять самому свой объем домашнего задания и степень освоения заявленного раздела (индивидуальную зону ближайшего развития).

Область применения методического материала

Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов " можно использовать в:

    учреждениях дополнительного образования детей краеведческой направленности педагогами дополнительного образования,

    общеобразовательных школах учителями, педагогами организаторами, педагогами дополнительного образования,

    педагогами клубов по месту жительства, реализующих краеведческие программы.

Возраст обучающихся, на который рассчитан материал : 7 класс (13-14 лет). Материал будет доступен и для увлекающихся зоологией ребят 9- 12 лет.

Цель – освоение обучающимися новых знаний о местных животных через организацию самостоятельного выполнения летнего задания по зоологии.

Задачи :

    пробудить у обучающихся интерес к познанию малой Родины;

    сформировать и развить у семиклассников умения самостоятельной организации наблюдений за животными;

    отработать у обучающихся приемы фиксации наблюдений.

Конкретные результаты:

    85 - 90% обучающихся 7 класса выполнят обязательную часть летнего задания (5 лабораторных работ; познакомятся с внешним строением, приспособлениями и некоторыми процессами жизнедеятельности 5 животных Чайковского района) ;

    3-5% обучающихся выполнят летнее задание целиком;

    более чем у 60 % обучающихся будет сформирована мотивация к урокам зоологии.

Теоретическая часть

Научно-педагогическое обоснование содержания пособия

До 2015 года автор данного пособия и не предполагал, что инструкторские карточки для лабораторных заданий на летний период по зоологии сложно отыскать в специализированной литературе и интернете. В работах российских авторов: И.В.Измайлова, В.Е. Михлина (2003) Б.Е. Райкова, М.Н. Римский-Корсакова (2014) прекрасно представлено описание биотопов и животных, но отсутствуют инструкторские карточки-задания.

В интернете в основном встречались работы:

    со скаченными инструкторскими карточками из учебников 1980 года, к тому же безграмотно оформленные (Трунова, 2001),

    без структурированного технического задания (Сонин, 2015): « Выберите любую интересную для вас тему о любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. »

Только в УМК «Сфера» авторского коллектива Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Власовой (2015) были найдены хорошо разработанные 2 инструкторские карточки для летнего периода:

    2 Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей;

    6 Муравейник как модель экологических связей.

На основании выше сказанного было решено разработать 5 лабораторных работ на летний период:

1. Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.

2. Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.

3. Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.

4. Внешнее строение рыбы.

5. Внешнее строение птицы.

Тематический выбор лабораторных работ был не случаен:

    данные объекты доступны в летний период;

    за данной группой животных легко наблюдать в естественной среде обитания (даже за мальками рыбы в водоемах Чайковского района).

Эффективность методического пособия "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" значительна повышена путем включения в него необязательной части задания, направленной на решение творческих задач (табл. 1). Творческие задачи были взяты из сборника А.И. Никишова (1995). Под творческой задачей понимается проблема:

    с нечетко заданными условиями;

    содержащая некое противоречие;

    допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

Решение нестандартных задач в биологии требует применения различных знаний в этой области и способствует формированию творческого потенциала личности.

Таблица 1.

Содержательные части летнего задания:

    обязательная, лабораторная работа , методы реализации: н аблюдение, описание, измерение;

    необязательная (по желанию обучающихся), решение творческих задач, методы реализации: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация и систематизация

Предметность методического средства

При выполнении летнего задания обучающиеся получают и закрепляют знания о внешнем строении животного, его приспособлениях к среде обитания и процессах жизнедеятельности.

Метапредметность методического средства

При выполнении летнего задания обучающиеся приобретают умения и отрабатывают навыки:

    самостоятельной организации наблюдений за животными,

    поиск и отбор источников информации для решения поставленных задач,

    работы с инструкциями, справочной и художественной литературой,

    схематичное изображение живого объекта для выявления главных и второстепенных признаков строения животных по рисункам,

    свертывать и развертывать информацию при описании процессов жизнедеятельности,

    конкретизации информации, сравнения, обобщения и выявления причинно-следственных связей,

    создание собственных текстов-отчетов по лабораторным работам,

    анализа применения знаний в нестандартной ситуации.

С учетом требований ФГОС основного общего образования летние задания по зоологии способствуют развитию у обучающихся следующих личностных результатов:

    формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, как фундамента самообразования:

    установление сроков выполнения летнего задания,

    ответственный подход к определению объема летнего задания: выполнения обязательной и необязательной части;

    выбор и нахождение объекта для лабораторной работы,

    предъявление отчета выполненного летнего задания на оценку,

    развитию мыслительных процессов:

    сравнение фактов и изучаемых явлений,

    определение объекта, его структурных частей,

    выявление взаимосвязей наблюдаемых явлений,

    решение нестандартных задач,

    выявление умений, которые развивались при выполнении лабораторных работ.

Автор пособия надеется, что знания и умения, приобретённые обучающимися в ходе выполнения летнего задания по зоологии, станут достоянием их личного опыта, фундаментом понимания сложного и хрупкого животного мира.

Практическая часть

Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" прошло апробацию в течение 2-х лет.

В 2015-2016 учебном году качество реализации данного пособия было очень низким, так как выполнение летних заданий не было в системе обучающихся (данной параллели обучающихся не задавали в 5 классе на лето изготовление гербария) и школьники посчитали их необязательными. Поэтому с 2015 года:

    каждый класс стал получать летние задания;

    классные руководители получали консультацию о формате летнего задания и важности его выполнения; им предоставлялся электронный вариант летнего задания для загрузки его в беседы и группы класса социальной сети «В контакте»;

    посещались родительские собрания 6 классов, где родителей информировали о предстоящем летнем задании.

Алгоритм реализации летнего задания можно представить в следующей последовательности:

    Подготовительный этап :

    март-апрель - педагог выстраивает сотрудничество с классными руководителями и посещает родительские собрания с целью информирования родителей обучающихся о летнем задании (далее ЛЗ);

    май – педагог проводит экскурсию «Растительные сообщества», в ходе которой мотивирует обучающихся к выполнению ЛЗ по зоологии; консультирует обучающихся по летнему заданию; школьники знакомятся с предстоящим ЛЗ, получают консультацию по его организации и выполнению.

    Основной этап:

    июнь-август – педагог консультирует обучающихся по ЛЗ через социальную сеть «В контакте» и при личной встрече; учащиеся 7-х классов планируют свою деятельность, устанавливают сроки и объем выполнения ЛЗ, выполняют ЛЗ: находят объекты для лабораторной работы, определяют источники информации для решения поставленных задач, контролируют свою деятельность, готовят отчет выполненного ЛЗ на оценку.

    Заключительный этап:

    сентябрь – педагог оценивает отчеты обучающихся по ЛЗ, проводит анализ работ, организует выставку творческих работ обучающихся, поощряет обучающихся, чьи работы выполнены на высоком уровне; учащиеся 7-х классов знакомятся с выставкой творческих работ, соотносят свой полученный образовательный продукт с представленными, радуются, если их работы отметили;

    октябрь-март – педагог знакомит обучающихся с ответами на творческие задачи в ходе изучения соответствующих тематических разделов; школьники анализируют свое решение задачи с представленным;

    ноябрь – педагог организует и проводит лабораторную работу «Внешнее и внутреннее строение креветки» (Тип Членистоногие, класс ракообразные) с целью выявления приобретенных способов обучающимися в ходе выполнения ЛЗ; учащиеся 7-х классов транслируют приобретенные способы: наблюдения за объектами, работы с инструкциями, схематичного изображения живого объекта

Оценивание летнего задания

Все лабораторные работы (обязательная часть летнего задания) оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка "5" ставится, если ученик:

    выполнил работу без ошибок и недочетов;

    выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 75% работы или допустил:

    не более двух грубых ошибок;

    или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 50% работы или допустил:

    не более двух-трех негрубых ошибок;

    одной негрубой ошибки и трех недочетов.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Каждая задача (необязательная часть летнего задания) в зависимости от объема и глубины ее решения оценивается в баллах (от 0 до 10). Затем баллы переводятся в систему:

    оценка "5" - 10 баллов,

    оценка "4" - 8 баллов,

    оценка "3" - 6 баллов,

остальные баллы остаются бонусными и учитываются при выставлении отметок за следующие контрольные работы по зоологии.

По итогам проверки летнего задания определялось количество обучающихся:

    выполнивших обязательную часть летнего задания;

    выполнивших полностью летнее задание ;

    с сформированной мотивацией к урокам зоологии .

Наличие мотивации обучающихся к урокам зоологии определялось методом педагогического наблюдения в течение сентября по следующим критериям:

    проявляет активность в ходе урока: уточняет, интересуется живыми организмами из лабораторных работ, готов поддержать дискуссию;

    проявляет эмпатическое слушание (переживает во время рассказа или демонстрации объекта).

Полученные данные обрабатывались математически:

2015-2016 уч. год:

общий охват участников (А) – 62 чел.,

Выполнивших обязательную часть ЛЗ (В)

В / В х 100% / А) = 30 чел./ 48,3 %

количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ (С)

С / С х 100% / А = 0

урокам зоологии ( D )

D / D х 100% / А = 12 чел. / 19,35%

качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5») (F )

F / F х 100% / А) = 27 количество работ / 43,5%

2016-2017 уч. год:

общий охват участников (А) – 127 чел.,

количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть ЛЗ

В / В х 100% / А) = 125 чел./ 98,4 %

количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ

С / С х 100% / А) = 5 чел. / 3,9%

количество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии

D / D х 100% / А) = 81 чел. / 63,7%

качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5»)

F / F х 100% / А) = 119 количество работ / 93,7%

Из представленных данных следует, что грамотно организованный подготовительный этап реализации летнего задания позволяет максимально приобщить обучающихся к форме летнего задания по зоологии:

    в 2 раза вырос показатель «количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть летнего задания»,

    в 3 раза увеличился показатель «к оличество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии». Появились учащиеся, которые стали целиком выполнять летнее задание,

    в 2,16 раз повысилось качество выполнения отчетов по летним заданиям.

Дидактическая часть

Задание на лето.

Дорогие друзья, высылаю алгоритм лабораторных работ № 1-5. Внимание, эта часть задания обязательная! Зарисовки, фотографии, ваши наблюдения – повысят уровень вашей лабораторной работы и смогут помочь в сборе материала для переводного экзамена по зоологии в форме исследовательской работы, если вы заинтересуетесь этим предметом.

После каждой лабораторной работы есть творческие вопросы (необязательная часть задания). Она рассчитана на любознательных учеников и тех, кто желает развивать у себя мыслительные процессы.

Желаю вам удачи!

Лабораторная работа № 1.

Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение дождевого червя и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

Ход работы

1.Рассмотрите дождевого червя. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.

2. Зарисуйте дождевого червя. На рисунке обозначьте:

    кольца-членики,

    поясок (крупное утолщение),

    передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием,

    задний (более тупой) конец тела с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи,

    спинную (выпуклую) часть тела,

    брюшную (плоскую) часть тела.

3. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

4. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думайте, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

5. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Опишите этот процесс. Какую роль в этом выполняют щетинки?

6. Прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червяка. Как червь реагирует на прикосновение к его телу палочек?

7. Понаблюдайте и опишите, как передвигается дождевой червь в земле.

8. Понаблюдайте и опишите, как дождевой червь образует норки в земле.

9. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается дождевой червь.

10. Укажите самые интересные факты из жизни дождевого червя.

Вопросы для тех, у кого пробудился интерес к дождевым червям (данная часть задания необязательная).

    Почему дождевых червей очень много мы встречаем во время дождя?

    Что происходит с дождевыми червями, когда наступает засуха?

    Если полить водой на дождевого червя его активность повысится или нет? Почему?

    Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить половинку луковицы (внимание, чтобы не вызвать химического ожога луковица не должна соприкасаться с телом червя)?

    Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить крышечку, заполненную молоком (внимание, крышечка с молоком должны находиться на одном уровне с землей)?

Лабораторная работа № 2.

Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение моллюска и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

В Чайковском районе часто встречаются следующие виды моллюсков:

БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ ( тело состоит из головы, туловища, ноги; имеют спиральнозакрученную раковину).

Катушка. Все обороты раковины моллюска располагаются в одной плоскости. Катушка - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Прудовик - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Слизень - моллюск без раковины , обитатель луга, огорода, леса, вредитель сельского хозяйства.

ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ ( тело состоит из туловища, ноги; имеют раковину, состоящую из двух створок).

Дрейссена - обитатель реки Камы. Имеет биссусную железу, благодаря которой выделяют тонкие нити биссуса, за счет которых прочно прикрепляется к субстрату. Причиняет вред, затрудняя движение судов и мешает работе гидроэлектростанций. Фильтратор.

Ход работы

1.Рассмотрите моллюска. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.

2. Зарисуйте моллюска, подпишите его название. На рисунке обозначьте:

    вершину (самая возвышенная часть) раковины,

    годичные кольца (темные изогнутые линии, ограничивающие годичные слои прироста раковины моллюска),

    ногу,

    тело,

    роговой слой раковины (наружный слой раковины),

Если у вас брюхоногий моллюск

    устье (отверстие, из которого моллюск выносит тело),

    завиток (один оборот раковины),

    голову,

    щупальце,

    глаза,

    мантию.

Если у вас двустворчатый моллюск

    • створки,

      передний конец (заостренный конец раковины),

      задний конец (тупой конец раковины),

      выводной сифон (располагается вблизи места скрепления раковин на переднем конце),

      вводный сифон (располагается около выводного сифона, но дальше от места скрепления раковин на переднем конце),

***если моллюск живой, то можно рассмотреть мантию и жабры и их обозначить и подписать на рисунке;

***если моллюск мертвый, то с внутренней стороны раковины в районе сгиба створок можно увидеть потертые пятна от мускулов-замыкателей, которые обеспечиваю закрытие раковины и перламутровый слой; зарисуйте отметьте:

места прикрепления мускулов-замыкателей, перламутровый слой.

3. По годичным кольцам определите возраст моллюска.

4. Понаблюдайте за перемещением моллюска. Опишите процесс передвижения данного животного.

5. Аккуратно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела моллюска: раковине, ноге. Как животное реагирует на прикосновение к его телу палочек?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается моллюск.

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного моллюска.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался моллюсками и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    У слизня редуцирована раковина с годичными кольцами. Предложите варианты как можно у него установить возраст?

    Большой прудовик может подолгу находиться у поверхности водоема, держась подошвой за пленку поверхностного натяжения воды. Если моллюска слегка при этом толкнуть, чтобы он погрузился в воду, то будет видно, как животное снова всплывет на поверхность. Чем это можно объяснить?

    Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2-4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

    Некоторые виды растительноядных улиток, обитающие в засушливых степях и полупустынях, впадают в летную спячку. Моллюски прикрепляются устьем раковины к стеблям растений или предметам, заклеивая вход в раковину пленкой из застывшей слизи с известью. Какое значение имеет такое сезонное поведение улиток?

    Из бассейна, в котором выращивают съедобных устриц, время от времени спускают воду, вырабатывая у моллюсков защитную реакцию на осушение. Какое значение может иметь выработанная у моллюсков защитная реакция для их хозяйственного значения?

    В Голландии и Англии, употребляющих в год на душу населения до 12 кг. съедобных двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц, обитающих на ме6лководье у берегов. Мясо этих моллюсков, из прежде съедобного, стало ядовитым. Объясните, почему и как это произошло?

    В теле гигантской тридакны есть небольшие бугорки из совершенно прозрачных клеток, собирающихся и проводящих свет в глубину тканей животного. Под этими бугорками и в желудке тридакны встречаются зооксантеллы (микроскопические зеленые водоросли). Какое значение имеет сожительство зооксантелл и тридакны.

Лабораторная работа № 3.

Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение насекомого и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

Ход работы

1.Рассмотрите насекомого. Укажите его место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название насекомого. На рисунке обозначьте:

    • голову,

      грудь,

      брюшко,

      крылья,

      усики,

      глаза,

      конечности.

3. Опираясь на рис. 1. определите тип ротового аппарата животного.

Рис. 1. Типы ротовых аппаратов насекомых.

4. Опираясь на рис. 2. определите вид усиков насекомого.

Рис. 2. Виды усиков насекомых.

5.Опираясь на рис. 3-4 . определите тип конечностей животного.

Рис. 3. Типы конечностей насекомых.

Рис. 4. Типы конечностей насекомых: а – ходильная, б – плавательная, в – прыгательная,

г – хватательная, д – присасывательная, е – собирательная, ж – бегательная,

з – копательная.

6. Понаблюдайте за передвижением насекомого. Опишите этот процесс.

7. Как насекомое формирует свое жилище?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается это животное.

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного насекомого.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался насекомыми и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь рыжий таракан и платяная моль живую в домах человека, а пчелы - на пасеках?

    Жук–плавунец дышит атмосферным воздухом и время от времени поднимается к поверхности воды – обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз? Как он набирает воздух у поверхности воды?

    Водомерки быстро передвигаются по поверхностной пленке воды, ловят различных мелких насекомых, которыми они питаются. Почему ноги водомерок не прорывают поверхностную пленку воды даже тогда, когда эти животные подпрыгивают при ловле добычи?

    Почему бабочки, пчелы, жуки во взрослом состоянии не линяют?

    Бабочка тутового шелкопряда во взрослом состоянии не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живут эти насекомые, не питаясь?

    Гусеница бабочки-капустницы перед окукливанием переползает на заборы, стены надворных построек и превращается в куколок. Некоторые гусеницы в куколок не превращаются: около них появляются какие-то золотистые продолговатые коконы, а сами гусеницы погибают. Как можно объяснить такое явление?

Лабораторная работа № 4.

Внешнее строение рыбы.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение рыбы и установить ее приспособления к водной среде обитания.

Ход работы

1.Рассмотрите рыбу. Укажите ее место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название рыбы. На рисунке обозначьте:

    • голову,

      туловище,

      хвост,

      рот,

      глаза,

      ноздри,

      спинной плавник,грудные плавники,

      брюшные плавники,

      хвостовой плавник,

      жаберную крышку,

      чешую,

      боковую линию.

3. Какие функции выполняют плавники: спинной, грудной, брюшной, хвостовой?

4. Опишите характер передвижение рыбы в воде.

5. Какие особенности и механизмы позволяют рыбе плавать?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается рыба.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался рыбами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    У некоторых океанских рыб суточная активность такова. Половину суток они проводят в верхних слоях воды, богатых кислородом, где они охотятся. На ночь они спускаются вниз. Но нижние слои воды бедны кислородом. Как же рыбы там дышат?

    Еж-рыба имеет маленький объем. Если угрожает опасность, то эта рыба увеличивает объем («надувается»), оттопыривает многочисленные шипы, которые до этого плотно прилегали к телу. Так выглядит ее угрожающая поза. Предложите гипотезы о том, как она это делает.

    У маленькой рыбки много врагов, а защищаться ей нечем. Единственное, что есть, - многочисленные стаи и маленькая острая мордочка. Предложите варианты защиты этой маленькой рыбки.

    Как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря ловили рыбу люди каменного века?

    Предложите способ охоты на акулу, основываясь на известных вам ее физиологических особенностях.

    Оказываются пираньи нападают не на любых животных, попавших в их водоем. Почему же некоторых они атакуют, а других нет?

    Рыба губан, обитающая у Большого Барьерного рифа, живет стаями. Стая имеют жесткую иерархическую структуру: доминирует самец, у него есть несколько самок, которые тоже образуют иерархическую лестницу, и так далее. Самый настоящий гарем – султан и множество жен – от старшей до младшей. Других самцов в стае-гареме нет. Когда исчезает доминирующий самец, стая без управления может погибнуть. Но этого все же не происходит, стая не гибнет и не распадается. Почему?

Лабораторная работа № 5.

Внешнее строение птицы.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение птицы и установить ее приспособления к воздушной среде обитания.

Ход работы

1.Рассмотрите птицу. Укажите ее место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название птицы. На рисунке обозначьте:

    голову,

    туловище,

    хвост,

    надклювье,

    подклювье,

    глаза,

    ноздри,ушное отверстие (рассмотреть могут только внимательные наблюдатели),

    крылья,

    ноги,

    цевку,

    когти,

    перья.

3. Какие функции выполняет перьевой покров птицы?

4. Опишите характер полета птицы.

5. Какие особенности и механизмы позволяют птице летать?

5. Как данное животное ведет себя во время опасности?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается птица. Склевывает ли она камни или

железные мелкие предметы?

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного животного.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался птицами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?

    Аравитяне не знали где растет корица. Но знали, что большие птицы приносят сухие полоски коры корицы в свои не очень крепкие гнезда, слепленные из глины. Эти гнезда располагаются на кучах гор, куда человек не в состоянии добраться. Какую уловку придумали аравитяне для добывания корицы из гнезд птиц?

    Предложите серию экспериментов, подтверждающих ориентирование птиц в полете по солнцу (звездам, магнитному полю Земли).

    Как кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

    Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н.э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. Найдите в этой легенде биологическую ошибку.

    В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

    У африканского страуса длинная шея и длинные ноги, а у пингвина шея и ноги короткие. Как можно объяснить такие различия в строении страуса и пингвина?

    К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

Литература, используемая при составлении методического пособия

    Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. с.217

    Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 375.

    Трунова Л. Б. Методические рекомендации к проведению лабораторно-практических занятий по зоологии. [Электронный ресурс] , / Электрон. методические рекомендации – Мичурин: 2001. - - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

    Сухоруков Л.Н. , Кучменко В.С. , Власова Е.А. Биология. Разнообразие живых организмов. // учеб. для 7 класс. - М.: Просвещение, 2015. – 302 с.: ил.

Литература для обучающихся

    с. 179.

    с.1 60.

    с. 342.

    Бровкина Е.Т, Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Животные водоемов и побережий.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. с. 6-31.

    Зиновьев Е. А., Овеснов С.А., Переведенцева Л.Г., Шепель А.И. Сокровища Пермского края: По страницам Красной книги Пермской области. - Пермь: Книжный мир, 2005. С.19-68.

    Зиновьев В.А., Юшков Р.А., Воронов Г.А., Литвинов Н.А. Животные Прикамья: Учебное пособие. - Книга II . - Пермь: Книжный мир, 2001. С.37-53.

    С. 79-222.

    Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991. с. 5-31.

    Ласуков Р. Обитатели водоемов. - М.: Рольф, 1999. с. 22-100.

    С. 78-79.

    М.: Топикал.1994. с. 9-420.

    с. 3 75.

    Шураков А.И., Воронов Г.А., Каменский Ю. Н. Животный мир Прикамья. - Пермь, 1989. с. 10-58.

    Большая страна: Пермский край [Электронный ресурс] / Электрон. статья - Пермь: 2010. - Режим доступа: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=83 , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Литература для педагогов

    Алексевнина М.С. , Воронин Ю.К., Гореликова Н.М. Животные прикамья. – В 3-х т. Т. 1. – Пермь.: Книжный мир, 2001. с. 179.

    Башарин В.Н., Башарина А.Г., Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. – Харьков.: Услуга, 2009. с.1 60.

    Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. Т. 3. – М.: Терра, 2008. с. 342.

    Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. С. 79-222.

    Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года // Внешкольник, 2014, 93, №11, с. 4-7.

    Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981. С. 78-79.

    Никишов А.И. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1995. с.174

    Олигер И.М., Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. – с. 207.

    Панфилов Д.В. В мире насекомых. – М.: Лесная пром-сть, 1977.- с. 71-72.

    Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. М.: Топикал.1994. с. 9-420.

    Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 3 75.

    Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения РСФСР, 1962. 148 с.

А. В. Шариков, А. А. Мосалов, В. В. Алпатов, Д. А. Шитиков, Т. В. Макарова

Проверочные задания по зоологии. Часть 2. Позвоночные животные

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Зоология» и «География животных»

Рецензент

И. А. Жигарев, заведующий кафедрой зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ, д-р биол. наук, профессор


© Издательство «Прометей», 2012

Тестовые задания по теме «Классы головохордовые и круглоротые»

1. Сколько видов относят к подтипу бесчерепные?

а) около 50;

б) около 20;

в) около 30;

г) около 40.


2. Функция спирального клапана в кишечнике у миног…

а) ускорение прохождения пиши;

б) придает жесткость кишечнику;

в) замедление прохождения пищи;

г) служит размельчению пищи.


3. Атриальная полость образуется…

а) двумя метаплевральными складками;

б) подхвостовым плавником;

в) из целомической полости;

г) в ротовой полости.


4. У круглоротых венозный синус примыкает…

а) к спинной аорте;

б) к желудочку сердца;

в) к предсердию;

г) к брюшной аорте.


5. Функция миосепт…

а) обеспечивают согласованную работу мышечных волокон;

б) поддерживают венозный синус;

в) прикрепление внутренних органов;

г) опора мышечным волокнам.


6. Ланцетник был впервые описан…

а) Палласом;

б) Северцовым;

в) Дарвином;

г) Шмальгаузеном.


7. У круглоротых орган обоняния…

а) непарный;

б) парный;

в) парный, но располагается в разных участках тела;

г) отсутствует.


8. Предротовая воронка у ланцетника окружена…

а) 100 парами щупалец;

б) 25 парами щупалец;

в) 10–20 парами щупалец;

г) 20–30 парами щупалец.


9. Функция боковой линии…

а) хеморецепция;

б) защитная;

в) светочувствительная;

г) восприятие давления воды.


10. Головной конец хорды ланцетника…

а) выдается за край нервной трубки;

б) немного не доходит до края нервной трубки;

в) сильно не доходит до края нервной трубки;

г) хорда и нервная трубка одинаковой длины.


11. Глазки Гессе располагаются…

а) на поверхности нервной трубки;

б) ближе к внутренней поверхности нервной трубки, граничащей с невроцелем;

в) в невроцеле;

г) на периферических нервах.


12. У круглоротых вольфовы каналы являются…

а) частью пищеварительной системы;

б) половыми протоками;

в) мочеточниками;

г) одновременно и половыми протоками и мочеточниками.


13. Печеночный вырост у ланцетника отходит от…

а) передней части кишки;

б) от ротовой полости;

в) от глотки;

г) задней части кишки.


14. Висцеральный скелет круглоротых представлен…

а) хрящами ротовой воронки и языка;

б) хрящевой решеткой;

в) хрящами языка;

г) хрящами ротовой воронки, языка и хрящевой решеткой.


15. Кровь ланцетника…

а) содержит форменные элементы и пигменты;

б) не содержит форменные элементы и пигменты;

в) содержит форменные элементы и не содержит пигменты;

г) содержит пигменты и не содержит форменные элементы.


16. Движение крови у ланцетника осуществляется сокращением…

а) сердца;

б) спинной аорты;

в) брюшной аорты и спинной аорты;

г) брюшной аорты и жаберных артерий.


17. Жаберные мешки и лепестки круглоротых имеют…

а) мезодермальное происхождение;

б) смешанное происхождение;

в) эктодермальное происхождение;

г) энтодермальное происхождение.


18. В венозный синус у ланцетника кровь попадает из…

а) двух кювьеровых протоков и печеночной вены;

б) кювьеровых протоков;

в) спинной аорты;

г) печеночной вены.


19. Круглоротые имеют…

а) непарный корень аорты;

б) парный корень аорты;

в) три корня аорты;

г) четыре корня аорты.


20. У круглоротых полукружных каналов во внутреннем ухе…

а) всегда 3;

в) всегда 2;


21. У ланцетника нефридии располагаются…

а) вдоль всего тела;

б) в хвостовом отделе;

в) в области глотки;

г) от глотки до хвостового отдела.


22. Головной мозг у круглоротых состоит из…

а) 4 отделов;

б) 5 отделов;

в) 3 отделов;

г) 6 отделов.


23. Жаберные мешки у круглоротых открываются…

а) только в дыхательную трубку;

б) в дыхательную трубку и на поверхность тела;

в) только на поверхность тела;

г) на поверхность тела и в кишечник.


24. Роговые зубцы у миног располагаются…

а) на языке и в кишечнике;

б) на предротовой воронке и на языке;

в) только на предротовой воронке;

г) только на языке.


25. Печеночный вырост ланцетника…

а) гомологичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

б) аналогичен желудку более высокоорганизованных позвоночных;

в) аналогичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

г) гомологичен желудку более высокоорганизованных позвоночных.


26. У круглоротых хвостовой плавник…

а) протоцеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) отсутствует;

г) гомоцеркальный.


27. Кровеносная система ланцетника состоит из…

а) одного круга кровообращения;

б) двух кругов кровообращения;

в) 1–2 кругов на разных возрастных стадиях;

г) незамкнутого круга кровообращения.


28. У круглоротых соединительнотканная оболочка покрывает…

а) только хрящевую решетку;

б) только хорду;

в) только нервную трубку;

г) хорду и нервную трубку.


29. Половые продукты у ланцетника выводятся наружу через…

а) анальное отверстие;

б) через ротовое отверстие;

в) специальное половое отверстие;

г) атриопор.


30. У круглоротых головных нервов…

Тестовые задания по теме «Класс хрящевые рыбы»

1. Какой тип хвостового плавника у хрящевых рыб?

а) процеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) гомоцеркальный;

г) ацеркальный.


2. Гемальный канал располагается…

а) в печени;

б) между верхними дугами позвонков;

в) между нижними дугами позвонков;

г) над спинномозговым каналом.


3. Брызгальца у хрящевых рыб – это…

а) рудименты жаберных щелей;

б) рудименты глаз;

в) рудименты слуховых отверстий;

г) рудименты обонятельных отверстий.


4. Первая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) губными хрящами;

в) меккелевыми хрящами;

г) гиоидными хрящами.


5. Коракоидный отдел хрящевой дуги грудных плавников располагается…

а) выше выступа, к которому крепится плавник;

б) ниже выступа, к которому крепится плавник;

в) входит в состав плавника;

г) входит в состав черепа.


6. Число жаберных щелей у хрящевых рыб …

а) обычно 3, реже 5–9;

б) обычно 6, реже 7–10;

в) обычно 4, реже 5–9;

г) обычно 5, реже 6–7.


7. Парные конечности у хрящевых рыб представлены…

а) брюшными и спинными плавниками;

б) спинными плавниками;

в) грудными и брюшными плавниками;

г) грудными и спинными плавниками.


8. Третья висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратным и меккелевым хрящами;

б) губными хрящами;

в) копулой;

г) гиоидными хрящами.


9. У хрящевых рыб череп платибазальный, то есть…

а) глазницы разделены головным мозгом;

б) черепная коробка состоит из костных элементов;

в) глазницы отделены хрящевыми мостиками от черепной коробки;

г) глазницы разделены костной перегородкой.


10. Хрящевые лучи, служащие опорой для межжаберных перегородок, отходят от…

а) от мозгового отдела черепа;

б) переднего края жаберных дуг;

в) центральной части жаберных дуг;

г) заднего края жаберных дуг.


11. Рострум у хрящевых рыб – это…

а) вырост черепной коробки;

б) выросты над глазницами;

в) небольшой гребень на голове;

г) особая форма нижней челюсти.


12. Плакоидная чешуя и зубы…

а) аналогичны;

б) гомологичны;

в) отсутствуют у хрящевых рыб;

г) образуются только у скатов.


13. Вторая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) гиомандибулярными хрящами;

в) губными хрящами;

г) копулой.


14. Пояс задних конечностей (брюшных плавников) состоит из непарного хряща, расположенного…

а) в хвосте;

б) в мускулатуре вдоль тела;

в) в мускулатуре поперек тела;

г) вдоль позвоночника, прикрепляясь к нему.


15. Гиостилия – это…

Орлова Ольга Александровна

Использование
креативных заданий
на уроках биологии в 7 классе
как один из способов
развития
творческих способностей учащихся


Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Цель данной работы: апробировать методику использования креативных заданий, которые подобраны автором по всем темам раздела «Животные»
Раздел животные изучается по УМК И. Н. Пономарёвой в 7 классе. В нашей школе 7 – ых классов – два:
7-а – класс с углублённым изучением английского языка, в нём 23 ученика, из них 13% с 3-им уровнем обучаемости, 57% - со 2-ым. Учащиеся этого класса с высокой мотивацией к учению, любознательные, активные, с удовольствием выполняют любые задания, в том числе и межпредметные, и творческие. Сформированность общеучебных умений у большинства учеников достаточно высокая. Подавляющее большинство школьников этого класса с интегрально-эмоциональным познавательным стилем. В этом классе творческие способности учащихся необходимо только продолжить развивать.
7-б – общий класс, в котором 20 учеников, из которых всего 24% со 2-ым уровнем обучаемости, остальные – с первым. Четверть класса с очень низкой мотивацией к учению, четверть – с высокой, сформированность общеучебных умений у большинства учащихся на низком уровне, почти у всех школьников этого класса интегрально - деятельностный познавательный стиль. По рейтингу предметов в этом классе на 1 месте урок физкультуры. Ученики любят выполнять небольшие конкретные задания, особенно пересказывать, поэтому над развитием их творческих способностей необходимо усиленно работать.

Изучение зоологии всегда вызывает интерес у учащихся, тем более, что
в кабинете биологии нашей школы очень много наглядных пособий: таблиц, картин, коллекций, моделей, раздаточного материала, микропрепаратов. У нас в школе есть прекрасная библиотека, видеоаппаратура (а в УМИПЦ при РУО очень много видеофильмов о животных), есть компьютерный класс. Учебник «Биология: животные» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко красочный, интересный и доступный, но в нём нет творческих заданий для учеников. Поэтому актуальность данной работы очевидна.

Креативные задания по теме «Простейшие»:

Задания
Методы креативной
педагогики
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
метод образного видения

2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
Примеры ответов учащихся:
на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная»
на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю»

Креативные задания в биологической олимпиаде:

4. Зачем кактусу колючки? метод смыслового видения

5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие
листья. Хорошо это или плохо. Почему?
метод смыслового видения

6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все
пустоцветы. Правильно ли они сделали?
Почему?
метод смыслового видения

7. Какие особенности характерны для
прикреплённых и малоподвижных
кишечнополостных? Как связаны эти
особенности с их образом жизни?
метод фактов

Креативные задания по теме «Черви»:

9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.
Ответы обоснуйте.
печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария
человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис
пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
метод сравнения

Креативные задания по теме «Насекомые»:

10. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

11. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
метод образного видения

12. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
метод эвристических вопросов

13. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.

Метод фактов

14. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
метод прогнозирования
15. Найдите биологическую неточность

А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.

Метод ошибок

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №10 «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!»

На вопрос №11 «Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная»

Креативные задания по теме
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»:

16. Придумайте ребусы:
*один – о рыбах,
*второй – о земноводных,
*третий – о пресмыкающихся.
метод символического видения

17. Почему мы так говорим:
-как рыба в воде
-нем, как рыба
-как сельди в бочке?

18. Придумайте рекламу отряду Акулы.
метод образного видения

19. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше?
Почему?
метод эмпатии (вживания)
20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.
метод фактов

Примеры ответов учащихся:
на вопрос № 18 «Акула лучшая из всех,
Хотя кусается.
Она красавица из тех,
Кто здесь не славится.
Самая серая,
Самая злючая,
Бывает и белая,
Бывает колючая»
на вопрос №20 «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка»

Креативные задания по теме «Птицы»:

21. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?
с помощью символов, которые придумайте сами. метод символического видения

22. Напишите мини-сочинение от имени кукушки. метод эмпатии (вживания)

23. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.
А эта весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:
Выткался над озером
алый цвет зари,
На бору со звоном
плачут глухари.
Где-то плачет иволга,
схоронясь в дупло,
Только мне не плачется-
на душе светло.
В) А. Н. Плещеев:
Травка зеленеет.
солнышко блестит,
Ласточка с весною
в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
а ты песню спой,
Что из стран далёких
принесла с собой.
Г) В. А. Жуковский:
Где же ты, птаха?
Где ж ты, певичка?
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты,
Там и поёшь ты
Песню свою.

Метод ошибок

24. Почему мы так говорим
- как с гуся вода
- чёрный, как ворон
- лучше синица в руках, чем журавль в небе
- слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Верно ли это с биологической точки зрения?

Метод эвристического исследования

25. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №22 «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?

На вопрос №25 «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!»

Креативные задания по теме «Млекопитающие»:

26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. метод образного видения

27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных Метод символического видения
28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами:
Почему?
Сравните…
Что случится, если..?
Какие условия нужны, чтобы..?
Докажите…
метод эвристических вопросов
29. Почему мы так говорим:
- здоров, как бык
- как белка в колесе
- пусти козла в огород
- медведь на ухо наступил
- как корова на льду?

Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
30.Знаете ли вы?

С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
Куда он его несёт?
К какому отряду относится ёж?
Чем же он питается?
Разве яблоки ему нужны?
Может, это он готовит себе на зиму?
Как зимует ёж?
Нужно ли ему зимой пропитание?
И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички?
Зачем же они ему? метод гипотез

2 Познавательные задачи и ответы по зоологии

Россия, Краснодарский край

МБОУ СОШ № 59

Учитель

Бочарова Ольга Анатольевна

Познавательные задачи и ответы по зоологии

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

1. Иногда мы в шутку употребляем выражение: «Я покажу тебе, где раки зимуют!» А где зимуют раки?

2. Откуда пошло выражение «Покраснел как рак?»

3. Всегда ли рак пятится назад?

*4. У кого кровь синяя?

(Кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин – вещество, синеющее на воздухе)

*5. Выпишите название представителей класса Ракообразных.

*6. Известно, что морские обитатели «склонны к тесной дружбе». Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезал в пустую раковину моллюска, рак обзаводится, таким образом, собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая ее на раковину. Так и живут они вместе до самой смерти. Перебираясь в новую раковину – домик, рак переносит на нее и актинию. Объясните, каков биологический смысл такой «дружбы»?

(Актиния защищает рака от врагов. А ей перепадают кусочки его добычи)

*7. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?

(для защиты)

*8. В океанах обитают рачки – калянусы, составляющие пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?

(Вследствие высокой скорости размножения число рачков в определенных местах очень высоко).

*9. Обозначьте возможные пищевые связи (цепи) среди следующих представителей водоема: щука, дафния, инфузория, карась, циклоп, бактерии, одноклеточные водоросли.

(бактерии, одноклеточные водоросли инфузории, циклопы, дафнии карась жук).

10. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами могут откладывать яйца. Сколько примерно дафний может появиться от одной самки за лето?

11. В чем заключается забота о потомстве у речного рака?

12. Какова роль циклопа в цикле развития ришты?

(Циклоп является промежуточным хозяином в цикле развития ришты)

Тип Членистоногие

Класс Паукообразные

*1. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это?

(Нет. Скорпионы практически не восприимчивы к собственному яду. Окруженный углями скорпион впадает в оцепенение, а потом может просто изжариться.)

*2. Если схватить сенокосца за ногу, то она остается в руках, некоторое время продолжает сокращаться. Как называется это явление?

(Аутотомия)

*3. Почему каракурта иначе называют «черной вдовой»?

(Самка после спаривания иногда съедает самца)

4. Объясните название некоторых пауков: серебрянка, птицеед, паук – волк.

5. Как паук серебрянка приспособлен к жизни в водной среде?

Класс Насекомые

1. Заполните таблицу.

Типы пассивной защиты у насекомых.

*2. «В некоторых районах Южной Германии его называют прусаком, на севере швабом, в Западной Германии – французом. В России он опять – таки прусак: Оком идет речь?

(рыжий таракан)

3. У разных народов божью коровку называют по-разному, но везде имя у нее ласковое. Любят в народе этого жука. А знаете, за что?

*4. Каких животных называют «Санитарами» и почему?

(Жуков – могильщиков, закапывающих в землю трупы мелких животных с отложенными на них личинками. В более широком смысле так можно называть любых жуков, чьи личинки поедают мертвую органику)

5. Выпишите из данного списка название дневных и ночных бабочек: боярышница, павлиний глаз, орденская лента, крапивница, тутовый шелкопряд, бражник, голубянка.

6. Что такое «медвяная роса»?

*7. Что такое прополис? Как его использует человек?

(прополис – пчелиный клей, клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Используется в медицине.)

8. Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районов, имеют преимущественно темную окраску?

9. Чем вы можете объяснить тот факт, что осыпарализаторы, охотящиеся на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

10. Чем отличается жало пчелы от жала комара?

*11. «Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта…Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде …» О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ригель?

(Муха Цеце).

12. Перечислите известные вам способы защиты насекомых.

13. Заполните таблицу.

Особенности членистоногих различных классов

14. Перечислите насекомых-переносчиков различных заболеваний человека и животных.

15. Решите головоломку, каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?

(Носорог)

Одноклеточные животные.

1. Летом в стоячих водоемах, особенно в небольших, вода становится ярко-зеленой. Это явление называют «цветением воды». Как можно объяснить его с биологической точки зрения?

*2. В свое время большой популярностью у верующих пользовался «святой колодец» близ города Сихема в Палестине. Вода в нем раз в три месяца меняла свою окраску, становясь то кроваво-красной, то обычной. Эти изменения приписывались Божьей воле. Можно ли объяснить такое изменение цвета воды более прозаической причиной?

(Изменение цвета воды связано с размножением простейших-гематококкусов дождевых, или, как их еще называют, гематококкусов «кровавых», содержащих пигмент красного цвета)

*3. Немецкий ученый Келлер в 1897 г. Записал в своем дневнике: «Дом, в котором я жил, стоял на берегу. С каждым ударом волны моя комната озарялась столь ярким светом, что я ясно мог различить отдельные предметы…» Объясните, с чем связано свечение воды в теплых морях?

(В теплых морях свечение воды вызывают простейшие организмы-ночесветки)

*4. Какие заболевания вызывают простейшие?

(Малярия, токсоплазмоз, лейшманиоз, сонная болезнь и другие)

5. Заполните таблицу, проставив знаки «+» (наличие) или «-» (отсутствие) в каждой из трех колонок:

Сходство и различие простейших.

*6. О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»:

А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей…

(простейшие не имеют постоянной формы тела)

7. Инфузория туфелька переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся бактерии. Эвглена зеленая перемещается из темноты на освещенное место. Что общего между этими явлениями?

8. Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают?

Тип кишечнополостные

*1. В 1742 году в трудах Лондонского королевского общества появилась корреспонденция из Голландии, сразу обратившая на себя внимание ученого мира. В ней сообщалось, что один натуралист – Абрам Трамбле сделал поразительное открытие: он обнаружил в прудах такое животное, «которое, будучи разрезано на несколько частей, превращается в столько же целых животных». Как называется животное, открытое голландским натуралистом? Какое явление было впервые описано Трамбле? (гидра; регенерация)

2. В клетках внутреннего слоя гидры живут одноклеточные водоросли зоохлореллы. В чем смысл сосуществования этих организмов?

*3. Известный натуралист Трамбле, изучивший гидру, пытался найти в воде крупных животных, которые бы поедали этих полипов. Он начал с того, что предложил их рыбам. Сначала рыба приблизилась к гидре и схватила ее, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же «выбросила ее, как бы питая к ней отвращение». То же повторилось пять или шесть раз. Объяснить поведение рыбы.

(срабатывают стрекательные клетки гидры)

4. Любители подводного спорта могут любоваться на дне теплых морей настоящими подводными садами. Нежные стройные деревья и кусты напоминают огромные разноцветные веера. Здесь встречаются самые причудливые сочетания тонов и красок. Объясните, откуда взялись на дне морей эти сады? Кто их «создал»?

5. Каких представителей кишечнополостных называют подводными цветами?

Тип моллюски

*1. Самка рыбы горчака откладывает икру в мантийную полость моллюсков беззубки или перловицы. Когда маленькие горчаки покидают раковину моллюска, личинки беззубки или перловицы, снабженные липким жгутиком, быстро внедряются в их кожу. Какое значение для горчака и моллюсков имеет существующая между этими видами связь?

(Для горчака - сравнительно безопасные условия развития, для моллюска - расселения на новые места обитания внутри водоёма)

(прудовик и некоторые другие пресноводные формы)

3. Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, относящимся к большому прудовику.

1) Тело животного мягкое, есть мантия.

2) Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.

3) Раковина единая, имеет вид башенки.

4) Хищник: поедает рыбу, крабов, моллюсков.

5) Питается водными растениями.

6) Дышит атмосферным воздухом.

7) Дышит кислородом, растворенным в воде, проникающим через жабры.

8) Кровеносная система не замкнутая.

9) Кровеносная система замкнутая.

10) Есть глаза, расположенные у основания щупалец.

11) Органы зрения отсутствуют.

12) Нервная система состоит из нескольких пар узлов.

13) Нервные клетки не образуют узлов.

14) Обитает в пресных водоемах.

15) Обитает в морях.

4. Из списка двустворчатых моллюсков выберите те виды, которые имеют промысловое значение: мидия, шаровка, горошина, петушок, жемчужница, сердцевидка, дрейсена.

5. Какие виды пресноводных моллюсков обитают в водоемах нашей республики (области, края)?

*6. Что вы знаете о моллюсках, получивших название «корабельные черви»?

(«Корабельные черви», тередо, брюхоногий моллюск с маленькой зазубренной раковиной и длинным телом. Поселяется в оказавшихся в море деревянных предметах, просверливая в них длинные ходы, которые использует, как убежище. Распространен преимущественно в теплых морях, у нас – в Черном и Японском морях «корабельные черви», представляют страшную угрозу для деревянных судов.)

*7. Известно, что головоногие моллюски передвигаются реактивным способом. Среди них ест, такие, которые спасаясь от погони, могут взлетать в воздух и в планирующем полете проноситься над волнами десятки метров. Назовите их.

(Кальмары)

8. Проставьте против названий моллюсков в списке цифры, которыми помечены соответствующие этим видам описания:

Рапана –

Устрица –

Лужанка –

Кальмар –

Гребешок –

Жемчужница –

Прудовик –

1) Моллюск, уничтожающий устриц в Черном море

2) Головоногий моллюск, обладающий реактивным способом передвижения

3) Пресноводный моллюск – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

4) Двустворчатый моллюск, имеющий важное промысловое значение.

5) Моллюск, в раковине которого образуется жемчуг.

6) Моллюск, закрывающий отверстие в раковине крышечкой.

7) Моллюск, носящий название бытового предмета.

9. Заполните таблицу.

Тип плоские черви

1. Заполните таблицу.

2. Сравните между собой пресноводную гидру и белую планарию. Чем сходны эти животные по внешнему строению? Кто из них - гидра или планария - имеет более сложную организацию? Обоснуйте свой ответ.

3. Заполните таблицу.

Цикл развития печеночного сосальщика.

4. выпишите цифры, которые соответствуют сведениям о: а) ресничном черве планарии; б) бычьем цепне.

1) многоклеточное животное, имеющее уплощенное тело

2) живет в пресноводных водоемах

4) свободный образ жизни

5) длина тела 10м. и более

6) длина тела 1-2см.

7) тело двустороннесимметричное

8) во взрослом состоянии не передвигается, ведет прикрепленный образ жизни

9) передвигается при помощи ресничек

10) питается мелкими беспозвоночными животными: дафниями, циклопами

11) питается питательными веществами в кишечнике хозяина

12) кровеносная система замкнутая

13) кровеносной системы нет

14) дыхание осуществляется через всю поверхность тела

15) нервная система состоит из головного узла и нервных стволов с ответвлениями

 

 

Это интересно: