→ Викторина по повести записки маленькой гимназистки. Презентация к уроку "записки маленькой гимназистки"

Викторина по повести записки маленькой гимназистки. Презентация к уроку "записки маленькой гимназистки"

Cлайд 1

Cлайд 2

Русская писательница Лидия Алексеевна Чарская Или актриса Александринского театра Лидия Алексеевна Чурилова

Cлайд 3

Писатель Фёдор Сологуб(1863-1927) о Лидии Чарской: «Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряжённости и пылкости. И всё это было вполне заслужено Чарскою…»

Cлайд 4

Загадка рождения: Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. До сих пор спорным остается дата ее рождения. По одним источникам, это 1878 год, Петербург, по другим - 1875, Кавказ. Но как бы то ни было, в 70-е годы XIX века появилась на свет девочка, которой суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей.

Cлайд 5

Семья. Горькая потеря Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Возможно, это помогло им обоим перенести тяжкую потерю. Ведь ушла из жизни не только мать, но и жена. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Cлайд 6

Мачеха Но однажды все переменилось. Отец женился. В дом вошла чужая женщина. Мачеха. Какое холодное и бездушное слово! И как холодно и бесприютно стало в душе у девочки. Отношения с новой хозяйкой дома настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отвезти дочь в Петербург в Павловский женский институт. В то время семья жила в Шлиссельбурге, этого требовала военная служба отца. В памяти навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института, который жил по строгим, раз и навсегда установленным правилам. Для живого впечатлительного ребенка институт показался казармой, тюрьмой, в которой ей предстояло теперь жить.

Cлайд 7

Cлайд 8

Начало творчества Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились. К этому времени она уже сознавала свое отличие от других и мучилась этим. "Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня? Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?" – писала она в дневнике.

Cлайд 9

С годами Лидия научилась владеть собой. После окончания пансиона в семью не вернулась, хотя отца поняла и простила его за вторичный брак. Темпераментная, обаятельная, сероглазая девушка привлекала к себе внимание. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии Алексеевне предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так восемнадцатилетняя Воронова стала Чуриловой. Но брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна. Что было делать? Уехать к отцу и мачехе? Жить в семье по установленным в ней правилам? Материально зависеть от отца? Нет, это было не по ней. Она выбрала другой путь.

Cлайд 10

Рождение псевдонима Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище. Яркая внешность, импульсивность, темперамент делали ее заметной на курсе. Еще на вступительных экзаменах преподаватели заметили эту девушку, что помогло ей выдержать конкурс. После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила (как тогда говорили) с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним "Чарская".

Cлайд 11

Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно. Но можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами "чары", "очарованье", "колдовство. Как актриса она была малоизвестна.

Cлайд 12

Литературная жизнь Знаменитой Чарской она стала совсем в другом. В литературе. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать свое первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным. И она отдалась ему всецело, хотя продолжала работать в театре.

Cлайд 13

Успех Лидии Чарской: В 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала, что дети среднего возраста более других авторов читают: Гоголя – 35 % Пушкина – 25% Чарскую – 21% Твена – 18% Тургенева – 12%

Cлайд 14

Cлайд 15

Почему её забыли? В 1917 году, с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто.) С 1925 по 1929 год ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены.

Cлайд 16

Одиночество Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу. Но испытания на этом не закончились. Подлинный крах и бессмысленность жизни она ощутила, когда пришло известие о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Одинокая, уже немолодая женщина, покинутая всеми, не имеющая к тому времени никаких родственников, она в 1924 году ушла из театра. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К.И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Cлайд 25

«Лучшие человеческие качества» - темы книг Лидии Чарской О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие - те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.

Cлайд 26

Cлайд 27


Отец,Алексей Воронской, был военным инженером, полковником. Мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах. Лидия воспитывалась сёстрами покойной матери. Родилась 19 январяРодилась 19 января 1878 года1878 года в Царском селе.Царском селе


7 лет () Лидия провела в Павловском Павловском женском институтеженском институте в Петербурге. ВпечатленияПетербурге институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились.


Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге. С 1898 г. по 1924 г.- работа в Петербургском Александрийском Императорском театре.В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них мало, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало.


Стеснение в средствах подтолкнуло Лидию к писательскому делу. В 1901 г.вышла повесть «Запи1901повесть ски маленькой гимназистки», основанная на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы Л. Чарская (от «чары», «очарование»).


В 1911 году комиссия при Московском обществе1911 году распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном ГоголяГоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую(21 %), Пушкина ТвенаТвена(18 %), Тургенева (12 %)Тургенева


Повести переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л.Чарской. Несмотря на невероятную популярность книг Чарской среди юношества, многие относились к творчеству писательницы скептически: её критиковали за однообразие сюжетов, языковые штампы, чрезмерную сентименталь ность.





















Проверочная работа. Фамилия _________________ в) без интереса Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму 9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо Проверочная работа. Фамилия _________________ Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки» 1. Как звали главную героиню повести? ________________ 2. В какой город приехала девочка­сиротка? А) Петербург Б) Москва В) Омск 3. Кто первым встретил девочку в доме? А) дети Б) дядя В) тётя Г) няня 4. Как звали кузенов Лены? ______________________________________________________ ____________________________________________________ 5. Как назвали Лену двоюродные братья и сёстры, когда она только приехала к ним? а) мимоза б) выскочка в) мокрица 6. Какими увидела Лена своих кузенов? а) добрыми и ласковыми б) смешными и добродушными в) злюками и лгунами 7. Какими словами представила девочку гувернантка Матильда Францевна в школе? а) красивая, умная, воспитанная, прилежная б) лжива, груба, драчлива и непослушна 8. Кого Лене напомнила начальница гимназии Анна Владимировна? а) тётю б) бабушку в) маму

9. Как девочка приблизилась к двери класса? а) храбро б) боязливо в) без интереса 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________ 10. Как Лена работала на уроке, как выводила слова? а) в тетради было очень грязно б) правильно и очень красиво в) выводила буквы с усердием 11. Какова была тетрадь Жюли? а) было много ошибок б) на листах находились крупные и мелкие кляксы в) работа была выполнена аккуратно 12. Сколько ошибок допустила Лена в диктовке в гимназии? А) ни одной Б) одну В) две 13. За что была наказана Жюли? а) за двойку по математике б) за единицу за Закон Божий в) за кол по диктовке 14. Кто пропал у Жоржа? А) собака Б) попугай В) сова 15. Кто на самом деле украл домашнего любимца Жоржа? А) Толя Б) Лена

В) Жюли 14. Кто заступился за Лену, когда её было велено высечь розгами? А) Тётя Нелли Б) Жюли В) Толя 15. Чем Толя угостил Лену? А) шоколадом Б) конфетой В) ливерной колбасой 16. Кто стал другом и защитником Лены? ____________________________________

Обобщающий урок по произведению Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Тест по произведению:


– Москва
– Петербург
–Красноярск

Тест по произведению:

1. В каком городе живёт дядя Лены?
– Петербург

Тест по произведению:

2. Как назвали Лену двоюродные братья и
сестра, когда она только к ним приехала?
–Мокрица
–Мимоза
–Выскочка

Тест по произведению:

3. Какими словами представила девочку
гувернантка Матильда Францевна в
школе.
– Красивая, умная, воспитанная,
прилежная
– Лжива, груба, драчлива и
непослушна

Тест по произведению:

4. Кого Лене напомнила начальница
гимназии Анна Владимировна?
– Тётю
– Бабушку
– Маму

Тест по произведению:

5. Как девочка приблизилась к
двери класса?
– Храбро
– Боязливо
– Без интереса

Тест по произведению:

6. Как Лена работала на уроке,
как выводила слова?
– В тетради было очень грязно
– Правильно и очень красиво
– Выводила буквы с усердием

Тест по произведению:

7. Какова была тетрадь Жюли?
– Было много ошибок
– На листах находились крупные и
мелкие кляксы
– Работа была выполнена аккуратно

10. Тест по произведению:

8. Кто пропал у Жоржа?
– Собака
– Попугай
– Сова

11. Тест по произведению:

9. Кто на самом деле украл
домашнего любимца Жоржа?
– Толя
– Лена
– Жюли

12. Тест по произведению:

10. Кто заступился за Лену когда
её хотели высечь розгами?
– Толя
– Жорж
– Нина

13. Кроссворд о героях повести

14.

1. Назовите имя кондуктора, который
сопровождал Лену в поездке в Петербург?
2. Фамилия начальницы гимназии?
3. Фамилия дяди Лены, к которому она едет
жить?
4. Как звали первого учителя Лены?
5.Что принес Лене Толя,когда она была
голодна?
6. Какое прозвище у гувернантки?
7. Как звали младшего брата Нины?
8. Имя старшего двоюродного брата Лены?
9. Имя гувернантки в семье дяди?
Какое слово вышло по горизонтали?

 

 

Это интересно: