→ Cочинение «Народный герой Григорий Добросклонов. Cочинение «Народный герой Григорий Добросклонов Что такое счастье по поэме некрасова

Cочинение «Народный герой Григорий Добросклонов. Cочинение «Народный герой Григорий Добросклонов Что такое счастье по поэме некрасова


В чем заключается счастье человека? Что это значит - быть счастливым? Эти вопросы всегда волновали и волнуют человека, на них пытались дать ответ многие писатели, в том числе и Некрасов. Извечная мечта о хорошей жизни в середине XIX в. была особенно актуальной. Она была и остается мечтой о самом главном в жизни каждого народа. Раздумья поэта над народными судьбами ярче всего воплотились в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо». Именно в этой поэме творчески выражено несоответствие трагедии народной судьбы и высокой нравственной сути русского народа. Многоликая, талантливая, беспокойная Русь предстает перед нами униженной и несчастной, прячущей свои страдания в бессмысленных бунтах или безудержном пьяном разгуле. Уже в начале поэмы становится ясно, что на Руси никому не живется хорошо. Семь мужиков с крестьянским упорством пытаются докопаться до истины,отправляются искать счастье. Они оставили дела, идут и ищут. Это не просто мужики - это символ России, растревоженной, ждущей каких-то перемен. Вместе с тем в поэме появляется множество пюдей, которые называют себя счастливыми. Дьячок, «уволенный», уверяет, что счастье не «в пажитях, не в соболях, не в золоте», а в благодушестве. Пределы есть владениям Господ, вельмож, царей земных, А мудрого владение - Весь вертоград Христов! Он чувствует себя счастливым, если погреется на солнышке и пропустит «косушечку». Старуха утверждает, что счастлива, потому что у нее на небольшой огородной грядке «родилось реп до тысячи». Солдат с медалями видит свое счастье в том, что он уцелел в двадцати сражениях, неоднократно был бит папками за провинности, но все-таки остался жив. А во-вторых, важней того, Я и во время мирное Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! Каменотес-олончанин счастлив своей богатырской силой, тем, что может работать с раннего утра и до полуночи, наколачивая в день щебенки на пять рублей серебром. Коли проснусь до солнышка Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу! По-своему счастлив и крестьянин-белорус: ведь теперь может досыта поесть ржаного хлебушка. Но все это народное счастье - счастье маленькое, убогое. По большому счету, это несчастные люди, поставленные государством в такие условия, что они вынуждены видеть внешнее благо в сытости и крыше над головой. В этой главе нет счастливых. А вот в главе о Ермиле Гирине представлен совсем другой народ, особенно в сцене торга с купцом. Это уже не задавленный, убогий и нищий люд. Обращение Ермила за помощью к народу, получение ее, доверие к нему крестьян пробуждают в них безотчетное пока осознание собственной значимости, сипы, способности собраться и взять дело в свои руки. Хитры, сильны подьячие, А мир их посильней. Ермил и черпает свои силы в народе, и не боится отдать себя ему на суд. Зато и верен остается ему до конца: во время бунта он попадает в острог, отказавшись уговаривать бунтующих крестьян. Может, в такой самоотдаче и видит Ермил свое счастье?Яким Нагой, образ которого автор рисует в неразрывной связи с русской землей, умен, наблюдателен. Он прекрасно понимает, чем вызваны бунтарство и пьянство русских крестьян. Этот человек пытается осмыслить происходящие события, анализировать их: У каждого крестьянина Душа что туча черная - Гчввна, грозна - и надо бы Гоомом греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Оказывается, и помещики далеки от счастья. Повествование о помещике не просто его обличений Для этой главы характерно изложение общей катастрофы, кризиса. Ведь не зря мужики метко прерывают речь помещика своими замечаниями: Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику! О силе человеческого духа, его способности противостоять бедам и победить все невзгоды рассказывается в главе «Крестьянка». Образ Матрёны Тимофеевны - собирательный образ русской женщины, гордой и не сломленной жизненными испытаниями. Я потуплену голову, Сердце гневное ношу. Русская женщина всегда была для Некрасова символом самой жизни, «началом всех начал», источником национального существования. Эта часть поэмы насыщена народно-поэтическими образам) Голос Матрёны Тимофеевны - голос самого народа, поэтому в этой главе много песен. Она не тога рассказывает, но и обдумывает, анализирует свою жизнь, оценивает и судит. Разве это безропотк забитая женщина? А в последней главе она уже Прямо говорит от имени всех женщин о женской доле. Да, она может быть и не счастлива, но ее самодостаточность, ценность ее характера, богат внутреннего мира, умение собраться и противостоять горю и являются на самом деле теми кач ми, которые сделают ее жизнь более гармоничной. Она же считает: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны, У бога самого! Образ Савелия, русского былинного богатыря, бунтаря и философа, привлекателен для п мыслью о том, что, если на Руси есть такие люди, счастье ее вполне достижимо. За все страдное, русское Крестьянство я молюсь! Именно он может считать, что испытал в своей жизни счастье. О многом в характере чела может сказать одна его фраза: «Клейменный, а не раб...» Счастье человеческое поэт видит только в единении с народом, в его борьбе за свою Григорий Добросклонов с самых детских лет жил «в гуще народной», хорошо знал ее снаружи и ри. Его сознательный выбор - борьба за народное счастье, этому делу он посвящает свою ж Перед нами будущий революционер-демократ, по-настоящему счастливый человек. Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Поэтому и образ его обретает и реальные, и условные черты. Это человек деревни, простой и рый парень, понимающий и знающий мужика. Но это и человек новый, человек будущего, веры. Доля народа, Счастье его, Сеет и свобода Прежде всего! Именно Григорий Добросклонов определяет истинную ценность народа, его значимость и не димость: . Рать подымается - Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая... Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив в нее свои думы о русской жизни и ее проблемах.

Путешествие семерых странников в поэме — это поиск прекрасного человека, живущего счастливо. По крайней мере, это попытка найти такового на своей многострадальной земле. Мне кажется, трудно понять некрасовскую поэму без уяснения некрасовского идеала, который в чем-то сближается с идеалом мужицким, хотя он намного шире и глубже.

Частица некрасовского идеала проглядывает уже в семерых странниках. Конечно, во многом они темные еще люди, лишенные верных представлений о жизни "верхов" и "низов" общества. Поэтому кому-то из них кажется, что счастливым должен быть чиновник, другим — поп, "купчина толстопузый", помещик, царь. И долго они будут упрямо придерживаться этих взглядов, отстаивая их, пока жизнь не внесет ясность. Но какие это милые, добрые мужики, какие простодушие и юмор светятся на их лицах! Это люди чудаковатые, а точнее — с чудинкой. Позже Влас скажет им так: "Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!"

Странники надеются найти на своей земле райский уголок — Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание. Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье. Некрасов очень ценит это качество у своих крестьян. Семеро мужиков — отчаянные спорщики, они часто "кричат — не образумятся". Но ведь именно спор и толкает их вперед по дороге необъятной России. "Им дело до всего" — все, что видят, они мотают на ус, примечают.

Нежно и любовно относятся странники к окружающей их природе. Они чутки и внимательны к травам, кустам, деревьям, цветам, они умеют понимать животных и птиц и разговаривать с ними. Обращаясь к птичке, Пахом говорит: "Отдай свои нам крылышки. Все царство облетим". Каждый из странников имеет свой характер, свой взгляд на вещи, свое лицо, и в то же время вместе они представляют собой нечто спаянное, единое, неразлучное. Даже говорят они часто хором. Образ этот прекрасен, недаром объединяет мужичков священная цифра семь.

Некрасов в своей поэме рисует настоящее море народной жизни. Тут и нищие, и солдаты, и ремесленники, и ямщики; тут и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей; здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева и многие другие. Не закрывая глаза на тяготы народной жизни, Некрасов показывает бедность и нищету крестьян, рекрутчину, изнурительный труд, бесправие и эксплуатацию. Поэт не утаивает темноты крестьян, их пьяного загула.

Но мы ясно видим, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Автор поэмы передает трудолюбие, отзывчивость к чужому страданию, душевное благородство, доброту, чувство собственного достоинства, удаль и веселость, нравственную чистоту, свойственные крестьянину. Некрасов утверждает, что "почва добрая — душа народа русского". Трудно забыть, как вдова Ефросинья во время холеры самоотверженно ухаживает за больными, как "работой, хлебушкой" крестьяне помогают Вавиле и инвалиду-солдату. Разными способами раскрывает автор "золото сердца народного", как сказано в песне "Русь".

Тяга к прекрасному является одним из проявлений душевного богатства русского народа. Глубокий смысл имеет эпизод, когда во время пожара Яким Нагой спасает не деньги, с таким трудом собранные, а картинки, так ему полюбившиеся. Вспоминается и крестьянский певец, обладавший очень красивым голосом, которым он "пленял сердца народные". Вот почему Некрасов так часто, говоря о крестьянах, использует существительные с ласкательными суффиксами: старинушка, солдатики, ребятушки, поляночка, дороженька. Он убежден, что ни тягостной "работою",

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Сердечный гнев, который порой у крестьян проявляется в действии, в их решительной борьбе против притеснителей имеет особое значение для Некрасова. Он показывает людей, полных жаждой социальной справедливости. Таковы Ермил Гирин, Влас, Агап Петров, крестьяне, ненавидящие Последыша, участвующие в бунте в Столбняках, Кропильников, Кудеяр.

Среди этих персонажей важное место занимает Савелий. Поэт наделяет его чертами богатыря. Они сказываются уже во внешности старика Корчагина: со своей "большущей сивой гривою..., с большущей бородой, дед на медведя смахивал". Стоило ему подтянуться в светелке, как он пробьет в ней дыру. Могучая удаль этого крестьянина сказывается и в том, что в одиночку хаживал он на медведя. Но главное — он презирает рабскую покорность и мужественно стоит за народные интересы. Любопытно, что сам он отмечает богатырские черты в мужике: "Спина... леса дремучие прошли по ней — сломилися... Все терпит богатырь!" Но порой и не терпит. От молчаливого терпения Савелий и его друзья-корежинцы переходят к пассивному, а затем и к открытому, активному протесту. Об этом свидетельствует история с немцем-издевателем Фогелем. История жестокая, но финал ее вызван тем народным гневом, который у мужиков накопился. Итогом стала двадцатилетняя каторга и плети, "лет двадцать поселения". Но и эти мытарства выдерживает и преодолевает Савелий.

Некрасов славит могучие силы, таящиеся в народе, и ту душевную красоту, которую сохранил этот столетний дед. Он может умиляться при виде белочки в лесу, любоваться "каждым цветиком", нежно и трогательно относиться к внученьке — Матрене Тимофеевне. Что-то былинное есть в этом некрасовском герое, недаром называют его, как Святогора, "богатырем святорусским". Я бы поставил эпиграфом к отдельной теме Савелия его слова: "Клейменный, да не раб!"

К словам деда, к его жизнеописанию прислушивается его внучка Матрена Тимофеевна. Мне кажется, что в ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Мне кажется, что Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в "Тройке", и в "Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы "Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Остается в памяти исповедь ее женской души перед странниками, в которой поведала она и о том, как предназначена была для счастья, и о своих счастливых минутах жизни ("Мне счастье в девках выпало"), и о тяжелой женской доле. Повествуя о неустанном труде Корчагиной (пастушество с шести лет, работы в поле, за прялкой, хлопоты по дому, рабский труд в замужестве, воспитание детей), Некрасов раскрывает еще одну важную сторону своего эстетического идеала: как и дед ее Савелий, Матрена Тимофеевна пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность.

"Сердце гневное ношу..." — подытоживает героиня свой долгий, выстраданный рассказ о горестной жизни. От ее образа веет какой-то величавостью и богатырской мощью. Недаром она из рода Корчагиных. Но и ее, как и многих других людей, встретившихся странникам в их блужданиях и поисках, нельзя назвать счастливою.

А вот Гриша Добросклонов — совсем иное дело. Это образ, с которым также связано представление Некрасова о совершенном человеке. Но здесь к этому присоединяется и мечта поэта о совершенной жизни. В то же время идеал поэта получает современные бытовые черты. Добросклонов исключительно молод. Правда, и ему, разночинцу по происхождению, сыну "батрачки безответной" пришлось пережить голодное детство и нелегкую юность в пору учебы в семинарии. Но сейчас это уже позади.

Жизнь Гриши связала его с трудом, бытом, нуждами своих земляков, крестьян, родной вахлачиной. Мужики помогают ему в пропитании, а он выручает крестьян своим трудом. Гриша косит, жнет, сеет вместе с мужиками, бродит в лесу с их ребятишками, радуется крестьянским песням, всматривается в труд артельщиков и бурлаков на Волге:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Бывая там, "где трудно дышать, где горе слышится", герой Некрасова становится выразителем чаяний простых людей. Вахлачина, "благословясь, поставила в Григорье Добросклонове такого посланца". И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.

Своими чертами Добросклонов напоминает Добролюбова; происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь — чахотка, склонность к поэтическому творчеству. Можно даже считать, что образ Добросклонова развивает тот идеал, который нарисован Некрасовым в стихотворении "Памяти Добролюбова", немного "спуская его на землю" и чуть "утепляя" его. Как и Добролюбову, Грише судьба готовила

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Пока же Гриша бродит в полях, лугах приволжского края, вбирая в себя открывающиеся перед ним природный и крестьянский миры. Он словно слит с "высокими курчавыми березками", такой же юный, такой же светлый. Не случайно он пишет стихи и песни. Эта особенность его делает образ Гриши особенно привлекательным. "Веселой", "Доля народа", "В минуту унынья, о родина-мать", "Бурлак", "Русь", — в этих песнях нетрудно услышать основные темы: народа и страдающей, но поднимающейся к свободе Отчизны. Кроме того, он слышит песню ангела милосердия "средь мира дальнего" — и идет — согласно ее призыву — к "униженным и обиженным". В этом он видит свое счастье и ощущает себя гармоническим человеком, живущим истинной жизнью. Он один из тех сыновей Руси, которых она выслала "на честные пути", так как они отмечены "печатью дара Божьего".

Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Некрасов предлагает свое решение вопроса о том, как соединить крестьянство и интеллигенцию русскую. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести русское крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к "пиру на весь мир".

Что такое счастье?

(По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

План.

1.Идейный замысел поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2.Народ освобождён, но счастлив ли народ?

3.Лучшие черты русского мужика.

4.Некрасов и его мечта о счастье.

Что такое счастье? Каждый ответит на этот вопрос по – своему. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» помогает понять эту тему. Это произведение о народе и для народа. Поэт говорил, что его самолюбие будет удовлетворено, если, хотя бы и после смерти, мужик будет читать его стихи. Главный вопрос, поставленный Некрасовым в поэме, - это проблема счастья. По-разному понимают его представители разных слоёв населения. Счастье в поэме носит классовый характер. Барское понятие о счастье несовместимо с мужицким.

Издавна русское крестьянство жило в тяжёлых, невыносимых условиях. Жизнь крестьян не улучшилась и после реформы 1861 года. «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»-ставит вопрос Н.А.Некрасов. И семь мужиков, сошедшихся «на столбовой дороженьке», ищут ответа на тот же вопрос:

Сошлися – и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

Они отправляются в путь, чтобы найти счастливого человека. Разные люди им встречаются, но никто не может сказать о себе, что он счастлив. Везде мужики видят картины тяжёлого, изнурительного труда крестья. Яким Нагой, встретившийся им, вступает на защиту мужиков, спорит с Веретенниковым, который говорит, что «крестьяне пьют до одурения». «У нас на семью пьющую непьющая семья»,- говорит Яким.Крестьяне пьют до до полусмерти, а работают, как говорит он, до смерти. Они не гнушаются никакой работы. Там, где « не пробраться лошади, где и без ноши пешему опасно перейти», крестьяне волокут мокрое сено, да так, что «трещит крестьянский пуп». Сам Яким Нагой – плоть от плоти крестьянских низов, «лет тридцать жарится

на полосе под солнышком, под бороной спасается от частого дождя».

Живут крестьяне, несмотря на свой труд, бедно, страдают от господ и помещиков, которые обирают их до нитки. Народные песни «протяжные, печальные-иных покамест нет». В песне «Солёная» Некрасов показывает, в какой нищете жили люди. Даже соли у них не было, солёными слезами омывался хлеб.

Хвалилась мать – сынка спасла…

Знать, солона слеза была!..

О мужике, которого « с коры распучило, тоска-беда измучила», поётся в песне «Голодная».

В таких условиях трудно человеческому сердцу остаться добрым, золотым.

В поэме Некрасов показывает людей, которые остались верными холопами своим господам. Лакей князя считает себя счастливым, потому что был у барина «любимым рабом» и имел «благородную болезнь» – подагру.

Истинно счастливым человеком считает себя Гриша Добросклонов – выходец из бедной крестьянской семьи. С раннего детства он решил посвятить свою жизнь счастью народа, родной земли. Благодаря помощи крестьян, Грише удалось закончить семинарию. В образе Гриши Некрасов рисует лучших представителей народа. Таких людей много. Это и Савелий, богатырь святорусский, и Матрёна Тимофеевна, и Яким Нагой. Эти люди бескорыстные, честные, добрые. Для них деньги не составляют главного. Поэтому, когда горел дом Якима, он постарался спасти картинки, а не те тридцать пять целковых, которые скопил за всю свою жизнь.

Героем поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов избрал не одного человека, а весь русский народ, все многочисленное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Поэмы с таким широким охватом изображения всех социальных слоев России до этого еще не было в русской литературе.

Некрасов начал ее в 1863 году, вскоре после «освобождения» крестьян. Поэт очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьянство по-прежнему осталось под помещичьим ярмом и что, кроме того, «… на место сетей крепостных люди придумали много иных».

Однако Некрасов ни разу не сделал порабощенный народ предметом оскорбительной жалости; понял, что его задача как художника не в том, чтобы скорбеть и сокрушаться, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свое творчество его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением народных мыслей и чувств. Поэт хотел сделать «мужицкие очи» своими и научиться смотреть ими на каждое явление тогдашней действительности.

С первого взгляда, народная жизнь, изображенная в поэме, представляется очень печальной. Уже сами названия деревень – «Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка тож» – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», на самом деле раскрывает драматизм положения героев: перед нами замученные нуждою, больные, голодные люди.

Таким образом, прочитав первые главы «Кому на Руси жить хорошо», начинаешь думать, что на вопрос заглавия некрасовского произведения можно дать единственный ответ: каждому человеку живется несладко, особенно же – «освобожденным» крестьянам, о счастье которых сказано:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Однако что же подразумевают странники под счастьем? «Покой, богатство, честь»?

С появлением Якима Нагого, вдохновенного защитника чести трудового народа, ставится под сомнение критерий богатства: во время пожара этот герой спасает «картиночки», забыв о «целковых», скопленных в течение всей многотрудной жизни. Яким же доказывает, что честь дворянская не имеет ничего общего с трудовой крестьянской честью.

Другой персонаж поэмы – Ермил Гирин всей своей жизнью опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, Гирин, деревенский праведник, имеет все, «что надобно для счастья»: «и спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни он этим «счастьем» жертвует ради правды народной.

Невольно возникает вопрос: значит, счастье заключается в чем-то ином?

По мере поисков счастливых в народном мире, перед странниками является новый герой – Савелий, «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слоев крестьянства, которые уже не желали терпеть угнетение. Мириться с помещичьим произволом. Он способен в критической ситуации произнести решительное «наддай!», под которое крестьяне закапывают живьем ненавистного немца-управляющего.

Савелий оправдывает свой бунт крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпать – пропасть». Однако он не один такой богатырь на Руси:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

… Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие,

Прошли по ней – сломалися…

… Не гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужин не богатырь?

Прочитав главу «Пьяная ночь», мы узнаем русского мужика в веселье, и, хотя пьянство – неоспоримый порок, мы невольно гордимся пьяной душой русского человека:

Пошла по жилам чарочка,

И рассмеялась добрая

Крестьянская душа!

Правда, было бы более отрадно, если бы «смеялась добрая крестьянская душа» без «водочки»! Однако без этого трудно было выдержать тяготы крестьянского существования. И поэтому скорее не осуждение, а призыв к пониманию звучит в этой части поэмы.

Особенно следует сказать о проблеме женского счастья в произведении Некрасова.

Поэт не только увидел тяжкую долю трудовой русской женщины, но и восславил «тип величавой славянки», скорбел о ее судьбе, гордился ее красотой, огромной нравственной силой. И все же, народного поэта прежде всего привлекает драматизм женской судьбы. Поэтому обращение к женской красоте служит у Некрасова тому же разоблачению мрачной социальной действительности, раскрытию темы крестьянского угнетения.

Поэт, как и его герои-странники, находится во власти мучительного впечатления от печальной повести жизни своей героини. Он видит в ней безвинно страдающего и глубоко оскорбленного человека. Однако, несмотря на страдание, у Матрены Тимофеевны остается «в рабстве спасенное сердце свободное». Она не терпит унижения безропотно, на любую несправедливость отвечает немедленным действием, ищет и находит выход из самых трагических ситуаций, с гордостью заявляя о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу». И в этом заключается настоящее счастье героини, ведь ей удалось сохранить «совесть спокойную, правду живучую».

Показан в поэме и массовый, собирательный образ народа. Так, в главе «Пир – на весь мир» люди справляют «поминки по крепям». В праздник вовлекаются все, звучат народные песни освобождения. Далеко не однозначны, противоречивы и пестры эти песни на духовном пиру народном. Здесь поэма напоминает крестьянскую сходку, мирской диалог. Однако это единство, сознание своей общинной силы у русских крестьян не может оставить читателя равнодушным.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Однако именно этот герой у Некрасова – обладатель наивысшего счастья. Здесь-то и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос: истинно счастливы те самоотверженные борцы за народное благо, которые, подобно Грише, видят в служении народу цель своей жизни. Счастье Добросклонова еще и в том, что он определил свой жизненный путь:

Григорий твердо знал уже,

Кому отдаст всю жизнь свою.

Однако сложно согласиться с тем, что Гриша Добросклонов единственно счастливый в поэме. Разве несчастны Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна? На мой взгляд, человек ощущает себя счастливым уже тогда, когда живет честно, поступает справедливо и душа у него спокойна этой справедливостью и честностью, когда «сердце свободное».

Например, если оценивать жизненный путь Матрены Тимофеевны с точки зрения бед и невзгод, тогда как же может быть счастлив Григорий Добросклонов, которому была уготована каторга? И Савелий, наверное, не согласился бы прожить свою жизнь по-иному, с другими убеждениями. Значит, он доволен прожитой жизнью, счастлив?

С этим утверждением можно спорить, возразив, что сама Матрена не считает себя счастливой, что странники не нашли того, «кому на Руси жить хорошо». Но ведь и критерии счастья могут быть разные, и понимание этого слова у каждого может быть свое… А вот человека, которому жить хорошо, наши странники действительно не нашли!

Я думаю, можно быть счастливым душой, но не жить хорошо – все зависит от того, какую «формулу счастья» применять к оценке действительности.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров, преобразователей неизменно привлекали внимание Некрасова. Борцом за дело народа Некрасов изображает Григория Добросклонова. Он сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его:

Лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст он жизнь свою
И за кого умрет.

Многими чертами своего характера, да и фамилией, Гриша Добро-склонов напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, он - борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных. Он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось «весело, вольготно на Руси».

Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На честный путь вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им
...судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов - будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума. Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь сильные души, на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы - кому на Руси жить хорошо? - автор отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творится с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные.
Звуки лучезарные гимна благодатного -
Пел он воплощение счастия народного!

А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.
Теперь мы кое-что знаем о Добросклонове. Давайте выявим некоторые его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значимости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанного слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова.

Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь...

Но это только следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом.

Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите:
«…Рать поднимается неисчислимая
сила в ней несокрушимая…»

В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ AII, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!...»

Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

 

 

Это интересно: