→ Философские произведения бунина. Философская проблематика произведений бунина - сочинение

Философские произведения бунина. Философская проблематика произведений бунина - сочинение

Содержимое:

«Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке» (Э. М. Ремарк «Цитаты и афоризмы).

Тема: «Философская проблематика произведений БунинА и КупринА»

Серебряный век подарил миру таких известных писателей новой вехи реализма, как Бунин и Куприн. Их произведения отличаются изяществом, но вместе с тем, они отражают истинную жизнь, чувства и переживания героев. Философские основы, лежащие в основе многих произведений этих авторов, никогда морально не устареют. В том числе и такая философская категория, как любовь. Рассмотрим подробнее, как это чувство описывали писатели в своих романах? А также, каким образом они выражали свое отношение к нравственности и доброте, служению людям и верности философским принципам?

Произведение «Олеся» КупринА явилось одним из самых удачных в его творчестве. В центре повествования стоит человек, с его мыслями о смысле жизни, которые перемешиваются с холстами захолустья, а также недобрыми нравами перебродских крестьян. Писатель вводит своего читателя в весьма злой мир. Это деревенский быт, который сдобрен невежеством, хамством, грубостью и пьянством. Это мир не думающих людей, а индивидов, пытающихся выжить в столь суровых условиях действительности. Но писатель не ввергает читателя в ужас, ибо рассмотренному миру он противопоставляет гармонию и красоту, а также истинную любовь. Что такое любовь в понимании КупринА? Писатель с уверенностью говорит о том, что в любви проявляется человек, его мировосприятие и характер. Именно благодаря этому волшебному чувству, которое включает в себя множество иных философских подкатегорий (нравственность, жертвенность, привязанность к ближнему), человек становится лучше. Конечно, это не относится ко всем людям! Нет, нет! Мы помним «Евгения Онегина», где любовь Татьяны не смогла изменить главного героя! Можно привести сотни...
примеров, тем не менее, любовь лечит уставшую и грешную душу. Автор в «Олесе» становится продолжателем гуманитарной миссии русской литературы и ярым сторонником исцеляющего свойства любви! Именно в этом смысл философского начала его произведений.

Рассуждая о таком творце слова, как Бунин, поневоле вспоминаются его «Темные аллеи». Несмотря на то, что это произведение трудно отнести в разряд известнейших и популярнейших среди обычного читателя, тем не менее, оно прекрасно. Бунин — это тот писатель (по мнению автора сочинения), которому свойственно лаконичность изложения и отсутствие сложных форм. Такие формы, например, есть Достоевского, поэтому его так сложно читать. «Темные аллеи» можно свести к двум составляющим: это сцена узнавания друг друга и поток сожаления о несбывшейся любви, счастье, а также обо всей жизни. Герой — это человек условностей. Ему диктует их общество, поэтому в конце он сожалеет о том поцелуе женщине, которую когда то любил. Отказавшись от нее, он поверг себя в пучину серости и непреходящей тоски, сам того не подозревая и не понимая. Иллюзии — это то, чем живет большинство современных людей. Не подозревая и не понимая сути происходящего, мы всю жизнь что-то ищем, не находя сего, становимся философами. Одно только утешает: наш опыт поможет нашим детям. А что же главная героиня в «Темных аллеях»? Она почти не пострела, а ведь прошло много лет..
Она любила и ждала, но ее нравственная страсть осталась на неизменном уровне. Он не посмела осудить этого мужчину даже для самой себя. Эта любовь, которая живет в ее сердце, просто потрясает воображение. Скажем больше: она непонятна для многих читателей. Особенно, для современных молодых людей и девушек. Тем не менее, она была и есть, поскольку философские категории, никогда не уйдут в небытие.

Сочинение: Бунин. И.А. - Разное - "Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

"Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века.

(Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

Хотя мы и смертны, но должны

не подчинятся тленным вещам,

но, насколько возможно, подниматься

до бессмертия и жить согласно

с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель.

Тысяча девятьсот пятнадцатый год. В самом разгаре первая мировая война. Её пожар раздут отнюдь не без участия «отборного общества». «Говорят Брианы, Милюковы, - пишет И. Бунин, - а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк». Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Человек из Сан-Франциско». Сюжет произведения несложен. Герой рассказа, богатый американский бизнесмен, имени которого даже не упоминается, достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство - смерть героя.

Главной идеей является не просто история об американском бизнесмене. Она более масштабна. Казалось бы, главный герой умирает – сюжетный потенциал исчерпан. Но границы рассказа оказываются значительно шире границ истории. Перед читателем появляется панорама Неополитанского залива, зарисовка уличного рынка, образы лодочника Лоренца и абруццких горцев и, наконец, образ «Атлантиды» - парохода, возвращающего мертвого господина в Америку.

«Атлантида» замыкает композиционный круг рассказа. Если в начале господин сам развлекается на пароходе – общается с богатыми людьми, наблюдает за яркой порой «влюбленных», то в конце то же самое происходит с другими пассажирами, а «глубоко под ними, на дне темного трюма,» стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Богатство отнюдь не залог счастья. Последнее – в совсем иных человеческих измерениях.

Независимость человека от его социального положения или богатства – главная тема произведения.

Кроме того, в рассказе раскрывается тема счастья. Правда, представление о нём у господина и его семьи своеобразно. Для героя счастье – сидеть и рассматривать фрески рядом с миллиардером, для его дочери – выйти замуж за принца. Любовь, как и другие чувства в «отборном обществе», искусственно. Доказательством этого является пара, специально нанятая для того, чтобы играть влюбленных.

Нарушение планов господина происходит уже в Неапале. Неподвластная господину и поэтому непредсказуемо капризная природа заставляет его отправиться на Капри.

Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Механически разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в сеть часов». В целом регламентированность образа жизни американца и его компаньонов задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть искусственность, механичность и монотонность жизни «отборного общества».

Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества». Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности.

Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена. В его произведениях прослеживается его грусть и чувство одиночества, раскрывается суть человеческого бытия, его непродолжительного пребывания в этом мире. Он рассматривает ценности человека. По его суждениям можно сделать вывод, что человек всего-навсего песчинка в этом мире, по сравнению со вселенной.

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает, на сколько люди эгоистичны, самоуверенны. Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали. Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег. Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей. Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Сам Иван Алексеевич был из дворянской семьи. Но он проводил время за изучением крестьянской души. Ему интересно было наблюдать за работой крестьян, манерой общаться. Бунин любил наблюдать за крестьянами, когда те отдыхали, веселились на ярмарках и вели беседы.

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь. А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Сила слова

    Многие из нас хотя бы раз слышали выражение Сила слова или же, словом можно творить великие дела. Однако, что же значит данное выражение, которое так любят применять люди, которые так или иначе связаны

  • Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов. И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич

  • Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни сочинение

    Роман в стихах о Евгении Онегине впервые назван энциклопедией критиком Белинским. Данное обозначение сохранилось до настоящей поры, но не всем известно его правильное толкование.

В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого - славянской и восточной.

Основа бунинской философии жизни - признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти». Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное». Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли - чужим».

В прозе одним из самых известных философских произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя -- господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: «До этого момента он не жил, а существовал». А господину уже пятьдесят восемь лет…

Герой считает себя «хозяином» положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги -- могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. К тому же в мире есть сила, которая неподвластна ничему. Это природа, стихия. Все, на что способны богачи, наподобие господина из Сан-Франциско, - это максимально отгородиться от нежелательных им погодных условий. Однако стихия все равно сильнее. Ведь от ее благосклонности зависят их жизни.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание». Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Среди цивилизации, в повседневной суете человеку легко потерять себя, легко подменить настоящие цели и идеалы мнимыми. Но этого нельзя делать. Необходимо в любых условиях беречь свою душу, хранить те сокровища, которые есть в ней. К этому нас и призывают философские произведения Бунина. Этим произведением Бунин пытался показать что человек может потерять себя, но при любых условиях он должен сохранить в себе нечто большее -, и это бессмертная душа.


Рассказ "Господин из Сан-Франциско" был написан И.А.Буниным в 1915 году. Рассказ основан на общем впечатлении автора от его путешествия и как бы намекает на социальный развал во всем мире. Бунин специально не дает имени главному герою, представляя нам обобщенный образ. Изначально названием рассказа было "Смерть на Капри", но в процессе работы над произведением Бунин отказался от названия, содержащего слово "смерть".

Несмотря на это, ощущение неминуемой гибели появляется с первых же слов эпиграфа.

Повесть рассказывает о последних днях жизни состоятельного американского господина, решившего в свои 58 лет начать жить. Именно начать, ведь он работал все это время, пытаясь обеспечить себе достойную старость. Он считал, что жизнь - это отдых и удовольствие, которое он заслужил, потому он тщательно распланировал маршрут поездки, что в свою очередь уже является глупым подчинением графику.

И все почти сразу идет не так, как задумал главный герой. Да и к тому же было что-то в его существовании искусственное, где расписано не только каждое движение пассажиров, но и их эмоции. Тут-то уже ясно показывается диссонанс между мнениями главного героя и автора. Такое существование невозможно назвать полноценной жизнью. Герой живет только мгновение, и то борясь со смертью.

Дальше картина предсказуема. Если уж герой в начале сам развлекается, беседуя с людьми высшего круга и наблюдая за фальшивыми влюбленными, то и после смерти господина этот же высший круг продолжает прожигать свою жизнь теперь уже без главного героя, чье тело покоится глубоко под ними.

"Господин из Сан-Франциско" полон символизма. Гроб в трюме - послание тем, что веселятся, означающее, что все люди равны перед смертью, а деньги их не могут помочь им в последние мучительные минуты. Счастье их на самом деле и не счастье вовсе, их мировоззрение не может сравниться с видением мира простых бедных горцев.

Идея произведения - не просто история о смерти богача. Накопленные им деньги, его чин не имели больше значения. Вот, что важно. Бунин раскрывает в своем рассказе собственное видение смысла жизни, и кроется этот смысл явно не в приобретении богатства и славы.

Герой назван господином, потому что в этом и складывается его суть. По крайней мере, это он так считает и потому упивается своим положением. Он представляет собой то общество, которое губит в человечестве все живое, заставляя придумывать себе расписание, слепо следовать ему и жеманно улыбаться в притворном наслаждении. В таком обществе нет ничего духовного, его цель - быть богатым и пользоваться этим богатством. Но от этого никто еще не стал по-настоящему счастливым.

"Атлантида" - корабль, несущий это общество к новым наслаждениям; океан, по которому плывет корабль - неподвластная даже самым богатым людям стихия, способная вмиг разрушить планы "мертвого общества" и отправить его на дно. А на дне общество будет ждать господин из Сан-Франциско. "Атлантида", по сути, идет в никуда, увлекая за собой слепое общество черствых людей.

Основная проблема рассказа "Господин из Сан-Франциско" - мертвое общество, способное лишь хвалиться перед всеми своими деньгами да жить по расписанию, составленному таким же бесчувственным неживым человеком. В своем дневнике Бунин написал следующее: "Плакал, пиша конец".

Над чем же он плакал? Над печальной участью только начавшего жить господина: Над его семьей, оставшейся теперь без кормильца? Ведь теперь им придется искать жениха, чтобы дочь господина продолжила свою скучную жизнь, как и велит расписание. Я думаю, что опечалила автора судьба "мертвого" общества, их образ жизни и беспристрастие к чужому горю; их черствость и бесчувственность. В этом-то и заключается проблема современного общества, как и многие годы тому назад.

Обновлено: 2014-06-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

 

 

Это интересно: