→ Планирование работы классного руководителя. План работы классного руководителя Изучение плана работы классного руководителя

Планирование работы классного руководителя. План работы классного руководителя Изучение плана работы классного руководителя

Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ, в котором отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.

Перед началом учебного года проводятся августовские педчтения, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования.

Работники управления органов народного образования информируют администрацию школы, педагогов об итогах прошедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год.

На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы.

План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов.

Раздел I. «Сведения о группе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны.

В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социокультурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно.

Раздел II. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - краткий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, например: «1. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 1. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вводить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы.

Раздел III. «Организационно-воспитательная работа». В него входят:

а) изучение учащихся, их семей;

б) выборы и работа совета (актива) группы, старосты группы, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную работу; выборы и работа редколлегии;

в) выбор деятельности для группы, распределение обязанностей, контроль за их выполнением через актив класса;

г) работа с документами: ведение личных дел, журнала, работа с дневниками учащихся; составление списков многодетных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти параметры совпадают), план самообразования (может быть включен и раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю директора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя;Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями.

Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится:

а) работа с преподавателями группы (беседа с ними, приглашение на родительские собрания, педагогические консилиумы, организация консультаций для учеников и родителей);

б) организация дополнительных занятий с отстающими учениками, с учениками, проявившими способности в области некоторых дисциплин, организация консультаций специалистов для учащихся по избранной специальности, связь с преподавателями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники;

В раздел также входят: проведение викторин (в группе и по параллелям), тематических вечеров, кураторских часов, а также мероприятий по тому виду деятельности, которым занимается группа; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организация консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивидуальное, но иногда надо провести и коллективное);

Если в группе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане.

Раздел V. «Внеклассная работа».

Отмечается участие группы в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планируется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют дети, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции, кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор.

Полезно проводить встречи с известными общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отечественной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных детей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете предстают хорошо знакомые люди.

Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят:

а) работа с активом родителей;

б) проведение родительских собраний; родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план;

в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, психолог, социальный работник, представитель администрации ссуза;

г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить определенный день и проводить с определенной периодичностью(например, каждая вторая среда месяца);

д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психолого-педагогическое просвещение родителей. Можно приглашать специалистов - педагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.)

Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я -дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспитатель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и детьми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, (Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят Кители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно подготовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Желательно провести одну-две репетиции.

Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом».

Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспитанию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соответствующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей.

Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа».

Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в институт и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семинарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по согласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве соискателя - формы повышения квалификации не ограничены.

В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.). «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается о 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.).

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный.

Существует еще ряд моделей составления плана. К ним относится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности.

Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться но степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих плана: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель.

В программу также входят цель и задачи. Они носят более общий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться воспитательного результата с более точным учетом конкретных обстоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые педагог считает наиболее оптимальными.

Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по тому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной работы с детьми.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Классного руководителя 9 «Б» класса ЧОУ ТЕПСОШ

во имя свт.

Тихона Задонского»

Горбенко Екатерины Александровны

на 2017 год.

«Создание условий для успешной сдачи ОГЭ и профориентацию учащихся»

Тверь, 2017

Задачи классного руководителя:

Образование и интеллек т:

  1. Закончить учебный год со 100 % успеваемостью;

1.3.Создавать условия для успешной сдачи ОГЭ- 2017

Профориентирование учащихся:

2.1.Создать условия для ответственного и оптимального выбора дальнейшего обучения;

2.2.Создать условия для оптимального выбора предметов для прохождения ГИА-2017;

2.3.Создать условия для широкого обзора профессий и востребованности на рынке труда.

Мотивация и пропаганда здорового образа жизни:

3.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культур ы сохранения и совершенствования собственного здоровья;

3.2.Поддерживать условия для у част ия учеников во всех спортивных мероприятиях;

3.3.Поддерживать условия для 100 % получения горяч его питани я в школьной столовой;

3.4.Поддерживать условия для проявления у учащихся противостояния от вредны х привыч ек .

Профилактика детских правонарушений :

4.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся среды, в которой ученики были бы заняты и отвлечены от возможности нарушения закона.

4.2.Вовлечение учеников с проблемами в обучении и поведении в активную деятельность класса и школы

Общение:

5.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культур ы общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - подросток»;

5.2.Поддерживать условия для з наком ства учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений и народов.

Нравственность:

6.1.Поддерживать условия для проявления у учеников нравственного отношения к другим людям;

6.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся осознание ценности человеческой жизни.

Досуг:

7.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся 100 % участия учеников класса в мероприятиях школы;

7.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;

7.3. Использовать формы внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учеников .

Гражданин:

8.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся для проявления у учащихся правов ой культур ы свободного и ответственного самоопределения в обществе;

8.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся осознан ию прав своих и других люд ей.

Экологическое воспитание:

9.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся бережного отношения к окружающей среде.

9.2.Поддерживать условия для проявления у учащихся ответственности за свое влияние на окружающую среду.

Реализация этих задач предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «рго fessio » - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

сформировать положительное отношение к труду;

научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

Профессиональная информация.

Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

анкетирование и тестирование старшеклассников;

консультации для школьников и их родителей;

профориентационные опросники;

профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);

посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;

расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Календарно-тематическое планирование

Направления

Виды деятельности

Январи

Единый классный час «Терроризм. Экстремизм. Ксенофобия»

Классный час «Я Гражданин России»

Декада правовых знаний

Родительское собрание «Особенности прохождения ОГЭ-2017. Создание условий для успешной сдачи ОГЭ в школе»

Рождественская ёлка

Составления программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания

Организация сбора макулатуры

Воспитательный потенциал уроков изо, литературы, музыка, внеурочной деятельности

Февраль

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Урок мужества и патриотизма

Классный час, посвященный дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Участие в работе Совета школы

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Вечер встречи выпускников

Работа кружков по расписанию

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания

Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Сбор макулатуры

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Дискуссионный клуб «Трудовое законодательство»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Изучение виртуальных экспозиций музеев мира

Март

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Работа школьного парламента

Поисковая работа «Война в истории моей семьи»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Ежедневное великопостное чтение Псалтири всем классом

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Инструктаж по Пожарной безопасности, антитеррористической безопасности

Декада «Безопасная дорога»

Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Посещение выставок

Апрель

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Весенняя неделя добра

Классный час «Неизвестный солдат»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

Весенняя неделя добрых дел

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Конкурс проектов «Мы можем помочь людям. Не оставайтесь в стороне»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Всемирный день здоровья

Исследование потребности в ЗОЖ у учащихся

Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания.

Всемирный день охраны окружающей среды

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Родительское собрание «Проведение ОГЭ-2017. Дальнейшее определения выпускника 9 класса»

Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Пасхальный фестиваль

Май

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы

Классный час, посвященный Битве за Берлин

Воспитание социальной ответственности и компетентности

Сбор Актива класса

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Классный час «Человек человеку…»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Классный час «О поведении на воде, в лесу, на свежем воздухе»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Сбор макулатуры

Экскурсии в учебные заведения города

Определение дальнейшего обучения

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Последний звонок

Литература

Балашова, И. А. Профориентационная деятельность образовательного учреждения // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 48-64.

Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: пособие для учащихся / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: программа и методические рекомендации / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

Барсукова, Т. Почему и как самоопределяется ребенок? // Директор школы. - 2010. - 3 1. - С. 76-80.

Бобровская, Л. Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

Волошин, С. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися старших классов // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 306-309.

Гужавина, Н. А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению // Завуч. - 2008. - № 3. - С. 4-23.

Деденко, Н. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения // Инновационные проекты и программы. - 2010. - № 2. - с. 49-52+ с. 52-53.

Каверина, Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 129-136.

Криволапова, Н. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 170-176.

Лепешева, Е. Технологии построения программы личностного и профессионального самоопределения учащихся «Мой жизненный выбор» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 98-102.

Малышева, М. К. Модель допрофессиональной подготовки учащихся // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 65-74.

Мартина, Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. - 2007. - № 10. - С. 79-82.

Мероприятия, программы по профориентации // Работа социального педагога. - 2011. - № 2. - С.4-67 .

Осницкий, А. К. Диагностика возможностей учащихся в профконсультировании // Психологическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 13-24.

Прекрасное далеко: кем быть? / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. - Минск: Красико - Принт, 2010. - 128с.

Простатина, О. Ю. Игровые методы профориентационной работы с подростками // Справочник классного руководителя. - 2011. - №8. - С.60-65.

Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. - Минск: Красико - Принт, 2011. - 128с.

Профориентационная работа классного руководителя //Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-66.

Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич, Н. А. Шалима, О. А. Купревич, Е. Н. Пастушкова. - Минск: Красико - Принт, 2007. - 128с.

Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128 с.

Пряжников, Н. Игра «Профконсультация» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 90-97.

Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

Резапкина, Г. "Правильный выбор профессии": система классных часов для уч-ся 5-9 классов // Спутник классного руководителя - 2011. - № 4, 5, 6. - С. 108-117.

Резапкина, Г. В . Акцентуация и выбор профессии // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С.170-179.

Резапкина, Г. Профориентация школьников // г. Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - № 18. - С. 31-39.

Резапкина, Г. Уроки самоопределения: самопознание и навыки общения: Профориентационные занятия в 5-7 классах // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №3. - С.132-140.

Резапкина, Г. Уроки самоопределения: эмоции и развития личности: Профориентационные занятия в 8-9 классах // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №4. - С.127-134.

Рыбанов, А. А. Информационные технологии в профориентационной работе // Школьные технологии. - 2011. - №3. - С.173-177.

Садовская, Ю. Г. План работы по профориентации учащихся // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 3. - С. 31-35.

Фесюкова, Л. Б. Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: «Линка - Пресс», 2004. - 48с.

Челнокова, Т. Организация методической работы школы по повышению профориентационной культуры педагога // Практика адм.раб. - 2011. - № 1. - С. 43-46.

Шамсутдинова, И. Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 62-67.

План воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год

в 4 группе

классный руководитель Скузоваткина Л.В.

План воспитательной работы классного руководителя:

1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные дела и направления классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с обучающимися.

5. Работа с родителями.

6.Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в группе.

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия студентов.

2. Организация дежурства в классном кабинете.

3. Индивидуальная работа с обучающимися и родителями.

Еженедельно

1. Проведение информационно-воспитательного часа.

2. Проведение внеклассных мероприятий в группе (по плану)

3. Работа с учителями - предметниками, социальным педагогом, психологом, медсестрой (по ситуации)

4. Работа с родителями (по ситуации)

Каждый месяц

1. Проведение тематического классного часа.

2. Посещение уроков в своей группе.

3. Консультации у психолога, социального педагога.

4. Присутствовать на совещаниях, М/К, ИМС.

5. Посещение на дому студентов и оформление актов.

Один раз в квартал

1. Оформление классного журнала по итогам полугодия.

2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.

3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВТК и планированию работы.

4. Анализ выполнения плана работы за семестр, коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие.

5. Проводить родительское собрание.

Один раз в год

1. Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий обучающихся, психолого-педагогические характеристики и т. д.)

2. Оформлять личные дела.

3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному сценарию.

4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.

Документация и отчётность.

1. Классный журнал.

2. Личные дела студентов.

3. Педагогический дневник классного руководителя.

4. План воспитательной работы с классом

5. Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно-воспитательной работе

6. Журнал учёта проводимых классных часов.

Классный руководитель готовит отчётность

1. Статистические данные группы.

2. Результаты диагностики уровня воспитанности.

3. Отчёты о воспитательной работе с группой.

4. Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.

Работа с родителями.

Изучение семей обучающихся;

Педагогическое просвещение родителей;

Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе;

Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в группе;

Индивидуальная работа с обучающимися и родителями;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития студента.

2. Цели и задачи воспитательной работы

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи воспитательной деятельности:

Формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни коллектива и социума.

Развитие общей культура студентов через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

Практические задачи:

Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс группы.

Совершенствование деятельности органа ученического самоуправления.

Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.

Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

3. Основные направления воспитательной работы:

    Создание условий для формирования способности к произвольной социализации в современном обществе, т.е. демонстрация для обучающихся способов и путей социального движения в нем, привитие способности не поддаваться обстоятельствам, а изменять их под себя;

    Формирование управленческих навыков обучающихся через институт техникумовского и классного самоуправления;

    Создание условий для присвоения обучающимися социо-культурных норм сообразно требований среднего социального слоя;

    Развитие навыков целеполагания и анализа, самостоятельности, умения брать на себя ответственность за результат деятельности;

    Создание условий для развития творческого потенциала обучающихся.

1. «Я – Человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).

2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).

3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности).

4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

Принципы воспитательной деятельности:

1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности

План воспитательной работы на 2015/20016 уч.год

С Е Н Т Я Б Р Ь

Разделы

Классные часы, мероприятия

Ответственные

«Я – Человек»

1. День знаний. «Крещение Руси»

2. «Азбука прав и обязанностей»

(Основные требования к обучающимся)

3. Диагностика воспитанности студентов. Социометрия.

Беседа «Что такое дружба и настоящий друг?»

Организатор

Кл. рук.

«Моя Родина»

1. Декада «Внимание, дети!», Месячник гражданской защиты (по спец. плану).

2. Классный час «Скажем терроризму нет!»

(Проведение эвакуации)

Кл. рук.

Преподаватель ОБЖ

Ороганизатор

«За здоровый образ жизни»

Выбор кружков, секций спортивного направления

День здоровья

Участие команды группы в техникумовских соревнованиях.

Кл.рук..

Учителя ф-ры

Ответственные за спортивно-массовую работу

«Мир прекрасного»

Посещение музея.

Выбор кружков художественно-эстетического направления

Кл. рук.

Ответственные за кульмассовую работу

Ученическое самоуправление

Выборы Совета дела: актива группы – староста, культ. - массовый сектор, физорг, ответственный за дежурство.

Кл. рук.

Работа с родителями

Установочные родительские собрания: формирование установки на совместную деятельность.

Выборы родительского комитета. Разработка плана совместной деятельности ученического и родительского классных коллективов»

Психолого-педагогические анкеты

Администрация

Классн. рук.

О К Т Я Б Р Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Я – Человек»

Праздничная программа ко Дню учителя «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени», профтехобразования

День добрых дел, посвященный Дню пожилого человека:

поздравление учителей-ветеранов

поздравление ветеранов ВОВ, ветеранов труда

оказание помощи ветеранам

Организатор

Класс.рук.

«Моя Родина»

Месячник правовых знаний (по спец. плану).

Классный час

«Я – гражданин. Гражданская ответственность».

Права человека, показатель развитости общества.

День народного единства – история и современность.

Организатор

Класс.рук.

«За здоровый образ жизни»

Осенний кросс

Работа по профилактике наркомании:

Классные часы:

1. Никотин, алкоголь, наркотики. Кто сильнее?! с приглашением специалиста.

2. Гигиена подростка

Учителя физ-ры

Кл. рук., соц. Педагог

«Мир прекрасного»

Посещение музеев,

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров.

Анкетирование обучающихся по выявлению интересов

Профилактическая работа

Встреча с работниками милиции

Беседы с обучающимися, состоящими на учете,

Рейды по профилактике опозданий среди студентов группы.

Организация занятости студентов.

Класс.рук.

Работа с родителями

Стартовое анкетирование по изучению образовательных и воспитательных потребностей родителей к образовательному учреждению

Консультации для родителей

Кл. руковод..

кл. рук.,

Н О Я Б Р Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

День матери (по спец плану)

Поздравление матерей.

Классный час

1. Личностные особенности обучающихся.

2. «Не судите, да не судимы будете.»

Организатор

Класс.рук.

«Моя Родина»

Экскурсия

Кл. рук.

«За здоровый образ жизни»

Акция «Молодёжь за здоровый образ жизни» (по спец. плану).

Неделя здоровья (по спец. плану).

«Вся правда о курении» (Международный день отказа от курения) (по спец. плану).

Классный час:

1. Здоровый образ жизни.

2. Безопасность на дорогах и на льду. Инструктаж по ТБ.

Кл. рук.

Учителя физ-ры

Учителя физ-ры

Класс.рук.

«Мир прекрасного»

посещение музеев

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

староста группы

Работа с родителями

Консультации для родителей

Обследование семей обучающихся

кл. рук.

Д Е К А Б Р Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

Классный час:

1. Личностные особенности учащегося.

Класс.рук.

«Моя Родина»

День борьбы со СПИДом

Тематический урок ко дню Конституции «Я – гражданин»

Кл. рук.

«За здоровый образ жизни»

Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта.

Учителя физ-ры

«Мир прекрасного»

Новогодний карнавал

Конкурс новогодних клипов .

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

Староста группы

Работа с родителями

Консультации для родителей

Классное собрание по итогам первого полугодия.

Индивидуальная работа с родителями

неуспевающих студентов.

Родительский комитет по организации новогодних праздников и каникул

Класс.рук.

Профилактическая работа

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Рейды по профилактике опозданий среди обучающихся группы.

Организация занятости.

Класс.рук.

Я Н В А Р Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с учащимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

Татьянин день. Конкурсная программа «Посвящение в студенты»

Кл. рук.

«Моя Родина»

«За здоровый образ жизни»

Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта

физ. рук

«Мир прекрасного»

Посещение музеев

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

Профилактическая работа

Беседы с обучающимися, состоящими на учете

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Кл. рук.

Работа с родителями

Консультации для родителей

Администрация, кл. рук.

Ф Е В Р А Л Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

Конкурсная программа «Мистер НТОТ», посвященная Дню Защитников Отечества

«Моя Родина»

Кл. часы «Доблести защитников Отечества»

Кл. рук

«За здоровый образ жизни»

Участие команды группы в техникумовских и районных соревнованиях по разным видам спорта

Физ.рук

«Мир прекрасного»

Посещение музеев

Вечер ко дню Святого Валентина «Поговорим немного о любви»

Кл. рук.

Кл. рук

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

Профилактическая работа

Беседы с обучающимися, состоящими на учете

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Работа с родителями

Консультации для родителей

Администрация, кл. рук., социальный педагог

М А Р Т

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

Классные часы-диспуты «О красоте, моде и хорошем вкусе»

    В человеке должно быть всё прекрасно…

    В мире вредных привычек.

    Понять. Принять. Помочь.

Кл. рук.

«Моя Родина»

Праздник Широкой Масленицы

«За здоровый образ жизни»

«Зарница»

Учителя физ-ры

«Мир прекрасного»

Посещение музеев

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

Профилактическая работа

Беседы с обучающимися, состоящими на учете

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Работа с родителями

Консультации для родителей

родительские собрания

Администрация,

кл. руководители

Взаимо-

действие

с социумом

Профилактическая работа с привлечением правоохранительных органов и медицинской службы

Классн. рук.

А П Р Е Л Ь

Разделы

Мероприятия

Ответственные

Работа с учащимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

день смеха

Кл. часы «Согрей теплом души своей»

    Недаром помнит вся Россия.

    Великая должность – быть на Земле человеком.

Кл. рук.

«Моя Родина»

«За здоровый образ жизни»

Учителя физ-ры

Препод. ОБЖ

«Мир прекрасного»

Посещение музеев

Конкурсно-развлекательная программа «В гостях у Улыбки и Смеха» (в группе)

Кл. рук.

.

Ученическое самоуправление

Заседания Совета лидеров

Профилактическая работа

Беседы с обучающимися, состоящими на учете

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Работа с родителями

Консультации для родителей

Администрация, кл. рук., психолог.

М А Й

Разделы

Классные часы, Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

День семьи (проведение классных часов «Отогреться душой можно только у семейного очага»)

    Подвигу жить в веках.

    Тепло родного очага.

    Школа безопасности

Дорога войны (по плану)

Кл. рук.

«Моя Родина»

Кл. часы «Подвиги ратной славы»

Кл. рук.

«За здоровый образ жизни»

Спортивно-оздоровительные мероприятия

Учитель физ-ры

Преподаватель ОБЖ

«Мир прекрасного»

Посещение музеев

Кл. рук.

Ученическое самоуправление

Заседания и Совета лидеров

Профилактическая работа

Беседы с обучающимися, состоящими на учете

контроль посещаемости занятий и успеваемости

Работа с родителями

Консультации для родителей

родительское собрание.

Взаимодействие с родителями по организации летнего отдыха обучающихся

Администрация, кл. рук., психолог. служба

Взаимодействие

с социумом

Организация встреч с ветеранами ВОВ

Взаимодействие с Центром Занятости по организации работы подростков в летний период

кл. рук.

И Ю Н Ь

Разделы

Классные часы, Мероприятия

Ответственные

Работа с обучающимися по направлениям воспитательной деятельности

«Я – Человек»

День защиты детей

Кл. руководитель

«Моя Родина»

«За здоровый образ жизни»

родит.комитет

«Мир прекрасного»

Посещение музеев и театров

Кл. рук.

Анализ воспитательной деятельности за год, постановка целей и задач на новый учебный год, планирование.

Класс.рук.

Совет лидеров


Назначение, функции плана. Требования к планированию

  • Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы.

Предназначение плана -- упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.


План -- это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

План выполняет следующие функции :

  • -- направляющую, определяющую;
  • -- прогнозирующую;
  • -- координирующую, организаторскую;
  • -- контрольную;
  • -- репродуктивную (воспроизводящую);

Требования к плану

  • 1) Целенаправленность плана;

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие;

3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей;

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей;

5) Ориентация на комплексный характер планов;


  • 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;
  • При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;
  • Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы;
  • Реальность и разумная насыщенность плана.

Этапы планирования

  • -- составление педагогами проекта плана (его контуров);
  • -- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
  • -- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

  • -- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
  • -- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
  • -- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
  • -- передовой опыт страны, города, школы;
  • -- возможности родителей, общественности;

  • -- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
  • -- традиционные праздники учебного года;
  • -- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
  • -- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
  • -- традиции школы;
  • -- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
  • -- предложения педагогов, учащихся, родителей,

Виды и структура планов

  • Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны помогать в организации работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.

  • 1) По охвату содержания:
  • -- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
  • -- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;
  • -- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д,

  • 2) По длительности планируемого периода:
  • -- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
  • -- этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
  • -- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю;
  • -- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.

  • 3) В зависимости от субъекта планирования
  • -- индивидуальный планирует один человек;
  • -- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана.

  • 4) По масштабу планирования
  • -- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
  • -- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Виды планов

  • -- перспективный план, раздел годового плана работы школы;
  • -- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
  • -- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

  • - планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
  • -- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
  • -- планы подготовки и проведения общешкольных дел.

Структура плана

  • 1 . Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:
  • а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);
  • б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);
  • в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);
  • г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.

  • 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования :
  • --они вытекают из анализа работы;
  • --задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;
  • -- они конкретны и реальны для выполнения;
  • -- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;
  • -- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.

  • 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом .

Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы.

Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.


  • 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
  • 5. Работа с семьей, общественностью .

Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.

Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

Обязанности классного руководителя

По В. Вороному - автору учебных пособий, освещающих планирование, классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

Основные виды планов работы с учащимися

Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

Планирование работы с классом

Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

  1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.
  2. Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.
  3. Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.
  4. Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.
  5. Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.
  6. Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом - только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

Основные этапы формирования плана

План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

  1. Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.
  2. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.
  3. Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

  • проведение классных часов;
  • индивидуальное общение;
  • открытые уроки;
  • экскурсии;
  • подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;
  • творческие мастерские;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • встречи с интересными личностями;
  • игры.

К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

  • нравственное и этическое воспитание;
  • учебный процесс;
  • трудовое обучение;
  • физическое воспитание;
  • воспитание патриота и гражданина;
  • работа с «трудными» учениками;
  • работа с родителями;
  • формирование ЗОЖ учащихся;
  • профориентация.

Цели и задачи воспитательной работы

Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

В процессе формирования классному руководителю следует учесть необходимость:

  • обеспечения должного интеллектуального развития учеников;
  • гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);
  • культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);
  • эстетического развития;
  • социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);
  • организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);
  • учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);
  • совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

Основные направления и содержание работы с учащимися

Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.

После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

  • беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;
  • туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;
  • участие в субботниках, генеральная уборка класса;
  • уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;
  • беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;
  • контроль посещаемости (ежедневно);
  • учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о "трудных" учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

Требования к содержанию плана

Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

  • целенаправленность плана;
  • реальность;
  • применение различных форм работы;
  • творческий подход классного руководителя;
  • систематичность;
  • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.

 

 

Это интересно: