→ Урок внеклассного чтения. « Моцарт и Сальери» Проблема « гения и злодейства»

Урок внеклассного чтения. « Моцарт и Сальери» Проблема « гения и злодейства»

Трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери” очень противоречивое произведение: кому, как не самому Александру Сергеевичу знать, что такое зависть и каковы бывают её “плоды”. Для полного и подробного анализа произведения целесообразно знать основные вехи жизни и творчества писателя, его мировоззрение и жизненную позицию. В нашей статье вы найдёте все необходимую информацию по теме, включая историю создания, тему, идею и особенности композиции пьесы.

Краткий анализ

Год написания -1830 год.

История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы на 1832 год”. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.

Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.

Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.

Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.

Направление – классицизм (единство места, времени и действия).

История создания

По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу, так называемых “маленьких трагедий”, которых писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал – девять.

В двадцатые годы 19 века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии, миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.

Александра Сергеевича забавляла реакция публики на его творения, он любил художественную мистификацию, преднамеренно запутывал “следы”, ссылался на скандальные слухи. Трагедия – не что иное, как творческое видение автором человеческой зависти, а образы главных героев вторичны. Проблема человеческих судеб всегда занимала Пушкина, поэтому он равнялся на великих гениев, но создавал свою творческую правду. Нет исторического факта, подтверждающего то, что композитор Сальери отравил Вольфганга Амадея Моцарта, по этой причине произведение нельзя считать исторической трагедией. Первоначально автор планировал назвать трагедию “Зависть”, это просто и лаконично характеризовало смысл и суть действия.

Тема

Конфликт рационалистического и творческого – вечный сюжет в литературе. Трудолюбивый пожилой композитор Сальери видит в своей профессии математику, научный подход и тяжкий труд. Моцарт – молодой композитор, он не понимает своей гениальности, тратит талант впустую, наслаждается жизнью и сочиняет, как дышит. Несмотря на дружеские узы, Сальери мучается от зависти, принимает решение отравить Моцарта за то, что он тратит свой гений на пустяки, не понимает своей избранности, не благодарен небу за свою счастливую участь.

Зависть, как самая разрушительная вещь, становится главным двигателем сюжета. Один из самый страшных смертных грехов, которой является зависть, вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить собственного друга – молодого коллегу Моцарта. Основная мысль , то, чему учит это произведение проста: совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.

Композиция

Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.

Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.

Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.

Главные герои

Жанр

Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.

Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкино огромно и содержательно в смысловом и философском плане.

В “Моцарт и Сальери” анализ внутренней структуры и жанровых особенностей позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 352.

Произведение по жанровому направлению относится к трагедии, названной автором маленькой и созданной в соответствии с единством места, времени и действия в стиле классицизма. Творение является одной из составных частей пушкинского цикла, именуемого «Маленькие трагедии».

Основой для создания произведения служит легенда о смерти талантливого музыканта Вольфганга Амадея Моцарта, которая не имеет исторических доказательств, поэтому трагедия поэта не может являться историческим произведением.

Композиционная структура произведения состоит из двух действий и является традиционной, свойственной трагическому жанру, в котором монологи одного из героев Сальери имеют структурную окольцовку, обволакивающую действие пьесы. Внутренняя композиция трагедии представляет собой экспозицию в виде монолога Сальери, содержащего рассуждения об искусстве и собственной жизни, очевидную кульминацию в виде гибели одного из персонажей и философскую развязку.

Основной темой пьесы поэт рассматривает проявление взаимосвязанных человеческих чувств в виде зависти, таланта и упорного труда, рационализма и творчества, ремесленничества и гениальности.

В качестве стихотворного размера применяется шестистопный ямб, именуемый шекспировским.

Персонажи в произведении является вымышленными образами, условно совпадающими с реальными прототипами австрийским композитором Моцартом и итальянским музыкантом Сальери. Образ Моцарта используется поэтом в служебной роли для раскрытия истинной сущности второго героя в образе Сальери, при этом развитие характеров героев на всем протяжении повествования не происходит, а их натуры подвергаются испытаниям.

Содержание произведения подчеркивает противоположность образов персонажей, в которой Сальери символизирует человеческое самоутверждение, служителя искусства, а Моцарт олицетворяет небесные силы, отождествляющиеся в жизненной беспечности, бессознательности, дышащей гениальности в музыкальном творчестве, поскольку дружит с волею небесной и является сыном гармонии, предаваясь вольному искусству.

Центральное место в сюжетной линии отводится демонстрации человеческого негативного чувства в виде зависти, которая изображается поэтом в качестве самой разрушительной вещи, являющейся страшным смертным грехом, толкающим людей на совершение преступления.

произведения передает авторский замысел, заключающийся в проблеме внутреннего состояния человека, которую невозможно разрешить злодейскими поступками, что доказывается поэтом в виде торжества отравленного Моцарта над своим убийцей, утверждая несовместимость двух вещей: гениальности и злодейства.

Финальное заключение в трагедии звучит как реквием, погребальный гимн, созданный погибшим Моцартом, издающий дивную мелодию, вызывающую слезы и боль Сальери, считавшего себя борцом за восстановление справедливости ради служения искусству.

Вариант 2

В 1830 году, в самый плодотворный период болдинской осени, гений Пушкина рождает свету ”Моцарт и Сальери”. Маленькая трагедия, как характеризовал данный жанр сам поэт, стала одной из четырёх воплотившихся на бумаге. Вообще Пушкин планировал написать тринадцать трагедий. Но читателю знакомы только четыре - ”Скупой рыцарь”, ”Пир во время чумы”, ”Каменный гость” и ”Моцарт и Сальери”.

Произведение состоит из двух сцен, вследствие чего и появилось само название - маленькая трагедия. Но, несмотря на лаконичное изложение в трагедии, Пушкин поднимает глубокий вопрос древнейшего из человеческих пороков - зависти и иже с ней.

За основу взята легенда об австрийском композиторе Вольфганге Амадее Моцарте и его друге, итальянском музыканте, Антонио Сальери. Однако, действующие лица у Пушкина лишь условно совпадают с настоящими прототипами. Эта история помогла поэту излить на бумаге своё отношение к данному качеству людей и показать масштаб трагедии человеческой души. Кстати, после выхода в свет произведения, практически никто уже не сомневался в том, что Моцарт погиб именно от рук Сальери. Имя отравителя Сальери впоследствии общепризнанно стало нарицательным со значением ”завистник”.

Главный герой трагедии - Сальери. В то время, насколько бы странным это ни показалось, Моцарт - лицо второстепенное. Автор использует образ гения только для того, чтобы через него показать читателям всю низменность души Сальери, его гадкие мысли и помыслы. Исследуя внутренний мир главного героя, Пушкин обличает зависть, толкающую на преступление.

Повествование трагедии начинается в доме Сальери. В тот самый момент, когда в его душе происходит некоторый надлом. Сальери долго и упорно шёл к славе - учился красоте музыки и правильности построения мелодий, буквально ненавидит и по-чёрному завидует своему молодому другу и коллеге Моцарту, которому талант был дан при рождении. Его покидает былое спокойствие, поскольку он не в силах совладать с одарённостью.

В этот момент Сальери становится одержим новой идеей - он желает отравить Моцарта, невзирая на установившиеся между ними доверительные отношения. Поскольку завистник считает молодое дарование ”ошибкой природы”, которое не приложило ни капли усилий для достижения таких высот, а также абсолютно не ценит свой талант и разбазаривает его впустую.

По замыслу Пушкина Сальери являет собой человеческое самоутверждение, достигнувшее всего кровью и потом, тогда как Моцарт - это олицетворение высших, небесных сил. Противостояние этих сил неизбежно, и здесь Сальери раскрывается полностью, обличая своё грязное нутро. Однако, Моцарт даже не подозревает о том, что творится в душе товарища. Ему нравится общество друга, он чист пред ним как ребёнок.

Несмотря на то, что Моцарт - второстепенный персонаж, главную мысль в финале трагедии произносит именно он: ”гений и злодейство - две вещи несовместные”. Эта фраза, сказанная умирающим гением окончательно растаптывает душу Сальери. Только теперь он осознаёт, что совершил величайшую ошибку в своей жизни и понимает, что вместе с другом он убил в себе гения, теперь и ему незачем жить. Погибший от его рук талант останется жить вечно в сердцах людей, а он будет забыт.

Лирический образ Моцарта стал своеобразным отождествлением с самим поэтом, ему также хорошо была знакома зависть. Пушкин прекрасно понимал, насколько этот гнусный порок - зависть - коварен, как она разрушает дружбу и разъедает сердца.

Несколько интересных сочинений

    В каждом селе есть дома, в которых люди живут скромно, а есть дома побогаче. Однако, если в селе есть мастер на все руки, то там обязательно будет дом, который будет отличаться от всех остальных домов своей красотой

  • Семья Ростовых и семья Болконских (сравнительная характеристика) в романе Толстого Война и мир сочинение

    Для Льва Толстова семья – важнейшая основа для становления человека в обществе, в жизни. В романе представлено множество семей, которые отличаются друг от друга степенью знатности, укладом жизни, традициями, мировоззрением.

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

  • Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

  • Характеристика и образ Лидии Михайловны в рассказе Распутина Уроки французского сочинение

    Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

Предлагаю проанализировать трагедию «Моцарт и Сальери», так как, во-первых, в ее основе нет исходного литературного текста, знание которого было бы желательно при анализе; во-вторых, это загадочное произведение до сих пор толкуется по-разному; в-третьих, это одно из самых гениальных творений драматургии.

Проблемный вопрос: Почему Сальери отравил Моцарта?

Кажется, ответ так прост: из-за зависти. Ответ правильный, но это первая глубина понимания. Попробуем прочесть глубже, ведь у Пушкина все так гениально просто и так сложно, как сама жизнь. Трагедия начинается с большого монолога Сальери. Уже первая фраза есть богохульство:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и вы ш е.

Анализируют этот монолог, можно отметить, что перед нами проходят этапы жизни Сальери: «Я слушал и заслушивался»; «я сделался ремесленник»; » .. Я ныне завистник».

1. Жизненный путь Сальери — это медленное восхождение к вершинам мастерства. Наделенный любовью к музыке, тонко чувствующий гармонию и способный к искреннему наслаждению ею, он посвятил жизнь изучению тайн музыки.

2. Он «сделался ремесленником». Обращаемся к статье толкового словаря и видим, что в данном контексте это слово звучит с несколько негативным опенком. В переносном значении ремесленник — человек, не вкладывающий в свою работу творческой инициативы, действующий по сложившемуся шаблону. Но не будем уподобляться тем критикам, которые утверждают, что, называя Сальери ремесленником, Пушкин показывает его малоодаренным музыкантом, завидующим гению. Это не трагедия бездарности и таланта! Сальери в трагедии — одаренный музыкант, а его реальный прототип Антонио Сальери — учитель Бетховена, Листа, Шуберта. Ремесленничество для Сальери стало подножием к искусству, самоуничижительное «Я сделался ремесленник» — это цена, которая заплачена за известность.

З. Счастье, слава, покой пришли к Сальери благодаря «трудам, усердию, моленью». Это награда за преданность искусству:

я счастлив был …

А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую.

Почему чувство зависти в нем родилось именно к Моцарту? Ведь рядом с Сальери на вершине музыкальной славы Глюк, Гайдн, Пиччини. И мелочное чувство зависти, и протест против высшей несправедливости в словах Сальери:

— О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного? ..

Почему Сальери называет Моцарта «безумцем, гулякой празднын»?

Сальери наделен редким талантом понимать и тонко чувствовать музыку, но очень редко посещает его «творческая ночь И вдохновенье». Легкость, «глубина», «смелость», «стройность» творений Моцарта кажутся ему не результатом напряженного духовного труда, а праздностью, дарованной свыше.

Кстати, любопытно, что большинство критиков соглашаются с Сальери в этом и пытаются, словно оправдывая Пушкина, объяснить, почему автор изобразил гениального композитора праздно творящим. А ведь Моцарт опровергает мнение о его праздности:

Намедни ночью

Бессонница моя меня томила,

И в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня я их набросал.

Не просто случайная бессонница, а моя бессонница, это моя как спутница творца. Итак, первый монолог Сальери есть завязка трагедии, но он же является кульминацией терзаний Сальери, которые уже давно мучат его душу: как же унизительно признаться «Сальери гордому», что ныне он завистник! И вот маленькая трагедия стала глубже, содержание ее раздвинулось, «включая дотрагическое действие-«,

Перед нами второй монолог Сальери. Этот монолог — оправдание замысла убийства: «Я избран, чтобы его остановить». Что же совершает Моцарт, с точки зрения Сальери, чтобы нужно было его остановить? Да, музыку можно «разъять, как труп», поверить алгеброй гармонию, можно понять, как создано прекрасное творение, но нельзя научить божественному вдохновению. «Мы все, жрецы, служители музыки». А Моцарт — творец:

«Ты, Моцарт, бог».

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты еще достигнет? ..

Наследника нам не оставит он.

Сколько ни вчитывайся в этот монолог, он — попытка оправдать убийство для самого себя. Злодейство нуждается в высоких аргументах, потому-то монологи Сальери так многословны в этой маленькой трагедии. Сальери завидует именно Моцарту, потому что понимает: он сам не сможет научиться тому, чем владеет гений — творению (не творчеству — творению).

Первая причина убийства названа — глубокая, скрываемая от всех, разрушающая душу зависть. Но есть и вторая. Процитирую дословно мнение ребят: «Сальери бесит поведение Моцарта», Грубо по форме, но точно по содержанию.

Моцарт привел к Сальери слепого скрипача. Он хохочет: скрипач играет «из Моцарта». А вот Сальери не смеется. Здесь нет зависти. Здесь другое. Ему не смешно, когда «фигляр презренный» играет в трактире божественную музыку Моцарта, потому что Сальери относится к музыке как к высокому нетленному искусству, не для всех доступному. А бедный слепой старик-скрипач талантлив, хотя, как утверждают критики, фальшивит. Фальшивит или нет, судить не нам, мы не искусствоведы, мы читаем Пушкина сами, а у него Моцарт говорит: « … привел я скрипача, чтоб угостить тебя его искусством». Моцарт легко раздвигает священные для Сальери границы избранных жрецов музыки.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире, и Моцарт уходит домой сказать жене, чтобы его она к обеду не дожидалась. У Пушкина ни одного лишнего слова. Ни одного лишнего движения. Почему он отправляет Моцарта домой?

Что ты сегодня пасмурен? ..

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Признаться,

Мой Requiem меня тревожит.

Какие два смысла можно прочесть в этой фразе? Мой реквием — произведение Моцарта; мой реквием — реквием для Моцарта, о Моцарте.

Почему он принял заказ написать музыку, полную напоминания о смерти? Звучат мнения о желании попробовать себя в новом жанре, о том, что Моцарт надеялся заработать, так как у него всегда были финансовые трудности … Последние слова Моцарта перекликаются со всей трагедией:

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать; никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни …

Сам Моцарт, «избранный, счастливец праздный», хорошо знал, что такое нужда низкой жизни. Сальери прогоняет слепого скрипача, а Моцарт не забывает заплатить: «Постой же: вот тебе, пей за мое здоровье». Музыка на заказ — это и средство существования семьи. Отправляясь в трактир, он предупреждает о том жену, чтоб не ждала: не беспокоилась, а может быть, и не тратилась излишне на обед. Для Моцарта, как и для Пушкина, высокое искусство — это не только божественный дар, наслаждение, но это еще и средство существования в той «низкой» жизни, где тоже есть счастье, семья, друзья … Чтобы не быть голословными, прочитаем фрагменты из писем Пушкина Плетневу: «Деньги, деньги … Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии. Делать нечего: придется печатать мои повести. Перешлю тебе на второй неделе, а к Святой и тиснем … »

Для Сальери неприемлемо такое отношение к искусству, искусство и обыденная жизнь — несовместимы. Для Моцарта это две стороны его жизни. Способность творить божественную музыку и способность дружить, любить, быть заботливым, внимательным, веселым, тревожным … Сальери знает только одну страсть — искусство. Вспомним: последний подарок возлюбленной Изоры — яд. Разве не странно? Хороша любовь, если любимая дарит яд, хороша дружба, если в чаше яд! Сальери разделяет жизнь человека и жизнь композитора. И если Моцарт-композитор вызывает в нем восторг и зависть, то Моцарт-человек- ненависть. Вполне возможно, что самое гениальное в Моцарте — это соединение человеческого и божественного дара. Мы смотрим на картину Врубеля, изобразившего Моцарта и Сальери в трактире: Сальери демоничен (вспомним: « … нет правды на земле. Но правды нет — и выше»).

Убийство — кульминация трагедии. «И больно и приятно, как будто тяжкий совершил я ДОЛГ … » Что ж, трагедия Моцарта закончена. Проходит всего лишь несколько мгновений, может быть, минут покоя, и вот начинается новая трагедия — трагедия Сальери:

Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Эти слова — развязка этой маленькой трагедии, но они являются началом новой трагедии. Рухнули высокие аргументы о высоком долге, избранности. Начинается трагедия талантливого музыканта, тонкого ценителя искусства, гордого, но в то же время человека с темной душой завистника, убийцы. Трагедия Пушкина становится еще глубже, так как она распространяется на послетрагическое пространство.

Подведем итоги:

— в каждой «Маленькой трагедии» Пушкин-драматург в малом текстовом пространстве слил воедино реальную жизнь, философские размышления, автобиографические впечатления;

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема : Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

Цели урока. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери». Развивать умение анализировать драматическое произведение.

Задачи:

Образовательные - п ознакомить с историей создания трагедии, ее композиционными особенностями историей жизни прототипов художественного мировидения, двумя типами мировосприятия, олицетворенных в персонажей пьесы.

Развивающие - р азвивать представление о жанре трагедии, навыки анализа содержания художественного произведения, выстраивать устное высказывание на заданную тему с использованием элементов технологии критического мышления.

Воспитательные - осознание нравственных ценностей как основы человеческих взаимоотношений и человеческой жизни; осознание ценности человеческой жизни, радости творчества труда как его основы, веры в человеческие возможности, приобщение к классической музыке.

Тип урока : Урок усвоения новых знаний с элементами компаративного анализа.

Оборудование:

Репродукция портрета А.С.Пушкина

Видеофрагмент из х/ф «Амадей» Милоша Формана

Видеофрагменты из рок-оперы «Моцарт» Дова Аттья и Альбера Барона Коэна

Аудиозапись композиций Моцарта «Реквием» и «Соната №6»

Аудиозапись композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»

Ход урока

I. Организационный этап

II. Объявление темы и задач урока

III. Мотивация учебной деятельности:

Слово учителя:

Моцарт и Пушкин – 2 гения: Моцарт – гений музыкального искусства, а Пушкин - художественного.

«Солнце русской поэзии» - писал Белинский о Пушкине. «Вечный солнечный свет»- называл Рубинштейн Моцарта.

IV. Этап усвоения новых знаний:

1. Из истории создания «Маленьких трагедий»

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается презентацией – Приложение 2)

В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», которые составляли отдельный цикл «Маленькие трагедии».

Запись в тетрадях: Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами (по композиции, сюжете, системе образов, идейно-тематическим признакам: цель каждой трагедии развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество).

Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

В «Маленьких трагедиях» показаны всепоглощающие душу человека страсти или пороки:

Гордость;

Жадность;

Зависть;

Чревоугодие;

Гнев.

В «Скупом рыцаре» отразилось средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная испанская легенда о Дон-Жуане, живущем только для себя, не считающемся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие – все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» – философское размышление о поведении человека перед опасностью смерти.

2. Определение темы трагедии «Моцарт и Сальери»

Какая же тема раскрыта в трагедии «Моцарт и Сальери»? (В «Моцарте и Сальери» раскрылась губительная сила зависти).

Тема – художественное творчество и зависть как всепоглощающая душу человека страсть, приводящая его к злодейству. Сохранилось первоначальное название трагедии «Зависть», во многом определяющее ее тему.

3. История создания и основа сюжета трагедии

Трагедия была написана в 1830 году, но замысел относился ещё к 1826 году. Впервые напечатана в 1831 году.

В основу сюжета Пушкин положил широко известные в то время слухи, будто известный Сальери отравил из зависти гениального Моцарта.

Смерть Моцарта окутана тайной. Моцарт умер в 1791 году, в тридцатипятилетнем возрасте, и многие современники были уверены, что его отравили. Сальери дожил до глубокой старости, последние годы мучился душевными расстройствами и не раз каялся в том, что отравил Моцарта. Несмотря на то, что некоторые знакомые обоих композиторов и биографы Моцарта отрицали возможность этого преступления, вопрос до сих пор остается не решенным окончательно. Гаушкин считал факт отравления Моцарта его лучшим другом Сальери установленным и психологически обоснованным.Антонио Сальери в свое время был известным композитором, написавшим довольно много произведений, при этом есть исторические свидетельства, что гениальному Моцарту он завидовал достаточно сильно. Но НЕ ДОКАЗАНО, что Сальери отравил Моцарта, или хотя бы что он имел такой замысел. Достоверно известно только, что Моцарт умер от какой-то странной болезни, давшей осложнения на мозг, перед смертью много бредил и все время повторял "Черный человек" (человек, подошедший к нему на улице и заказавший "Реквием"). Главным аргументом является признание самого Сальери осенью 1823 года в том, что он отравил Моцарта, после чего Сальери пытался перерезать себе бритвой горло. Однако признания Сальери можно истолковать и как доказательства его невиновности. По мнению многих, Сальери был болен психически и сделал свое признание в бреду. Будь он в здравом рассудке, для чего ему было делать роковое признание? Совесть замучила? Почему же она заговорила в нем спустя тридцать с лишним лет? Да и сама попытка самоубийства свидетельствует о помраченном состоянии рассудка композитора. Однако некоторые исследователи утверждают, что замысел самоубийства созрел у него давно, и «помутнения рассудка», как пытались заверить общественность газеты, у него, конечно же, не было.

На похороны Моцарта Сальери не пошел. И жены Моцарта тоже не было - она в тот момент очень сильно болела и не могла встать. Обвинители Сальери указывают на то, что Моцарт был похоронен по "третьему разряду" - в общей могиле с бродягами и преступниками; при погребении тела не присутствовал никто из родственников и знакомых композитора. Сделано это было якобы для того, чтобы потом нельзя было отыскать могилы Моцарта, если кому-то вздумалось бы провести эксгумацию. На эти доводы тоже есть возражения. Судебная токсикология как наука реально возникла лишь в середине XIX века, а во времена Моцарта отравителям (если таковые были) и в голову не приходило опасаться эксгумации. Ну, а причина того, что участники похоронной процессии повернули с половины пути, возможно, заключается в том, что они не желали присутствовать при позорном погребении гения. Заметим кстати, что жителям Вены сообщили о смерти Моцарта только после похорон. Сейчас местонахождение могилы Моцарта неизвестно, и тайна его смерти, скорее всего, никогда не будет раскрыта.

4. Постановка проблемного вопроса:

Что же послужило причиной возникновения споров о смерти Моцарта?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, следует проанализировать образы композиторов и сравнить их с историческими прототипами.

5. Сообщение подготовленного ученика об А.Сальери

Сальери был учеником великого К. В. Глюка, который даже поручил ему написать вместо себя оперу «Данаиды» (1784 г.) для Парижской академии.

Всего Сальери создал свыше 40 опер, среди которых «Тарар» на либретто П. Бомарше, поставленный в Париже в 1787 г. Слава Сальери как композитора росла и распространилась по всей Европе. Людовик XVIII наградил его орденом Почётного легиона. Помимо опер им написано пять месс, реквием, симфония, концерт для органа и два концерта для фортепиано, а также оратории, кантаты и мотеты.

Кроме того, Сальери получил известность как блестящий педагог. Он воспитал более 60 учеников, среди которых Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. В 1817 г. музыкант стал первым директором Венской консерватории. Умер 7 мая 1825 г. в Вене.

К сожалению, о вкладе Сальери на долгое время незаслуженно забыли из-за легенды об отравлении им В. А. Моцарта, использованной А. С. Пушкиным в «Маленьких трагедиях».

6. Историческая справка:

1) Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ - знаменитый французский драматург и публицист.

Мария-Мадлена Франке, 30-летняя красавица, жена дряхлого контролера отчетности на кухне французского короля, увлеклась юным часовщиком. В итоге контролер уступил Пьеру Карону свою должность. Старик Франке умирает, и молодой Карон женится на его вдове. С этой поры сын часовщика получает дворянский титул и увеличивает свою фамилию прославленной им прибавкой - Бомарше. Менее чем через год после свадьбы - 29 сентября 1757 года супруга умирает. Враги утверждают, что Бомарше отравил ее. Однако вряд ли это так, ибо все имущество переходит к родственникам, и Бомарше опять почти нищ.


2) Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Слова Сальери о Микеланджело Буонаротти напоминают нам о довольно известной легенде, согласно которой Микеланджело, расписывая один из соборов Ватикана, умертвил натурщика, чтобы правдоподобнее изобразить муки умирающего Христа.

7. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Сальери

8. Сообщение подготовленного ученика о В.А.Моцарте

Героями трагедии являются реальные люди: австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) и итальянский композитор, дирижер, педагог Антонио Сальери (1750-1825).

Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор. Моцарт сочинял музыку с пяти лет. В четырнадцать – стал придворным музыкантом в Зальцбурге. Затем жил и работал в Вене. Бывал в Италии, был избран членом Филармонической академии в Болонье. В 1787 году состоялось первое представление в Праге его оперы «Дон-Жуан». В следующем году она была поставлена в Вене, здесь присутствовал Сальери.

Высокую гармонию, изящество, благородство, гуманистическую направленность произведений Моцарта отмечали его современники. Критики писали, что его музыка «полна света, мира и душевной ясности, как будто земные страдания пробуждали только одни Божественные стороны этого человека, а если по временам и проносится тень скорби, то в ней виден душевный мир, проистекающий из полной покорности Провидению». Музыка Моцарта самобытна и оригинальна. Он создал 628 произведений, в том числе 17 опер: «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта» и др.


9. Проверка д/з: цитатный план-характеристика образа Моцарта

10. Составление сравнительной таблицы «Моцарт - Сальери»

11. Просмотр и анализ видеофрагмента:

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из х/ф «Амадей» чешско-американского кинорежиссера Милоша Формана. Ваше задание – ответить на вопрос: «В чем главное отличие героев фильма от персонажей трагедии?» (Моцарт, герой фильма, насмехается над Сальери, чего не скажешь о персонаже трагедии).

Итак, А.С.Пушкин наделяет своих героев уважением друг к другу, исключает насмешки и иронию, а значит, они не однозначны.

12. Приём перекрёстной дискуссии :

Учащиеся делятся на две группы: 1 – находит положительные и отрицательные черты Моцарта, 2 – Сальери.

13. Подведение промежуточного итога:

Чем отличается талант от гениальности? (Талант – выдающиеся способности; Гениальность - высшая творческая способность, вдохновение)

Какой образ является воплощением таланта, а какой – гениальности? (Сальери – талант, Моцарт - гениальность)

14. Проблемный вопрос:

Почему же так труден его путь к совершенству?

15. Прослушивание и анализ композиций:

1) Прослушивание аудиозаписи композиции Сальери «Armonia per in templo della notte»;

2) Словесное рисование;

3) Прослушивание аудиозаписи композиции Моцарта «Соната №6»:

Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказали, что музыка австрийского композитора Моцарта оказывает на людей сильное оздоровительное воздействие: повышает умственные способности, увеличивает концентрацию внимания, оказывает благоприятное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, даже эпилепсии, помогает избавиться от душевных проблем, улучшает речь и слух. Известен случай, когда музыка подарила жизнь умирающему 78-летнему маршалу Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который, прослушав на смертном одре любимый концерт, пошел на поправку и прожил еще 14 лет.

4) Словесное рисование.

5) Беседа (сравнительный анализ композиций).

Что же посеяло зависть в душе Сальери?

16. Составление аналитических схем:

1) «Путь Сальери-композитора»;

2) «Путь Моцарта-композитора»;

3) Подведение итога

(Моцарт наделен даром с самого рождения, а Сальери пришлось упорно трудиться, чтобы достичь славы)

17. Просмотр и анализ видеофрагмента рок-оперы «Моцарт»:

1) Слово учителя:

Это французский мюзикл производства Дова Аттья и Альбера Барона Коэна, посвященный истории жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Он считается одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 гг., с числом проданных билетов более 800 000. Этот спектакль посмотрели не только во Франции, но и в Бельгии, Швейцарии, Украине, России, Японии и Корее.

2) Компаративный анализ персонажей трагедии и рок-оперы:

Как выглядят современные композиторы, по мнению режиссеров?

Меняет ли это суть конфликта между ними?

3)Проблемный вопрос:

Почему история взаимоотношений Моцарта и Сальери до сих пор остается актуальной?

V. Подведение итогов урока:

1. Ответ на проблемный вопрос урока:

- «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

2. Рефлексия

Чему научила нас трагедия А.С.Пушкина сегодня? (Не нужно завидовать, не нужно бояться трудностей, нужно быть смелым, действовать по-человечески)

4. Оценивание деятельности учащихся

5. Д/з: написать эссе «Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»).

6. Итоговое слово учителя:

Завершить наш урок я бы хотела так же, как и завершил свою трагедию А.С.Пушкин: композицией Моцарта «Реквием».

Реквием – 1. заупокойное богослужение у католиков; 2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения.

(Звучит аудиозапись).

«Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием обществу, которое погрязло в зависти, сплетнях, стремлении к материальным благам.

«Нет правды на земле…» - приговор «ужасному веку» и « ужасным сердцам». Правда будет только тогда, когда человечество искоренит в себе данные пороки. Давайте стремиться к идеалу.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


(Иллюстрация И. Ф. Рерберг )

Моцарт и Сальери - второе произведение А. С. Пушкина из цикла маленькие трагедии. Всего автор планировал создать девять эпизодов, но не успел осуществить свой замысел. Моцарт и Сальери написано на основе одной из существующих версий гибели композитора из Австрии - Вольфганга Амадея Моцарта. Замысел написания трагедии возник у поэта задолго до появления самого произведения. Он несколько лет вынашивал его, собирал материал и обдумывал саму идею. Пушкин для многих продолжал в искусстве линию Моцарта. Он писал легко, просто, с вдохновением. Именно поэтому тема зависти была близка поэту, также как и композитору. Разрушающее человеческую душу чувство не могло не заставить его задуматься над причинами его появления.

Моцарт и Сальери - произведение, открывающее самые низшие человеческие черты, обнажающее душу и показывающее читателю истинную натуру человека. Идея произведения - раскрытие перед читателем одного из семи человеческих смертных грехов - зависти. Сальери завидовал Моцарту и движимый этим чувством ступил на путь убийцы.

История создания произведения

Задумана трагедия и предварительно набросана была в селе Михайловском в 1826 году. Она является второй по счету в сборнике маленьких трагедий. Долгое время наброски пылились у поэта на его рабочем столе, и лишь в 1830 году трагедия полностью была написана. В 1831 году она была впервые опубликована в одном из альманахов.

При написании трагедии Пушкин опирался на газетные вырезки, сплетни и рассказы обычных людей. Именно поэтому, нельзя считать произведение «Моцарт и Сальери» исторически верным с точки зрения правдивости.

Описание пьесы

Пьеса написана в двух действиях. Первое действие разворачивается в комнате Сальери. Он рассуждает о том, есть ли на земле истинная правда, о своей любви к искусству. Далее к его беседе присоединяется Моцарт. В первом действии Моцарт рассказывает другу о то, что сочинил новую мелодию. Он вызывает зависть и чувство неподдельной злости у Сальери.

Во втором действии события разворачиваются более стремительно. Сальери уже принял решение и несет своему другу отравленное вино. Он считает, что Моцарт больше ничего не сможет принести музыке, после него не будет тех, кто сможет также писать. Именно поэтому, по мнению Сальери, чем раньше он уйдет из жизни, тем лучше. И вот в последний момент он передувает, колеблется, но уже поздно. Моцарт выпивает яд и отправляется в свою комнату.

(М. А. Врубель "Сальери всыпает яд в бокал Моцарта", 1884 )

Главные герои пьесы

В пьесе всего три действующих героя:

  • Старик со скрипкой

У каждого персонажа есть свой характер. Критики отмечали, что герои не имеют ничего общего с их прототипами, именно поэтому, можно смело говорить о том, что все действующие лица трагедии вымышленные.

Второстепенный герой, написан по образу жившего ранее композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его роль в произведении раскрыть сущность Сальери. В произведении он предстает жизнерадостным, веселым человеком, обладающим абсолютным слухом и настоящим даром к музыке. Не смотря на то, что его жизнь трудна, он не теряет любовь к этому миру. Также существует мнение, что Моцарт дружил с Сальери много лет и не исключено, что также он мог завидовать ему.

Полная противоположность Моцарта. Мрачный, хмурый, недовольный. Он искренне восторгается произведениями композитора, но зависть, которая закрадывается в душу, не дает покоя.

«....когда священный дар,

Когда бессмертный гений - не в награду

Любви горящей, самоотверженья

Трудов, усердия, молений послан, -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного!.. О Моцарт, Моцарт! …»

Зависть и слова композитора об истинных служителях музыки порождают в Сальери желание убить Моцарта. Однако, содеянное не приносит ему удовольствия, ведь гений и злодейство вещи не совместимые. Герой является близким другом композитора, он всегда находится рядом и тесно общается с его семьей. Сальери - жестокий, безумный, охваченный чувством зависти. Но, не смотря на все отрицательные черты, в последнем действии в нем просыпается что-то светлое и в попытках остановить композитора, он демонстрирует это читателю. Сальери далек от общества, он одинокий и угрюмый. Пишет музыку для того, чтобы прославится.

Старик со скрипкой

(М. А. Врубель "Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача", 1884 )

Старик со скрипкой - герой олицетворяет собой настоящую любовь к музыке. Он слеп, играет с ошибками, этот факт злит Сальери. Старик со скрипкой талантлив, он не видит нот и публики, но продолжает играть. Несмотря на все сложности, старик не отказывается от своей страсти, показывая тем самым, что искусство доступно всем.

Анализ произведения

(Иллюстрации И. Ф. Рерберг )

Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.

Главная мысль произведения - истинное искусство не может быть безнравственным. Пьеса обращена к вечным вопросам жизни и смерти, дружбы, человеческих взаимоотношений.

Выводы пьесы Моцарт и Сальери

Моцарт и Сальери - знаменитое произведение А. С. Пушкина, собравшее в себе воедино реальную жизнь, философские размышления, автобиографические впечатления. Поэт верил, что гений и злодейство - вещи несовместимые. Одно не может существовать с другим. В своей трагедии поэт наглядно показывает данный факт. Несмотря на свою краткость, произведение затрагивает важные темы, которые в сочетании с драматическим конфликтом создают уникальную сюжетную линию.

 

 

Это интересно: