→ Немецкий ученый ницше считал что идеал буддизма. Политико-культурная концепция фридриха ницше. Политико-культурная концепция Фридриха Ницше

Немецкий ученый ницше считал что идеал буддизма. Политико-культурная концепция фридриха ницше. Политико-культурная концепция Фридриха Ницше

Основная цель упоминания моего любимого западного философа в этом контексте – познакомить вас с одной из его идей, которая объясняет определяющую характеристику буддийского пути. Мне кажется, что с точки зрения буддизма, работы Ницше содержат самую важную из всех традиций мысли, которые были созданы на Западе. Следовательно, я собираюсь вкратце обрисовать жизненный путь и труды Ницше, а затем сравнить его центральное представление о сверхчеловеке или высшем человеке – и смежные идеи, особенно касающиеся непрерывного процесса эволюции внутри личности – с буддизмом как воплощением или примером этого постоянного эволюционного процесса.

Всякий раз, когда щенок пытается убежать от круга, он получает укус от старейшин, чтобы научить его оставаться там, где он безопасен. Ясно, что он проводит сравнение между тем, как морские львы и люди учатся через страдания и ограничивают волю в себе и других.

Шопенгауэр утверждал против использования местоимения «это», когда речь идет о животных, поскольку это приводит к тому, что они рассматриваются как простые объекты. Это находится в полном несогласии с Декарт, который думал, что животные были автоматами без ощущения. В то время как Декарт сказал, что нет большей ошибочной ошибки, чтобы думать, что животные имеют души, Шопенгауэр писал: «Тот, кто жесток к живым существам, не может быть хорошим человеком». Для Шопенгауэра животные живут в более простой, непрерывный настоящий момент, как учит буддизм.

Я познакомился с работами Ницше в возрасте примерно восемнадцати лет, в начале армейской службы, когда я все еще был в Англии. Однажды, великолепным летним днем, воспользовавшись выходным, я отправился на Бокс-хилл, известное своей живописностью место в Сюррее, лег на траву под сияющим солнцем и стал читать «Так говорил Заратустра». Сочетание глубокомысленности и прекрасной поэзии в этой самой известной и популярной из работ Ницше произвело на меня столь огромное впечатление, что, когда я поднял глаза, мне почти показалось, что его слова были написаны алыми буквами на голубом небе. С того самого дня я пристрастился к Ницше и снова и снова возвращался к его книгам.

Животные также неспособны абстракции, необходимые для нанесения вреда другим с помощью сложных технологий. Подобно Ницше, есть романтизм для более простого, более аутентичного прошлого, разделенного с Руссо, трансценденталистами, а также с древними китайскими даосами.

Фридрих Вильгельм Ницше, великий усатый, пришел из длинной очереди протестантских лютеранских проповедников, на пять поколений на стороне отца. К сожалению, отец Ницше умер, когда ему было пять лет, страдая физически и умственно от изнурительного безумия. Ницше, как мальчик, задавался вопросом, почему и его отец, страстный проповедник, которого любит общество, и старший брат страдал и умер без видимой причины, несмотря на то, что он христианин. Хотя его семья отправила мальчика в школу, чтобы стать проповедником и теологом, подобно Гегелю, Хайдеггеру и многим другим немецким мыслителям Ницше восстала и повернулась к философии после непродолжительного интереса к математике.

Жизнь Ницше

Фридрих Ницше родился в Германии в 1844 году в семье лютеранского пастора. (На самом деле именно Ницше сказал, что лютеранский пастор был отцом немецкой философии). Его отец умер в 1849 году, и Ницше провел остаток детства в окружении женщин – матери, сестры, бабушки и двух незамужних теток, – до тех пор, пока его не отправили в пансион. Он учился в университетах Бонна и Лейпцига, где изучал классическую филологию и был назначен на кафедру филологии в Базеле в возрасте 24 лет, еще даже не закончив образования, по рекомендации выдающегося ученого и филолога Ричла, на которого произвели глубокое впечатление студенческие работы Ницше. В Базеле Ницше особенно заинтересовался философией Шопенгауэра и музыкой Вагнера и в 1872 году опубликовал свою первую книгу, «Рождение трагедии». За ней последовали другие работы, но в 1870 году, когда ему было всего 35 лет, он отказался от своего университетского поста, прервал свою ученую карьеру и в дальнейшем провел большую часть своей активной жизни в Швейцарии и Италии.

Ницше также изучал и преподавал филологию, теперь забытый предмет, подобный социальной и антропологической лингвистике. Он был близок со многими своими коллегами-профессорами и часто посещал композитора Вагнера и его жену Козиму в соседнем Люцерне. Сначала Ницше почитал Вагнера, написав, что он был одним из великих гениев эпохи, а двое связаны любовью Шопенгауэра. Вагнер прочитал «Рождение трагедии» Ницше и написал Ницше, что Ницше вместе со своей женой был самым близким человеком. Затем Вагнер стал все более прохристианским, немецко-националистическим и антисемитским, и его музыка стала полной вспышки и пышности.

Он вел крайне одинокую жизнь; на самом деле, ни одного человека не могут не тронуть детали его изолированной и полной боли жизни. Он почти полностью был посвящен самому себе и не понят никем, кроме одного или двух своих друзей, с которыми он переписывался. Он был также психически нездоров и по временам испытывал почти невыносимые мучения. Он продолжал писать до 1888 года, а в период между 1883 и 1885 годами создал «Так говорил Заратустра». Но эта работа не получила практически никакого признания. Когда вышла четвертая часть книги «Так говорил Заратустра», было продано лишь несколько десятков экземпляров. А в 1889 году Ницше сошел с ума и умер, не оправившись от этого состояния, в 1900 году, в возрасте 55 лет.

Ницше, совершенно против традиционной религии, национализма и антисемитизма, написал Вагнеру, умоляя его увидеть свет. Вагнер ответил молчанием, и дружба закончилась великой скорбью Ницше. В то время как Вагнер обожал первую книгу Ницше «Рождение трагедии», ее избегали ученые и игнорировали общественность. Ницше утверждал, что древние греки были не просто рационалистами, как это часто говорилось во времена Ницше и до сих пор. Он утверждал, что в греческом обществе было два противоположных штамма, аполлонский и дионисийский.

Аполлон был древнегреческим богом знания, а Дионис был богом экстаза, опьянения и трансформации. Напомним, что друг Сократа посетил Оракул Аполлона, где узнал, что никто в Афинах не мудрее Сократа, которого очень любил Ницше. Ницше предполагает, что уважение как порядка, так и хаоса вполне человеческое, а развивающиеся общества не просто становятся разумными, но и стремятся как сдерживать, так и избегать сдержанности, категорически понимать и превосходить категорическое понимание, участвуя как в науке, так и в искусстве.

Что касается мыслей Ницше, к ним едва ли применимо слово «философия». Ницше выдвинул несколько ослепительных идей, которые, несомненно, связаны между собой – или, по крайней мере, основные из них связаны. Тем не менее, он не ставил себе целью прийти к логически полному истолкованию всего существования или опыта в целом. Его великие предшественники – Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр – предпринимали попытки создания систематической философии, но Ницше не был систематизатором. Он не стремился воздвигнуть одинокое гигантское здание мысли, в котором может уместиться все. На самом деле, он настаивал на иконоборческом парадоксе, согласно которому «стремление к системе – это стремление к утрате целостности» 56 .

В гегельянских терминах мы стремимся к пониманию замкнутости и стабильности, парадоксально стремясь к открытости и свободе разума. Ницше особенно восхищался Гераклитом, которого он считал ближе к собственному мышлению, чем любой другой мыслитель. Ницше также отождествлял мысль Гераклита с Шопенгауэром и цитировал Шопенгауэра в объяснении философии Гераклита. Ницше, как и Гераклит, наслаждался сравнением людей с обезьянами, смирял нас и побуждал нас развиваться дальше того, что мы есть, написав: «Если Бог создал мир, то Он сделал человека Своей обезьяной, чтобы обеспечить постоянное развлечение во время Его чрезмерно вечных».

Следовательно, за исключением «Так говорил Заратустра», все поздние работы Ницше – это просто цепочки афоризмов. Можно сказать, что Ницше – мастер афоризма. По-видимому, никто другой не сумел сказать так много в столь немногих словах. Его единственный возможный противник, насколько я могу судить, – это Уильям Блейк с его «Адскими притчами» из «Бракосочетания Рая и Ада», и там Блейк, возможно, еще более лаконичен, чем сам Ницше. Но это была единственная попытка Блейка писать в данной форме. Он написал «Адские притчи», когда был довольно молод, а с возрастом стал гораздо боле многословен. Ницше же, напротив, стал чрезвычайно афористичен и искрометен, разрушителен и мятежен с возрастом, и его высказывания все больше и больше походили на раскаты грома или удары молота.

Помните, что Гераклит писал: «Во всем, что мы достигли превосходства обезьян». Ницше писал, что болезнь была «учителем с большим подозрением», и прекрасно понимала, что, будучи философом, который утверждал, что вся философия является личным толкованием, он писал в знак благодарности за силу и независимость как болезненный человек. С таким заклинанием Заратустра он считал, что наконец нашел свой истинный голос и окончательную философию, а последующие книги считаются его окончательной работой. Существует знаменитая фотография трех друзей с Ницше, а Ри - в телеге, а Саломея в тележке с хлыстом, вероятно, взяла на карнавал.

Афористический подход Ницше

Афористический и бессистемный подход Ницше не случаен. Он афористичен, потому что решает быть таким. На самом деле, это сущность его метода. Некоторые из его афоризмов обладают чем-то, напоминающим дух высказываний дзенских мастеров Китая и Японии. Каждый из них глубоко проникает в реальность существования с определенной точки зрения и заключает в себе собственную суть. Истина одного афоризма не зависит от истины другого, между ними нет подобной логической связи.

Разбившись с Ри и Саломеей, Ницше часто жаловался, что не может найти никого, кто мог бы понять его видение, и он стремился найти людей более или менее умными и видящими себя. Согласно знаменитой истории, Ницше увидел на улице падшую лошадь, и он обнял ее за шею, неудержимо плача. После этого он сказал и написал очень мало. В одном письме к другу он утверждал, что он император, и застрелил всех антисемитов.

В то время как некоторые против скептического мышления Ницше утверждали, что безумие было результатом его философии, другие, которые принимают идею Ницше, в том числе Карл Ясперс, один из первых крупных переводчиков Ницше, а также психиатр, утверждали, что возможное безумие Ницше было результатом генетическое состояние, которое он унаследовал от своего отца. Критики Ницше также предположили, что его объятие лошади является осознанием неудачи его собственной философии, поскольку он утверждал, что жалость - это слабость, но он также утверждал, что нужно защищать тех, кто слабее себя, призывая их чтобы стать сильнее.

Кольридж однажды сказал о великом актере Чарльзе Кине: «Видеть его игру – словно читать Шекспира во вспышках молнии». Подобно этому, читать Ницше – словно пытаться увидеть пейзаж (пейзаж человеческого существования, если хотите) в прерывистом, но сверкающем освещении вспышками молнии. На мгновение, лишь в нескольких словах, все как будто заполняется светом, и мы видим все ясно с данного конкретного угла. А затем – абсолютная тьма. Затем мы читаем еще один афоризм, и еще одна вспышка в другом направлении освещает иную часть неба, и все снова проясняется, прежде чем опять не спускается тьма.

Ницше видел себя как великое пробуждение, так как тот, кто видел эту реальность, строил и интерпретировал ее. Гегель утверждал, что реальность является объективной и субъективной, социальной конструкцией, но Гегель пытался систематизировать субъективность, чтобы выявить структуру объективности. Ницше считал себя разрушающим миф об объективной системе, и он надеялся, что те, кто его понимает, преобразуют реальность и сами по себе, как они считают нужным, имея мужество совершать прыжки веры, когда они видят, что это можно сделать.

Страстный и занимательный автор, Ницше делает смелые суждения, часто призывая к большой похвале или осуждению, но он не делал заявлений об окончательных ответах, но демонстрировал способность продолжать задавать вопросы. Вот почему, как писал сам Ницше, он заслужил право ошибаться, а также противоречить себе бесчисленными способами. Вместо того, чтобы защищать истину как окончательную форму, он надеялся вдохновить волю к истине в других, мужество, чтобы сливать глубины и пинать шины.

Нам кажется, что вспышки молнии озаряют нам разные пейзажи. На каком-то уровне мы знаем, что это один и тот же пейзаж, но нам трудно собрать воедино проблески, которые озаряет молния, в гармоничное, всеобъемлющее зримое целое. То же самое и с работами Ницше: это вдохновляющее чтение, но его очень трудно изложить систематически.

Однако в действительности это означает, что мы можем рассматривать афоризмы Ницше сами по себе, не стремясь обязательно соотнести их с остальными его работами, и именно этим я предлагаю заняться далее. Афоризмы, которые я буду рассматривать в этой главе, касаются его идеи о «сверхчеловеке», «преодолении я» и «Воли к Власти».

Карл Ясперс утверждал, что самопротиворечие было основным элементом мысли Ницше, и что Ницше, кажется, имеет два мнения обо всем, что является причиной того, что социалисты и индивидуалисты, ученые и художники, теисты и атеисты и все другие разновидности упрямых людей найти проходы Ницше, которые они с любовью цитируют, чтобы поддержать их собственные взгляды или горько осудить, поддерживая оппозицию. Наша способность к пониманию упрощает существование, а потому, что непротиворечивое понимание должно оставаться на первый взгляд, большое мышление часто требует самопротиворечия.

«Сверхчеловек»

Я поместил слово «сверхчеловек» в кавычки по двум причинам: во-первых, чтобы отметить, что это не буквальный перевод изначального немецкого слова, употребленного Ницше, а, во-вторых, как предупреждение не связывать с идеей Ницше определенные сомнительные смыслы, которыми она была окружена с тех самых пор, как нацисты использовали ее в своих собственных целях (и, конечно, для того, чтобы провести различие между «сверхчеловеком» и суперменом, одноименным героем комикса).

Мысль Ницше - это не система, а страсть, путешествие к новым истинам, непрерывное самопреступление и трансформация. Ясперс сказал, что для понимания Ницше вы также должны быть в движении, должны быть страстными и должны быть готовы открыть для себя новые вещи. Истина - это то, что постепенно раскрывается, но и истина принципиально неоднозначна, ее можно интерпретировать и переосмысливать бесчисленными способами. Они кажутся взаимоисключающими, но только тем, что в нас требует окончательных, закрытых ответов.

Ницше не хотел, чтобы его тексты читались как газеты, доступные всем независимо от способности. Нет ни одного способа, поэтому найдите свой собственный путь, Ницше умоляет читателя. Ницше поощрял своих читателей не доверять ему, поскольку он не доверяет себе. Истину, в личности или обществе, не нужно защищать, а скорее вступать в конфликт, заставляя ее подниматься к этому случаю или гибнуть. Ницше писал, что если бы он произносил закон, который не должен был быть нарушен, это было бы только для целей проверки личности, которая была бы достаточно смелой, чтобы укрепить себя, нарушив ее.

Слово, которое использует Ницше – «Ubermensch », что буквально означает не суперчеловек, а «сверхчеловек» или даже «высший сверхчеловек». Ubermensch – это человек, который стоит над и выше, который превосходит человеческих существ, каковы они есть в настоящем. Можно даже говорить о сверхчеловеке как о «запредельном человеке». Другими словами, ницшеанский сверхчеловек обладает не нышешней человеческой природой в превосходной степени, но совершенно иной человеческой природой.

Страдания, ошибки и противоречия необходимы в каждом великом развитии, которое Ницше утверждал, что великий должен обнимать и лелеять. Ницше выступил против двух крайностей морали и нигилизма. Он видел, что Европа вступает в кризис после Просвещения, когда вся объективность, авторитет и мораль были подвергнуты сомнению. Другие потеряли бы всю веру и мотивацию, обратившись к нигилизму и отказавшись от способности верить и творить. Между этими двумя крайностями, утверждает Ницше, является канатный ходок, тот, кто сталкивается с пустотой, отсутствие полной безопасности и уверенности, и решает создать смысл, придавать своей жизни какое-то значение, не требующее никакой власти, кроме своей собственной индивидуальности.

Мы будем употреблять слово «сверхчеловек» как популярную передачу ницшеанского термина U bermensch, поскольку пьеса Джорджа Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек» продолжает быть в англоязычном мире самым важным культурным выражением идеи Ницше. Шансы того, что работу Шоу в этом отношении может что-то затмить, более или менее сведены к нулю тем прискорбным фактом, что после своей смерти весь образ мысли Ницше был безнадежно искажен и испорчен в популярном понимании. Он был искажен, прежде всего, его сестрой, а после этого – теми, кто пытался связать идеи Ницше с нацистской идеологией. Лишь сравнительно недавно мысли Ницше были извлечены из огромной массы их неверных истолкований и, по крайней мере, истолкованы более точно, особенно Вальтером Кауфманном 57 .

Ницше отличился от нигилистов, сказав, что никогда не боялся найти выход из дыры ничто и что-то прилетел. Ницше ценил творчество и ценил способность человека выходить за пределы стада. Ницше время от времени говорил, что он создает новые ценности, новые идеалы, а в других - что он уничтожает всех кумиров, не заменяя их другими. Ницше нашел для себя ценности и для других, которым они нравились, но он хотел, чтобы все были свободны, чтобы найти свои собственные, и поэтому постоянные социальные кумиры должны были быть разбиты и не заменены, но какой-то идеал должен утверждаться индивидуумом, чтобы избежать рухнуть в нигилизм.

«Так говорил Заратустра»

Чтобы по-настоящему получить представление о Ницше, нам нужно посмотреть, как он преподносит свой материал, который, как подразумевает название «Так говорил Заратустра», довольно индивидуален. Заратустра Ницше имеет мало с Заратустрой или, как его часто называют, Зороастром, который является историческим основателем древней веры зороастрийцев. Заратустра Ницше – вымышленный персонаж, он просто выражает идеи самого Ницше. Однако у двух Заратустр есть одна общая черта – у них есть послание для человечества.

Как и для Декарта, скептический вопрос приводит к положительным результатам, но в отличие от Декарта, Канта и более поздних позитивистов, положительный результат Ницше - это индивидуальные и неизбежно связанные противоречия. Ницше часто сравнивал человечество с животными, как и Шопенгауэр. Ницше писал, что человечество - это самый изысканный зверь добычи, основополагающие нации и войны, обманывающие и попирающие более эффективно, чем любой другой зверь, более мужественный и жестокий, чем любое другое животное, и когда мы не можем быть зверскими в действии, мы являемся звериными в думал.

Оглушительная реплика о том, что Бог мертв, составляет одну из самых важных идей Ницше, и ее отголоски звучали весь двадцатый век, дав начало целому теологическому движению «смерти Бога». Ницше был первым, кто увидел, что Бога больше нет сверху, на небесах. На самом деле, он ясно увидел нечто, что с тех пор увидели многие другие люди, хотя некоторые все еще утверждают, что он совершенно не прав. Он увидел, что ортодоксальное христианское учение с его верой в личного Бога, Высшее Существо, Творца, и его доктриной греха и веры, оправдания и искупления, восстания из мертвых, мертво, окончено, потеряло смысл. Его заявление предвестило начало того, что некоторые обозначат как пост-христианскую эпоху. А если Бог мертв, мертво и христианское представление о человеке. Представление о человеке, как о падшем существе – существе, которое, будучи непослушным и греховным, нуждается в искупительной милости, существе, которое будут судить и впоследствии накажут, – больше не соответствует действительности. Все старые догмы отброшены.

Поэтому мы нуждаемся в новом представлении о том, кем и чем являются человеческие существа. Мы обнаруживаем себя во Вселенной без Бога – мы предоставлены самим себе – и, следовательно, должны попытаться понять себя заново. Мы больше не можем принимать готовые ответы. Мы обнаруживаем себя здесь и сейчас, посреди звездной вселенной, в которой мы окружены другими существами, подобными нам, с историей, которую мы оставили позади, и, вероятно, с будущим, которое нас ждет впереди, и каждый из нас должен задать себе – не кому-то другому,потому что никто не может этого сказать, – главный вопрос: «Кто я? Что я?»

Теперь, когда старые определения ушли в прошлое, нам нужно заново определить себя, открыть себя, узнать себя. Так или иначе, именно этим Заратустра занимался на горе. Он думал, размышлял и медитировал десять долгих лет, и теперь он знает, что такое человек, и несет послание о том, что он узнал, человечеству. Поэтому Заратустра приходит в город на опушке леса, входит в этот город и находит на площади толпу людей. Они собрались не для того, чтобы послушать его, – они даже не знали, что он идет. Они собрались посмотреть на странствующего канатоходца. Но, поскольку этот артист еще не появился, Заратустра, воспользовавшись возможностью, говорит с ними.

Человек – это то, что нужно превзойти

Его первые слова, обращенные к людям на базарной площади, и, через них, ко всему человечеству, таковы: «Я даю вам учение о сверхчеловеке. Человек – это то, что нужно превзойти». Затем он спрашивает: «Что вы сделали, чтобы его превзойти?» – под чем он подразумевает: «Что вы сделали, чтобы превзойти себя?» В этих словах Заратустры в прологе Ницше указывает, что эволюция никогда не останавливается. В процессе эволюции каждый вид существ создавал нечто, выходящее за свои пределы, давая начало чему-то высшему, чем он сам, на шкале эволюции – и нет причин предполагать, что этот процесс остановится на человеческих существах. Взгляд Ницше на эволюцию здесь довольно примитивен, но его не следует воспринимать буквально как заключение о достижении цели.

Как обезьяны создали человеческих существ, так и мы, совершив более дерзкий и грандиозный прыжок, должны теперь создать новый вид существ. Мы делаем это, превосходя самих себя, и, как продолжает Ницше, начинаем этот путь с того, что учимся относиться к себе с презрением, учимся быть разочарованными и неудовлетворенными собой. Только когда мы начинаем смотреть на себя сверху вниз, мы можем начать подниматься над собой и становиться выше, величественнее и благороднее, чем есть.

Нужно подчеркнуть, что сверхчеловек Ницше – это не результат эволюции, хотя бы отдаленно напоминающей цепочки Дарвина. Для Ницше сверхчеловек не создается автоматически, в результате общего слепого действия эволюционного процесса. Ницше проводит строгое различие между тем, что он называет Последним Человеком и сверхчеловеком. Последний Человек – это просто наиболее поздний результат общего, коллективного эволюционного процесса, а не высший вид. Сверхчеловек, напротив, будет результатом индивидуальных усилий человека для того, чтобы подняться, даже воспарить над собой. Именно на основе этого различия между Последним Человеком и сверхчеловеком Ницше способен отмежеваться от искусственных идей XIX века о человеческом прогрессе как непрерывном коллективном социальном развитии. Как считает Ницше, мы должны сами сделать для этого что-нибудь, это наш индивидуальный выбор.

Ницше не всегда высказывается по этому вопросу, но, по-видимому, он утверждает, что, в то время как дарвинистская эволюция коллективна, эта высшая эволюция, как я ее называю, индивидуальна. В его ярком видении человечество предстает как мост, протянутый над бездной между зверем с одной стороны и сверхчеловеком – с другой 59 . Другими словами, он говорит, что, если мы хотим быть подлинным человеком, это подразумевает долю риска. Мы представляем собой нечто переходное, а не конечную точку. Следовательно, мы должны жить без защиты, даже жить в опасности. Мы не должны стремиться к уюту и комфорту. Мы должны жить для чего-то, не являющегося нами, если хотим быть подлинными. Это другое, ради чего каждой личности нужно и должно жить, – сверхчеловек.

Для Ницше поворотный момент, великий водораздел эволюционного процесса, проходит не между животным и человеком, но между человеком, который все еще является животным, и человеком, который является подлинным человеком. Это коренное различие: на самом деле, воззрения Ницше относительно того, что составляет человеческую природу, местами слишком радикальны и требовательны, чтобы буддист смог опираться на них. Он говорит, что на самом деле большинство человеческих существ – вовсе и не люди, а животные.

С точки зрения буддизма, человеческое измерение включает большой спектр развития в рамках самосознания или осознанности. Большинство человеческих существ регулярно мечутся между своей животной природой и состояниями ума, характеризующимися человеческими склонностями, а иногда и более возвышенными, целостными состояниями ума, которые традиционно ассоциируются с измерениями богов. Ницшеанское определение человечества намного уже и, несомненно, не слишком льстит среднему человеку. Людям не нравится слышать, что им не хватает подлинной человеческой природы.

Следовательно, неудивительно, что, когда Заратустра говорит с людьми на базарной площади о «сверхчеловеке», они просто смеются над ним и больше интересуются канатоходцем. Для Ницше в категорию настоящих людей, в собственно человеческое измерение, входят только философы, художники и святые. А сверхчеловек, несомненно, превосходит и их. Кауфманн, истолковывая Ницше, говорит о нем: «На самом деле он утверждает, что пропасть, отделяющая Платона от обычного человека, больше, чем разрыв между обычным человеком и шимпанзе» 60 .

На самом деле, Ницше выделяет три категории. Первая – животное измерение, которое включает и большинство человеческих существ – человеческих существ лишь по наименованию, можно сказать. Вторая состоит из собственно человеческого измерения. А третья – это категория сверхчеловека. Ницше также говорит о том, что он называет «предварительных людей», которые, по-видимому, являются промежуточным звеном между человеческим измерением и измерением сверхчеловека: это те, кто склонны искать во всех вещах тот аспект себя, который нужно преодолеть. Однако он не дает ясного ответа на вопрос о том, как они отличаются от и без того узкой категории подлинных людей. Если сверхчеловек – это идеал Ницше, подлинные люди – те, кто к нему стремятся и вовлечены в процесс преодоления себя – то есть люди искусства, философы и святые.

Человек делает это, преодолевает себя, когда «отделывает свой характер» 61 . Под этим Ницше подразумевает, что мы не должны принимать себя как готовый продукт. Он сокрушается, что характеры большинства людей не особенно отделаны, почти как если бы они были фабричными изделиями или не более чем сырьем, из которого можно сформировать настоящий индивидуальный стиль. Он отстаивает ту точку зрения, согласно которой к жизни и характеру нужно относиться всего лишь как к сырью и создать из него что-нибудь.

Обычно мы считаем свой характер, темперамент, личные характеристики или качества данностью. Мы представляем, что зажаты в рамках того, что мы есть, на всю оставшуюся жизнь. Если мы склонны быстро впадать в гнев, то мы таковы, мы скованы этим. Если мы чувствительны или робки, опять же, такие уж мы есть, – как мы считаем, это ничем не отличается в принципе от того, что мы родились высокими или нет. Но согласно Ницше, мы, возможно, и сошли с длинной конвейерной ленты, заключающейся в нашей генетической наследственности и родительском влиянии, но нам еще предстоит долгий путь. Мы не готовый продукт. На самом деле, мы только в самом начале пути.

На самом деле, Ницше говорит, что мы должны работать над самими собой, создать себя, в каких бы условиях мы не оказались, как гончар создает нечто прекрасное из куска глины. Как можно взять тяжелую, липкую массу, погрузить в нее пальцы и начать придавать ей формы, так же можно и придать форму себе. Если вы начнете с того, что будете честны с собой и признаете, что так или иначе не имеете формы человеческого существа, вы можете начать лепить из этой грязной, бесформенной, напоминающей тесто массы нечто получше.

В качестве примера человека, который придал отделку своему характеру, Ницше приводит Гете. Гете, живший с 1749 по 1832 годы, был величайшим из немецких поэтов, выдающимся драматургом и новеллистом, а также мыслителем, ученым и мистиком, но Ницше особенно восхищало одно его качество – то, что он все время пытался создать что-то из себя. Он был – как мы уже отметили – личностью. Из его биографий, из записей его бесед явствует, что на протяжении всей своей долгой жизни, более чем восьмидесяти лет, он всегда работал над собой, точно также как работают над стихотворением, романом или научным трактатом. Это также было очевидно его современникам. Когда Наполеон впервые встретился с Гете, он воскликнул, довольно спонтанно: «Посмотрите, вот человек!» Принимая во внимание, что Наполеон к тому времени покорил Европу, а политический статус Гете был ничтожен (он был всего-навсего отставным министром маленького германского государства), это подразумевает, что Гете преуспел в главной цели своей жизни. Из малообещающей массы распущенных страстей и диких идей своего юношеского «я» Гете создал человека в самом полном и подлинном смысле, и именно это увидел в нем Наполеон.

Мы отметили, что Ницше пришел к идее сверхчеловека, размышляя над природой эволюционного процесса в целом. Согласно тому, как он понимал природу существования, жизнь – не только человеческая жизнь, но вся жизнь – это нечто, что должно постоянно преодолевать себя. Она никогда не удовлетворена собой. Она должна постоянно, на каждом уровне, выходить за свои пределы. Жизнь, можно сказать, – это процесс выхода за пределы самой себя.

«Воля к Власти»

Это внутренне присущее нам стремление – то, что Ницше называет Волей к Власти 62 . Это выражение, которое появляется в работах Ницше довольно поздно, подобно «сверхчеловеку», было во многом неверно понято и, к прискорбию, неправильно истолковано как несущее в себе подозрительные политические или даже милитаристские оттенки. Но под властью – с большой буквы «В» – Ницше понимает отнюдь не что-то материальное. Конечно, то, что он имеет в виду, не имеет ничего общего с политикой. Воля к Власти – это желание более полноценного, благородного и возвышенного существования, качественно новой жизни, нового ее измерения. И в особенной мере это стремление к достижению идеала сверхчеловека.

Ницше подчеркивает, что этот высший уровень существования достижим только в той степени, в которой оставлен позади, отвергнут, даже разрушен низший уровень существования. Это подводит нас к ключевому аспекту Воли к Власти и подходу Ницше в целом, который заключается в бескомпромиссном иконоборчестве. Ницше рассмотрел общепринятые ценности, общепризнанные идеи добра и зла, и довольно категорично и безапелляционно призывал к тому, чтобы выбросить их, подобно мусору. Иначе, утверждал он, невозможно создать сверхчеловека.

Поэтому Ницше крайне беспощаден и бескомпромиссен в порицании обычного человека и его потребностей, недостойных человека. Мы привыкли считать, что иудейские пророки – Амос, Иеремийя и Второисайя, например – были ужасны в своих обвинениях человеческого тщеславия, но они – сама кротость по сравнению с Ницше. Он призван сокрушить – как он это выражает – все старые скрижали закона. У него не было времени на современную культуру или цивилизацию в целом. Ницше, несомненно, самый разрушительный – в полном, буквальном смысле этого слова – критик того, что когда-либо создавала человеческая раса. Он всецело и полностью предан своему отрицанию человеческих существ, какими мы их знаем, всех их творений и воззрений. Он говорит просто, что все они должны уйти – не из одной личной неприязни, но просто потому, что они стоят на пути. Их нужно превзойти, они должны дать дорогу сверхчеловеку.

Ключевой чертой иконоборчества Ницше является то, что, отрицая существующие ценности и модели поведения, он отрицает не что-то внешнее по отношению к человеку. Вопрос не в том, чтобы отринуть ценности других людей, а в том, чтобы отринуть свои собственные. Именно себя мы должны превзойти. Именно с собой мы должны вести бескомпромиссную битву. Любовь Ницше к военной терминологии – еще один источник неверных толкований, но враг – это всегда мы сами.

Ницше и буддизм

В «Дхаммападе» мы обнаруживаем призыв самого Будды присоединиться к этой бескомпромиссной схватке: «Даже если некто победит тысячу человек в битвах тысячу раз, все же тот, кто покоряет себя, обрел более славную победу» 63 . Но насколько далеко мы можем зайти в этом сходстве или даже сравнении учения Ницше и учения Будды? Ницше действительно знал кое-что о буддизме, но в его дни лишь немногие буддийские тексты были переведены, и он не знал достаточно даже для того, чтобы вывести какое-то уравновешенное суждение относительно буддизма. Например, он имел мало понятия о позитивном наполнении идеала состояния Будды, и в его представлении о сверхчеловеке мало такого позитивного наполнения. Это едва ли удивительно в свете того факта, что сверхчеловек Ницше – продукт его ума. Это творение блестящего интеллекта, обладающего прозрениями и интуицией гения, но это все же интеллектуальная интуиция, а не результат запредельного осознания. Следовательно, представление о сверхчеловеке ни в коей мере не равноценно представлению Будды о Просветленной человеческой природе.

Однако идея сверхчеловека определенно указывает в том же направлении, и веревка Ницше, натянутая над пропастью между зверем и сверхчеловеком, следовательно, в целом соответствует буддийскому пути, потому что этот путь – мы сами. Мы – не что-то застывшее, мы развиваемся и эволюционируем. Согласно буддизму, как и согласно Ницше, мы следуем этому пути, постоянно преодолевая себя и поднимаясь все на новый и новый уровень.

Если осмелиться, можно даже сказать, что Воля к Власти в целом соответствует Воле к Просветлению. Обе активны. Обе – мощные волевые устремления. Обе относятся не просто к размышлению о высочайшем достижимом идеале, но к его действительному достижению. Первый – это идеал сверхчеловека, в то время как второй – это, конечно, идеал состояния Будды, Высшего Просветления на благо всех живых существ. И достижение обоих идеалов требует преодоления нашей более узкой индивидуальности, наших низших «я», мелких ценностей, низменных идей любого рода.

Второе отличие между учением Будды и идеями Ницше заключается в методе. Ницше подводит нас к необходимости неудовлетворенности собой и преодоления себя для того, чтобы создать сверхчеловека, с ослепительной ясностью, более, чем какой-либо другой западный философ или мыслитель. Но, к несчастью, ему не удается – как бы возвышенно он ни писал – показать нам, как это сделать. Он говорит: «Преодолей себя», – но ничего не говорит о том, как это сделать. У него нет практических инструкций – он только призывает нас к этому. Буддизм, напротив, будучи древней духовной традицией, обладает многими методами, упражнениями и практиками преодоления себя.

Это совершенно меняет дело. Не так уж и трудно увидеть, что кто-то болен, но лишь искусный врач может прописать метод лечения, который нужен для поправки. Ницше, несомненно, рисует мрачную и яркую картину болезни современного человечества, болезни, которая в каком-то смысле и есть человечество, и также дает точный диагноз. Затем он переходит к изображению сияющей и вдохновляющей картины пациента, совершенно восстановившего здоровье. Но он не предлагает ничего, что связало бы воедино эти две убедительные картины. Ницше не одинок в этом: почти вся западная философия страдает этим же недостающим звеном. Она полна абстрактных размышлений, и некоторые из этих размышлений, подобно ницшеанским, пульсируют интеллектуальной энергией, но ей обычно недостает какого бы то ни было практического содержания.

К счастью, в буддизме мы обнаруживаем не только абстрактный идеал, но и практические средства его достижения, предписанный нам образ жизни. Тем не менее, буддисты могут многому научиться у Ницше с его бескомпромиссным видением верно понятого человеческого идеала. Величественная перспектива Ницше в соотнесении с ясным путем практики и поддерживающих условий (сангхи) в буддизме дают нам возможность полного преображения человеческой природы, которого так жаждал Ницше. Это лишь один из путей, с помощью которых сотрудничество между западной философией и восточными духовными традициями может принести замечательные плоды.

Считаю необходимым осветить также отношение Ницше к буддизму. Вообще Ницше считает его родственным христианству в том смысле, что это тоже нигилистическая религия, религия. По мнению Ницше «буддизм представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием “Бог” уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; Ф. Ницше «Антихристианин: Опыт критики христианства»даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: “борьба против греха”, но, с полным признанием действительности, он говорит: “борьба против страдания”. Самообман моральных понятий он оставляет уже позади себя, - и в этом его глубокое отличие от христианства - он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла. - Вот два физиологических факта, на которых он покоится и которые имеет в виду: первое - преувеличенная раздражительность, выражающаяся в утончённой чувствительности к боли, второе - усиленная духовная жизнь, слишком долгое пребывание в области понятий и логических процедур, ведущее к тому, что инстинкт личности, ко вреду для себя, уступает место “безличному” (оба состояния, по опыту известные, по крайней мере некоторым из моих читателей - “объективным” подобно мне самому). На основе этих физиологических условий возникло состояние депрессии, против него-то и выступил со своей гигиеной Будда. Он предписывает жизнь на свежем воздухе, в странствованиях; умеренность и выбор в пище, осторожность относительно всех спиртных; предусмотрительность также по отношению ко всем аффектам, вырабатывающим желчь, разгорячающим кровь, - никаких забот ни о себе, ни о других. Он требует представлений успокаивающих или развеселяющих - он изобретает средства отучить себя от других. Он понимает доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья. Молитва исключается, равно как и аскеза; никакого категорического императива, никакого принуждения вообще, даже внутри монастырской общины (откуда всегда возможен выход). Всё это было бы средствами к усилению преувеличенной раздражительности. Поэтому именно он не требует никакой борьбы с теми, кто иначе думает; его учение сильнее всего вооружается против чувства мести, отвращения, ressentiment (“не путём вражды кончается вражда” - трогательный рефрен всего буддизма). И это с полным правом: именно эти аффекты были бы вполне нездоровы по отношению к главной, диететической, цели. Если он встречает духовное утомление, которое выражается в слишком большой “объективности” (т. е. в ослаблении индивидуального интереса, в потере “эгоизма”), он с ним борется тем, что придаёт даже и вполне духовным интересам строго личный характер. В учении Будды эгоизм делается обязанностью. “Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий”, - это положение регулирует и ограничивает всю духовную диету (быть может, следует вспомнить того афинянина, который также объявлял войну чистой “научности”, а именно Сократа, поднявшего личный эгоизм в область моральных проблем)».

Таким образом, религия буддизм переросла понятие “бог”, так же как и понятия “добро и зло”, благодаря тому, что появилась из глубокомысленной философской концепции. Буддист не говорит: ”Я грешу”, он говорит: ”Я страдаю”. Буддизм - это борьба с депрессией посредством борьбы с пресыщением, значит по сути своей это оздоравливающая религия. Она эгоистична: "Необходимо одно: как тебе освободиться от страданий"

Здоровые свойства буддизма, по Ницше, во многом обусловлены тем, что ее, в отличие от христианства, создавали выходцы из высших сословий.. Ф. Ницше «К генеалогии морали»

 

 

Это интересно: