→ I. Татьяна — русская душою

I. Татьяна — русская душою

Столичному аристократу Онегину в романе противопоставлена Татьяна Ларина, хранительница заветов «простонародной старины».
Три стороны образа Татьяны привлекают внимание при чтении романа: 1) своеобразие ее характера и поведения в детстве; 2)пробуждение любви к Онегину; 3) ее принципиальная позиция в сцене разрыва с Онегиным.


Чем объяснить молчаливость, задумчивость и одиночество Татьяны-ребенка? Как понять так неожиданно вспыхнувшее чувство любви Татьяны-девушки к почти незнакомому Онегину? Как оценить поведение Татьяны-княгини в сцене последнего ее объяснения с Онегиным, когда она снова признается в любви к нему и, в то же время, просит его оставить ее? Правильный ответ на эти вопросы поможет нам понять сложный образ Татьяны.
Характер Татьяны-ребенка рисуется в романе так:


Дика, печальна, молчалива,
Она в семье своей родной
Как лань лесная боязлива,
Казалась девочкой чужой.


Что же создавало такую отчужденность Татьяны в семье? Допустить, что причиной этого была болезненность девочки или семейный гнет, у нас нет оснований: Татьяна выросла здоровой девушкой, не боявшейся выбежать на мороз в легком платьице, а в семье она пользовалась полной свободой. Разгадку поведения Татьяны в детстве нужно искать в другом - в своеобразии ее внутреннего мира.


Душевная жизнь впечатлительной, задумчивой девочки слагалась под воздействием двух внешних влияний: обстановки крепостного быта и прочитанных книг. Они и определили в основном ее взгляды и настроения. Быт семьи Лариных отличался патриархальностью:


Они хранили в жизни мирной
В день Троицын, когда народ,
Привычки милой старины;
Зевая, слушает молебен,
У них на масленице жирной
Умильно на пучок зари
Водились русские блины;
Они роняли слезки три;
Два раза в год они говели;


Такой семейный быт, носивший отпечаток старинных русских обычаев и народных традиций, уже сам по себе был благоприятной почвой, на которой могли вырасти и созреть симпатии Татьяны к народу. Рассказы няни в тишине ночей, знакомившие Татьяну с преданиями «простонародной старины», дружба с дворовыми девушками и впечатлительность Татьяны закрепили ее симпатии. Но она пошла значительно дальше семьи в своей близости к народу, и, в то время как у ее родителей патриархальность быта выражалась, главным образом, в верности народным обычаям, Татьяна искренне полюбила самый народ - крепостное крестьянство.


Сочувственное отношение Татьяны к крепостному крестьянству является очень важной чертой ее душевного облика. Оно сказывается и в ее привязанности к няне, и в близости к дворовым девушкам, и в заботах о бедных, и в думах о «бедных поселянах». Впечатлительная девочка, очевидно, уже с детства крайне болезненно переживала контраст между бытом ее «бедных поселян» и нравами дворянской среды Пустяковых, Гвоздиных, Буяновых. На ее глазах совершались сцены расправы с крепостными: крестьянам «брили лбы», крепостных ее мать «била, осердясь». Демократические симпатии Татьяны, навеянные близостью к простому народу и к природе, -вот что могло обусловить ее отчужденность в родной семье.


Большое влияние на формирование внутреннего мира
Татьяны оказали и книги. Пушкин ярко охарактеризовал их значение в жизни Татьяны:
Ей рано нравились романы:
Она влюблялася в обманы
Они ей заменяли все;
И Ричардсона, и Руссо.
Какие же книги «ей заменяли все»? В романе указанием имен ге роев очерчен круг литературных интересов и увлечений Татьяны. «Возлюбленные творцы» Татьяны - это Ричардсон, Руссо и г-жа де Сталь, героини их романов особенно близки ей:
Воображаясь героиней
Татьяна в тишине лесов
Своих возлюбленных творцов,
Одна с опасной книгой бродит...
Кларисой, Юлией, Дельфиной,


Необходимо хотя бы бегло остановиться на содержании любимых романов Татьяны, чтобы понять, в каком направлении формировали они ее настроения. Роман «Клариса Гарлоу» английского писателя Ричардсона появился в русском переводе в 1791 г. Фабула романа такова. Молодую девушку Кларису Гарлоу семья хочет выдать замуж за несимпатичного ей человека. На помощь Кларисе приходит молодой арис тократ Ловлас, с которым она бежит из родительского дома. Ловлас пользуется беззащитностью Кларисы и при помощи опиума овладевает ею. Клариса заболевает, Ловлас, боясь возмездия.за свой поступок, предлагает девушке выйти за него замуж. Клариса гордо отказывается выйти замуж за человека, обманувшего и опозорившего ее, хотя брак с ними принес бы ей богатство и знатность. Семья отвергает ее. Жизнь Кларисы превращается в мучение. Наконец, она умирает, выпив до дна чашу страданий. Семья поняла свою ошибку, но было уже поздно.


Роман Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» вышел в свет в 1760 г. Главной героиней его является Юлия Д"Эманж, и замужестве - Вольмар. Трагедия Юлии заключается в том, что она, богатая аристократка, полюбила Сен-Пре, домашнего учителя, плебея по происхождению. Узнав о том, что Юлия обесчещена, мать ее с горя умирает. Боясь убить своим поведением и отца, Юлия соглашается на его требование выйти замуж за благородного аристократа Вольмара. Жизнь ее внешне складывается счастливо. Она уважает Вольмара и верна ему, хотя продолжает любить Сен-Пре. Случайная простуда приносит ей смерть, которую она встречает радостно, как избавительницу от мучительного двойственного состояния.


Действие в романе «Дельфина» г-жи де Сталь (1766-1817) про исходит во Франции в годы французской революции XVIII века. Дель фина Альбемар, героиня романа, любит аристократа Леона Мондовилля, но, боясь причинить связью с Леоном несчастье его жене, уезжает из Франции и постригается в монахини в одном из монастырей. Узнан о смерти жены Леона, она покидает монастырь, чтобы бежать во Францию, где революционные законы разрешали брак монахиням. Но Леону брак с монахиней кажется невозможным. Он вступает в ряды эмигрантской ар мии, сражается за короля, попадает в плен к республиканцам, и его расстреливают как изменника. Дельфина кончает жизнь самоубийством.


Героини трех этих романов могли захватить Татьяну не только сво ей трагической судьбой. Клариса не могла не поразить ее своей гордой самостоятельностью и стойкостью в борьбе, Юлия - свободой чувства и демократизмом настроений (Юлия тоже находила счастье в помощи крестьянскому населению), Дельфина - независимостью характера и пренебрежением к общественным предрассудкам. У всех любимых героинь Татьяны есть, таким образом, общие черты - культ глубокого, свободного чувства, независимость поведения и критическое отношение к традиционным взглядам общества.


Вообрази: я здесь одна.
Рассудок мой изнемогает,
Никто меня не понимает,
И молча гибнуть я должна, -
жаловалась она в письме к Онегину.
Теперь нам легко раскрыть тайну внезапно вспыхнувшей любви Татьяны к Онегину. Чувство Татьяны давно было подготовлено чтением ее излюбленных романов:
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь...
Появление Онегина было как бы ответом на ожидания Татьяны. Ей вспомнились герои знакомых романов - Вольмар, Малек-Адель, де Линар, Вертер, Грандисон, и все они воплотились теперь в лице Онегина.

Онегин поразил провинциалку Татьяну не только красотой, изысканностью манер и загадочностью своего поведения. Приехав в деревню, Онегин совершил поступок, который сразу восстановил против него местное дворянство.
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.


Вот этот гуманный поступок мог, по-видимому, особенно расположить Татьяну к Онегину. Благородство и смелость его вполне отвечали ее затаенным взглядам и демократическим настроениям. Так книги и демократически-гуманные настроения Татьяны легко объясняют тайну неожиданной ее любви к Онегину. Онегин показался ей осуществлением ее идеала благородного героя.


Онегин не принял любовь Татьяны и после дуэли с Ленским уехал из провинции. девушка берегла свое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о себе... Татьяна вышла замуж.
В последней главе романа Татьяна появляется перед нами как знатная петербургская дама, жена генерала, княгиня. Из скромной провинциальной девушки она превратилась в «законодательницу зал». Ум и характер Татьяны сделали это превращение естественным.
Возвратившись после трехлетнего путешествия в столицу, Онегин снова встречает Татьяну и влюбляется в нее. Происходит сцена последнего объяснения Татьяны с Онегиным. Как объяснить поведение Татьяны в этой сцене? С одной стороны, она вторично признается в любви Онегину, с другой - твердо и решительно порывает с ним:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.


Противоречия в поведении Татьяны нет. Она продолжала любить Онегина, так как такие женщины, как она, любят глубоко и искренно. И все же Татьяна отвечает Онегину твердым отказом. Руководили ею высокая честность, чувство долга. В этом поступке - красота морального облика Татьяны, воплотившей в себе и лучшие, сложившиеся веками, народные идеалы, и благородные чувства ее любимых героинь. Так раскрываются в романе основные стороны характера Татьяны.
Образ Татьяны - обаятельный образ русской женщины. Источник этого обаяния - необыкновенная гармоничность образа. Обобщая характеристику Татьяны, Пушкин указывает, что она была одарена:


Воображением мятежным,
И своенравной головой,
Умом и волею живой,
И сердцем пламенным и нежным...


Гармоничное сочетание ума, воли и чувства и создают цельность, законченность облика Татьяны. Уже это ставит ее выше других героев Романа, в характере которых преобладает какая-либо одна сторона: у Онегина - ум, у Ленского - чувство.
Характер Татьяны со всем богатством ее душевных сил раскрывается в романе постепенно. На наших глазах совершается постепенный духовный рост Татьяны, расцвет ее богатых духовных сил.
Постепенную эволюцию образа мы наблюдаем, в частности, в языке Татьяны: в письме ее еще звучит и неуверенность, и недоговоренность, вызванные волнением,в последнем объяснении с Онегиным - уверенность, властность тона.


Татьяна Ларина - тип прекрасной русской женщины, воплощающей лучшие черты национального характера. Ее дворянское происхождение и воспитание - это только черты времени, та историческая оболочка, которая нужна для раскрытия характера. Главное в ней - ее «русская душа». За эту русскую душу и любил свою «милую Татьяну» Пушкин.

В романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" герои читают большое количество книг. Но какое влияние оказывает книга на характер и мировоззрение героев? Какую роль она играет в динамике сюжета романа?

Ленский, Татьяна и Онегин - разные люди и потому читают различные книги. Следовательно, по вкусам в литературе можно судить и о самом герое. Книги способствуют передаче его внутреннего мира.

Евгению Онегину не нравилась поэзия, но зато его привлекали вопросы экономики.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом…

Евгения не заботили и не волновали чувства, им в его жизни отводилось далеко не первое место. В любовь он не верил, а считал возможной только “науку страсти нежной, которую воспел Назон”, - самообман и обман другого человека, который поверит в это чувство.

Во второй главе читатель знакомится с Ленским - молодым поэтом, вернувшемся из Германии с идеализированными представлениями о жизни, ценностях и нравах. Ленский являлся поклонником Канта, немецкого философа, и так же верил, что в жизни всё честно и прекрасно. Эта вера и погубила его. Ленский не был готов ни к кокетству Ольги, ни к колкой полушутке-полумести Онегина. Книги научили Ленского воспринимать мир как нечто возвышенное, здесь не место пороку; а жизнь оказалась гораздо сложнее. И вот, наконец, читатель встречает Татьяну. Перед этим автор немного рассказывает об Ольге, ее описание служит вступлением к описанию Татьяны.

…Но любой роман

Возьмите и найдёте верно

Её портрет…

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим…

Свой роман А.С. Пушкин назвал "Евгений Онегин". Но на протяжении всего романа автор проявляет симпатию к Татьяне Лариной, особо подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее "милым идеалом". Мимо Татьяны невозможно пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:

"Неужто ты влюблен в меньшую?"

А что? - "Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет.

На формирование характера Татьяны повлияли такие факторы, как:

Общение с природой;

Уклад жизни в имении Лариных;

Влияние няни;

Чтение романов.

Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы "ей заменяли все". Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Кто же они, любимые героини Татьяны?

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Клариссой, Юлией, Дельфиной,

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя…

Кларисса - героиня романа Ричардсона "Кларисса Гарлоу" (1749); Юлия - героиня романа Руссо "Новая Элоиза" (1761); Дельфина - героиня романа мадам де Сталь "Дельфина" (1802).

Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет "опасными"?

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялась в обманы

И Ричардсона, и Руссо…

Всю окружающую действительность, весь мир Татьяна воспринимает как очередной роман, свою линию поведения выстраивает по знакомым ей романным моделям. Ключевые слова: "себе присвоя чужой восторг, чужую грусть", "они ей заменяли всё", "обманы"

Прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей ("И крестьянки любить умеют!" Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но Пушкин иронизирует: "Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон".

Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.

Потом за книги принялася.

Сперва ей было не до них,

Но показался выбор их

Ей странен. Чтенью предалася

Татьяна жадною душой;

И ей открылся мир иной.

Итак, для Татьяны романы были больше, чем просто историями.

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё…

Татьяна много времени проводит в мечтах, мысленно представляет себя героиней прочитанных книг. Она и на жизнь смотрит как на роман: думает, что в жизни её ждут такие же повороты судьбы, что жизнь не может протекать иначе.

И вот три героя встречаются. У каждого из них имеются свои собственные представления о жизни, и им довольно трудно найти общий язык.

Итак, Ленский оказался не готов к легкомысленности Ольги. Ведь он был уверен, что “душа родная соединиться с ним должна, что, безотрадно изнывая, его вседневно ждёт она”. От Онегина Ленский ждёт, что он, как друг, готов “за честь его принять оковы и что не дрогнет… рука разбить сосуд клеветника”. И всё же, нечаянно обманув и обидев Онегина, Ленский побуждает Евгения совершить поступок, который Онегин раньше делать не хотел: разрушить идеалы поэта. Душа, взращённая Шиллером и Гёте, не поняла поступка “глубокого эконома”. Философия книг погубила Ленского, но именно через книги можно увидеть, что вначале Евгений пытался сохранить хрупкий мир поэта:

Поэт в пылу своих суждений

Читал, забывшись, между тем

Отрывки северных поэм,

И снисходительный Евгений,

Хоть их не много понимал,

Прилежно юноше внимал.

Читатель знает, что Евгений не особенно любил читать:

Отрядом книг уставил полку,

Читал, читал, а всё без толку:

Там скука, там обман иль бред;

В том совести, в том смысла нет…)

Когда Онегин встречает Татьяну, оба героя воспринимают друг друга через призму прочитанных книг: Татьяна ищет в Онегине либо Грандисона, либо Ловласа (либо благородство, либо подлость), а Онегин не верит чувствам Татьяны, он по-прежнему считает любовь сказкой. Онегину думается, что чувства Татьяны ничем не отличаются от его собственных, придуманных и наигранных. Влюбившись, Татьяна начинает искать черты Онегина в героях любимых романов:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман…

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились…

И, увидев сон про Онегина, Татьяна ищет объяснения в книгах:

Но та, сестры не замечая,

В постели с книгою лежит,

За листом лист перебирая,

То был, друзья, Мартын Задека,

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

Но в делах любви книга ничем не может помочь:

…Её сомнений

Мартын Задека не решит…

Но вскоре Онегина и Татьяну надолго разлучит дуэль Ленского с Онегиным и, как следствие, смерть Ленского. Последнее, что сделал Ленский, - накануне дуэли он “Шиллера открыл”, но через некоторое время “книгу закрывает, берёт перо” - в последние часы жизни Ленский общается с книгой.

Онегин и Татьяна расстанутся на долгое время. Но перед встречей их отношение друг к другу изменилось. Татьяна побывала у Онегина дома: теперь она знает (а точнее, так думает, что знает) его мысли. Она читает книги с его пометками, и “начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее - слава Богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной”. Теперь Татьяна смотрит на Евгения через призму, но уже других книг.

Но Онегин уже не тот: он влюбился. Ежели раньше ему были скучны книги, то теперь “стал… читать он без разбора”. Причина? Видимо, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет определенных сложившихся жизненных принципов: он попрощался со старыми, но не нашёл новые. А Татьяне это уже неважно. Она полагает, что разгадала Евгения и нашла подходящее для него описание (взятое теперь уже из книг Онегина). Человек, которого теперь увидела Татьяна, ей не понравился.

А каково было отношение к книгам старшего поколения? Родители Татьяны не находили книги вредными: отец “в книгах не видал вреда… их почитал пустой игрушкой”, а “жена… его была сама от Ричардсона без ума”. Они пускали отношения Татьяны и книг на самотёк. Скорее всего, они и воспитанием дочери не очень-то занимались (подтверждение тому: “она в семье своей родной казалась девочкой чужой”), если жизнь Татьяна воспринимала как роман, но в котором героиня - она сама.

Мы не знаем, что читал отец Онегина, но, после прочтения Адама Смита, сыну не удалось убедить отца в важности содержания этой книги. А вот про дядю Онегина совершенно точно известно, что он читал “календарь осьмого года: старик, имея много дел, в иные книги не глядел”.

И всё-таки далеко не всегда поколение молодых людей придаёт такое важное значение книгам (не по всем книгам можно о них судить). Живя в деревне, Онегин каждое утро “кофе выпивал, плохой журнал перебирая…” В свою очередь Ленский “иногда читает Оле нравоучительный роман”, но при этом “две, три страницы (пустые бредни, небылицы, опасные для сердца дев) он пропускает, покраснев”. Получается, Ленский иногда читает Ольге немного легкомысленную литературу, но это отнюдь не должно говорить о легкомыслии самого героя.

Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.

Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.

Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда , когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир. Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.

Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.

Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.

Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А. Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным». Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя. Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.

Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.

Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.

Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.

В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,

«боязливую как лесную лань».

В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.

Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. , в свою очередь, Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.

Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны

Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».

Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.

Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.

Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.

Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.

Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.

Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье. Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах . «Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.

Любовь героини к Онегину

Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.

Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась , избежав пошлости и надменного кокетства.

Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию. Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа. Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.

Долг и честь как качества Татьяны

Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.

Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.

Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.

Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

 

 

Это интересно: