Межличностные потребности. Такие противоречивые социальные потребности человека
Направленность деятельности человека, его замыслов и желаний связана с его потребностями, которые призваны обеспечить ему комфортное существование. Конечно, потребности проходят через фильтр я-концепции человека, его ценностных убеждений и установок. тем не менее потребности являются пусковым механизмом для активности индивида. Много энергии заложено внутри человека и связана эта энергия с потребностями. В первую очередь. активность будет обусловлена биологическими, так называемыми первичными потребностями (поисковая активность, безопасность, пища, сон и т.д.). Но кроме этих существуют и социальные (вторичные) потребности, которые могут быть как явными, так и латентными (скрытыми). Именно такие непроявленные потребности являются источником личностных, межличностных и социальных проблем человека. Ученые с давних времен пытаются классифицировать потребности и таких классификаций существует предостаточно, чтобы понять их важность для жизни. Один из таких психологов был Генри Мюррей, известный тем, что разработал ТАТ (Тематический апперцептивный тест). Целью методики явилось изучение внутриличностных конфликтов человека, связанных с влечениями, интересами и мотивами. Прочитайте 32 потребности по Мюррею и прислушайтесь к себе, проанализируйте, как в вашей жизни проявляются эти потребности или им не дано проявиться в открытую и они действуют автоматически, заставляя сознание сдаваться перед их движущей силой.
Перечень потребностей по Г.Мюррею
1. Автономия - потребность независимости - стремление освободиться или бегство от всякого ограничения, желание освободиться от опеки, режима, порядка, регламентации тяжелой работы. Освобождаться от уз и ограничений. Сопротивляться принуждению. Избегать или прекращать деятельность, предписанную деспотичными авторитарными фигурами. Быть независимым и действовать соответственно своим побуждениям. Не быть чем-либо связанным, ни за что не отвечать. Пренебрегать условностями. Упрямство, нонконформизм, конфликтность, анархичность так же порождаются потребностью в превосходстве над людьми и социальными условиями которым необходимо подчиняться. А кроме того, стремление к независимости может быть обусловлено и материально – практическими интересами.
2. Агрессия - потребность агрессии - стремление словом или действием опозорить, осудить, проклясть, унизить, уничтожить противника. Силой преодолевать противостояние. Сражаться. Мстить за обиды. Нападать, оскорблять, убивать. Противостоять насилием или наказывать. Склонность к агрессии). Агрессивность может быть обусловлена как необходимостью отстаивать свои материально – практические интересы (возможно даже и незаконные), так и той же потребностью в превосходстве, то есть гипертрофированным честолюбием, реагирующим даже на малейшие, а порой и мнимые, проявления чужого превосходства.
3. Аффилиация (от англ. affiliation - соединение, связь) - потребность близости , стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Поиск дружеских связей - стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатия к другим людям, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание убрать препятствия в отношениях, желание сблизить людей. Тесно контактировать и взаимодействовать с близкими (или теми, кто похож на самого субъекта или любит его). Доставлять удовольствие катектируемому объекту и завоевывать его привязанность. Оставаться верным в дружбе. Потребность социальной дружественности, (стремление к объединению, общению).
4. Бережливость - потребность бережливости, сохранения.
5. Внимание — потребность в раскрытии, потребность быть в центре внимания - желание «завоевать» других, привлекать внимание к себе, удивлять своими достижениями и качествами личности. Производить впечатление. Быть увиденным и услышанным. Возбуждать, удивлять, очаровывать, развлекать, шокировать, заинтриговывать, забавлять, соблазнять. Потребность демонстративности, стремление проявляться, показывать себя. Нет возражений, но для большей ясности: данная потребность иногда определяется здесь, как потребность быть объектом внимания.
6. Доминантность - потребность контроля — стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю, стремление контролировать, препятствовать, оказывать влияние, направлять поведение словом, приказом, убеждать, ограничивать других. Контролировать окружение. Влиять или направлять поведение других – внушением, соблазном, убеждением. указанием. Разубеждать, ограничивать, запрещать. Господствовать. Возражений нет, но в дальнейшем данная потребность будет определяться как потребность в превосходстве.
7. Достижение - потребность быть первым — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;желание преодолеть, побороть, опередить других; сделать что-то быстро и хорошо, достичь высот в каком либо деле. Выполнять нечто трудное. Управлять, манипулировать, организовывать – в отношении физических объектов, людей или идей. Делать это по возможности быстро и самостоятельно. Преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей. Самосовершенствоваться. Соперничать и опережать других. Осуществлять таланты и тем повышать самоуважение. Потребность успеха. Не бывает «склонности к преодолению», если в приложении усилий нет ни какой цели. «Потребность противодействия» заключена не в самом процессе преодоления, а в цели этих усилий, то есть в том же «достижении успеха». Стремление же к успеху может быть мотивировано как потребностями самоутверждения (потребность в превосходстве, уважении, потребность быть объектом внимания), так и материально – практическими интересами.
8. Защита — потребность поиска покровителя- ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, совета, мягкого обращения. Удовлетворять потребности благодаря сочувственной помощи близкого. Быть тем, кого опекают, поддерживают, окружают заботой, защищают, любят, кому дают советы, кем руководят, кого прощают, утешают. Держаться ближе к преданному опекуну. Всегда иметь рядом того, кто окажет поддержку, поиска помощи (зависимости). Потребность помощи (желание получать помощь).
9. Игра - потребность в игре, предпочтение игры всякой серьезной деятельности, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью; желание развлечений, кутежей, страсть к спорту. Действовать «забавы ради» – без иных целей, вести себя бесцельно. Смеяться, шутить. Искать расслабления после стресса в удовольствиях. Желание играть. Участвовать в играх, спортивных мероприятиях, танцах, вечеринках, азартных играх.
10. Избегание неудач - потребность избегания неудач, потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежания наказания, осуждения, потребность считаться с общественным мнением. В избегании позора. Избегать унижений. Уходить от затруднений или избегать ситуаций, в которых возможно унижение, презрение, насмешка, безразличие других. Воздерживаться от действий с целью избежать неудачи, потребность в терпении. Потребность защищённости, желание избежать ответственности.
11. Избегание обвинений — потребность избегания обвинений.
12. Обучение — потребность разъяснения, обучения
13. Опасность — потребность избегания опасности — страх, тревога, ужас, паника, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы.
14. Отвержение - потребность отвержения других, стремление отвергнуть попытки сближения; критичность, уединенность, беззастенчивость. Избавиться от негативно катектируемого объекта. Избавляться, отказываться, изгонять или игнорировать нижестоящего. Пренебрегать объектом или обманывать его. Неприятие. Потребность избегания, отталкивание неприятного и нежелательного человека).Эмоциональная потребность требует не только насыщения, но и комфорта. Эмоциональный же дискомфорт порождается гораздо более широким спектром причин, нежели одни только неприятные люди.
15. Познание - потребность познания.
16. Покорность - потребность покорности — пассивное повиновение - интрапунитивность, пассивное подчинение силе,принятие судьбы, признание собственной неполноценности. В самоунижении. Пассивно подчиняться внешним силам. Готовность принять обиду, обвинения, критику, наказание. Готовность сдаться. Подчиниться судьбе. Допустить собственную «второсортность», признать свои заблуждения, ошибки, поражения. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде. Искать боли, наказания, болезни, несчастья и радоваться им. Потребность понижения, унижения, желание быть «ниже» кого либо, потребность подчиняться. Отнесём эти пункты к потребности в безопасности, проявляющейся гораздо более многообразно. Странная же «потребность подчиняться» вероятно означает необходимость пренебрегать своими амбициями в угоду той силе, которая обеспечивает безопасность личности.
17. Покровитель - потребность быть покровителем, потребность оказания помощи, быть утешителем, заботиться, оказывать материальную помощь, предоставить убежище. В опеке.
Проявлять сочувствие и помогать беззащитным в удовлетворении их потребностей – ребенку или кому-то, кто слаб, обессилен, устал, неопытен, немощен, потерпел поражение, унижен, одинок, удручен, болен, в затруднении. Помогать при опасности. Кормить, поддерживать, утешать, защищать, опекать, лечить. Всеобщий утешитель и друг «скорбящих».
18. Понимание - потребность понимания, быть понятым, принятым.
19. Порядок — п отребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте. Приводить все в порядок. Добиваться чистоты, организованности, равновесия, опрятности, аккуратности. Учёный стремится к системности, потому что знает, что истина имеет стройную форму. Мастер избегает бардака, потому что порядок гораздо практичней. Для домохозяйки, порядок – предмет гордости. Для холостяка это тягостная необходимость. У педанта стремление к порядку может приобрести болезненные и бессмысленные формы. Для эстета, порядок – предмет эстетического удовольствия. Для техника – условие, обеспечивающее безопасность работы. Для командира, порядок – это требование устава.20.
20. Признание — потребность признания.
21 . Приобретение - потребность приобретения. Желание приобретать, коллекционировать, собирать. Иметь.
22. Противодействие — потребность преодоления поражения, неудачи - отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельность в действиях. Основные черты - сила воли, упорство, бесстрашие. В борьбе овладевать ситуацией или компенсировать неудачи. Повторными действиями избавляться от унижения. Преодолевать слабость, подавлять страх. Смывать позор действием. Искать препятствия и трудности. Уважать себя и гордиться собой. Cклонность к преодолению поражений, неудач.
23. Риск — потребность избегания риска.
24. Самосохранение — потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок; потребность избегания опасности, чрезмерная осторожность, отсутствие инициативы, уклонение от борьбы. В защите. Защищаться от нападений, критики, обвинений. Замалчивать или оправдывать ошибки, неудачи, унижения. Отстаивать Я. Избегания вреда. Склонность защищаться, оправдываться. Самозащита как самооправдание, так же бывает обусловлена как потребностью в превосходстве (своей правоты), так и защитой своих материально – практических интересов.
25. Секс — cексуальная потребность создавать и развивать эротические взаимоотношения. Иметь половые отношения с индивидом другого пола. Эротическое, сексуальное влечение.
26 . Созидание — потребность созидания
27. Статус — потребность статуса, желание работать под руководством более сильного, умного, талантливого, стремится стать чьим-то последователем. Восхищаться вышестоящим и поддерживать его. Восхвалять, воздавать почести, превозносить. С готовностью поддаваться влиянию ближних. Иметь пример для подражания. Подчиняться обычаю. Потребность уважать, восхищаться, желание признавать превосходство других. Желание покровительства над собой, в содействии со стороны покровителя.
28. Суждение - потребность суждения, стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность к абстрактным формулам, страсть к обобщениям, увлеченность вечными вопросами о смысле жизни, добре и зле и т. п. Интересоваться теорией. Размышлять, формулировать, анализировать, обобщать. Стремление к осмыслению и к внутреннем анализу. Потребность понимания (интеллектуальная направленность, стремление понять). Но ведь никто не будет разбираться в том, что ему совершенно неинтересно. «Потребность понимания» движима или эмоциональной потребностью, получающей в открытии неведомого удовольствие от игры ума, или материально-практическими интересами, для которых осведомлённость бывает весьма полезна.
29. Уважение - потребность в уважении и поддержке- социальность (социофилия) - забвение собственных интересов группы во имя интересов группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.Потребность заботиться, стремление помогать. Отнесём эти пункты к проявлениям эмпатической потребности.
30. Ущерб — потребность избегать вреда, ущерба, защита от физического ущерба. В избегании боли, ран, болезней, смерти. Избегать опасных ситуаций. Принимать предупредительные меры.
31. Чувственность - потребность в чувственных впечатлениях. И скать чувственные впечатления и радоваться им. Потребность чувствовать, желание испытывать ощущения.
32. Эгоизм (нарциссизм) - стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира, часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении.
Иван Котва, психолог
В социальной психологии, социологии существует множество подходов, высказывающих собственную позицию в отношении типов взаимодействия. Отчего зависит, будем ли мы вступать в отношения с другим человеком? Почему некоторые отношения не заходят дальше определенной границы или вовсе ухудшаются?
Теория межличностных потребностей
Она предполагает, что установление, развитие, поддержание отношений зависит от того, насколько участники отвечают межличностным потребностям каждого в любви, присоединении и контроле над ситуацией (Шац).
Теория обмена (Джон Тибо и Гарольд Келли)
Они понимают взаимодействие людей с точки зрения обмена вознаграждениями (желательные результаты взаимоотношений) и издержками (нежелательные результаты), возникающими во время взаимодействия людей.
Другой подход к проблемам восприятия связан со школой так называемой «транзактной психологии» . Ее суть в том, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. Фиксируя активное участие субъекта восприятия в транзакции, авторы этой идеи подчеркивали роль ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептуальной ситуации. Учет этих обстоятельств важен для процесса общения.
Перцептивная сторона общения выступает как обязательная составная часть общения, так как взаимодействие с другим человеком осуществляется под влиянием нашего восприятия. Наше социальное восприятие определяет множество факторов, среди которых, эффект ореола, эффект новизны, стереотипы, каузальная атрибуция.
Так, например, эффект ореола - это формирование специфической установки в отношении человека через приписывание ему определенных качеств. Так, общее благоприятное впечатление скорее всего приведет, к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого. Соответственно, общее неблагоприятное впечатление способствует формированию негативных оценок личности.
Другой эффект, эффект новизны , заключается в том, что в ситуациях восприятия знакомого человека последняя, т.е. более новая, информация оказывается более значимой. В более широком понимании эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, который сопровождает восприятие человека человеком. Он получил название «стереотипизации» . Впервые термин «социальный стереотип» ввел У. Липпман в 1922 г., понимая под ним негативный феномен, связанный с ложностью и неточностью представлений. Таким образом, стереотипы - упрощенные и стандартизированные характеристики или ожидаемое поведение членов определенной группы.
В нашем обществе наиболее распространенными являются этнические, гендерные и возрастные стереотипы . Стереотипы выполняют двоякую функцию: с одной стороны, они призваны поддерживать порядок в обществе. Так, опираясь на стереотипы, мы упрощаем процесс познания другого человека. С другой, стереотипы могут привести к предубеждениям и дискриминации. Происходит это в случае, если суждение строится на прошлом опыте, который имеет негативное содержание. Тогда новое восприятие представителя той же самой группы может быть не-приязненным. В этом случае возникает необходимость совершенствования социального восприятия.
Вернемся к самому началу процесса воспитания ребенка. Как мы уже выяснили, для него самым важным являются в это время кормление (преимущественно грудью) и различные действия, совершаемые родителями, когда они держат его на руках. Именно это поведение ребенок и воспринимает как поглаживание.
Как вы считаете, чего добивается ребенок, крича до посинения в колыбели? Он хочет, чтобы его заметили. Дитя довольно быстро научается, что, как только ему это удается, удовлетворение его физиологических потребностей происходит автоматически. То есть для того, чтобы выжить, ребенок должен получать внимание родителей.
С этого момента у человека формируется первая межличностная, обращенная на другого человека потребность - потребность в признании, потребность в том, чтобы заметили, обратили внимание - прежде всего, конечно, близкие, значимые для него люди, а затем все остальные.
Уже для маленьких детей важна потребность играть, при м они готовы играть даже с теми детьми, которые не нравятся им и с которыми они могут подраться; тем не менее, они играют с ними, так как это удовлетворяет их потребность в признании.
Для ребенка очень важно, насколько часто на него обращают внимание, и если это делается слишком, по его мнению, редко, он пытается каким-то способом заполучить его: «Мама, где моя кукла?». Не менее важно, как это делается, и есть ли «качество» взаимодействия. Если с ним или с ней общаются как с уникальным и единственным Мишенькой или Варенькой, как с неповторимой личностью, то такое и шимодействие воспринимается как поглаживание и ребенок научается ценить себя, считать значимым человеком. Коль, напротив, с ребенком обращаются как с «пустым местом», как с безликим ребенком «вообще», то есть не учитываются его реальные потребности, а с ним поступают так, как «нужно» (Все дети должны есть манную кашу! Дети должны ложиться рано спать!), то ребенок, став взрослым, будет сомневаться в том, что он привлекателен, интересен, что он может быть замечен другими людьми.
Поведение, направленное на удовлетворение потребности и признании, характеризуется большим количеством различного вида контактов. В ответ на эти контакты и во нремя их взрослый продуцирует и показывает ребенку определенные свои чувства и чувства, которые возникают у него как реакция на поведение дитя, выступая для него моделью поведения. Континуум поведения признания во взаимоотношениях родителя и дитя включает, от минимума до максимума: игнорирование, замечание, знание, обращение внимания, взаимодействие, интерес, признание, понимание.
Возрастной этап развития потребности в признании в какой-то мере параллелен оральной стадии в фрейдизме. В то время как психоаналитики делают ударение на доминировании эрогенной зоны, В.Шутц сосредотачивается на межличностных отношениях. Однако и психоанализ признает, что на оральной стадии взаимоотношения между родителем и ребенком концентрируются на замечании и контактировании. Здесь еще не идет речь о контроле и приучении к дисциплине и только зарождаются симпатия и любовь.
Трудности в удовлетворении ребенком его межличностной потребности в признании возникают, когда родители либоизбегают контактов с ним, либо его чрезмерно опекают. При избегании взаимодействий и необращении внимания возникает заброшенность, причем здесь имеет значение, как мы уже говорили, качество и количество контактов. При гиперопеке возникают трудности противоположного характера. В этом случае родители включают ребенка во все свой дела и у него не остается возможности побыть наедине с самим собой.
Идеальные отношения между родителями и детьми в области признания находятся посередине между этими полюсами. Родители часто и откровенно общаются с детьми и проявляют интерес к их делам, и наряду с этим позволяют ребенку побыть одному, какое-то время не общаясь с ним. Это оптимальные условия взаимодействия детей и родителей, которые дают возможность ребенку, когда он вырастет, одинаково хорошо чувствовать себя как в любой компании, так и в одиночестве.
Совершенно очевидно, что первый вид взаимодействия с ребенком приводит к воспитанию недосоциального, второй - сверхсоциального и третий - социального типа человека в удовлетворении межличностной потребности в признании.
Когда ребенок научается удовлетворять свою потребность в признании, на первый план в его жизни выходят проблемы, связанные с контролем.
Проблема контроля является центральной во взаимоотношениях родителей и детей, да и преподавателей и учеников тоже, поскольку их взаимодействия вращаются вокруг вопросов, связанных с дисциплиной. Вопросы дисциплины и управления фокусируются на том, кто будет принимать решения и каким способом. Ребенок должен быть научен, как принимать решения, но ему также должно быть позволено осуществлять их. Именно поэтому взаимоотношения родителя-ребенка и учителя-ребенка связаны с дисциплиной, контролем, властью, принятием решений, определением границ поведения, обучением правилам, управлением, руководством, манифестированием независимости.
Фрейдистская анальная стадия сравнима с возрастным этапом формирования потребности контроля (хотя опять-таки можно указать на разницу в психоаналитическом акценте на эрогенную зону и внимание В.Шутпа к взаимодействию). Главное приобретение этого этапа - появление у ребенка возможности воздействовать на родителей, получение им власти. Ребенка начинают приучать к социально приемлемым формам дефекации и уринации, и это первое введение ребенка в мир дисциплины и порядка во многом будет определять его будущее поведение в области контроля. На этом этапе потребность в признании также важна, но она отодвигается на задний, по сравнению с потребностью в контроле, план. Потребность в приятии все еще неразвита.
У родителей есть два верных способа затруднить ребенку научение принятию правильных решений - либо навязывать ему собственные, не давая продохнуть от опеки и распоряжений, либо предоставить ему распоряжаться его собственной жизнью, когда он еще не может этого делать. Дети, родители которых постоянно руководят ими, становятся аутократами, дети же «попустительских» родителей вырастают абдикратами.
Идеальные отношения родителей и детей в области контроля находятся между полюсами попустительства и жесткого давления. Родители позволяют детям принимать решения относительно их собственной жизни в рамках возрастных возможностей и предоставляют детям так же право нести ответственность за принятые ими решения. Следует признать, что обычно мы поступаем как раз наоборот: мы решаем, а расплачиваются дети (например, дополнительные занятия иностранным языком, балетом, спортом, музыкой и т.п.), или же дети принимают решения, расплачиваемся мы (ребенок пригласил гостей, а убираем мы с вами за ним и его гостями; ребенок женился, а кормим его семью и за внуками ухаживаем мы). Делегирование и принятие ответственности - этот тип отношений родителей и детей в/ области контроля приводит к тому, что возмужавшие чада!., одинаково комфортно чувствуют себя, когда они контроля-1 руки- других, либо когда они этого не делают; когда их | контролируют другие, либо когда они контроля не чувствуют. Ребенок, выросший в такой семье, становится демократом.
Когда ребенок удовлетворяет свои межличностные потребности в признании и контроле, на первый план выступает потребность в приятии. Эта область отношений связана с проявлениями любви, теплоты, симпатии, эмоционального приятия, а также эмоционального отторжения и ненависти.
Эмоциональная окрашенность отношений отличает область приятия от признания. Например, мать может проводить много времени, занимаясь воспитанием ребенка. Она, помимо обычного приготовления еды, стирки, одевания и пр., делает с ребенком уроки, занимается музыкой, водит его в спортивную секцию, изучает вместе с ним иностранные языки. Она надеется вырастить из него выдающегося человека, который станет знаменитым и отблески его славы упадут на нее. Но относится она к ребенку как к средству достижения своих целей, а не как к личности, безэмоционально.
Другая мать целый день проводит на работе и еще дома выполняет дополнительные задания. Дети видят ее, свободной достаточно редко и практически все делают сами. Но, когда у нее появляется свободная минутка, она успевает приласкать ребенка.
Этап формирования потребности в признании параллелен фрейдистской фаллической и эдиповой стадиям. В это время проявляется сексуальное и эмоциональное чувство по отношению к конкретному, вполне определенному, выбранному человеку. Здесь требуется уже большая эмоциональная зрелость. Прекращается нарциссическое чувственное сосредоточение на себе и начинается «отдавание» части себя окружающим. Личностное развитие предполагает преобладание приятия в этом возрасте.
Трудности у детей в области приятия возникают, когда родители их «задушивают любовью» - «залюбливают» либо не любят, отвергают. Залюбливание - обрушивание на ребенка большего количества любви, нежели он может справиться. «Опекающая мамочка» - так обычно описывают подобное родительское поведение. Сверхзащищающие родители в основном сосредотачивают свои усилия в области
мнггроля, однако достаточно часто встречается и совместите доминирование и залюбливание.
Нелюбимый, отвергаемый ребенок становится недопринимаемым взрослым, а залюбленный - сверхпринимаемым.
Идеальные отношения родителей и детей в области принимания лежат между полюсами отвержения и чрезмерной любви. Родители эмоционально принимают ребенка, дают ему много любви, но не больше его возможностей. Этот тип отношений позволяет вырастить принимаемого человека, способного устанавливать и поддерживать близкие, интимные отношения с другими людьми, с определенным человеком и, в го же время, чувствовать себя вполне комфортабельно в отсутствие подобных связей.
Родительско-детские отношения, приводящие к специфическим формам поведения в удовлетворении базальных межличностных потребностей, отражены в таблице
Итак, на самом начальном этапе жизни ребенка основная для него межличностная потребность - признание, желание того, чтобы его выделили, заметили. Естественно, что родители удовлетворяют эту потребность, как и другие межличностные потребности, в нерасщепленном виде - они одновременно обращают внимание, контролируют и любят (достаточно редко встречаются матери, которые кормят ребенка совершенно безэмоционально). Однако в этот жизненный период эмоции ребенка сосредоточены в основном на самом себе, это нарциссический этап, потребность в приятии в целом реализуется за собственный счет. Поэтому в начале жизни человек реагирует больше не на отсутствие любви, а на отсутствие заботы. Отношения приятия подразумевают большую личностную сформированность обоих участников, когда каждый может что-нибудь дать, вложить в другого. Приятие начинает всерьез заботить ребенка где-то с возраста трех-пяти лот.
Следующий сложный этап в удовлетворении межличностных потребностей - подростничество, отделение от родителей и установление отношений со сверстниками. Формирование автономии начинается со сферы приятия, при этом должно сформироваться действительно эмоциональное приятие родителей, так как в противном случае возникает неправильная половая идентификация и вытекающее отсюда чувство вины. Далее начинается автономизация в сфере контроля, наиболее драматичная для обоих сторон в подростковом и раннем юношеском возрастах. При этом часто возникают конфликты на почве ответственности и вытеснения с главной роли. Это продолжается до тех пор, пока каждая из сторон не пересмотрит свои позиции.
Только после того, как детьми решены проблемы приятия и контроля во взаимоотношениях с родителями, они принимаются за главную проблему автономизации - отделение от родителей. Зачастую это воспринимается обеими сторонами, но прежде всего родителями, как проблема приятия, как утрата, уменьшение любви детей к ним. Это происходит потому, что родители считают частые контакты с детьми проявлением любви, когда на самом деле это - проблема признания, и пока не будет найдено какое-нибудь другое свидетельство признания, проблема не может "быть решена (некоторые люди решают эту проблему всю жизнь - мужья, которые каждый день после работы заходят к матерям; тещи, ежедневно гостящие у молодых, и т.п.).
Другая проблема, стоящая перед детьми, - интегрирование в группе сверстников. Сначала - признание - быть членом группы. При реализации этой потребности возникают конфликты с родителями: «Для тебя друзья значат больше, чем мы». Далее - контроль. При этом в компании происходят ссоры и драки, в результате чего формируется иерархическая структура группы. Наконец - приятие, внезапное осознание половой дифференциации членов группы, зарождение дружбы, начало ухаживания. Как мы видим, конфликты с родителями (и учителями) практически неизбежны, поскольку и в группе сверстников и с родителями дети решают противоположные задачи по удовлетворению основных межличностных потребностей.
Следующий этап развития - появление у человека собственных детей. Это предполагает разрешение каждым родителем своих взаимоотношений с друзьями, поскольку они уже не могут проводить много времени в компаниях - на свиданиях, вечеринках, танцах, гулять всю ночь. Все это время их занимают собственные дети. Этот переход дается людям с трудом, а в нашей культуре - особенно мужчинам. Сокращение контактов с друзьями - первое серьезное испытание семьи. Следующее - изменение семейных ролей и обязанностей в связи с появлением ребенка.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ЦИКЛЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Теперь мы имеем возможность по достоинству оценить грандиозную работу, проделываемую родителями. Они должны достаточно часто контактировать с ребенком, чтобы удовлетворить его потребность в признании, однако эти контакты должны иметь еще и определенные качественные характеристики, позволяющие ребенку почувствовать и поверить в свою уникальность и неповторимость. При этом родители должны практиковать разумную частоту контактов, поскольку при недостатке контактов - игнорировании, у ребенка возникают трудности с идентификацией и формируется малосоциальный тип личности. При опутывании родители ни на минуту не выпускают ребенка из поля зрения (истошные крики таких родителей особенно хорошо знакомы жителям многоквартирных домов) и воспитывают у ребенка сверхсоциальный тип личности.
Родители должны научить ребенка принимать самостоятельные решения, нести за них ответственность и они же должны ребенку позволить действительно самому принимать решения и за них же отвечать. Если родители все решают за ребенка, не дают ему даже дышать самостоятельно, то они способствуют формированию аутократа. Если же они позволяют ребенку делать все, что угодно, самостоятельно принимать любые решения, когда он еще не умеет этого делать, то формируется абдикрат. Лишь когда родители позволяют принимать решения в границах, соответствующих возрасту дитя, и обязательно нести ответственность за эти решения, формируется демократ (родителям при этом желательно иметь в виду, что границы самостоятельности растут, как и сам ребенок).
В области приятия основное значение имеет не количество контактов, а их эмоциональный «накал». Залюбливание обожающей мамочки приводит к формированию сверхпринимаемого человека, тогда как отвергание, равнодушие родителей создают малопринимаемый тип. Только когда ребенку дают столько любви, сколько он может воспринять, формируется принимаемый взрослый человек.
Таким образом, мы можем теперь определить, как проявляются принцевость и лягушлчесть в поведении человека, в процессе реализации его базальных межличностных потребностей. Мы можем теперь более четко определить понятие «принц». Принц это человек, который полностью удовлетворяет все межличностные потребности, то есть принц является одновременно принимаемым, демократом, социальным.
Наличие же проблем в удовлетворении хотя бы одной из межличностных потребностей продуцирует лягушку. Естественно, что у лягушки могут быть проблемы не только в одной, но и в двух и даже в трех областях, хотя это встречается реже. Кроме того, лягушка может пытаться справиться с проблемой активным способом - сверхсоциальный, аутократ, сверхпринимаемый, равно как и пассивным способом - малосоциальный, абдикрат, малопринимаемый. Это дает нам, кроме уже рассмотренных трех типов лягушек - зеленой, серой, коричневой, еще двадцать шесть ее разновидностей в каждом типе. Все это опять-таки обеспечивает прекрасные возможности для дифференцированного тонкого анализа, однако в реальной практике вполне достаточно выделения трех типов лягушек и подразделения зеленых лягушек, как наиболее часто встречающихся, на подвиды - активный и пассивный с проблемой в какой-нибудь одной области.
Остановимся на том, как межличностные потребности проявляются в поведении человека в группе. На каждом этапе развития группы преобладает какая-нибудь одна тенденция. Сначала решается проблема признания. Для каждогоконкретного члена группы это формулируется как вопрос «Быть в этой группе или быть вне ее?». Затем следует фаза, в которой наибольшую актуальность имеет удовлетворение потребности в контроле. Для члена группы вопрос звучит так: «Какое место в иерархии занять? Быть вверху или внизу?». Наконец, наступает фаза приятия. Здесь вопрос формулируется следующим образом: «Быть эмоционально далеким или близким с каждым конкретным членом группы и насколько?».
Внутри последовательно наступающих фаз член группы сперва определяет свои отношения с лидером, а затем - с остальными членами.
Фаза признания начинается с момента формирования группы. Каждый из образующих группу людей устанавливает для себя, насколько эта группа для него привлекательна и хочет ли он быть ее членом. Стратегия поведения здесь следующая - человек демонстрирует свои черты и внимательно наблюдает, обращают на него внимание или нет. Если у него имеются трудности в области признания, то проявляется обычно Я-центрированное поведение - человек слишком много и чересчур откровенно говорит о себе, рассказывает свою биографию и опыт общения в других группах.
Каждый решает вопрос об уровне своей включенности в эту группу, в ее дела. Например: «Как много себя я могу посвятить этой группе? Насколько значим я в ней буду? Примет ли меня группа таким, каков я есть, или мне придется измениться? Не смешаюсь ли я с другими членами группы?».
Это проблема идентификации. Первое решение человека о группе - как много контактов, взаимодействий, коммуникаций у него здесь будет.
Основная задача фазы признания - определение принадлежности к группе, связи с ней и уровня включенности в ее жизнь. Для ее решения применяются специальные процедуры, т.н. времяпрепровождения. Это внешне малосодержательные разговоры о погоде, просмотренных кинофильмах, одежде, драках, любовные истории, разговоры о марках автомобилей - тема, в принципе, не очень важна. Основное назначение подобных процедур - показать свои качества и посмотреть на других. Можно наблюдать, кто и как к вам относится и выяснить отношение к себе лидера группы.
С особым вниманием исследуется каждым членом группы отношение к себе лидера, а также его отношение к группе в целом. Если лидер не проявляет интереса к чему-либо, то и другие члены группы чувствуют, что им незачем заботиться об этом. Трудно всерьез заинтересоваться членством в группе, если ее лидер совершенно не обращает на вас внимания.
Другой важный аспект деятельности лидера, за которым самым тщательным образом наблюдают члены группы, - насколько полно лидер отдает группе свою энергию, сколько времени он ей посвящает - это влияет на ощущение членами своей безопасности в группе. Отсутствие интереса лидера к группе требует от ее членов собственных усилий по обеспечению безопасности, что снижает привлекательность членства в группе.
После принятия удовлетворительного, но обязательно окончательного решения об отношениях с лидером, внимание переносится на отношения с членами группы. Тщательно регистрируются опоздания, отсутствие одногруппников, степень их участия в делах коллектива, активность в деятельности других групп. Таким образом выявляются «тихие» члены и такие, за кем надо «приглядывать».
После реализации потребности в признании, появления чувства «мы» на первое место выступают проблемы принятия решений, распределения ответственности и разделения власти.
Характерными для группы на этом этапе являются:
■ борьба за лидерство;
■ дискуссии о принятии решений;
■ распределение ответственности.
Тревога центрируется вокруг.вопроса: «Сколько влияния и ответственности мне необходимо?» Каждый член группы стремится устроиться таким образом, чтобы получить оптимальный для себя уровень власти и зависимости.
Во время прохождения фазы контроля борьба за власть, влияние, управление начинается, прежде всего, с лидером. Эта борьба предполагает действия по двум направлениям сразу:
1. Лишение лидера части руководящих функций, чтобы им можно было в определенной степени управлять;
2. Атрибутирование лидеру дополнительной ответственности за любые аспекты деятельности группы.
На этом этапе враждебность к лидеру может выражаться в попытках либо удалить, либо утихомирить его. Часто высказывается разочарование в применяемых лидером методах руководства, а также в способностях лидера полностью реализовывать свои функции.
Когда вопросы взаимоотношений с лидером в фазе контроля решены, внимание переносится на других членов группы. Начинается борьба за внимание и одобрение лидера, особые с ним отношения. Это борьба за изменение иерархии в группе, борьба за влияние со своей группой (за исключением лидера), борьба за право быть «первым помощником» лидера. В основе всего этого лежит подавленное или подсознательное желание стабильности группы - чтобы никто никогда не смог сменить существующего лидера (неизвестно, каков будет новый и как это отразится на мне и группе в целом) и надежда, что он всегда будет во всем брать верх.
Фаза контроля сменяется фазой приятия, когда начинается эмоциональная интеграция. Для нее характерен, прежде всего, эмоциональный элемент отношений - парование, открытое проявление позитивных чувств, а также враждебности, ревности. Тревога фокусируется на страхе «не нравиться», основной вопрос: «Быть слишком близко или слишком далеко к определенному члену группы?».
Во время прохождения этой фазы каждый член группы борется за наиболее удобную позицию в получении и даче приятия. Как шопенгауровские дикобразы, члены группы колеблются между желанием теплых отношений и болью от действий других.
Прежде всего проясняется вопрос: «Нравлюсь ли я лидеру и нравится ли он мне?». На первый план выходит ревность, неразделенная любовь, обмен эмоциями, сексуальная привлекательность. Каждое действие, взгляд, даже гримаса лидера, случайное слово интерпретируются в личностном плане.
Затем выясняются чувства по отношению к каждому члену группы. Происходит разбиение на дружеские и любовные пары. В группе нарастают интимность, тепло, нежность друг к другу. Не обязательно всякий член группы любит каждого, но отношения становятся более эмоционально глубокими и адекватными.
В жизнедеятельности любой человеческой группы обязательно представлены все перечисленные фазы ее развития. Вместе с тем, степень выраженности этих фаз может быть различна. Кроме того, движение отдельных членов группы в процессе удовлетворения основных базальных межличностных потребностей, случается, не совпадает с движением группы в целом. Для некоторых участников коллектива может являться проблемой удовлетворение тех или иных потребностей и они как бы задерживаются в этой фазе. Обычно такие «ретарданты» легко различимы в группе.
Следует учесть еще один момент динамики группы - прохождение той или иной фазы вовсе не означает, что проблема полностью снята. Группа возвращается к ней, но уже на новом уровне. Однако, если на предыдущих этапах в какой-то фазе потребности не были полностью удовлетворены, возникли затруднения, то это деформирует отношения в группе и существенно затрудняет ее развитие.
Эта теория представлена в работе Шутца, относящейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что означает «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Эта теория разрабатывалась на протяжении ряда лет и становилась «все более формальной, но необязательно более точной» .
Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами. Во-первых, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей , характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением.
В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону «больше» или «меньше», что может приводить к соответствующим негативным последствиям. Так, болезнь организма или его смерть оказываются результатом неадекватного удовлетворения биологических потребностей, а психическое расстройство, иногда смерть, - результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей. Правда, организм способен на какое-то время адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения и тех и других потребностей. Например, ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей; развивает определенные образцы адаптации. Эти сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. В этом, собственно, состоит существо второго постулата его теории - постулата «относительной преемственности и непрерывности».
Второй постулат теории Шутца воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности . Конкретной сферой продолжения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого.
По мнению Шутца, индивид во взаимоотношениях с другими следующим образом реализует опыт межличностных отношений своего детства. Когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к родителям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации подобной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку. Сразу же отметим, что этот момент теории Шутца является объектом критических замечаний со стороны зарубежных оппонентов, поскольку у автора остается без ответа вопрос о том, чем же определяется то обстоятельство, что один человек во взрослом состоянии, вступая в межличностные отношения, идентифицирует себя с родителями, а другой в том же случае воспроизводит свою собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.
Рассмотрим теперь, что Шутц конкретно понимает под постулированными им межличностными потребностями включения, контроля и любви. Включение он понимает как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т.е. как потребность быть включенным в группу. Степень включения можно ранжировать от интенсивного взаимодействия до полного ухода от такового. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами, и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму и, по сути, игнорируют его. В этой последней ситуации ребенок становится тревожным. Его тревоги утихнут, лишь когда он будет адекватно интегрирован в семейную группу. Если этого не произойдет, он может, например, уйти в «скорлупу» одиночества.
По Шутцу, в зависимости от характера удовлетворения потребности включения в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального (undersocial) поведения, сверхсоциального (oversocial) или социального (social) поведения. Первый тип формируется опытом недостаточной интеграции в семье, второй - опытом чрезмерного включения в нее, а третий, идеальный, тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип характеризуется тенденцией к интраверсии, уходу от взаимодействия, к сохранению дистанции между собой и другими. Поведение такого человека может принимать форму прямого неучастия или более тонкие формы ухода от включения (например, опоздание на собрания либо вообще их игнорирование и т.д.). Человек глубоко тревожится, полагая, что «никто не находит его заслуживающим внимания». Характерно, что, избегая взаимодействий, он теряет возможность проверить свое убеждение. Человеку второго, сверхсоциального типа, напротив, свойственно находиться постоянно в поиске контактов. Он шумный, требует внимания, навязывает себя группе, но может войти в группу, используя и более тонкие приемы, например, демонстрируя знание и умение. Наконец, третий, социальный тип, по мнению Шутца, - беспроблемный в межличностных отношениях. Он счастлив наедине с собой и счастлив с людьми. Он включается в группу или не включается в нее - в зависимости от ситуации. Главное, что бессознательно он относится к себе как к личности, заслуживающей внимания.
Межличностная потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Соответствующее поведение может варьировать от слишком большой дисциплинированности - к отсутствию дисциплины вовсе, опять же в зависимости от характера отношений с родителями в детстве. Эти последние отношения можно ранжировать, полагает Шутц, от принуждающих отношений, когда родители полностью контролируют ребенка, принимая за него все решения, до вольных, так сказать, когда родители не вмешиваются и предоставляют детям свободу принимать решения самостоятельно. Как и в других случаях, идеальные отношения родителей с ребенком в детстве уменьшают его возможную тревожность, а слишком большой или недостаточный контроль ведет к защитным формам поведения. И тогда, пытаясь справиться с тревожностью, ребенок доминирует над другими, совсем отказывается от контроля или попадает под чей-то контроль. Соответственно Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля, обозначая их как «отказывающееся », «автократическое » и «демократическое ». Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. В отношениях с другими он отказывается от власти и ответственности, предпочитая роль подчиненного, старается не принимать решения, когда этого можно избежать. «Подсознательно он чувствует, что не способен принимать ответственные решения и что другие знают об этом его недостатке. Отказываясь принимать решения, он может по крайней мере скрыть меру своей неспособности». «Автократ » характеризуется тенденцией доминировать над другими, он предпочитает принимать все решения не только за себя, но также и за других. «Демократ », естественно, является идеальным типом, успешно решая проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Он чувствует себя комфортно и в позиции подчиненного, и в позиции, так сказать, носителя власти. В зависимости от требований ситуации может отдавать распоряжения, а может принимать их к исполнению. «Подсознательно он верит, что способен принимать ответственные решения, и не чувствует потребности доказывать это другим». Шутц предположил, что в случае развития патологии в сфере контроля она связана с типичным психопатическим поведением, которое отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.
Наконец, третья межличностная потребность - это потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравиться и быть любимым. Выражения потребности любви могут быть позитивными (от аттракции до любви) либо негативными (от легкого неодобрения до ненависти). Следовательно, отношения ребенка с родителями могут характеризоваться теплом, одобрением, любовью или же холодностью, отвержением. Соответственно Шутц выделяет три типа межличностного поведения, вытекающих из опыта детства. Неадекватные отношения родителей с ребенком в эмоциональной сфере выливаются, по терминологии Шутца, в недостаточно личностное (underpersonal) или сверхличностное (overpersonal) поведение, тогда как идеальные отношения в этой сфере приводят результате к личностному (personal) поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. Он поверхностно дружествен, сохраняет эмоциональную дистанцию и предпочитает, чтобы другие делали то же самое в отношении к нему. По мнению Шутца, основой подобного поведения являются тревога, глубокая озабоченность личности по поводу того, может ли она вызвать истинное расположение к себе, любовь. Человек озабочен тем, что его невозможно любить, и другие обнаружат это, как только он (в смысле эмоциональной привязанности) допустит к себе на более близкую дистанцию.
При сверхличностном типе поведения, наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения. С точки зрения Шутца, динамика поведения здесь аналогична первому случаю. Оба типа мотивированы сильной потребностью в любви, и оба связаны с большой степенью тревожности по поводу того, что они могут не нравиться.
Для лиц, которые успешно решают эти проблемы в детстве, эмоциональные отношения с другими, как правило, не представляют сложности. Личностный тип поведения предполагает, что человек может адекватно чувствовать себя и в тесных, и в дистантных эмоциональных отношениях. Он не встревожен тем, чтобы быть любимым, подсознательно полагая, что он - человек, достойный любви. Шутц предположил, что неврозы - это форма патологии, связанная как раз с характером удовлетворения межличностной потребности в любви.
Таково обстоятельное рассмотрение двух из четырех постулатов теории Шутца. Третий постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отношений, как совместимость . Определение совместимости дано на уровне здравого смысла: две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Постулат, собственно, утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения.
В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.
Первый тип совместимости Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.
Второй тип - инициирующая совместимость - обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Так, например, этот тип совместимости имеет место в области контроля, если одна сторона, вступающая во взаимодействие, желает доминировать, а другая - находиться под контролем. Наконец, реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. Например, диада совместима, если сумма включения, выражаемого одной личностью, соответствует сумме включения, желаемого другой личностью, участвующей во взаимодействии. Шутц специально разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости. Им сформулировано девять теорем совместимости. Например, первая выглядит следующим образом: если две диады различны по совместимости, то более вероятно, что члены более совместимой диады предпочтут друг друга для продолжения личного контакта. Все последующие теоремы аналогичны в смысле близости к суждениям здравого смысла.
Последний постулат рассматриваемой теории касается группового развития . Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основное различие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы, по его мнению, начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы. Шутц проанализировал также групповое развитие с целью выяснения характера совместимости на различных стадиях групповой жизни.
При рассмотрении четырех постулатов, в которых представлено существо теории межличностного поведения Шутца, становится очевидным, что психоаналитическая ориентация данной теории не подлежит сомнению. Показательны и прямые ссылки автора на работы 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма.
Известно, что трудности и тупики объяснительной схемы классического психоанализа весьма рельефно были обозначены в различных ответвлениях неофрейдизма, пытавшегося модифицировать учение Фрейда. На наш взгляд, и в данном случае попытка преобразования и расширения сферы действия психоаналитических принципов обернулась наряду с эвристичностью демонстрацией их ограниченности. В контексте социально-психологических проблем особенно усугубляются такие аспекты психоаналитического учения, как отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов и интерпретация личности как «по сути реактивного организма, обусловленного его ранними опытами». Хотя Шутц в своей концепции межличностного поведения в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в теории Шутца неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений.
Основные межличностные потребности . Первый постулат предполагает, что у человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межличностными потребностями:
1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следовательно, как биологические, так и социальные потребности являются требованием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и организмом;
2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим заболеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть результатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;
3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к недостаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но это принесет лишь временный успех.
Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потребностей, то, как следствие у него сформировались характерные способы адаптации. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в социальной среде.
Потребность включения. Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.
Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:
1) от индивида к другим людям – диапазон от «устанавливает контакты со всеми людьми» вплоть до «не устанавливает контакты ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – диапазон от «всегда с ним устанавливают контакты» вплоть до «никогда с ним не устанавливают контакты».
На уровне эмоций потребность включения определяется, как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:
1) интерес субъекта к другим людям; 2) интерес других людей к субъекту. С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, – другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К/этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-
либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит, что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным люд ям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда – доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.
Потребность контроля. Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.
Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям в диапазоне от «всегда контролирует поведение остальных людей» вплоть до «никогда не контролирует поведение других»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда контролируют» до «никогда не контролируют».
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает:
1) достаточное уважение по отношению к другим; 2) получение достаточного уважения со стороны других людей. На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.
Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. «Власть вне трона» – прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. «Остряк» – яркий пример большой необходимости во включении и малой – в контроле. Поведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении «родитель-ребенок» может быть два экстремума: от сильно ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и, при том
подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.
Межличностная потребность в аффекте. Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отношений.
Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям – в диапазоне от «завязывают близкие личные отношения с каждым" до «не завязывает близких личных отношений ни с кем»;
2) от других людей к индивиду – в диапазоне от «всегда завязывают близкие личные отношения с индивидом» до «никогда не заключают близких личных отношений с индивидом».
На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Оно включает:
1) способность любить остальных людей в достаточной степени;
2) понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как потребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное отношение является отношением, которое может существовать, как правило, между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля могут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потребность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в группах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами группы.
В детстве, если ребенок воспитывается неадекватно в эмоциональном плане, то у него может сформироваться чувство страха, которое впоследствии он может попытаться преодолеть разными способами: либо замыкание в себе, т.е. избеганием близких эмоциональных контактов, либо попыткой вести себя внешне приятельски.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается, прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция касаются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение – эмоционально близким или далеким.
Таким образом, включение можно охарактеризовать словами «внутри - снаружи», контроль – «вверху - внизу», а аффекцию – «близко - далеко». Дальнейшую дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отношения. Аффекция – это всегда отношения в паре, включение – это обычно отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением к паре, так и отношением ко многим людям.
Предыдущие формулировки подтверждают межличностный характер этих потребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы существовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним и окружающими людьми.
Типология межличностного поведения . Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межличностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительными. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения потребностей. Для каждой области также описано патологическое поведение.
Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое – к социально дефициентному поведению; слишком много контроля – к автократическому, слишком мало – к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному; а слишком слабая – к чувственно дефициентному поведению. Позже Шутц пришел к мнению, что слишком
большое или, наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.
Для каждой из областей межличностного поведения Шутц описывает следующие типы поведения:
1) дефицитное – предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности;
2) чрезмерное – индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности;
3) идеальное – потребности адекватно удовлетворяются;
4) патология.
Инструкция: Опросник предназначен для оценки типичных способов вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Инструкция: Здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.
Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в этом случае нас интересует, как вы ведете себя в действительности.
Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.
Опросный лист ОМО
Фамилия И.О. _____________________ Пол_________________________
Возраст ________ Дата обследования______________________________________
Дополнительные сведения _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего вам подходит. Номер ответа напишите слева от каждой строчки. Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.
1. Стремлюсь быть вместе со всеми. |
|
2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. |
|
3. Становлюсь членом различных групп. |
|
4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами групп. |
|
5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций. |
|
6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. |
|
7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь. |
|
8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. |
|
9. Стремлюсь задействовать других в своих планах. |
|
10. Позволяю другим судить о том, что я делаю. |
|
11. Стараюсь быть среди людей. |
|
12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения. |
|
13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно. |
|
14. Легко подчиняюсь другим. |
|
15. Стараюсь избегать одиночества. |
|
16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас или на которых ваше поведение может распространяться.
Относится к:
17. Стремлюсь относиться к другим приятельски. |
|
18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать. |
|
19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное. |
|
20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события. |
|
21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными. |
|
22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность. |
|
23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими. |
|
24. Позволяю другим судить о том, что я делаю. |
|
25. С другими веду себя холодно и безразлично. |
|
26. Легко подчиняюсь другим. |
|
27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающий количество людей, которые могут влиять на вас, или на которых ваше поведение распространяется.
Относится к:
28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. |
|
29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. |
|
30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других. |
|
31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. |
|
32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. |
|
33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий. |
|
34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. |
|
35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно. |
|
36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу. |
|
37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях). |
|
38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски. |
|
39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности. |
|
40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно. |
Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов.
41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль. |
|
42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь. |
|
43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно. |
|
44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу. |
|
45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности. |
|
46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно. |
|
47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других. |
|
48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности. |
|
49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно. |
|
50. В обществе стараюсь руководить ходом событий. |
|
51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности. |
|
52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно. |
|
53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу. |
|
54. В обществе руковожу ходом событий. |