→ Театральный урок как практика гуманитарного образования. Театроведение и киноведение на уроках литературы А.Н.Островский — эпоха в культурной жизни России

Театральный урок как практика гуманитарного образования. Театроведение и киноведение на уроках литературы А.Н.Островский — эпоха в культурной жизни России

«Театроведение и киноведение

на уроках литературы»

Киновикторина «Узнай фильм по кадру».

    Вступление . О воспитательной функции уроков литературы.

    Основная часть (М/М сопровождение):

    1. Литература + театр + кино =… (формы ВВР)

      Школьный кинотеатр, его роль в воспитании культурного зрителя, активного читателя.

      Уроки литературы как средство формирования зрительской культуры. Их роль в нравственном воспитании школьников.

      Театральные методики на уроках литературы:

      • Инсценирование

        Составление киносценария

5. Урок-театральная мастерская

6. «Книга спорит с фильмом» - необычная форма обычного урока.

7. Урок- спектакль, урок- суд над литературным героем.

III . Заключение. Выводы, рекомендации.

Для начала прошу вас ответить на вопросы : любите ли вы театр и кино? А знаете ли вы театр и кино хотя бы в той степени, которая необходима для успешного сотрудничества этих видов искусства с литературой? Проверим на практике

Киновикторина «Узнай книгу по кадру»:

Вывод по результатам викторины : участники викторины старшего поколения справились с заданием лучше, так как имели возможность познакомиться с киноверсиями литературных шедевров в юные годы (кино 70-80-х годов было массовым и популярным).

    «Майская ночь» (А. Роу, 1952)

    «Шинель» (А. Баталов, 1959)

    «Война и мир» (С. Бондарчук, 1965-67)

    «Преступление и наказание» (Л. Кулиджанов, 1969)

    «Мёртвые души» (М. Швейцер, 1984)

    «Выстрел» (Н. Трахтенберг, 1966)

    «Мой ласковый и нежный зверь» (Э. Лотяну, 1976)

    «Хирургия» (Я. Фрид, 1959)

    «Несколько дней из жизни Обломова» (Н. Михалков, 1979)

10.«Тихий Дон» (С. Герасимов, 1957)

    Вступление . О воспитательной функции уроков литературы.

Ежедневно каждый преподаватель общается с теми, кого ему положено учить и воспитывать. Однако мы начинаем не с нуля. Ученики, приходя к нам, имеют сложный, часто негативный опыт жизни, и это не новость. Их души изломаны, вывернуты наизнанку безудержной разноголосицей информационного потока. С глубокой древности было принято беречь не только физическое, но и духовное здоровье детей. Вспомните-ка, получалось не так уж плохо. Человеку нужно постепенное созревание; желудок заболевает, если мы едим незрелые сливы и яблоки, а что же ребёнок? Не успел он родиться, как его маленькая душа погружается в беспросветную нравственную грязь, которая начинается с ежедневного сквернословия родителей и окружающих.

Дитя, вы только вдумайтесь в это святое слово, с самых нежных лет, подойдя к киоску взглянуть на яркую игрушку за стеклом, неизбежно увидит обложку глянцевого журнала с тётей или дядей в непристойной позе. Посреди фильма-сказки по телевизору его настигает реклама, способная не просто испортить аппетит, а подорвать нравственный иммунитет, который мы, учителя русского языка и литературы, пытаемся укреплять на своих уроках всеми возможными средствами.

Известно, что произведения литературы и искусства – показатель бытия человеческого. Какие книги пишутся в последнее время? Чем отличаются от прежних? Это тема для отдельного разговора. Сейчас же мне хотелось бы поговорить о том, какую роль может сыграть искусство – театр и кино - в формировании нравственного иммунитета школьника на уроках литературы, как сделать, чтобы ученик не просто «проходил» (мимо проходил!) литературный шедевр, а умел понимать, переживать, ещё долго размышлять над прочитанным, если хотите, плакать над «Анной Карениной»!

В одном из последних выпусков «Комсомольской правды» я прочла фразу моего современника, изумившую меня: классическая литература, которую дети изучают в школе, утверждал автор статьи, изображает героинь с ярко выраженными чертами шизофрении. И приводит примеры: Катерина и Лариса из драм Островского, тургеневские барышни, Анна Каренина и другие – не буду перечислять: как говорится, нет слов…

Задача учителя литературы , на мой взгляд, заключается в умении «оживить» героя (героиню), помочь понять, приблизить его к ученику настолько, чтобы тот увидел в нём человека с реальными чертами характера, особенностями мировоззрения, образа жизни, близкими юному читателю. Ученик только тогда заинтересуется судьбой героя (героини), когда «примерит на себя» его мир, когда этот герой станет ему понятен.

Скажите, уважаемые коллеги, как толковать поступки Катерины десятиклассникам, как объяснить причины трагедии женской души, если подросток ещё не познал тайн супружеских отношений или знает о них с такой стороны, что урок по «Грозе» покажется ему сказкой с печальным концом?!

Помочь нам в этом непростом деле способен театр. Театральная дверь открывает человеку путь не только в мир игры, но и свой собственный мир помогает оценить иначе. Мир без театра – холоднее и суше, прозаичнее и ущербнее. Мир, в котором присутствует театр, многослойнее и глубже, ярче и духовнее. В момент времени, когда теряют эффективность прежние средства воспитания, театр хоть и подвергается сомнениям и изменениям, остаётся одним из немногих способов формирования ценностных ориентиров юного поколения. И театр может и должен занять своё достойное место на уроке литературы.

В конце XX века в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования, начались поиски в области создания «Новой школы», « Школы XXI века». Новые модели школьного образования разрабатывали по договорённости с Министерством Образования различные творческие коллективы. Среди них группы под руководством В.Библера («Школа диалога культур») и Л.Тарасова («Экология и диалектика»). По предложенным ими программам работали сотни экспериментальных школ. И в той и в другой модели театральная игра выступала методическим стержнем всей системы преподавания.

Однако идея внедрения театральных методик в общеобразовательную школу на этом не исчерпалась. Стали возникать единичные школы, где создатели пытаются распространить театральные методики обучения на весь учебно-воспитательный процесс или на освоение отдельных предметов (даже таких, казалось бы, далёких от театра, как математика, физика, биология).

Презентация (1-2 слайды)

II . Основная часть.

Презентация (3 слайд)

Большая роль в воспитании школьников через театр и кино отводится

ВВР по литературе. Формы её могут быть самыми различными – от клуба юнкоров, на занятиях которого дети сочиняют тексты драматических произведений, до народного театра, участниками которого они становятся с младшего школьного возраста.

Надо ли знакомить подростков с литературными экранизациями ? Как это сделать?

Отвечая на эти вопросы, мы пришли к выводу: необходимо организовать при кабинете литературы работу школьного кинотеатра, связав его с графиком прохождения образовательной программы по литературе, ознакомить с графиком работы детей и родителей, что мы и делаем на протяжении последних пяти лет. В наш арсенал входят десятки литературных экранизаций по многим темам школьного курса литературы. Дети должны посмотреть такие киноверсии, как «Снежная королева», «Робинзон Крузо», «Муму», «Герой нашего времени», «Мёртвые души», «Мастер и Маргарита», - золотой фонд отечественного кино будет участвовать не только в образовании, но и воспитании юного зрителя, научит его со временем отличать настоящее искусство от того суррогата, который заполонил теле- и киноэкраны России в последнее время.

Организованный кинопросмотр должно предварять чтение литературного источника (иногда бывает наоборот: после знакомства с фильмом ребёнок тянется к книге). Кинофрагменты мы используем в процессе урока, впечатления от просмотренного дети описывают в творческих работах, высказывают при проведении анкетирования, кинодиспутов.

Перед просмотром фильма (телеспектакля) ученик получает задание, цель которого – обратить внимание на разницу между литературным источником и его киноверсией. Наиболее эффективной формой урока в данном случае является урок «книга спорит с фильмом». Посмотрим на конкретных примерах особенности использования театроведческого и киноведческого материала.

Таблица «План-график работы школьного кинотеатра»

2. Театр и кино – родственные виды искусств, много общего у них и с литературой.

В школе при проведении обычных уроков педагоги могут использовать театральные методики, что позволяет успешно развивать психологические данные личности ребёнка (внимание, память, воображение), а также воспитывать интерес к искусству и театральному искусству в частности. («100 творческих конкурсов Афанасьева » - из Интернет):

На уроках литературы все мы используем хорошо забытые старые виды работы, среди которых

    Инсценирование стихов (басен, песен, сказок, драматических произведений)

    Составление киносценария

Можно выделить особые формы проведения уроков литературы, цель которых – организовать процесс изучения художественного произведения с использованием театроведческих и киноведческих знаний. Среди них

урок- театральная мастерская (2 часа)

    Чтение текста (заранее)

    Знакомство с процессом создания спектакля

    Распределение ролей (режиссёр, композитор, художник по костюмам, гримёр, художник декораций, светомастер, звукооператор, актёр и др.)

    Работа над созданием спектакля непосредственно на самом уроке

- «Книга спорит с фильмом» (урок по пьесе «Гроза»)

Интересным фактом является создание нескольких киноверсий к одному и тому же литературному источнику – неоспоримый факт живучести, ценности литературного произведения. Здесь можно предложить ученикам поразмышлять над вопросом о том, с какой целью автор вводит те или иные новшества, что они дают для понимания образа героя, идейного содержания произведения (урок «Две «Бесприданницы»). Во время просмотра фильма А. Баталова «Шинель » (1959 год) с Р. Быковым в главной роли наши девятиклассники обнаружили 13 различий между книгой Гоголя и её интерпретацией, пришлось часть обобщающего урока по творчеству Н.В. Гоголя посвятить анализу киноэпизодов, полезному, на наш взгляд, уже потому, что при таком изучении литературного произведения невозможно пройти мимо него (см. материалы к уроку)

Сопоставление двух (иногда трёх) киноверсий с литературным источником позволяет проникнуть в глубь мастерской режиссёра, узнать о тайнах театрального творчества, о личности автора кинофильма и его создателях.

Презентация (с 4 слайда до конца)

Ещё одной интересной формой урока, ориентированной на культурное развитие подростков на уроках литературы, является урок «суда над литературным героем». Кстати, эта форма не так уж нова: в 20-е годы прошлого столетия она пользовалась большой популярностью среди педагогов и школяров, устраивавших суды над литературными героями. Наша с вами задача – не копировать хорошо забытое старое, а извлечь из него ядра разумного опыта. При проведении подобных уроков мы преследуем цели:

    Проверить знание учениками художественного текста

    Заставить учеников выговориться, заявить о собственном отношении к автору, произведению, героям

    Научить отстаивать собственную позицию и одновременно – уважать чужую точку зрения

    Повысить мотивацию к вдумчивому, внимательному чтению литературного источника

    Расширить и углубить знания учеников о процессе создания спектакля, кинофильма по данному произведению

    Способствовать воспитанию уважения к отечественной культуре

Урок – спектакль «Неужели зло так привлекательно?» после изучения романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы провели в форме суда над Печориным. Обвинителем стал учитель, роли героев романа исполнили артисты школьной театральной студии и народного театра «Арлекин», роль адвоката досталась одной из учениц 10-го класса, остальные ученики стали свидетелями этого действа, т.к. прочли текст и не могли остаться в стороне от захватывающего зрелища.

(Урок – суд «Неужели зло так привлекательно?»)

III . Заключение .

Литература и театр. Опыт работы литературного театра в общеобразовательной школе

Школа в школе

Ольга Бакуревич

Ольга Витальевна Бакуревич (1963) - учитель литературы школы № 58 г. Томска.

Литература и театр

Опыт работы литературного театра в общеобразовательной школе

Театр - искусство эмоционального переживания, он не только отвечает нашим эстетическим запросам, но, самое главное, помогает пробуждению порой уснувших глубинных чувств. Для зрителя театр - это возможность прожить драматургическую ситуацию, для актёра - ещё и воплотить это переживание, “пропустить” его через себя. Приобщая к культуре, театр способствует эмоциональному пробуждению и расширяет личностные рамки человека, давая ему возможность выразиться, воплотиться в новом качестве. Таким образом, театр способствует раскрепощению человека. Но драматический театр в школе требует профессиональной режиссуры, это, увы, не всегда возможно. Литературный же театр не ставит перед собой цель достижения зрелищности (хотя и не отказывается от этой задачи). Его цель - приобщение учеников к культуре через искусство слова и сценического действия. Участие учеников в работе литературного театра способствует, кроме того, развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закреплению лингвистических знаний.

Работа над созданием литературного спектакля проходит несколько этапов.

Чтение и работа с текстом

На этом этапе выявляются проблемы, поднимаемые в литературе и живо волнующие современного молодого человека. Выбирается тема будущего спектакля, ставится проблема, формируется цель. Идёт работа по выявлению позиции автора или авторов тех произведений, которые лягут в основу сценария. Учениками представляются особенно сильно подействовавшие на них тексты, фрагменты текстов. Одновременно даётся интерпретация представленного материала.

Работа с языковыми и художественными средствами

На этом этапе идёт работа со словом: выявляются смысловые акценты фразы, происходит наблюдение над речью, портретом персонажа, учащимися создаётся его характеристика, оценка его психологического состояния.

Литературное творчество учащихся

На этом этапе происходит вторичное интерпретирование текстов, создаются свои тексты - фантазии на основе данного, идёт работа по представлению возможного пространства сцены с аргументацией предложенных решений. Здесь учащиеся овладевают приёмами литературной правки: формируют реплики персонажей стилистически заострённые, уточняющие, углубляющие основную мысль создаваемой пьесы.

Работа над созданием образов-персонажей

Идёт детальная работа по осмыслению характера персонажа, совместное обсуждение его психологического портрета с учётом речевых и портретных характеристик, данных автором, символического значения образа в рамках идеи пьесы. На этом этапе начинается работа в “тренажёрном зале”. Она заключается в упражнениях по подбору наиболее точных слов (прочитать предложение, озвучить слова, если бы мы играли на скрипке, внимательно прислушаться к внутренней музыке, повторить фразу несколько раз, добиваясь лучшего звучания). Насколько ясно звучит слово? Является ли мысль чёткой и определённой? Нет ли в мысли мельчайшей бреши, кратких пауз, сомнения? Может быть, слова звучат слишком невнятно, потому что какая-то часть вашего внимания отвлечена на другое? Хорошо ли оформлено в вашем сознании каждое слово? Как расставлены акценты в реплике, фразе? Концентрация внимания во время чтения реплик, выделение ключевых; идеи несущих слов в реплике, перефразирование, тренировка в ведении диалога; скороговорение, построение ассоциаций. Для этого надо на некоторое время расслабиться (музыка поможет), затем, чтобы включить нужную ассоциацию, необходимо мысленно произнести это слово или предложение, при этом подобрать нужный ритм, пусть каждое слово станет завершённой мыслью, отделённой от прочего продолжительной паузой.

Работа по созданию пространства сцены

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и обоснование связи его с идеей пьесы. Подбор звука (музыка и другие сценические звуки) и его обоснование ведущим настроением пьесы.

Так был создан спектакль «Смятение Серебряного века», где слились воедино философские размышления о судьбах культуры, судьбах поэтов, их стихи. Спектакль сопровождали музыка, пантомима.

Сейчас готовится спектакль «Вон из зверинца», он создан по мотивам рассказов Чехова, действие сопровождают стихи Бунина, Бальмонта, музыка русских классиков и современная рок-музыка.

Если говорить о том, нужен ли литературный театр детям, ответ будет однозначным: “Да!”. В театр приходят всё больше старшеклассников, готовых выполнять любые функции (декоратор, осветитель), потребность в самореализации сильна, и школа обязана её удовлетворить, так как именно здесь формируется личность.

Программа факультатива «Литература и театр»

Программа рассчитана на 34 учебных часа и строится по шести сквозным направлениям, в совокупности своей образующим систему работы по развитию речи учащихся, развитию образного и вербального мышления, обогащению культуры и расширению кругозора, по овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, по закреплению и расширению лингвистических знаний учащихся:

а) чтение и работа с текстом;

б) работа с художественно-языковыми средствами;

в) литературное творчество учащихся;

г) работа по созданию образов-персонажей;

д) работа по созданию художественного пространства сцены;

е) публичное выступление.

Кроме основного содержания курса словесности, отвечающего требованиям образовательного стандарта, в программе даётся перечень направлений для углублённого, профилированного изучения русской словесности, овладения определёнными видами лингворечевой деятельности, умениями и навыками поисковой, исследовательской деятельности.

В первом разделе даётся перечень видов работы, реализующей часть программы, в которой проходит подготовительная работа перед созданием сценария литературного спектакля. Выбираются проблемы “живые” для современного юношества и позволяющие выходить на общечеловеческие обобщения. Для этого необходим тщательный отбор авторов и текстов, анализ и установление смысловых связей между произведениями разных авторов одной эпохи.

Второй раздел программы акцентирует внимание на языковых особенностях произведений, работа по осмыслению языка проводится параллельно с работой, связанной с анализом текстов.

Третий раздел посвящён литературному творчеству учащихся. Этот этап проходит, когда тексты уже проанализированы и отобраны нужные. На данном этапе учащиеся пробуют себя в создании своих интерпретаций с целью обогащения сценария спектакля.

Четвёртый раздел посвящён созданию сценического образа. В связи с необходимостью “проживания” произведения, “вживания” в образ учащиеся детально анализируют речь персонажа, “рассматривают” его внутренний портрет посредством изучения деталей его поведения, мимики, внутренних монологов и создают сценический портрет и образ.

Пятый раздел описывает работу по созданию художественного пространства сцены. Здесь делается акцент на разработку декораций спектакля, то есть идёт работа по созданию эйдос-конспектов. Совмещается развитие логического, образного и вербального мышления, кроме этого развивается письменная и устная речь, так как декорации должны иметь письменное или устное обоснование.

Предлагаемая система работы выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов. В ходе подготовки литературного спектакля обобщается и систематизируется изученный литературный материал, углубляются знания культурологического порядка и накапливаются новые. Воспитывается уважительное, внимательное отношение к слову как к явлению эстетического порядка. Достигается предельное эмоциональное переживание не только художественных текстов, но и затрагиваемых в них проблем. Таким образом, идёт духовный и интеллектуальный рост учащихся.

В работе факультатива осуществляется личностно-ориентированный принцип педагогической деятельности, что способствует более полному раскрытию индивидуальности ребёнка.

Целью работы факультатива является формирование эстетически и духовно развитой личности.

1. Чтение. Работа с текстом

Подбор произведений из русской литературы XIX и XX веков, связанных с определённой темой (выбор темы связан с пониманием авторами одних и тех же проблем человеческого бытия). Чтение вслух фрагментов, литературно-критических статей, посвящённых творчеству выбранных авторов. Самостоятельная интерпретация учащимися данных фрагментов, произведений в целом (в связи с поставленной проблемой). Комментирование отдельных сцен. Овладение приёмами эмоционально-образной выразительности чтения. Выразительное чтение роли одного из действующих лиц. Практическое овладение ритмикой, интонацией писателей.

2. Работа с языковыми и художественными средствами

Работа с нравственно-этической, театральной лексикой. Языковая форма выражения нравственных, эстетических, социальных ценностей, её творческое использование при построении реплики персонажа - действующего лица. В этой связи дальнейшее овладение стилистическим аспектом лексических средств языка.

Анализ языковых средств создания портрета, речевой характеристики персонажа, средств изображения пейзажа, интерьера; анализ внутреннего содержания художественной детали.

Художественные приемы и языковые средства передачи психологического состояния персонажа.

3. Литературное творчество учащихся

Устные высказывания на основе самостоятельного анализа сцены, эпизода, произведения, вошедших в канву пьесы.

Описание возможных декораций с аргументацией с точки зрения их воздействующей способности. Инсценирование эпизода, сцены.

Импровизация на заданную тему, свободная импровизация.

Овладение приёмами литературной правки: формирование реплик персонажа стилистически заострённых, уточняющих, углубляющих основную мысль создаваемой пьесы. Литературно-музыкальная композиция.

Литературный монтаж.

4. Работа по созданию образов-персонажей

Осмысление психологического портрета на основе анализа текста.

Осмысление внешнего портрета с учётом психологических особенностей личности: костюм, мимика, жестикуляция и прочее.

Тренажёрный комплекс: подбор наиболее точных слов; расстановка акцентов в реплике, фразе; рисование в уме фразы, мизансцены; концентрация внимания во время чтения реплик; выделение ключевых слов в реплике; перефразировка; тренировка в ведении диалога; скороговорение; построение ассоциаций.

5. Работа по созданию художественного пространства

Создание эйдос-конспектов как фундамента декораций. Подбор цвета и его обоснование идеей пьесы, её ведущим настроением. Подбор звука и его обоснование идеей и ведущим настроением пьесы.

6. Публичное выступление

Демонстрация спектакля.

Содержание работы факультатива «Литература и театр»

I. Введение

Составление плана работы на год.

Формирование целей и задач.

Выбор тем и проблем.

Поиск литературного материала.

1. Самостоятельное чтение. Выписки.

2. Подготовка аргументации в пользу выбранных фрагментов (фундамент: рассказы Чехова «Крыжовник», «О любви», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Чёрный монах», «Палата № 6»; пьесы Чехова «Вишнёвый сад», «Чайка». Лирика конца XIX - начала XX века).

3. Выборочное чтение фрагментов, связанных с характеристикой персонажей. Подбор слов, наиболее точно характеризующих основные свойства характеров.

4. Выборочное чтение фрагментов, рисующих художественное пространство произведений.

5. Поиск символики, цветового и светового акцента в произведениях.

1. Творческое устное изложение одного из рассказов Чехова.

2. Подбор и обоснование музыкального оформления.

3. Поиск художественных средств, отражающих основной замысел Чехова в рассказах и пьесах: наблюдение за ремарками, описаниями действующих лиц.

4. Способы создания настроения, напряжённой эмоциональной атмосферы.

5. Световое оформление; декорации, усугубляющие эмоциональное воздействие.

6. Работа с лирическими произведениями (интерпретация, выразительное чтение, устное описание лирического героя).

1. Создание сценария спектакля.

2. Работа по созданию сценических образов (повторная характеристика, продумывание поведения, речи, интонаций).

3. Отработка диалогов.

4. Инсценировка отдельных фрагментов.

Следующие занятия посвящаются репетициям и тренажам (12 занятий).

Второй спектакль основывается на творчестве М.Зощенко и М.Булгакова.

Знакомство с рассказами Зощенко «Голубая книга», романом Булгакова «Мастер и Маргарита»:

Анализ лексики М.Зощенко в рассказах, посвящённых историческому прошлому;

Анализ проблематики в рассказах Зощенко, посвящённых историческому прошлому;

Сопоставление проблематики рассказов Зощенко с проблематикой романа Булгакова;

Почему оба обратились к далёкому прошлому?

В чём разница интонаций писателей, разница манер изложения материала?

Комментированное чтение начала второй главы романа (анализ характеров, настроение, ритм, интонация), сцена в варьете (детали в раскрытии характеров, характеристика общества, детали, позволяющие прогнозировать поведение людей).

Работа над сценарием.

1. Литературный шарж. Полилог в романе: способы введения, способы его ведения на сцене, его эффект.

2. Создание сценических образов (работа с портретами, речью, авторскими характеристиками).

VI. Работа по созданию сценического пространства, декораций, подбор музыкального сопровождения (деталь, рисующая пространство у Булгакова, звук, соответствующий настроению, создание эйдос-конспектов).

VII. Тренажёрный комплекс.

Следующие занятия - репетиции спектакля.

Проект педагогической технологии

Преподавание литературы как предмета, формирующего личность. «Эйдос-конспект» на уроках литературы. Теоретическое обоснование технологии

Эйдос-конспект на уроках литературы

Проблема, которая стоит перед преподавателями литературы в школе:

В современных условиях жизни, когда информация к человеку поступает благодаря стремительному развитию информационных технологий самыми различными способами - от телевидения до интернета - до минимума сведена потребность в чтении вообще, а тем более в чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение;

Всё более сокращаются часы, отводимые базисным планом на изучение литературы;

Темпы жизни современного человека не позволяют ему концентрироваться на прочитанном, создавать мысленные, эмоциональные образы.

Ученик в школе в процессе изучения литературы также сталкивается с проблемами:

Недостаток времени для чтения в связи с большой загруженностью;

Необходимость анализа или интерпретации художественного текста и недостаток доступных для восприятия среднего ученика методик;

Жажда творческого самораскрытия и самореализации и трудности насыщения этой жажды в связи с причинами, перечисленными выше.

Выявленные проблемы требуют решения, поэтому данный проект ставит своей целью разработать методическую технологию, в рамках которой создадутся условия для:

Становления, воспитания, развития мыслящей, творческой, личности;

Развития и становления познавательных сил ребёнка;

Обеспечения психологического комфорта, для получения расширенного и углублённого объёма знаний и умений;

Принцип гуманизации: урок литературы имеет уникальные возможности для развития нравственности;

Учитель на уроке литературы несёт ответственность за то, чтобы ученик захотел вступить в диалог с писателем;

Диалог с книгой - это не только её восприятие на эмоциональном уровне, а стремление понять слово писателя;

Учитель должен видеть в ученике личность, доверять его вкусу, эстетическому чутью, но аккуратно направлять его поисковую деятельность, ставя живую, волнующую ученика проблему;

Образ, обращающий хаос в эстетически значимое понимание, в античной культуре воплощался в идее эйдоса, при помощи эйдос-конспекта возможно более глубокое осмысление художественного произведения и любого явления культуры;

Эйдос-конспект позволяет осуществить переход к диалогу читатель-писатель, так как в эйдос-конспекте отражается восприятие ученика, его отклик на “сигналы” писателя;

При исследовании художественного текста читатель сталкивается с проблемой постижения авторской позиции; решить проблему может творческое прочтение произведения.

Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Писатель имеет в своём арсенале слово, которое в качестве сигнала воспринимается читателем, но на этом не заканчивается процесс общения с книгой. Диалог писатель–читатель , как и любой диалог, подразумевает общение: слово надо не только услышать, но понять, в чём поможет работа со словарями (толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, словарь синонимов, словарь символов и другие). Когда писатель понят на лексическом уровне, он “ожидает” эмоционального отклика, поэтому важно создать условия для ассоциативной работы. Следующий этап обучения - собственная интерпретация прочитанного.

В своём воображении человек может слышать звуки, ощущать запах, вкус, видеть предметы, которые на самом деле отсутствуют.

В мысленных образах могут воплощаться абстрактные идеи: образ свободы, власти, ужаса и красоты. Способность создавать мысленные образы может быть не у каждого, но в любом случае попытка напрячь мускулы воображения - это эффективный способ повысить творческие способности, развить многогранность мышления и добавить непосредственности чувствам.

О проблеме диалога читатель–писатель как комплексной лингвометодической говорили и говорят лингвисты, филологи всех уровней. Однако, видимо, универсальных методик анализа существовать не может, так как общение с художественной литературой - дело индивидуальное, каждый выбирает свой способ.

Особо следует говорить о том, что школьник - это не профессиональный лингвист, филолог, исследователь, а личность, которую ещё надо увлечь чтением и творческим подходом к осмыслению текстов.

Проникновение в семантику текста для ученика должно стать увлекательным исследовательским процессом, позволяющим в ходе познания реализовать и свои творческие возможности, почувствовать радость открытия.

Проникнуть в смысл текста поможет, во-первых, информация, исходящая от учителя, связанная со специфическими особенностями того или иного произведения, его ролью и значением в творчестве писателя; во-вторых, чёткая формулировка цели работы, которая также исходит от учителя и предусматривает последовательное решение ряда задач; в-третьих, работа с языковыми средствами; в-четвёртых, создание эйдос-конспекта. А результатом этой деятельности становится письменная работа.

Подготовка создания эйдос-конспекта позволяет акцентировать внимание детей на детали художественного текста. Эйдос-конспект - это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

Логическая схема уроков в рамках данной технологии:

Чтение произведения;

Выявление первого эмоционального впечатления;

Постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения;

Выявление ключевых эпизодов, фраз, слов;

Создание ассоциаций, связанных с ними, важно их цветорешение в связи с необходимостью освободить подсознание;

Работа с разными типами словарей;

Постепенное создание эйдос-конспекта и его описания;

Итоговое создание эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель–читатель , показывающий, что читатель понял писателя и эмоционально почувствовал его;

Оформление “находок”, сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи ученика.

Работа с рассказом А.П. Чехова «Архиерей»

1. Информация. К концу послесахалинского периода творчество А.П. Чехова приобретает новые черты. К середине 1897 года писатель всё чаще ощущает своё бессилие перед внешним миром, физическое перед болезнью, делающей писателя зависимым от климата, капризов погоды. Чехов теперь сомневается в возможностях человека. Рассказы, написанные в это время («На подводе», «Ионыч», «В родном углу», «Печенег», «У знакомых»), отражают ощущение слабости и рисуют человека, который пасует перед миром, оказывается слабее его и несостоятелен духовно.

К осени 1898 года в творчестве Чехова усиливается мотив общего для всех людей контакта с миром. Картина мира, видимая героями или возникающая в их сознании, объединяет героев. Большой мир - активное начало, а человек - часть, выражающая закономерности этого мира, “организма чудесного и разумного” («По делам службы»). Человек находится в природном единстве с этим “организмом”, он теряет индивидуальные черты. Герои, занимающие разные места в социуме, объединяются тем, что являются частями единого жизненного пространства, где смерть - естественное явление. В поздних рассказах, таким образом, выстраивается единая сфера бытия. Внутреннее единство мира создаёт условия для контакта человека с пространством, человек вовлекается в эту связь, несмотря на то, что он сам по себе бессилен.

В 1902 году Чехов написал рассказ «Архиерей», в котором реализовались описанные выше представления писателя о взаимоотношениях человека и мира.

2. Задание. Проанализируйте рассказ Чехова «Архиерей» и выявите позицию писателя относительно взаимоотношений человека с миром, то есть ответьте на вопрос: какими видит Чехов взаимоотношения человека с миром?

1) Проанализируйте и сравните две сцены богослужения, описанные в рассказе, имея в виду поставленную цель.

2) Проанализируйте сцену «Архиерей в уединении» (глава 3).

3) Проследите за функционированием мотива света в рассказе.

4) Проследите за функционированием мотива покоя–беспокойства в рассказе.

5) Проследите за семантикой слова “всё” в рассказе.

4. Задание. Прочитайте рассказ «Архиерей» и запишите, каково ваше эмоциональное состояние после его чтения.

5. Задание. Подчеркните в эпизодах богослужения ключевые слова, рисующие пространство, одной чертой, людей - двумя, архиерея - тремя чертами.

6. Задание. Напишите свои ассоциации по каждой группе подчёркнутых характеристик отдельно по каждому из эпизодов: что вы видите, чувствуете, слышите? В какой цветовой гамме решён эпизод?

Решение:

1.1. Пространство: полумрак, тишина, всхлипывания, невозможно разглядеть отдельные детали пространства.

1.2. Люди: стихийно объединены, находятся в “хаотичном” единстве, какой-то живой организм, в котором не видно отдельных лиц.

1.3. Архиерей: находится как бы вне людей и пространства, он не видит ничего перед собой (кроме клироса), а если видит, то ощущение узнаваемости кажущееся. Однако слёзы объединяют его с людьми, которых он воспринимает отстранённо.

Эпизод нарисован тусклыми, телесными красками, как бы полустёрт.

2.1. Пространство: светло, ярко, радостно.

2.2. Люди: их присутствие только ощущается.

2.3. Архиерей: он в центре пространства, на нём акцентировано внимание, он видит свет вокруг, слышит треск свечей, обретает бодрость, проникает в вечность, думает о связи времён.

Картина написана яркими, торжественными красками.

7. Задание. Выявите, в чём различие этих эпизодов при обрисовке взаимоотношений человека с миром.

Решение:

1. В первом эпизоде герой находится в пространстве, но не видит его, занят своим физическим недомоганием, что описано в мрачных тонах.

2. Во втором - он преодолевает свою отстранённость, чувствует своё единение с вечностью, что звучит радостно и торжественно.

8. Задание

а) Перечитайте третью главу рассказа.

б) Какие слова вы считаете ключевыми для определения душевного состояния героя в начале главы?

в) Каким словом или предложением вы охарактеризуете его состояние в начале главы?

г) На чём сконцентрированы мысли Петра?

д) Чем же, таким образом, вызвано его душевное состояние?

е) Почему ему легко с Сисой?

ж) О чём думает Пётр в финале главы?

з) Как изменилось его душевное состояние?

и) Как вы думаете, с чем связаны эти изменения?

к) Петру “чего-то недоставало, не хотелось умирать”, мысли об этом предшествуют описанию второго богослужения, во время которого он ощутил контакт с пространством. Чего ему не доставало?

л) Какими красками вы нарисовали бы эту картину? Почему?

м) Прилагал ли сам герой усилия к такому преображению?

Решение:

б) Пустота, раздражённость, угнетение, не мог привыкнуть к страху, какой он сам возбуждал в людях.

в) Страдание в одиночестве.

г) На своём недуге.

д) Тем, что он концентрируется на себе.

е) Потому что Сиса - единственный человек, который искренне открыт Петру.

ж) О прошлом, о будущем, о нездешней жизни.

з) Он чувствует покой, а не раскаяние. С тем, что он перешёл границы времени, находится на пути к соединению с вечностью.

к) Единения с миром.

л) Переход от тёмных, мрачных тонов к светлым, небесным, потому что происходит душевный подъём, единение с небом, с вечностью.

м) Нет, это случилось благодаря тому, что он услышал пение монахов, голос мира.

9. Задание

а) Выпишите слова, несущие мотив покоя/беспокойства в рассказе.

б) С каким душевным состоянием героя связаны эти характеристики? Можно ли говорить о наличии трагизма в них?

в) Воспринимается ли смерть как трагедия или как закономерный уход в вечность? (Вспомните, при каких условиях она пугала героя.)

Решение:

а) “На душе было покойно...”, “...чувствовал не раскаяние в грехах, не скорбь, а душевный покой, тишину”, “...доносилось с полей пение жаворонков, нежное, призывающее к покою”, “...не стану я беспокоить вас своими разговорами”, “стал беспокоить страх, что вот-вот что-то упадёт”, “не беспокойте владыку”, “И только старуха, мать покойного”.

б) Это ощущение очищенности, а не трагедии.

в) Смерть в этом контексте воспринимается как закономерность, она как бы логична, так как пугала героя тогда, когда он был одинок, был лишь на пути к единению с пространством, теперь он един с ним.

10. Задание. Проследите за мотивом света в рассказе.

Один из литературных критиков (Н.В. Капустин) заметил: “С луной, как и с солнцем, соотносятся мотивы душевной радости и весеннего обновления”. Чехов не противопоставляет эти мотивы (свет луны и свет солнца), так как понимает вечность как вечную жизнь, ведь природа вечна, её жизнь циклична - за ночью всегда наступает утро, поэтому целесообразно увидеть, какую роль играет свет в рождении чувств и мыслей героя. Попробуйте ответить на вопросы на основании прочтения эпизодов, изображающих весеннюю лунную ночь (глава 1), солнечный день (начало главы 4), воспоминания героя о детстве и загранице, его предсмертное видение и финал.

Вопросы

1) Какую картину высвечивает лунный свет в первой главе?

2) Какое настроение создаёт эта чёрно-белая картина?

4) Что говорит Чехов о традиции, приписывающей луне семантику смерти, сна, бесовства?

5) О чём вспоминает герой этой лунной ночью?

6) Каким настроением сопровождается это воспоминание?

7) Как связан свет вечной луны с тем, что герой начинает мысленно молиться? (Луна у Чехова - символ вечной природной жизни.)

8) Какие краски и образы изберёте вы для изображения этого эпизода в виде рисунка?

9) Обратитесь к началу четвёртой главы. Почему в разгар солнечного дня ощущается стремление к покою всего живущего?

10) Чем же в контексте всего, что сказано выше, является смерть?

11) Как понимать предсмертное видение архиерея: “...И представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идёт по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, может идти, куда угодно!”

12) Что символизирует солнечный свет в этом эпизоде?

13) Какими словами в финале рассказа Чехов подчёркивает закономерность человеческой смерти, течения времени, смены поколений - подчинённость человеческой жизни единому природному закону?

14) Почему в финальной сцене события происходят под ярко светящим солнцем?

15) Что говорит Чехов о возможностях человека в природном существовании?

16) Что говорит, таким образом, писатель о смене поколений, а значит, традиций, идеалов?

17) Просмотрите ещё раз ваши ответы, попробуйте зафиксировать в цвете и в образе (образах) своё впечатление от рассказа.

18) Выберите из текста слова, наиболее точно соответствующие чувствам, выраженным в рисунке; запишите их в виде цитаты на рисунке.

19) Ответьте на вопрос, заданный в начале работы, и запишите ответ под рисунком. Это ваш вывод из проделанного анализа.

20) Напишите размышление: «Жизнь и смерть или жизнь - смерть - жизнь?»

Решение:

1) “Белые стены, белые кресты на могилах, белые берёзы и чёрные тени...”

2) Ощущение тайны, страх.

3) Герою кажется, что всё вокруг живёт “своей особой жизнью, непонятной, но близкой человеку”.

4) Чехов спорит с этой трактовкой, так как его герой в свете луны видит жизнь.

5) Он вспоминает о детстве.

6) Он вспоминает радостно, с нежностью и умилением.

7) Это момент соединения героя с вечной жизнью, с природой.

8) Свеча, ярко горящая, как символ веры, горение - символ жизни.

9) Потому что закон природы в том и состоит - беспокойство сменяется покоем.

10) Значит, смерть - это закономерный процесс смены циклов, но не трагедия, а благостное соединение с вечной природой.

11) Смерть не пугает героя, потому что он воспринимает её как освобождение от тягостных обязанностей земного существования, от физической боли.

12) Солнечный свет символизирует начало новой жизни.

13) “На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармошка, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катание на рысаках, - одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем. Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал...”

14) Потому что жизнь продолжается.

15) Жизнь идёт, не завися от желаний человека, он является частью природы и существует по её законам.

16) Они должны меняться - на смену старому должно приходить новое, это естественно и не связано с трагедией.

Ирина Кулагина
Конспект занятия «Основы театрального искусства» по предмету «Основы общей и театральной культуры»

1 год обучения

Предмет «»

Занятие №2

Тема : «Особенности театрального искусства »

План-конспект учебного занятия

Ф. И. О. педагога – Кулагина Ирина Леонидовна

Вид образовательной деятельноститеатральное творчество

Название образовательной программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр »

Направленность программы – художественная

Место учебного занятия в программе – Предмет «Основы общей и театральной культуры »

Место проведения – структурное подразделение – детский (подростковый) клуб «Созвездие»

Время проведения – октябрь

Краткая характеристика группы –группа первого года обучения, возраст учащихся 7-9 лет

Тип занятия – объяснение нового материала

Форма занятия – Занятие - беседа

Тема : «Особенности театрального искусства »

Цель занятия : Знакомство учащихся со спецификой театрального искусства

Задачи : 1. Сформировать представление о театральном искусстве , как синтезе различных видов искусства . 2. Развивать внимание, фантазию и воображение. 3. Снять психологический зажим. 4. Воспитывать умение слушать. Воспитывать интерес к театральному творчеству .

Хронометраж занятия : 90 минут

I этап - организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия , создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания.

Педагог : Здравствуйте, ребята, проходите, рассаживайтесь! Мне очень приятно видеть вас сегодня на занятии ! Сегодня мы с вами поздороваемся друг с другом не как обычные люди, а под музыку. Подумайте и изобразите жесты и движения в такт музыки.

Игра «Приветствие»

Педагог : Замечательно! А сейчас для того, чтобы мы еще лучше друг друга узнали, поиграем в игру «Меня зовут… Я» . Вы называете свое имя, а затем говорите про себя, какой или какая я, то есть даете себе характеристику, отвечая на этот вопрос на букву своего имени. Итак, начали!

Игра «Какой я»

Педагог : Порядок везде, в каждом, во всем! Итак, давайте все вместе наведем порядок, создадим атмосферу уюта, чтобы хотелось работать, придумывать, творить! Сядем мы с вами в полукруг. А почему? Молодцы! Только сидим мы с вами немного не так. Давайте попробуем сесть по росту, от самого низкого к самому высокому. Очень хорошо. Возьмитесь за руки, передайте друг другу свое хорошее настроение с помощью посланного импульса.

Игра «Искра»

Педагог : Хорошо! Приготовились! Следующее упражнение. Медленно : «вдох – нос, выдох – рот» , как йоги! Успокоились!

Упражнение «Йоги» (6 раз)

Педагог : Приготовимся к творческому процессу! Успокоимся. Начинаем зарядку слухового аппарата.

Разминка «Тишина»

Педагог : Какие ассоциации, мысли, размышления, аналогии вызывают услышанные вами звуки? Встали. Рот на зевок, руки в замок – потянулись. Достали потолок, пол, подросли… Встряхнулись!

Итак, начинаем занятие !

II этап - проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания, проверка усвоения знаний предыдущего занятия .

Педагог : На прошлом занятии мы с вами узнали , что такой страны, как театр нет на карте . Но такая страна существует, и зародилось театральное искусство очень давно . Как вы понимаете слово «искусство » ? Ребята, скажите мне, пожалуйста, что вы узнали на прошлом занятии ? Кто нам может рассказать? Что такое театр ? Где можно увидеть истоки театра ? Где зародилось театральное искусство ? Как называлась площадка, где выступали актеры? Какие театры вам еще запомнились ? Какие виды искусства встречаются в театре ? Кто для спектакля рисует декорацию и эскизы костюмов? Правильно, художник. А кто сочиняет музыку? Правильно, композитор. А кто шьет костюмы? Правильно, швеи. А кто выдает костюмы актерам? Костюмер. А кто готовит с актерами танцы? Хореограф. Молодцы. Кто репетирует с актерами, кто указывает композитору, какая музыка должна звучать, а художнику – какие должны быть декорации и так далее? Конечно же – это режиссер. Кого можно назвать душой театра ? Хорошо!

III этап - подготовительный Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно – познавательной деятельности

Педагог : Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по удивительной стране театра . Тема нашего занятия : Особенности театрального искусства . Вы узнаете, чем же театральное искусство отличается от других. Слайд 1. Сядьте удобно, чтобы всем был виден экран.

IVэтап - основной Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание новых знаний

Педагог : Слайд 2. Какие только перемены не происходили на земле - эпоха следовала за эпохой, один народ сменял другой. Слайд 3. Возникали и исчезали государства, страны, в глубинах океана исчезла Атлантида, разгневанный Везувий горячей лавой залил несчастную Помпею, на долгие века пески занесли на Гиссарлыкском холме воспетую Гомером Трою. Слайд 4. Но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра . Слайд 5. Искусство сцены , родившись в глубокой древности, в разные времена собирало зрителей. Спектакли развлекали, воспитывали, чему-то учили. С приходом телевидения и компьютеров, театр не исчез , не растворился (как ему это не предрекали , ведь сиюминутное театральное искусство творится на глазах у зрителя и вместе с ним, а значит, доставляет удовольствие и всегда является настоящим праздником. Слайд 6. Театр относится к игровому, зрелищному виду искусства . Как вы понимаете слово «зрелище» ? Как и любой вид искусства (музыка, живопись, литература, театр имеет свои особенности, отличающие его от других видов искусства . Слайд 7. Театр – искусство синтетическое . Театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника, композитора. Другими словами, спектакль соединяет в себе разные виды искусств : музыку, изобразительную деятельность, литературу и многое другое. Слайд 8. Театр – искусство коллективное . Чтобы получился спектакль такой, каким его увидит зритель, нужно потрудиться многим людям. Актеру помогают многие творческие и технические работники театра . Таким образом, спектакль – это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита , устанавливает свет, встречает зрителей. Слайд 9. Театральный спектакль – это особое действие, разыгранное в пространстве сцены. Театр это то , что мы видим на самом деле и, одновременно, то, что можно придумать. В театре мир остается миром людей и для людей. События, разворачивающиеся на сцене, – не жизнь, а лишь то, что мы видим в жизни. Сама сцена, игровая площадка сделана для того, чтобы отделить публику от места, где разыгрывается представление , создать особое пространство, на котором разворачивается действие. Сцена и занавес помогают созданию мира театральности . В театральной игре в игровое действие вступают актеры между собой, а также вся постановочная группа со зрителем, который является полноправным участником театральной игры . Слайд 10. Театр – искусство живое , сиюминутное. Оно создается на глазах и при живом участии зрителей и «исчезает, как только замолкли актерские голоса и упал сценический занавес»; это «живое действие, это жизнь в образе» (Г. Бояджиев) . В отличие от всех прочих видов искусства – изобразительного , словесного и даже музыкального, произведения которых на долгое время сохраняются в качестве памятников, произведение театрального искусства – спектакль – не сохраняется в качестве памятника искусства , по которому мы могли бы судить об историческом прошлом явления. Жизнь театрального спектакля относительно кратковременна. Например, работа актеров кино отснята на пленке, зритель может пересмотреть кинофильм не один раз. А спектакль закончился, зритель ушел из театра . Слайд 11. Основа искусства театра - действие , сценические события, следующие одно за другим, существующее в настоящем, общем для актера , сценического места и зрителя. Спектакль – это действие, развертывающееся во времени и пространстве, когда актер (то есть «действующий» ) предстает перед зрителем , действуя (один или в коллективе) от лица созданного им художественного образа. Действие проявляется как возникновение и разрешение конфликта между персонажами, между персонажами и ситуацией. Из чего же складывается действие, мы поговорим с вами на последующих занятиях . Слайд 12. Давайте, посмотрим на экран и вспомним с вами отличительные признаки театрального искусства . Очень хорошо.

Педагог : Сейчас мы с вами немного отдохнем и устроим «Литературный конкурс сказочных героев» . Каждый по очереди встает и читает с максимальным «выражением» , красиво 4 строчки любого стихотворения от лица любого сказочного героя. Есть одно условие : Чтение стихотворения начинать со слов «Ничего я не боюсь, потому что я … Змей Горыныч» .

Педагог : Спасибо, ребята! Вы все были неотразимы! Все очень старались! Мне хотелось бы услышать ваше мнение о том, кто был более эмоционален и интересен вам в показе этого этюда. Высказывания детей.

Педагог : Хорошо! Значит, самым интересным сказочным героем был сегодня…. Мне хочется его поблагодарить. Ну, а со стороны зрителей самая большая благодарность : это -аплодисменты!

Педагог : Ну, а сейчас я предлагаю сыграть в игру , уже знакомую для вас «Нос, пол, потолок» .

Игра «Нос, пол, потолок»

Педагог : Помните, ваша задача : указать на то, что слышите, а не на то, что видите. Понятно? (Проводится игра) . Молодцы, ребята. Эта игра на развитие внимания. Хорошо! Сейчас я предлагаю вам встать свободно по всей свободной площадке. Вы будете перемещаться по ней под музыку, а я буду давать вам команды к действию. Ваша задача : не раздумывая, их выполнить.

Педагог : Пожар! Паника! Кораблекрушение! Шторм! Ветер! Дождь! Ураган! Темнота! Жара! Ссора! Молодцы! Все старались передать чувства в зависимости от ситуации. В другие игры мы сможем поиграть с вами на следующих занятиях .

Педагог : А сейчас, я предлагаю сесть на стульчики по алфавиту. Хорошо!

V этап -контрольный Выявить качество и уровень овладения знаниями, их коррекция Педагог : Мы сегодня очень славно потрудились.

Педагог : Ребята, мы с вами узнали сегодня очень много нового. Кто помнит тему нашего занятия ? А кто может сказать, для чего нужен был театр в разные времена ? Сейчас век электроники, кино, телевидения. Смогла ли эта эпоха уничтожить театр ? Что для человека театр ? К какому виду искусства относится театр ? Как вы понимаете слово «зрелище» ? Какие особенности театра вы запомнили ? Какие виды искусств объединяет в себе театральное искусство ? Людей каких профессий можно назвать создателями спектакля? Где происходит действие спектакля? Почему театр называют искусством живым , сиюминутным?

VI этап - итоговый Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Педагог : Ребята, сегодня вы все успешно поработали, узнали много нового. Хорошо справились с заданием. Вы все молодцы! У вас получились замечательные образы, которые вы создавали в этюдах и упражнениях. На последующих занятиях мы продолжим пополнять свои знания о театре и узнаем об этой прекрасной стране много интересного.

VII этап - рефлективный Мотивация детей на самооценку. Педагог : Скажите мне, пожалуйста, что вам запомнилось, понравилось сегодня?

Каковы были задачи? Что решили? Что было не понятно? Кому было хорошо на занятии ? Почему? Кто получил творческое удовлетворение? Что у вас сегодня получилось? Что понравилось в собственной работе? Кто верил в свой успех?

VIII этап - информационный Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Педагог : Дети, сегодня на занятии мы очень много работали. Если сегодня у кого-то что-то не получилось, получится обязательно в следующий раз. Желаю вам удачи!

Педагог : Спасибо вам за внимание! Успехов всегда и во всем! Вручаю вам смайлик и хочу, чтобы вы задали вопрос любому из нашего круга и сами высказали свое мнение о сегодняшнем занятии , ответив на вопросы друзей.

Игра «Поговори с друзьями»

Педагог : Спасибо за работу! Очень рада буду с вами встретиться на следующем занятии ! До свидания! Вопросы.

ЛИТЕРАТУРА и ТЕАТР – два вида искусства, общим для которых является слово

Дата добавления: 2013-01-16

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

Но урок литературы – всегда маленький спектакль , в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Современные уроки литературы выгодно отличаются, если учитель владеет театральными приемами организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке помогают социоигровые приемы, которые предлагает учителям театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем детям в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «учитель–ученик».

Учителя организовывают учебную деятельность так, чтобы дети взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

  • установить точки соприкосновения двух предметов;
  • выявить общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается учащимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к урокам литературы, помочь понять характеры героев.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).

В современной школе педагоги все чаще обращаются к разного рода театрализации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой реальностью учебного процесса.

Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее). Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).

Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов...
Я, Дуня, сестра Раскольникова...
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона...
Я, Сонечка Мармеладова...
Я, Катерина Ивановна...
Я, Родион Романович Раскольников...).

В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому – непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».

То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.

Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, – кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?

В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова – чью правду принимает он и почему?

Задача учителя на данном уроке-спектакле – постановка вопросов-раздражителей , которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.

Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком – ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Использованные источники:

  • Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
  • Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
  • Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
  • Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – Владимир, 1991. – С. 11–24.
  • Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.
  • Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192.
  • Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140.
  • Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  • Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 т. – М., 1954–1961.

Разделы: Внеклассная работа

Театр должен просвещать ум.
Он должен наполнять светом наш мозг...
Ромен Ролан

Экспозиция.

“Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов”, - писал А. И. Герцен.

Мир, окружающий нас, настолько многогранен и динамичен, что современному человеку не представляется возможным постичь его во всем многообразии. Постоянное изменение духовно-нравственных ценностей, экономических и социальных условий, действительно, не позволяет “остановиться”, чтобы переосмыслить все те “новообразования”, которые происходят у нас в процессе личностного роста.

Это “непрерывное движение жизни” требует пересмотра и корректировкиосновных подходов к изучению цикла гуманитарных дисциплин, в частности, литературы. Несомненно, приоритетными для образования остаются задачи формирования у гимназистов общечеловеческих ценностей (способности к сопереживанию, состраданию, умению чувствовать и понимать красоту окружающего мира), воспитания личности, способной к самостоятельному осмыслению как художественного слова, так и явлений действительности, способной создавать собственный творческий продукт.

В этой ситуации закономерным является процесс появления в деятельности педагогов новых практик, способных решить данные задачи. Такой практикой гуманитарного образования является “театральный урок”. Обращение к миру театра – не случайно, поскольку именно через призму театральных постановок нам, гимназистам и учителям, легче взглянуть на собственную жизнь, на собственные проблемы и трудности, проще разобраться и переоценить какие-либо переломные моменты в жизни.

“Без творческих поисков нет подлинного искусства”, - говорил Д. Шостакович.

Вятская гуманитарная гимназия активно разрабатывает и апробирует практики гуманитарного образования. Это, так называемые, уроки: “музейный, музыкальный, театральный”; интегративная образовательная экспедиция и др.

Развитие действия.

Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) - в искусстве - творческое освоение художественныхпроизведений, связанное с его избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении... Если интерпретация рассматривается как метод литературоведения, то этоистолкование смысла произведений в определеннойкультурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве илитературоведении интерпретация основана на принципиальной многозначности художественного образа.

Всякий текст понимается, воспринимается каждым субъектом по-своему. Для глубокого понимания театральной постановки, текста художественного произведения мы разработали так называемый “театральный урок”.

Опираясь на высказывание Шарля Баре, мы можем сформулировать определение “театрального урока”.

Итак, театральный урок – это практика гуманитарного образования, где постижение художественного произведения и самого себя строится в особой культурно-образовательной среде и на основе переживаний субъективного опыта автора текста, режиссера и подростка-зрителя.

Под гуманитарным образованием мы понимаем человеко-ориентированное образование, направленное на развитие “человеческого в человеке” (В. И. Слободчиков). Под особой культурно-образовательной средой мы понимаем способность говорить на языке искусства, глубоко проникать в специфику данного искусства, а также благоприятные условия для раскрытия и самореализации личности.

Таким образом, театральный урок позволяет закрепить первичные знания по теории литературы о театре, приобретенные практические навыки посещения театра и, интегрируя имеющийся опыт, вывести гимназистов на новый уровень осмысления себя, события, других.

Основой для проведения театрального урока является какое-либо театральное событие в жизни города, области или изучение программных произведений по литературе, спектакли по которым проходят в театре. В редких случаях возможна работа с видеоматериалами театральных постановок.

Кульминация.

“Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь ”, - утверждал К. Станиславский.

Опираясь на высказывание К. Станиславского, отметим, что посещение театра мы преобразуем в образовательное событие, которое позволяет осмыслить художественное произведение в разных интерпретациях.

Важное условие реализации данной практики – интеграция урочной и внеурочной деятельности. Театральный урок как гуманитарная практика представляет собой складывающуюся систему уроков, направленную на реализацию в течение всего учебного года и включающую 2-4 театральных урока в год. Реализация данной практики проходит поэтапно. Мы можем выделить три основных этапа: подготовительный, собственно театральный и этап рефлексии. Остановимся на каждом этапе поподробнее.

Первый этап – подготовительный.

Подготовительный этап направлен на создание условий для понимания языка произведений искусства (литературного и театрального), возможности разговаривать на нем, для эмоционального развития и обогащения личности, для отражения личностных переживаний гимназистов в текстах и различных творческих работах.

На этом этапе проводятся уроки подготовительного плана :

  • Важнейшим из них является урок-овладение театральной лексикой (работа над театральным словариком, отработка владения театральной лексикой). Не смогут дети свободно использовать театральную лексику в собственной речи, пока мы, учителя, их этому не научим. Поэтому в данном случае необходимо не только познакомиться с театральной лексикой, но и включить ее в контекст, чтобы эта лексика обрела для гимназиста смысловое значение.
  • Другим важным уроком подготовительного плана является урок – обсуждение выбора спектакля . Обычно это урок проходит в технологии проблемногообучения. Чтобы спектакль стал для гимназиста личностно значимым, необходимо учитывать несколько взаимосвязанных факторов: соотношение школьной программы, театрального репертуара и, самое главное, тех проблем, которые волнуют подростка “здесь” и “сейчас”, на данном этапе его личностного становления (это могут быть как школьные, так и нравственные проблемы, проблемы самосознания, проблемы личного выбора...).
  • Урок-изучение творческого пути автора пьесы. Если запланировано посещение спектакля по произведению, которое не входит в рамки обязательной образовательной программы, то на этом этапе гимназисты получают первичные знания об авторе произведения, учатся самостоятельно находить и обрабатывать информацию (урок с выходом в интернет, где учитель показывает, как можно найти информацию об этом авторе – ссылки на интерактивной доске)
  • Урок-мастерская идейно-художественного замысла автора. На этом уроке гимназисты учатся самостоятельно определять идейно-художественный замысел автора пьесы.
  • Урок-мастерская интерпретации художественного замысла режиссером. На этом этапе гимназисты знакомятся с режиссером постановки, рассматривается вопрос интерпретации авторского произведения и режиссерского прочтения. Внимание гимназистов акцентируется на актуальностиданногоспектакля, на тех аспектах диалога со зрителем, которые режиссер отражает. Знакомство и освоение гимназистами языка театра. Гимназисты знакомятся на более глубоком уровне с основными неотъемлемыми элементами театрального действия: игра актеров, костюмы, оформление (декорации, музыкальное сопровождение, световое оформление).
  • Урок - заочная экскурсия или виртуальная экскурсия за кулисы театра.

Второй этап – театральный.

Это непосредственное посещение спектакля. На этом этапе происходит эмоциональное воздействие на гимназиста, проживание и переживание театрального действия, и, самое важное, происходит процесс сопереживания каждого момента спектакля совместно с другими гимназистами. Более зримой, видимой и слышимой становится на сцене жизнь героев театральной постановки не только благодаря интонационной и смысловой выразительности слова, но и благодаря другим компонентам спектакля: игре актеров, музыкальному сопровождению, световому оформлению, художественно-изобразительному решению.

Третий этап – рефлексивный.

Этот этап предполагает отражение в текстах различных жанров и других формах впечатлений от театральной постановки. На этом этапе проводятся занятия рефлексивного плана. Рефлексивный этап можно разделить на три взаимосвязанные части: осмысление увиденного в форме тренингов и уроков-встреч, создание творческих работ и создание работ других форм осмысления.

  1. Тренинговое занятие направлено на осмысление всего увиденного в театре. На этом занятии предлагается ряд “упражнений”, позволяющих перейти на качественно новый уровень осознания приобретенного опыта. Все “упражнения” основаны на “педагогике переживания”, базирующейся на аутентичных (не наигранных или конструируемых) интенсивных переживаниях в целях их включения в процесс личностного роста. Целью этих тренинговых занятий является возможность на основе пережитого вербализировать собственные эмоции в группе одноклассников. Для подросткового возраста очень важным является момент озвучивания собственного эмоционального переживания, это позволяет более глубоко понять не только себя, но и услышать другого человека. В данном случае мы опираемся на методику упражнений, разработанных Клаудией Майер, театральным педагогом Германии.
    Урок – встреча с режиссером, актерами театра, возможность вести живой диалог.
  2. Создание творческих письменных работ как отражение в текстах личностного опыта через призму авторского осмысления. Первая группа – работы разных жанров: отзыв, эссе, рецензия, сочинение-рассуждение, статья в газету, написание сценария и др. Вторая группа – работы исследовательского характера. Третья группа– работы творческого характера: альманахи, сборники творческих работ, поэтические сборники.
  3. Выполнение работ других форм на выбор. Это фотовыставки/фоторепортажи, видеофильмы и презентации, рисунки к спектаклю, собственные постановки отдельных сцен литературного произведения и др.

Развязка.

“Главное в художественном творчестве - увидеть и осмыслить новое , что даёт право браться за перо или кисть”, - писал В. Борисов.

Все этапы театрального урока не только взаимосвязаны и логически определены, главное, они отражены в “Рабочей тетради”, которая разрабатывается специально для данного театрального урока педагогом совместно с режиссером. Эта тетрадь состоит из трех основных частей в соответствии с тремя основными этапами данной гуманитарной практики. На протяжении всего театрального урока гимназист работает с этой тетрадью.

Рабочая тетрадь используется педагогом и как форма гуманитарной экспертизы, позволяющей проследить изменения в духовно-нравственном развитии гимназиста.

“Тoлкoвaтeль, пeдaгoг и зepкaлo - тpи ликa peжиccepa”, - А. Васильев.

Финал любой пьесы – это эмоционально-смысловое завершение. В нашем случае – это проведение тренинговых занятий, связанных с первичным осмыслением увиденного. Это возможность через разработанную систему рефлексивных действий подвести подростка-зрителя к пониманию авторских замыслов и собственных открытий. Система тренинговых занятий строится по определенной схеме: “включение” в занятие, основная часть и рефлексивная часть тренинга.

1. В первой части тренинга предлагаются игры, позволяющие создать дружественную, открытую обстановку, помогающие настроиться на совместную продуктивную, творческую, работу:

Упражнение “Импульс” - ведущий передает “импульс” в виде хлопка в ладоши по кругу в одном направлении, затем упражнение усложняется: “импульс” передается в разных направлениях. Главное, чтобы участники вовремя ловили “импульс” и передавали его другим.

- “Исследование пространства” - участники двигаются в хаотичном порядке, главное условие – они должны во время движения заполнять все пространство помещения и не должны сталкиваться друг с другом. Ведущий определяет скорость движения участников.

Упражнение“Шеренга” - участники с закрытыми глазами должны построиться по росту, по размеру обуви, по длине волос, по начальной букве имени, главное условие – запрещается разговаривать.

2. Рассмотрим некоторые упражнения из основной части тренинга. Упражнения, которые проводятся на этом этапе, направлены на осмысление театральной постановки на более глубоком уровне:

Упражнение “Ассоциация” -каждый по кругу называет первую ассоциацию, которая появилась у него после просмотра спектакля.

Упражнение “Вербализация” - гимназисты должны попробовать рассказать тем, кто не видел спектакль, о том, что происходило на сцене.

Упражнение “Фото спектакля” - первый участник принимает позу (по мотивам спектакля), второй – дополняет первого, третий – второго и т.д., не выходя за рамки заданной темы (спектакля). Затем “фотограф” делает “снимок”. Фотографию можно повторить: первый участник меняет позу, остальные тоже меняют свои позы в той последовательности, в которой они делали это в первый раз, и дополняя предыдущего участника.

3. Заканчивается тренинговое занятие рефлексивным этапом, на котором происходит озвучивание собственного эмоционального переживания, что достаточно сложно и важно для гимназистов 13-14 лет. Предлагаю несколько возможных вариантов рефлексии:

Упражнение “Записки” - участникам предлагается написать адресные записки с пожеланиями друг другу. Содержание записок не озвучивается.

- “Круг” - все участники встают в большой круг, закрывают глаза и поднимают руки, затем каждый начинает двигаться к центру круга до тех пор, пока не соприкоснется каждой рукой с ладонью другого участника. По просьбе ведущего все участники открывают глаза, ведущий смотрит, сколько кругов в результате образовалось и не остался ли кто-то один.

Упражнение “Клубок” - в кругу участники передают клубок друг другу, при этом говорят фразу, начинающуюся следующими словами “я благодарен тебе за...” или “я рад сегодняшней встрече, потому что...”.

Такие занятия могут проводиться как учителем-предметником, тьютором, так и режиссером постановки.

“У каждого человека под шляпой - свой театр, где развертываются драмы, часто более сложные, чем те, что даются в театрах”, - Т. Карлейль

2012 год – спектакль “Сокровища лесных эльфов”, автор Реетта Ниемеля, режиссер Борис Павлович, театральный урок “Что есть сокровище человека”.

Гуманитарная практика “театрального урока” позволила взглянуть на формирование духовно-нравственных ценностей гимназистов по-другому. Я увидела, что гимназисты научились понимать язык художественного произведения, овладели театральной лексикой, испытывая при этом радость от самого процесса познания. Безусловным результатом я считаю чувство единения, духовной сопричастности в ходе проведения “театрального урока”. Эта практика не только обогатила мои представления о потенциальных возможностях гимназистов и перспективах образовательного процесса, но и помогла открыть новые грани личности учеников.

Не нужно быть педагогом, чтобы понимать, что сегодня важна и уникальна каждая личность. Креативность ребенка чаще всего проявляется не на уроках, а в интернет-пространстве. Очень важно при работе с талантливыми детьми направлять их креативность на решение учебных, жизненных задач, задач личностного развития. Театр идет в противовес виртуальной реальности в пользу “живого” общения и “живого” знания. Соприкосновение с театральным искусством помогает нам, педагогам, заглянуть “под шляпу” каждого ученика, признать его индивидуальность, помочь в разрешении проблем в процессе личностного становления гимназиста.

В 2012-2013 учебном году мы с Борисом Павловичем планируем разработать и провести еще два театральных урока.

 

 

Это интересно: