→ Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования Статьи по фк и спорту

Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования Статьи по фк и спорту

О пользе физкультуры и спорта.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется работа внутренних органов, что обеспечивает человеку высокую работоспособность и дает ему ощутимый прилив бодрости.

Многие упражнения способствуют профилактике и лечению хронических расстройств внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует укреплению здоровья, но далеко
не в одинаковой мере. Тяжелоатлетические упражнения делают сильным, тренировки в беге на короткие дистанции помогают стать быстрым, применение гимнастических и акробатических упражнений влияют на развитие ловкости и гибкости.

Ученые пришли к выводу, что для эффективного оздоровления, профилактики респираторных болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное в оздоровительном плане физическое качество - выносливость, которая в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни обеспечит надежный щит против многих болезней.

Достигнуть высокого уровня выносливости можно, используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяющиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся бег, скандинавская ходьба, плавание, бег на лыжах, езда на велосипеде, а также, с определенными оговорками, такие виды спорта, как баскетбол, теннис, ручной мяч, футбол и др.

Научные исследования и практика во многих странах мира убедительно доказали первенствующее оздоровительное влияние скандинавской ходьбы на здоровье людей всех возрастов. Доказано, что движение улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг, что особенно ценно, так как обеспечивает энергетическую базу для совершенствования мозговой регуляции и психической деятельности.

После систематических занятий в состоянии нервной системы наблюдаются заметные положительные изменения. Улучшаются зрение и слух, преобладает положительное эмоциональное состояние, возрастает объем легких, значительно повышаются мыслительные возможности и лучше запоминается полученная информация. Практически исчезают головные боли, улучшается сон, увеличивается умственная и физическая работоспособность. Все это обусловлено возрастанием в тканях мозга особых веществ - нейропептидов, составляющих биохимическую основу психической деятельности.

Ответ организма на повышенную потребность в кислороде называется тренировочным эффектом или позитивными физическими сдвигами. Вот некоторые такие сдвиги:
общий объем крови возрастает настолько, что улучшается возможность транспорта кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
объем легких увеличивается;
сердечная мышца укрепляется, лучше обеспечивается кровью;
повышается содержание липопротеинов высокой плотности, отношение общего количества холестерина снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза;
укрепляется костная система;
аэробика помогает справиться с физическими и эмоциональными стрессами;
повышается работоспособность;
аэробика - реальный путь к похудению или поддержанию веса в норме.
Выбор индивидуальной программы физической нагрузки необходим для того, чтобы упражнения доставляли удовольствие, чтобы сердце стало здоровым, а тело сильным. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Необходимость комплексного решения проблем физического воспитания детей признака главной целью национальных программ в области здравоохранения до 2020. С начала 2000 годов в мире наметилась тенденция...


В настоящее время учебно-педагогический процесс требует от студентов высших учебных заведений значительных затрат сил на преодоление физических и умственных нагрузок. В этом плане важное место отводится самостоятельным занятиям физическими упражнениями, которые являются составной частью здорового образа жизни.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями восполняют дефицит двигательной активности студентов, способствуют более эффективному восстановлению организма и повышению физической и умственной работоспособности.

Студенты, занимающиеся самостоятельными занятиями, должны опираться на научно-методическую помощь кафедры физического воспитания и спорта. Планирование таких самостоятельных занятий осуществляется ими при непосредственном участии преподавателей по физической культуре и медико-биологическому направлению. В зависимости от состояния здоровья, уровня физической подготовленности студенты могут планировать достижение результатов по годам обучения в вузе. Задача таких занятий, особенно для студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, состоит в ликвидации остаточных явлений после перенесенных заболеваний, устранении функциональных нарушений и недостатков физического развития, повышении уровня здоровья и физических качеств.

Планирование студентами самостоятельных занятий и подбор физических упражнений направлены на достижение единой цели -сохранения их здоровья, поддержания уровня физической и умственной работоспособности.

Важным моментом в воспитании здорового образа жизни студента является приобщение его к занятиям активной физической культурой. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе четыре часа в неделю(1-й и 2-й курс) и два часа в неделю (3-й и 4-й курс), необходима дальнейшая разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне учебно-педагогического процесса. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности студентов.

Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Потребность в движении- основа физиологических, социально-экономических и культурных ценностей.

Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой, как в рамках учебного процесса, так и вне его.

Физическая культура в широком смысле - это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных факторов природы, различных форм физических упражнений и спорта. В своем жизненном воплощении она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека, развитие его физических способностей. Физическая культура является видом социальной практики а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и создает благоприятные условия для ее развития.

С целью воспитания социально активной личности в условиях вуза средствами физической культуры и спорта целесообразно решить, по мнению ученых, педагогов, следующие задачи:

Повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;

Активизация студентов на учебных занятиях;

Развитие организаторских способностей студентов;

Целенаправленная организация активного досуга студентов.

Для эффективной реализации на практике этих задач желательно использовать уже имеющийся опыт кафедры физического воспитания и спорта, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:

Здоровый образ и спортивный стиль жизни стали нормой для студенческой молодежи;

Повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;

Существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования в вузах;

Обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и спортом;

Осуществить подбор квалифицированных, профессионально подготовленных преподавательских кадров;

Заинтересовать студентов в систематических занятиях физической культурой, спортом, формировать у них здоровый образ жизни, вести борьбу с вредными привычками.

Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности студента. В то же время она способствует оптимизации его физического и психологического состояния. Как отмечают исследователи, вуз к студентам предъявляет повышенные требования. Они сталкиваются с новыми, отличными от школьных, методами обучения, с большим по объему и часто сложным для восприятия учебным материалом. У них изменяется привычный образ жизни, разрываются старые межличностные отношения и формируются новые. Все это в совокупности может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья. В этом плане позитивную роль играют систематические занятия по физической культуре, но и вне их.

Важным слагаемым в формировании здорового образа жизни является приобщение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и сортом. Наиболее доступные формы занятий- это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Однако, как указывают литературные источники, физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Тем не менее, большинство студентов не отрицает ее положительной направленности и социальной значимости. Повышения двигательной активности студентов является привлечение их к массовым физкультурно оздоровительным мероприятиям. К ним относятся: соревнования по различным видам спорта среди студентов на первенстве факультета, университета; дружеские соревнования с другими вузами, участие в спортивных шоу и т.д.

Необходимо отметить, что занятия по физической культуре не только позволяют реализовать потребность в совершенствовании биологического способа жизнедеятельности организма через его физическое развитие, но и способствуют удовлетворению социально значимых потребностей личности в общении, стремлении познанию, самореализации и самоубеждению. Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями немыслимо без сведений о физическом развитии и функциональном состоянии организма студента. Эти данные помогут ему построить самостоятельный учебный процесс, предотвратить развитие патологических процессов и будут способствовать формированию, укреплению и сохранению здоровья.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Чем лучше здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель адаптировались к условиям обучения в высшем учебном заведении, сохранили и укрепили свое здоровье во время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность. В этом плане не последняя роль принадлежит врачебно-педагогическому контролю и самоконтролю студента.

Безусловно, знать функциональное состояние своего организма, свои физические и психологические возможности, уметь анализировать и сравнивать их, видеть результаты работы над собой, научиться представлять уровень своих возможностей.

Цель образования, позволяет поставить самостоятельной работе студентов адекватные задачи, среди которых:

Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальной ценности;

Оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития как физических, так и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также

в осознании ответственности за жизнетворчество.

Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально- экономических условиях важное значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Не меньшее значение в таком мероприятии приобретает использование естественных природных факторов.

Включение в учебную программу по физической культуре самостоятельных занятий физическими упражнениями позволит увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус. Все это будет способствовать приобщению студентов к самовоспитанию в плане здорового образа и спортивного стиля жизни.

Самостоятельные занятия, проводимые вне учебного процесса, позволяет студентам сохранить и укрепить свое здоровье средствами физической культуры на основе естественных факторов природы. Безусловно, значительное место в этом процессе занимает взаимосвязь социальных и биологических, педагогических и медицинских закономерностей.

В связи с отсутствием системы оздоровительного самовоспитания и самообразования студентов вне учебной программы нами изучена проблема на базе кафедры физического воспитания и спорта.

Исследования и наблюдения за студентами показали, что:

В настоящее время проблема самостоятельных занятий физическими упражнениями нуждается в тщательном изучении и разработке;

Отсутствие программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания и спорта нефизкультурных вузов;

Реализация данных установок в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студентов;

Оптимизация проведения студентами самостоятельных занятий физическими упражнениями требует комплексного подхода и проведения педагогического эксперимента.

Таким образом, выполнение предложенных рекомендаций будет способствовать укреплению и сохранению здоровья студентов. Однако в целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Тем не менее эта проблема нуждается в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов с учетом их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также в разработке организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической и рекреативной основе.

1

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Она активно воздействует на жизненно важные стороны человеческого организма, полученные в виде задатков, которые развиваются в процессе жизни под влиянием окружающей среды. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Крепкое здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. В социальной жизни в системе образования, воспитания и отдыха физическая культура проявляет свое оздоровительное, общекультурное значение. Физическое развитие тесно связано с укреплением и сохранением здоровья человека. Активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние. Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков.

Физическую культуру следует рассматривать как особый род деятельности, результаты которой полезны для общества и человека. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты первых курсов - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов. Она является одним из эффективных средств повышения работоспособности студентов в учебном процессе и их общественной активности. Приобщение студентов к физкультуре и спорту начинается с учетом особенностей их профессиональной прикладной физической подготовки.

В настоящее время профессионально-прикладная физическая подготовка входит в программы физического воспитания студентов и направлена на подготовку молодого специалиста. Многочисленными научными исследованиями установлено, что высокий уровень профессиональной подготовки требует значительной физической подготовки.

Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. При разработке норм для физической культуры и спорта, прежде всего, должна быть поставлена цель укрепления здоровья, а затем достижения спортивного результата.

Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов.

Сегодня связь физической культуры и здоровья, работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.

Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена общества, так и физическая культура превращается в неотъемлемый атрибут жизни.

Главной особенностью преподавателей физического воспитания является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность студента. Педагогическая деятельность преподавателя состоит из определенных элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру.

В нашем университете каждый студент должен систематически посещать учебные занятия в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием.

Для более активного привлечения студентов в нашем Университете функционирует тренажерный зал, включающий 14 различных тренажеров, штанги, гири, имеется хорошая материальная база: спортивный инвентарь (мячи, гантели, скакалки, маты), а также работают такие секции, как волейбол, баскетбол, футбол. Активное участие в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях также является неотъемлемой частью учебного процесса и на межвузовском уровне. В межвузовских соревнованиях участвуют сильнейшие студенты-спортсмены. Цель подобных соревнований - установить личные контакты между будущими коллегами и добиться лучших спортивных результатов между вузами города, района. Этим и определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза-филиала. Шестой год наши студенты занимают первые места в спартакиаде Вузов нашего города. Годовая спартакиада состоит из 7-10 спортивных соревнований. В 2005-2006 спартакиада состояла из соревнований:

  • по баскетболу команда юношей и девушек
  • по волейболу команда юношей и девушек
  • команда игроков настольного тенниса
  • команда юношей по мини футболу
  • команда студентов легкой атлетики

Для успешной работы каждый педагог должен:

  • знать материал преподаваемой дисциплины в объеме программных требований
  • владеть методикой подготовки и провидения практических занятий
  • четко, ясно и грамотно излагать мысли
  • проводить консультации в пределах курса практических занятий

Комплексное использование всех форм физического воспитания должны обеспечить включение физкультуры в образ жизни студентов.

Сегодня лозунг «Физическая культура - залог здоровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого долголетия. Систематически применяемые физкультура и спорт

  • это молодость, которая не зависит от паспортного возраста
  • это долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем
  • это здоровье
  • и наконец это - самый большой источник красоты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Космолинский Ф.П. «Физическая культура и работоспособность» - М. 1983 г.
  2. http://www.sportedu.by/Frames/Text/Student/Ku -rator/rol.htm.
  3. http://useinfonarod.ru/ /txt fizra.htm.
  4. «Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд. Москва - Высшая школа 1978 г.
  5. «Физическое воспитание учащейся молодежи» С.П. Полиевский Изд. Москва - Медицина -1989 г.
  6. http://www.fly-life.ru/
  7. «Физкультура и труд». А.В. Жеребцов, М-1986 г.
  8. «Физическая культура студента»: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича, М-2004 г.
  9. «Физическая культура в жизни человека» Ленинград - Знание - 1986г. С. М. Оплавин, Ю. Т.Чихаев
  10. «Актизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г. Д. Иванов. Изд. Алма-Ата-Мектел 1989г.
  11. http://ggmi.narod.ru/fizra 2. zip .

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Информационные технологии для университетов и высших учебных заведений», 20-27 августа 2006г., Мальта (г.Аура). Поступила в редакцию 18.09.2006г.

Библиографическая ссылка

Лукьянов С.И. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 92-93;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6560 (дата обращения: 08.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Большие города и скоростной темп неизбежно приводят к стрессам. Таковы современные реалии, в которых проходит большинство дней современного человека. После выхода за пределы возможностей своего тела люди начинают искать спасение: микстуры, успокаивающие таблетки, психологи, массажи…. Все это вкупе с сидячим образом жизни может дать облегчение, но ненадолго.

Таблетки, безусловно, необходимы. Но не стоит сбрасывать со счетов физические упражнения, которые, порой, не менее полезны, а иногда и более эффективны, чем пилюли. К сожалению, врачи, назначая курс лечения своим пациентам, предписывают только приём таблеток, мазей и прочих лекарственных препаратов, совершенно забывая об оздоровительной физкультуре. А ведь физические упражнения очень важное профилактическое средство против многих недомоганий.

Если вы спортсмен и ищете советы спортивного питания, то есть несколько фактов, на которые стоит обратить внимание.

В современном мире успешных людей невозможно представить без фитнеса. Во многих странах буквально за десятилетие человек смог связать в единое целое успешность, здоровье, красоту и фитнес. Рассматривая все это с позиции долгосрочного инвестирования в собственную жизнь, то вклад в свое здоровье - важнейшая норма для каждого. На сегодняшний день большей уверенностью в себе обладает человек, у которого приметные и приятные внешние данные, отличное здоровье, а уже после этого идет его образование и престиж работы.

Бадминтон является на сегодня одной из самых распространенных игр на Земле. Благодаря своей простоте, не требующий особо сложной экипировки, этот вид спорта доступен для любого возраста.

В современном мире занятия спортом пользуются огромной популярностью. Можно сказать, что спорт даже вошёл в «моду» и каждый второй занимается йогой, ходит в спорт зал или бегает по утрам. Вы тоже начинаете задумываться о том, чтобы начать заниматься спортом, но не знаете как? Эта статья может помочь вам в этом вопросе.

21 век выдвигает человеку массу требований – работа, семья, безупречный внешний вид. И всё это в условиях бешеного ритма. Но плохая экология, недосып, стресс и бесконечный цейтнот в погоне за успехом приводят к изнашиванию организма. Осознание этого неизбежного факта заставляет людей прибегать к различным методам и практикам, которые помогли бы сохранить тело в хорошей форме.

Все знают о том, что бегать полезно. Это позволяет нам поддерживать нужную форму, сбросить лишний вес и укрепить сердечнососудистую систему. Вот только проблема в том, что бегать по утрам мало кто хочет. Это не то чтобы сложно, просто для многих это занятие скучно. И если вы относитесь именно к такой категории – тогда вам помогут эти простые советы, которые сделают утренние пробежки не такими скучными.

Популяризация здорового образа жизни приводит к появлению всё новых видов спорта и активности. В последнее время многие начали открывать для себя йогу, и это течение стало очень популярным. Далее рассмотрим подробнее, что такое йога, какая от неё польза для физического и ментального здоровья.

Идея заняться спортом и привести свое телов порядок - прекрасна и молодцы те, кто не только мечтает, но и доходит до спортзала и начинает заниматься. Однако, многие на этом этапе совершают ошибки, которые полностью убивают дальнейшее желание заниматься спортом и собой. В этой статье мы рассмотрим восемь главных ошибок, совершаемые начинающими заниматься на тренажерах.

Почему стоит заниматься йогой?

Если вы хотите всегда оставаться в тренде, то вам непременно пора заняться йогой. Это направление спортивной нагрузки год за годом набирает все большие обороты и становится популярным увлечением среди личностей разного пола и возраста. Что же такое Йога? И в чем же ее такой ошеломительный успех?

Наверняка вы слышали о том, что физические упражнения способствуют улучшению работы мозга. Помимо этого, они положительно влияют на нервную систему, улучшают общее состояние организма и повышают иммунитет, не говоря, конечно, о таком побочном эффекте как - красивая фигура. Важно подобрать комплекс упражнений или вид спорта, который именно вам будет приносить удовольствие. Ставить для себя осуществимые цели и не «перегибать палку», тогда результат не заставит себя ждать.

Подъем рано утром всегда ассоциируется с разбитостью и подавленным настроением. Кажется, что невозможно просыпаться рано и при этом чувствовать себя бодро. Однако это не так. Как показывают исследования в этой области, с помощью зарядки можно не только скрасить ранний подъем, но и зарядить тело энергией на весь последующий день.

Пешая прогулка, особенно долговременная - это дело, которое может принести огромное удовольствие, наполнить новыми силами и привести мысли в порядок, а может навсегда запомниться как невероятно сложное и неприятное происшествие. Что же влияет на то, захочется вам повторить такой опыт?

Реферат по дисциплине:

«Спортивные сооружения»

По теме:

« Физкультурно-спортивные сооружения »

Введение

Спортивные сооружения наряду с театрами – древнейшие общественные сооружения. Сохранившиеся до наших дней спортивные древнегреческие сооружения специалисты относят к VIII в. до н.э.

Спортивные здания и сооружения подразделяются на основные, вспомогательные и помещения и сооружения для зрителей. Основные являются главной частью спортивных сооружений и могут быть:

- учебно- тренировочными (для обучения и тренировок);
-
демонстрационными (для проведения соревнований в присутствии зрителей);
-
для общефизической подготовки и активного отдыха.

Основные здания и сооружения также подразделяются на:
- крытые (спортивные залы, крытые бассейны, манежи, крытые теннисные корты, крытые стадионы, Дворцы спорта и др.), в которых занятия проводятся в закрытых помещениях;

- открытые или плоскостные (всевозможные плоскостные площадки, поля, беговые легкоатлетические и конькобежные дорожки для учебно-тренировочных занятий и соревнований), в которых основные занятия проводятся на открытом воздухе.

Таким образом, можно сделать вывод, что вспомогательные помещения и сооружения предназначаются для обслуживания занимающихся и обеспечения эксплуатации спортивных сооружений .

В современном урбанизированном обществе уникальна роль физической культуры и спорта как компенсатора снижения физической активности, как деятельность, предлагающая систему реально полезных для каждого человека ценностей, дающих возможность изменить угнетающе монотонный образ жизни современного человека.

В развитых странах, как важнейшая роль физической культуры в настоящее время высоко оценена как правительствами, так и самим обществом. Разработаны масштабные программы по стимулированию развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Осуществляются также и программы создания физкультурно-спортивных сооружений для этих занятий.

Также сеть физкультурно-спортивных сооружений считается самой сложной, обширной и многообразной среди всех остальных систем обслуживания населения. Она входит составной частью во все структурные элементы населенных мест, от самых начальных ступеней (простейшие придомовые площадки, помещения для оздоровительных занятий, встроенные в первые этажи жилых домов) до крупнейших общегородских и загородных сооружений, олимпийских комплексов.

Сеть включает в себя сооружения для более чем 160 видов спорта и активного досуга, весьма различающихся между собой, как, например, стадион с десятками тысяч зрителей и шахматный павильон, хоккейные площадки во дворе и велотрек, школьный спортзал и трамплин для прыжков на лыжах. Физкультурно-спортивные сооружения используются всеми возрастными и социальными группами населения, от ясельного до пенсионного возраста, от абсолютно здоровых спортсменов до инвалидов, от жителей сельской местности до населения крупнейших городов.

Физкультурно-спортивные сооружения имеют разные формы собственности: они могут быть государственными, в том числе унитарными предприятиями, акционерными обществами, частными и др.

Сеть физкультурно-спортивных сооружений - самая емкая по территории: крупнейшие спортивные комплексы имеют участки, превышающие 100 га. Кроме того, она тесно связана с расселением, транспортным обслуживанием.

Таким образом, физкультурно-спортивные сооружения - это постоянно изменяющаяся система, неразрывно связанная с развитием общества (в целом). Социальные изменения, происходящие в обществе, вызвали к жизни новые виды и формы физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий. Наметилась четкая интеграция культурных и спортивных видов деятельности с увеличением доли активного досуга. В занятия вовлекаются различные группы населения, развиваются разные формы семейного досуга, увеличивается значение информационных занятий и общения, массовых мероприятий. Параллельно с этим развивается и спорт высших достижений, выдвигая все новые уровни требований к физкультурно-спортивным сооружениям.

В соответствии с данными изменениями возникают также новые типологические особенности физкультурно-спортивных сооружений:

    изменяются спортивно-технологические параметры мест проведения занятий;

    увеличивается доля универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации
    помещений;

    расширяются составы сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных, развлекательных и клубных видов деятельности;

    усиливаются взаимосвязи крытых и открытых сооружений при
    широком их использований для новых нетрадиционных видов активного досуга;

    обеспечивается доступность физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов, в состав сооружений включаются специализированные залы и помещения для их занятий;

    развиваются специализированные спортивные центры: горнолыжные, парусные, конно-спортивные и др.;

    возрастает комфортность сооружений, их интерьеров и внешней
    среды; все больше внимания уделяется привлекательности архитектурного облика физкультурно-спортивных сооружений, способствующей

    улучшению качества среды в целом;

    наблюдается повсеместный рост строительства крытых сооружений
    взамен открытых бассейнов, стадионов, конькобежных дорожек.

Наряду с появлением множества разных форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.), а также с рядом успехов российского спорта высших достижений реальный охват физкультурно-оздоровительными занятиями населения (объем физкультурно-спортивных услуг) в последнее десятилетие не только не увеличился, но даже сократился. Темпы роста обеспеченности физкультурно-спортивными сооружениями значительно ниже необходимых. Общее количество сооружений не достигает и 30 % от нормативного; они размещены без учета требований равной обеспеченности населения занятиями вне зависимости от места проживания и работы, используются нерационально, их состав, типология и качество не удовлетворяют современным требованиям.

Разнообразию видов спорта и физкультурных занятий соответствуют объекты и сооружения различных типов, из которых складывается весьма развитая сеть физкультурно-спортивных сооружений.

Прототипами современных физкультурно-спортивных сооружений явились: в древности кромлехи, (которая представлена нами в приложении 1) - площадки, окруженные каменными столбами; в античной Европе - палестры и гимнасии, стадиодромы, стадионы, ипподромы, цирки. В величественных древнеримских амфитеатрах (Колизей в Риме и др.) нашла воплощение идея объединения стадиона и цирка; купальни с подогреваемой водой, существовавшие уже в древнегреческих палестрах, получили развитие в древнеримских термах.

Во дворцах древних правителей Азии строились монументальные конные дворы, а при раскопках в Центральной и Северной Америке обнаружены площадки для игры в мяч (например, в поселениях ацтеков и майя). В средние века сооружались главным образом площадки для военно-спортивных состязаний.

Учебно-тренировочная , зона состоит из спортивных площадок и сооружений для повседневных занятий с выделением территории для занятий с детьми. Демонстрационная зона помимо арен и трибун включает часть территории для отдыха посетителей, буфетов, киосков и т.п. Размеры демонстрационной зоны находятся в прямой зависимости от вместимости трибун. Зона обслуживания объединяет хозяйственные и эксплуатационные службы стадиона, мастерские, склады, оранжереи и т.п.

В XIX веке началось , интенсивное , строительство , спортивных , сооружений, особенно с 1896 г., когда стали проводиться современные олимпиады. В России начало физкультурно (гимнастического)-спортивного движения можно отнести к 1861 году, когда в Петербурге открылись первые теннисный кружок "Нева" и клуб конькобежного спорта, которые и построили первые теннисный корт и каток.

В апреле 1918 г. Высший совет физической культуры при Главном управлении Всевобуча начал переоборудование , старых , зданий , под военно-спортивные клубы и строительство , спортивных площадок, а уже с 1923-1925 гг. начато повсеместное строительство физкультурно-спортивных сооружений по всей стране. В настоящее время в России имеются 2120 стадионов, 53,5 тыс. спортивных залов, 2595 плавательных бассейнов, в том числе 2332 - крытых, около 90 тыс. плоскостных спортивных площадок, 3269 - лыжных баз и др.

Таким образом, физкультурно-спортивные , сооружения , подразделяются , на основные, предназначенные , непосредственно для спортивных и физкультурно-оздоровительных занятий, вспомогательные, предназначенные для занимающихся, хранения инвентаря и т.п., и для зрителей - в том числе трибуны и сопутствующие им сооружения.

Основные , сооружения , отличаются , большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно-спортивных занятий. На конструктивные и объемно-планировочные решения сооружений существенное влияние оказывают экономические и природные факторы. Все сооружения делятся на две группы: открытые (на воздухе) и крытые сооружения (помещения). Открытые сооружения - сезонные: летние и зимние.

К летним относятся спортядра для легкой атлетики и футбола; поля и площадки для подвижных и спортивных игр (баскетбола, волейбола, тенниса, футбола и др. (которая Вам представлена в приложении 2), специальной и общей физической подготовки (ОФП), отдельных видов легкой атлетики (прыжков, метаний, толкания ядра), конного спорта, катания на роликовых коньках, скейтборда; дорожки и трассы для бега, ходьбы, конного, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма; искусственные трассы для лыжного, горнолыжного спорта: трамплины для прыжков на лыжах с искусственным покрытием; велотреки:

Тиры и стрельбища для пулевой стрельбы и стрелково-охотничьи стенды;

Оборудованные участки существующих водоемов для спортивного и оздоровительного плавания и купания, различных видов гребли, парусного спорта, водного слалома, воднолыжного спорта и др.;

Открытые ванны с подогревом или без подогрева воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду и др.; искусственные каналы для гребли и водного слалома и др.

К зимним открытым сооружениям относятся поля и площадки с естественным или искусственным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с мячом, керлинга и др.; дорожки с естественным или искусственным льдом для скоростного бега на коньках; трассы для лыжного, горнолыжного, санного спорта, биатлона и др.; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта и бобслее, которая представлена нами в приложении 3; оборудованные участки акваторий для буерного спорта; оборудованные маршруты для лыжного туризма и др.

Значительная часть открытых сооружений попеременно используется для различных видов занятий в зависимости от сезона, для чего требуется менять покрытия сооружений и их оборудование. Спортядра для легкой атлетики и футбола в зимний сезон переоборудуются в дорожки с естественным льдом для скоростного бега и поля для хоккея с шайбой; поля и площадки для подвижных и спортивных игр - в поля и площадки: естественным льдом для массового и фигурного катания на коньках, хоккея с шайбой, керлинга и др.; дорожки и трассы для бега, ходьбы, велоспорта, легкоатлетических и велокроссов, а также искусственные трассы для лыжного спорта - в трассы для лыжного спорта и биатлона; оборудованные маршруты для пешего, конного, вело- и водного туризма - в оборудованные маршруты для лыжного туризма;

Крытые сооружения: залы для спортивных игр, которая представлена в приложении 4, акробатики, спортивной, художественной и ритмической гимнастики, хореографии, ОФП, легкой и тяжелой атлетики, бокса, борьбы, различного вида тренажеров; ванны с подогревом воды для спортивного и оздоровительного плавания и купания, водного поло, прыжков в воду, а также ванны для гребного спорта; площадки, поля и дорожки с искусственным льдом для массового катания на коньках, хоккея, хоккея с мячом, скоростного бега на коньках (рис. 1,1.6.), керлинга; велотреки; тиры для пулевой стрельбы; манежи для конного спорта и др.

Таким образом, нами можно сделать вывод, что наряду с двумя традиционными группами сооружений, одна из которых работает преимущественно летом (открытые), а другая - преимущественно зимой (крытые), перспективны круглогодичные сооружения с трансформируемыми конструкциями ограждений (покрытий, стен). Это в основном наиболее технически сложные и дорогие сооружения. Однако с совершенствованием и удешевлением трансформируемых конструкций эта группа будет расширяться.

По признаку объемно-пространственной организации основные сооружения могут быть разделены на плоскостные и объемные. В группу объемных помимо всех входят также и некоторые открытые сооружения: открытые ванны с подогревом или без подогрева воды; искусственные каналы для гребли и водного слалома (рис. 1.1.7.); искусственные трассы для горнолыжного спорта; тиры, стрельбища и стрелково-охотничьи стенды; трамплины для прыжков на лыжах; искусственные трассы для санного спорта

По признаку распространенности основные сооружения делятся на две группы: не зависящие от местных условий, повсеместно распространенные (спортивные залы, ванны бассейнов, поля и площадки) и сооружения, наличие которых зависит от местных условий - природных, экономических, спортивных традиций (сооружения для водных, горных, зимних видов спорта, конного спорта, велотреки и т.п., а также крупные демонстрационные сооружения, которую можете увидеть в приложении 5.

По характеру использования основные сооружения делятся на специализированные, т.е. предназначенные исключительно для одного или нескольких родственных видов спорта (рис. 1.1.8.), и универсальные - попеременно используемые в дневном и недельном цикле с помощью трансформации оборудования для занятий несколькими видами спорта. Термины «специализированные» и «универсальные» условны и всякий раз нуждаются в расшифровке. Чем выше спортивная квалификация занимающихся, тем выше степень специализации и качества сооружения.

По видам использования основные сооружения можно разделить на тренировочные и демонстрационные - спортивные, предназначенные преимущественно для соревнований (которая показана в приложении 5)

Состав основных сооружений многообразен и весьма подвижен. Появляются новые виды спорта или модификации существующих, а с ними - и новые сооружения. Рождение новых типов физкультурно-спортивных сооружений происходит и под влиянием технического прогресса, вызвавшего к жизни, например, боулинг, ванны с подъемным дном, искусственными волнами, водопадами, течениями, так, в связи с приспособлением закрывающихся промышленных и сельскохозяйственных зданий и объектов, например, по соображениям экологии (которая представлена в приложении 6, под буквами: а, б). Под влиянием роста требований изменяются габариты и оборудование сооружений, все большее число видов спорта уходит «под крышу», в связи с чем возникают новые типы крытых основных сооружений.

Вспомогательные сооружения и помещения - функционально необходимая часть физкультурно-спортивных сооружений, сопутствующая каждому или группе основных сооружений. Исключение - простейшие открытые сооружения при жилых зданиях, детских учреждениях и учреждениях отдыха. Вспомогательные сооружения часто образуют крупные объемы, например здание Олимпийского центра парусного спорта в Таллинне (рис. 1.1.10.), или весьма развитые комплексы зданий центров горнолыжного спорта сформированы, в основном, неспортивными сооружениями.

По функциональному назначению вспомогательные сооружения делятся на две группы: группу обслуживания занимающихся и зрителей, специали зированного обслуживания занимающихся, хранения и ремонта физкуль турно-спортивного оборудования и инвентаря; административно-хозяйствен ного назначения, жилые помещения.

Группа обслуживания и занимающихся, и зрителей включает вестибюльный блок с гардеробом верхней одежды и санузлами; помещения отдыха (фойе, кулуары, зимние сады), учреждения питания (буфеты, кафе, рестораны), торговые точки (автоматы, ларьки, магазины), культурные и развлекательные учреждения (помещения игровых автоматов, других игр, кино-, видеозалы, бильярд, кегельбан), бытового обслуживания (парикмахерские, косметические кабинеты), помещения клубные и для детей, пришедших с родителями. При тренировочных сооружениях группа обслуживания или часть ее делается общей для занимающихся и зрителей, но при демонстрационных сооружениях они, как правило, раздельны.

Группа специализированного обслуживания только занимающихся, включает блок раздевальных с душевыми и санузлами, медицинский блок, блок восстановительных процедур (массажные, солярии, электро- и светолечение, водные процедуры, сауны, парные бани), тренерские помещения, консультативные пункты, методкабинеты, конференц-залы, пункты проката физкультурно-спортивного инвентаря. Сооружения для передвижения занимающихся к основным сооружениям включают пешеходные, автомобильные, канатные дороги, лифты.

Жилье в зависимости от назначения основного физкультурно-спортивного сооружения может присутствовать среди вспомогательных сооружений и быть представлено различными типами помещений: от палаток до отдельных квартир, гостиничных номеров и отдельных зданий.

Группа хранения и ремонта физкультурно-спортивного оборудования и инвентаря включает места хранения мелкого инвентаря (кладовые), места хранения крупногабаритного оборудования и инвентаря (инвентарные, склады, лыже- и велохранилища, конюшни, эллинги, открытые площадки для хранения, гавани и порты), места ремонта оборудования и инвентаря (мастерские, ветеринарные блоки), капитальные сооружения для перемещения крупногабаритного оборудования и инвентаря (дороги, слипы, тельферы, причалы, плоты). Состав этой группы определяется назначением и рангом основного сооружения.

Группа административно-хозяйственная включает помещения администрации; служебные и бытовые помещения персонала; кладовые и склады хозяйственного оборудования и инвентаря; гаражи моторизированной техники; мастерские ремонта хозяйственного оборудования и инвентаря. Состав такого сооружения определяется назначением и рангом физкультурно-спортивного сооружения.

Сооружения для зрителей (рис. 1.1.11.) очень существенны, поскольку соревнования - неотъемлемый элемент спорта. Главная группа сооружений в этой категории - места для зрителей, трансформируемые и постоянные. Трансформируемые (убирающиеся, сборно-разборные, откидывающиеся, выдвигающиеся), как правило, для небольшого числа зрителей при тренировочных основных сооружениях. Однако их устраивают и при демонстрационных сооружениях. Здесь цель трансформации - создание оптимальной вместимости при различных демонстрационных мероп риятиях на арене. В этом случае формируются многотысячные сооружения для зрителей. Стационарные места для зрителей создаются преиму кстаенно в демонстрационных сооружениях, где трибуны могут достигать гигантских размеров.

Несущие конструкции сооружений для зрителей выполняются из различных материалов (дерево, металл, железобетон). В ряде случаев места для страиваются на откосах грунтовых насыпей или выемок (так называемые земляные трибуны).

Демонстрационным основным сооружениям соответствует определённое количество мест: более 5 тыс. - при спортивных залах для легкой атлетики и футбола, более 800 - при открытых полях и площадках, более 600 - при остальных открытых и крытых сооружениях. Сочетание демонстрационных основных сооружений с трибунами для зрителей называют стадионами - открытыми, крытыми, а в последнее время распространяются и трансформируемые. Таковы открытые стадионы для лёгкой атлетики, футбола, бейсбола, вмещающие до 100 тыс. зрителей и для ручных игр, хоккея, а также гребные, воднолыжные, лыжные стадионы, стадионы для конного спорта (ипподромы), велоспорта велодромы) и др.


Крытые стадионы, как правило, предназначаются для соревнований по нескольким видам спорта (с универсальной спортареной) и могут иметь до нескольких десятков тысяч мест для зрителей. На них могут проводиться также общественные и зрелищные мероприятия (митинги, конференции, концерты, кино, ревю), празднества и т.д. Оборудованные для разных видов использования, такие сооружения носят название универсальных спортивно-зрелищных залов (УСЗЗ) или Дворцов спорта с малой, средней и большой спортареной.

Название физкультурно-спортивного сооружения принимается, как правило, по названию его основного сооружения. Но иногда применяются специальные термины: для зала легкой атлетики - «манеж для легкой атлетики»; для тенниса - «теннисный корт»; футбола - «футбольный манеж»; открытых или крытых ванн - «открытый или крытый бассейн»; площадки со льдом - «каток»; вспомогательных помещений парусного и буерного спорта - «яхтклуб» и т.д.

Физкультурно-спортивные сооружения образуют развитую систему, растущую и разветвляющуюся по мере появления новых и модификации существующих типов основных, вспомогательных сооружений, сооружений для зрителей, их конструкций, инженерного и спортивно-технологического оборудования.

Список литературы

1 . Гагина Ю.А. Спортивные сооружения - М., 1999

2.Верхало, Ю.Н. Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем: учеб. пособие / Ю.Н. Верхало. - М.: Советский спорт, 2004

3.Бутин И.М. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

 

 

Это интересно: