→ Обж что такое правило. Основные правила по безопасности жизнедеятельности "учебное пособие"

Обж что такое правило. Основные правила по безопасности жизнедеятельности "учебное пособие"

Составила и провела Нагоева С.А.

Тема урока: Азбука ОБЖ. Главные правила ОБЖ

Цели урока: развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ, изученных в первой четверти; вручение «Дипломов пятиклассника».

Задачи: повторить с детьми опасные жизненные ситуаций; как защитить себя от опасностей; закрепить знания о правилах дорожного движения и правил обращения с электроприборами; рассмотреть пожароопасные ситуаций.
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы, «Дипломы пятиклассников».

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте! Ребята, мы уже с вами успели подружиться и узнать друг друга. Я очень рада нашему взаимосотрудничеству. Сегодня у нас обобщающий урок, где мы подведем итоги первой четверти обучения основам БЖ в пятом классе и повторим главные правила ОБЖ.

2. Вы - пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению.

Я ваш путеводитель по всем правилам основ БЖ. Рада буду вам подсказывать, помогать, изучать всевозможные ситуации. И, поэтому, обращайтесь всегда за советами и любыми вопросами ко мне. Также вы можете обращаться к старшим товарищам и к родителям. Все вокруг будут идти вам навстречу и оказывать помощь. Ведь, когда мы вооружены определенными знаниями, мы способствуем формированию своей окружающей среды по всем правилам безопасности.

3. До того, как мы начнем повторять некоторые вопросы, которые изучили за этот период, я хочу вручить вам Дипломы 5-классника.
Здесь я отметила особые моменты из моих наблюдений за вашими действиями на уроке и вне урока. Я придумала свои, несуществующие в школе, дисциплины, распечатала и собрала в книжечку. И, надеюсь, что сохраните их, и будете время от времени вспоминать эти дисциплины и размышлять о своих действиях. Хотя эти дисциплины я преподнесла в форме названий-шуток, они имеют глубокое смысловое значение, которые помогут вам в различных действиях.

ОБЖ – защита жизни нашей! И для начала, я попрошу прочитать небольшие стишки про ОБЖ. Дети читают стихи.

Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник.
Вспомни наше ОБЖ,
И, считай, спасен уже!

Я качалась на качелях,
И ушибла ножку.
«Срочно окажи ты помощь!»
Я кричу Сережке.

4. Вручение «дипломов». (Ниже приводится содержание этого материала). Поздравления и пожелания.

Настоящий диплом пятиклассника
Ф.И.О
МБОУ СОШ №3
2013-2014 у/г.

За короткий испытательный срок с 01.09.2011
по 25.10.2011 прошел полный курс подготовки к обучению в пятом классе и изучил
"Азбуку ОБЖ с главными правилами ОБЖ».
К концу первой четверти имеет следующие показатели по нижеследующим дисциплинам:

Чему учит ОБЖ!? - 5 (отлично)
Ознакомление с кабинетом ОБЖ - 5 (отлично)
Бег с преодолением препятствий
в классе - 5 (отлично)
Курс самодеятельности на тему: «Бой в коридоре, все в дыму, ничего
не видно» - 5 (отлично)
Развитие громоглушительной
речи - 5 (отлично)
Умение держать язык за зубами, когда просят отвечать - 5(отлично)
Курс ознакомления с природой школьного двора: «Что ни куст, то без листочка» - 5 (отлично)
Любопытство - не порок, а метод познания «Почемучки» - 5 (отлично)
Учимся, играя - 5 (отлично)
Минутка отдыха - 5 (отлично)
Азбука ОБЖ - 5 (отлично)
Сочинение фантастических истории, небылиц и головоломок - 5 (отлично)
Придумывание новых понятий, как «убальшиваются» - 5 (отлично)
Противогаз – средство защиты в кабинете, когда отсутствует учитель - 5 (отлично)
Придумывать и находить себе опасности дома и на улице - 5 (отлично)
Правила ПДД. Кто сильнее плечом толкнул, тот и пошел на главную…. - 5 (отлично)

Прошел полный курс факультатива
по методу «Дай сдачи обидчику, если не смотрит учитель, если же смотрит, умей вовремя пустить слезу» на «отлично».

Решением специальной комиссии СОШ № данному учащемуся рекомендуется продолжение дальнейшего изучения курса ОБЖ в школе.
Учитель ---
Директор ---
Завуч ---
Печать ОУ

Главные правила ОБЖ

1. Изучай виды и причины опасностей
2. Учись предвидеть их возникновение
3. По возможности избегай опасных ситуации, обходи опасные места, не рискуй без нужды
4. Не пугайся и не паникуй в трудных ситуациях
5. При появлении опасности действуй решительно
6. Всегда обращайся за советом и помощью
7. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных
8. Активно борись (любыми законными способами) за свою жизнь, свои права, имущество

БЕЗОПАСНОСТЬ – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

ОПАСНАЯ ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

Не зная броду, не суйся в воду.

Потуши искру до пожара, отведи беду до удара.

Знание – сила!

Есть смелость, нужна и умелость.

Не дразни собаку, так не укусит.

Где тонко, там и рвется.

Многие опасные ситуации являются результатом невнимательности, незнания, каприза, глупости, непослушания.

Научись правильно пользоваться домашними бытовыми приборами.

Знания, умения, навыки по ОБЖ – для тебя «страховочный пояс».

Соблюдай все правила везде – ты защищен во многих ситуациях!

5. Друзья, запомните. В любом деле есть свои порядки, правила действия.
Во время движения по дороге все соблюдают строгие законы с многочисленными указывающими знаками. Мы с вами повторим ПДД и посмотрим слайд-фильм «Безопасность движения».
Вопросы – ответы по этому разделу. Активное обсуждение.

6. Демонстрация презентации по ПДД.

7.Показать таблицу со знаками дорожного движения.
Ученик читает стихотворение про ПДД, которое мы учили на прошлом уроке.

Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

8. Опасные ситуации. Какие они? Где они?
Попробуем очертить то пространство, в котором мы живем.
(Идет перечисление всех мест – ванная, кухня, балкон, магазин, школа, автобус, театр и т.д.) Везде, где мы бываем, где мы живем, нас могут ожидать опасности. И мы вспоминаем различные неблагоприятные факторы и условия. Также, наши действия в опасных ситуациях. Работа проводится в форме беседы и вопрос-ответ. По желанию учеников, рассматриваются 2-3 ситуации.

9. Пожары. Борьба с пожарами и защита жизни во время пожара.
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом»
И делаются выводы о противопожарной безопасности и действиях во время пожара.
Тили-тили,
Тили-тили,
Тили-тили, тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Поросёнок – с решетом
И козёл - с фонарём.
Тили-бом!
Тили-бом!
Грачи:
Эй, пожарная бригада,
Поторапливаться надо!
Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.
Поскорей, без проволочки,
Наливайте воду в бочки.
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Стой, свинья! Постой, коза!
Что таращите глаза?
Воду вёдрами носите.
Человек давно научился пользоваться «красным цветком», т.е. огнем. Но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается в неуправляемое пламя пожара. Пожары страшны не только огнем, но и его спутниками:
1) ядовитый дым;
2) высокая температура;
3) плохая видимость;
4) паника и растерянность;
5) обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком;
6) обрушение конструкций.
Давайте, сейчас укажем на те причины, что привели к пожару в доме у Кошки. Короткое обсуждение пожара и его «спутников».

Рассмотрим такую ситуацию: «Жаркой июльской ночью житель московского района Черпаново заметил возле гаражей небольшое свечение, похожее на свет фар автомобиля. Но это свечение было слабее и ниже, что и привлекло внимание. С помощью бинокля ему удалось заметить маленькую струйку дыма. Прибывшие пожарные выяснили, что в гараже от жары загорелись промасленные тряпки и канистры с маслом. Так бдительность москвича предотвратила большой пожар во дворе жилого дома.
Ребята, небольшими фразами оцениваем действия этого человека. Короткое обсуждение.

10. Подводя итоги нашей сегодняшней работы, я хочу в очередной раз подчеркнуть, что опасные ситуации можно и нужно предвидеть, при условии, что мы будем соблюдать все правила безопасности, которые мы с вами изучаем и еще предстоит изучить. Ведь в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом неправильных действий человека. Поэтому я еще раз попрошу вас, чтобы вы повторили и запомнили все те правила, о которых мы говорим: правила поведения дома, в общественных местах, в транспорте, на улице, в водоемах, правила пользования электроприборами и мн.др.

11. На доске высвечивается через проектор: «Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!»

12. Спасибо вам, за прекрасный час. До встречи!

Прививать навыки безопасного поведения необходимо именно с дошкольного возраста, впоследствии развивая и усложняя эти правила в течение всего школьного обучения. Маленькие дети должны усвоить, желательно в игровой форме преподнесения материала, самые базовые понятия о себе, о здоровье, механизмах общения и возможных опасных ситуациях.

Рассмотрим основные правила безопасности жизнедеятельности для детей и постараемся придать им некую игровую форму для более легкого восприятия материала. Еще вы можете прочесть статью "Безопасность детей летом ", а воспитателям будет особенно интересен материал "Детский сад беседы с родителями по безопасности".

Правила безопасности жизнедеятельности детей – основные моменты

Разбить обучение малышей можно на следующие мини разделы:

  • Самоидентификация – общие знания о здоровье и себе
  • Ребёнок и окружающая природа – возможные опасности
  • Малыш в домашних условиях
  • Бережем здоровье, избегаем опасностей
  • Находимся на улице – возможные опасности

В качестве методик эффективно применять картинки, игровые ситуации, сказки и активное общение с малышами. В зависимости от выбранной насыщенности материала каждому разделу можно посвятить одно или несколько занятий.

Малыш должен усвоить моменты:

  • Нельзя брать опасные предметы ни дома ни на улице.
  • Нельзя пользоваться без взрослых сложными электрическими и тепловыми приборами.
  • Нельзя делать опасные для себя или окружающих поступки.
  • Нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними или брать что-то у них.
  • Надо всегда быть осторожными и знать о информацию о себе и о возможных проблемах, дома, на улице, в природе.

Уроки обучения детей правилам безопасности жизнедеятельности

Приведем возможные уроки по безопасности жизнедеятельности детей.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «кто я?»

Ребенок должен усвоить основные понятия о себе и своих близких. К таким знаниям относятся:

  • Имя, Фамилия, домашний адрес и телефон. Имена родителей.
  • Базовые особенности организма: об острое можно пораниться, об горячее обжечься, об тяжелое удариться и т.д.
  • Ребенок в общих чертах должен понять, каких ситуаций надо избегать: трогать огонь, падений на асфальт, бросков камней и т.д.
  • Ребенок должен понять, что окружающие люди тоже подвержены опасности, поэтому вести себя надо аккуратно, чтобы не нанести им вред (например, детям, которые рядом)

В занятии используйте картинки и описание ситуаций. Общайтесь с детьми, расскажите историю, в которой знания помогли ребенку избежать опасности. Расскажите об устройстве человека, о кровообращении, о том когда может понадобиться знание адреса.

Урок по безопасности жизнедеятельности на тему «Природа и её опасности»

Изучение правил безопасности жизнедеятельности детей в условиях природы должно сопровождаться прогулками, экскурсиями, показом картинок и плакатов. Всегда учитывайте особенности вашей местности.

Малыш должен усвоить, что

  • В природе существуют опасные явления – удары молний, град и т.д.. Привяжите информацию к вашему региону, например, возможные наводнения или землетрясения или оползни.
  • В природе существуют опасные болезни. Методы защиты от них. Гигиена, закаливание и т.д.
  • В природе существуют опасные животные, в том числе опасность может исходить и от городских животных, например, собак.

Активно применяйте игровые ситуации и изображения опасностей, закрепите визуальную память у малышей.

Урок безопасности жизнедеятельности детей на тему «Наш дом – правила безопасного поведения»

Правила безопасности жизнедеятельности детей в домашних условия очень важны, сделайте особый акцент на этом уроке.

Ребята должны усвоить следующие понятия:

  • Дома есть опасные предметы, которые нельзя вообще трогать детям. Зажигалки, электрообогреватели, розетки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые можно использовать только со взрослыми. Наример, телевизор, компьютер и т.д.
  • Дома есть опасные предметы, с которыми надо быть аккуратным. Ножницы, ножи, иголки и т.д.
  • Дома есть вещи, которые должны брать только взрослые. Лекарства, бытовая химия, красители и т.д.
  • Есть места, куда подходить нельзя. Включенная плита, открытые окна и т.д.
  • Есть ситуации, когда для детей может быть опасно. Например, стоит кастрюля с горячим супом или включенный утюг.
  • Дома нельзя открывать чужим людям двери или говорить с ними по телефону.
  • Нельзя открывать газовый кран или оставлять без присмотра открытый кран с водой.

Все сопровождайте картинками, плакатами. Ведите живое и активное общение с малышами.

Безопасности жизнедеятельности детей - урок на тему «Общие опасности»

Обучая правилам безопасности жизнедеятельности детей, опишите общие опасности, с которыми малыши могут столкнуться. Ребенок должен усвоить:

  • Опасность общения с незнакомцами
  • Опасность падений на твердую поверхности
  • Опасность порезаться, обжечься.
  • Как избежать травм и как не нанести их окружающим. Нельзя бросать камни, палки, лезть на большую высоту, бить детей и ит.д.
  • Чего нельзя делать самому? Например, включать плиту, утюг, зажигать спички.
  • Что опасного вокруг: розетки, осколки стекла, открытые люки, большие собаки и т.д.

Задавайте ребятам много вопросов, пусть они комментируют любые ситуации и говорят о правильном и неправильном проведении.

Урок про безопасность жизнедеятельности на тему «Возможные опасности на улице»

Обучение правилам безопасности жизнедеятельности детей должно содержать перечень потенциальных проблем на улице и автомобильной дороге. Ребята должны усвоить:

  • Нельзя поднимать с земли предметы, особенно брать или подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки и т.д.
  • Нельзя говорить или идти куда-то с чужими людьми, что-то у них брать.
  • Малыш должен знать, как действовать, если он потерялся, например, в супермаркете. Что надо стоять ждать родителей. Ему надо знать к кому подходить в первую очередь, например, к охраннику магазина, продавцу или полицейскому (милиционеру).
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться.
  • Ребенок должен усвоить базовые правила ПДД (правил дорожного движения). Переход только по переходу, на зеленый свет, не играть возле дороги и т.д.

Итог по правилам безопасности жизнедеятельности для детей

Всегда объясняйте правила доходчиво и просите ребят комментировать полученные сведения, так вы узнаете уровень усвоения материала. Правила безопасности жизнедеятельности для детей должны прививаться совместно с родителями, для этого следует также проводить активную работу со взрослыми, чтобы они на практике закрепляли у малышей подобные знание. А также важно, чтобы взрослые не показывали своим поведением дурной пример.

Тема раздела : «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

Тема урока : Правила безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях.

Цели урока:

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: русский язык, литература, обществознание, этика.

Комплексно-методическое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, учебник ОБЖ, сборник заданий по предмету ОБЖ.

План урока

1. Организационный момент.
2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание.
3. Актуализация субъективного опыта учащихся (конкурс пословиц и поговорок).
4. Обобщение и систематизация опорных знаний (комментарии высказываний учащимися).
5. Формы работы учащихся по материалу урока:
5.1. выступление учащихся (3 сообщения);
5.2. анализ конкретных ситуаций (работа со «Сборником заданий по ОБЖ»);
5.3. работа с опорной схемой.
6. Заключительная часть:
6.1. подведение итогов урока;
6.2. оценка деятельности учащихся;
6.3. домашнее задание.

Конспект урока

1. Организационный момент. (1 минута)

Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке ОБЖ. Мы завершаем изучение достаточно обширного раздела программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность. Целеполагание. (3 минуты)

Обратите Ваше внимание на доску (Приложение 1 ) и предложенное Вам высказывание «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой », как Вы считаете, что этим высказыванием хотел донести до человека автор Виктор Гюго? (учащиеся комментируют высказывание ). Что значит быть здоровым? (забота о своей безопасности) А что предполагает внутренняя красота?

Да, человек должен быть красив не только снаружи, но и изнутри. А внутренняя красота не есть только здоровье и забота о собственной безопасности, не менее важно нравственное наполнение. Имея нравственное наполнение, человек всегда будет заботиться о своём здоровье и физическом благополучии. Как Вы думаете, какие задачи ставит перед собой человек, заботящийся о своей безопасности и нравственном благополучии?

Итак, верно были определены следующие задачи:

  1. необходимо знать общие правила безопасного поведения и использовать их в определенных жизненных ситуациях;
  2. развивать нравственную составляющую, свойственную любой личности.

Таким образом, из определённых Вами задач, Вы ставите перед собой следующую цель : систематизировать алгоритм своих действий, проанализировав возникшую ситуацию.

Например: ситуация в развлекательном клубе «Хромая лошадь».

О чём необходимо помнить при посещении массовых мероприятий?

  1. Необходимо ознакомиться с планом эвакуации на случай ЧС.
  2. О правилах поведения в конфликтных ситуациях.
  3. О правилах и мерах употребления алкосодержащих напитков.
  4. О правилах безопасности в местах массового скопления народа.

Итак, тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях ».

3. Актуализация субъективного опыта учащихся (конкурс пословиц и поговорок). (7 минут)

И прежде чем мы приступим к систематизации и обобщению имеющихся у Вас знаний, я предлагаю актуализировать материал прошлых уроков, проведем конкурс пословиц и поговорок. Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки касающиеся «Здоровья» и «Безопасности личности».

  • В здоровом теле – здоровый дух.
    (Здоровый дух – рождает здоровое тело.)
  • Береги честь смолоду, как платье с нову.
  • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Береженого Бог бережет, не береженого канвой стережет.
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

(преподаватель комментирует все пословицы и поговорки учащихся )

(очень хорошо, молодцы, с конкурсом пословиц и поговорок Вы справились )

4. Обобщение и систематизация опорных знаний (комментарии высказываний учащимися). (10 минут)

Сегодняшний разговор о правилах безопасного поведения в определённых жизненных ситуациях хотелась бы начать с мудрых мыслей. Прочитайте и постарайтесь проанализировать суть данных высказываний. (Приложение 2 )

(учащиеся читают высказывания и комментируют их )

  • Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений (Поль Анри Гольбах).
  • Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своём обращении с ними (Дени Дидро).
  • Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему (Франсуа де Ларошфуко).
  • Женщине разумной и хорошо воспитанной столь же противно посягать на права мужчины, сколь разумному мужчине противно злоупотреблять слабостью женщины (Даниэль Дефо).

5. Формы работы учащихся по материалу урока: (19 минут)

5.1. выступление учащихся (3 сообщения);

А сейчас, я предлагаю Вам внимательно послушать сообщения, подготовленные вашими одноклассниками на тему: «Правила поведения и этикет в повседневной жизни». (Приложение 3 )

(спасибо, может быть у вас есть дополнения? хорошо )

Взаимоотношения людей определяются не только правилами этикета, но и основными правилами безопасного поведения.

Девушки в силу ряда причин становятся первыми жертвами преступников, уличных грабителей и хулиганов. Поэтому подготовленные мной рекомендации касаются скорее их, но и юноши должны знать, какие опасности подстерегают их подруг, чтобы вовремя предупредить или предотвратить возможное преступление. Итак, возьмите на вооружение некоторые следующие рекомендации по безопасному поведению в жизни.

  • Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
  • Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
  • Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
  • Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
  • Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
  • Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
  • Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
  • Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
  • Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
  • Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т.д.).

Чтобы избежать насилия в отношении себя, очень важно регулярно проигрывать в уме различные ситуации, находя выход из них с наименьшими потерями для себя. Вместе с тем также всегда следует помнить о недопустимости превышения необходимой обороны.

5.2. анализ конкретных ситуаций (работа со «Сборником заданий по ОБЖ»);

Предлагаю Вам проанализировать несколько сюжетных ситуаций, найти правильный выход. Для Вас мной были подготовлены ситуации из «Сборника заданий по предмету ОБЖ». Письменно ответьте на предложенные ситуации. На работу Вам даётся 5 минут.

При выполнении задания Вы можете пользоваться учебником & 1.3.

АКС № 1

Описание ситуации.

Несовершеннолетняя «К» возвращалась поздно вечером домой из кинотеатра. На безлюдной улице к ней пристали пьяные мужчины, пытались увезти с собой на автомашине, закрывали ей рот рукой (вопрос-задание, что можно сделать в этой ситуации? );

Продолжение описания ситуации.

Спасаясь от преследователей, не имея возможности позвать на помощь, она разбила ногой витрину магазина. Сработала сигнализация, и прибывшие работники вневедомственной охраны задержали преступников. В данном случае, имущественный ущерб был причинён не нападавшим, как при необходимой обороне, а владельцу магазина, который не был причастен к возникшей ситуации. Фактически «К» умышленно повредила чужое имущество (ст. 149 УК РФ).

Вопрос и задание.

Как расценить действия девушки?

Есть ли состав преступления в её действиях?

Подобное причинение вреда является ли преступлением?

Что включает в себя понятие «крайняя необходимость»?

Ответ : в связи с крайней необходимостью в действиях девушки отсутствует состав преступления. Понятие «крайняя необходимость» означает, что причинение вреда является единственным способом предотвратить более серьёзное преступление. В ст. 14 УК РФ говориться, что подобное причинение вреда не является преступлением, если грозящую опасность нельзя устранить другим способом.

АКС № 2

Пьяный «А» пришёл к своей знакомой девушке «С». Вызвал её во двор, где стал избивать. Та позвала на помощь. На крик вышел сосед «В», потребовал прекратить избиение. Тогда «А» бросился с кулаками на «В». В ходе возникшей драки оба упали на землю. При этом у «А» из кармана выпал нож, и «В», схватив его, нанёс «А» два удара, причинив одну непроникающую рану брюшной полости и проникающее ранение живота, повлекшее смерть «А».

Вопрос и задание.

Как в данной ситуации действовал «В»?

Правомерны ли были его действия? Объясните, почему вы так считаете.

Какие факторы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты?

Всегда ли тот фактор, что оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся, может свидетельствовать об изменении характера посягательства?

Ответ : явно выраженный характер опасности, недвусмысленные угрозы позволяют потерпевшему избрать самые жесткие меры защиты вплоть до лишения жизни нападающего. В то же время могут создаться такие сложные ситуации, когда оружие от нападавшего переходит к защищавшемуся. Сам по себе этот факт ещё не свидетельствует о прекращении состояния необходимой обороны. Однако с учётом конкретных обстоятельств утрата нападавшим оружия может свидетельствовать об изменении характера посягательства.

В данном случаи «В», защищая «С», действовал в состоянии необходимой обороны, однако превысил её пределы: после того, как нож перешел в руки защищающегося, «А» не пытался продолжать нападение и уже не представлял большой опасности.

5.3. работа с опорной схемой.

Давайте вместе обобщим, что надо предпринять в данной ситуации. По порядку выстройте алгоритм верных действий и ответьте на вопросы.

(учитель обобщает высказывания и предположения учащихся )

Итак, обобщим информацию. Задание – предложенные на доске этапы систематизируйте в верный алгоритм. (Приложение 4 )

(1 учащийся) Ваши действия при возникновении конфликтной ситуации в клубе?

(спросить)

(2 учащийся) Алгоритм действий при пожаре?

(спросить) Правильно ли составлен алгоритм на доске?

6. Заключительная часть: (5 минут).

В заключительной части нашего урока мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека целиком и полностью зависит от него самого, от знания законов, прав и обязанностей, правил и тактики поведения в определённых жизненных ситуациях.

ценки за урок, плюсы и минусы в ответах учащихся)

«Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль» Клод Адриан Гельвеций. (Приложение 1 )

Домашнее задание.

Я предлагаю Вам самостоятельно выбрать любую чрезвычайную ситуацию и проанализировать её. Составить алгоритм действий в этой ситуации.

Рефлексия: (Приложение 5 ) Сегодня на уроке Вы получили отметки за работу, и я, прошу Вас, выставит отметку за урок мне.

В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать её самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.

Опасные ситуации многообразны. Никто не знает заранее, когда и при каких обстоятельствах могут возникнуть неприятности или несчастья. Вот пример.

Это произошло весной в пос. Опухлики Псковской области. У семиклассников местной школы урок рисования проходил на берегу красивого озера. Один школьник сорвал растение, похожее на петрушку. Промыв его корешок в воде, стал жевать. Его примеру последовали одноклассники. Оказалось, они жевали цикуту (вех) - очень ядовитое растение. В результате 16 школьников получили тяжёлое отравление, а одна девочка погибла.

Часто опасности возникают именно в тот момент, когда их не ждёшь и не готов к их появлению.

Бывает и так, что наши постоянные ошибочные действия приводят нас к опасной ситуации.

Задача курса ОБЖ состоит в том, чтобы научить нас не допускать неразумных поступков, при встрече с опасностями действовать осмысленно и уверенно.

  • изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;
  • учись предвидеть опасные ситуации;
  • не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;
  • не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;
  • столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;
  • обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;
  • выбирай самый безопасный способ действий;
  • в трудной ситуации борись за себя.

Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов, путешественников.

Конечно, это не все правила безопасности. О некоторых других ты узнаешь в следующих разделах учебника.

Вопросы

  1. Что такое правило? Как ты понимаешь значение этого слова?
  2. Какие правила безопасности жизнедеятельности ты знаешь?
  3. Назови наиболее важные, на твой взгляд, три правила ОБЖ.
  4. Как ты думаешь, почему возникли правила безопасности?

Задание

  1. Нарисуй плакат, посвященный одному из правил безопасности или предупреждающий об опасности. Вместе с одноклассниками обсудите свои рисунки.

МКОУ ООШ г. Сосновка

« Главные правила ОБЖ»

урок в 5 классе.

Санникова В.В.

Учитель ОБЖ МКОУ ООШ

г. Сосновка

г. Сосновка

2017 г.

Тема урока: « Главные правила ОБЖ»

Класс 5

УМК (программы учебного курса) Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хрен ников; под ред. А. Т. Смирнова. - 3-е изд. - М.: Прос вещение, 2014 Тип урока: Комбинированый

Цели урока:

    Применять способности анализировать окружающую обстановку, чтобы предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций.

    Применять умения принимать решения об обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

    Развитие навыков работы с текстом: умение получать, систематизировать, оценивать, анализировать информацию.

    Создание благоприятных условий для получения новых знаний учениками по теме.

    Способствовать воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.

Оборудование: Мультимедийный проектор

Экран

Компьютер

Презентация

Раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы познакомились с центральными понятиями курса ОБЖ: «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная и чрезвычайная ситуация». Давайте вспомним данные понятия.

II . Актуализация опорных знаний

Предлагаю в течение урока заполнить таблицу. Приём «З-Х-У»

Групповая работа учащихся.

Работа по карточкам. Приложение 1.

Фронтальная работа с классом.

Вопросы:

1. Сформулируй понятие «опасная ситуация». Кто из твоих любимых героев книг, мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры.

2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе?

3. Какая ситуация называется чрезвычайной. Какие типы опасных и чрезвычайных ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.

4. Продемонстрируй схему своего маршрута из школы домой (это было домашнее задание). Расскажи, какие опасные ситуации могут возникнуть на твоем пути?

III . Сообщение темы и цели урока

В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать ее самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. Как вы думаете в такой ситуации кроме физических сил и упорства нам обязательно понадобятся какие знания?

Правильно об опасностях и о способах их преодоления и выживания.

Наше будущее в наших руках! Наши действия – наши правила!

И так кто скажет тему нашего урока?»

Правильно сегодня на уроке мы будем говорить о главных правилах ОБЖ. Запись темы в тетрадь.

Сегодня мы с вами не только узнаем главные правила ОБЖ, но и научимся правильно действовать в той или иной опасной ситуации и будем знать какие службы смогут прийти к нам на помощь.

IV . Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Опасная ситуация может возникнуть там, где ее не ждешь. Давайте прочитаем, что случилось с учениками на уроке рисования.

Работа с учебником (стр.11-12).

Бывает и так, что именно наши ошибочные действия приводят к беде.

Решение ситуационной задачи.

Оказавшись одни в комнате, маленькие дети зажгли бенгальские огни. Проволочка раскалилась, и девочка уронила ее на синтетический ковер, который начал тлеть и дымить. Дети испугались, открыли форточку, чтобы проветрить комнату, и заперлись в ванной. Когда приехали пожарные, дети задохнулись от ядовитого дыма.

Вопрос: назовите действия участников трагедии, которые оказались роковыми? Ответы детей.

Вот, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, я рекомендую усвоить ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ.

Правило – это критерий, эталон, образец поведения. Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.

Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.

Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия.

Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.

Запись правил в тетрадь.

На последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока».

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть.

Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».
Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего,– думает, – пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!»

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся!..»

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

Побеждает тот, кто не сдается.

Все эти правила родились из опыта тысяч смелых и отважных людей: путешественников и разведчиков, спортсменов и искателей приключений. Во все времена опытные и мудрые люди передавали из поколения в поколение свои предостережения и советы потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит более счастливой.

И все наши правила можно вывести в формулу : « Предвидеть, избегать, действовать» Давайте ещё раз проговорим эти правила. Ученики:

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать её.

3. При необходимости действовать.

Ребята, а как вы думаете, кто может прийти к нам на помощь в опасной ситуации?

Давайте вместе с вами вспомним номера телефонов специальных служб города?

У вас у всех есть мобильные телефоны, а знаете ли вы номер вызова службы спасения по сотовому телефону?

Как правильно сообщить о необходимой Вам помощи по телефону?

А сейчас я предлагаю поработать в парах. Выберите, кто из вас будет диспетчеров службы безопасности, а кто свидетелем или человеком попавшим в опасную ситуацию. Обыгрывание детьми проблемной ситуации.

V . Закрепление

Давайте попробуем выполнить задание. Выполнение заданий с последующей проверкой.

Задание 1.
Прочитайте пословицы. Каким рекомендациям они соответствуют? Поставьте номер пословицы рядом с нужной рекомендацией
.

ПОСЛОВИЦЫ

    Из двух зол выбирай меньшее.

    Не доглядишь оком, заплатишь боком.

    Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

    Глаза боятся, а руки делают.

А. Учись предвидеть опасные ситуации.

Б. Избегай опасных ситуаций.

В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.

Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.

Ответ: А-2; Б -3; В -4; Г-1.

Задание 2.

1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия.

2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить.

3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся сам.

4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

5. Выбирай самый безопасный способ действий.

6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.

Ответ: 1. +, 2. -, 3. -, 4. +, 5. +, 6. -.

VI . Подведение итогов

Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, 3 правила ОБЖ

Рефлексия Составить синквейн по изученной теме

(пример: Ситуация

Опасная, страшная

Предвидеть, избегать, действовать

Проверьте все ли заполнили таблицу, которую вы получили в начале урока и сдайте мне. В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подарить вот такую закладку-памятку: «Знай правила движения - как таблицу умножения»Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.

II . Домашнее задание Слайд 10.

Параграф 2.

Задание 1 стр. 13

Приложение 1.

Карточка 1.

Соедините стрелками понятия с их определениями.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОПАСНОСТЬ Обстановка на определенной территории, сложившаяся

В результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ Неблагоприятная обстановка, в которой действуют

СИТУАЦИЯ вредные факторы, угрожающие здоровью человека, его имуществу и среде обитания.

Ответ:

Опасность – угроза бедствия ……

Опасная ситуация – неблагоприятная обстановка ………

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории ….

Экстремальная ситуация – наиболее сложная опасная ситуация…..

……………………………………………………………………………………………………

Карточка 2. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Вставьте пропущенные слова.

1. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения – это _________________________________________________________________________.

2. Состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от неблагоприятных факторов воздействия – это ____________________________________.

3. Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил – это ____________________________________________________________________________.

4. Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного – это __________________.

5. Крушение самолета, авария на атомной электростанции (АЭС) относятся к типу чрезвычайных ситуаций - _____________________________________________________.

6. Землетрясение, цунами, наводнение относятся к типу чрезвычайных ситуаций - ____________________________________________________________________________.

Ответ:

1. Чрезвычайная ситуация. 2. Безопасность. 3. Экстремальная ситуация. 4. Опасность. 5. Техногенные.

6. Природные.

…………………………………………………………………………………………………

Карточка 3. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»

Запишите номера чрезвычайных ситуаций (ЧС) в соответствующую группу.

ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС:_______________________________________________

ПРИРОДНЫЕ ЧС: _________________________________________________

СОЦИАЛЬНЫЕ ЧС: ________________________________________________

1. Взрыв на химическом заводе. 5. Землетрясение.

2. Цунами. 6. Крушение поезда.

3. Авария на гидроэлектростанции (ГЭС). 7. Война.

4. Пожар на нефтеперерабатывающем заводе. 8. Ураган.

Ответ:

ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС: 1, 3, 4, 6.

ПРИРОДНЫЕ: 2, 5, 8.

СОЦИАЛЬНЫЕ: 7.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

 

 

Это интересно: