→ Система МИР ребенка — рождение методики Тюленева. Методика раннего развития П

Система МИР ребенка — рождение методики Тюленева. Методика раннего развития П

Практически каждый современный родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос , поэтому многие мамы и папы ещё до появления малыша на свет тщательно изучают различные методики детей.

Одной из самых известных развивающих систем является методика Тюленева, с которой сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» и познакомит своих читательниц.

Надо сказать, что сам Павел Викторович Тюленев является персоной весьма колоритной. Он представляется президентом Академии образования, социального и экономического развития, которую сам и основал.

Свои методики раннего развития П.В. Тюленев презентует не просто как новую образовательную технологию, а как основу для воспитания особого поколения детей, которые, благодаря своему высокому интеллекту, сделают Россию просто сверхдержавой.

Бесспорно, идея о том, что будущее страны зависит от уровня образованности её граждан, является вполне разумной, поэтому теория Тюленева заслуживает пристального рассмотрения.

Методика Тюленева «Читать раньше, чем ходить»

Согласно теории Тюленева, период раннего развития детей делится на три этапа:

  1. От рождения до 1,5 лет – период раннего развития.
  2. От 1,5 до 2 лет – среднее раннее развитие.
  3. От 2 до 3 лет – позднее раннее развитие.

Педагог-новатор считает, что ребёнок, который в 3 года ещё не умеет читать, уже является педагогически запущенным. К слову сказать, Павла Викторовича дети старше 3 лет, не являющиеся его воспитанниками, не интересуют. Вся его методика ориентирована исключительно на малышей, которые недавно появились на свет.

Тюленев уверен, что все дети без исключения могут стать гениями, если родители вовремя начнут с ними заниматься. Успех этих занятий зависит от соблюдения главных правил методики:

  1. Ребёнок должен стать кумиром для своих родителей.
  2. Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития.
  3. Родителям следует стать для ребёнка первыми учителями или же начать самим учиться у него.
  4. За любые успехи и достижения малыша нужно хвалить и вознаграждать.
  5. Строго отбирать пособия и игрушки для детей, создавать для ребёнка особую развивающую среду, используя для этого карточки с опорными образами (буквами, цифрами, нотами, иероглифами, изображениями животных и т. д.), которые входят в каждый обучающий комплект методики П. В. Тюленева «МИРР». Эти карточки необходимо постоянно показывать малышу, разместить их на стенках кроватки, на стене детской, на дверях, — в общем, всюду, где крохе будет удобно их рассматривать.
  6. Всё, что ребёнок видит, родителям нужно озвучивать.
  7. Общение с ребёнком должно быть только развивающим. Обычных игр, не несущих в себе обучающего зерна, методика раннего развития Тюленева не принимает.

Родителям, которые хотят вырастить гения, педагог-новатор даёт несколько очень важных рекомендаций, которые касаются безопасности детей. В. П. Тюленев призывает запрещать крохе тянуть в рот различные предметы, а малышам, которые уже умеют ползать, не позволять дотрагиваться до горячего утюга или другой раскалённой поверхности. Есть в методике Павла Тюленева и другие табу:

  1. Не заниматься по другим развивающим технологиям.
  2. Не разрешать малышу слишком рано ходить и не поощрять его попытки самостоятельно передвигаться.
  3. Запрещать малышу пользоваться чужими столовыми принадлежностями.
  4. Надёжно перекрыть малышу доступ к нижним ящикам столов, комодов, шкафов и другой корпусной мебели.
  5. Сделать безопасными для крохи острые углы, дверные ручки и т. д.
  6. Не держать в квартире, где живёт малыш, домашних животных.
  7. После купания обязательно следить за тем, чтобы в ушках малыша не осталось воды.
  8. Изолировать от малыша верхнюю одежду, обувь, деньги, то есть, предметы, которые чаще всего контактируют с внешней средой, находящейся за пределами квартиры.
  9. Не допускать, чтобы малыш опрокинул на себя тяжёлый стул или табурет.
  10. Ни в коем случае до обеда не включать музыку.
  11. Не включать малышу рекламу или эмоциональные передачи хотя бы до 16 часов дня.

Как выяснил сайт сайт, программа системы МИРР даёт также рекомендации по видам работы с малышом в тот или иной период его жизни.

Павел Тюленев «Методика раннего развития»: программа

Начинать работать с ребёнком автор этой инновационной методики предлагает ещё в перинатальный период, начиная с 4 месяца беременности. Он рекомендует будущей маме самостоятельно разработать программу, по которой она будет заниматься с малышом, используя для этого материалы системы МИРР.

Можно, к примеру, каждый день озвучивать от 2 до 10 слов, с которыми малыш будет знакомиться в первые месяцы после рождения.

А вот после рождения малыша методика Тюленева даёт более чёткие рекомендации по работе с ним в том или ином возрасте.

  • С самого рождения ребёнка нужно учить буквам по специальной азбуке «УРАМИР». Карточки с буквами, картинками и цифрами должны быть размещены на стенке кроватки. Малыш будет смотреть на них и запоминать. Двухмесячным крохам родители должны петь слоги. Малышей после 5 месяцев развивающая методика Тюленева предлагает обучать в более активной игровой форме, позволяя ему самостоятельно рассматривать и перебирать открытки, а также магнитную азбуку.
  • Когда малыш научится самостоятельно передвигаться (примерно в 8-9 месяцев), с ним можно играть в игру «Принеси букву», предлагая принести родителям карточку с определённой буквой. В этот же период Тюленев предлагает начинать знакомство крохи со слогами. Для изучения слогов педагог рекомендует использовать специальные таблицы, карточки и кубики.
  • Согласно методике раннего развития Тюленева, в возрасте 9-10 месяцев с малышом полезно играть в «Журналиста», предлагая ему показать слог или принести карточку с определённым словом.
  • В два года дети уже должны научиться печатать на компьютере сначала слоги, потом слова и даже целые предложения.

Как утверждает сам П. В. Тюленев, его методика раннего развития позволяет научить ребёнка до 3 лет не только , но и считать, а также обучить его азам естественных наук. Благодаря этому в возрасте 4-5 лет ребёнок уже самостоятельно сможет усвоить программу начальной школы, а в 12 лет – закончить среднюю школу и поступить в ВУЗ.

Столь громкие обещания у здравомыслящих родителей вызывают определённое недоверие. И всё же те, кто пробовал данную технологию, подтверждают, что у неё есть определённые преимущества.

Достоинства методики Павла Тюленева

Главным плюсом МИРР является то, что она предлагает обучать малышей с самого рождения и даже в перинатальный период. Сегодня уже никто не станет спорить, что малыши начинают познавать мир, находясь ещё в утробе матери. Есть у методики и другие преимущества:

  • Отказ от теории генетической предрасположенности. П. В. Тюленев считает гениальными всех детей и утверждает, что результат их воспитания зависит только от поведения родителей.
  • Трепетное отношение ко времени ребёнка.
  • Отсутствие необходимости в особых знаниях или умениях у родителей.

Минусов у теории тоже предостаточно.

Недостатки методики Павла Тюленева

Программу загадочной теории нельзя назвать чёткой, её рекомендации скорее имеют общий характер. К минусам МИРР можно также отнести:

  • В методике преобладает интеллектуальное развитие, эмоциям в ней практически нет места. Физическое воспитание Тюленев практически отрицает.
  • Требования МИРР достаточно жёсткие. В частности, автор запрещает обращаться к другим развивающим технологиям.
  • Разобраться в программе МИРР достаточно непросто. Тюленев даёт к ней очень путанные и абстрактные пояснения.

Вопрос, заказывать ли методику Тюленева, волнует многих прогрессивных родителей. Но на самом деле гораздо более важной является проблема, нужно ли стремиться делать своего ребёнка гением. Ведь гениальность никак не гарантирует малышу счастья.

Наоборот, высокий интеллект нередко способен стать причиной одиночества ребёнка, его изолированности от общества.

Разумеется, ребёнка необходимо развивать и обучать — но в рамках разумного, не пытаясь реализовать собственных амбиций за счёт своего малыша. И тем родителям, которые это понимают, некоторые идеи методики Тюленева вполне пригодятся.

А вот мамам и папам, которые уже загорелись идеей сделать своего кроху гением, наш сайт рекомендует хорошенько подумать…

Месяц жизни новорожденного порою равен годам жизни взрослого человека, поэтому в младенческом возрасте важна каждая мелочь в общении и обучении. Родителям нужно усвоить формулу: «способности — это совокупность мелочей в жизни младенца».

П. В. Тюленев.

В последнее десятилетие очень популярной стала методика раннего развития, предложенная П. В. Тюленевым, — «МИР» (Метод интеллектуального развития ребенка). Последователи Тюленева применяют эту методику во многих сферах воспитания и развития малыша (обучение чтению, музыки, рисованию, иностранным языкам, лидерским качествам). В книгах П. В Тюленева разработана подробнейшая методика воплощения в жизнь идей автора: «Читать раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить».

Впервые эта методика раннего развития была представлена миру в конце 80-х гг. XX в. Ее автор пришел к выводу, что чем раньше окружить малыша «пищей для ума», тем выше будет его интеллектуальное развитие. Методика Тюленева позволяет начать заниматься с ребенком-ползунком и продолжить это обучение до возраста выпускника школы. Переходя от книги к книге, родители шаг за шагом будут продвигаться на пути развития ребенка от простейших рекомендаций к сложным. По мнению П. В. Тюленева, каждый родитель может воспитать вундеркинда. Главное — начать работать с малышом по программе «МИР» в 6 — 8 месяцев (есть методика работы с малышом еще до рождения). Автор этой программы предложил методику, основанную на минимальных финансовых и временных затратах: никаких дорогих развивающих игрушек, толстых обучающих фолиантов, изнурительных многочасовых занятий. Тюленев разработал пакет дидактических материалов (карточки для грудничков, магнитная азбука для детей после года), которыми нужно окружить жизненное пространство малыша. Эти предметы должны все время находиться рядом с ребенком. Автор методики считает, что показ таких картинок в раннем возрасте способствует развитию талантов малыша, успешному овладению в дальнейшем любыми знаниями (тема которых отображена на картинках). Тюленев считает, что если родители будут пользоваться его методикой постоянно, то без лишних материальных и временных затрат во время прогулок и домашних игр превратят своего отпрыска в гения. Тюленев утверждает, что младенец в раннем грудничковом возрасте способен без особых усилий запомнить на всю жизнь большой объем информации. Например, несколько иностранных языков, математические формулы, географические карты. Эта способность у малыша сохраняется в первые годы жизни (2—3 года), родители должны интенсивно использовать это время, каждая секунда бодрствования малыша должна быть заполнена полезной развивающей информацией, звуками, образами. Тюленев утверждает, что за 1 ч малыш может совершить 100 «игро-занятий» (просмотреть, повторить, выучить, потрогать, разглядеть карточки, новые книжки, игрушки).

С чего же начать родителям, которых заинтересовала методика «МИР»? Необходимо начать занятия с ребенком еще до его рождения, в утробе матери. Чтение вслух, музыка, специально подобранный изобразительный ряд, общение на иностранных языках. С самого момента рождения малыша необходимо создавать все условия для его развития. Например, разместить на боковинах кровати, стенах полезные картинки. Какие картинки лучше развесить в первые моменты жизни малыша? Тюленев предлагает на первое время ограничиться самыми простыми изображениями: основными геометрическими фигурами, такими как линии, треугольники, четырехугольники, окружности, а также несложными орнаментами, буквами. Такие изображения автор методики назвал опорными. Как создать подобное изображение, если нет возможности приобрести готовый набор материалов от создателя теории «МИР»? Их можно нарисовать на обычном листе бумаги или распечатать на компьютере. Не стоит развешивать перед младенцем слишком много картинок (хотя их количество должно быть достаточным, чтобы малышу некогда было скучать), они должны находиться в поле зрения малыша, быть четкими, простыми. В моменты бодрствования ребенка можно подносить карточки к глазам, сменяя одну другой, не в очень быстром темпе. Когда он проснется в следующий раз и увидит их на стене перед собой, они наверняка заинтересуют его. Количество карточек зависит от уровня развития вашего малыша, его реакций, ваших планов на его будущее.

На 2 — 3-м месяце жизни ребенка можно включать в данный ряд более сложные объекты — картинки с изображением животных, цветов, растений. Можно развесить по стенкам кровати и стенам комнаты (там, где хватает обзора) открытки, изображения букв разных алфавитов, математических символов. Каждый раз, когда вы развешиваете новые карточки, проговаривайте малышу, что на них изображено.

В 4 — 5 месяцев снабдите малыша разнообразными предметами (по составу, форме) и научите его следующей игре: покажите, как падают с его кроватки на пол разные предметы (резиновый мячик, деревянный кубик, пластмассовая пирамидка, кусочек ткани и т. д.). Подобные эксперименты стимулируют полезное любопытство, наблюдательность, исследовательскую жилку. Первые опыты скидывания, проводимые вами, привлекут внимание малыша, заставят его прислушаться, начать двигаться. Тюленев считает, что такая несложная исследовательская игра сделает малыша в будущем любознательным учеником: «Исследовать и действовать — раньше, чем ходить». В 6 — 7 месяцев можно перейти от рассматривания картинок с изображениями к перебиранию карточек. Эти карточки или открытки (на плотном картоне, можно завернуть их в полиэтиленовую пленку) лучше всего вручать малышу сразу после сна или после еды. К концу 1-го года жизни таких зрительных объектов у малыша должно быть около 100 штук, к 2 годам — не меньше 500 штук. Вначале малыш может их рассматривать, затем сортировать по заданной теме. Например, животные, живые и неживые объекты и т. д.

С 7 — 8 месяцев можно приступать к обучению чтению. С этой целью необходимо давать малышу карточки или кубики с буквами, подойдет магнитная азбука. Постоянно подкладывайте буквы в кроватку малышу, время от времени называйте буквы вслух и показывайте их изображение. На время работы с азбукой нужно убирать из кроватки все остальные игрушки, карточки. В течение недели малыш будет перебирать изображение букв, затем уберите все буквы, кроме одной, и несколько раз четко произнесите звук, который она означает. Это могут быть буквы русского, английского или любого другого алфавита. С 6 месяцев рекомендуется также просматривать книжки, картинки в журналах совместно с ребенком. Делать это лучше во время докармливания. Можно показывать цифры, словари, карточки со словами (от 5 до 10 штук). Можно показывать картинки с изображением предметов, а на магнитофоне прокручивать аудиозапись с названием этих слов. Это позволит в дальнейшем без особых усилий расширить словарный запас малыша. Работая с аудиозаписями, необходимо помнить о том, что в комнате не должно быть посторонних звуков. Такую работу лучше проводить в пустой комнате, один на один с ребенком. После еды эта книжка или картинки должны оказаться в руках малыша — для закрепления полученной информации. Этот прием Тюленев назвал «кормлечтение».

В 8 — 9 месяцев, когда малыш будет хорошо ориентироваться среди изображений и в названиях букв, можно приступать к следующему этапу подготовки к раннему чтению. В этом возрасте малыш уверенно ползает, осваивая пространство квартиры. Поиграйте с ним в игру «Принеси букву». Попросите малыша принести карточку или кубик с изображением одной буквы алфавита, затем двух (получается слог) и т. д. Вместе с развитием интеллектуальных способностей малыш будет получать физическую нагрузку, так необходимую еще неокрепшим мышцам. Не забудьте похвалить малыша за каждый успех.

К 10 — 12 месяцам можно переходить к игре «Принеси слово». С 1,5 — 2 лет можно давать в руки малышу печатную машинку (научить основам работы за компьютерной клавиатурой). Слабые пальчики еще неприспособлены к карандашу и ручке, а нажать клавишу со знакомой буквой, соединить буквы в слова на пишущей машинке, по мнению Тюленева, гораздо проще. Делать это нужно не больше 10 — 15 мин. в день. К 2 годам малыш может писать небольшие связные рассказы, вести дневник. Чтобы привлечь малыша к такой игре, нужно установить печатную машинку в любом другом помещении (не в детской) и просить напечатать какое-нибудь слово. Начинать нужно с простых, с повторяющимися буквами, состоящих из одного-двух слогов («мир», «мама», «папа»), в другом месте можно повесить обыкновенную, всем известную кассу букв для первоклассников. Попросите малыша составить какое-нибудь слово, например, чтобы он хотел съесть («яблоко», «конфета», «котлета»), затем можно приступить к составлению целых предложений.

«Вика любит мороженное», «Вика хочет яблоко». К 3 годам малыш будет способен к написанию довольно оригинальных рассказиков, научится излагать свои мысли в письменном виде. С этого же возраста приучайте малыша записывать свои мысли, вести дневник. Отводите на это 10 мин в день, подарите ему красивую тетрадь или специальный дневник, куда он будет вклеивать распечатанные, записанные на компьютере ощущения от прожитого дня. Начните с простеньких писем любимой игрушке, сказочному персонажу, бабушке, живущей далеко от вас. Все время побуждайте малыша к литературному творчеству, пусть придумывает сказки на заданную тему (например, о хлебе, о разбитой чашке, о коте Ваське, который живет дома), сочиняет стихи к праздникам. Рисуйте вместе с ребенком (вырезайте) картинки-иллюстрации к его произведениям, создавайте совместные книжки, зачитывайте вслух Созданное юным автором на семейных ужинах, организуйте еженедельные литературные вечера. Показывайте, что вам интересно творчество маленького писателя.

С 3 — 4 лет ребенка можно знакомить с различными компьютерными программами, например, Corel Draw, 3D-Studio, чуть позже 1С-бухгалтерия, Интернет. Однако Тюленев предупреждает, что компьютер должен стать для ребенка средством развития интеллекта, а не развлечением, простые компьютерные «стрелялки», «бродилки» категорически запрещаются. Шаг за шагом придерживаясь этой методики, по мнению Тюленева, можно научить ребенка читать и писать в раннем возрасте, сделать его успешным пользователем компьютера и подготовить к будущей профессиональной жизни.

Используя методику Тюленева можно сделать из малыша гениального шахматиста. Начинать можно с 1,5 лет. Первую неделю нужно дать малышу шахматную доску и фигурки в качестве исследовательского игрового материала. Затем нужно оставить одну фигуру, доску, назвать фигуру и показать, как она передвигается по шахматной доске.

Потом можно приступать к игре с одной фигурой — «Догони фигуру». Затем ставить на доску две фигуры, три....

В 2,5 — 3 года можно приступать к освоению азов естественных наук. С этой целью можно воспользоваться Периодической системой Менделеева. Разрежьте ее на клеточки-карточки и дайте малышу в качестве опорных образов, сделайте изображение химических элементов привычным для малыша. Называйте по одному химическому элементу в день, находите их в быту (железо, серебро, золото, медь, свинец...). Играйте с малышом в «Сортировку предметов из химических элементов». Другой экземпляр таблицы разложите на ковре, пусть малыш каждый день ползает по ней, непроизвольно запоминая обозначения знаков, их характеристики, месторасположение. Дайте ребенку в руки магнит и расскажите, что он притягивает железные предметы. Пусть малыш отправляется в исследовательскую экспедицию по квартире в поисках железа, одного из элементов таблицы Менделеева. Играть в такую игру нужно не больше 10 — 15 мин в день. Затем можно перейти к другому занятию — рисованию атомов-кружочков. После этого можно провести физическую или химическую физкультминутку. Изобразить броуновское движение (предварительно рассказав и показав, что это такое), можно каждый день показывать малышу какой-нибудь кристалл и лепить его из пластилина, зарисовывать его, или строить из деталей конструктора. Можно создать модель какого-нибудь химического вещества, чтобы малыш запомнил формулу. Например, из папы, мамы и малыша создать Н2О. Кислород (ребенок) встречается с атомами водорода (папой и мамой). Можно придумать сказку о том, как маленький кислород вышел на прогулку, как он потерялся и искал папу и маму. Если вы разбираетесь в химии, то сможете придумать массу историй, много интересных игр, которые позволят малышу просто и легко запомнить массу нужной и полезной информации из этой области. Стандартные догонялки можно превратить в интеллектуальную игру, если назвать играющих химическими элементами, назвать вещество, которое получится в итоге. Можно дурачиться, «растворяя» частицы (разбегаясь в разные стороны), «выпадая в осадок» (падая на пол) при какой-либо химической реакции. Готовя на кухне, показывайте малышу простые опыты, произнося в слух название химических элементов, объясняя химические реакции, например гашение соды уксусом, прокрашивание крахмала йодом, потемнение половинок яблока на воздухе. Сочиняйте с малышом химические сказки, создавайте комиксы о превращении химических элементов в различных соединениях. Сделайте таблицу Периодической системы Менделеева любимой игрушкой, и малыш добьется в будущем значительного успеха в освоении многих естественных наук.

Выходя на улицу с малышом, превращайтесь в путешественников-исследователей. Например, один день играйте в геологов. Расскажите малышу о геологии, покажите минералы, расскажите о них. Попытайтесь найти на улице нечто похожее, принесите домой, рассмотрите, опишите, составьте свою коллекцию минералов. Приобретите готовый набор для кабинета географии, пусть минералы на целую неделю станут главной игрушкой малыша. Через неделю поиграйте в биолога, собирайте на улице растения, рассматривайте насекомых, найдите муравейник и понаблюдайте за ним вместе с ребенком в течение нескольких дней. Расскажите о повадках муравьев, подтвердите это на практике. Составьте карту животных и растений, встречающихся на пути ваших обычных прогулок. Найдите в энциклопедии или других источниках сведения о насекомых, зверях, птицах, растениях, которые вы описали. Через неделю отправляйтесь в какое-нибудь историческое место и поиграйте в историков, посетите музей, расскажите малышу о каком-нибудь известном историческом* персонаже. Прогулка на свежем воздухе обязательно должна иметь интеллектуальную «начинку», давать пищу для ума, развивать наблюдательность малыша, готовить из него будущего исследователя.

С 4 — 5 месяцев малыша можно приучать к музыке, развивать его слух и музыкальные способности. Для этого ребенка нужно снабдить различными предметами и игрушками, издающими звуки. Тюленев рекомендует приобрести простейший музыкальные инструменты (металлофон, бубен, губную гармошку) или синтезатор. Инструменты должны издавать звуки при малейшем движении малыша, слабые еще пальчики нажатием на клавиши могут извлечь из синтезатора интересные звуки. Поняв, для чего нужны эти предметы, юный музыкант с большим удовольствием займется созданием звуков, позже созданием различных музыкальных композиций в часы бодрствования.

Для развития музыкальных способностей ребенка можно играть с ним в различные музыкальные игры, к примеру «Покажи животное». Продемонстрируйте малышу какой-нибудь низкий звук, покажите картинку с изображением медведя и скажите, что это медведь. Покажите другой звук, например, как скачет зайчик, покажите картинку с изображением зайчика, назовите животное. Повторяя несколько дней подряд эти упражнения, вы приучите малыша к этим звукам (Тюленев называет их опорными звуковыми образами). После этого можно приступить к изображению звуков: нарисуйте изображение нотного стана и несколько нот, которые вы показываете малышу (медведь, заяц, комарик). Название каждой ноты напишите большими буквами, показывайте их малышу, проговаривайте вслух и давайте их прослушать. Можно под каждой нотой нарисовать животное, которое они означают.

Спустя несколько дней покажите малышу карточку-ноту, назовите ее и попросите «сыграть» на синтезаторе (другом музыкальном инструменте) названное животное.

В свободное время ребенок будет извлекать разнообразные звуки из синтезатора, если вы узнаете звук (например, медведя), покажите малышу карточку с его изображением или пройдитесь вразвалочку, как топтыгин. Малыш поймет, что вы узнаете звуки, и снова и снова будет извлекать их, чтобы посмотреть на ваши забавные движения. По мнению Тюленева, через несколько лет малыш начнет удивлять вас своими музыкальными талантами. Эту методику Тюленев назвал «Знать ноты — раньше, чем ходить». Для того чтобы закрепить успех и желание творить, устраивайте небольшие концерты, показывайте свое восхищение, радость по поводу его творчества. Для музыкального развития малыша очень полезно пение. Если у родителей хороший голос и слух, то они могут использовать их для музыкального развития малыша. Не умеете петь — найдите профессиональные записи колыбельных, детских, русских народных песен и давайте малышу их прослушивать по несколько раз в день. Когда малыш научится различать на слух ноты и будет знать их изображение, можно попытаться с помощью карточек-нот составлять музыкальные произведения (пусть небольшие музыкальные фразы), которые им будет проигрывать кто-нибудь из старших детей или родителей, владеющих инструментом. Как можно чаще давайте малышу прослушивать мелодичные песни, подбирайте записи, где четко выражен основной музыкальный мотив, почти не слышен оркестр.

К концу 1-го года жизни малыш должен ориентироваться, где, на какой клавише, расположена нота. С этой целью изобразите на плотном листе картона или фанеры часть клавиатуры, пометьте кружочком вначале одну ноту (местоположение ее на клавиатуре), назовите ее. Малыш должен привыкнуть к ее местоположению, затем должен найти ее на настоящем музыкальном инструменте, послушать, как она звучит. Потом следующая нота и т. д. Для закрепления можно играть в «Музыкальные записочки»: родитель чертит нотный стан, на нем одну ноту и просит малыша на настоящем инструменте воспроизвести ноту. Затем они меняются местами: малыш рисует свою ноту, а взрослый воспроизводит ее на инструменте. Если в день отводить 10—15 мин на ежедневные музыкальные занятия, ребенок добьется больших результатов. С 1,5 лет можно приступить к игре по нотам, к этому моменту он должен прекрасно ориентироваться в нотной грамоте, без труда воспроизводя на музыкальном инструменте то, что записано. Заниматься музыкой можно и без инструмента, отправляясь в магазин или на прогулку с малышом, возьмите собой плеер и записи музыкальных произведений, пойте вместе с ребенком, подключайте фантазию, и результаты вас поразят.

И еще несколько советов для тех, кто решил выбрать для себя методику Тюленева «МИР». Все наглядные материалы условно можно разделить на развивающие умственные способности и эстетические. «Научные», развивающие умственные способности карточки лучше давать малышу после утреннего пробуждения, до обеда. Карточки, направленные на развитие эстетического вкуса, разноцветные, красочные, — после обеденного сна. Родители должны помнить, что в первые годы жизни они — главный источник информации для ребенка. Появление папы или мамы перед малышом должно сопровождаться новой информацией, стать новым «научным» открытием. Например, новое слово на карточке, новый музыкальный звук, новая формула, новые сведения о чем-либо. Разговаривая с малышом, доносите информацию четко, медленно проговаривая каждое слово, не сюсюкая. Рассказывайте малышу о своих любимых занятиях, о своей работе, показывайте материалы, с которыми вы работаете, играйте с малышом в вашу работу, рассказывайте все, что знаете сами, что прочитали, чему учились в институте. С одной стороны, перед вами маленький ученый, который ждет от вас новой информации. С другой стороны, перед вами ребенок, а значит, с ним нужно играть. Совместите обучение и игру, серьезное с приятным. Отправляясь в детскую, выберите подходящий момент, чтобы не помешать, свободное время для развивающих игр. Предоставляйте ребенку больше времени для самостоятельных занятий с карточками, музыкальными инструментами, развивающими игрушками. Во время посещений детской, коротких, но частых, обязательно хвалите его, интересуйтесь успехами, повторите ранее изученное. Вместе с малышом играйте в различные игры, превращаясь то в художника, то в математика, то в учителя, то в шахматиста, то в геолога, то в писателя, то в известного исторического персонажа или даже президента. Такие ролевые игры очень полезны для развития малыша. Показав новые образы, давайте малышу время на самостоятельную работу с карточками, музыкальными инструментами, опорными сигналами, наглядными материалами, образов. Вот схема обучения, который вы должны придерживаться: ознакомление — самостоятельное повторение — закрепление усвоенного. Все, что получит ваш малыш в первые месяцы и годы жизни, позже разовьется в мощный талант, позволит вашему малышу превратиться в гения.

Кто согласен с такой методикой? я наоборот за то чтобы у ребенка были сначала игрушки, а потом уж и время придет для остального. как никак детство один раз бывает.
Павел Тюленев – социолог, педагог и президент Ассоциации педагогов-новаторов разработал уникальную методику раннего развития. Автор считает, что для обучения ребенка разнообразным навыкам лучше начать еще до того, пока тот начнет ходить, для этого нужно создать ребенку определенную среду. Тюленев предлагает обучить младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить и предпринимательству раньше, чем ходить.

Обучение по этой молодой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни , при чем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители и педагоги должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же постоянно разговаривать с ним как со взрослым. Эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми.

1. Необходимо убрать все украшения и игрушки с кроватки. Кроха не должен тратить время на рассматривание ярких обоев, картинок и пеленок.

2. Возле кроватки на стенах до двухмесячного возраста должны висеть фотографии родителей, треугольники, квадраты, окружности, так сказать создавая маршруты для глаз.

3. С самого рождения начинать показывать ребенку карточки с буквами, нотами, цифрами.

4. С трехмесячного возраста самым важным пространством для маленького гения будут обои и стенки кроватки, и поэтому нужно организовать развивающий процесс. Например, вместо обоев повесить разнообразные живописные картины, математические формулы, буквы алфавита, картинки с животными и растениями и т.д.

5. С 4-5 месяцев ребенок должен привыкать и изучать изображения инструментов, пейзажи и разнообразные архитектурные сооружения. Наилучшим вариантом будет повесить возле кроватки разнообразные настенные календари и каждый день перелистывать их, т.е. каждый день чадо будет знакомиться с чем то новым.

6. В 6-7 месяцев ребенку будет интересно рассматривать разнообразные картинки и открытки. Самое подходящее для этого время после пробуждения и после приема пищи.

7. Лучшее время для покупки магнитной азбуки – пятимесячный возраст ребенка. Нужно каждый день давать малышу играть с буквами и цифрами, после такого двухнедельного самостоятельного ознакомления ребенка, следует давать ребенку букву и несколько раз произносить звук буквы, каждый день меняя букву.

8. Каждый день нужно слушать серьезные взрослые песни, очень хорошо подойдут романсы.

10. Также нужно учить ребенка иностранному языку. Тюленев считает что, чем больше языков будете учить, тем будет лучше.

11. С пяти месяцев нужно начать развитие музыкального слуха у ребенка, для этого возле кроватки нужно поставить музыкальный инструмент, пусть малыш нажимает на клавиши.

12. С 4-5 месяцев можно начать изучать физику, играя в игру «Ньютон». В этом возрасте все дети любят выбрасывать игрушки из кроватки, это бесполезное занятие можно с легкостью превратить в занятия по физике, для этого нужно возле детской кроватки поставить ведро или коробку, пусть ребенок кидает игрушки туда, тем самым он будет зрительно измерять расстояние.

13. Уделять активное внимание физическому развитию маленького гения. Для этого нужно в раннем возрасте учить ребенка ползать.

14. Малыш должен учиться выполнять упражнения на канате, например висеть и качаться.

Те родители и педагоги, которых заинтересовала эта методика, должны быть готовы к абсолютной самоотдаче, так как в воспитании маленького гения нельзя упустить ни минуты, и нельзя тратить время зря.

Методика Тюленева

Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).

МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах " , чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить" и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.

Тюленев считает " " детей возраст от 0 до 1,5 лет, средним ранним развитием - с 1,5 до 2, а возраст с 2 до 3лет - уже считается поздним ранним развитием. Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.

В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия. Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.

Оно включает: печатание на машинке, с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..

Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.

Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:

Освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,

Окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;

Окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...

Основные разработки:

1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка (от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)

2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка

3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет

Основные принципы системы П.В. Тюленева

Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком

Способ 1

"Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.

Способ 2

"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.

Способ 3

"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.

1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.

2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.

Обязательные компоненты методики

1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.

2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».

3. Правила развивающего общения с ребенком.

4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.

1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.

2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.

3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.

4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.

5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.

6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик.

7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.

8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.

9) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу.

10) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор.

В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте. Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:

3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)

Программа "Мощный интеллект - ребенку":

1. От 0-2 месяцев. Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать "опорные образы" - основные геометрические фигуры, а также простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также звуковыми и тактильными. Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.

2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.

1) Прикрепите к стенкам кроватки открытки.

2) Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.

3) Не мешайте ребенку разглядывать изображения и карточки.
Пояснение: малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых знакомых.

3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в "игрушкобол". Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек ("физических тел") из разных материалов.

Пояснение: будет заложена основа для деятельного характера.

4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.

Пояснение: оптимальное развитие слуха и музыкальных способностей.

5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет - не менее пятисот.

6. С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки.

Пояснение: малыш сможет сам научиться читать.

7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 - 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.

Пояснение: словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее.

8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.

С 9-10 месяцев. Начинайте играть в другие игры: "Покажи слово (слог)!", "Принеси слово, которое на карточке!" и другие, используя карточки и буквы ("Игра в журналиста").

Пояснение: ребенок подготовится к овладению чтением

9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы - "загонялки" осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.

10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши - прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.

11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.

12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.

Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш.

Все потребности малыша должны быть выражены в письменной форме, например, в виде "заказов волшебнику" на лакомства или новые игрушки.

В этом возрасте ваши малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко-, видеооператоров, любят записывать себя на пленку не меньше наших популярных артистов эстрады. Тюленев убеждён, что если начинать рано, они блестяще осваивают эти профессии уже к началу школы.

1. Играем в «географа или геолога", где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные "камушки" по маршруту прогулки.

2. Во время "путешествия Дарвина" нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.

3. Во время прогулки "Путешествие Мичурина" записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.

4. Во время "Путешествия Петра I" записывайте и пересчитывайте увиденную технику, строения, предприятия и т.д.

Дневник путешествий должен быть всегда с вами. Попросите бабушку делать то же самое, и каждая прогулка станет большим развивающим событием в жизни вашего ребенка.

Пояснение: словарный запас ребенка будет стремительно пополняться, у него появится желание узнать больше о "переписанных" предметах и объектах путем чтения специально подобранных книжек. Возможно, со временем у вас будет самый культурный дачный участок, а страна, скорее всего, получит, наконец, настоящего министра плодородия, экономики, и возможно, понимающего свои задачи будущего президента.

13. С 4 лет. Предоставьте возможность ребенку печатать сказки и рассказы своего сочинения на компьютере. Родителям надо стать заказчиками этих сказок, и, может быть, даже организовать в игровой форме "домашнее издательство" произведений малыша.

14. К 5-6-ти годам необходимо организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Дети с удовольствием их читают и осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Недостатки системы МИР

Система МИР предполагает неоправданно строгие ограничения и незыблемое следование ее правилам. Так, например, Павел Тюленев считает, что категорически нельзя параллельно использовать другие системы раннего развития (а если очень нравятся какие-то элементы этих методик?), слушать музыку до обеда (однако, наши предки часто пели во время работы и отдыха!), смотреть телепередачи с сильным эмоциональным содержанием (а как же чудесные фильмы нашего детства - «Золушка», «Морозко» и т.д.?).

П.В. Тюленеву в первую очередь важны результаты, и он нацеливает на эти результаты и родителей, причем, далеко не всегда учитывая возрастные особенности детей. Однако, если родители не смогут соблюсти всех правил (например, включат при ребенке телевизор), то, если верить автору методики, результатов они не увидят, а ребенка безнадежно испортят. Только возникает вопрос, а не испортят ли ребенка, его отношение к жизни и к самому себе взвинченные амбиции его родителей.

Автор данной методики ограничивает свободу познания ребенка: советует не разрешать ребенку пробовать на вкус предметы, открывать интересующие его ящики, заводить животных и т.д. Такая стерильная обстановка, скорее всего, пагубно отразится на общем развитии ребенка, в том числе, на его эмоциональном интеллекте.

Интеллектуальная составляющая развития доминирует над всем остальным, и даже вытесняет его. Тюленев считает, что рано ходить - вредно и опасно, однако рано читать - почему-то безопасно и полезно.

Развитие по этой системе предполагает строго регламентированную жизнь родителей и их ребенка. Но при такой загрузке (иероглифы, физические формулы, описание всех жучков на прогулке и т.д.) у родителей и их малыша не останется ни времени, ни сил на взаимное, живое и теплое человеческое общение. А у самого малыша не останется времени на свои личные открытия, интересы и изыскания, на сюжетно-ролевые игры и веселую возню с ровесниками.

Большая часть его жизни превратится в предварительно заготовленные таблицы, карточки и развивающие игры (никаких неожиданностей и полутонов!). При таком воспитании возникает серьезная опасность, что хотя такой ребенок и научится к 3 годам играть в шахматы и читать по-китайски, он не будет знать азбуки общения с людьми и не научится видеть жизнь в ее полноте и многообразии


Автор-составитель: Дарья Колдина

Материал к занятию.

 

 

Это интересно: