→ Скальные монастыри юго-восточной европы. Старейшие средневековые монастыри европы Проект старейшие монастыри европы средневековья

Скальные монастыри юго-восточной европы. Старейшие средневековые монастыри европы Проект старейшие монастыри европы средневековья

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Татьяна Соломатина

Скальные монастыри Юго-Восточной Европы

Здравствуйте, уважаемые читатели! Видели ли вы когда-нибудь монастырь в скале? Поверьте, поездка в такие места обязательно вам понравится. Ощущение нереальности и духовный подъем, сопровождают всех туристов уже на подходе к Святыням.

Читайте о самых древних скальных монастырях Юго-Восточной Европы. Возможно кому-то воочию захочется увидеть их.

Скальные монастыри Европы необычным образом задействуют природные горные образования. Их конструкция использует пещеры и полости в скалистых склонах гор, созданные под влиянием эрозии или сделанные человеческими руками. Суровый интерьер идеально подходил и служил каменными кельями для затворнической жизни монахов. Чрезвычайно богата такими монастырями Юго-Восточная Европа.

В некоторых монастырских комплексах, гроты были преобразованы в часовни, а в других возле пещер, заселенных монахами, строились роскошные храмы. Внутренние стены монастырей в скале покрывают красочные фрески, родом из средних веков. Они представляют собой наиболее распространенные сюжеты из жизни Христа, Святых или портреты основателей монастырей. Этого вида работы, можно увидеть среди других, в комплексе храмов в Иваново (Болгария).

Монастыри и церкви разной степени сохранности есть в Молдавии, Турции, Украине, Болгарии и Грузии. Каждый из них является интересным объектом религиозной архитектуры, которая привлекает множество туристов. Кто же из них оказался в списке самых красивых и самых важных скальных монастырей Европы? Возможно они станут интересной идеей для следующего отпуска.


Черногория: Монастырь Острог

Монастырь «Острог» в скале является самой посещаемой, а также одной из самых крупных достопримечательностей Черногории. Монастырь был построен и основан в 17 веке св. Василием Острожским. Он расположен в долине Зета и поделен на Нижнюю, расположенную примерно в часе езды, и Верхнюю часть, в которой находится сама церковь.

Паломники и туристы приезжают сюда не только из-за великолепного интерьера монастыря и захватывающих пейзажей, но также из-за находящихся здесь мощей основателя, которые считают чудотворными.

Официальный сайт: http://manastirostrog.com/

81400 Никшич
PO Box 16
+382 68330336


Турция: Монастырь Панагия Сумела

Панагия Сумела является православным монастырем св. Девы Марии. Он расположен в районе Трабзона и находится на высоте 1200 метров над уровнем моря на склоне горы Мела. Сумела состоит из ряда помещений и часовен, расположенных в огромной пещере в скале. Защищает их от внешнего мира построенное в 18 веке высотное здание, которое вмещает в себя более современные монашеские кельи и комнаты для гостей.

Официальный сайт: http://www.muze.gov.tr/en

Altındere Mahallesi, Altındere Vadisi

61750 Maçka/Trabzon

Грузия: Монастырский комплекс Давид Гареджи

Комплекс монастырей Грузинской Православной церкви расположен в юго-восточной части Грузии в 30 км от Тбилиси, на границе с Азербайджаном. Он состоит из 19 средневековых монастырей с 5 тысячами келий для монахов. Самым древним монастырем является Лавра, основанная христианским монахом Давидом Гареджи. Можно посетить и пещеру в скале, в которой он жил, и церковь Преображения Господнего, где сейчас находится гроб основателя.

Монастырский комплекс Давид Гареджи известен также фресками 13 столетия. Самая древняя из них находится в главной часовне монастыря Удабно.

David Gareji Monastery, Rustavi-Jandara 12th km.


Грузия: Монастырский комплекс Вардзиа

Вардзиа – это не просто монастырь в скале, а целый скальный город. Расположение на склоне холма делало его невидимым для врагов. Город, построенный в 12 веке царицей Тамарой, и сейчас главная достопримечательность региона Джавахетии.

Сам монастырский комплекс состоит из более 250 комнат на 13 уровнях. Посетив скальный монастырь, нельзя упустить из виду церковь Успения, лучше всего сохранившуюся в нем. Ее стены покрыты фресками 12 века, изображающими сцены из Нового Завета, и портретами царицы Тамары. Из церкви темный туннель ведет к источнику, который называют «Слезы Тамары». Для исследования туннелей монастыря с собой необходимо взять фонарик.


Турция: Монастырь Селиме в Каппадокии

Монастырь Селиме расположен в долине Ихлара на юге Каппадокии. Вырубленный в скале монахами в 12 веке, он вмещает в себя церковь размерами с Собор. Внутри церкви находятся два ряда колонн, которые делят все пространство на три части. Монастырь открыт для посещения: можно прогуляться по его таинственным проходам и коридорам. Из отверстий в скале туристы наблюдают необыкновенно красивую панораму долины Ихлара. Окружающие пейзажи напоминают о сценах из «Звездных Войн».


Болгария: Пещерные церкви в Иваново

Комплекс в Иваново – это группа церквей, часовен и монастырей в скале. Свою известность он приобрел благодаря иконам 13 века. Лучше всего сохранился храм Божьей Матери с фресками, изображающими Страсти Христовы. Первые постройки в монастырском комплексе датированы 12 веком. В средневековье в его состав входило более 40 монастырей и 200 хозяйственных помещений. Они были заселены монахами до 17 века. Сегодня монастырский комплекс в Иваново занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Официальная страница: http://www.museumruse.com/expositions/ivanovo_bg.htm

7088 Иваново, Болгария
+359 82 825 002


Болгария: Монастырский комплекс Аладжа

Аладжа – комплекс скальных зданий. Расположен всего в 3 км от популярного курорта Золотые Пески и включает в себя две церкви, часовни, склепы, и многочисленные подсобные помещения: кухни, кельи и хлев для скота. Два уровня помещений вырезаны в 40-метровой скале и соединены внешней лестницей. Вход в комплекс стоит 5 лев, за эти деньги можно посетить близлежащие катакомбы и выставку, посвященную археологическим находкам вокруг монастыря.

Страница комплекса: http://www.bulgariamonasteries.com/aladja_manastir.html

Golden Sands Reserve, Варна, Болгария
+359 52 355 460


Болгария: Басарбовский монастырь

Один из немногих монастырей в Болгарии, который был полностью восстановлен. Басарбовский монастырь расположен в долине реки Русенки Лом в 10 км от города Русе. В комплексе можно увидеть церковь с красивой иконой покровителя монастыря, многочисленные кельи в скале и подсобные помещения. Рядом с ним находится комплекс церквей в Иваново.


Молдова: Монастырь Старый Орхей

Молдова является небольшой, но до сих пор малоизвестной и таинственной страной между Украиной и Румынией. Река Реут в селе Старый Орхей создает живописный каньон. На холме, возвышающемся над долиной, находится церковь с голубым куполом. От нее проложен туннель, который ведет в подземный монастырь в скале. Кроме этого необычно красивого монастыря в Старом Орхее стоит посетить и прекрасные водопады, дорогу к которым знают только местные жители.


Украина: Печерская Лавра в Киеве

Печерская Лавра также известная, как Печерский монастырь — это огромный комплекс православных монастырей, расположенных на Днепре. Она состоит из более 80 зданий: светских и духовных. Золотые купола создают сказочную атмосферу и делают долину реки сияющей. Многие из зданий имеют подземную сеть коридоров и пещер, которые были заселены монахами еще в 11 веке, а часть из них была преобразована в часовни и храмы.

Официальный сайт: https://lavra.ua/

Київ, Украина, 01015, Вулиця Лаврська, 15

380 44 255 1105


Крым: Инкерманский пещерный монастырь

Инкерманский пещерный монастырь состоит в группе православных монастырей, расположенных вблизи города Инкерман на западе Крыма. Первые отшельнические пещеры здесь датированы 10 веком, их тогда было около двухсот. В 19 веке их адаптировали под мужской монастырь. Теперь туристы могут посетить скальную часовню, церковь Святой Троицы, монастырь Св. Климента при Монастырской Скале.

Севастополь, 3-я Бастионная ул., 25,


Крым: Успенский монастырь

Он также известен как монастырь Успения Девы Марии. Был основан в 8 веке, паломников привлекала находящаяся здесь икона Божьей Матери. В течение долгого времени Успенский монастырь был центром православия в Крыму. В 19 веке построено ряд церквей и созданы новые пещеры в скале. В настоящее время туристы могут посетить только половину монастыря. Во второй части расположен мужской монастырь, кельи которого закрыты для обывателя.

Крым, Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1

Скальные монастыри — это два в одном: зов православной души и музыка архитектуры, застывшая в камне. Будь то творение рук человеческих, или природных сил, пещеры и гроты стали прекрасным «хозяином» для монастырских комплексов. Пусть не все из них действующие, и не все сохранились в первозданном виде, но их стоит увидеть хотя бы потому, что они великолепны! Кроме архитектурной красоты они нам дарят религиозные реликвии далеких столетий: прекрасные фрески и иконы.

Возможно вам удалось посетить какой-то монастырь в скале? Поделитесь впечатлениями в рубрике «Путешествия читателей». Как это сделать, написала . На блоге есть статья , если интересуетесь скальными монастырями, то информация будет вам полезна.

Подписывайтесь на обновления блога, не забывайте делиться материалами в социальных сетях, оставляйте комментарии, ваши дополнения помогут другим организовать путешествие.

На этом прощаюсь с вами, до новых встреч!
Татьяна Соломатина

Слайд 9

История

Настоятель монастыря Святого Галла был еще и политиком: он отказался подчиняться Швейцарскому союзу и, несмотря на то, что здание входило официально в его состав, поддерживал тесные связи и выполнял все требования Римской Империи. Однако такое положение вещей продлилось совсем недолго: Реформация приняла в 1525 году закон, предусматривающий роспуск монастыря. Чуть более тридцати лет монастырь Святого Галла переживал нелегкие времена, но уже в конце 16-го века, здание, некогда построенное на месте монашеской кельи, становится…центром княжества! С 16-го по 18-й век монастырь Святого Галла пользуясь своим влиянием, постоянно обогащается. В середине восемнадцатого века настоятель принимает решение о перестройке монастыря. Он должен был иметь фасад и внутреннее убранство, полностью отвечающей моде той эпохи. Разработать проект монастыря в популярном стиле барокко, было доверено двум архитекторам: Иоганну Бееру и Питеру Тумба. Это были последние годы расцвета монастыря Святого Галла: во Франции в 1789-м году произошла революция, всколыхнувшая всю Европу. Умонастырязабирают все принадлежащие ему земли и полностью лишают власти.Послевозникновения швейцарского кантона Санкт Галлен с одноименной столицей, монастырь распускают, его былое великолепие, величие и влияние остаются в прошлом.

В наше время, посмотрев на монастырское сооружение с их притягательностью и громадностью, не можешь поверить, что, когда-то на месте монастыря было пустое место. Средневековые монастыре в Европе строились на века и даже на тысячелетия. Если говорить о предназначении монастырей, то они являлись центрами развития философской мысли, просвещения и, следовательно, формирования общеевропейской христианской культуры.

История развития монастырей.

Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь - это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь - это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же - на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического "надзора" за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог - десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей - аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в "тираж" и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является "Гаргантюа и Пантагрюэль", написанное Франсуа Рабле.

Образование и воспитание.

Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4- х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти "науки" для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год - в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась "Дьявольская сущность" человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.

Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.

Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.

Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.

В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.

Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.

Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.

Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.

Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.

Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.

Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.

Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.

Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.

С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).

 

 

Это интересно: