→ Социологическое исследование на тему: отношение студентов к своему факультету. Формирование межличностных взаимоотношений студентов Отношение студентов к общественной работе

Социологическое исследование на тему: отношение студентов к своему факультету. Формирование межличностных взаимоотношений студентов Отношение студентов к общественной работе

Введение

Во всем образовательном процессе практика играет очень большую роль. Это важная и неотъемлемая часть высшего профессионального образования, которая дает студенту возможность приобретения новых, а также развития уже полученных в процессе обучения знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего профессионального роста и совершенствования.

Практика - это один из эффективных способов, помогающих стать специалистом в своей области и возможно даже познакомиться со своим будущим местом работы в какой-либо компании.

Цель практики: Формирование навыков профессиональной деятельности на основе закрепления ранее полученных теоретических знаний, более подробное знакомство с методикой проведения социологических исследований и приобретение опыта в изучении социальных проблем.

Задачи практики:

Выявление существующей социальной проблемы и определение методов для ее дальнейшего изучения.

Разработка программы социологического исследования по проблеме отношения студентов к образовательной деятельности.

Проведение исследования с применением социологических методов.

Применение и закрепление полученных теоретических знаний на практике.

Приобретение опыта исследовательской работы.

Сроки учебной практики: с 06.07 - 18.07.2015 г.

Место прохождения учебной практики: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет».

Руководитель практики от ТюмГУ: Батырева Мария Владимировна.

Образование помогает обрести определенные навыки и умения для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.

Образование - это «социальный «лифт», позволяющий подняться человеку с самого низа на более высокие позиции и достичь определенного социального статуса.

Необходимость изучения ценностного отношения студентов к образованию определяется связью этого отношения с формированием и реализацией потребности будущих специалистов в каких-либо областях.

В ходе практики были проделаны следующие виды работ:

Составление анкеты для социологического исследования.

Опрос респондентов.

Сбор анкет и анализ результатов исследования.

Подготовка отчета.

Глава 1. Деятельность Тюменского Государственного Университета. Описание исследуемой проблемы

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» было образовано 1 января 1973 года постановлением Совета Министров СССР от 23 марта 1972 г. № 199, постановлением Совета Министров РСФСР от 10 апреля 1972 г. № 222 и

приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 10 мая 1972 г.№ 237 на базе Тюменского педагогического института Министерства просвещения РСФСР как Тюменский государственный университет.

ТюмГУ является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления образовательных, научных, социальных и культурных функций.

Основными видами деятельности Университета, в том числе осуществляемыми в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных образовательных услуг, формируемого Учредителем являются:

) образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки), дополнительным общеобразовательным программам;

) научная деятельность;

) организация проведения общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки .

На сегодняшний день существует проблема отношения современных студентов к образованию. Многие студенты не придают получению образования слишком большое значение. Для каждого важен только диплом, а преподаваемые дисциплины и получаемые знания совершенно не имеют значения. Они плохо готовятся к занятиям, прогуливают пары, каждый хочет иметь хорошие оценки, затрачивая при этом минимум усилий.

У многих совершенно отсутствует желание учиться, изучать что-то новое и развиваться. Из-за такого отношения к учебе соответственно снижается успеваемость, что является главным критерием оценки качественной подготовки специалистов любого образовательного учреждения.

Текущий контроль успеваемости студентов Университета - это объективная оценка степени освоения студентами программ учебных курсов; их усилий, настойчивости, результатов в приобретении знаний, умений, навыков (компетенций); соблюдения ими учебной дисциплины. Его целями являются обеспечение максимальной эффективности учебного процесса, повышение мотивации к учебе и сознательной учебной дисциплине студентов.

Для организации текущего контроля и управления учебным процессом в институтах для студентов очной формы, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, используется рейтинговая система оценки успеваемости, предусмотренная Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», утвержденным решением Ученого совета от 31.03.2014. Главная задача рейтинговой системы - повышение мотивации студентов Университета к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы .

Разъяснительная функция состоит в объяснении студентам значимости образования, то есть, какие возможности будут им предоставлены как образованным людям.

Эмоциональная функция заключается в восприятии содержания через эмоциональную сферу, то есть студенты переживают эмоциональное потрясение, например, когда им в яркой форме преподносят образ жизни необразованных людей и они видят, какие последствия могут быть из-за необразованности.

Профессиональная функция - это ориентация студентов на будущую профессию.

Очень часто студенты не испытывают никакого интереса к дисциплинам, не относящимся к их специализации, поэтому студенты не посещают занятия и не успевают по данным дисциплинам. Следовательно, необходимо ориентировать студентов на то, что знания по той или иной дисциплине пригодятся в будущей профессии, и, конечно же, по возможности включать в материал ту информацию, которая связана с профессией студентов.

Творческая функция реализуется благодаря тому, что образование помогает создавать продукты творчества. Студенты получают знания и, таким образом, они могут сами создавать совершенно новые объекты для общества.

Социальная функция обеспечивается образованием как социально значимой ценностью, то есть образование способствует интеграции студентов в социальное пространство. Таким образом, студенты получают свои роли в социуме благодаря образованности.

Наглядная функция - это демонстрация результатов образованности людей и обладания ценностным отношением к образованию.

Мотивационная функция. Говоря о влиянии мотивации на образовательную деятельность студентов, необходимо отметить, что чем выше мотивация, тем результативней образовательная деятельность. Таким образом, для развития положительного отношения к образованию важно, чтобы у студентов была мотивация к образовательной деятельности, а именно: мотивация к посещению занятий, к получению знаний, как по профилирующим, так и по непрофилирующим предметам, к достижению результатов в данной деятельности, к применению полученных знаний на практике и т. д. Удовлетворение определенной потребности студентов побуждает к выполнению какой-то деятельности в образовательном процессе, что в свою очередь способствует повышению мотивации. Основные потребности студентов в образовательном процессе - потребность в получении диплома, потребность в получении профессии, в целом, потребность в образованности .

Для улучшения отношения студентов к получению образования, в ТюмГУ активно внедряются интерактивные методы обучения. Целью данной программы является повышение мотивации к изучению дисциплин, развитие профессиональных навыков, формирование коммуникативных навыков и многое другое. Особенностью интерактивного обучения является то, что практически все вовлечены в данный процесс, происходит обмен знаниями, идеями и каждый вносит свой вклад в совместную деятельность.

Реализуется все это в форме интерактивных лекций, презентаций с применением мультимедийных средств, дебатов, круглых столов, тренингов, форумов и иных различных формах проведения занятий.

Интерактивные методы образования помогут студентам лучше освоить дисциплины и наряду с традиционными методами учебной деятельности позволят достигнуть более высокой эффективности при подготовке специалистов. .

В ТюмГУ также действует центр карьеры, практики и трудоустройства, способствующий адаптации студентов к рынку труда и трудоустройству. Данный центр входит в структуру учебно-методического управления Университета.

Основными задачами центра являются:

трудоустройство студентов, выпускников (в том числе временного) и адаптации их к рынку труда;

координация и контроль деятельности кафедр, институтов по

организации всех видов практик, трудоустройству студентов, выпускников Университета;

поддержание положительного имиджа Университета, участие в поддержании связи с общественностью.

Среди основных функций центра можно отметить:

Заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве с организациями.

Систематический анализ потребностей рынка в выпускниках Университета.

Анализ эффективности трудоустройства выпускников.

Ведение учета выпускаемых молодых специалистов.

Взаимодействие с местными органами власти, в том числе с территориальными органами государственной власти, общественными организациями и объединениями.

Изучение потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, информирование о поданных заявках ответственных за трудоустройство в институтах Университета. .

Безусловно, одной из важных проблем, с которыми сталкиваются студенты и выпускники является проблема трудоустройства. Не каждый может найти себе достойную работу по окончании Университета и одной из главных задач центра - помочь с поиском места работы для реализации своих профессиональных навыков и умений специалистам.

Глава 2. Программа социологического исследования на тему: «Отношение студентов к образовательной деятельности»

Актуальность данного исследования заключается в том, что в наше время среди студентов наблюдается потеря интереса к образовательной деятельности. У студентов пропадает желание получить какие-то знания, приобрести навыки, для того чтобы стать хорошими специалистами в дальнейшем. Большинство студентов посещают учебные заведения для того, чтобы просто провести время, пообщаться с друзьями, а не узнать для себя что-то новое, развиваться и совершенствовать себя. Многие студенты часто прогуливают пары, из-за чего потом появляются проблемы с учебой, все начинают сдавать накопившиеся долги и ходить на пересдачи, чтобы закрыть сессию. Студенты ищут своих преподавателей, сдают им какие-то работы, контрольные и курсовые. Преподаватели идут навстречу студентам, назначая им определенное время для сдачи всех учебных задолженностей во избежание отчисления из института. И все это происходит постоянно, и ситуация не меняется. Большая часть студентов обучается на договорной основе и за них платят деньги родители, во многим приходится себе отказывать, ради того, чтобы дать детям образование. Деньги достаются с большим трудом, но дети к сожалению, этого не ценят и воспринимают все как должное. Конечно не все родители имеют возможность дать детям образование и дети вынуждены устраиваться на работу, чтобы самостоятельно оплатить обучение. Некоторые студенты просто не хотят быть зависимыми от родителей и сами зарабатывают деньги. Очень мало людей относятся к образованию серьезно, посещают занятия и систематически готовятся. Не все к сожалению, сейчас понимают, что без образования, без хорошей базы знаний, никуда не устроиться, не стать востребованным и хорошим специалистом в своей области. Образованный человек всегда будет уважаемым, всегда найдет свое место в жизни, ведь он знает, чего хочет добиться и уверенно идет к своей цели. Образование - это один из главных каналов социальной мобильности, позволяющий добиться высокого социального статуса в обществе. Высшее образование перестало являться одной из самых важных ценностей в жизни для современных студентов. Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным последствиям в обществе.

Степень разработанности: Отношение студентов к образовательной деятельности является одной из главных тем. Проведено достаточно большое количество исследований. Эта тема является очень актуальной в наше время. Пономарева Е.П занималась изучением факторов, влияющих на развитие ценностного отношения студентов к образованию. В своем исследовании она затрагивала такие аспекты как:

Функции, способствующие воспитанию ценностного отношения к образованию

Учебно - педагогическое взаимодействие студентов и преподавателей

Условия образовательного процесса .

В статье Ю. А. Зубок и Чупрова В. И. «Отношение молодежи к образованию как фактор повышения высококвалифицированных кадров» сравниваются базовые характеристики молодежи к образованию за разные года, которые выражаются через социальные показатели: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования.

Также рассматривается социально-ситуационный аспект, определяющий отношение к образованию, его различные факторы: принадлежность к различным социальным группам, материальное положение, модернизация системы образования.

Проблема исследования состоит в необходимости изучения роли образования в жизни студентов, отношения к образовательной деятельности и разработка рекомендаций, направленных на повышение интереса к образованию в молодежной среде.

Отслеживается динамика такого фактора, как образование родителей, непосредственно влияющая на формирование ценности образования. Рассматривается материальный достаток различных семей, складывающийся из различных жизненных ситуаций, существенно изменяющий характеристики отношения к образованию.

В статье также уделяется внимание дальнейшему трудоустройству. Соответствие специальности выполняемой работе. Применяются ли полученные знания на практике, либо студент трудоустраивается по какой-то схожей специальности .

Также выявлен процент работающих студентов и факторы, которые являются определяющими при поиске работы. Среди неразработанных аспектов следует отметить слабую изученность материальной обеспеченности, жилья .

Объект исследования- студенты Тюменского государственного университета, обучающиеся на 1-4 курсе дневного отделения.

Предмет исследования- отношение студентов к образовательной деятельности и факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию.

Целью исследования является выявление основных факторов, влияющих на ценностное отношение студентов к образованию.

Определить место образования в системе ценностей студентов

Проанализировать какие ценности доминируют у современных студентов социологический студент образование

Оценить значимость образования и профессии для студентов

Проанализировать уровень образовательной активности студентов

Оценить уровень посещаемости и успеваемости

Выявить наиболее типичные для студентов стратегии при подготовке к занятиям

Узнать, какие формы участия в работе на учебных занятиях характерны для студентов

Выяснить основные формы участия студентов в научной и внеучебной деятельности в вузе

Изучить уровень удовлетворенности студентов образовательным процессом в целом и по отдельным его компонентам

Выявить влияют ли на отношение студентов к образовательной деятельности такие факторы как пол, курс, уровень материальной обеспеченности, место жительства.

Теоретическая интерпретация

Центральным понятием нашего исследования является образование. Возможна его различная интерпретация:

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Понятие «Образование» можно разбить на 2 составляющие:

Образование как социальный институт.

Образование как процесс.

Удовлетворенность образовательным процессом складывается по следующим компонентам:

Учебные планы и рабочие программы

Соответствие учебным планов и программ Государственным

Образовательным стандартам

Обеспеченность учебными материалами

Кадровое обеспечение

Умение преподавателя работать с современными компьютерными программами

Наличие ученой степени и звания

Наличие методических разработок по своей дисциплине

Творческий потенциал

Умение руководить

Технологии обучения

Качество проведения лекционных занятий

Качество проведения лабораторных и практических занятий

Качество тестирования и контрольных работ

Техническое оснащение института

Оснащенность компьютерных классов и лекционных аудиторий современным оборудованием и программным обеспечением

Наличие локальной и глобальной вычислительной сети

Стоимость обучения

Возможности дальнейшего трудоустройства

Эмпирическая интерпретация

(Структурная интерпретация)

Место образования в системе ценностей

Здоровье

Любовь, семья, дети

Общение с друзьями

Образование

Творчество

Уровень образовательной активности

Уровень посещаемости

Никогда не пропускаю занятия

Иногда пропускаю

Часто пропускаю

Практически не хожу на занятия

Уровень успеваемости

Учусь на 5

Учусь на 4 и 5

Учусь в основном на 4

Учусь на 3 и 4

Учусь в основном на 3

Имею академические задолженности

Подготовка к занятиям

Повторение лекционного материала

Посещение библиотек для поиска необходимой литературы

Не готовлюсь к занятиям

Время на подготовку к занятиям

В будни В выходные

Не более 1 часа

Более 6 часов

Формы участия студентов на занятиях

Выступление с докладами

Активное участие в обсуждении

Ответы на вопросы преподавателя

Не принимаю никакого участия

Участие в научной деятельности

Выступление на конференциях

Прохождение практики

Подготовка статей и участие в исследованиях

Участие во внеучебной деятельности

Участие в студенческом активе

Участие в студенческой весне

Участие в команде КВН

Оценка уровня удовлетворенности по компонентам

Стоимость обученияОрганизация учебного процесса Качество услугТехническое оснащение ПреподавателиПолностью удовлетворенСкорее даЗатрудняюсь ответитьСкорее нетПолност. Не удовл

(Факторная интерпретация)

Объективные факторы

Уровень материальной обеспеченности:

Выше среднего

Ниже среднего

Жилищные условия:

Общежитие

Съемная квартира

С родителями

Отдельно от родителей

Субъективные факторы

Мужской; Женский

Гипотезы

В последнее время отношение студентов к образованию изменилось, оно стало все более безответственным.

1 Образование для современных студентов не является одной из важных жизненных ценностей.

Образовательная активность студентов падает, студенты стали все чаще прогуливать пары, что влияет на их успеваемость.

Большинство студентов основательно не готовится к занятиям и тратят на это очень мало времени.

Чаще всего основной формой активности на занятиях является выступление с докладами и обсуждение какой-либо темы.

Лишь некоторые студенты активно участвуют в научной деятельности, готовят статьи и материалы для различных мероприятий.

Больше всего студентов привлекают различные внеучебные мероприятия, они стараются всегда принимать в них участие.

Большинство студентов не удовлетворены стоимостью обучения, так как она является слишком высокой.

Студенты удовлетворены организацией учебного процесса.

Студенты довольны качеством предоставляемых услуг, но остаются недовольны техническим оснащением института.

Большинство студентов удовлетворены своим преподавателем. Стилем его преподавания и высокой квалификацией.

Во многом отношение студентов к образованию определяется комплексом объективных и субъективных факторов, таких как: уровень материальной обеспеченности, жилищные условия, пол, курс.

Чем выше уровень материальной обеспеченности студента, тем больше у него возможностей в получении качественного образования, и тем больше он удовлетворен полученным образованием.

Место жительства способствует формированию отношения студентов к образованию. Чем дальше живет студент, тем сложнее и дольше ему добираться до института.

От курса к курсу отношение студентов к образованию меняется. Студенты осознают важность образования и относятся к учебе более добросовестно.

Девушки более ответственно подходят к учебе, чем юноши.

Обоснование системы выборки единиц наблюдения

В ходе социологического исследования проводится социологический опрос студентов Тюменского Государственного Университета методов случайного отбора респондентов (N=8315).

Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка с пропорциональным распределением по институтам и курсам. Изначально заданный общий объем выборки по Тюменскому Государственному Университету (N=8306) был распределен по имеющимся статистическим данным среди студентов финансово - экономического института, а затем по курсам с 1-4. Для определения соотношения квотируемых признаков были использованы данные Тюменского Государственного университета по контингенту очной формы обучения за 01.10.2014 .

Таблица 1. Распределение генеральной совокупности по институтам и курсам

ИНСТИТУТЫКУРСЫВСЕГО1234ИГИП4684041992081279ИИПН1421169784439ИМиКН3652692321391005ИНБИО16214010173476ИНЗЕМ222170177134703ИНХИМ831045644287ИПиП27018111667634ИФиЖ265214187132798ИФК1001297867374ФТИ1431025952365ФЭИ5515274764011955N= 8315

Таблица 2. Распределение выборочной совокупности по институтам и курсам

ИНСТИТУТЫКУРСЫВСЕГО1234ИГИП43371819117ИИПН13109840ИМиКН3526221396ИНБИО161410747ИНЗЕМ2015161263ИНХИМ795425ИПиП281912766ИФиЖ2622181379ИФК9117633ФТИ1395431ФЭИ51504437182n=800

Глава 3. Анализ результатов исследования

Для нашего исследования был применен один из количественных методов в социологии - метод опроса. Анкета включала в себя в себя 28 вопросов (Приложение 1). Всего было опрошено 20 человек.

Как показали результаты исследования, большинство респондентов удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых Тюменским Государственным Университетом. Но и имеются респонденты, кто остался не удовлетворен качеством образовательных услуг, в частности, они объясняют это тем, что некоторые преподаватели слабо подготовлены по своим дисциплинам, учебный план составлен некорректно (нарушена логическая последовательность преподаваемых дисциплин), наблюдается некомпетентность преподавателей в некоторых вопросах, учебный материал, выдаваемый студентам устарел, по мнению студентов наблюдается полное отсутствие воспитательного процесса в образовании, отсутствие необходимости прохождения теоретической практики, устаревшая мебель в лекционном зале, слабое мультимедийное оснащение.

Среди наиболее важных студенческих проблем респондентами были отмечены: Неудовлетворительная организация учебного процесса, неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам, высокие цены в столовой и буфетах, а также наиболее важным для студентов является вопрос поиска места работы в процессе обучения и дальнейшее трудоустройство по своей специальности.

На вопрос: Какие проблемы вы видите в организации учебного процесса? Многими были отмечены следующие варианты ответов: несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности, устаревшая методика преподавания, качества преподавания, организация приема экзаменов и зачетов, недостаточное количество часов для более значимых предметов.

Для большинства опрошенных качество образования - это прежде всего хорошее материально-техническое оснащение, полноценное информационное обеспечение, соответствие учебного плана и дисциплин своей специальности и возможность дальнейшего трудоустройства.

Таким образом, для изменения отношения студентов к получению образования, необходимо повысить интерес к своей специальности, улучшить материально-техническую базу института, грамотно организовать учебный процесс, создать комфортные условия при получении необходимых знаний и навыков, а также реализации свои способностей.

Заключение

Проведенное исследование «Отношение студентов к образовательной деятельности» было организовано в ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет».

В целом, если подводить итоги по данному исследованию, то на основе данных анкетного опроса, можно утверждать, что студенты подходят к получению образования достаточно серьезно. Тратят необходимое количество времени на подготовку к занятиям, привлекая различную дополнительную литературу, принимают участие в обсуждении и выступают на занятиях. Ведут достаточно активную учебную и внеучебную деятельность. При анализе результатов исследования были выявлены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться студентам в процессе обучения.

В ходе прохождения практики, мною был приобретен опыт составления программы социологического исследования, а также изучения социальных проблем при помощи количественного метода в социологии, в данном случае анкетного опроса.

Практика помогла мне закрепить уже имеющиеся знания и навыки в области методологии и методики социологических исследований, приобретенные мною в ходе обучения. Благодаря практике, я приобрел опыт общения с респондентами, опыт обработки анкет и исследовательской деятельности. Я приобрел для себя много новых знаний и умений, которые в дальнейшем помогут мне в моей профессиональной деятельности.

Список литературы

Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия Высшее образование).

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. -2012.- №8.- С. 102 - 111.

Официальный сайт Тюменского Государственного Университета URL: #"justify">Писарева, Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций / под ред Т. А. Писарева. - М.: ЭКСМО, 2008. - 33 с.

Положение «О Центре карьеры, практики и трудоустройства учебно-методического управления». URL: #"justify">Пономарева, Е.П. Факторы, влияющие на развитие ценностного отношения студентов к образованию / Е.П. Пономарева //Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». - 2013. - Вып. 5. - № 2. - C. 111-115.

Приказ №628 от 25 октября 2012г. «Об утверждении методических рекомендаций для преподавателей по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения в ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный Университет». URL: #"justify">Приказ Минобрнауки России №185 от 1 апреля 2014 г. «Об утверждении Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет». URL: #"justify">Приказ Минобрнауки России №723 от 16 июля 2015г. «О федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский Государственный Университет». URL: #"justify">Рысина, Т.В. Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана) / Т. В. Рысина // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана - 2013. - № 9(11)

Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Е. В. Тихонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ под ред. В.А. Ядов. - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007. - 567 с.

Приложение 1

Уважаемые студенты!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, целью которого является выявление отношения современных студентов к образовательной деятельности, поиск необходимых условий, позволяющих повысить уровень успеваемости студентов. Данная анкета является анонимной. Благодарим вас за участие в нашем опросе!

Какие жизненные ценности для вас являются наиболее значимыми?

(Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Здоровье

Образование

Развлечения

Самореализация

Нравится ли вам учиться?

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет (Напишите почему) ___________

Почему вы выбрали именно Тюменский Государственный университет?

Хорошие отзывы о вузе от выпускников

Возможность получить качественное образование

Возможность дальнейшего трудоустройства

Возможность получения нескольких образований

Известность вуза

Наличие общежитий при ВУЗе

Наличие дистанционного образования

Другое__________

Устраивает ли вас качество образовательных услуг, предоставляемых Тюменским Государственным Университетом?

Да, полностью устраивает

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Полностью не устраивает

Нравится ли вам ваша специальность?

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет (Напишите почему) _____________

Почему вы выбрали свою специальность?

Престижность, востребованность

Дальнейшие перспективы в будущем

Низкая стоимость обучения

Она мне интересна

На этой специальности учатся друзья

На этой специальности настояли родители

Другое___________

Удовлетворены ли вы своей студенческой жизнью?

Полностью удовлетворен

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да (Напишите почему) ____________

Полностью не удовлетворен

Сколько пар у вас в день?

Как часто Вы пропускаете занятия?

2 раза в неделю

2 раза в месяц

Чаще, чем 1-2 раза в месяц

Не пропускаю вообще

Как вы обычно готовитесь к занятиям?

Повторяю лекционный материал

Посещаю библиотеки и ищу необходимую литературу

Посещаю различные электронные порталы (biblioclub, znanium и др.)

Не готовлюсь к занятиям.

Сколько времени вы обычно тратите на подготовку к занятиям?

Более 6 часов

В какой форме вы принимаете участие на занятиях

Выступаю с докладами

Принимаю активное участие в обсуждении

Отвечаю на вопросы преподавателя

Не принимаю никакого участия

Сколько у вас свободного времени в день?

Более 6 часов

Как вы оцениваете свою успеваемость?

Отличная

Удовлетворительная

Не всегда удовлетворительная

Удовлетворены ли вы техническим оснащением института?

Полностью удовлетворен

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да (Напишите почему) ___________

Полностью не удовлетворён

Какая стоимость образования является для вас наиболее приемлемой?

От 74 - 94 тысяч рублей

От 94 - 114 тысяч рублей

От 114 - 134 тысяч рублей

От 134 - 154 тысяч рублей

Другое______________

Когда возникают какие-то проблемы, к кому вы обращаетесь в первую очередь? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

К родителям, родственникам

К друзьям, одногруппникам

В студенческий совет

К кураторам

К преподавателям

К администрации института

Другое___________

Какие из студенческих проблем вас особо волнуют? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Неудовлетворительная организация учебного процесса

Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам

Высокие цены в студенческой столовой и буфетах

Высокие цены на проживание в общежитии

Неудовлетворительные условия проживания в общежитии

Поиск будущего места работы во время обучения

Послевузовское трудоустройство по специальности

Другое____________

Проблем нет

Какие проблемы вы видите в организации учебного процесса? (Выберите пожалуйста не более 3-х вариантов).

Несоответствие изучаемых дисциплин получаемой специальности

Перегруженность аудиторными занятиями

Качество преподавания

Организация приема экзаменов и зачетов

Устаревшая система получения знаний

Устаревшая методика преподавания

Другое_____________

Насколько вы удовлетворены материальной базой нашего вуза?

Вполне удовлетворенЧастично удовлетворенПолностью не удовлетворенЗатрудняюсь ответить 1Наличие необходимой литературы в библиотеке12342Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе12343Наличие учебного и научного оборудования12344Наличие лабораторий и специализированных аудиторий12345Наличие мест в читальном зале1234

Как вы участвуете в научной деятельности института?

Выступаю на конференциях

Прохожу практику

Готовлю статьи и принимаю участие в исследованиях

Не принимаю никакого участия

Как вы участвуете во внеучебной деятельности института?

Участвую в студенческом активе

Участвую в студенческой весне

Состою в команде КВН

Являюсь организатором мероприятий

Не принимаю никакого участия

Вы проживаете

С родителями

Один (одна)

С друзьями (подругами)

Другое (напишите):_________

Тип жилья, в котором вы проживаете?

Частный дом

Квартира

Общежитие

Другое (другое):____________

Мужской

Женский

Ваш возраст

От 16-18 лет

От 18-20 лет

От 20 -22 лет

От 22 -24 лет

Ваш курс

Ваша специальность

Экономика

Менеджмент

Управление персоналом

Социология

Экономическая безопасность

Спасибо вам за участие!!

Похожие работы на - Программа социологического исследования на тему: "Отношение студентов к образовательной деятельности"

На практическом занятии каждому студенту необходимо выполнить социологическое исследование по одному из направлений. Направление исследования выбирается по номеру списка в учебном журнале. Тема может быть сформулирована таким образом, как она звучит или в более узком смысле. Например: «Жизненные ценности молодежи» - более широкая тема, «Жизненные ценности студентов» - более узкая тема исследования. Тема исследования может быть сформулированы по-другому, так как предлагаемые темы являются только направлением исследования. Исследования проводятся либо на выборке студентов, либо на других выборках молодежи. Объем выборки более ста человек. Результат социологического исследования, как самостоятельная работа студента, должен быть оформлен по образцу, представленному на практическом занятии.

Темы «Отношение студентов и молодежи к различным аспектам современной жизни»

Девиантное поведение молодежи.

Жизненные ценности молодежи.

Молодежная субкультура.

Отношение молодежи к бедным людям.

Отношение молодежи к богатым людям.

Отношение молодежи к деньгам.

Отношение молодежи к интеллигенции.

Отношение молодежи к карьерному росту.

Отношение молодежи к моде.

Отношение молодежи к молодежному жаргону.

Отношение молодежи к общественному мнению о молодежи.

Отношение молодежи к патриотизму.

Отношение молодежи к престижным тусовкам.

Отношение молодежи к проблеме одиночества.

Отношение молодежи к рок-музыке.

Отношение молодежи к СМИ.

Отношение молодежи к творчеству.

Отношение молодежи к труду.

Отношение студентов (молодежи) к общественной работе.

Отношение студентов к дополнительному платному образованию (параллельное образование).

Отношение студентов к кратковременным платным учебным курсам.

Отношение студентов к научно-исследовательской работе.

Отношение студентов к неуспешным студентам в учебе и в жизни.

Отношение студентов к отличникам в учебе.

Отношение студентов к предпринимательской деятельности.

Отношение студентов к учебе.

Отношение учащихся к семье и браку.

Отношение учащихся к школе.

Религиозность молодежи.

Экстремизм в молодежной среде.

Темы «Проблемы современной семьи»

Родственная структура семьи.

Однородность социального состава семьи.

Типы ведущих потребностей в семье.

Характер проведения досуга членов семьи.

Характер распределения обязанностей.

Типы главенства в семье.

Функции семьи.

Отношение к культуре и традициям.

Отношение членов семьи к Богу.

Психологические особенности добрачных отношений.

Отношение к гражданскому браку.

Представление молодежи о семье и браке.

Формирование установок на брак и семью.

Мотивы выбора брачного партнера.

Организация семейного быта, семейной экономики.

Семейные роли, их распределение.

Взаимодействие молодых супругов с родительскими семьями.

Подготовка семьи к рождению первого ребенка.

Семейные ссоры и супружеские конфликты.

Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества.

Причины супружеских измен.

Социально-психологические особенности разводов.

Причины и мотивы разводов.

Типы семейного воспитания.

Роли ребенка в семье.

Родительские позиции и мотивы семейного воспитания.

Проблемы детско-родительских отношений.

Проблема «отцов и детей».

Взаимоотношение в системе «Семья - государство».

Патриотическое воспитание в семье.

2.1 Социологическое исследование студенческих проблем

В ходе проведения исследования по выявлению проблем студенческой молодежи было опрошено 50 человек - учащихся Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭиУ) - с первого по пятый курс, по десять человек с каждого курса. Всего было опрошено 12 юношей (24%) и 38 девушек (76%). В данном исследовании мы ставили целью выявить особенности актуальных проблем студенческой молодежи на современном этапе (на примере студентов НГУЭУ). Для этого мы выделили основные категории, проанализировав которые можно сформулировать конкретные вопросы для респондентов: проблемы адаптации, проблемы социализации, объективные и субъективные факторы, влияющие на появление проблем у студентов, социальная активность самих студентов, какие преобразования возможны со стороны руководства ВУЗа, а также реформирование на уровне государства. Проблемы адаптации предполагают, прежде всего, появление финансовых проблем и проблем с жильём. Для того чтобы выяснить финансовое положение студента был задан вопрос о том, работает ли он и если работает, то по какой причине. Как оказалось, работают 40% опрошенных (20 человек), и еще 40% - осознают необходимость работать, но не работают, и, лишь, 20% ответили, что в работе не нуждаются. (См. Таблица 1).

Таблица 1 Распределение ответов на вопрос "Работаете ли Вы?"

Выясняя, по какой причине студенты работают, мы получили следующие результаты (из предложенного списка вариантов можно было выбирать не более трех): наиболее часто выбираемый ответ - это "нужны деньги", его выбрали 18 респондентов из 20 работающих (что составляет 90%); на втором месте - вариант "необходимо нарабатывать опыт", он был отмечен 14 раз (70%); далее - "нравится сама работа" - выбрали 7 респондентов (35%); и варианты "нравится коллектив" и "чтобы как-то занять свободное время" были отмечены 6 и 4 раза соответственно (30% и 20%). Представим полученные результаты в виде диаграммы (Рис. 1).

Рис. 1 Причины студенческой занятости.

Как видно из полученных данных, основной причиной, по которой студенты работают - это "нехватка денег". Также важно отметить и достаточно часто выбираемый ответ "необходимость нарабатывать опыт". Это говорит о том, что студенты осознают необходимость иметь уже какой-то опыт работы при трудоустройстве, после окончания ВУЗа. И это действительно важно, так как одной из главных проблем современной студенческой молодежи является проблема безработицы.

Как было отмечено выше, проблемы адаптации студентов предполагают наличие трудностей с жильём. Респондентам был задан вопрос "Где Вы живете?", были получены следующие данные: 56% порошенных, то есть больше половины, живут с родителями; 30% - снимают жильё; лишь 4% выбрали ответ "живу в общежитие" и 10% выбрали другой вариант ответа, среди которых, главным образом, встречались такие ответы, как "живу в собственной квартире" (такие ответы встречались у студентов старших курсов).

Получив такие данные, мы обратили внимание на очень низкий процент респондентов, ответивших, что они живут в общежитие. В анкете был задан вопрос о том, предоставляет ли ВУЗ студентам места в общежитие. Результаты были получены следующие: "да" - 8%, "да, но мест не хватает" - 78% и "не знаю" - 14%.

Из приведенных данных видно, что достаточно остро стоит проблема необеспеченности жильем студентов. ВУЗ не может предоставить места в общежитие всем своим иногородним студентам, что влечет за собой возникновение сложностей у студентов с обеспечением себя жильём на время получения образования. В поисках решения данной проблемы, студенты вынуждены искать съемное жильё, что требует дополнительных средств. А эти средства не всегда возможно получить от родителей, следовательно, необходимо искать источник доходов, что и приводит к такой ситуации, как необходимость совмещать работу и учебу (феномен "вторичной занятости" студенческой молодежи), отводя при этом учебе меньше времени, чем следует.

Также была выделена категория проблемы социализации. Говоря о процессе социализации, логично было бы обратиться к анализу досуга студенческой молодежи. Поэтому, для того чтобы выяснить, каким образом студенты распределяют своё свободное время, мы задали вопрос "Чем Вы занимаетесь в свободное от учебы и работы (если работаете) время?". Было предложено несколько вариантов ответа, необходимо было выбрать один из них, либо указать свой вариант. Респонденты ответили следующим образом: варианты "Все время отнимает учеба и работа", "Занимаюсь спортом, или посещаю другие кружки" и "Встречаюсь с друзьями" были выбраны одинаковое количество раз (по 28%), 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются, и 8% выбрали вариант "другое", где, главным образом, указывали, что в свободное от основной учебы время они получают еще и дополнительное образование либо изучают иностранные языки. Респондентов, указавших вариант "другое" можно отнести к первой группе, то есть к тем, кто ответил, что всё время отнимает учеба (и работа), так как в свободное время они занимаются саморазвитием, то есть продолжают своё обучение вне стен ВУЗа. Рассмотрим полученные данные в виде диаграммы (См. Рис. 2).

Рис. 2 Распределение студентами свободного времени.

Активность студентов достаточно велика, так как более половины тратят всё своё время на учебу, работу, получение дополнительного образования, спортивные и иные досуговые кружки и мероприятия. Лишь 8% респондентов ответили, что ничем не занимаются.

Таблица 2 Оценка студентами своего состояния здоровья

42% имеют незначительные проблемы со здоровьем, 40% не болеют вообще, 16% имеют какие-либо хронические заболевания и 2% воздержались. В целом мы имеем положительную картину: подавляющее большинство (более 80%) либо не болеют, либо имеют незначительные проблемы со здоровьем. Но такая положительная оценка состояния здоровья студентов дана самими студентами, и мы не можем опираться на неё, оценивая состояние здоровья студенческой молодежи вообще. То есть, мы имеем дело именно с оценкой здоровья, а не реальным состоянием здоровья студентов.

В рамках вопроса социализации также был проанализирован уровень проблемности студенческой молодежи в целом. Нас интересовала оценка своей жизненной ситуации самими студентами, поэтому респондентам было предложено отрефлексировать свой уровень проблемности. в анкете было предложено отметить свой уровень проблемности на предлагаемой пятибалльной шкале, где 1 - минимальный уровень проблемности, 5 - максимальный. Ответы были распределены следующим образом (См. Рис. 3):

Рис. 3 Уровень проблемности жизни студентов.

Как видим, большая часть респондентов - 42% - оценивает свой уровень проблемности "на 2 балла", то есть ниже среднего. Примерно одинаково распределились ответы на уровнях 1 (минимальный уровень) и 3 (средний уровень), по 22% и 26% соответственно; 6% респондентов оценили свой уровень проблемности на 4 балла (выше среднего) и 4 % - на 5 баллов, то есть максимальный уровень проблемности.

В целом, можно говорить, что студенты не оценивают свою жизнь, как проблемную. Оценивая свою жизнь, студенты в своём большинстве распределились на шкале до 3 баллов, что в целом создает оптимистичную картину. Не отказываясь полностью от наличия проблем, молодежь всё-таки и не считает свою жизнь высокопроблемной. Можно предположить, что такие ответы в определенной мере показывают и отношение студентов к жизни вообще. Возможно, возникающие проблемы студенты рассматривают как временные трудности, или как определенные шаги, ступеньки, которые необходимо пройти на этом жизненном этапе, поэтому и не оценивают их в негативном цвете.

Второй исследовательской задачей, после выявления актуальных проблем студенческой молодежи, стояла задача определить факторы, влияющие на появление проблем у студентов. Для этого все факторы были поделены на объективные и субъективные. К объективным факторам мы отнесли: отсутствие внешних ресурсов (финансы, жильё, друзья, необходимые знакомства) и отсутствие внутренних ресурсов (возраст, здоровье, образование); к субъективным факторам - отсутствие субъективных внутренних качеств, таких как решительность, самостоятельность, общительность, оптимизм.

Для того чтобы выявить факторы был задан вопрос "Какие факторы по Вашему мнению влияют на появление большинства проблем у студентов?". Необходимо было провести ранжирование. Анализ результатов показал, что на первое место студенты ставят объективные факторы, такие как "уровень материальной обеспеченности" (Ранг 1; 44,9 %), и "уровень жилищной обеспеченности" (Ранг 2; 30,6 %). Наряду с ними также указывались "отсутствие соответствующего образования" (Ранг 3; 18,4 %), "нет друзей, необходимых знакомств" (Ранг 4; 14,3%). На последних местах оказались субъективные факторы: "не хватает оптимизма" (Ранг 8; 18,4%), "не хватает общительности" (Ранг 9; 24,5%). (См. Приложение 1)

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты к главным причинам появления своих проблем относят главным образом объективные факторы.

Третьей исследовательской задачей было поставлено изучить видение самих студентов относительно возможного решения проблем студенческой молодежи на современном этапе. В качестве теоретических понятий были выделены такие, как: социальная активность самих студентов, возможные преобразования со стороны руководства ВУЗа и реформирование на уровне государства в целом.

Для выяснения позиции студентов (активная, пассивная) и их отношения по поводу распределения ответственности за решение существующих проблем, был задан ряд вопросов. Условно их можно разделить на три группы вопросов, каждая из которых выявляет: 1) уровень активности студентов; 2) оценка студентами работы ВУЗа; 3) мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи.

Итак, анализируя полученные ответы на первую группу вопросов, можно сказать, что в целом уровень активности студентов достаточно низкий. Ответы на вопрос "Принимаете ли Вы участие в митингах или забастовках, устраиваемых студентами?", распределились следующим образом: "Ни разу не участвовал" - 74%, "Принимал участие один раз" - 16%, "Регулярно участвую" - 2%, "В нашем ВУЗе такие методы не применяются" - 8%.

И отвечая на второй вопрос "Выдвигали ли вы когда-либо какие-то предложения по решению студенческих проблем руководству Вашего ВУЗа, или другим вышестоящим органам?", 94% респондентов ответили, что никогда не выдвигали никаких предложений. Цифры говорят сами за себя. Уровень студенческой активности более чем низкий. Результаты представлены в Таблицах 3, 4.

Таблица 3 Участие в митингах, забастовках, устраиваемых студентами

Таблица 4 Выдвижение предложений по решению студенческих проблем

Вторая группа вопросов касалась удовлетворенности студентов относительно функционирования ВУЗа, и она включала в себя ряд вопросов. Помимо уже рассмотренного выше вопроса о предоставлении студентам мест в общежитие, нас также интересовало, на сколько студенты удовлетворены работой медицинского пункта. Проанализировав полученные ответы, были получены следующие результаты (См. Рис.4).

Рис. 4 Удовлетворенность работой медицинского пункта.

Наибольший процент ответов отдан за вариант "Не удовлетворен" - 34%, 12% - "скорее не удовлетворены", 16% - "скорее удовлетворены", и лишь 4% - "полностью удовлетворены". Интересен тот факт, что 28% затруднились ответить, а 6% вообще ответили, что в ВУЗе мед. пункта нет.

На вопрос "Функционируют ли в Вашем ВУЗе какие-либо спортивные секции, творческие или досуговые кружки?" мы получили так же не совсем удовлетворительные ответы. 82% респондентов ответили, что "В ВУЗе есть досуговые мероприятия, но они в них не участвуют", 12% - "посещают только спортивную секцию", и лишь 4% - посещают несколько секций (2% затруднились ответить).

Далее, рассматривая удовлетворенность студентов работой ВУЗа, нас интересовало осуществляется ли в ВУЗе помощь студентам в трудоустройстве. Лишь 16% ответили, что такая помощь студентам оказывается, 8% высказались за то, что помощи в трудоустройстве студентам не оказывается, и 76% (!) ответили, что не имеют информации на этот счет.

Закрывая данную группу вопросов, мы посчитали уместным поместить один открытый вопрос, который звучал следующим образом: "Какие меры по усовершенствованию работы Вашего ВУЗа Вы могли бы предложить?" (См. Приложение 2). Как оказалось, наиболее остро стоит проблема неудовлетворенности функционированием таких "подразделений" университета, как: библиотека, столовая, мед. пункт, деканат, общежитие - студенты указывают (16%) на недоброжелательность и отсутствие терпимого отношения со стороны сотрудников к студентам. Также наряду с этим, студенты обратили внимание на необходимость благоустройства корпусов, общежитий; высказывались следующие предложения: сделать ремонт, утеплить корпуса, повесить зеркала, шторы, организовать места для отдыха. По сути, перечисленные рекомендации - есть не что иное, как минимально необходимые условия для нормального комфортного пребывания в стенах ВУЗа.

Еще одним важным аспектом по усовершенствованию работы ВУЗа является, по мнению студентов, необходимость технического оснащения (больше компьютеров, принтеров, учебной литературы, нового оборудования в аудиториях), что обеспечило бы удобство и большую продуктивность учебного процесса.

Наряду с выше перечисленными были предложены и такие меры, как:

ѕ оказание помощи при трудоустройстве, а также включение студентов старших курсов в проф. практику;

ѕ выплата соц. стипендии инвалидам, повышение стипендии и поощрение "одаренных" студентов;

ѕ обеспечение студентов жильем;

ѕ лучше информировать студентов о происходящем в ВУЗе;

ѕ повышение уровня образования и преподавания;

ѕ усовершенствование расписания;

ѕ опрашивать студентов об их проблемах.

Можно отметить, что в целом респонденты проявили активность при ответе на данный вопрос. Было высказано довольно много предложений. Видимо студентам действительно не хватает так называемой "обратной связи" с руководством ВУЗа, существует потребность высказаться (иной раз пожаловаться, покритиковать), внести свои предложения. Это дает основания полагать, что студенчество все же имеет свою позицию, своё мнение, но не всегда имеет возможности их проявить.

И наконец, третий ряд вопросов, выявляющих мнение студентов относительно того, на каком уровне должны решаться проблемы студенческой молодежи. Кратко проанализируем полученные данные. Первый вопрос, который был задан в анкете, это: "На каком уровне, по Вашему мнению, должен решаться вопрос об обеспечении студентов жильём?". Результаты представлены в виде диаграммы (См. Рис.5)

Рис. 5 Мнение студентов о том, на каком уровне должен решаться вопрос с жильем.

Большинство всё-таки высказалось за то, что ответственность в вопросе обеспечения иногородних студентов жильем ложится на ВУЗ, в котором молодой человек обучается (66%). На государство возлагают ответственность только 26% респондентов. И лишь 4% ответили, что "это проблема самих студентов". Говоря об организации мероприятий и досуговых кружков для студенческой молодежи, респонденты также большинством своим возлагают ответственность на ВУЗ (52%), лишь 12% считают, что этот вопрос необходимо решать на уровне государства. Однако в этом вопросе высок процент тех, кто считает, что студенты сами должны заниматься организацией своего досуга - 32%. В вопросе, касающемся ответственности за состояние здоровья студентов на государство опять очень низкие надежды - лишь 18% ответили, что "Государство должно заниматься совершенствованием системы здравоохранения". Ответ "ВУЗ, в котором учится студент" выбрали тоже не большое количество респондентов - 20%. И именно самих себя в большей степени студенты считают ответственными за сохранение своего здоровья (60%).

Как видим, респонденты в качестве главного субъекта решения актуальных проблем студенческой молодежи в меньшей степени видят государство. Чем это объясняется? Возможно тем, что молодые люди потеряли "чувство веры в родное государство" и не надеются получить какую-то ощутимую помощь с его стороны. Гораздо "ближе" к студенту с его проблемами - ВУЗ и его руководство, которым и следовало бы обеспечивать студентам удовлетворительные условия обучения. В конечном счете студенты на сегодняшний день в большей мере рассчитывают на собственные силы, а также на ВУЗ, в который они поступили (который в свою очередь нуждается в усовершенствовании работы своих структур, в новом оснащении).

Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики

Одной из форм социальной активности молодежи, является ее политическая активность. Политическая активность может проявляться в различных формах: зрительная активность, переходная активность, гладиаторская активность. Факторы...

Логическая схема базы знаний по социологии

Актуальность. В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с курением и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи, а также среди студентов...

Методы сбора социологической информации

Как уже было сказано, социология изучает взаимоотношения, окружающие нас повседневно и совершающиеся под воздействием определенных факторов. Для того чтобы сделать какие бы то ни было выводы и заключения...

Организация исследования, её основные этапы

Социологическое исследование представляет собой очень тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальных социальных проблем. Целью любого социологического исследования является анализ таких проблем...

Прикладное социологическое исследование: методология, методы и технологии

Социологические исследования подразделяются по разным основаниям. По характеру добываемого социологического знания они разделяются на теоретические и эмпирические (конкретные) Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа...

Социальные проблемы молодежи

Социологические обследования и исследования

Социологическое исследование - это процесс, в котором в единстве представлены теоретико-методологические и эмпирические уровни познания, т.е. речь идет о диалектическом процессе, в котором сочетаются дедуктивный и индуктивный метод анализа...

Социология досуга молодежи в пространстве города

Проблема культуры в молодёжной среде представляет собой наиболее важный повод для дискуссий. Для студента очень важно как он проводит свой досуг, как и для его преподавателя. Для тех и для других было бы лучше...

Социология как наука

2. Терминологический словарь. Адаптация - начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним...

Специальные и отраслевые социологические теории

Применительно к задачам социологического анализа бытовой жизнедеятельности основной характеристикой составляющих ее занятий выступают данные о затратах времени...

Специфика организации социологического исследования в области социальной защиты населения

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные об изучаемом явлении ...

Сущность социологических исследований

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры...

Теневая экономика и экономическая преступность: теория и практика

преступление экономический теневой социальный Теневая экономика и экономическая преступность сохраняют существующую систему экономики. Объектом исследования является экономика России в целом...

Технологии социальной работы с лицами, испытывающими насилие.

Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и перекосы существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе...

Цензура в СМИ

В 2008 году в период с 31 мая по 1 июня социологи ВЦИОМ проводили опрос россиян в 46 регионах страны на тему: "Необходима ли цензура в современных СМИ?" . Согласно проведенному опросу, россияне хотят избавиться от пропаганды насилия и разврата...

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. Э. БАУМАНА

Факультет «Информатика и системы управления»

Кафедра «Компьютерные системы и сети»

Социологическое исследование

«Отношение студентов к выбранной профессии»

Студенты:

Группа: ИУ6-42

Преподаватель:

Москва 2010

Программа исследования. 3

Актуальность проблемы.. 3

Предмет исследования. 3

Объект исследования. 3

Цель исследования. 3

Гипотеза. 3

Выборка. 3

Анализ результатов. 3

Выявленные зависимости. 3

Программа исследования

Актуальность проблемы

Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.

Предмет исследования

Отношение студентов к выбранной ими специальности.

Объект исследования

Студенты МГТУ им. , обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки, таких как информатика и электронно-вычислительная техника.

Цель исследования

Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.

Гипотеза

В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:

· Ошибочные представления о специальности

· Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам

· Качество преподавания в ВУЗе

· Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности

· Ожидания от будущей работы по специальности

· Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.

Выборка

В исследовании участвовало 25 респондентов.

Анализ результатов

Оправданность ожиданий о специальности (вопросы 1,2,3):

f) Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины

5. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?

a) Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности

b) Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу

c) Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии

d) Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу

e) Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области

f) Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка

6. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?

b) Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы

c) Да, если это не представляет сложности и затрат времени

d) Да, в целях повышения качества моих работ

e) Да, даже если это требует времени и сил

7. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?

a) Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби

b) По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать

c) В зависимости от конкретной направленности задания

d) Это исключительно средство заработка

e) Работа не может приносить радость

8. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)

a) Условия труда

b) Зарплата

c) Удовольствие от работы

e) Самосовершенствование

9. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?

a) Да, это непременный атрибут моей профессии

b) Да, если от этого будет зависеть моя зарплата

c) Только в крайнем случае

d) Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе

10. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?

a) Да, если это будут интересные проекты

b) Да, чтобы сэкономить время на работе

c) Да, если это будет оплачиваться дополнительно

d) Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела

e) Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами

11. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?

a) Да, она не соответствует текущим потребностям рынка

b) Да, небольшая корректировка не помешает

c) Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать

d) Стоит перераспределить нагрузку по семестрам

e) Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем

f) Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов

g) Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.

(Берутся только предметы по специальности)

0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении

5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники

10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью

0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении

5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.

10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план

0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.

5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.

10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов

0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска

5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать

10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра социологии

Социологическое исследование

«Отношение студентов к выбранной профессии»

Выполнил: Ситдикова Э.Р.

ст.гр.3АД-103

Проверила: Абдрахманова Л.В.

г. Казань 2014г.

Программа исследования

Актуальность проблемы

Современная молодежь зачастую безответственно относится к такому важному шагу, как выбор специальности. Вчерашние школьники поступают в ВУЗы, руководствуясь не своими талантами или знаниями о профессии, а соображениями по сложности и качеству обучения. Поступив, они считают свою задачу выполненной и расслабляются – постепенно отодвигают учебу на задний план и жалуются на чрезмерную нагрузку по специализированным предметам. Как следствие, учебные заведения они покидают недоученными, не готовыми к профессиональной деятельности специалистами – и вина в этом лежит не на преподавателях, а на самих студентах из-за безответственного отношения к своей специальности.

Предмет исследования

Отношение студентов к выбранной ими специальности.

Объект исследования

Студенты КГАСУ, обучающиеся на относительно «молодых» стремительно развивающихся специальностях, требующих более ответственной подготовки.

Цель исследования

Понять, какие факторы являются определяющими в отношении студентов к выбранной профессии, установить зависимости между различными факторами. Оценить отношение к выбранным специальностям студентов в целом.

Задачи исследования

  • Выделить основные мотивы выбора профессии;
  • Определить критерии, которыми пользуются студенты при выборе специальности;
  • Исследовать какое влияние оказывает социальное окружение на их выбор;
  • Проанализировать планы студентов по реализации своих способностей в будущей профессии.

Гипотеза

В процессе логического анализа проблемы был выдвинут набор гипотез относительно того, что может влиять на отношение к специальности:

    • Ошибочные представления о специальности
    • Неадекватная (слишком сильная или слишком слабая) нагрузка по специализированным предметам
    • Качество преподавания в ВУЗе
    • Отношение к самостоятельной работе, совершенствованию своих навыков по специальности
    • Ожидания от будущей работы по специальности
    • Ошибочные представления о рынке труда и реальных требованиях к специалисту

В соответствии с выдвинутыми гипотезами был сформулирован перечень вопросов для опроса.

Анкета

Примечание: берутся только предметы по вашей специальности.

  1. Мужской
  2. Женский

В2. Возраст

  1. 18 или менее
  2. 19-20
  3. Более 20

В3. Имели ли вы опыт работы по специальности до поступления в ВУЗ?

  1. Да, имел достаточный опыт
  2. Да, имел небольшой опыт
  3. Имел общее представление
  4. Нет, не имел никакого опыта
  1. Жалеете ли вы о выборе своей профессии?
  1. Нет, я нисколько не жалею
  1. В целом не жалею, но хотелось бы немного другую специализацию
  2. Жалею, но все равно хотелось бы заниматься чем-то родственным
  3. Жалею, это совершенно не моё
  4. Жалею, но доучусь и буду получать второе образование
  1. Если на предыдущий вопрос вы ответили “c” или “d”: Перевелись бы вы по возможности на другую специальность (в другой ВУЗ) без потери курса?
    1. Только на другую специальность в рамках моего факультета
    2. Хотелось бы вообще сменить род деятельности, даже если придется наверстать упущенное
    3. Только если не надо будет сдавать разницу в программах
  1. Изменились ли ваши представления о выбранной специальности за время обучения в ВУЗе?
  1. Кардинально в лучшую сторону
  1. Да, некоторые вещи оказались лучше, чем я ожидал
  2. Нет, не изменилось
  3. Да, некоторые вещи оказались хуже моих ожиданий
  4. Да, в худшую сторону
  5. Да, я просто разочарован
  1. Является ли изучение предметов по специальности трудной (обременительной) задачей для вас?
  1. Да, я не в состоянии успевать за учебной программой
  1. Да, это интересное, но достаточно трудное занятие
  2. Да, но иногда это бывает трудно
  3. Нет, это не трудно, всё укладывается в мои временные рамки
  4. Нет, у меня даже остается свободное время
  5. Это не является трудной задачей, но есть много обременительной рутины
  1. Как вы считаете, соответствует ли получаемая квалификация требованиям рынка?
    1. Да, полученных знаний вполне хватит для обеспечения конкурентоспособности
    2. Да, знаний хватит, чтобы устроиться на работу
    3. Да, но необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии
    4. Нет, обязательно необходимо достаточное количество дополнительной практики, перед тем, как устроиться на работу
    5. Нет, для этого необходимо заниматься сверх программы, осваивая наиболее актуальные области
    6. Нет, квалификация абсолютно не соответствует требованиям рынка
  1. Занимаетесь ли вы дополнительно (читаете ли доп. литературу) по специальности?
  1. Только когда это необходимо для освоения плановой учебной программы
  2. Да, если это не представляет сложности и затрат времени
  3. Да, в целях повышения качества моих работ
  4. Да, даже если это требует времени и сил
  1. Приносят ли занятия по специальности вам радость, или это просто средство будущего заработка?
  1. Да, мне нравятся эти занятия, это моё хобби
  1. По настроению, иногда просто нет желания что-либо делать
  2. В зависимости от конкретной направленности задания
  3. Это исключительно средство заработка
  4. Работа не может приносить радость
  1. Что для вас главное в будущей профессии? (Расставьте приоритеты от 1 до 5)
  1. Условия труда
  1. Зарплата
  2. Удовольствие от работы
  3. Возможность быть в коллективе
  4. Самосовершенствование
  1. Готовы ли вы непрерывно обучаться и развиваться по специальности после окончания ВУЗа?
  1. Да, это непременный атрибут моей профессии
  2. Да, если от этого будет зависеть моя зарплата
  3. Только в крайнем случае
  4. Нет, все необходимое должны дать в ВУЗе
  1. Готовы ли вы выполнять в будущем часть работы дома (вне рабочего времени)?
  1. Да, если это будут интересные проекты
  1. Да, чтобы сэкономить время на работе
  2. Да, если это будет оплачиваться дополнительно
  3. Когда появится возможность, я могу обдумывать рабочие дела
  4. Нет, я не хочу заниматься дома рабочими делами
  1. Считаете ли вы, что можете улучшить программу обучения (только предметы по специализации)?
  1. Да, она не соответствует текущим потребностям рынка
  2. Да, небольшая корректировка не помешает
  3. Да, мы выполняем много ненужной работы, часть можно убрать
  4. Стоит перераспределить нагрузку по семестрам
  5. Да, необходимо добавить предметы, которые мы не изучаем
  6. Да, преподавателям не хватает времени на адекватную оценку работ всех студентов
  7. Да, программа требует переработки, но я не знаю какой именно.

(Берутся только предметы по специальности)

0 – Учебная программа не представляет трудности в освоении

5 – При должном приложении сил можно сдать все вовремя, нет необходимости заниматься ночью/в праздники

10 – Сложность программы не позволяет понять её полностью

0 – Я уже знаком с преподаваемым материалом, нет потребности в его изучении

5 – Сложность умеренная, я успеваю большинство материала сдать вовремя, и мне не приходится заниматься ночью/в праздники.

10 - Я не в состоянии самостоятельно выполнить учебный план

0 – Качество преподавания и / или задаваемые задания не соответствуют разумным рамкам, в наличии техническая не компетенция.

5 – Программа вполне адекватна, преподаватели знают свою область, качество обучения на уровне.

10 – С каждым выполненным заданием я понимаю, как могу использовать полученные навыки в работе, преподаватели могут ответить на большинство возникающих вопросов

0 – Рынок труда практически не развивается, то, что было актуально при моем поступлении останется актуальным и после выпуска

5 – Рынок труда ничем не отличается от остальных молодых отраслей, все новшества по моей специальности можно без проблем осваивать

10 – рынок труда активно развивается, невозможно охватить все новшества в рамках моей специализации.

 

 

Это интересно: