→ Чем занимался преображенский из собачьего сердца. Профессор преображенский - собачье сердце

Чем занимался преображенский из собачьего сердца. Профессор преображенский - собачье сердце

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.

Профессор Филипп Филиппыч Преображенский, являющийся гениальным доктором и выдающимся ученым, один из центральных персонажей фантастической повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Светило с мировым именем и талантливый ученый-экспериментатор задумывает пересадить бродячей собаке Шарику гипофиз и семенники человека, и блестяще воплощает задуманное в жизнь. Что из этого получилось читатель узнает в повествовании, в котором профессор Преображенский играет ключевую роль создателя, а затем и воспитателя появившегося в результате эксперимента Полиграфа Полиграфыча Шарикова.

Характеристика героя

(Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского, х/ф "Собачье сердце", СССР 1988, фильм снят в цвете сепия )

Действие повести разворачивается в Москве в 1924 году после того как к власти в стране пришли большевики во главе с Лениным. Выдающийся медицинский гений живет в огромной семикомнатной квартире в центре столицы и занимается исследованиями в сфере омоложения человеческого организма. Это довольно пожилой человек 60-ти лет с французской остроконечной бородкой и пышными закрученными усами, насквозь пропитанными запахом табака и больницы. Благодаря своему уму, талантливым рукам и трудолюбию, он достиг высокого положения в дореволюционном обществе и был довольно состоятельным и уважаемым человеком. По всей видимости он получил хорошее образование, является носителем высокой культуры. Считает пришедших к власти большевиков временным явлением и поддерживает «старый порядок», ведь при нем ему очень даже неплохо жилось. Бедой пролетариев он считает отсутствие элементарной культуры, разрухе только тогда настанет конец, когда им будут привиты хотя бы элементарные правила воспитания и культуры.

Профессор живет одиноко и уединенно, занимается исключительно работой и исследовательской деятельностью. Его единственный друг и коллега - молодой помощник доктор Борменталь, который очень предан своему учителю и становится настоящей поддержкой и опорой профессору в его нелегкой борьбе с зарвавшимся Шариковым.

(Пес в роли Шарика. Редкая фотография со съёмок фильма "Собачье сердце" в 1988 году )

Профессор приводит в дом бродячую собаку Шарика и пересадив ему гипофиз и семенники погибшего в пьяной драке дебошира и вора-рецедивиста Клима Чугункина получает в итоге жуткого грубияна, нахала и нарушителя порядка Полиграфа Полиграфыча Шарикова. Противник насилия, здравомыслящий и опытный профессор пытается перевоспитать творение своих рук, привить ему разумное, доброе и вечное, но терпит полное фиаско. Дело доходит до угроз с применением оружия и конфликт между Преображенским и Шарковым, являющийся полным его антиподом, достигает апогея. Тогда Преображенский понимает какой ошибкой было его бездумное вмешательство в природу и вместе с доктором Борменталем проводит операцию по превращению Шарикова обратно в собаку.

Образ героя в произведении

Профессор Преображенский в повести Булгакова является воплощением уходящей дореволюционной эпохи и её культуры. Выдающийся русский ученый, который привык к уважению и почету в прошлой жизни, он еще не сталкивался с властью большевиков и не знает их отношения к бывшим. Сам того не желая, он своими руками создает типичного представителя новой власти, который сразу же начинает сживать ученого со света. В этом и была глубокая и страшная ошибка русской интеллигенции, которая по неведению помогла укрепить большевикам свою власть, а потом они же и стали главными инициаторами их уничтожения.

Осознав свою роковую ошибку, профессор пытается все исправить и это на первый взгляд ему удается. Однако конец повести совсем не оптимистичен, ведь в стране живут миллионы людей, в которых пока еще дремлет Шариков, но когда он проснется и выйдет наружу, то наделает еще немало бед.

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти-ка. Писатель показывает гротескный образ современ-ной ему действительности.

«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе-ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

В центре «Собачьего сердца» история преображе-ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер-вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст-вительно, Преображенский — настоящий аристо-крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во-площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель-ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не-смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри-сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез-ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об-щую картину аристократичности быта Преображен-ского.

Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип-пович хорошо знаком с репертуаром московских теат-ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

Преображенский откровенно признается в нелюб-ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру-бость, развязность излишняя самоуверенность и на-глость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст-венной разрухи, с негодованием замечает об измене-ниях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа-док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст-венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита-нию.

Филипп Филиппович — светило медицины. Он за-нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю-щих смириться с закономерностями природы. Беспо-щадна авторская ирония и сарказм в отношении па-циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посе-титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти-ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель-ность Преображенского.

Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред-кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе... ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

Неоднократно Преображенский говорит о недопус-тимости насилия над живым существом. «Можно дей-ствовать только внушением»,— утверждает он, одна-ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со-баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не-совершенной человеческой природы.

Лишь через некоторое время после проведения опе-рации профессор осознает всю безнравственность на-учного насилия над природой и человеком. «Попробо-вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияю-щий благополучием богатый господин, потом сгор-бившийся и как будто поседевший старик и в фина-ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи-липпович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю-бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель-ности, иначе последствия его могут привести к на-стоящей катастрофе.

Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен-скому. Он уважает и любит его как истинного предста-вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

Филипп Филиппович Преображенский является одним из основных и главных героев произведения «Собачье сердце». Его можно описать как одаренного гения и способного ученого. Профессор является сыном епископа, аристократом, одиноким и трудолюбивым человеком, раньше работал на кафедре в университете. Он считает, для того, чтобы не было разрухи в мире. людям необходимо заниматься своими делами по профессии. Преображенский не может принять новый уклад жизни, поэтому он лечит людей из новой власти, получая независимость и деньги.

Филипп Филиппович предпочитает носить черные костюмы из английского кастора, цепи из золота, шубу из меха черно-бурой лисы. У него имеется служащие, с которыми у него добродушные и гуманные отношения. Он человек не молодых лет. Преображенский живет в семи комнатах в широких уютных апартаментах. Он очень умен, остроумен, эрудирован, в его речи присутствуют множество изречений.

Ему ненавистны грубость, излишняя самоуверенность, наглость простых людей. Считает, что они должны чистить сараи, а не управлять страной.

Преображенский занимается редкими дорогими омолаживающими операциями для стареющих мужчин и женщин, которые не хотят смириться с законами природы. Решив провести эксперимент на бездомной собаке, по кличке Шарик, поменяв его сердце на сердце человека, он получает алкоголика и тунеядца Шарикова. Через время после операции, он понимает, что изменил законы природы, что делает ни в коем случае нельзя. Шариков, дорвавшись до власти, чуть не выкидывает своего создателя на улицу. Однако благодаря связям профессор спасается от власти Шарикова.

Преображенский, увлекшись своим экспериментом, не заметил, что создал представителя той власти, которую не мог терпеть. В итоге шариковы выдвинулись в высшие слои власти и стали решать судьбу людей, заниматься внешней политикой страны. Поняв свою ужасную ошибку, Преображенский вместе с Борменталем решают усыпить Шарикова путем обратной операции, вернув Шарику свой первоначальный облик.

Сочинение про Профессора Преображенского

Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный, ироничный человек, волею судьбы вынужденный жить в постреволюционной Москве в начале двадцатых годов прошлого века.

В то время жизнь в стране определялась одним ёмким словом «разруха». На неё было принято списывать все трудности и неурядицы. В отличие от остальных, профессор Преображенский не считает разруху внешним фактором. Он утверждает, что разруха находится в головах людей. Что разруха наступает там, где люди перестают заниматься своими прямыми обязанностями. Там, где гадят в собственном жилище и воруют у себя же. Филипп Филиппович, мягко говоря, не одобряет революцию, принесшую разруху в головы людей. Он откровенно признаёт, что не любит пролетариата. И советует своему коллеге доктору Борменталю не читать советских газет, чтобы чувствовать себя хорошо.

Профессор Преображенский живёт в квартире из семи комнат и хотел бы иметь восьмую, поскольку считает, что человеку нужны нормальные условия для жизни и для работы. Он держит служанку и не понимает, почему с приходом к власти пролетариата из квартир исчезло отопление, а из подъезда – цветы и ковры. И обязательно ли пачкать грязными ногами мраморную лестницу.

Но главной проблемой Филиппа Филипповича стало порождение его собственного научного эксперимента – пёс Шарик, превратившийся в человека в результате операции профессора. Решая проблемы омоложения организма и продления человеческой жизни, он пересаживает бродячему псу гипофиз человека. То, что он получил в результате этого эксперимента, сделало жизнь профессора воистину невыносимой. «Новый человек» оказался на поверку хамом, алкоголиком, демагогом и негодяем. Сможет ли умный, воспитанный, интеллигентный человек ужиться под одной крышей с этим чудовищем? Конечно, нет. В книге всё заканчивается хорошо – профессор удаляет Шарикову человеческий гипофиз, и тот снова превращается в симпатичного пса. В жизни всё случается иначе.

Образ профессора Преображенского – символ русской интеллигенции, которая первой жаждет обновлений, кричит везде и всюду «Так жить нельзя!», а когда революционные перемены наступают, первая попадает под этот «каток» и страдает от вызванных ею же демонов. Осознавал ли это Булгаков умом или чувствовал интуитивно – но в образе профессора Преображенского он сумел создать самый точный символ русского интеллигента и воплотить в нём весь трагизм умного человека, вынужденного жить в обществе, которым правят «швондеры»

Образец 3

Вот этим образом я восхищаюсь. Конечно, я постараюсь быть объективным, но профессор, по-моему, просто не может не вызывать хотя бы уважения.

Это образ мудреца и творца. Понятно, что он считает Шарикова своей ошибкой, но с блеском её исправляет. Преображенский, ясно, человек в возрасте, с опытом. Он настолько интеллигентен, мудр! Он будто противопоставляется всему, что происходит в стране. Да так и есть! У него хватает мужества прямо отвечать большевикам (обычно необразованным и грубым), что ему нужно больше комнат, что сдавать на «голодающих детей» он не собирается. У него свои взгляды, он точно не поддаётся влиянию масс. Толпу, я думаю, он презирает. Об этом говорит его поведение, рассуждения. Преображенский сохраняет старый порядок, но не от старческого страха перемен, а именно из-за мудрости, из того, что он соблюдает свои интересы. И вообще, он человек дела! И работает – помогает людям, и ведёт научную работу, и умеет приятно отдохнуть (в опере), даже обедает он со вкусом – не на бегу.

Контрастирует он просто со всеми. Тот же Берлиоз ещё молод и слишком горяч. Хорошо, что ученик внимательно слушает своего учителя.

Нужно найти в образе недостатки… Профессор не очень эмоционален. В минуту ужаса и разочарования в своём творении он падает в обморок – уходит от реальности, считай. Но он же не девушка, чтобы эмоции показывать… Но тут дело в том, что раз он их скрывает немного, то это может привести к проблемам с сердцем. Ещё у него нет никакой личной жизни! Нет семьи, детей-внуков. Но он выбрал науку, это ясно. Хотя, может быть, иногда он жалеет, что, кроме того самого Ивана Арнольдовича, близких нет. Возможно, вспоминает какую-то влюбленность молодости. Но Булгаков не особенно развивает эту тему.

Это вполне простительные недостатки… Одним из главных плюсов Филиппа Преображенского является, как я считаю, гуманизм. Филипп Филиппович смело говорит о недопустимости физических наказаний ни для людей, ни для животных. Со всеми он старается найти общий язык, даже с Полиграфом! Хотя в итоге к нему приходится применить более суровые методы, так как другого он не понимает. Думаю, многие разделяют моё мнение.

Сочинение 4

В произведении «Собачье сердце» все происходит в Москве. Здесь ярко и лаконично описана жизнь того времени когда только-только начал зарождаться пролетариат, власть находится у народа, но вот как правильно ее применить еще мало кому известна. Главным героем является настоящий профессионал своего дела, кандидат медицинских наук Преображенский Филипп. Недавно ему исполнилось шестьдесят лет. И хотя за это время его могли заменить другими врачами, но пока этого не произошло, он будет работать дальше. Да и не родились еще такие врачи, как наш главный герой.

Живет он вместе с прислугой в доме, где находится семь комнат. Больше всего на свете ему хочется выстроить или купить дом, где будет находиться восемь комнат, но пока он этого сделать не может, а все, потому что постоянно занят на работе. И это вполне нормальное желание. Ведь здесь он не только живет, но и работает. Днем Филипп старается принять как можно больше пациентов и помочь им. А вот ночью он читает медицинские учебники и изучает всегда что-то новое и ранее неизвестное. Он всегда больше времени уделяет своим пациентам и совсем не обращает на себя. Лучше он примет как можно больше пациентов, а потом уже покушает или отдохнет, ведь для него главное пациенты. Кроме этого он совсем не привык к хорошим условиям и вполне может остаться ночевать прямо в больнице. Порой ему приходится проводить очень сложные операции, за которые возьмется не каждый хирург.

Также ему хочется как можно больше узнать про долголетие и он старается придумать что-то новое для того чтобы люди перестали умирать и жили долго и счастливо. И все свое изучение он переносит на операцию, которую проводит на собаке по имени Шарик. Он решает ему пересадить гипофиз человека и потом проконтролировать, что будет дальше. Оказывается, данный гипофиз был получен от пьющего и бродячего человека. И вскоре опыт был провален. А все, потому что пациент стал пьющим, неконтролирующим человеком, и у врача появилось очень много проблем с ним. И тогда он решил опять превратить его в собаку.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Дворник в рассказе Белый пудель Куприна характеристика и образ

    Образ дворника в рассказе А. И. Куприна «Белый пудель» можно отнести к второстепенным героям. Помимо этого, он является отрицательным персонажем. Однако выполняет настолько важную роль, являясь человеком подневольным, совершая по приказу подлый шаг

  • Тема любви в творчестве Тургенева

    Тема любви занимает центральное положение практически во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Испытав в жизни множество любовных переживаний, автор использует это чувство для того

  • Сочинение по произведению Юшка Платонова (рассуждение)

    Рассказ «Юшка» - это история жизни человека, который умел любить окружающих самозабвенно и бескорыстно. Он отдавал этой любви всего себя, полностью растворяясь в ней. Но также это история о несовершенстве этого мира

  • Герои произведения Телеграмма Паустовского

    Екатерина Петровна – пожилая женщина, живущая совершенно одна, мать Насти. Ее отец был художником, но уже умер. Она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

  • Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда

«…Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел …»

Профессор Преображенский является одним из главных героев повести "Собачье сердце" Булгакова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика профессора Преображенского в повести "Собачье сердце", описание внешности и характера героя в цитатах.

Профессор Преображенский в повести "Собачье сердце": образ и характеристика

ПРОТОТИПЫ: В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков. Это, в частности, дядя Булгакова - врач-гинеколог Николай Покровский, хирург Сергей Воронов, врач Алексей Замков, биолог Илья Иванов. Кроме того, в качестве прототипов называют ряд известных современников автора - учёного Бехтерева, физиолога Павлова и даже основателя Советского государства Ленина. Мнение о Бехтереве, Павлове и Ленине как прототипах главного героя оспаривает булгаковед А. Н. Варламов, возводя типологию профессора Преображенского к литературному типу доктора Дмитрия Старцева - чеховского Ионыча, персонажа одноимённого рассказа. Литературовед Сергей Боровиков считает, что Булгаков вложил в уста Преображенскому собственные идеи: Филиппики проф. Преображенского - это кредо самого Булгакова, с семью комнатами, с «Аидой», горячими закусками под водку, французским вином после обеда и проч. С ним соглашается Алексей Варламов в том смысле, что Булгаков сам страдал от отсутствия нормального жилья и это выразил в претензиях Преображенского жить и работать в соответствующих условиях.

Профессор Преображенский в ходе эксперимента превращает бездомную собаку Шарика в человека - гражданина Шарикова. События повести разворачиваются в Москве в 1924 году.
Полное имя героя - Филипп Филиппович Преображенский:
"...Здравия желаю, Филипп Филиппович..."
"...Вы издеваетесь, профессор Преображенский?.."

Возраст профессора Преображенского - 60 лет:
"...Мне 60 лет, я вам могу давать советы..."

Профессор Преображенский является хирургом с мировым именем:
"...Филипп Филиппович, вы – величина мирового значения..."
"...если бы вы не были европейским светилом..."
"..«Не имеет равных в Европе… Ей‑богу!», – смутно подумал Борменталь ..."
"...Проф. Преображенский, вы – творец..."

Филипп Преображенский - выдающаяся личность и великий ученый:
"..«но личность выдающаяся.».."

"...Вы великий учёный, вот что! – молвил Борменталь..."

"...Неужели вы думаете, что из‑за денег произвожу их? Ведь я же всё‑таки учёный..."

Внешность профессора Преображенского:
"...господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой..."
"...перед зеркальцем на стене расправил пушистые усы..."
"...Пинайте меня вашими фетровыми ботиками, я слова не вымолвлю..."
"...помогала снимать тяжёлую шубу на чёрно‑бурой лисе с синеватой искрой..."
"...По снятии шубы он оказался в чёрном костюме английского сукна, и на животе у него радостно и неярко сверкала золотая цепь..."
"...блестящими, как золотые обода его очков, глазами наблюдал за этой процедурой..."
"...Ноздри его ястребиного носа раздувались..."
"...Ястребиные ноздри его раздувались..."
"...Подстриженная его седина скрывалась под белым колпаком..."
"...Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы..."
"...лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки..."
"...захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол..."
"...тяжкая дума терзала его учёный с взлизами лоб..." (взлизы - залысины)
"...Филипп Филиппович был в своём лазоревом халате и красных туфлях..." (дома)
"...Он вышел в известном всем лазоревом халате..."
"...поцеловал в пушистые, сильно прокуренные усы..."
"...Преображенский похлопал себя по крутой и склонной к параличу шее..."

Профессор является состоятельным человеком:
"...Впрочем, у него и так, по‑видимому, денег куры не клюют..."

Профессор Преображенский - трудолюбивый человек:
"...Двери открывались, сменялись лица, гремели инструменты в шкафе, и Филипп Филиппович работал, не покладая рук..."
"...Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… Вы знаете, какую я работу проделал – уму непостижимо..."

Профессор Преображенский - умный и уверенный в себе человек:
"...После этого мы имели совещание с Филиппом Филипповичем. Впервые, я должен сознаться, видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным..."

Профессор Преображенский - одинокий человек:
"...В сущности ведь я так одинок…"

Профессор Преображенский - властный и энергичный человек:
"...Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал перед ночными гостями..." Профессор Преображенский - человек с характером:
"..«Вот это парень, – в восторге подумал пёс, – весь в меня. Ох, тяпнет он их сейчас, ох, тяпнет. Не знаю ещё – каким способом, но так тяпнет…"

Профессор Преображенский - вспыльчивый человек:
"...говорил Филипп Филиппович, – голубчик, я иногда на вас ору на операциях. Уж простите стариковскую вспыльчивость..."

Профессор Преображенский - человек слова:
"...Я же никогда не говорю на ветер, вы это отлично знаете..."

Профессор - честный человек. Он не бросает коллег в беде:
"...бросать коллегу в случае катастрофы, самому же выскочить на мировом значении, простите…"

Филипп Преображенский - законопослушный гражданин:
"...На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками..."

Преображенский знаком с важными чиновниками:
"...если бы вы не были европейским светилом, и за вас не заступались бы самым возмутительным образом <...> лица, которых, я уверена, мы ещё разъясним, вас следовало бы арестовать..."

Профессор является человеком фактов и наблюдения:
"...Голубчик, вы меня знаете? Не правда ли? Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что‑нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод..."


Филипп Преображенский - здравомыслящий и опытный человек:
"...никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность..."

Профессор не любит суетиться и спешить:
"...Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел..."

По словам самого профессора, он не любит насилия по отношению к людям и животным:
"...Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением..."

Профессор Преображенский не любит пролетариат (работников по найму):

"..– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.

– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович..."

Известно, что профессор любит оперу "Аида" Верди:
"...сегодня в большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю… Помните? Дуэт… тари‑ра‑рим..."

Филипп Филиппович Преображенский любит напевать песни:

(например, "От Севильи до Гренады" и "К берегам священным Нила")
"...рассматривал, щурился и пел: «К берегам священным Нила…"
"...Напевая по своему обыкновению, он спросил: «Что же мы теперь будем делать?» И сам же ответил буквально так: «Москвошвея, да… От Севильи до Гренады...».."

Профессор является упорным ученым. Он все время что-то исследует:
"...Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги, – упорный человек, настойчивый, всё чего‑то добивался, резал, рассматривал, щурился и пел..."

 

 

Это интересно: