→ Риторика речи курсы самостоятельно. Уроки риторики

Риторика речи курсы самостоятельно. Уроки риторики

Новая страница 1

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. И если для вас карьера, успех, амбиции не просто набор слов, а конкретные целевые установки и осознанные устремления, – уроки риторики помогут вам в осуществлении планов.

Наш первый урок, как любое введение, будет посвящен знакомству с содержанием курса в целом. Необходимо четко представлять тот круг вопросов, изучив которые, вы овладеете искусством слова и сможете стать победителем в речевом состязании со своим оппонентом. Основными опорами в нашем движении к вершинам речевого мастерства будут рекомендации профессионалов в области риторического знания, данные современных гуманитарных наук, опыт великих мастеров Слова. А эпиграфом мы изберем известное выражение Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Цицерон не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Что же такое речевое общение ? Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так: «Любая речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». Поэтому начиная с классического периода Древней Греции и до настоящего времени обучение речевому мастерству осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

1) подготовка хорошо говорящего человека;

2) подготовка речевого произведения, т.е. умение составлять хорошую речь на заданную тему;

3) подготовка хорошего слушателя.

Понятно, что в реальном речевом общении говорящий и слушатель, как правило, постоянно меняются местами, создавая подчас общее речевое произведение.

Как происходит передача речевого сообщения от одного собеседника к другому? Отвечая на этот вопрос, современная риторика прежде всего опирается на данные современной психологической науки. Мы коротко остановимся на тех из них, которые имеют принципиальное значение для понимания сути речевого взаимодействия.

Когда человек начинает говорить, а его собеседник слушать, между ними происходит обмен двумя видами информации. Первый вид – это всегда сознательно передаваемая информация. Она оформлена в тех или иных суждениях или утверждениях, например: «Сегодня хорошая погода», «Курение вредит вашему здоровью», «Уроки риторики помогут вам достичь профессионального успеха» и т.д. При передаче этого вида информации все внимание инициатора общения сосредоточено на вопросе «Что я хочу сказать, чтобы меня правильно поняли?». В то же время помимо этой, сознательно передаваемой информации, от говорящего к слушателю идут такие речевые сигналы, на которые он обычно не обращает внимания. Сегодня хорошо известно, что практически все особенности характера человека, его образование, социальный, этнический, психологический, возрастной, профессиональный статус проявляются в его речевых характеристиках. Поэтому древнеримский ритор Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», подчеркивая уникальное значение речи в жизни любого человека. Таким образом, второй вид информации – это всегда информация о личности самого говорящего человека. Для чего мы так подробно охарактеризовали эти два вида информации? Для того, чтобы подчеркнуть их различную роль при передаче сообщения и при его восприятии. Дело в том, что при восприятии речевого сообщения слушатель в первую очередь реагирует на личность говорящего и только после этого воспринимает смысл сообщения. И если оценка говорящего человека положительная, то и его рациональные доводы воспринимаются быстрее и легче. Если же оценка собеседника отрицательная, то нежелание соглашаться с его логическими утверждениями практически неизбежно. Отсюда первое правило грамотного поведения в речевом общении: чтобы в чем-либо убедить собеседника, необходимо сначала вызвать у него желание общаться с вами как с приятным и обаятельным человеком.

Как этого достичь? Это возможно только в том случае, если все речевые сигналы, которые вы будете посылать своему слушателю, будут в первую очередь позитивно оценены на уровне его подсознания. Почему именно подсознание слушателя играет решающую роль при оценке личности говорящего? Потому что сегодня уже достоверно известно, что до 80 % получаемой извне информации человек воспринимает без контроля своего сознания. Но именно эта информация в значительной мере, а иногда и полностью (при использовании специальных манипулятивных технологий), определяет наши, как нам кажется, рациональные и осознанные оценки и поступки. Именно на уровне подсознания у вашего собеседника должно возникнуть желание общаться с вами как с приятным человеком, которое вы сами и сформируете речевыми сигналами, подаваемыми риторически грамотно. Поэтому так важно разобраться в том, какие сигналы и как должны воздействовать на сферу подсознания слушателя, чтобы гарантировать формулирование в отношении вас положительной оценки.

Первая группа таких сигналов обеспечивает звуковое оформление речи и при оценке мастерски звучащего слова определяется как благозвучие. Комфортное для слушателя звучание речи, а значит, и положительная оценка собеседника в целом, достигается такими характеристиками голоса говорящего человека, как мелодичность, звучность, четкая артикуляция, хорошее произношение, спокойный, лишенный раздражения тон, умеренный темп речи.

Сделаем несколько важных пояснений. Голос – это инструмент. И как любой музыкальный инструмент перед началом звучания необходимо настраивать, такой же настройки требует и наш голос. Поэтому не может быть плохого голоса от природы. Если нет каких-либо патологических отклонений, любой голос можно правильно настроить, «воспитать». Конечно, это непростая работа. Достаточно сказать, что в театральных вузах постановка голоса занимает не один семестр. А поскольку наша оценка начинается с нашего звучания, необходимо овладеть некоторыми приемами, позволяющими приобрести благозвучность речи.

Ваш голос будет звучным, гибким, красивым только в том случае, если развито правильное речевое (фонационное) дыхание. Для этого с помощью специальных тренировок необходимо выработать смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. Наиболее близок к нему мужской тип дыхания. Неслучайно большинство выдающихся ораторов прошлого были мужчинами. Они уже от природы имели необходимую для овладения ораторским искусством основу дыхания. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. При речевом дыхании выдох специально организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: здесь вдох в 10–15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 полновесных порций. Почему мы так подробно останавливаемся на этих характеристиках речевого дыхания? Потому что речь – это озвученный выдох воздуха. При формировании речи звуки образуются на выдохе. Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки. Возникающие при этом звуки усиливаются резонаторами – природной акустической системой - и затем уже воспринимаются слушателем. Поэтому главное в «воспитании» красивого голоса – это тренировка длинного выдоха и умелое использование усилителей звука.

Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего нужно проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и работает правильно. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (т.е. за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, значит диафрагма действует вяло и следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений. Такие упражнения содержатся во всех учебных пособиях по технике речи, поэтому на нашем уроке мы ограничимся только теми из них, которые можно легко освоить самостоятельно.

Упражнение «Выдох через соломинку» позволяет приобрести необходимую опору для звука – «речевой пояс». Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботком», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости и спины. Продолжая выдыхать «через соломинку», напойте свою любимую мелодию, чтобы еще сильнее активизировать мышцы диафрагмы и брюшной полости.

Повторите это упражнение несколько раз. Кому-то из вас эти упражнения могут показаться неинтересными, скучными и даже ненужными. Но как невозможно построить красивое здание без прочного фундамента, так и человек не сможет уверенно, убедительно и красиво говорить без хорошей и прочной речетехнической основы. Вот почему обучение речевому мастерству всегда начинается с такого раздела риторики, как техника речи.

Только отработав и закрепив навыки речевого дыхания, можно приступать к «воспитанию» голоса.

Самым информативным качеством «воспитанного» голоса является его тембр. От того, насколько выразительна тембровая окраска голоса, зависит легкость восприятия слушателем смысла высказывания. С помощью тембра может быть передана самая разнообразная информация о говорящем: пол, возраст, состояние здоровья, уровень образования и т.д. Как утверждают специалисты, по тембральной окраске слушатель, даже не видя говорящего, может практически безошибочно представить себе его мимику. А это значит, что именно тембр голоса среди всех звуковых сигналов наиболее точно отражает истинные ощущения человека, что воспринимается слушателем на подсознательном уровне. В речетехническом отношении тембровая окраска голоса зависит от объема резонаторов, формы и объема трахеи, от плотности смыкания голосовых связок. Сделаем еще несколько важных пояснений. Глотка, лицевые пазухи, купол твердого неба, черепная коробка, то есть то, что расположено в нашей природной акустической системе над связками, называется верхней системой резонаторов. Полости, расположенные под связкам, и в первую очередь грудная полость, представляют собой нижнюю систему резонаторов. Если звук направлен в нижние резонаторы, то включается грудной регистр голоса, придающий голосу бархатистость, теплоту и очарование. Если звук направлен в верхние резонаторы, то голос приобретает звонкость, резкость и нередко крикливость. При очень низком звучании голоса следует использовать верхний (головной) резонатор, а при излишне резком, высоком тоне – нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае голос приобретет комфортное для уха слушателя звучание.

Следующие несложные упражнения позволят значительно разнообразить палитру звучания вашего голоса и тем самым обеспечить его благозвучие.

Упражнение «Цоканье» позволяет увеличить объем верхних резонаторов, что придает звучанию голоса звонкость, звучность, хорошую слышимость и полетность.

1. Пощелкайте языком, имитируя звонкое цоканье копыт. Делайте это упражнение в течение 10–15 секунд, меняя положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Следите за изменениями окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. Можно выполнять это упражнение, используя мелодию известных песен «Тачанка», «Песня о Щорсе».

2. «Похвала – хула». Проговорите шепотом любые фразы, но сначала как похвалу чему или кому-либо, а затем как нарекание. Известно, что положительные эмоции способствуют увеличению объема резонаторов, а отрицательные приводят к его сокращению. Поэтому в первом случае, при похвале, шепот приобретает «теплое» звучание, и объем резонаторов – наибольший. Во втором случае нарекание произносится «холодным» тоном с наименьшим объемом резонаторов.

Наряду с правильным фонационным дыханием и тембровой окраской голоса для создания эмоционально активной и убедительной речи большое значение имеет четкость и ясность в произношении звуков речи – дикция. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, поэтому формирование навыков правильного произношения, создание наилучших условий для свободного и четкого звучания речи мы рассмотрим на следующем уроке.

Завершая наш первый урок, хочется вспомнить высказывание известного специалиста в области изучения ораторского искусства Фрэнка Снелла: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Современная риторика поможет вам достичь этой цели.

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить , но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций . Умение выступать , делать презентации , доклады полезная функция работника , согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Причем стопроцентно.

Поэтому я знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших (пусть не самым), в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе

Да, не помешают.

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения (самостоятельно или с тренером) … И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что – это не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой .

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи , которые постепенно забываются . Попеременно получая знания и закрепляя их на практике , мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.


Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом .
  • Можно – упражнения перед видеокамерой .

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом .

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера , и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1. Теория.

2. Практика.

Урок №1.



Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

Вот пример.

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Риторика – наука о речи, правильных и красивых методах общения, способных убедить любого в правоте оратора, создать почву для дальнейших убеждений. Это искусство изучается в современных учебных заведениях, потому что слово является мощным инструментом, если его правильно использовать. Основная цель риторики – научить общаться, чтобы ощущать уверенность в любой ситуации.

Возникновением риторики принято считать V век до н. э. Древняя Греция первой в современной Европе сформировала основы науки. В то время в Древней Греции изучались стилистика и грамматика. Греки первыми стали систематизировать знания по риторике и создали большое количество трактатов по данной теме, и некоторые из них изучаются даже в наше время.

Цицерон – один из известнейших ораторов Древнего Рима

Римляне заинтересовались искусством риторики после завоевания Греции, когда традиции этих стран начали перемешиваться, и империя активно заимствовала знания своих провинций. Искусство начало процветать в сенате, судах, общественных собраниях.

Существовали некоторые различия между стилями риторики, так как римляне были менее образованы, чем греки. У завоевателей речь была усеяна отступлениями, историями, стилистическими нюансами. Несмотря на это, красноречие все равно являлось мощным инструментом ораторов. Были случаи, когда в Древнем Риме высокие государственные посты занимали люди, искусно владеющие речью, и именно это было их главным преимуществом в политической борьбе, о чем мы можем узнать из исторических справок.

Появление в России

В древних эпохах это искусство видоизменялось, дополнялось полезными приемами. Использовать риторику начали и церковные деятели, которые активно завлекали в свою веру новую паству, и приводили неопровержимые словесные доказательства против еретиков. В Россию понятие риторики попало из Европейских стран в XVIII веке.

Михаил Васильевич Ломоносов

Возникновение ораторства совпало со временем распространения христианства. Называлось оно чаще всего «дар красноречия». Немного позже Ломоносов создал «Русскую грамматику», в которой присутствовали «Правила красноречия». Хорошими ораторами считались такие политические деятели, как Столыпин, Троцкий. Немного меньше, но все же преуспел в познании этой науки и Ленин.

Ораторское мастерство вполне можно развивать самостоятельно. Для развития речи требуются тренировки, сопровождающиеся постоянными замечаниями к себе, исправлениями и дополнениями навыков. Нужно подмечать все ошибки, которые совершаются, чтобы постараться исправить их при следующем разговоре.

  • используйте правильный темп. Важная особенность, требующая усвоения. Следить за скоростью разговора нужно обязательно, так как слишком быстрая речь не успевает усваиваться слушателем, медленная усыпляет, заставляет становиться невнимательным к фразам. Старайтесь выделять важные моменты интонацией, менять высоту голоса. Это привлекает внимание, не дает собеседнику скучать;
  • общайтесь с людьми. Для улучшения навыков общения недостаточно рассказывать о вещах дома. Требуется практика, заключающаяся в общении вживую. Для снятия накопившегося напряжения при длительном рассказе, нужно употреблять шутки, которые можно заранее приготовить;
  • используйте отступления. Поговорки, юмор, цитаты великих людей делают речь менее сухой, позволяют делать речь более доказательной;
  • поставьте голос. Произношение должно быть четким, правильным. Следует выговаривать согласные, чисто произносить любые звуки;
  • говорите о темах, которые интересует окружающих. Начать можно и с одного верного утверждения, после чего плавно подвести к другому, необходимому для достижения цели;
  • поддерживайте нейтралитет. Оратор должен стремиться достигать со всеми соглашения. Даже если собеседник или несколько человек неправы, следует сказать «Да, верно, но…», после чего можно доказывать свою точку зрения.

Совершенствование речи

Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:

  1. Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
    • разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
    • разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
    • использовать круговые движения рук в локтях;
  2. Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
    • языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
    • губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
    • надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
    • про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
    • руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
  3. Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
    • чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
    • проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.

При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.

По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.

Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.

Можно было бы подумать, что бесплатные курсы ораторского искусства не несут в себе никакой информативности, как это бывает на многих подобных курсах. Мы на своих занятиях сочетаем как лекционные материалы, так и практический опыт. Поэтому чаще всего мы называем их мастер-классы.

Одной из тем наших бесплатных занятий являются речевые умения . Развитие речевых умений – обязательный аспект подготовки ораторов. Голос – основной инструмент речи человека любой профессии. Актеры, ведущие, юристы, менеджеры по долгу своей работы много работают над постановкой голоса. Работа над постановкой голоса включает в себя работу над дикцией, тембром, интонацией. Мастерство техники речи отрабатывается на тренингах по постановке голоса путем выполнения определенных упражнений. Хорошо поставленная речь – залог успешной коммуникации.

Помимо этого мы выполняем различные упражнения. Например, упражнения для постановки речи , они отличаются в зависимости от многих факторов: профессия, возраст, социальный статус. Упражнения для постановки речи у взрослых отличаются тщательной проработкой силы голоса. Уроки постановки речи для людей различных профессий индивидуальны. Мы предлагаем индивидуальные упражнения постановки речи, чтобы развивать ораторское мастерство.

Одним из направлений наших занятий ораторского искусства, без которого не проходит ни одно занятие, орфоэпические нормы русского языка . Соблюдение орфоэпических норм русского языка - необходимый аспект культуры разговорной речи. Орфоэпические нормы включают в себя нормы постановки ударения и произносительные нормы. Ошибки в ударениях широко распространены не только в речи студентов, но также часто встречаются в речи работников госслужбы.

Мы также затрагиваем вопросы лексических норм русского языка . Нормы современного русского языка включают в себя разные виды. Одним из видов норм является лексическая норма, которая связана с употреблением слова в его правильном лексическом значении. Лексическое значение слова содержится в толковом словаре. В русском языке часто встречается нарушение лексической нормы. Такие ошибки, как тавтология, плеоназм, неверное употребление паронима, фразеологического сочетания приводят к тому, что нарушается понимание смысла высказывания. Соблюдение лексической нормы в современном русском языке является обязательным критерием культуры речи и ораторского искусства.

Эффективные коммуникации являются целью многих наших тренингов. Существуют несколько техник эффективных деловых коммуникаций. Одни из популярных техник – беседа, дискуссия, сократовский диалог. На своих тренингах по эффективному общению мы отрабатываем также навыки речевого мастерства.

 

 

Это интересно: