→ Сочинение Куприн А. Сочинение «Особенности творчества А

Сочинение Куприн А. Сочинение «Особенности творчества А

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Введение

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Теория и методика целостного анализа рассказа «Гранатовый браслет» на уроке в 11 классе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Имя А. И. Куприна, несомненно, связано с реалистическим направлением в русской литературе начала 20 века. Этот художник честно и прямо говорил о насущных проблемах своего времени, затрагивал множество нравственно-этических и социальных вопросов, волновавших предреволюционное русское общество.

Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам, внимательно ко всему приглядываясь. Хотя сейчас все реже и реже встречаются люди, подобные купринским героям, раньше они были явлением вполне обычным. Тем более Куприн мог писать лишь тогда, когда сам жил и чувствовал. Он не придумывал свои повести и рассказы за письменным столом, а выносил их из жизни. Потому, наверное, все его книги такие яркие и впечатляющие.

К. Чуковский писал о Куприне, что «его требования к себе, как писателю-реалисту, изобразителю нравов, буквально не имели границ, (...) что с жокеем он умел вести разговор, как жокей, с поваром - как повар, с матросом - как старый матрос. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью, кичился ею перед другими писателями (перед Вересаевым, Леонидом Андреевым), ибо в том и заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах...».

Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы возвысить человека, помочь ему обрести внутреннее совершенство и счастье.

Такой силой могла стать любовь к человеку. Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности.

«А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства. Куприн зачастую идеализирует своих героев (Олеся из одноименного рассказа) либо наделяет их почти неземными чувствами (Желтков из Гранатового браслета). Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна». Так, например, Олесю изгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть чуждый ей мир. Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Потом в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» стреляется, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою возлюбленную: «Да святится имя твое!».

В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, - «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине». Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой ярчайший образец романтической традиции.

Это говорит нам об умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке - самое лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.

Реалистическое в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» и повести «Поединок»

Бывалый человек, не раз колесивший по России, переменивший множество профессий, легко сближавшийся с самыми разными людьми, Куприн накопил огромный запас впечатлений и делился ими щедро, увлеченно. В его рассказах прекрасные страницы посвящены любви - мучительной или торжествующей, но всегда завораживающей. Критически изображая жизнь «как она есть», Куприн давал почувствовать и ту жизнь, которая должна быть. Он верил в то, что человек, который «пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья, будет счастлив и свободен».

Однако его идеалом была скитальческая, бродяжья, полная пестрых приключений и случайностей жизнь. И его симпатии - всегда на стороне людей, оказавшихся по тем или иным причинам вне рамок размеренного и благополучного существования.куприн рассказ реалистическое

Певца патриархальной естественности, Куприна не случайно привлекали формы труда, связанные с природой. Это не тягостная повинность у станка или в душной шахте, а работа «с солнцем в крови», под свежим ветром на бескрайних водных просторах. Называя своих героев «листригонами» по имени сказочных рыбаков-пиратов из «Одиссеи», Куприн подчеркивал неизменность, устойчивость этого мирка, сохранившего свои обычаи чуть ли не с гомеровских времен, и идеализировал этот древний, словно нетронутый временем тип ловца, охотника, сына природы. Но под античными масками угадывались живые лица современных Куприну балаклавских греков, ощущались их нынешние заботы и радости. В «Листригонах» отразились эпизоды дружеского общения писателя с крымскими рыбаками; все герои цикла - реальные люди, Куприн не изменил даже их имен. Так из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка.

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением - повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляющим ударом по всем порядкам царской России.

«Полк, офицерство и солдаты» написаны крупным планом в органическом взаимодействии с главным героем. В «Поединке» мы видим реалистические картины, создающие большое полотно, в котором «второстепенные» персонажи могут быть столь же важными для художественного целого, как и главные образы.

Повесть сильна, прежде всего, обличительным пафосом. Куприн, как известно, прекрасно знал дикие нравы армейской жизни, где высшие армейские чины обращались с солдатами, как со скотом. Офицер Арчаковский, например, до такой степени избил своего денщика, что «кровь оказалась не только на стенах, но и на потолке». Особенно злобствовали офицеры во время бессмысленной солдатской муштры, когда шла подготовка к парадным смотрам, от которых зависела их служебная карьера.

Сюжет произведения буднично трагичен: подпоручик Ромашов погибает в результате дуэли с поручиком Николаевым. Ромашов, городской интеллигент в мундире подпоручика заштатного полка, страдает от пошлости и бессмыслицы жизни, «однообразной, как забор, и серой, как солдатское сукно». Общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки к неизбежному возникновению конфликта. Ромашов испытывает к затравленному солдату Хлебникову «прилив теплого, самозабвенного, бесконечного сострадания». Автор не идеализирует юного Ромашова, не делает его борцом против уклада армейской жизни. Ромашов способен только на робкое несогласие, на неуверенные попытки убедить, что культурные, порядочные люди не должны нападать с шашкой на безоружного: «Бить солдата нечестно. Это стыдно». Обстановка презрительного отчуждения закаляет Ромашова. К концу повести он обнаруживает твердость и силу характера. Поединок становится неизбежным, а любовь его к замужней женщине, Шурочке Николаевой, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь, ускорила развязку.

«Поединок» принес Куприну европейскую славу. Передовая общественность восторженно встретила повесть, ибо, как писал современник, купринская повесть «подтачивала, расшатывала, поражала насмерть военную касту». Сегодняшним читателям повесть важна как описание поединка добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты.

Романтическое в повести «Суламифь» и рассказе «Олеся»

Несмотря на всю реалистичность произведений Куприна, в любом из них можно найти элементы романтизма. Более того, иногда это проявляется настолько сильно, что даже невозможно назвать некоторые страницы реалистическими.

В повести Олеся все начинается довольно прозаично, даже немного скучно. Лес. Зима. Темные, неграмотные полесские крестьяне. Кажется, что автор просто захотел описать жизнь крестьян и делает это, ничего не приукрашивая, изображая серую, безрадостную жизнь серым цветом. Хотя, конечно же, условия, в которые попадает главный герой повести, далеко не привычны для большинства из нас, но все же это реальные условия жизни в Полесье.

И вдруг среди всего этого унылого однообразия появляется Олеся, образ, несомненно, романтический. Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства. Куприн обращает внимание на руки девушки, хоть и загрубевшие от работы, но маленькие, аристократические, на ее манеру есть, говорить. Откуда в такой среде могла появиться девушка, подобная Олесе? Очевидно, образ юной колдуньи уже является не жизненным, а идеализированным, над ним потрудилось воображение автора.

После того как в повести появляется Олеся, романтизм уже неотделимо соседствует с реализмом. Наступает весна, природа радуется вместе с влюбленными. Появляется новый, романтический мир, где все прекрасно. Это мир любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Как только они встречаются, этот мир вдруг возникает из ниоткуда, когда расстаются - исчезает, но сохраняется в их душах. И влюбленные, находясь в обыденном мире, стремятся в свой, сказочный, никому другому не доступный. Это «двоемирие» - тоже явный признак романтизма.

Обычно романтический герой совершает «поступок». Не является исключением и Олеся. Она пошла в церковь, подчиняясь силе своей любви.

Таким образом, в повести описывается любовь реального человека и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир Олеси, а она - в его реальность. Становится понятным, почему в произведении прослеживаются черты как одного, так и другого направления.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Но иногда Куприн не придумывает ничего идеального. В Поединке, мне кажется, нет ни одного безупречного образа. Если Шурочка сначала и кажется прекрасной (она так умна, красива, хотя ее окружают пошлые, жестокие люди), то вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь, как Олеся или Желтков, она предпочитает ей внешний блеск высшего общества. И сразу, как только это понимаешь, и красота ее, и ум, и чувства предстают в ином свете.

Любовь Ромашова, конечно же, была чище и искренней. И хоть он совсем не идеализируется автором, его можно считать романтическим героем. Он все очень остро переживает и чувствует. К тому же Куприн проводит Ромашова через жизненные страдания: одиночество, унижение, предательство, смерть. На фоне реалистического изображения порядков царской армии, пошлости, жестокости, грубости выделяется еще одно лицо - Назанский. Это уже настоящий романтический герой. Как раз в его речах можно найти все основные идеи романтизма о несовершенстве этого мира, о существовании другого, прекрасного, о вечной борьбе и вечном страдании.

Как видно, в своих произведениях Куприн не придерживался рамок только реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повседневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто поэтому основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

Куприн обладал способностью совмещать в своих книгах реальность с романтической выдумкой. Наверное, это и есть та самая замечательная способность усмотреть в жизни прекрасное, достойное восхищения, которой лишены многие люди. Но если уметь видеть в жизни лучшие ее стороны, то, в конце концов, из самой скучной и серой повседневности может родиться новый, замечательный мир.

Восприятие и осмысление произведения искусства как целостности в наше время стало особенно значимым. Отношение современного человека к миру как целостности имеет ценностный, жизненный смысл.

Искусство с самого своего начала было направлено на эмоциональное ощущение и воспроизведение целостности жизни. Поэтому «… именно в произведении отчетливо реализуется всеобщий принцип искусства: воссоздание целостности мира человеческой жизнедеятельности как бесконечного и незавершенного «социального организма» в конечном и завершенном эстетическом единстве художественного целого».

Литература в своем развитии, временном движении, т. е. литературном процессе, отразила поступательный ход художественного сознания, стремящегося отразить овладение людьми целостностью жизни и сопутствующее этому движению разрушение целостности мира и человека.

Чтобы более или менее исчерпывающе познать художественное произведение, необходимо в идеале пройти все три ступени его научного рассмотрения, ничего в них не пропуская. Это значит, что необходимо осознать произведение как целое на уровне первичного восприятия, затем провести скрупулезный анализ его по элементам и, наконец, завершить рассмотрение системно-целостным синтезом.

В идеале методика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями. Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом целостным. Казалось бы, противоречие, но на самом деле это не так. Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер. В первую очередь необходимо познать «закон целого», принцип его организации, а уж он потом подскажет, на что конкретно обратить внимание. Поэтому рассмотрение художественного произведения необходимо начинать не с анализа, а с синтеза. Необходимо прежде всего осознать свое целостное первое впечатление и, проверив его главным образом перечитыванием, сформулировать на понятийном уровне. На этом этапе уже возможно провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа - определить содержательные и стилевые доминанты произведения. Это и есть тот ключик, который открывает целостность строения художественного создания и определяет пути и направления дальнейшего анализа. Так, если доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения вполне можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики и идеи; если в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематика же в этом случае оказывается не так важна. Более конкретное определение доминант подсказывает и более конкретные пути анализа: так, идейно-нравственная проблематика требует пристального внимания к индивидуальной «философии» героя, к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными. Проблематика же социокультурная, напротив, диктует повышенное внимание к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой. Выделение стилевых доминант также указывает на то, чем в произведении следует заниматься в первую очередь. Так, анализировать элементы сюжета не имеет смысла, если мы наблюдаем в качестве стилевой доминанты описательность или психологизм; тропы и синтаксические фигуры анализируются в том случае, если стилевая доминанта - риторичность; сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей и т.д. В результате достигается поставленная задача: экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным.

«Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. Соната Бетховена Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Из переписки Куприна и мемуаров известны прототипы героев рассказа: Желтков - мелкий телеграфный чиновник П.П. Желтиков, князь Василий Шеин - член Государственного совета Д.Н. Любимов, княгиня Вера Шеина - его жена Людмила Ивановна, урожденная Туган - Барановская, ее сестра Анна Николаевна Фриессе - сестра Любимовой, Елена Ивановна Нитте, брат княгини Шеиной - чиновник Государственной канцелярии Николай Иванович Туган - Барановский.

Рассказ выдержал ряд изданий на французском, немецком, английском, шведском, польском, болгарском, финском языках. Зарубежная критика, отмечая тонкий психологизм рассказа, приветствовала его как «порыв свежего ветра».

Для целостного анализа художественного произведения, учащимся необходимо задавать следующие вопросы:

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные событии.)

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что маленький человек способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее).

Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист - переодевается в трубочиста - становится судомойкой - превращается в монаха - трагически гибнет, оставляя после смерти завещание).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. «Прежняя страстная любовь давно ушла», может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с «чувством прочной, верной, истинной дружбы». Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами».)

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка.)

Как изображается Куприным Желтков и его любовь?

Почему он «заставляет» Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева «Розы», И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы»), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - «громадное счастье». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (Желтков признаёт, что неудобным клином врезался в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь - не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мёртвый человек).

Каким настроением проникнут финал повести? (Финал проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера, ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет.»)

Существует ли идеальная любовь?

Любить и быть любимым - это одно и то же? Что лучше?

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюблённый просил повесить браслет - символ святой любви - на икону)

Встречается ли неземная любовь? (Да, встречается. Но очень редко. Именно такую любовь и описал А. Куприн в своём произведении)

Как притягивать любовь? (Мало ждать любовь, надо самим научиться любить, чувствовать себя частицей окружающего мира)

Почему любовь управляет человеком, а не наоборот? (Любовь - вечный поток. Человек реагирует на волны любви. Любовь - вечна, она была, есть и будет. А человек приходит и уходит)

Какой видит А.И.Куприн истинную любовь? (истинная любовь - основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека)

Что такое любовь? (Любовь - это страсть, это сильные и настоящие чувства, возвышающие человека, пробуждающие его лучшие качества, это правдивость и честность в отношениях).

Любовь для писателя - основа всего существующего: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире. И никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

Его герои - люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижения человека, пытающиеся отстоять человеческое достоинство.

Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Заключение

Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениям жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он не хотел покоряться ей. Он старался жить интенсивной творческой жизнью и продолжать служение литературе. Нельзя не отдать должное талантливому писателю - он и в эти тяжелые для него годы сумел внести значительный вклад в русскую литературу.

Творчество Александра Ивановича Куприна высоко ценили Антон Павлович Чехов, Алексей Максимович Горький, Лев Николаевич Толстой. Константин Паустовский писал о нем: «Куприн не может умереть ни в памяти русских, ни в памяти многих людей - представителей человечества, как не может умереть гневная сила его «Поединка», горькая прелесть «Гранатового браслета», потрясающая живописность его «Листригонов», как не может умереть его страстная, умная и непосредственная любовь к человеку и к своей земле».

Нравственная энергия, и художественная, творческая магия Куприна идут от одного корня, от того, что он может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века. Книги Куприна нужно непременно прочесть, прожить в юности, ибо они - своего рода энциклопедия здоровых, нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Список использованной литературы

Корман Б.О. О целостности художественного произведения. Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1977, № 6

Куприн А. И.Гранатовый браслет.- М.,1994. - С. 123.

Паустовский К. Поток жизни // Собр. соч. в 9-ти томах. - М., 1983. Т.7.-416 с.

Чуковский К. Современники: портреты и этюды (с илл.): изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», М., 1962 - 453 с.

Слово о творчестве А. И. Куприна.

Вопрос 36. Основные темы и идеи прозы А. И. Куприна.

А. И. Куприн

2. Основные темы и идем творчества:

а) ʼʼМолохʼʼ - изображение буржуазного общества;

б) изображение армии (ʼʼНочная сменаʼʼ, ʼʼПоходʼʼ, ʼʼПоединокʼʼ);

в) конфликт романтического героя с обыденной действительностью (ʼʼОлесяʼʼ);

г) тема гармонии природы, красоты человека (ʼʼИзумрудʼʼ, ʼʼБелый пудельʼʼ, ʼʼСобачье счастьеʼʼ, ʼʼСуламифьʼʼ);

д) тема любви (ʼʼГранатовый браслетʼʼ).

3. Духовная атмосфера эпохи.

1. Творчество А. И. Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность автора и удивительное правдоподобие, с которыми он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны.

2. а) Это дало Куприну возможность создать в 1896 году крупное произведение ʼʼМолохʼʼ, посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. В этом произведении он обличает лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе.

Куприн показывает большой завод, где рабочие подвергаются жестокой эксплуатации. Главный герой, инженер Бобров, честный, гуманный человек, потрясен и возмущен этой страшной картиной. В то же время автор рисует рабочих как безропотную толпу, бессильную предпринять какие-либо активные действия. В ʼʼМолохеʼʼ наметились мотивы, характерные для всœего последующего творчества Куприна. Образы гуманистов-правдоискателœей пройдут длинной вереницей во многих его произведениях. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

б) Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Куприн описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались всœе прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна ʼʼНочная сменаʼʼ, ʼʼПоходʼʼ, а затем и ʼʼПоединокʼʼ имели большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, предстает на страницах ʼʼПоединкаʼʼ во всœем своем неприглядном облике. Перед нами проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всœей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Отсюда и вытекает название повести - ʼʼПоединокʼʼ. Тема повести - драма ʼʼмаленького человекаʼʼ, его поединок с невежественной средой, который заканчивается гибелью героя.

в) Но не во всœех своих произведениях Куприн придерживается рамок строго реалистического направления. В его повестях есть и романтические тенденции. Он помещает романтических героев в повсœедневную жизнь, в реальную обстановку, рядом с обыкновенными людьми. И очень часто в связи с этим основным конфликтом в его произведениях становится конфликт романтического героя с обыденностью, серостью, пошлостью.

В замечательном рассказе ʼʼОлесяʼʼ, проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией. На фоне дикой, величественной, прекрасной природы живут сильные, самобытные люди - ʼʼдети природыʼʼ. Такова Олеся, которая так же проста͵ естественна и прекрасна, как сама природа. Автор явно романтизирует образ ʼʼдочери лесовʼʼ. Но ее поведение, психологически тонко мотивированное, позволяет увидеть реальные перспективы жизни. Наделœенная небывалой силой душа вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения людей. Столь редкий дар выражается в любви к Ивану Тимофеевичу. Олеся как бы возвращает ненужнолго утраченную им естественность переживаний. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в повести описывается любовь человека-реалиста и романтической героини. Иван Тимофеевич попадает в романтический мир героини, а она - в его реальность.

г) Тема природы и человека волнует Куприна на протяжении всœей его жизни. Мощь и красота природы, животные как составная часть природы, человек, не потерявший с ней связь, живущий по ее законам, - вот грани этой темы. Куприна восхищает красота лошади (ʼʼИзумрудʼʼ), верность собаки (ʼʼБелый пудельʼʼ, ʼʼСобачье счастьеʼʼ), женская молодость (ʼʼСуламифьʼʼ). Куприн воспевает прекрасный, гармоничный, живой мир природы.

д) Только там, где человек живет в ладу с природой, любовь прекрасна и естественна. В искусственной жизни людей любовь, подлинная любовь, которая бывает раз в сто лет, оказывается неузнанной, непонятой и гонимой. В ʼʼГранатовом браслетеʼʼ этим даром любви наделœен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня - княгиня Вера Шеина - не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок - гранатовый браслет - как нечто ненужное, нарушающее ее покой, привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла ʼʼлюбовь, о которой мечтает каждая женщинаʼʼ. Взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок - поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.

3. Размышляя об индивидуальности героя, его месте среди других, о судьбе России в кризисное время, на рубеже двух веков, Куприн изучал духовную атмосферу эпохи, изображал ʼʼживые картиныʼʼ окружающего.

Слово о творчестве А. И. Куприна. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Слово о творчестве А. И. Куприна." 2017, 2018.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

Почти все творчество А.И. Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У писателя Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909--1915), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.

Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн.

Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот -- не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908--1911).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа -- в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества...

Мало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни -- его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Куприн -- превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь -- все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено -- ненавязчиво и без ложной умозрительности -- именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

 

 

Это интересно: